«То, что идеи должны беспрепятственно передаваться от одного к другому по всему земному шару для морального и взаимного наставления человека и улучшения его состояния, кажется, было нарочито благосклонно задумано природой, когда она сделала их распространяющимися, подобно огню…
таким образом, изобретения по самой своей природе не могут быть предметом собственности»
Томас Джефферсон
***
Институт интеллектуальной частной собственности является одной из важных и неотъемлемых основ современной экономики. Роль, которую сегодня играют в обществе корпорации типа Google и Microsoft, вполне сопоставима с ролью промышленных магнатов начала XX века – таких как Форд или Крупп. Представить себе мир без существования гигантских музыкальных лейблов или софтверных монополистов практически невозможно, ну только если очень постараться. Да и то есть риск быть названным в силу такого мыслепреступления каким-нибудь экстремистом. Например, Билл Гейтс обозвал всех таких мечтателей как «modern-day sort of communists». А с любым экстремизмом, как известно, надо бороться.
Тем не менее, практика деятельности этого института в современных условиях показывает себя, мягко говоря, не с лучшей стороны. Недавно в Америке было введено ограничение на распространение информации о ходе спортивных матчей в реальном времени, так как это наносит ущерб тем, кто продаёт права на их телетрансляцию. Или, ещё случай: организация ASCAP, охраняющая права композиторов, подала в суд на скаутов-девочек за «нелегальное» использование песен, которые они пели у костра. Абсурд? Несомненно. Но подобных примеров великое множество и растут они в геометрической прогрессии.
О сущности института интеллектуальной частной собственности в связи с этим говорится в последнее время очень много, особенно о такой его форме как копирайт. Представляется интересным, однако, рассмотреть не только текущее положение вещей, но и историю вопроса. Поэтому обратимся к самому происхождению и эволюции этого института.
Даже во времена расцвета книжной торговли в Римской Империи ещё не существовало авторского права. В силу той простой причины, что для копирования текста был необходим значительный штат рабов-писарей, который могли позволить себе только крупные профессиональные книгоиздатели. Они же лишь иногда выплачивали деньги успешным авторам, но и то только за передачу им экземпляра текста, который далее подвергался копированию. Более никаких денег, процентов с продаж и тому подобного авторы не видели. «Пиратство» в таких условиях было банально невыгодным.
Потребность в авторском праве и защите интеллектуальной собственности появилась с развитием печатной техники в странах Европы. Сам спрос на печатную технику был вызван развитием торговли и выходом на историческую арену класса буржуазии с его потребностями.
Печатная техника позволила копировать тексты быстрее и дешевле, чем при использовании наёмных писарей. Теперь каждый, кто мог позволить себе печатный станок и обладал определёнными навыками, мог наладить собственное книгопроизводство.
Первой стихийной формой защиты авторского права стало… проклятие. В книгу заносился особый текст, предупреждающий, что любой, кто несанкционированным образом сделает копию текста, будет проклят. Вероятно, такая форма защиты оказалась не очень результативной, поскольку с конца XV века верховной исполнительной властью европейских государств начали выдаваться «привилегии» (monopolies) на издательство книг определённым лицам и реже организациям. Но такая форма защиты авторского права носила чрезвычайно избирательный характер и не была эффективна.
В 1557 году английская королева Мария I предоставила Лондонской Гильдии Книготорговцев и Издателей (Stationers’ Company) монопольное право на издание книг. Есть версия, что одной из причин создания такой издательской монополии стало стремление предотвратить распространение протестантских идей. Таким образом, экономическая монополия служила политическим задачам государства в области цензуры. Книги, изданные вне Гильдии, подлежали сожжению, а их авторы - тюремному заключению. С деятельностью Гильдии и связано появление термина “copyright”. Тогда, как, в общем-то, и сейчас, копирайт защищал не авторов книг, а их издателей. Издатель покупал у автора текст и после этого все права на материал переходили к нему, другие члены Гильдии не имели права копировать и издавать текст. С другой стороны, купля-продажа текстов внутри гильдии существовала. Именно отношения между издателями и регулировал «копирайт».
После превращения Англии в буржуазную монархию под давлением предпринимателей, недовольных монополией на книжном рынке, в 1694 году Stationers’ Company была лишена своих монопольных прав. В условиях конкуренции требовался закон, разграничивающий права авторов и книготорговцев. Так, в 1710 году был принят первый в мире закон об авторских правах. Права авторов в данном случае служили, однако, не самоцелью, а лишь антимонопольным инструментом. Полное название закона “An Act for the Encouragement of Learning, by vesting the Copies of Printed Books in the Authors or purchasers of such Copies, during the Times therein mentioned”, но обычно его называют просто «Статут Анны», по имени правившей тогда королевы. Действие авторских прав ограничивалось 28-ю годами, после чего работа переходила в общественную собственность (public domain). Издатель, купивший текст, получал право монопольно издавать его в течение 14 лет с возможностью продления этого права ещё на 14 лет в отдельных случаях.
Статут Анны стал во многом прототипом для современных законов об авторском праве. Законы, подобные «Статуту», со временем начали приниматься в других европейских странах и США («Copyright Act» от 1790).
Отдельный вклад в развитие авторского права внесла Франция, где авторское право получило официальный юридический статус в 1791 году, хотя первое общество по охране авторских прав было создано в 1777 году известным драматургом Бомарше. Здесь развивалась концепция «прав автора» (“droit d’auteur”) в отличие от англо-саксонской модели «права копирования» (“copyright”). В этой концепции больший упор делался на защиту неимущественных прав автора, например, защиту достоинства. Возможно, это обусловлено тем, что во Франции авторское право формировалось под влиянием аристократической интеллектуальной элиты.
Россия, как это принято, шла несколько другим путём, самобытным. Авторское право в Российской Империи начало формироваться в рамках цензурного законодательства. При издании нового Цензурного устава в 1828 году было решено включить в него отдельную главу «О сочинителях и издателях книг» и приложение к нему — «Положение о правах сочинителей». Лишь в 1877 году авторское право было изъято из Цензурного устава и передано в Законы Гражданские. Здесь мы опять наблюдаем как копирайт и политическая цензура шли рука об руку.
Первый громкий судебный процесс по нарушению копирайта произошёл в 1841 году. Архивист, который опубликовал письма первого президента США Джорджа Вашингтона в своем журнале, был признан виновным в нарушении авторских прав. А в 1853 году популярная тогда писательница Гарриэтт Бичер-Стоу подала в суд на издателя, который без разрешения перевел её книгу “Хижина Дяди Тома” на немецкий язык и начал продавать ее в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдал издателя, решив, что перевод - это не просто копирование.
В 1886 году было подписано первое международное соглашение по защите авторских прав – Бернская Конвенция. Соглашение было необходимо для обеспечения взаимного признания авторских прав различными государствами и установления порядка их защиты. Бернская конвенция предусматривала, что продукты умственного труда попадают под действия закона автоматически, по факту их создания и не требуют дополнительной регистрации в органах власти, эта норма действует и по сей день. Сама конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В настоящей момент 163 страны присоединились к Бернской конвенции.
К началу XX века действие копирайта распространялось уже на нотные записи (1831), фотографии (1865), музыкальные произведения (1897) и кинофильмы (1912). В 1908 году, по дополнению к Бернской конвенции, был установлен срок действия копирайта в срок жизни автора плюс 50 лет (права переходили к наследникам).
Серьёзная коррекция авторского права произошла в России после Октябрьской революции. Было национализировано всё творчество умерших авторов и композиторов. Государство также получило право национализировать труды некоторых здравствующих авторов. Устанавливалась государственная монополия государства на издание национализированной продукции. Срок действия авторских прав по закону 1925 года равнялся всего-навсего 25 годам с момента первой публикации. Эти факты дают повод некоторым исследователям говорить о фактической отмене копирайта в первые годы советской власти.
Однако, это не так. В данном случае, государственная издательская монополия, несмотря на то, что делала интеллектуальную собственность «общедоступной», имела право сама решать какие произведения выпускать, а какие нет. То есть фактически собственником всех имущественных авторских прав в стране становился государственный орган. С 1928 года срок действия авторского права продлевается до срока жизни автора плюс 15 лет, что значительное приблизило советское авторское право к западным стандартам. С другой стороны, значительная часть интеллектуального богатства страны продолжала оставаться в общественной собственности, например, музыкальные произведения могли копироваться без ограничений. Существует даже мнение, что такие позитивные черты советского законодательства в данной сфере повлияли на авторское право в скандинавских странах, где сейчас происходит расцвет антикопирайтного движения.
В конце XX и начале XXI в законах об авторском праве происходят значительные изменения, вызванные в первую очередь развитием средств связи и коммуникаций. В 1980 году под действие копирайта попадают компьютерные программы. С 1990 года копирайтом разрешено защищать архитектурные проекты, компьютерную графику, художественные инсталляции и перформансы. В 1992 году запрещено копировать и воспроизводить музыкальные произведения без разрешения правообладателя.
В 1982 году в законодательство США вносятся изменения, которые дают возможность приговорить нарушителей копирайта к крупным штрафам и тюремному заключению. То есть нарушение авторских прав приравнивается к уголовному преступлению.
В ответ на вызовы информационной эпохи, когда контролировать распространение информации становится всё труднее, приходятся принимать всё более жёсткие законы об авторских правах. С этой целью Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности приняла в 1996 году соглашение “Copyright Treaty”, которое призвано обеспечить адекватную защиту интеллектуальной собственности при новых условиях игры. В соответствии с этим соглашением в США был принят закон «Digital Millennium Copyright Act» (1998), в Евросоюзе – «EU Copyright Directive» (2001). В России же недавно была принята во многом аналогичная IV часть Гражданского кодекса.
Как пример таких нововведений можно привести случай, когда в прошлом году в США суд взыскал с одинокой матери двоих детей 222 тысячи долларов за размещение 24 песен со своего компьютера в открытый доступ. Как же так произошло, что закон об авторском праве, который начинался как способ регулирования отношений между автором и издателем со временем превратился в фактически репрессивный институт?
Зарождение авторского права было связано с необходимостью регулирования хозяйственного механизма общества при возникновении такого вида техники, как печатный станок. Печатный станок значительно увеличил способности общества к распространению информации. Но даже после его внедрения, связь между творцом и потребителем могла быть только опосредованной. Опосредованной через издателя, который обладал всей необходимой техникой для копирования и распространения работы творца. Таким образом, авторское право регулировало отношения между творцом и издателем. Институт авторского права был связующим звеном между коммерцией и искусством. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» - как иронично заметил когда-то Пушкин.
Несоответствие же современного института интеллектуальной собственности реальной практике коммуникации между людьми имеет две причины. Первая и объективная – это ошибочная попытка механически перенести юридические правила, сложившиеся во времена печатных станков, на общество, в котором информация циркулирует со скоростью света по оптоволоконным каналам. Вторая и субъективная – это материальная заинтересованность корпораций, уже сколотивших себе капитал на торговле воздухом, в том, чтобы это несоответствие длилось как можно дольше.
Техника, доступная человечеству, сейчас позволяет производить обмен информацией между творцом и потребителем напрямую, минуя услуги издателя-транслятора. Но это совсем не входит в планы индустрии. Как пишет Л. Лессиг в своей книге «Свободная Культура»: «С рождением интернета естественные пределы действия права исчезли. Закон контролирует не только деятельность коммерческих авторов, но, по сути, творчество каждого… право все меньше поддерживает творчество и все больше занимается защитой определенной индустрии от конкуренции. Как раз в тот момент, когда цифровая технология могла бы вызвать небывалый всплеск разнообразного коммерческого и некоммерческого творчества, закон отягощает авторскую деятельность вычурными и туманными нормами с угрозой применения неприлично жестоких наказаний».
Теперь, вместо того, чтобы защищать автора от нечистоплотного издателя, копирайт защищает медиа-корпорации от новых ростков творчества (запрещая использовать уже накопленный обществом культурный потенциал) и от самих потребителей (которые не дай бог дадут послушать диск соседу).
Можно сказать, что с ростом информационных технологий, копирайт в той форме, в которой он сейчас существует, - превратился в чудовищный атавизм. Но благодаря деятельности тех, кто на нём кормится, он продолжает подчинять себе всё больше сфер общественной жизни. Идея защиты интеллектуальной частной собственности в информационную эпоху неизбежно трансформировалась в тотальное стремление превратить все коммуникации между людьми, всё человеческое творчество в объект собственности, в предмет купли-продажи. Безусловно, такое положение вещей не только перестаёт иметь нечто общее с защитой самих авторских прав, но и является наступлением на другие права личности: на свободу слова и свободу самовыражения. А это само по себе является тормозом для развития человеческой культуры.
Томас Джефферсон
***
Институт интеллектуальной частной собственности является одной из важных и неотъемлемых основ современной экономики. Роль, которую сегодня играют в обществе корпорации типа Google и Microsoft, вполне сопоставима с ролью промышленных магнатов начала XX века – таких как Форд или Крупп. Представить себе мир без существования гигантских музыкальных лейблов или софтверных монополистов практически невозможно, ну только если очень постараться. Да и то есть риск быть названным в силу такого мыслепреступления каким-нибудь экстремистом. Например, Билл Гейтс обозвал всех таких мечтателей как «modern-day sort of communists». А с любым экстремизмом, как известно, надо бороться.
Тем не менее, практика деятельности этого института в современных условиях показывает себя, мягко говоря, не с лучшей стороны. Недавно в Америке было введено ограничение на распространение информации о ходе спортивных матчей в реальном времени, так как это наносит ущерб тем, кто продаёт права на их телетрансляцию. Или, ещё случай: организация ASCAP, охраняющая права композиторов, подала в суд на скаутов-девочек за «нелегальное» использование песен, которые они пели у костра. Абсурд? Несомненно. Но подобных примеров великое множество и растут они в геометрической прогрессии.
О сущности института интеллектуальной частной собственности в связи с этим говорится в последнее время очень много, особенно о такой его форме как копирайт. Представляется интересным, однако, рассмотреть не только текущее положение вещей, но и историю вопроса. Поэтому обратимся к самому происхождению и эволюции этого института.
Даже во времена расцвета книжной торговли в Римской Империи ещё не существовало авторского права. В силу той простой причины, что для копирования текста был необходим значительный штат рабов-писарей, который могли позволить себе только крупные профессиональные книгоиздатели. Они же лишь иногда выплачивали деньги успешным авторам, но и то только за передачу им экземпляра текста, который далее подвергался копированию. Более никаких денег, процентов с продаж и тому подобного авторы не видели. «Пиратство» в таких условиях было банально невыгодным.
Потребность в авторском праве и защите интеллектуальной собственности появилась с развитием печатной техники в странах Европы. Сам спрос на печатную технику был вызван развитием торговли и выходом на историческую арену класса буржуазии с его потребностями.
Печатная техника позволила копировать тексты быстрее и дешевле, чем при использовании наёмных писарей. Теперь каждый, кто мог позволить себе печатный станок и обладал определёнными навыками, мог наладить собственное книгопроизводство.
Первой стихийной формой защиты авторского права стало… проклятие. В книгу заносился особый текст, предупреждающий, что любой, кто несанкционированным образом сделает копию текста, будет проклят. Вероятно, такая форма защиты оказалась не очень результативной, поскольку с конца XV века верховной исполнительной властью европейских государств начали выдаваться «привилегии» (monopolies) на издательство книг определённым лицам и реже организациям. Но такая форма защиты авторского права носила чрезвычайно избирательный характер и не была эффективна.
В 1557 году английская королева Мария I предоставила Лондонской Гильдии Книготорговцев и Издателей (Stationers’ Company) монопольное право на издание книг. Есть версия, что одной из причин создания такой издательской монополии стало стремление предотвратить распространение протестантских идей. Таким образом, экономическая монополия служила политическим задачам государства в области цензуры. Книги, изданные вне Гильдии, подлежали сожжению, а их авторы - тюремному заключению. С деятельностью Гильдии и связано появление термина “copyright”. Тогда, как, в общем-то, и сейчас, копирайт защищал не авторов книг, а их издателей. Издатель покупал у автора текст и после этого все права на материал переходили к нему, другие члены Гильдии не имели права копировать и издавать текст. С другой стороны, купля-продажа текстов внутри гильдии существовала. Именно отношения между издателями и регулировал «копирайт».
После превращения Англии в буржуазную монархию под давлением предпринимателей, недовольных монополией на книжном рынке, в 1694 году Stationers’ Company была лишена своих монопольных прав. В условиях конкуренции требовался закон, разграничивающий права авторов и книготорговцев. Так, в 1710 году был принят первый в мире закон об авторских правах. Права авторов в данном случае служили, однако, не самоцелью, а лишь антимонопольным инструментом. Полное название закона “An Act for the Encouragement of Learning, by vesting the Copies of Printed Books in the Authors or purchasers of such Copies, during the Times therein mentioned”, но обычно его называют просто «Статут Анны», по имени правившей тогда королевы. Действие авторских прав ограничивалось 28-ю годами, после чего работа переходила в общественную собственность (public domain). Издатель, купивший текст, получал право монопольно издавать его в течение 14 лет с возможностью продления этого права ещё на 14 лет в отдельных случаях.
Статут Анны стал во многом прототипом для современных законов об авторском праве. Законы, подобные «Статуту», со временем начали приниматься в других европейских странах и США («Copyright Act» от 1790).
Отдельный вклад в развитие авторского права внесла Франция, где авторское право получило официальный юридический статус в 1791 году, хотя первое общество по охране авторских прав было создано в 1777 году известным драматургом Бомарше. Здесь развивалась концепция «прав автора» (“droit d’auteur”) в отличие от англо-саксонской модели «права копирования» (“copyright”). В этой концепции больший упор делался на защиту неимущественных прав автора, например, защиту достоинства. Возможно, это обусловлено тем, что во Франции авторское право формировалось под влиянием аристократической интеллектуальной элиты.
Россия, как это принято, шла несколько другим путём, самобытным. Авторское право в Российской Империи начало формироваться в рамках цензурного законодательства. При издании нового Цензурного устава в 1828 году было решено включить в него отдельную главу «О сочинителях и издателях книг» и приложение к нему — «Положение о правах сочинителей». Лишь в 1877 году авторское право было изъято из Цензурного устава и передано в Законы Гражданские. Здесь мы опять наблюдаем как копирайт и политическая цензура шли рука об руку.
Первый громкий судебный процесс по нарушению копирайта произошёл в 1841 году. Архивист, который опубликовал письма первого президента США Джорджа Вашингтона в своем журнале, был признан виновным в нарушении авторских прав. А в 1853 году популярная тогда писательница Гарриэтт Бичер-Стоу подала в суд на издателя, который без разрешения перевел её книгу “Хижина Дяди Тома” на немецкий язык и начал продавать ее в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдал издателя, решив, что перевод - это не просто копирование.
В 1886 году было подписано первое международное соглашение по защите авторских прав – Бернская Конвенция. Соглашение было необходимо для обеспечения взаимного признания авторских прав различными государствами и установления порядка их защиты. Бернская конвенция предусматривала, что продукты умственного труда попадают под действия закона автоматически, по факту их создания и не требуют дополнительной регистрации в органах власти, эта норма действует и по сей день. Сама конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В настоящей момент 163 страны присоединились к Бернской конвенции.
К началу XX века действие копирайта распространялось уже на нотные записи (1831), фотографии (1865), музыкальные произведения (1897) и кинофильмы (1912). В 1908 году, по дополнению к Бернской конвенции, был установлен срок действия копирайта в срок жизни автора плюс 50 лет (права переходили к наследникам).
Серьёзная коррекция авторского права произошла в России после Октябрьской революции. Было национализировано всё творчество умерших авторов и композиторов. Государство также получило право национализировать труды некоторых здравствующих авторов. Устанавливалась государственная монополия государства на издание национализированной продукции. Срок действия авторских прав по закону 1925 года равнялся всего-навсего 25 годам с момента первой публикации. Эти факты дают повод некоторым исследователям говорить о фактической отмене копирайта в первые годы советской власти.
Однако, это не так. В данном случае, государственная издательская монополия, несмотря на то, что делала интеллектуальную собственность «общедоступной», имела право сама решать какие произведения выпускать, а какие нет. То есть фактически собственником всех имущественных авторских прав в стране становился государственный орган. С 1928 года срок действия авторского права продлевается до срока жизни автора плюс 15 лет, что значительное приблизило советское авторское право к западным стандартам. С другой стороны, значительная часть интеллектуального богатства страны продолжала оставаться в общественной собственности, например, музыкальные произведения могли копироваться без ограничений. Существует даже мнение, что такие позитивные черты советского законодательства в данной сфере повлияли на авторское право в скандинавских странах, где сейчас происходит расцвет антикопирайтного движения.
В конце XX и начале XXI в законах об авторском праве происходят значительные изменения, вызванные в первую очередь развитием средств связи и коммуникаций. В 1980 году под действие копирайта попадают компьютерные программы. С 1990 года копирайтом разрешено защищать архитектурные проекты, компьютерную графику, художественные инсталляции и перформансы. В 1992 году запрещено копировать и воспроизводить музыкальные произведения без разрешения правообладателя.
В 1982 году в законодательство США вносятся изменения, которые дают возможность приговорить нарушителей копирайта к крупным штрафам и тюремному заключению. То есть нарушение авторских прав приравнивается к уголовному преступлению.
В ответ на вызовы информационной эпохи, когда контролировать распространение информации становится всё труднее, приходятся принимать всё более жёсткие законы об авторских правах. С этой целью Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности приняла в 1996 году соглашение “Copyright Treaty”, которое призвано обеспечить адекватную защиту интеллектуальной собственности при новых условиях игры. В соответствии с этим соглашением в США был принят закон «Digital Millennium Copyright Act» (1998), в Евросоюзе – «EU Copyright Directive» (2001). В России же недавно была принята во многом аналогичная IV часть Гражданского кодекса.
Как пример таких нововведений можно привести случай, когда в прошлом году в США суд взыскал с одинокой матери двоих детей 222 тысячи долларов за размещение 24 песен со своего компьютера в открытый доступ. Как же так произошло, что закон об авторском праве, который начинался как способ регулирования отношений между автором и издателем со временем превратился в фактически репрессивный институт?
Зарождение авторского права было связано с необходимостью регулирования хозяйственного механизма общества при возникновении такого вида техники, как печатный станок. Печатный станок значительно увеличил способности общества к распространению информации. Но даже после его внедрения, связь между творцом и потребителем могла быть только опосредованной. Опосредованной через издателя, который обладал всей необходимой техникой для копирования и распространения работы творца. Таким образом, авторское право регулировало отношения между творцом и издателем. Институт авторского права был связующим звеном между коммерцией и искусством. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» - как иронично заметил когда-то Пушкин.
Несоответствие же современного института интеллектуальной собственности реальной практике коммуникации между людьми имеет две причины. Первая и объективная – это ошибочная попытка механически перенести юридические правила, сложившиеся во времена печатных станков, на общество, в котором информация циркулирует со скоростью света по оптоволоконным каналам. Вторая и субъективная – это материальная заинтересованность корпораций, уже сколотивших себе капитал на торговле воздухом, в том, чтобы это несоответствие длилось как можно дольше.
Техника, доступная человечеству, сейчас позволяет производить обмен информацией между творцом и потребителем напрямую, минуя услуги издателя-транслятора. Но это совсем не входит в планы индустрии. Как пишет Л. Лессиг в своей книге «Свободная Культура»: «С рождением интернета естественные пределы действия права исчезли. Закон контролирует не только деятельность коммерческих авторов, но, по сути, творчество каждого… право все меньше поддерживает творчество и все больше занимается защитой определенной индустрии от конкуренции. Как раз в тот момент, когда цифровая технология могла бы вызвать небывалый всплеск разнообразного коммерческого и некоммерческого творчества, закон отягощает авторскую деятельность вычурными и туманными нормами с угрозой применения неприлично жестоких наказаний».
Теперь, вместо того, чтобы защищать автора от нечистоплотного издателя, копирайт защищает медиа-корпорации от новых ростков творчества (запрещая использовать уже накопленный обществом культурный потенциал) и от самих потребителей (которые не дай бог дадут послушать диск соседу).
Можно сказать, что с ростом информационных технологий, копирайт в той форме, в которой он сейчас существует, - превратился в чудовищный атавизм. Но благодаря деятельности тех, кто на нём кормится, он продолжает подчинять себе всё больше сфер общественной жизни. Идея защиты интеллектуальной частной собственности в информационную эпоху неизбежно трансформировалась в тотальное стремление превратить все коммуникации между людьми, всё человеческое творчество в объект собственности, в предмет купли-продажи. Безусловно, такое положение вещей не только перестаёт иметь нечто общее с защитой самих авторских прав, но и является наступлением на другие права личности: на свободу слова и свободу самовыражения. А это само по себе является тормозом для развития человеческой культуры.
Обсуждения История копирайта