Период, которые они представляют, охватывает внушительные 1100 лет: годы «Роскоши и будней» - как гласит подзаголовок Боннской выставки о Византии. Это целая эпоха: от основания Константинополя императором Константином в 324 году до захвата города Мехмедом II в 1453 году, эпоха великолепных расцветов и опустошительных разграблений (армией крестоносцев в 1204 году).
Но Византия, как ясно показывает выставка, это не только Константинополь. Это грандиозное политическое и религиозное наследие, целая культура, включившая искусство Западной Римской империи после её падения в 476 году. Наследие, которое даже после захвата Константинополя и за пределами его истока, сформировалось и снова расцвело.
Является ли день открытия выставки также «великим днем для Германии», как считает куратор выставки Фалько Дайм из Римско-Германского Центрального музея в Майнце? Хотя бы по той причине, что эта выставка уникальна и нигде больше проводиться не будет? Дорогостоящая презентация, в которой участвуют 80 кредиторов и каталог, составленный многими авторами - все это только для трех с половиной месяцев в Боннской федеральной художественной галерее!
Для Фалько Дайма это не просто выставка экспонатов - это признание, что исследование и восприятие Византии, как страны заходящего солнца, как преемницы упадочничества Западного Римского государства, было ложным. И вот эта тема на повестке дня для создания новой, откорректированной точки зрения.
В этой первой и единственной выставке Византия предстанет в новом свете и исправит западный взгляд, опираясь на наглядное обоснование.
Византия - тысячелетнее заблуждение? Религиозный раскол ортодоксальности и католицизма в 11 столетии может быть причиной такой точки зрения. Но не стоит забывать, что Византия всегда представляла собой исторический мостик, связь между греко-римской античностью и современностью, между возникшей вместе с германскими государствами западной культурой и Востоком. И, если угодно, являлась оплотом против мусульманского натиска с востока.
Было ли это попыткой крестоносцев оправдать свою нечистую совесть, когда они после разграбления Константинополя пытались оболгать эту культуру? Или это просто зависть к богатствам: роскоши шелков и слоновой кости, россыпей золота и драгоценностей? По крайней мере, многое из сокровищ Византии сохранилось и представлено на этой уникальной выставке.
Многие, представленные экспонаты связаны с центром государства Византии - Константинополем. Например, прекрасный рельеф из слоновой кости с изображением византийской императрицы, отражает блеск и роскошь византийского двора. Художник не скупится на жемчуг, мрамор, роскошные ткани и другие принадлежности имперской власти. Контрастными по отношению к ним смотрятся предметы из храма Святой Катерины у подножия горы Моисея в Синае, представляющие отвращенную от мира монастырскую жизнь. Очень сильное впечатление производит икона шестого века с изображением Иоанна Крестителя. С растрепанной прической, просто одетый в наряд из овечьей шкуры, он, согласно своей библейской роли указывает на Христа, как Агнца Божьего.
На выставке также есть экспонаты, представляющие места паломничества и паломников того времени. В те времена, осознающие свою вину верующие, предпринимали далекие походы для очищения своей души. Золотая подвеска с Богородицей, ребенком и парящим ангелом должна была принадлежать богатому кающемуся, который хотел обеспечить себе помощь свыше надписью на греческом: «Господи, защити носящего это. Аминь».
Одна из частей выставки посвящена архитектурным и скульптурным талантам жителей Византии. Есть даже документы, указывающие, что император Юстиниан создал план города на чертежной доске, который как никакой другой представлял идеальную картину города ранней Византии. Филигранные капители с изображением животных и растений указывают на художественное мастерство той эпохи.
Город Эфес представляет дохристианские традиции. Как военный и управленческий центр он был и после захвата османцами, примером ведения экономики и повседневной жизни в византийском городе. На выставке представлен масленый кувшин в форме медведя, изготовленный во времена позднего римского периода 3 - 4 веков.
Представлены документы, которые доказывают отменную организацию военного дело на суше и на воде. Примечателен также фрагмент стеклянной мозаики древнего порта военного флота Равенны, принадлежащий музею Античного Судоходства города Майнца. Он в ярких красках изображает вход в порт между двумя башнями.
Равенна, наряду с Римом и Миланом была одно время столицей Западного Римского государства, что доказывает мозаика с изображением императора Юстиниана и его супруги Феодоры. После отвоевания Равенны Юстинианом, она была расширена до византийского административного района.
