Но процветание Теотиуакана основывалось не только на земледельческом потенциале долины Мехико. Город был крупнейшим ремесленным центром всей тогдашней Северной Америки.
В нем найдены остатки пяти сотен ремесленных мастерских; более трехсот из них занимались обработкой твердого вулканического стекла — обсидиана, которым богаты окружающие горы.
В нем найдены остатки пяти сотен ремесленных мастерских; более трехсот из них занимались обработкой твердого вулканического стекла — обсидиана, которым богаты окружающие горы.
В Центральной Америке I тысячелетия н. э. металл был практически неизвестен, поэтому твердые орудия труда и острые детали оружия изготовлялись из кремня либо из обсидиана.
Монополия теотиуаканцев на обсидиановые изделия обеспечивала им экономическое, да и военное преобладание далеко за пределами долины Мехико.
Несмотря на грандиозность и очевидное могущество великого города, память о ней не сохранилась у индейцев до момента появления конкистадоров в Мексике.
Большинство местных жителей считало, что Теотиуакан построили вообще не люди, а то ли боги, то ли мифические великаны.
Кстати, мы до сих пор точно не знаем, какой народ населял «Место превращения в богов» и на каком языке он говорил...
Однако, совсем недавно достоверные сведения о Теотиуакане были обнаружены более чем в тысяче километров от долины Мехико, в иероглифических надписях, происходящих из древних городов майя.
Исследователи давно обратили внимание на персонажей в теотиуаканских костюмах и с масками тамошнего бога дождя на памятниках из майяских городов Тикаль, Копан и Вашактун. Там же была найдена теотиуаканская керамика.
Наличие этих находок обычно объясняли торговыми и дипломатическими связями области майя с Центральной Мексикой.
Правда, в IV веке нашей эры в горной Гватемале, в Каминальуйу (сейчас это окраина столичного Гватемала-Сити) возник целый город, построенный в теотиуаканском стиле: просто прибытием купцов или послов этого не объяснить.
Но, поскольку горная Гватемала лежит вне региона, где развивалась классическая культура майя, — предполагалось, что город был военно-торговой колонией мексиканцев, построенной в местности если не вовсе безлюдной, то населенной отсталыми племенами.
И только прочтение иероглифических текстов выявило совершенно неожиданный факт: в конце IV века, тогда же, когда племена гуннов двигались на Запад, а волны варварских нашествий накатывались на Римскую империю, теотиуаканцы завоевали земли майя!
И не какие-то второстепенные городки, а важнейшую из тогдашних майяских столиц, лежащую в самом сердце страны, — Мутуль, известный ныне под названием Тикаль.
В Тикале тогда правил Чак Ток Ичаак («Большой Опаляющий Коготь»), шестнадцатый по порядку среди местных царей; а в Теотиуакане в мае 374 года на престол вступил правитель, имя которого известно в майяском переводе: «Хацом Куй» — «Копьеметалка-Филин».
Согласно майяским надписям, он носил титул «калоомте» или «западный калоомте», и правил в городе, который назывался Витенаах. Трудно сказать, имеем ли мы дело со словами из языка теотиуаканцев, или это переводы на язык майя. Но, по крайней мере, значение обоих слов сложно объяснить на основе майяских языков.
Несмотря на расстояние в полтора месяца пути, две столицы поддерживали между собой торговые связи. Больше того, — по некоторым сведениям, «Копьеметалка-Филин» был даже женат на тикальской царевне. Тем не менее, центральномексиканский властелин послал свое войско в Мутуль.
В конце 377 года из Теотиуакана — Витенааха вышел отряд во главе с полководцем по имени «Рождающий Огонь» (в майяском переводе — «Сийях Как»).
Длительный, более чем тысячекилометровый переход по горам и тропическим лесам воины проделали пешком, неся на себе оружие и припасы: следует помнить, что у мексиканских индейцев не было тягловых животных.
Затем теотиуаканцы пересекли широкую реку Усумасинту и 7 января 378 года достигли города Вака, нынешние руины которого называются Эль-Перу, в 78 километрах к западу от Тикаля. Какого-либо сопротивления в землях майя они, по всей видимости, не встретили, так как уже через восемь дней вошли в Мутуль.
О событиях 15 января 378 года сухо и лаконично рассказывает надпись на стеле 31 из Тикаля: «Наступил день 11 Эб, когда пришел в присутствии алтаря, священного алтаря Луны (?) и западного бога Кавииля Рождающий Огонь, калоомте. Ранен и ушел в воды (т. е. умер — авт.) Чак Ток Ичаак».
Найдена и своеобразная «иллюстрация» к этому тексту — изображение на резном сосуде из Тикаля.
Отряд вооруженных дротиками мексиканских воинов, выступивших из города со строениями в теотиуаканском стиле, подходит к пирамиде с храмом наверху; навстречу им по ступеням спускается персонаж в майяском костюме.
Вероятно, это Чак Ток Ичаак. То обстоятельство, что у него нет оружия, позволяет предположить, что мутульский владыка был застигнут противником врасплох или убит вероломно.
Вождь похода, «Рождающий Огонь», однако, не стал новым правителем Тикаля. 12 сентября 379 года в Теотиуакане в качестве владыки Мутуля был коронован сын «Копьеметалки-Филина» Йаш Нуун Айиин («Зеленый Крокодил-Вещун»), тогда, вероятно, еще очень молодой.
Обосновавшись в Тикале, горцы-завоеватели принялись наводить там свои порядки.
Они принесли с собой новых богов, новое оружие и новые способы ведения войны, центральномексиканскую манеру одеваться и теотиуаканскую керамику; в Мутуле было даже построено несколько зданий в стиле «метрополии».
Не избежал город и разрушения или перетаскивания с места на место памятников предыдущих времен.
Впрочем, продолжалось это недолго: уже во втором поколении пришельцы из долины Мехико переняли культуру и обычаи майя, а в дальнейшем лишь время от времени вспоминали о своих витенаахских корнях.
Быстрой ассимиляции завоевателей способствовало их физическое смешение с местным населением. Если тикальское происхождение матери Йаш Нуун Айиина не бесспорно, то принадлежность к мутульскому знатному роду его супруги Иш Кинич сомнений не вызывает.
Теотиуаканские завоевания не ограничились захватом Тикаля: в ближайшие годы власть пришельцев установилась в Вашактуне, Бехукале, Маасале-Наачтуне, Бекане и Йашха, то есть, во всем Центральном Петене, главном в ту пору районе проживания майя. Возможно, что сам «Рождающий Огонь» стал правителем Вашактуна, где и был похоронен.
Но и этим не закончились походы из Витенааха в майяские земли. Их новый этап приходится на вторую половину 20-х годов V века.
Йаш Нуун Айиина к тому времени уже не было в живых, но его отличавшийся долголетием отец еще правил Теотиуаканом (он умер в 439 году). Вождем завоевателей стал Йаш Кук Мо, «Зеленый Кецаль-Попугай».
Его теотиуаканское происхождение однозначно выдает своеобразная внешность: вокруг глаз нарисованы или вытатуированы два больших круга, как у знакомого нам бога дождя Тлалока.
Археологами обнаружена вероятная могила этого полководца. Проведенное исследование останков обнаружило, что Йаш Кук Мо был воинственным человеком: скелет имеет следы нескольких ранений, в том числе сломанную правую руку, которая так и не срослась.
Интересно, что для организации похода Йаш Кук Мо, ранее живший в Мутуле, — он упоминается среди окружения тикальского царя Сийяхчан Кавииля II, сына Йаш Нуун Айиина, — отправился в Витенаах.
То ли наличных в Петене сил оккупантов не хватало, то ли дела такой важности должны были решаться в Теотиуакане.
В сентябре 426 года, за три дня до выступления на войну, Йаш Кук Мо был возведен в Витенаахе в ранг правителя.
7 февраля 427 года его армия достигла Хуш Витик, плодородной местности в долине реки Копан, недалеко от нынешней гватемальско-гондурасской границы.
Там теотиуаканцами был основан город, впоследствии одна из самых блестящих майяских столиц. Сейчас он известен под названием Копан.
Последний из открытых учеными текстов майя, где речь идет о событиях, связанных с Теотиуаканом, относится к началу VI века. Надпись из расположенного на берегу Усумасинты города Пьедрас-Неграс сообщает, что в ноябре 510 года тамошний правитель получил воинский шлем от западного калоомте по имени Тахом Укаб Туун, «Факельщик — Каменная Рука», в другом месте названного «Витенаахским владыкой».
Пьедрас-Неграс расположен у западных пределов майяского мира, так что его правитель вполне мог встретиться и вступить в союз с теотиуаканским властелином. Можно предположить, что жители долины Мехико опять вели тогда какую-то крупную войну на Теуантепекском перешейке.
После этого Теотиуакан существовал еще примерно полтора столетия. Около 650 года огромный, внешне процветавший город погиб. Толстый слой пепла, разграбленные гробницы и разбитые скульптуры не оставляют сомнений, что это было следствием вражеского нашествия.
Столица, некогда отряжавшая победоносные экспедиции за тысячу километров, оказалась неспособной защитить себя. Возможно, город-агрессор погиб от мести некогда покорных народов, как ранее — столица воинственной Ассирии Ниневия...
В очень поздней, начала IX века, надписи из Копана говорится о том, что «обвалился Витенаах, пришел факел». Неясно, правда, записано ли здесь воспоминание о гибели самого Теотиуакана — либо о сожжении неизвестными врагами святилища теотиуаканских предков копанского царя, а может быть, даже об освящении огнем ранее разрушившегося храма. «Пришествие факела» можно толковать по-разному...
Основанные Йаш Нуун Айиином и Йаш Кук Мо династии пережили отчизну своих родоначальников. Они правили в Тикале и Копане до IX века нашей эры — и пали вместе с классической цивилизацией майя.
Монополия теотиуаканцев на обсидиановые изделия обеспечивала им экономическое, да и военное преобладание далеко за пределами долины Мехико.
Несмотря на грандиозность и очевидное могущество великого города, память о ней не сохранилась у индейцев до момента появления конкистадоров в Мексике.
Большинство местных жителей считало, что Теотиуакан построили вообще не люди, а то ли боги, то ли мифические великаны.
Кстати, мы до сих пор точно не знаем, какой народ населял «Место превращения в богов» и на каком языке он говорил...
Однако, совсем недавно достоверные сведения о Теотиуакане были обнаружены более чем в тысяче километров от долины Мехико, в иероглифических надписях, происходящих из древних городов майя.
Исследователи давно обратили внимание на персонажей в теотиуаканских костюмах и с масками тамошнего бога дождя на памятниках из майяских городов Тикаль, Копан и Вашактун. Там же была найдена теотиуаканская керамика.
Наличие этих находок обычно объясняли торговыми и дипломатическими связями области майя с Центральной Мексикой.
Правда, в IV веке нашей эры в горной Гватемале, в Каминальуйу (сейчас это окраина столичного Гватемала-Сити) возник целый город, построенный в теотиуаканском стиле: просто прибытием купцов или послов этого не объяснить.
Но, поскольку горная Гватемала лежит вне региона, где развивалась классическая культура майя, — предполагалось, что город был военно-торговой колонией мексиканцев, построенной в местности если не вовсе безлюдной, то населенной отсталыми племенами.
И только прочтение иероглифических текстов выявило совершенно неожиданный факт: в конце IV века, тогда же, когда племена гуннов двигались на Запад, а волны варварских нашествий накатывались на Римскую империю, теотиуаканцы завоевали земли майя!
И не какие-то второстепенные городки, а важнейшую из тогдашних майяских столиц, лежащую в самом сердце страны, — Мутуль, известный ныне под названием Тикаль.
В Тикале тогда правил Чак Ток Ичаак («Большой Опаляющий Коготь»), шестнадцатый по порядку среди местных царей; а в Теотиуакане в мае 374 года на престол вступил правитель, имя которого известно в майяском переводе: «Хацом Куй» — «Копьеметалка-Филин».
Согласно майяским надписям, он носил титул «калоомте» или «западный калоомте», и правил в городе, который назывался Витенаах. Трудно сказать, имеем ли мы дело со словами из языка теотиуаканцев, или это переводы на язык майя. Но, по крайней мере, значение обоих слов сложно объяснить на основе майяских языков.
Несмотря на расстояние в полтора месяца пути, две столицы поддерживали между собой торговые связи. Больше того, — по некоторым сведениям, «Копьеметалка-Филин» был даже женат на тикальской царевне. Тем не менее, центральномексиканский властелин послал свое войско в Мутуль.
В конце 377 года из Теотиуакана — Витенааха вышел отряд во главе с полководцем по имени «Рождающий Огонь» (в майяском переводе — «Сийях Как»).
Длительный, более чем тысячекилометровый переход по горам и тропическим лесам воины проделали пешком, неся на себе оружие и припасы: следует помнить, что у мексиканских индейцев не было тягловых животных.
Затем теотиуаканцы пересекли широкую реку Усумасинту и 7 января 378 года достигли города Вака, нынешние руины которого называются Эль-Перу, в 78 километрах к западу от Тикаля. Какого-либо сопротивления в землях майя они, по всей видимости, не встретили, так как уже через восемь дней вошли в Мутуль.
О событиях 15 января 378 года сухо и лаконично рассказывает надпись на стеле 31 из Тикаля: «Наступил день 11 Эб, когда пришел в присутствии алтаря, священного алтаря Луны (?) и западного бога Кавииля Рождающий Огонь, калоомте. Ранен и ушел в воды (т. е. умер — авт.) Чак Ток Ичаак».
Найдена и своеобразная «иллюстрация» к этому тексту — изображение на резном сосуде из Тикаля.
Отряд вооруженных дротиками мексиканских воинов, выступивших из города со строениями в теотиуаканском стиле, подходит к пирамиде с храмом наверху; навстречу им по ступеням спускается персонаж в майяском костюме.
Вероятно, это Чак Ток Ичаак. То обстоятельство, что у него нет оружия, позволяет предположить, что мутульский владыка был застигнут противником врасплох или убит вероломно.
Вождь похода, «Рождающий Огонь», однако, не стал новым правителем Тикаля. 12 сентября 379 года в Теотиуакане в качестве владыки Мутуля был коронован сын «Копьеметалки-Филина» Йаш Нуун Айиин («Зеленый Крокодил-Вещун»), тогда, вероятно, еще очень молодой.
Обосновавшись в Тикале, горцы-завоеватели принялись наводить там свои порядки.
Они принесли с собой новых богов, новое оружие и новые способы ведения войны, центральномексиканскую манеру одеваться и теотиуаканскую керамику; в Мутуле было даже построено несколько зданий в стиле «метрополии».
Не избежал город и разрушения или перетаскивания с места на место памятников предыдущих времен.
Впрочем, продолжалось это недолго: уже во втором поколении пришельцы из долины Мехико переняли культуру и обычаи майя, а в дальнейшем лишь время от времени вспоминали о своих витенаахских корнях.
Быстрой ассимиляции завоевателей способствовало их физическое смешение с местным населением. Если тикальское происхождение матери Йаш Нуун Айиина не бесспорно, то принадлежность к мутульскому знатному роду его супруги Иш Кинич сомнений не вызывает.
Теотиуаканские завоевания не ограничились захватом Тикаля: в ближайшие годы власть пришельцев установилась в Вашактуне, Бехукале, Маасале-Наачтуне, Бекане и Йашха, то есть, во всем Центральном Петене, главном в ту пору районе проживания майя. Возможно, что сам «Рождающий Огонь» стал правителем Вашактуна, где и был похоронен.
Но и этим не закончились походы из Витенааха в майяские земли. Их новый этап приходится на вторую половину 20-х годов V века.
Йаш Нуун Айиина к тому времени уже не было в живых, но его отличавшийся долголетием отец еще правил Теотиуаканом (он умер в 439 году). Вождем завоевателей стал Йаш Кук Мо, «Зеленый Кецаль-Попугай».
Его теотиуаканское происхождение однозначно выдает своеобразная внешность: вокруг глаз нарисованы или вытатуированы два больших круга, как у знакомого нам бога дождя Тлалока.
Археологами обнаружена вероятная могила этого полководца. Проведенное исследование останков обнаружило, что Йаш Кук Мо был воинственным человеком: скелет имеет следы нескольких ранений, в том числе сломанную правую руку, которая так и не срослась.
Интересно, что для организации похода Йаш Кук Мо, ранее живший в Мутуле, — он упоминается среди окружения тикальского царя Сийяхчан Кавииля II, сына Йаш Нуун Айиина, — отправился в Витенаах.
То ли наличных в Петене сил оккупантов не хватало, то ли дела такой важности должны были решаться в Теотиуакане.
В сентябре 426 года, за три дня до выступления на войну, Йаш Кук Мо был возведен в Витенаахе в ранг правителя.
7 февраля 427 года его армия достигла Хуш Витик, плодородной местности в долине реки Копан, недалеко от нынешней гватемальско-гондурасской границы.
Там теотиуаканцами был основан город, впоследствии одна из самых блестящих майяских столиц. Сейчас он известен под названием Копан.
Последний из открытых учеными текстов майя, где речь идет о событиях, связанных с Теотиуаканом, относится к началу VI века. Надпись из расположенного на берегу Усумасинты города Пьедрас-Неграс сообщает, что в ноябре 510 года тамошний правитель получил воинский шлем от западного калоомте по имени Тахом Укаб Туун, «Факельщик — Каменная Рука», в другом месте названного «Витенаахским владыкой».
Пьедрас-Неграс расположен у западных пределов майяского мира, так что его правитель вполне мог встретиться и вступить в союз с теотиуаканским властелином. Можно предположить, что жители долины Мехико опять вели тогда какую-то крупную войну на Теуантепекском перешейке.
После этого Теотиуакан существовал еще примерно полтора столетия. Около 650 года огромный, внешне процветавший город погиб. Толстый слой пепла, разграбленные гробницы и разбитые скульптуры не оставляют сомнений, что это было следствием вражеского нашествия.
Столица, некогда отряжавшая победоносные экспедиции за тысячу километров, оказалась неспособной защитить себя. Возможно, город-агрессор погиб от мести некогда покорных народов, как ранее — столица воинственной Ассирии Ниневия...
В очень поздней, начала IX века, надписи из Копана говорится о том, что «обвалился Витенаах, пришел факел». Неясно, правда, записано ли здесь воспоминание о гибели самого Теотиуакана — либо о сожжении неизвестными врагами святилища теотиуаканских предков копанского царя, а может быть, даже об освящении огнем ранее разрушившегося храма. «Пришествие факела» можно толковать по-разному...
Основанные Йаш Нуун Айиином и Йаш Кук Мо династии пережили отчизну своих родоначальников. Они правили в Тикале и Копане до IX века нашей эры — и пали вместе с классической цивилизацией майя.
Обсуждения Империя Теотиуакана