«Человек – это звучит гордо…», говорит завсегдатай ночлежки, персонаж произведения М. Горького пьесы: «На дне». Это интересно! Человек гордится не знатностью рода, не какими-то своими делами, или возможностями, а просто так, за то, что он человек. Чувство гордости, которое является проявлением в человеке состояния превосходства трансцендентного, ничем не оправданного и не объяснимого.
В человеке много непознаваемого и для него самого, и для тех, которые пытаются познать его. И те описания, психологами и психиатрами, всевозможных состояний, переживаемых человеком – это только внешние формы выражений каких-то процессов, происходящих во внутреннем мире человека. А реальные состояния, переживаемые человеком – неописуемы, их невозможно выразить в словах, потому что для этого не существует адекватных слов. Но люди при общении друг с другом, не испытывают от этого никаких неудобств, потому что слушатель сам, возможно, неоднократно переживал подобные состояния и ему достаточно только назвать это состояние и он поймёт сказанное, потому что имеет сходный опыт.
Хотя в действительности, внутренние переживания людей могут быть несравнимыми, хотя будут определяться одними и теми же словами. Человек многоплановое существо, но преимущественно в нём проявлен какой-то один из многих планов сознания. И те состояния, которые может переживать человек, на каждом плане сознания переживаются по-своему. Поэтому, люди при общении, никогда не понимают друг друга в такой степени, как этого им хотелось бы. И ещё в большей степени люди не понимают друг друга, когда речь идёт об отношениях, не только конкретно к какому-то человеку, но и ко всему происходящему во внешнем мире. В таких случаях так же используются общепринятые слова, которые можно сравнить с заголовками к отсутствующему тексту.
Человеческую жизнь можно сравнить со своеобразной мелодией, индивидуальной для каждого человека, которая звучит в глубине его витальной души. У одних она сравнима с произведениями великих композиторов, у других же как «чижик пыжик…». И эта сторона человеческого бытия так же скрыта от других, даже самых близких, людей. Люди общаются друг с другом своими фасадами, и для каждого случая у них есть свои маски, которые могут быть, как лёгкий едва заметный макияж, полупрозрачная вуаль и, как лицо бездушного киборга, на котором может быть изображена любая эмоция.
Тканью для социальных масок являются слова, при помощи которых скрываются истинные цели тех, которые приближены к вершине социальной пирамиды. Можно сказать, что слова используются для определения каких-то внутренних состояний, для объявления намерений, или для их сокрытия. И при помощи слов можно создавать образы ложных намерений и создавать ложные сюжеты событий, и формировать всевозможные мнения, которые почти всегда являются иллюзиями. Но люди общаются друг с другом при помощи слов, позади которых может быть какая угодно реальность, кроме той, которая есть на самом деле. И, кроме того, каждый человек по-своему относится к реальности мира, и, можно сказать, что для каждого человека мир, в какой-то степени приобретает его индивидуальные оттенки. Поэтому в получаемой нами любой информации всегда будет присутствовать привнесённый дополнительный элемент, искажающий её.
Человека делает человеком вторая сигнальная система, оперирующая всевозможными символами, среди которых слова имеют основное значение. Слова можно назвать ментальными формами, в которые облечены все значимости мира. Тогда любая информация, получаемая человеком о реальности мира, не является этой реальностью, но только её иллюзорным определителем. Практически человек живёт, окружённый всевозможными иллюзиями, которые создаются другими людьми и которые создаёт он сам, и всё это стало для него настолько привычным, что он перестал отличать иллюзии от реальности, и мнения других людей может принимать за правду. И чем более значимым для него является какой-то источник информации, тем в большей степени информация, полученная от него, приближается к абсолютной правде.
Хотя, в действительности, реальность, о который мы получаем информацию, может быть бесконечно сложнее, чем сведения, получаемые нами. Человеческий разум, усваивающий приходящие к нему потоки информации, постепенно трансформируется и информация для него становится более значимой, чем реальность. Действительно, реальность мира в человеке занимает довольно скромное место по сравнению с безбрежным океаном информации. более того, она трансформирует личность человека, в соответствии со своим содержанием – отсюда: «с кем поведёшься, того и наберёшься», или «назови человека тысячу раз ослом, он на тысяча первый раз заорёт по ослиному», или ещё: «общение с карликами – деформирует спинной хребет».
Здесь было сказано о том, что информация во многом иллюзорна и всегда в какой-то степени не соответствует истине или той реальности, которую она делит на конечные отрезки. Даже человеческая жизнь имеет своё начало и свой конец. Когда мы говорим, что человек родился или человек умер, то имеем в виду человеческое тело, которое не является человеком, но только средством, необходимом для существования Человека в этом мире значимостей. Истинным человеком является Психическое существо, которое называют ещё Истинным «Я» человека. Тело, как одежда, со временем приходит в негодность и его хоронят. В действительности, реальность, состоящая из отдельных объектов, представляет собой беспредельное единство Мироздания. И даже тогда, когда мы говорим, что человек умер, мы должны знать, что это иллюзия, Человек не может умереть, потому что он бессмертен.
