Книга Дугласа Хардинга стоит особняком в мире эзотерической литературы, в изобилии наполняющей прилавки книжных магазинов. Называется она довольно странно – «Жизнь без головы», и, как замечает в предисловии сам автор, это отнюдь не рекламный трюк.
Это и не название романа вроде небезызвестного «Человека без свойств» Роберта Музиля. Автор книги абсолютно серьезен, утверждая: у него нет головы.
Именно таким образом Дуглас Хардинг, «мистик и мудрец XX века» (по выражению американского исследователя Энн Бэнкрофт), и выразил загадочную и трудноуловимую суть истинной природы человека. Правда, сам он подчеркивает, что озарение, пришедшее к нему в Гималаях, не было «ни сном, ни эзотерическим откровением». Скорее оно ощущалось как «внезапное пробуждение от сна обыденной жизни, окончание сновидения… самосветящаяся реальность».
Собственная «безголовость» предстала перед автором во всей очевидности неизреченной простоты: «…Я будто заново родился в тот миг, свободный от ума и всех воспоминаний. Существовало только Сейчас, тот настоящий момент и все, что, несомненно, присутствовало в нем. Было достаточно просто смотреть. И вот что я увидел: брюки цвета хаки, заканчивающиеся внизу парой коричневых ботинок, рукава цвета хаки, заканчивающиеся парой розовых кистей, и перед рубашки цвета хаки, заканчивающийся… абсолютно ничем! Уж точно не головой».
Далее Хардинг с изумлением выясняет, что «эта дыра там, где должна быть голова», вмещает в себя весь мир, вселенную, обширную пустоту того, что происходит Сейчас.
«Я потерял голову и обрел целый мир» – вот эпиграф, которой вполне можно было бы поставить к этой небольшой, очень просто написанной книге.
Нетрудно догадаться, что поначалу окружающие Хардинга не поняли и его открытия не оценили. Оно кажется слишком уж глупым и самоочевидным, чтобы вообще обращать на него внимание. Действительно невозможно, не прибегая к помощи зеркала, увидеть собственную голову. И что с того? Опыт «видения», как его называет автор книги, требует «чуткой наивности», страстного желания ответить на вопрос: «Посмотри, кто здесь?» Это совсем не то же самое, что пытаться ответить на «Представь, кто здесь» и «Поверь другим, кто здесь».
«Лжеголовая концепция», наделяющая нас вместо пустоты «волосяным шаром», уводит душу в сторону от непосредственного «видения». Его очень трудно (или невозможно) описать словами. В этом Хардингу немало помог дзэн-буддизм. Известен знаменитый совет шестого патриарха дзэн своему ученику: «Прервать все молитвы и медитации и увидеть то, «как в этот момент выглядит твое лицо – Лицо, которое было у тебя до твоего рождения (и даже до рождения твоих родителей)». Этот совет принес просветление страждущему монаху.
Вне дзэн довольно сложно найти утверждения, говорящие об истинной природе человека и в то же время лишенные мало-мальской религиозности и идеологичности, утверждает автор книги. Один из великих учителей современности Дайсэцу Судзуки пишет о дзэн: «В дзэн есть развоплощение, плоть – не плоть, здесь – сейчас равно пустоте и бесконечности».
Сейчас число «обезглавленных» последователей Хардинга насчитывает не одну тысячу человек. Все они имеют некоторое представление о том Невещественном Центре, который заменяет им утраченную (или никогда не бывшую) голову.
Путь к Своему Невещественному Центру, творческой пустоте, Богу, если угодно, лучше не воспринимать как любопытный и преходящий опыт. Если уж идти по нему, говорит Хардинг, то лучше делать это сознательно, теряя себя и обретая взамен мир. Похоже, это неплохая награда за все усилия и страдания, которые поджидают человека, выбирающего полноценную «жизнь без головы».
Именно таким образом Дуглас Хардинг, «мистик и мудрец XX века» (по выражению американского исследователя Энн Бэнкрофт), и выразил загадочную и трудноуловимую суть истинной природы человека. Правда, сам он подчеркивает, что озарение, пришедшее к нему в Гималаях, не было «ни сном, ни эзотерическим откровением». Скорее оно ощущалось как «внезапное пробуждение от сна обыденной жизни, окончание сновидения… самосветящаяся реальность».
Собственная «безголовость» предстала перед автором во всей очевидности неизреченной простоты: «…Я будто заново родился в тот миг, свободный от ума и всех воспоминаний. Существовало только Сейчас, тот настоящий момент и все, что, несомненно, присутствовало в нем. Было достаточно просто смотреть. И вот что я увидел: брюки цвета хаки, заканчивающиеся внизу парой коричневых ботинок, рукава цвета хаки, заканчивающиеся парой розовых кистей, и перед рубашки цвета хаки, заканчивающийся… абсолютно ничем! Уж точно не головой».
Далее Хардинг с изумлением выясняет, что «эта дыра там, где должна быть голова», вмещает в себя весь мир, вселенную, обширную пустоту того, что происходит Сейчас.
«Я потерял голову и обрел целый мир» – вот эпиграф, которой вполне можно было бы поставить к этой небольшой, очень просто написанной книге.
Нетрудно догадаться, что поначалу окружающие Хардинга не поняли и его открытия не оценили. Оно кажется слишком уж глупым и самоочевидным, чтобы вообще обращать на него внимание. Действительно невозможно, не прибегая к помощи зеркала, увидеть собственную голову. И что с того? Опыт «видения», как его называет автор книги, требует «чуткой наивности», страстного желания ответить на вопрос: «Посмотри, кто здесь?» Это совсем не то же самое, что пытаться ответить на «Представь, кто здесь» и «Поверь другим, кто здесь».
«Лжеголовая концепция», наделяющая нас вместо пустоты «волосяным шаром», уводит душу в сторону от непосредственного «видения». Его очень трудно (или невозможно) описать словами. В этом Хардингу немало помог дзэн-буддизм. Известен знаменитый совет шестого патриарха дзэн своему ученику: «Прервать все молитвы и медитации и увидеть то, «как в этот момент выглядит твое лицо – Лицо, которое было у тебя до твоего рождения (и даже до рождения твоих родителей)». Этот совет принес просветление страждущему монаху.
Вне дзэн довольно сложно найти утверждения, говорящие об истинной природе человека и в то же время лишенные мало-мальской религиозности и идеологичности, утверждает автор книги. Один из великих учителей современности Дайсэцу Судзуки пишет о дзэн: «В дзэн есть развоплощение, плоть – не плоть, здесь – сейчас равно пустоте и бесконечности».
Сейчас число «обезглавленных» последователей Хардинга насчитывает не одну тысячу человек. Все они имеют некоторое представление о том Невещественном Центре, который заменяет им утраченную (или никогда не бывшую) голову.
Путь к Своему Невещественному Центру, творческой пустоте, Богу, если угодно, лучше не воспринимать как любопытный и преходящий опыт. Если уж идти по нему, говорит Хардинг, то лучше делать это сознательно, теряя себя и обретая взамен мир. Похоже, это неплохая награда за все усилия и страдания, которые поджидают человека, выбирающего полноценную «жизнь без головы».
Обсуждения Пустота, вмещающая мир