Выставка сияет редкими экспонатами, которые символизируют одновременно великолепие Византии и ее забытье в позднем средневековье. Эти предметы искусства были отняты грабежом или воровством и появлялись позднее в других местах: например прекрасная окрашенная красным цветом шкатулка слоновой кости из Трои, филигранный сосуд для благовоний в форме пятикупольной церкви из Венеции и красиво украшенная икона с изображением Абрама во время угощения в Афинах.
Является ли день открытия выставки также «великим днем для Германии», как считает куратор выставки Фалько Дайм из Римско-Германского Центрального музея в Майнце? Хотя бы по той причине, что эта выставка уникальна и нигде больше проводиться не будет? Дорогостоящая презентация, в которой участвуют 80 кредиторов и каталог, составленный многими авторами - все это только для трех с половиной месяцев в Боннской федеральной художественной галерее!
Для Фалько Дайма это не просто выставка экспонатов - это признание, что исследование и восприятие Византии, как страны заходящего солнца, как преемницы упадочничества Западного Римского государства, было ложным. И вот эта тема на повестке дня для создания новой, откорректированной точки зрения.
В этой первой и единственной выставке Византия предстанет в новом свете и исправит западный взгляд, опираясь на наглядное обоснование.
Византия - тысячелетнее заблуждение? Религиозный раскол ортодоксальности и католицизма в 11 столетии может быть причиной такой точки зрения. Но не стоит забывать, что Византия всегда представляла собой исторический мостик, связь между греко-римской античностью и современностью, между возникшей вместе с германскими государствами западной культурой и Востоком. И, если угодно, являлась оплотом против мусульманского натиска с востока.
Было ли это попыткой крестоносцев оправдать свою нечистую совесть, когда они после разграбления Константинополя пытались оболгать эту культуру? Или это просто зависть к богатствам: роскоши шелков и слоновой кости, россыпей золота и драгоценностей? По крайней мере, многое из сокровищ Византии сохранилось и представлено на этой уникальной выставке.
Многие, представленные экспонаты связаны с центром государства Византии - Константинополем. Например, прекрасный рельеф из слоновой кости с изображением византийской императрицы, отражает блеск и роскошь византийского двора. Художник не скупится на жемчуг, мрамор, роскошные ткани и другие принадлежности имперской власти. Контрастными по отношению к ним смотрятся предметы из храма Святой Катерины у подножия горы Моисея в Синае, представляющие отвращенную от мира монастырскую жизнь. Очень сильное впечатление производит икона шестого века с изображением Иоанна Крестителя. С растрепанной прической, просто одетый в наряд из овечьей шкуры, он, согласно своей библейской роли указывает на Христа, как Агнца Божьего.
На выставке также есть экспонаты, представляющие места паломничества и паломников того времени. В те времена, осознающие свою вину верующие, предпринимали далекие походы для очищения своей души. Золотая подвеска с Богородицей, ребенком и парящим ангелом должна была принадлежать богатому кающемуся, который хотел обеспечить себе помощь свыше надписью на греческом: «Господи, защити носящего это. Аминь».
Одна из частей выставки посвящена архитектурным и скульптурным талантам жителей Византии. Есть даже документы, указывающие, что император Юстиниан создал план города на чертежной доске, который как никакой другой представлял идеальную картину города ранней Византии. Филигранные капители с изображением животных и растений указывают на художественное мастерство той эпохи.
Город Эфес представляет дохристианские традиции. Как военный и управленческий центр он был и после захвата османцами, примером ведения экономики и повседневной жизни в византийском городе. На выставке представлен масленый кувшин в форме медведя, изготовленный во времена позднего римского периода 3 - 4 веков.
Представлены документы, которые доказывают отменную организацию военного дело на суше и на воде. Примечателен также фрагмент стеклянной мозаики древнего порта военного флота Равенны, принадлежащий музею Античного Судоходства города Майнца. Он в ярких красках изображает вход в порт между двумя башнями.
Равенна, наряду с Римом и Миланом была одно время столицей Западного Римского государства, что доказывает мозаика с изображением императора Юстиниана и его супруги Феодоры. После отвоевания Равенны Юстинианом, она была расширена до византийского административного района.
Выставка сияет редкими экспонатами, которые символизируют одновременно великолепие Византии и ее забытье в позднем средневековье. Эти предметы искусства были отняты грабежом или воровством и появлялись позднее в других местах: например прекрасная окрашенная красным цветом шкатулка слоновой кости из Трои, филигранный сосуд для благовоний в форме пятикупольной церкви из Венеции и красиво украшенная икона с изображением Абрама во время угощения в Афинах.
Обсуждения Византийская империя