Когда мы говорим, что мир иллюзорен, то имеем в виду, что все эти возможности иллюзий изначально заложены в программы восприятия человеком реальности мира. Здесь имеется в виду внешняя часть человеческого существа, а не его Истинное «Я», которое не имеет иллюзий. И тогда у нас может возникнуть вопрос: для чего человеку нужны иллюзии отношений, иллюзорное восприятие реальности мира? Кажется, всё было бы намного проще, если бы человек изначально воспринимал реальность мира такой, какая она есть в действительности.
Без иллюзий, никакая эволюция сознания не только в пределах Земли, но и во всём Мироздании невозможна. Можно представить, что все сознательные формы жизни видят и понимают реальность такой, какая она есть в действительности – никаких иллюзий, никаких «разночтений», все видят реальность одинаково и относятся к ней одинаково и, постепенно, эта одинаковая реальность делает всех, воспринимающих её, одинаковыми. Вы же помните, что «с кем поведёшься, того и наберёшься». А если мы всё воспринимаем одинаково, то между нами нет никаких противоречий, никаких противостояний, несогласий, мы все «на одно лицо», мы можем трансформироваться только тогда, когда изменится реальность мира.
Любая иллюзия имеет своё намерение и выбор, который делают люди на развилках своей жизни, и этот выбор возможен только благодаря тому, что у человека есть какие-то иллюзии по поводу результатов выбора. Иллюзии – это всегда ловушки, капканы, клетки, попав в которые можно выбраться только через внутренние изменения. Без иллюзий мироздание будет заполнено биороботами от самых примитивных одноклеточных, до высоко интеллектуальных – человекоподобных. И у всей этой иерархии биороботов будет своё конкретное предназначение, за пределы которого ни один биоробот никогда не выйдет, потому что для этого в его программе отношений с реальностью должны быть изменчивые элементы, порождающие иллюзии.
Во внешнем человеческом мире нет своих иллюзий, носителями их являются люди. В соответствии со своими иллюзиями они взаимодействуют с миром, навязывая ему своё видение реальности и ценность тех или иных значимостей, а так как человек – социальное (стадное) существо, то он не может не следовать за своими социальными лидерами. Социальность человека и стремление быть «такими как все», обусловлены его внушаемостью, которая напрямую связана с его программами восприятия и взаимоотношения с реальностью мира. Именно эти программы и порождают психологические и социальные иллюзии человека, и через них низшая природа управляет всеми желаниями и стремлениями человека. В действительности, человек всегда стремится к предполагаемому будущему, которое может в значительной степени отличаться от будущего реального.
Внешняя оболочка человека, состоящая из физического тела, витала и ментала – смертны и низшая природа постоянно подталкивает человека различными способами, к тем обстоятельствам, в которых он, решая свои ежедневные проблемы, использует свою энергию жизни, значительная часть которой присваивается силами низшей природы. Но проходят годы, расходуются возможности человека, меньше становится энергии жизни и однажды человек умирает. Вернее, умирает его внешняя оболочка, находящаяся под властью низшей природы. При этом, низшая природа не старается совершенствовать человека, но стремится удержать его в своей власти, привязывая его к всевозможным иллюзорным значимостям этого проявленного мира. человек для неё – донор и она вновь и вновь будет создавать те обстоятельства, в которых он будет отдавать ей часть своей энергии.
Но, как мы уже говорили, у человека есть выход из казалось бы безвыходного положения – это внутренний путь. Низшая природа предлагает человеку множество внешних путей, каждый из которых ведёт к деградации и смерти, но она не предлагает ему путь внутренний, потому что этот путь ведёт человека к освобождению от её извечного рабства. Более того, она, при намерении человека выйти из-под её влияния, будет всячески препятствовать этому.
Первое, что требуется человеку для внутреннего пути – это цель, которой он может посвятить всю свою жизнь. И эта цель не должна быть направлена к каким-либо значимостям этого проявленного мира. Все цели, которые ведут к любым значимостям проявленного мира, в конечном счёте, заканчиваются смертью, и только внутренний путь даёт человеку надежду на бессмертие. Низшая природа заинтересована в спонтанности человека, при которой он живёт сиюминутными интересами, идя путями необходимостей внешнего проявленного мира. Человек, вставший на внутренний путь, использует любые внешние обстоятельства и различные внутренние состояния, возникающие в ответ на эти обстоятельства, для осознания. И самым важным для него должно быть сохранение внутреннего максимального покоя и неподвижности, потому что только это состояние открывает человеку пути к восхождению его сознания.
Источник: Пётр Зорин
Обсуждения Пути человеческие