В Германию, на родину Эриха-Марии Ремарка, нас позвало письмо читателя. "Загляните на сайт, - призывал он. - В Германии открыто продают устройства для "скрутки" электронных одометров на автомобилях или предлагают провести упомянутую процедуру прямо на сервисе фирмы!" Мы зашли на сайт и остолбенели: страничка была целиком на русском языке.
"Неужели русская мафия чувствует себя в Германии настолько уверенно?" -- размышляли мы, пакуя чемоданы.
ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ.
Прибыв в город Гронау, мы, честно говоря, были несколько разочарованы. Вполне респектабельный офис с сервисной зоной занимался вполне легальным бизнесом. "По существующему закону владелец машины может делать со своей собственностью то, что хочет, -- пояснил нам Андрей, некогда наш земляк. -- Лишь перед продажей он обязан указать на изменения, которые предпринимал. Кстати, пробег автомобиля корректируется не только перед продажей, а значительно чаще -- в случае гарантийного ремонта или же страхования, когда обязательства производителя, да и стоимость полиса зависят от пробега".
Введение покупателя в заблуждение относительно истинного пробега машины карается в Германии большим штрафом или пятью годами тюрьмы. Однако, по статистике, спидометр скручен у каждого третьего прописанного в Германии автомобиля -- это порядка 15 млн машин. Если предположить, что одна подобная операция обходится автовладельцу в среднем в 100 евро, то можно посчитать, что этот легальный бизнес уже принес тем, кто им занимается, фантастическую сумму в 1,5 млрд евро.
Прибор для корректировки показаний одометра Diga-Consult был разработан германской фирмой Digatronik около десяти лет назад. Именно тогда в массовом порядке на автомобилях стали появляться электронные "счетчики", до этого процедура производилась с помощью отвертки и моторчика. Фирма Spidometr-Tec, которую мы посетили, специально создана для русскоязычного населения во всем мире. Как признался нам Андрей, "многочисленные запросы приходят не только из России и Германии, недавно прибором интересовались какие-то русские, проживающие в Африке".
Есть две версии прибора: стандартная и полная. От этого зависит и цена Diga-Consult, которая 5,5 тыс.или 8,5 тыс. евро. Научиться пользоваться этим "инструментом обогащения" может каждый -- в инструкции все подробно описано. Если вы не собираетесь вливаться в этот бизнес, а просто хотите "поправить" показания одометра на собственном автомобиле -- пожалуйста, услуга стоит от 40 до 500 евро. Любопытно, что цена зависит не от "крутости" автомобиля, а от степени сложности электроники конкретной модели. Например, "скрутка" одометра Porsche Boxster 2000 года выпуска производится прямо через диагностический разъем, занимает 10 минут и потому стоит 150 евро. А у козявки Smart надо "впаиваться на плату", и та же процедура стоит 400 и занимает полный рабочий день. Таких противоречий много. За "Мерседес-Ешку" 1999 года возьмут 100 евро, а за его ровесника Renaul Clio - 250.
Еще нам хотели рассказать про такие немецкие "хитрости", как оплетка на руль, резинки на педали, коврики и получение новой сервисной книжки взамен утерянной, но мы вежливо отказались. Впечатлений было и так хоть отбавляй.
ЛАБАЙ ГЕРАЙ!
По-литовски эта фраза означает "Очень хорошо!" Если то, что творится в Германии, можно назвать банальной "подчисткой в паспорте", услуги российских фирм, о которых поговорим попозже, -- "лечебной косметологией", то работа кудесников из соседнего государства больше похожа на реанимацию трупов.
Пожалуй, никто в мире не знает большего толка в области предпродажной подготовки, чем литовские мастера. И, пожалуй, нет в мире другого такого места, как Мариямполе, где чудесным образом могут слепить конфетку из кучи металлолома. С автобизнеса, который в Литве стали осваивать сразу же после обретения независимости и азам которого литовцы учились у своих соседей поляков, здесь живет каждый пятый из 70-тысячного населения Мариямполе. Аккурат перед введением нашей Родиной новых таможенных барьеров из Литвы в течение года было вывезено более 50 тысяч транспортных средств на общую сумму $100 млн. Из них в России оказалось около 30 тысяч машин, оцененных в $55 млн. Впрочем, даже сейчас какая-никакая, а торговля идет, ибо предприимчивые торговцы быстро переориентировали рынок на восстановление аварийных машин не старше пяти-семи лет.
Весь автомобильный бизнес в здешних краях давно структурирован и приобрел вполне цивилизованные формы. Уже давно никто из частников не гоняется с высунутым языком по барахолкам Германии в поисках подходящего варианта. В бизнесе царит разделение труда, как нам объяснили литовские товарищи. Одни, обосновавшись в Германии или в Голландии, скупают битые автомобили. Сделать это можно, например, через страховые компании, которым выгоднее избавиться от утиля на колесах по сходной цене, нежели заниматься его восстановлением и последующей продажей. А то, что ремонт автомобилей в Германии обойдется неизмеримо выше, чем в Литве, показывают нехитрые подсчеты. Взять хотя бы затраты на рабочую силу. Так, месячная зарплата очень хорошего автомобильного мастера в Литве не превышает 500--600 евро. В Германии такой же специалист получает около 3 тыс. евро. Считать нужно и цену запчастей -- маловероятно, что в Германии будут ставить на машину какой-нибудь тайваньский эрзац.
Другое звено в цепочке -- транспортное. По количеству грузовых автомобилей на тысячу человек Литва занимает третье место в Европе. Ясно, что с такой статистикой сам Бог велел литовцам возить "битье" автовозами. Так они и делают. Один автовоз или, как говорят местные, "трал" способен за один раз взять на борт 8 машин. Такой грузовой автомобиль -- это уже маленькая транспортная компания. И подобных фирм, в которых водитель -- и директор, и бухгалтер, очень много. Впрочем, есть и компании, имеющие в своем автопарке по десятку, а то и больше автовозов. Чем больше компания, тем легче ей оформлять документы и тем легче передвигаться по зоне Евросоюза.
Хотя в последнее время литовский рынок все больше переключается с европейского "битья" на американское. Причин тому две: первая -- падение курса доллара. Вторая -- американские битые автомобили стоят еще дешевле европейских. Проверенная пословица про телушку и полушку в данном случае отнюдь не показательна. Дело в том, что для перевозки машины из Америки ехать в Америку совсем не надо. Упрощенно, объясняли нам, схема выглядит так: в Клайпеде у компьютера сидит Йонас и читает предложения, которые ему высылает Арвидас, в свою очередь сидящий у компьютера где-нибудь в Сан-Франциско. Арвидас в режиме он-лайн отслеживает лоты автомобильного аукциона, на которых, кстати, битые машины предлагаются с весьма приличными скидками. Если Йонасу понравилась какая-то машина, он сообщает об этом Арвидасу, высылает деньги электронным переводом, после чего Арвидас покупает автомобиль и ставит его на корабль. Транспортировка автомобиля морем обходится в 800 долларов. Прибавьте к этому 200--500 долларов интереса Арвидаса, и вы получите сумму, на которую дорожает машина.
МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.
Покинем на время "польско-литовское автокняжество" и вернемся в Москву, чтобы попробовать разобраться, почему подавляющая часть автомобилей, которые нам предлагают на российских рынках, имеет не только скрученный одометр, но и аварийное прошлое. Наш собеседник Андрей Лемигов, некогда сотрудник лаборатории НИИ ВВС по расследованию авиационных происшествий, двенадцать лет назад создал фирму ДЭКС -- тоже лабораторию, занимающуюся диагностикой автомобилей.
"На нынешнюю ситуацию с подержанными автомобилями влияют два основных фактора: таможенные пошлины и курсы валют, -- просветил нас господин Лемигов. -- Привычные схемы ценообразования нарушились, и часть покупателей, имеющих $8--10 тыс., внезапно поняла, что если еще год назад они могли выбирать из большого числа вполне приличных и недавно привезенных автомобилей, то сегодня их практически не осталось. К сожалению, это понимают далеко не все, ведь в газетах цены не сильно изменились. И мало кто с калькулятором в руках анализируют ситуацию. Вот смотрите: $10 тыс. -- это 7800 евро, из которых в среднем 4--5 тыс. уходит на таможенный платеж и накладные расходы. А на оставшиеся 3--4 тыс. в Европе можно купить приличный велосипед или средний мотороллер, но никак не хороший автомобиль в возрасте до семи лет".
Итак, большинство покупателей, теоретически признавая справедливость утверждения "дешево хорошо не бывает", тем не менее свято верят в то, что им более приятно, а именно -- в свою удачу на страницах газет или на рынке. И поскольку любой спрос рождает предложение, появились продавцы, готовые эту веру крепить. Им, чтобы не выйти из наиболее востребованного диапазона цен, надо по очень низкой цене купить автомобиль либо в Литве после аварии, либо на внутреннем рынке с недостатками. А после соответствующей предпродажной подготовки выставить его на продажу с хорошей легендой.
ЗУБЫ И КРОВЬ.
Справедливости ради надо сказать, что в Литве пресловутых сказок "про дедушек и их бабушек" давно уже не рассказывают. Это было бы просто глупо. Посмотрев, что привозят на тот же мариямпольский авторынок, в чудеса перестал бы верить даже несмышленый в кузовном ремонте ребенок.
Тех, кто оказывается на рынке в первый раз, больше всего поражают ряды автовозов с битыми машинами, которые представляют собой этакие шоу-румы на колесах. Торговля идет прямо с двухэтажных прицепов. Покупатели прыгают как обезьяны, пытаясь разглядеть товар. С разрешения продавца они залезают в салон, заводят двигатель, крутят баранку. Поскольку машина битая, у нее может не открываться багажник, капот или дверь, но покупатель довольствуется тем, что открывается. То, что такая покупка очень напоминает покупку кота в мешке, никого не смущает. Не заставляют содрогнуться таких покупателей и оставшиеся в салоне последствия ДТП. Наткнуться на следы крови или характерно выбитые головами стекла -- в порядке вещей. Не до сантиментов -- конкуренты могут опередить.
Если за два торговых дня ту или иную машину с автовоза не покупают, то продавец либо везет ее на другой рынок, либо сдает в ремонт, чтобы к следующему базару из нее сделали "конфетку". Отремонтированные машины продают либо "с земли", либо опять-таки с автовозов. Это такая маленькая хитрость. Дескать, машина еще не была в ремонте, а прямо из Германии пришла в таком хорошем состоянии.
С автовозов машины покупают те, кто намерен заниматься ремонтом машины самостоятельно. Точнее, у кого есть договоренность с какой-нибудь мастерской здесь же в Литве на восстановление машины. Те же, кто намерен уже на следующий день гнать машину в Россию, прямиком отправляются к рядам машин, уже восстановленных. В отличие от московских рынков, где машины сияют отполированными боками, в Мариямполе товар предлагают в абсолютно первозданном виде: все знают, что девять из десяти машин -- вчерашнее "битье". Здесь надо помнить: чем дешевле модель и марка машины, тем больше вероятность того, что этот экземпляр сварен из трех развалин, купленных по $500 за штуку. Из двух дорогих машин делать одну нерентабельно, выгоднее восстановить обе.
Но даже дорогие и неплохо выглядящие машины наверняка имеют какой-нибудь дефект, просто вы не обратили на него внимания. Один из покупателей рассказал нам, как у купленной им Audi А6 молдинг оказался из прессованного пенопласта. А позже он заметил, что и фары на его автомобиль были прикручены саморезами. Удивляться и сетовать в данной ситуации глупо. Таковы законы этого бизнеса. Сделать все как можно проще и дешевле. Литовские мастера имеют высокую квалификацию, но экономят на всем. Другое дело, если ремонт делается под вашим контролем и в приличном месте. На таком оборудовании и такими золотыми руками, которым позавидуют и в России, и в Германии. Цены на литовских сервисах по российским меркам просто смешные. Покраска простой кузовной детали, включая рихтовку, подготовку, компьютерный подбор краски, за которую в Москве могут взять до полутора сотен, здесь обходится в $30--50 даже в весьма качественных мастерских.
ПРОВЕРЕНО АВИАЦИЕЙ.
"Ну, и зачем нам эти сказки? -- может возмутиться читатель. -- Рассказали бы лучше, как вычислить автомобиль со скрученными счетчиками и биографией. Например, провести слабым магнитом по лакокрасочному покрытию, чтобы обнаружить толстый слой шпаклевки; потыкать пороги шилом; проехать по луже, чтобы потом на сухом асфальте проверить правильность установки осей; пощупать пупырышки на баранке, а также посмотреть состояние салона: если прежний владелец неряха -- значит, он и масло в двигателе менял нечасто".
"Дедовские методы осмотра автомобиля, анализ по внешним признакам, с помощью которых мы лет десять назад покупали свой первый Opel Ascona, уже не работают, -- парирует эксперт Андрей Лемигов. -- Если уж нас решили обмануть, то, поверьте, не поскупятся на замену потертого сиденья или руля. А уж о мелочах типа скрученного одометра, сервисной книжки или фирменных наклеек о прохождении ТО, совпадающих с показаниями счетчика, не забудут и подавно".
Нужно, конечно, сделать поправку на то, что применение авиационных научных методов диагностики к автомобилям -- это тот самый хлеб, которым живет организованная господином Лемиговым фирма ДЭКС. Кузов здесь проверяется ультразвуком на состояние металла и магнитометрическими вихретоковыми приборами -- на толщину покрытий. Двигатель оценивается специально разработанными видеокамерами со смещенным спектром, которые запускаются в цилиндры вместо устаревших эндоскопов, что позволяет анализировать состояние износа на компьютере. Анализатор структуры масла оценивает содержание твердых частиц в пробе масла, взятого со щупа... И тем не менее, более чем за десять лет работы здесь накоплен опыт, позволяющий сделать определенные выводы о состоянии секонд-хэнда, предлагаемого на наших рынках.
"Для того чтобы дать рекомендации по обнаружению истинного состояния автомобиля, целесообразно разбить автомобили по трем ценовым диапазонам, -- наставляет Лемигов.
Итак, автомобили ценового диапазона $3--6 тыс. в основном имеют возраст около 10 лет и пробег 200--300 тыс. километров. Естественно, производить даже косметическую покраску или приличную чистку салона на этих автомобилях не будут. Максимум -- это поставят ряд подержанных деталей вместо совершенно изношенных и кое-как уберут уж слишком заметные кузовные дефекты. Покупать такие автомобили имеет смысл только тем, кто сам в состоянии их чинить. Хотя нет правил без исключения. VW Passat, VW Golf или Audi 80 в силу своей исключительной ремонтопригодности, долговечности и благодаря широкому выбору недорогих запчастей вполне могут послужить еще не один год. Но только если их удастся купить "из первых рук", а не у перекупщиков. Правда, и в первом случае следует потратиться на диагностику, дабы не купить чужую проблему в виде изношенного двигателя или деформированного кузова.
Диапазон $6--10 тыс. -- вотчина "прибалтийских кудесников". Здесь надо быть готовым к большим пакостям. Это приличные с виду автомобили, в которых бесполезно искать потертые сиденья, внешние повреждения на краске или потеки масла на двигателе. А в документах едва ли найдете "литовский след". Все сделано по высшему разряду. Качество "предпродажной реанимации" таких автомобилей настолько высокое, что брать с собой для осмотра даже очень опытного спеца без специального оборудования, который с умным видом будет разглядывать блеск краски и нюхать моторное масло, -- это детская игра. К сожалению, по нашей статистике, за последние полгода число таких автомобилей на рынках возросло с 70 до 95 процентов, хотя правильнее будет сказать -- до 100. Хорошие автомобили на рынке будут стоить дороже, и поэтому они расходятся по постоянным покупателям, знающим, у кого и что можно покупать.
Диапазон от $10 тыс. и выше сегодня стал ареной жесткой конкуренции между новыми автомобилями не самых престижных марок и подержанными автомобилями известных производителей. Здесь "на глазок" вы не обнаружите уже абсолютно ничего. С такими деньгами не шутят"...
МЫ РОЖДЕНЫ ИЗ БЫЛИ СДЕЛАТЬ СКАЗКУ...
Ошибкой было бы думать, что корректировка возраста и недостатков автомобилей -- исключительно удел кустарей-одиночек, которых способны вывести на чистую воду авиационные способы диагностики. Последним пунктом нашей увлекательной экскурсии по легендам и мифам предпродажной подготовки стала московская компания "Аларм-Сервис на Рублевке". Именно сюда, по словам менеджера Екатерины, клиенты бегут со словами: "Покупатель хочет посмотреть автомобиль при дневном свете! Ну, сделайте хоть что-нибудь!"
Здесь бока машины трут в течение шести часов, что обходится владельцу в $110--180, зато краска приобретает почти первоначальный цвет. Для того чтобы надолго зафиксировать достижение и лишить вас еще $50, могут покрыть кузов особым составом, который закроет микротрещины и защитит автомобиль от грязи -- поначалу она вообще не будет приставать. Кстати, самый выгодный цвет -- серебристый "металлик", он требует минимум усилий для восстановления.
Такой же стандартной процедурой является химчистка салона -- за $200 убирают самую въевшуюся грязь и даже пятна крови. Такие загрязнения, увы, типичны для внедорожников. Их владельцы, любители охоты, иной раз бросят в багажник тушку, проедут 500 км до дома и только тут заметят, что в смету расходов можно смело включать химчистку . До последнего времени машину охотника и рыболова, прошедшую процедуру химчистки, мог выдать лишь характерный душок спекшейся крови или уснувшей рыбы. Сегодня и с ним может справиться ионизатор, который устанавливают в салоне машины на полтора часа. Запахи исчезают, а с ними -- и $40. В ту же сумму обойдется приведение в нормальный вид моторного отсека. Двигатель не только помоют: натрут до блеска -- разве что по советской моде не покроют серебрянкой -- и все резинки почернят. Правда, ушлого покупателя такой расклад может напугать: чего это, подумает он, прежний хозяин стал двигатель мыть? "Сопли" решил убрать?
К этим вполне привычным для крупных сервисов процедурам недавно добавились редкие даже для Москвы услуги по локальному восстановлению автомобиля. Для этого у английской компании Ashford был куплен целый набор технологий. Теперь, например, можно заделывать дырки в кожаных и велюровых сиденьях -- в последнем случае восстанавливается даже цвет волосков обивки, пострадавшей, например, от сигареты -- обойдется примерно в $25 за дырку. Отдельная технология -- для ликвидации мелких повреждений пластиковых деталей интерьера. Скажем, убрать дырки в торпедо от четырех шурупов, ввернутых в подставку для ультрамодной когда-то модели мобильного телефона, обойдется примерно в $50 --70 -- структура пластика при этом будет полностью восстановлена.
Чинятся побитые солью, бордюрами и ямами легкосплавные диски. Придумали англичане, как заделывать трещины в бамперах и, более того, дают гарантию на выполненную работу. Ликвидация трещины длиной 10--12 см обойдется где-то в $70--80. Явный экономический смысл имеет заделка трещин на стекле, если, конечно, их длина не превышает разумных пределов. Их вы сосчитаете, умножив длину трещины в сантиметрах на $1,5.
Отдельный предмет гордости -- технология устранения вмятин на кузове без демонтажа и перекраски деталей. Малой кровью -- отдав от $40 до $70 -- клиент решает проблему, которая в другом месте, где работают по классической технологии -- снял-отрихтовал-покрасил-поставил, -- как минимум в два или три раза дороже. Для этого имеется набор специальных крючков, числом до 30, которыми можно подобраться с тыльной стороны практически к любой вмятине и аккуратно выровнять ее. Контролируется работа по свету специальной лампы: в ее лучах совершенно точно видно, осталось заметным место повреждения или нет.
КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ.
"Сперва мы промыли все лакированные поверхности. Машина засверкала и выглядела уже на сотню марок дороже. Потом залили в мотор масло, самое густое, какое только нашлось. Цилиндры были не из лучших и слегка стучали. Это возмещалось густотою смазки, мотор работал удивительно тихо. Коробку скоростей и дифер мы также залили густою смазкой, чтобы они были совершенно беззвучны.
Потом выехали. Вблизи был участок с очень плохой мостовой. Мы прошли по нему на скорости в пятьдесят километров. Шасси громыхало. Мы выпустили четверть атмосферы из баллонов и проехали еще раз. Стало получше. Мы выпустили еще одну четверть атмосферы. Теперь уже ничто не гремело. Мы вернулись, смазали скрипевший капот, приспособили к нему несколько небольших резиновых прокладок, залили в радиатор горячей воды, чтобы мотор сразу же запускался, и опрыскали машину снизу керосином из пульверизатора -- там тоже появился блеск. После всего Готтфрид Ленц воздел руки к небу:
-- Гряди же, благословенный покупатель! Гряди, о любезный обладатель бумажника! Мы ждем тебя, как жених невесту".
Ремарк написал свой роман почти семьдесят лет назад. С той поры мало что изменилось.
ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ.
Прибыв в город Гронау, мы, честно говоря, были несколько разочарованы. Вполне респектабельный офис с сервисной зоной занимался вполне легальным бизнесом. "По существующему закону владелец машины может делать со своей собственностью то, что хочет, -- пояснил нам Андрей, некогда наш земляк. -- Лишь перед продажей он обязан указать на изменения, которые предпринимал. Кстати, пробег автомобиля корректируется не только перед продажей, а значительно чаще -- в случае гарантийного ремонта или же страхования, когда обязательства производителя, да и стоимость полиса зависят от пробега".
Введение покупателя в заблуждение относительно истинного пробега машины карается в Германии большим штрафом или пятью годами тюрьмы. Однако, по статистике, спидометр скручен у каждого третьего прописанного в Германии автомобиля -- это порядка 15 млн машин. Если предположить, что одна подобная операция обходится автовладельцу в среднем в 100 евро, то можно посчитать, что этот легальный бизнес уже принес тем, кто им занимается, фантастическую сумму в 1,5 млрд евро.
Прибор для корректировки показаний одометра Diga-Consult был разработан германской фирмой Digatronik около десяти лет назад. Именно тогда в массовом порядке на автомобилях стали появляться электронные "счетчики", до этого процедура производилась с помощью отвертки и моторчика. Фирма Spidometr-Tec, которую мы посетили, специально создана для русскоязычного населения во всем мире. Как признался нам Андрей, "многочисленные запросы приходят не только из России и Германии, недавно прибором интересовались какие-то русские, проживающие в Африке".
Есть две версии прибора: стандартная и полная. От этого зависит и цена Diga-Consult, которая 5,5 тыс.или 8,5 тыс. евро. Научиться пользоваться этим "инструментом обогащения" может каждый -- в инструкции все подробно описано. Если вы не собираетесь вливаться в этот бизнес, а просто хотите "поправить" показания одометра на собственном автомобиле -- пожалуйста, услуга стоит от 40 до 500 евро. Любопытно, что цена зависит не от "крутости" автомобиля, а от степени сложности электроники конкретной модели. Например, "скрутка" одометра Porsche Boxster 2000 года выпуска производится прямо через диагностический разъем, занимает 10 минут и потому стоит 150 евро. А у козявки Smart надо "впаиваться на плату", и та же процедура стоит 400 и занимает полный рабочий день. Таких противоречий много. За "Мерседес-Ешку" 1999 года возьмут 100 евро, а за его ровесника Renaul Clio - 250.
Еще нам хотели рассказать про такие немецкие "хитрости", как оплетка на руль, резинки на педали, коврики и получение новой сервисной книжки взамен утерянной, но мы вежливо отказались. Впечатлений было и так хоть отбавляй.
ЛАБАЙ ГЕРАЙ!
По-литовски эта фраза означает "Очень хорошо!" Если то, что творится в Германии, можно назвать банальной "подчисткой в паспорте", услуги российских фирм, о которых поговорим попозже, -- "лечебной косметологией", то работа кудесников из соседнего государства больше похожа на реанимацию трупов.
Пожалуй, никто в мире не знает большего толка в области предпродажной подготовки, чем литовские мастера. И, пожалуй, нет в мире другого такого места, как Мариямполе, где чудесным образом могут слепить конфетку из кучи металлолома. С автобизнеса, который в Литве стали осваивать сразу же после обретения независимости и азам которого литовцы учились у своих соседей поляков, здесь живет каждый пятый из 70-тысячного населения Мариямполе. Аккурат перед введением нашей Родиной новых таможенных барьеров из Литвы в течение года было вывезено более 50 тысяч транспортных средств на общую сумму $100 млн. Из них в России оказалось около 30 тысяч машин, оцененных в $55 млн. Впрочем, даже сейчас какая-никакая, а торговля идет, ибо предприимчивые торговцы быстро переориентировали рынок на восстановление аварийных машин не старше пяти-семи лет.
Весь автомобильный бизнес в здешних краях давно структурирован и приобрел вполне цивилизованные формы. Уже давно никто из частников не гоняется с высунутым языком по барахолкам Германии в поисках подходящего варианта. В бизнесе царит разделение труда, как нам объяснили литовские товарищи. Одни, обосновавшись в Германии или в Голландии, скупают битые автомобили. Сделать это можно, например, через страховые компании, которым выгоднее избавиться от утиля на колесах по сходной цене, нежели заниматься его восстановлением и последующей продажей. А то, что ремонт автомобилей в Германии обойдется неизмеримо выше, чем в Литве, показывают нехитрые подсчеты. Взять хотя бы затраты на рабочую силу. Так, месячная зарплата очень хорошего автомобильного мастера в Литве не превышает 500--600 евро. В Германии такой же специалист получает около 3 тыс. евро. Считать нужно и цену запчастей -- маловероятно, что в Германии будут ставить на машину какой-нибудь тайваньский эрзац.
Другое звено в цепочке -- транспортное. По количеству грузовых автомобилей на тысячу человек Литва занимает третье место в Европе. Ясно, что с такой статистикой сам Бог велел литовцам возить "битье" автовозами. Так они и делают. Один автовоз или, как говорят местные, "трал" способен за один раз взять на борт 8 машин. Такой грузовой автомобиль -- это уже маленькая транспортная компания. И подобных фирм, в которых водитель -- и директор, и бухгалтер, очень много. Впрочем, есть и компании, имеющие в своем автопарке по десятку, а то и больше автовозов. Чем больше компания, тем легче ей оформлять документы и тем легче передвигаться по зоне Евросоюза.
Хотя в последнее время литовский рынок все больше переключается с европейского "битья" на американское. Причин тому две: первая -- падение курса доллара. Вторая -- американские битые автомобили стоят еще дешевле европейских. Проверенная пословица про телушку и полушку в данном случае отнюдь не показательна. Дело в том, что для перевозки машины из Америки ехать в Америку совсем не надо. Упрощенно, объясняли нам, схема выглядит так: в Клайпеде у компьютера сидит Йонас и читает предложения, которые ему высылает Арвидас, в свою очередь сидящий у компьютера где-нибудь в Сан-Франциско. Арвидас в режиме он-лайн отслеживает лоты автомобильного аукциона, на которых, кстати, битые машины предлагаются с весьма приличными скидками. Если Йонасу понравилась какая-то машина, он сообщает об этом Арвидасу, высылает деньги электронным переводом, после чего Арвидас покупает автомобиль и ставит его на корабль. Транспортировка автомобиля морем обходится в 800 долларов. Прибавьте к этому 200--500 долларов интереса Арвидаса, и вы получите сумму, на которую дорожает машина.
МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.
Покинем на время "польско-литовское автокняжество" и вернемся в Москву, чтобы попробовать разобраться, почему подавляющая часть автомобилей, которые нам предлагают на российских рынках, имеет не только скрученный одометр, но и аварийное прошлое. Наш собеседник Андрей Лемигов, некогда сотрудник лаборатории НИИ ВВС по расследованию авиационных происшествий, двенадцать лет назад создал фирму ДЭКС -- тоже лабораторию, занимающуюся диагностикой автомобилей.
"На нынешнюю ситуацию с подержанными автомобилями влияют два основных фактора: таможенные пошлины и курсы валют, -- просветил нас господин Лемигов. -- Привычные схемы ценообразования нарушились, и часть покупателей, имеющих $8--10 тыс., внезапно поняла, что если еще год назад они могли выбирать из большого числа вполне приличных и недавно привезенных автомобилей, то сегодня их практически не осталось. К сожалению, это понимают далеко не все, ведь в газетах цены не сильно изменились. И мало кто с калькулятором в руках анализируют ситуацию. Вот смотрите: $10 тыс. -- это 7800 евро, из которых в среднем 4--5 тыс. уходит на таможенный платеж и накладные расходы. А на оставшиеся 3--4 тыс. в Европе можно купить приличный велосипед или средний мотороллер, но никак не хороший автомобиль в возрасте до семи лет".
Итак, большинство покупателей, теоретически признавая справедливость утверждения "дешево хорошо не бывает", тем не менее свято верят в то, что им более приятно, а именно -- в свою удачу на страницах газет или на рынке. И поскольку любой спрос рождает предложение, появились продавцы, готовые эту веру крепить. Им, чтобы не выйти из наиболее востребованного диапазона цен, надо по очень низкой цене купить автомобиль либо в Литве после аварии, либо на внутреннем рынке с недостатками. А после соответствующей предпродажной подготовки выставить его на продажу с хорошей легендой.
ЗУБЫ И КРОВЬ.
Справедливости ради надо сказать, что в Литве пресловутых сказок "про дедушек и их бабушек" давно уже не рассказывают. Это было бы просто глупо. Посмотрев, что привозят на тот же мариямпольский авторынок, в чудеса перестал бы верить даже несмышленый в кузовном ремонте ребенок.
Тех, кто оказывается на рынке в первый раз, больше всего поражают ряды автовозов с битыми машинами, которые представляют собой этакие шоу-румы на колесах. Торговля идет прямо с двухэтажных прицепов. Покупатели прыгают как обезьяны, пытаясь разглядеть товар. С разрешения продавца они залезают в салон, заводят двигатель, крутят баранку. Поскольку машина битая, у нее может не открываться багажник, капот или дверь, но покупатель довольствуется тем, что открывается. То, что такая покупка очень напоминает покупку кота в мешке, никого не смущает. Не заставляют содрогнуться таких покупателей и оставшиеся в салоне последствия ДТП. Наткнуться на следы крови или характерно выбитые головами стекла -- в порядке вещей. Не до сантиментов -- конкуренты могут опередить.
Если за два торговых дня ту или иную машину с автовоза не покупают, то продавец либо везет ее на другой рынок, либо сдает в ремонт, чтобы к следующему базару из нее сделали "конфетку". Отремонтированные машины продают либо "с земли", либо опять-таки с автовозов. Это такая маленькая хитрость. Дескать, машина еще не была в ремонте, а прямо из Германии пришла в таком хорошем состоянии.
С автовозов машины покупают те, кто намерен заниматься ремонтом машины самостоятельно. Точнее, у кого есть договоренность с какой-нибудь мастерской здесь же в Литве на восстановление машины. Те же, кто намерен уже на следующий день гнать машину в Россию, прямиком отправляются к рядам машин, уже восстановленных. В отличие от московских рынков, где машины сияют отполированными боками, в Мариямполе товар предлагают в абсолютно первозданном виде: все знают, что девять из десяти машин -- вчерашнее "битье". Здесь надо помнить: чем дешевле модель и марка машины, тем больше вероятность того, что этот экземпляр сварен из трех развалин, купленных по $500 за штуку. Из двух дорогих машин делать одну нерентабельно, выгоднее восстановить обе.
Но даже дорогие и неплохо выглядящие машины наверняка имеют какой-нибудь дефект, просто вы не обратили на него внимания. Один из покупателей рассказал нам, как у купленной им Audi А6 молдинг оказался из прессованного пенопласта. А позже он заметил, что и фары на его автомобиль были прикручены саморезами. Удивляться и сетовать в данной ситуации глупо. Таковы законы этого бизнеса. Сделать все как можно проще и дешевле. Литовские мастера имеют высокую квалификацию, но экономят на всем. Другое дело, если ремонт делается под вашим контролем и в приличном месте. На таком оборудовании и такими золотыми руками, которым позавидуют и в России, и в Германии. Цены на литовских сервисах по российским меркам просто смешные. Покраска простой кузовной детали, включая рихтовку, подготовку, компьютерный подбор краски, за которую в Москве могут взять до полутора сотен, здесь обходится в $30--50 даже в весьма качественных мастерских.
ПРОВЕРЕНО АВИАЦИЕЙ.
"Ну, и зачем нам эти сказки? -- может возмутиться читатель. -- Рассказали бы лучше, как вычислить автомобиль со скрученными счетчиками и биографией. Например, провести слабым магнитом по лакокрасочному покрытию, чтобы обнаружить толстый слой шпаклевки; потыкать пороги шилом; проехать по луже, чтобы потом на сухом асфальте проверить правильность установки осей; пощупать пупырышки на баранке, а также посмотреть состояние салона: если прежний владелец неряха -- значит, он и масло в двигателе менял нечасто".
"Дедовские методы осмотра автомобиля, анализ по внешним признакам, с помощью которых мы лет десять назад покупали свой первый Opel Ascona, уже не работают, -- парирует эксперт Андрей Лемигов. -- Если уж нас решили обмануть, то, поверьте, не поскупятся на замену потертого сиденья или руля. А уж о мелочах типа скрученного одометра, сервисной книжки или фирменных наклеек о прохождении ТО, совпадающих с показаниями счетчика, не забудут и подавно".
Нужно, конечно, сделать поправку на то, что применение авиационных научных методов диагностики к автомобилям -- это тот самый хлеб, которым живет организованная господином Лемиговым фирма ДЭКС. Кузов здесь проверяется ультразвуком на состояние металла и магнитометрическими вихретоковыми приборами -- на толщину покрытий. Двигатель оценивается специально разработанными видеокамерами со смещенным спектром, которые запускаются в цилиндры вместо устаревших эндоскопов, что позволяет анализировать состояние износа на компьютере. Анализатор структуры масла оценивает содержание твердых частиц в пробе масла, взятого со щупа... И тем не менее, более чем за десять лет работы здесь накоплен опыт, позволяющий сделать определенные выводы о состоянии секонд-хэнда, предлагаемого на наших рынках.
"Для того чтобы дать рекомендации по обнаружению истинного состояния автомобиля, целесообразно разбить автомобили по трем ценовым диапазонам, -- наставляет Лемигов.
Итак, автомобили ценового диапазона $3--6 тыс. в основном имеют возраст около 10 лет и пробег 200--300 тыс. километров. Естественно, производить даже косметическую покраску или приличную чистку салона на этих автомобилях не будут. Максимум -- это поставят ряд подержанных деталей вместо совершенно изношенных и кое-как уберут уж слишком заметные кузовные дефекты. Покупать такие автомобили имеет смысл только тем, кто сам в состоянии их чинить. Хотя нет правил без исключения. VW Passat, VW Golf или Audi 80 в силу своей исключительной ремонтопригодности, долговечности и благодаря широкому выбору недорогих запчастей вполне могут послужить еще не один год. Но только если их удастся купить "из первых рук", а не у перекупщиков. Правда, и в первом случае следует потратиться на диагностику, дабы не купить чужую проблему в виде изношенного двигателя или деформированного кузова.
Диапазон $6--10 тыс. -- вотчина "прибалтийских кудесников". Здесь надо быть готовым к большим пакостям. Это приличные с виду автомобили, в которых бесполезно искать потертые сиденья, внешние повреждения на краске или потеки масла на двигателе. А в документах едва ли найдете "литовский след". Все сделано по высшему разряду. Качество "предпродажной реанимации" таких автомобилей настолько высокое, что брать с собой для осмотра даже очень опытного спеца без специального оборудования, который с умным видом будет разглядывать блеск краски и нюхать моторное масло, -- это детская игра. К сожалению, по нашей статистике, за последние полгода число таких автомобилей на рынках возросло с 70 до 95 процентов, хотя правильнее будет сказать -- до 100. Хорошие автомобили на рынке будут стоить дороже, и поэтому они расходятся по постоянным покупателям, знающим, у кого и что можно покупать.
Диапазон от $10 тыс. и выше сегодня стал ареной жесткой конкуренции между новыми автомобилями не самых престижных марок и подержанными автомобилями известных производителей. Здесь "на глазок" вы не обнаружите уже абсолютно ничего. С такими деньгами не шутят"...
МЫ РОЖДЕНЫ ИЗ БЫЛИ СДЕЛАТЬ СКАЗКУ...
Ошибкой было бы думать, что корректировка возраста и недостатков автомобилей -- исключительно удел кустарей-одиночек, которых способны вывести на чистую воду авиационные способы диагностики. Последним пунктом нашей увлекательной экскурсии по легендам и мифам предпродажной подготовки стала московская компания "Аларм-Сервис на Рублевке". Именно сюда, по словам менеджера Екатерины, клиенты бегут со словами: "Покупатель хочет посмотреть автомобиль при дневном свете! Ну, сделайте хоть что-нибудь!"
Здесь бока машины трут в течение шести часов, что обходится владельцу в $110--180, зато краска приобретает почти первоначальный цвет. Для того чтобы надолго зафиксировать достижение и лишить вас еще $50, могут покрыть кузов особым составом, который закроет микротрещины и защитит автомобиль от грязи -- поначалу она вообще не будет приставать. Кстати, самый выгодный цвет -- серебристый "металлик", он требует минимум усилий для восстановления.
Такой же стандартной процедурой является химчистка салона -- за $200 убирают самую въевшуюся грязь и даже пятна крови. Такие загрязнения, увы, типичны для внедорожников. Их владельцы, любители охоты, иной раз бросят в багажник тушку, проедут 500 км до дома и только тут заметят, что в смету расходов можно смело включать химчистку . До последнего времени машину охотника и рыболова, прошедшую процедуру химчистки, мог выдать лишь характерный душок спекшейся крови или уснувшей рыбы. Сегодня и с ним может справиться ионизатор, который устанавливают в салоне машины на полтора часа. Запахи исчезают, а с ними -- и $40. В ту же сумму обойдется приведение в нормальный вид моторного отсека. Двигатель не только помоют: натрут до блеска -- разве что по советской моде не покроют серебрянкой -- и все резинки почернят. Правда, ушлого покупателя такой расклад может напугать: чего это, подумает он, прежний хозяин стал двигатель мыть? "Сопли" решил убрать?
К этим вполне привычным для крупных сервисов процедурам недавно добавились редкие даже для Москвы услуги по локальному восстановлению автомобиля. Для этого у английской компании Ashford был куплен целый набор технологий. Теперь, например, можно заделывать дырки в кожаных и велюровых сиденьях -- в последнем случае восстанавливается даже цвет волосков обивки, пострадавшей, например, от сигареты -- обойдется примерно в $25 за дырку. Отдельная технология -- для ликвидации мелких повреждений пластиковых деталей интерьера. Скажем, убрать дырки в торпедо от четырех шурупов, ввернутых в подставку для ультрамодной когда-то модели мобильного телефона, обойдется примерно в $50 --70 -- структура пластика при этом будет полностью восстановлена.
Чинятся побитые солью, бордюрами и ямами легкосплавные диски. Придумали англичане, как заделывать трещины в бамперах и, более того, дают гарантию на выполненную работу. Ликвидация трещины длиной 10--12 см обойдется где-то в $70--80. Явный экономический смысл имеет заделка трещин на стекле, если, конечно, их длина не превышает разумных пределов. Их вы сосчитаете, умножив длину трещины в сантиметрах на $1,5.
Отдельный предмет гордости -- технология устранения вмятин на кузове без демонтажа и перекраски деталей. Малой кровью -- отдав от $40 до $70 -- клиент решает проблему, которая в другом месте, где работают по классической технологии -- снял-отрихтовал-покрасил-поставил, -- как минимум в два или три раза дороже. Для этого имеется набор специальных крючков, числом до 30, которыми можно подобраться с тыльной стороны практически к любой вмятине и аккуратно выровнять ее. Контролируется работа по свету специальной лампы: в ее лучах совершенно точно видно, осталось заметным место повреждения или нет.
КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ.
"Сперва мы промыли все лакированные поверхности. Машина засверкала и выглядела уже на сотню марок дороже. Потом залили в мотор масло, самое густое, какое только нашлось. Цилиндры были не из лучших и слегка стучали. Это возмещалось густотою смазки, мотор работал удивительно тихо. Коробку скоростей и дифер мы также залили густою смазкой, чтобы они были совершенно беззвучны.
Потом выехали. Вблизи был участок с очень плохой мостовой. Мы прошли по нему на скорости в пятьдесят километров. Шасси громыхало. Мы выпустили четверть атмосферы из баллонов и проехали еще раз. Стало получше. Мы выпустили еще одну четверть атмосферы. Теперь уже ничто не гремело. Мы вернулись, смазали скрипевший капот, приспособили к нему несколько небольших резиновых прокладок, залили в радиатор горячей воды, чтобы мотор сразу же запускался, и опрыскали машину снизу керосином из пульверизатора -- там тоже появился блеск. После всего Готтфрид Ленц воздел руки к небу:
-- Гряди же, благословенный покупатель! Гряди, о любезный обладатель бумажника! Мы ждем тебя, как жених невесту".
Ремарк написал свой роман почти семьдесят лет назад. С той поры мало что изменилось.
Обсуждения Предпродажная подготовка автомобилей