История науки

Труды Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми, вошедшем в историю культуры как крупнейший ученый первой половины IX века сыграли огромную роль в развитии математики и естествознания, вначале в обширном регионе распространения арабоязычной культуры, а затем -с XII века после перевода его сочинений на латинский язык - и в Европе.
История науки
Тот период в истории отечественной культуры и науки можно с полным основанием охарактеризовать как центральноазиатский ренессанс, или эпоху возрождения, ведь тогда в этом регионе функционировали крупные научные центры и работали выдающиеся ученые своего времени.

Хорошо известно, что в средние века город Мерв был центром культуры и научной мысли. Правители того времени всячески поддерживали развитие наук и искусства. Именно поэтому труды ученых, работавших в Мерве, оказали большое влияние на последующее формирование научных школ Востока и Запада, поскольку в Мерве работали не только туркмены, но и греки, арабы, евреи и представители других национальностей. Таким образом, большая наука того времени объединяла талантливых людей, независимо от их национальности. Это подтверждает известную мысль о том, что в странах, где успешно развивается наука, царит дружба и согласие, наблюдается рост благосостояния народа, культура и искусство достигает невиданных высот.

Известный астроном Яхья ибн Абу Мансура, который в свое время возглавлял обсерваторию у ворот Шаммасия в Багдаде работал под руководством ал-Хорезми в «Доме мудрости». Нашим соотечественникам небезынтересно будет узнать, что образование он получил в Мерве, служил визирю ал-Мамуна - известному астроному ал-Фадлу ибн Сахлу ас-Серахси (из имени видно, что он был уроженцем Серахса), который и стал наставником Яхьи. Он составил гороскоп халифа Харуна ар-Рашида, который хранится в Британской библиотеке в Лондоне и библиотеке Айа София в Стамбуле. Ас-Серахси был убит в 818 году во время поездки в родной город Серахс.

После гибели ал-Фадла ас-Серахси халиф ал-Мамун во время своего пребывания в Мерве берет к себе его ученика Яхью и обращает его в ислам (до этого Яхья исповедовал религию зороастрийцев). После переезда халифа ал-Мамуна в Багдад Яхья ибн Абу Мансур становится одним из ведущих багдадских астрономов. О его наблюдениях сообщает великий ученый-энциклопедист ал-Бируни: «Не дошли до нас сведения о чьих-нибудь измерениях после Птолемея вплоть до времени повелителя правоверных ал-Мамуна. Он приказал Яхье ибн Абу Мансуру возобновить расчеты, и тот выполнил это в Шаммасии». Яхья ибн Абу Мансур умер в Сирии во время похода ал-Мамуна против византийцев и был похоронен в Алеппо.

Еще одним ученым родом из Серахса был Абу-л-Аббас Ахмед ибн Мухаммед ибн Марван ас-Серахси, известный также под именем Ахмед ибн ат-Таййиб, живший во второй половине IX века. Он - ученик знаменитого философа Якуба ал-Кинди и учитель багдадского халифа ал-Мутадида, правившего в 892-902 гг. Ахмед ас-Серахси был астрономом, математиком, философом и врачом. Его основной астрономический труд - «Введение в искусство звезд». Рукопись этой книги хранится в Государственном рукописном фонде г.Баку. На это сочинение Ахмеда ас-Серахси ссылается ал-Бируни в «Памятниках минувших поколений».

Еще один уроженец Серахса - хорошо известный астроном и математик Мухаммед ибн Исхак ибн Устаз Бундад ас-Серахси - также, проводя крупные исследования, оставил нам богатое научное наследие. Он жил в IX-X веках. Его основное сочинение «Зидж» (так назывались астрономические труды, состоящие из краткого теоретического введения и астрономических таблиц), на которое многократно ссылался ал-Бируни в своих трудах «Геодезия» и «Канон Масуда». В частности, ал-Бируни пишет: «В книгах, которые оставили после себя обладающие усердием, рассказывается о том, что были некоторые затмения, при которых полностью затмевалось тело Солнца, как, например, то, которое произошло в двести сорок пятом году Йездигерда (т.е. 22 апреля 877 года - А.Г.). Его наблюдал Мухаммед ибн Исхак ас-Серахси в своем городе - он отчетливо видел полное затмение. Это совпадает с тем, что упоминал Птолемей, вполне согласуясь с ним».

Еще один знаменитый наш земляк Абу Али ал-Хасан ибн Ахмед ибн Мухаммед ал Куттан ал-Мервези был также уроженцем Мерва, на что указывает и его имя. Он родился в 1073 году и был известен современникам также под именем Айн аз-Заман (что значит «глаз времени»). Он автор популярной в свое время книги «Познание мира».

Там же - в Мерве - при дворце султана Санджара работали два туркмена. Один из них - Баха ад-Дин Абу Бакр Мухаммед ибн Ахмед ибн Абу Бишр ал-Хусайни ал-Хараки. Известно, что Мухаммад ал-Хараки является автором двух математических сочинений «Охватывающий трактат» и «Западный трактат», однако эти сочинения пока не найдены. Но об этих работах упоминают другие ученые, например, хаджи Халифа в своем труде «Раскрытие тайн о названиях книг и наук».

В XII веке в Мерве, в то время столице империи Сельджуков, при дворе султана Санджара (правившего с 1097 по 1157гг.) работал астроном и историк туркмен Абу Мухаммед Абд ал-Джаббар ибн Абд ал Джаббар ибн Мухаммед ал-Хараки ас-Собити (умер в 1158 году). Имя «ал-Хараки» указывает на то, что он был уроженцем села Харак, расположенного близ Мерва. Абд ал-Джаббар ал-Хараки - автор исторического трактата «История Мерва» и двух астрономических исследований: «Предел постижения подразделения небесных сфер» и «Введение в науку астрономию». Их рукописи хранятся в крупнейших библиотеках мира.

Введение к этим исследованиям были опубликованы в немецком переводе. При описании движения Солнца, Луны и планет ал-Хараки следует системе Птолемея, но не в той форме, в которой она изложена в его «Планетных гипотезах». Сочинения ал-Хараки оказали исключительное влияние на труды последующих астрономов средневекового Востока. Так, идеи, содержащиеся во «Введении в науку астрономии», в значительной степени развиваются в трактате хорезмского ученого Махмуда ал-Чагмини «Избранное по астрономии» и в многочисленных комментариях к нему. Нашим современным ученым М.Атагаррыевым подробно исследованы комментарии туркменского астронома Кемал ад-Дина ат-Туркумани, работавшего в XIV веке в столице Золотой Орды Сарае при дворе хана Джанибека ал-Джурджани и выдающегося ученого школы Улугбека Кази-заде ар-Руми, а также «Трактат о науке астрономии» ученика Улугбека и Кази-заде ар-Руми Али ал-Кушчи. Ал-Чагмини и ат-Туркумани, в частности, излагают в своих трактатах метод определения азимута Кыблы, разработанного ал-Хараки. (О нем более подробно расскажем в нашей следующей статье).

С Мервом связан последний период жизни и творчества великого математика, астронома, философа и поэта Омара Хайяма (1043-1131гг.). Свой первый крупный математический труд «Трактат о доказательствах задач алгебры и ал-мукабалы» он написал около 1069 г.

В 1074 году Хайям был приглашен знаменитым визирем сельджукского султана Малик-шаха Низам ал-Мульком в Исфахан ко двору Малик-шаха, где он организовал астрономическую обсерваторию. Здесь Хайям пишет «Комментарии к трудностям во введениях к книге Евклида» и «Маликисахский зидж». Омар Хайям работал в Мерве при сельджукском султане Санджаре, когда столица государства была перенесена из Исфахана в Мерв. Здесь Хайям воспитал своего лучшего ученика Абд ар-Рахмана ал-Хазини, написавшего трактаты «Весы мудростей» и «О прямом кустасе».

Некоторые открытия Хайяма после нескольких столетий были «повторно» открыты учеными Европы. Так, например, формула, известная как бином Ньютона, встречается в трудах Хайяма значительно раньше, чем жил знаменитый англичанин, считающийся основателем классической физики.

Ученик Омара Хайяма Абу Мансур Абд ар-Рахман ал-Хазини также работал в Мерве при дворе султана Санджара. Наиболее знаменитое сочинение ал-Хазини - упомянутая книга «Весы мудростей», посвященная статике и теории весов. Основной астрономический труд - «Продуманный зидж султана Санджара». Зидж начинается хронологической частью, в которой излагаются мусульманский лунный календарь по эре хиджры, персидский и сирийский солнечные календари (эры Йездигерда и Селевкидов), лунно-солнечный еврейский календарь и календари согдийцев и индийцев. Далее приводятся хронологические таблицы вавилонских, Ахеменидских и Сасанидских царей Ирана, Птолемеев, римских и византийских императоров, халифов, буидских и сельджукских султанов. «Продуманный зидж султана Санджара» в настоящее время исследуется туркменским историком М.Атагаррыевым.

В конце XII века в Мерве работал Захир ад-Дин Абу-л- Хасан Али ибн Абу-л-Касим ал-Байхаки (1106-1169 гг.), известный под именем Ибн Фундук Ал-Бейхани, он был уроженцем Нишапура и работал в Нишапуре и Мерве. Основные астрономические сочинения «Сборник приговоров звезд», «Краткое изложение его зиджа», «Познание армиллярной сферы (небесного) глобуса и астролябии» и «Книга об арифметике». Для истории весьма важны биографические сведения об ученых, изложенные в его «Дополнении к «Хранителям мудрости».

В работах ученых Мерва, как и в работах многих ученых средневековья, комментируются результаты авторов, работавших до них и дополняются своими результатами, идеями и методами. Поэтому о некоторых не дошедших до нас (или пока еще не найденных) работах мы получаем определенные сведения по известным нам трудам.

Таковы краткие сведения о наших знаменитых земляках, ученых средневекового Мерва и Серахса. В следующей публикации мы продолжим эту тему и расскажем об ученых, работавших в средневековом Куняургенче.
×

По теме История науки

История модных кутюрье. История моды

Великий художник моды, оставивший поистине королевское наследство - марку YSL...
Журнал

Характеристики науки Каббала

Характеристики науки Каббала 1. Общий характер науки Каббала Любое понимание...
Журнал

Наука Каббала и современные науки

Наука каббала и современные науки Истинность критерия ценности науки Ценность...
Журнал

Суть Науки Каббала

Суть науки каббала Что является основой науки Каббала Наука каббала представляет...
Журнал

Будущее науки

Наука XXI века будет принципиально отличаться от науки XX века. В ней будут...
Журнал

Будущее новой науки

Интервью с доктором Робертом Вагнером. Сегодня я представляю Вам интервью с...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы