Как утверждает профессор Франс де Вааль (Frans de Waal) из Университета Эмори (Emory University), США, высшие приматы способны проводить различие между плохими и хорошими поступками. Исследование оспариваюет ту точку зрения, согласно которой животные действуют вне категорий морали, а понятия добра и зла свойственны исключительно человеку.
Профессор де Вааль и его коллеги провели серию экспериментов над крупными человекообразными обезьянами и их более мелкими сородичами. Животным предлагалось выполнить различные задания, при этом правильные действия поощрялись едой и лаской. Ученые отметили, что в случае нарушения «правил игры» со стороны человека – например, несправедливом лишении награды – приматы в большинстве случаев расстраивались, некоторые из них даже отказывались от дальнейшего участия в состязании.
В серии экспериментов над шимпанзе было отмечено, что животные без какого-либо принуждения или стимула со стороны человека предлагали свою помощь товарищам, показывая тем самым способность к проявлению симпатии, а, возможно, и чувства социального долга. «Я не хочу сказать, что высшие приматы являются моральными существами в том же смысле, что и люди, но то, что у них есть зачаточные представления о хорошем и плохом – это бесспорно», – говорит Франс де Вааль.
Некоторые антропологи согласны с профессором в том, что мораль могла возникнуть в результате естественного отбора. Так, понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо» могло сложиться у предков современного человека во время ледникового периода, когда гоминидам пришлось выживать в крайне суровых условиях.
Как писал «Вокруг света», в прошлом году группа британских зоологов во главе с Орлет Фрейзер (Orlaith Fraser), наблюдавшая за сообществом 22 взрослых шимпанзе, обнаружила, что приматы помогают друг другу справиться со стрессом после драк. Такое поведение, по мнению зоологов, указывает на определенный уровень сопереживания и способности поставить себя на место другого.
В серии экспериментов над шимпанзе было отмечено, что животные без какого-либо принуждения или стимула со стороны человека предлагали свою помощь товарищам, показывая тем самым способность к проявлению симпатии, а, возможно, и чувства социального долга. «Я не хочу сказать, что высшие приматы являются моральными существами в том же смысле, что и люди, но то, что у них есть зачаточные представления о хорошем и плохом – это бесспорно», – говорит Франс де Вааль.
Некоторые антропологи согласны с профессором в том, что мораль могла возникнуть в результате естественного отбора. Так, понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо» могло сложиться у предков современного человека во время ледникового периода, когда гоминидам пришлось выживать в крайне суровых условиях.
Как писал «Вокруг света», в прошлом году группа британских зоологов во главе с Орлет Фрейзер (Orlaith Fraser), наблюдавшая за сообществом 22 взрослых шимпанзе, обнаружила, что приматы помогают друг другу справиться со стрессом после драк. Такое поведение, по мнению зоологов, указывает на определенный уровень сопереживания и способности поставить себя на место другого.
Обсуждения Мораль животных