Путями исследователей

Казалось бы, уже давно все на территории нашей области описано и исследовано, однако нет-нет, да и появляются в СМИ какие-то вопросы, связанные с местными названиями. Поколение новых исследователей пытается определить с высоты современных знаний какое же название того или иного объекта более точно отражает имеющуюся действительность.
Путями исследователей
Например, что означает название нашего города Чита.

Не буду повторять всех вариантов причин названий нашего города описанных в книге В.Ф. Балабанова «В дебрях названий», который писал, что чем больше предположений, тем больше сомнений в правильности предлагаемого к рассмотрению варианта. Уже установленный факт, что наш город назван Читой потому, что расположен на берегу реки Читы. А вот откуда получила название сама река вопрос остается открытым.

Я был знаком с Виктором Федоровичем, потому что жил с ним в одном доме, хотя в силу возрастных ограничений общался не лично с ним, а с его детьми. Сам Виктор Федорович отсылает нас в верховья реки, предполагая, что историю с названием реки Чита может прояснить название одного из истоков реки Юмурчен (правый приток Витима) стекающий с северо-западной стороны группы гор, откуда берет начало Чита.

Безусловно, тут можно предположить определенную связь во взаимодействии системы социально культурных отношений древних жителей Сибири. Но вероятно не с названием реки Чита, потому, что ряд исследователей указывает на местное название реки. Другой установленный факт, на который ссылается В.Ф.Балабанов, - это то, что впервые гидроним Чита упоминается в описании пути царского посланника Спафария.

Здесь информация разноречива, но к названию реки она отношения не имеет. Просто интересен сам случай говорящий о том, что освоение Забайкалья происходило очень быстро во времени. Отряд казаков П.И.Бекетова прибыл в Забайкалье в 1653 г., поставив на озере Иргень острог, и спустились к реке Ингоде, построив там зимовье. Затем по пути в Нерчинск по той же дороге идет отряд Нерчинского воеводы Афанасия Пашкова в 1657-1658 годах.

И уже 1675 году по устью реки Читы проезжает Н.Г.Спафарий. И уже в 16 90 году встречаем топоним «Плотбище» расположенного на берегу реки Ингоды у картографа С.У.Ремезова. А в 1693 году царский посланник Избранд Идес прибыл в Плотбище, о котором пишет: «Местечко Плотбище на реке Цете лежит». И тут идут загадки для исследователей, которые предполагают, что кто-то из первопроходцев ошибся, указав неточное название.

Первопроходцы не ошибаются, ошибки делают современные исследователи, а первопроходцы описывают, то, что видят собственными глазами. Спафарий со своей экспедицией прошел до Телембинского острога и уже оттуда перевалил хребет и вышел на реку Читу по второму волоку в районе поселка Подволок. Где переночевав, экспедиция вдоль хребта пошла на реку Ингоду, откуда уже сплавлялась по известному маршруту.

Получается, что Спафарий сделал крюк, минуя устье Читы спускаясь уже по Ингоде на пути в Нерчинск. Так до Избрандта Идеса никаких сообщений о поселениях на реке Чите нет, и до 1772 года мы имеем официальное название острог Читинский и поселение Читинск. Ни о какой Чите речи нет, поэтому можно делать предположение о том, что название города Чита принято более поздними картографами, возможно и с участием декабристов делавших первую планировку города.

Откуда же взялось название реки? В конце 60-х годов я участвовал в работах по составлению топографической карты бассейна реки Читы и знаком соответственно со всеми названиями природных объектов. Когда ошибок и неточностей при их определении можно избежать, внимательно изучая материалы первопроходцев. Например, при определении топонима Чита было множество разных предположений, в том числе и Черновские, копи, которые к реке Чите отношения не имеют.

Черновские находятся на реке Ингоде. И если исключить всю информацию до появления первопроходцев, когда здесь жили только местные племена уйгуров и тунгусов, мы получаем тунгусский топоним, связанный с грязью и как запасной вариант уйгурский «Чыт». Почему? Потому, что единственная грязь, которую здесь можно найти находится у нас под носом. Во всей долине реки Читы грязь на протяжении сотен лет грязь находится только в одном месте.

Это озеро Угдан – единственный грязевой курорт в Забайкалье, который мог иметь значение для древних жителей Забайкалья. Озеро Угдан более позднее название. За многолетний период русло реки неоднократно менялось, а разливаясь, река Чита неоднократно «промывала» угданские грязи. Буддийский дацан, расположенный в этом месте подтверждает данное предположение. Только это место, которое знали ламы и шаманы, в течение многих столетий могло служить ориентиром для всех путешествующих.

Об этом же говорит логика, что угданские грязи оказались в самом центре маршрута экспедиции Спафария, который вышел на реку Читу на расстоянии дневного перехода от Угдана. А затем пройдя это место, ушел дальше на реку Ингоду, не зная вероятно того обстоятельства, что река Чита впадает в Ингоду и он зря потратил два дня пути.

[1] Балабанов В.Ф. В дебрях названий. Иркутск, Восточносибирское книжное издательство, 1977., стр.68-69.
×

По теме Путями исследователей

Пути человеческой судьбы

Человек сам не выбирает своих родителей и обстоятельства, в которых он должен...
Религия

Путь к Истине, или О миллиарде ловушек на духовном пути

Многие люди интуитивно чувствуют, что в нашем мире много ловушек. Но сколько их...
Религия

Путь Души: космические законы и свобода выбора

В соответствии с эзотерической парадигмой принято считать, что существуют Высший...
Религия

Путями захваченностей

У каждого человека своя реальность, в которой он живёт, и активность человека в...
Религия

Путь...

Путь есть Жизнь. Жизнь — как процесс накопления осознания, процесс развития...
Религия

Пути человеческие

«Человек – это звучит гордо…», говорит завсегдатай ночлежки, персонаж...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы