Решение о приобретении бронированного автомобиля для VIP персоны должно исходить в первую очередь от руководителя личной охраны, отвечающей за жизнь своего подопечного. Необходимо помнить, что бронированный автомобиль должен рассматриваться только как один из элементов системы безопасности.
Естественно, что у потенциального покупателя возникает много вопросов, связанных с выбором той или иной базовой марки и модели автомобиля, уровнем броневой защиты, специальным оборудованием и, в конечном счете, с выбором производителя. В первую очередь, для себя необходимо решить, какая это будет машина: оригинального бронирования или забронированная специализирующимися в этой области зарубежными или отечественными фирмами. Во втором случае сразу же решается вопрос: какой используется в качестве базового автомобиль — новый или бывший в употреблении?
Кажущийся на первый взгляд очевидным выбор в пользу оригинального бронирования при более пристальном изучении оказывается не столь бесспорным, а у второго варианта выявляются некоторые положительные моменты. Безусловно, лучше фирмы изготовителя базовой машины особенности ее конструкции, явные и скрытые резервы прочности и грузоподъемности кузова, элементов подвески, тормозов и т.д. не знает никто.
Возможность «вживления» броневых элементов в машину на стадии ее сборки — это тоже прерогатива фирмы изготовителя, а это реальное снижение «паразитного» веса и прохождение антикоррозионной обработки броневыми деталями вместе с кузовом по самым современным технологиям. Кроме того, только на такие автомобили распространяется безусловное гарантийное и послегарантийное обслуживание на станциях официальных дилеров фирмы изготовителя. Есть еще некоторые положительные моменты.
Однако, как правило, цены на эти автомобили находятся в самом высоком сегменте, перечень дополнительного оборудования ограничен наиболее часто заказываемыми опциями, а применяемые конструкции броневой защиты и используемые материалы не всегда оптимальны. Очевидность последнего утверждения подтверждается более распространенным примером: ведь существует в мире целая сеть специализированных тюнинговых фирм, занимающихся «улучшением» серийных автомобилей. При этом, наряду с проблемными «Волгами» и «Жигулями», представляющими благодатную почву для этого, к числу таких машин относятся правильные «Мерседесы» и «БМВ».
Парадокса здесь нет. Дело в том, что тюнинг рассчитан не на массового усредненного потребителя, а нацелен на конкретного клиента, на удовлетворение его персональных повышенных требований. Так и специализированные фирмы бронировщики. Превращение обычного автомобиля в «крепость на колесах» — это их основная производственная направленность. Поэтому если оригинальному бронированию фирмой изготовителем подвергаются только определенные виды из модельного ряда, при этом предлагаются конкретные уровни бронирования, бронировщики более демократичны и, как правило, работают с более широким спектром моделей, чем изготовители, перечень предлагаемого оснащения у них шире, они стараются профессиональнее подходить к вопросам разработки конструкции и подбора защитных материалов. Цены на их продукцию ниже, вопросы гарантийного и послегарантийного обслуживания ими решаются через заключение договоров со специализированными станциями обслуживания.
Однако здесь потенциального клиента может подстерегать подводный камень. Не все специализированные бронировщики имеют одобрение завода изготовителя на осуществляемую ими доработку автомобиля. Сам по себе этот факт не страшен, поскольку такое одобрение завод изготовитель не выдает по ряду причин. Однако одной из них может быть безграмотные технические решения и низкое качество изготовления. Во всяком случае, если опыта в приобретении столь специфичного товара недостаточно, решение о приобретении бронированного автомобиля у того или иного неоригинального бронировщика лучше согласовать с профессиональным консультантом. Вторым основным вопросом, который должен решить для себя руководитель службы безопасности перед заказом бронированного автомобиля — это какой уровень защиты должна обеспечивать его броня.
Для этого на основании статистических и иных специальных методов должны быть проанализированы возможные угрозы. При этом надо давать себе отчет в том, что только одна бронированная машина не может быть панацеей от всех бед. Средства поражения всегда идут впереди средств защиты и, в конечном счете, концепция «Бронированный лимузин» подразумевает скрытое размещение брони, что, естественно, накладывает существенные габаритные ограничения (в первую очередь по толщине) на элементы защиты. Пуля СВД со стальным термоупрочненным сердечником способна пробить пластину из броневой стали толщиной 15 мм, гранатомет «Муха» вообще предназначен для поражения тяжелой бронированной техники. Естественно, редкая легковая машина в состоянии нести на себе адекватную этим угрозам защиту.
В связи с этим назначение брони лимузина в первую очередь заключается в снятии случайных криминальных угроз либо в том, чтобы принять на себя первый удар организованного преступника. Конструктор в каждом конкретном случае вынужден решать задачу, базирующуюся на достаточно тонком компромиссе между техническими возможностями базового автомобиля и дополнительным весом, обусловленным соответствующим уровнем защиты от определенного рода воздействий. Чтобы названные составляющие представляли собой единое целое, необходимо решить ряд взаимоисключающих задач, а именно: правильно адаптировать тщательно спроектированную конструкцию автомобиля под увеличенный вес, минимизировав, по возможности, отрицательное воздействие дополнительной нагрузки на ходовые качества автомобиля, его пассивную безопасность и коррозийную стойкость кузова.
Свойства баллистической защиты принято оценивать уровнями, которые определяются способностью противостоять наиболее распространенным типам стрелкового оружия, характерного для конкретной страны или региона. При этом классификация уровней или классов защиты учитывает наряду с типом оружия и тип боеприпасов, вес и конструкцию пули, ее скорость и энергию, дистанцию до объекта, угол обстрела и т.д. Поскольку западное оружие и боеприпасы к нему, используемые при разграничении уровней защиты, по своим характеристикам существенно отличается от отечественного, используемого в этих целях, при определении российским заказчиком необходимого уровня защиты могу возникнуть определенные трудности и даже ошибки.
Дело в том, что уровень броневой защиты автомобилей, поступающих из Европы (Германии), оценивается по национальным (DIN) или общеевропейским (CEN) стандартам. В России принято заказывать автомобиль с уровнем защиты не ниже B6. Для европейского клиента это не очень распространенный заказ, поскольку этот вариант, с одной стороны, обеспечивает защиту от всего западного легкого стрелкового оружия, включая штурмовую винтовку G3 под патрон 7,62 х 51 с пулей со свинцовым сердечником. С другой стороны — предусматривает глубокую и довольно дорогостоящую модернизацию, в первую очередь ходовой части и ряда других систем автомобиля.
Данный тип оружия по своей мощи существенно превосходит наиболее распространенный в России автомат Калашникова — АКМ или АК_74 и наиболее приближен к СВД в варианте патрона с ЛПС (легкая пуля стальная). Наиболее же распространенный на Западе уровень защиты — В4, обеспечивающий защиту от всего зарубежного короткоствольного оружия со стандартным боеприпасом, в России не совсем пригоден, поскольку реальную угрозу для такой защиты представляют не только любые модификации автомата Калашникова, но и отечественный пистолет «ТТ».
Поскольку в последнее время и на Западе эти образцы отечественного оружия, правда, не всегда российского производства, получили довольно широкое распространение, в Германии появились фирмы, которые, наряду с разработкой вариантов защиты под европейские уровни (европейское оружие), разрабатывают и защиту, адаптированную под данное оружие. В частности, наряду с защитой по уровню В4 появились варианты В4 (ТТ), В4+ (АКМ) и В4++ (АК74). Последний уровень уже ближе к евро уровню В5. В последнее время заметно возросла заинтересованность в защите по классу В7, обеспечивающей защиту от пули той же штурмовой винтовки НАТО G3, но уже со стальным термоупрочненным сердечником.
Качество защиты автомобиля определяется, прежде всего, тщательным проектированием броневой защиты по наиболее вероятным направлениям нападения, в т.ч. перекрытии технологических отверстий в кузове автомобиля для электропроводки, дверных проемов, защитой компьютерного блока управления двигателем и аккумуляторной батареи, установкой защитных жалюзи радиатора двигателя и взрывобезопасного самогерметизирующегося топливного бака, а также монтажом специальных вставок (бандажей) на колесных дисках на случай прокола или прострела.
На них можно проехать в среднем до 50 км пути со скоростью от 50 до 60 км/час. В последнее время в качестве дополнения к металлу при защите отдельных элементов кузова автомобиля стали применяться различные полимерные материалы, которые позволяют обеспечить сбалансированность между дополнительным весом и техническими параметрами автомобиля. К наиболее распространенным полимерным материалам относятся «Kevlar» (DuPont), «Twaron» (AkzoNobel) и «SpectraShield» (AlliedSignal), отечественным аналогом некоторых из них является ТСВМ. Их прочность и вес обеспечивают надежную защиту без перегрузки базового автомобиля. Данные материалы во много раз прочнее броневой стали аналогичного веса, однако гораздо дороже ее. При этом пакет из этих материалов будет гораздо толще стальной пластины, обладающей одинаковыми с ним защитными характеристиками. Поэтому в чистом виде они либо некоторые другие полимеры могут применяться при защите крыши или пола пассажирского салона автомобиля от воздействия взрывчатых веществ (ВВ) и осколков взрывных устройств.
Применение стали, сплавов цветных металлов, и керамики в сочетании с полимерными материалами в виде так называемых баллистических сэндвичей дает возможность максимально обеспечить защиту автомобиля и снизить дополнительный вес. Такой «сэндвич» с одинаковым успехом в состоянии задерживать и массивные осколки гранат, и термоупрочненные сердечники бронебойных пуль.
Прозрачная броня автомобилей за последнее время не претерпела каких либо серьезных изменений. Прозрачная броня представлена многослойными закаленными стеклами с внутренним поликарбонатным слоем, предохраняющим пассажиров от осколков при обстреле снаружи.
В зависимости от желания заказчика и технологических возможностей бронировщика, боковые стекла могут быть выполнены опускающимися вниз на 10–25 см с помощью подъемников, активируемых штатными выключателями. Как правило, стекла имеют выступающую наружную кромку и внутренний паз для фиксации и исключения вибрации при движении на автомобиле. Переднее и заднее стекла имеют аналогичную конфигурацию крепления, что позволяет защитить такие уязвимые места кузова, как, например, стыки между стеклами и рамкой, проемы между дверцами и дверными рамками. Европейские фирмы производители, как правило, устанавливают стекла с электроподогревом, переднее стекло дополнительно может оснащаться пиропатронами для «отстрела» в случае необходимости экстренной эвакуации пассажиров.
Основными параметрами определения качества бронестекла, естественно, наряду с пулестойкостью, является прозрачность, отсутствие внутренних межслойных пузырей, замутнений и оптических искажений по передним боковым стойкам. Так, например, наиболее дорогостоящими являются стекла, изготовленные «Pilkinton Aerospace» и «Isoclima» и применяются в основном европейскими бронировщиками.
Менее дорогостоящие стекла без наличия электрообогрева изготавливаются компаниями «PPG», «Protective Armored Systems,Inc.», «Seblico Ltda» и т.д., применяются в основном американскими и канадскими бронировщиками.
И последнее. Качество работ по бронированию в конечном итоге будет оцениваться по уровню доработки салона. VIP клиент, ради которого и приобретается автомобиль, не видит, какая броня установлена внутри кузовных деталей, как дооборудован бензобак и колеса. Но он видит, ощущает, как модернизированы сиденья и панели дверей, как «вживлено» заказанное им дополнительное оборудование. Так уж сложилось, что у каждой отдельно взятой компании, выпускающей бронированные автомобили VIP класса, существует своя собственная концепция того, как должен быть защищен автомобиль и чем он должен быть оборудован в базовой комплектации. Все остальное может быть предложено в качестве дополнительной начинки за отдельную плату. Но и здесь есть определенные различия в перечне предлагаемого оборудования. Во многом это зависит от статуса и имиджа компании на местном и международном рынках, конструкторских и производственных возможностей, сложившихся традиций, клиентской и законодательной базы страны нахождения.
Что подразумевается под дополнительным оборудованием? Во первых, возможность установки специального оснащения, повышающего уровень защиты и безопасности сидящих в автомобиле пассажиров, и, во вторых, несерийного оборудования, повышающего комфортабельность автомобиля, улучшающего его технические параметры и создающего неповторимый персонализированный имидж.
Кажущийся на первый взгляд очевидным выбор в пользу оригинального бронирования при более пристальном изучении оказывается не столь бесспорным, а у второго варианта выявляются некоторые положительные моменты. Безусловно, лучше фирмы изготовителя базовой машины особенности ее конструкции, явные и скрытые резервы прочности и грузоподъемности кузова, элементов подвески, тормозов и т.д. не знает никто.
Возможность «вживления» броневых элементов в машину на стадии ее сборки — это тоже прерогатива фирмы изготовителя, а это реальное снижение «паразитного» веса и прохождение антикоррозионной обработки броневыми деталями вместе с кузовом по самым современным технологиям. Кроме того, только на такие автомобили распространяется безусловное гарантийное и послегарантийное обслуживание на станциях официальных дилеров фирмы изготовителя. Есть еще некоторые положительные моменты.
Однако, как правило, цены на эти автомобили находятся в самом высоком сегменте, перечень дополнительного оборудования ограничен наиболее часто заказываемыми опциями, а применяемые конструкции броневой защиты и используемые материалы не всегда оптимальны. Очевидность последнего утверждения подтверждается более распространенным примером: ведь существует в мире целая сеть специализированных тюнинговых фирм, занимающихся «улучшением» серийных автомобилей. При этом, наряду с проблемными «Волгами» и «Жигулями», представляющими благодатную почву для этого, к числу таких машин относятся правильные «Мерседесы» и «БМВ».
Парадокса здесь нет. Дело в том, что тюнинг рассчитан не на массового усредненного потребителя, а нацелен на конкретного клиента, на удовлетворение его персональных повышенных требований. Так и специализированные фирмы бронировщики. Превращение обычного автомобиля в «крепость на колесах» — это их основная производственная направленность. Поэтому если оригинальному бронированию фирмой изготовителем подвергаются только определенные виды из модельного ряда, при этом предлагаются конкретные уровни бронирования, бронировщики более демократичны и, как правило, работают с более широким спектром моделей, чем изготовители, перечень предлагаемого оснащения у них шире, они стараются профессиональнее подходить к вопросам разработки конструкции и подбора защитных материалов. Цены на их продукцию ниже, вопросы гарантийного и послегарантийного обслуживания ими решаются через заключение договоров со специализированными станциями обслуживания.
Однако здесь потенциального клиента может подстерегать подводный камень. Не все специализированные бронировщики имеют одобрение завода изготовителя на осуществляемую ими доработку автомобиля. Сам по себе этот факт не страшен, поскольку такое одобрение завод изготовитель не выдает по ряду причин. Однако одной из них может быть безграмотные технические решения и низкое качество изготовления. Во всяком случае, если опыта в приобретении столь специфичного товара недостаточно, решение о приобретении бронированного автомобиля у того или иного неоригинального бронировщика лучше согласовать с профессиональным консультантом. Вторым основным вопросом, который должен решить для себя руководитель службы безопасности перед заказом бронированного автомобиля — это какой уровень защиты должна обеспечивать его броня.
Для этого на основании статистических и иных специальных методов должны быть проанализированы возможные угрозы. При этом надо давать себе отчет в том, что только одна бронированная машина не может быть панацеей от всех бед. Средства поражения всегда идут впереди средств защиты и, в конечном счете, концепция «Бронированный лимузин» подразумевает скрытое размещение брони, что, естественно, накладывает существенные габаритные ограничения (в первую очередь по толщине) на элементы защиты. Пуля СВД со стальным термоупрочненным сердечником способна пробить пластину из броневой стали толщиной 15 мм, гранатомет «Муха» вообще предназначен для поражения тяжелой бронированной техники. Естественно, редкая легковая машина в состоянии нести на себе адекватную этим угрозам защиту.
В связи с этим назначение брони лимузина в первую очередь заключается в снятии случайных криминальных угроз либо в том, чтобы принять на себя первый удар организованного преступника. Конструктор в каждом конкретном случае вынужден решать задачу, базирующуюся на достаточно тонком компромиссе между техническими возможностями базового автомобиля и дополнительным весом, обусловленным соответствующим уровнем защиты от определенного рода воздействий. Чтобы названные составляющие представляли собой единое целое, необходимо решить ряд взаимоисключающих задач, а именно: правильно адаптировать тщательно спроектированную конструкцию автомобиля под увеличенный вес, минимизировав, по возможности, отрицательное воздействие дополнительной нагрузки на ходовые качества автомобиля, его пассивную безопасность и коррозийную стойкость кузова.
Свойства баллистической защиты принято оценивать уровнями, которые определяются способностью противостоять наиболее распространенным типам стрелкового оружия, характерного для конкретной страны или региона. При этом классификация уровней или классов защиты учитывает наряду с типом оружия и тип боеприпасов, вес и конструкцию пули, ее скорость и энергию, дистанцию до объекта, угол обстрела и т.д. Поскольку западное оружие и боеприпасы к нему, используемые при разграничении уровней защиты, по своим характеристикам существенно отличается от отечественного, используемого в этих целях, при определении российским заказчиком необходимого уровня защиты могу возникнуть определенные трудности и даже ошибки.
Дело в том, что уровень броневой защиты автомобилей, поступающих из Европы (Германии), оценивается по национальным (DIN) или общеевропейским (CEN) стандартам. В России принято заказывать автомобиль с уровнем защиты не ниже B6. Для европейского клиента это не очень распространенный заказ, поскольку этот вариант, с одной стороны, обеспечивает защиту от всего западного легкого стрелкового оружия, включая штурмовую винтовку G3 под патрон 7,62 х 51 с пулей со свинцовым сердечником. С другой стороны — предусматривает глубокую и довольно дорогостоящую модернизацию, в первую очередь ходовой части и ряда других систем автомобиля.
Данный тип оружия по своей мощи существенно превосходит наиболее распространенный в России автомат Калашникова — АКМ или АК_74 и наиболее приближен к СВД в варианте патрона с ЛПС (легкая пуля стальная). Наиболее же распространенный на Западе уровень защиты — В4, обеспечивающий защиту от всего зарубежного короткоствольного оружия со стандартным боеприпасом, в России не совсем пригоден, поскольку реальную угрозу для такой защиты представляют не только любые модификации автомата Калашникова, но и отечественный пистолет «ТТ».
Поскольку в последнее время и на Западе эти образцы отечественного оружия, правда, не всегда российского производства, получили довольно широкое распространение, в Германии появились фирмы, которые, наряду с разработкой вариантов защиты под европейские уровни (европейское оружие), разрабатывают и защиту, адаптированную под данное оружие. В частности, наряду с защитой по уровню В4 появились варианты В4 (ТТ), В4+ (АКМ) и В4++ (АК74). Последний уровень уже ближе к евро уровню В5. В последнее время заметно возросла заинтересованность в защите по классу В7, обеспечивающей защиту от пули той же штурмовой винтовки НАТО G3, но уже со стальным термоупрочненным сердечником.
Качество защиты автомобиля определяется, прежде всего, тщательным проектированием броневой защиты по наиболее вероятным направлениям нападения, в т.ч. перекрытии технологических отверстий в кузове автомобиля для электропроводки, дверных проемов, защитой компьютерного блока управления двигателем и аккумуляторной батареи, установкой защитных жалюзи радиатора двигателя и взрывобезопасного самогерметизирующегося топливного бака, а также монтажом специальных вставок (бандажей) на колесных дисках на случай прокола или прострела.
На них можно проехать в среднем до 50 км пути со скоростью от 50 до 60 км/час. В последнее время в качестве дополнения к металлу при защите отдельных элементов кузова автомобиля стали применяться различные полимерные материалы, которые позволяют обеспечить сбалансированность между дополнительным весом и техническими параметрами автомобиля. К наиболее распространенным полимерным материалам относятся «Kevlar» (DuPont), «Twaron» (AkzoNobel) и «SpectraShield» (AlliedSignal), отечественным аналогом некоторых из них является ТСВМ. Их прочность и вес обеспечивают надежную защиту без перегрузки базового автомобиля. Данные материалы во много раз прочнее броневой стали аналогичного веса, однако гораздо дороже ее. При этом пакет из этих материалов будет гораздо толще стальной пластины, обладающей одинаковыми с ним защитными характеристиками. Поэтому в чистом виде они либо некоторые другие полимеры могут применяться при защите крыши или пола пассажирского салона автомобиля от воздействия взрывчатых веществ (ВВ) и осколков взрывных устройств.
Применение стали, сплавов цветных металлов, и керамики в сочетании с полимерными материалами в виде так называемых баллистических сэндвичей дает возможность максимально обеспечить защиту автомобиля и снизить дополнительный вес. Такой «сэндвич» с одинаковым успехом в состоянии задерживать и массивные осколки гранат, и термоупрочненные сердечники бронебойных пуль.
Прозрачная броня автомобилей за последнее время не претерпела каких либо серьезных изменений. Прозрачная броня представлена многослойными закаленными стеклами с внутренним поликарбонатным слоем, предохраняющим пассажиров от осколков при обстреле снаружи.
В зависимости от желания заказчика и технологических возможностей бронировщика, боковые стекла могут быть выполнены опускающимися вниз на 10–25 см с помощью подъемников, активируемых штатными выключателями. Как правило, стекла имеют выступающую наружную кромку и внутренний паз для фиксации и исключения вибрации при движении на автомобиле. Переднее и заднее стекла имеют аналогичную конфигурацию крепления, что позволяет защитить такие уязвимые места кузова, как, например, стыки между стеклами и рамкой, проемы между дверцами и дверными рамками. Европейские фирмы производители, как правило, устанавливают стекла с электроподогревом, переднее стекло дополнительно может оснащаться пиропатронами для «отстрела» в случае необходимости экстренной эвакуации пассажиров.
Основными параметрами определения качества бронестекла, естественно, наряду с пулестойкостью, является прозрачность, отсутствие внутренних межслойных пузырей, замутнений и оптических искажений по передним боковым стойкам. Так, например, наиболее дорогостоящими являются стекла, изготовленные «Pilkinton Aerospace» и «Isoclima» и применяются в основном европейскими бронировщиками.
Менее дорогостоящие стекла без наличия электрообогрева изготавливаются компаниями «PPG», «Protective Armored Systems,Inc.», «Seblico Ltda» и т.д., применяются в основном американскими и канадскими бронировщиками.
И последнее. Качество работ по бронированию в конечном итоге будет оцениваться по уровню доработки салона. VIP клиент, ради которого и приобретается автомобиль, не видит, какая броня установлена внутри кузовных деталей, как дооборудован бензобак и колеса. Но он видит, ощущает, как модернизированы сиденья и панели дверей, как «вживлено» заказанное им дополнительное оборудование. Так уж сложилось, что у каждой отдельно взятой компании, выпускающей бронированные автомобили VIP класса, существует своя собственная концепция того, как должен быть защищен автомобиль и чем он должен быть оборудован в базовой комплектации. Все остальное может быть предложено в качестве дополнительной начинки за отдельную плату. Но и здесь есть определенные различия в перечне предлагаемого оборудования. Во многом это зависит от статуса и имиджа компании на местном и международном рынках, конструкторских и производственных возможностей, сложившихся традиций, клиентской и законодательной базы страны нахождения.
Что подразумевается под дополнительным оборудованием? Во первых, возможность установки специального оснащения, повышающего уровень защиты и безопасности сидящих в автомобиле пассажиров, и, во вторых, несерийного оборудования, повышающего комфортабельность автомобиля, улучшающего его технические параметры и создающего неповторимый персонализированный имидж.
Обсуждения Бронирование автомобилей