Труды Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми, вошедшем в историю культуры как крупнейший ученый первой половины IX века сыграли огромную роль в развитии математики и естествознания, вначале в обширном регионе распространения арабоязычной культуры, а затем -с XII века после перевода его сочинений на латинский язык - и в Европе.
Тот период в истории отечественной культуры и науки можно с полным основанием охарактеризовать как центральноазиатский ренессанс, или эпоху возрождения, ведь тогда в этом регионе функционировали крупные научные центры и работали выдающиеся ученые своего времени.
Хорошо известно, что в средние века город Мерв был центром культуры и научной мысли. Правители того времени всячески поддерживали развитие наук и искусства. Именно поэтому труды ученых, работавших в Мерве, оказали большое влияние на последующее формирование научных школ Востока и Запада, поскольку в Мерве работали не только туркмены, но и греки, арабы, евреи и представители других национальностей. Таким образом, большая наука того времени объединяла талантливых людей, независимо от их национальности. Это подтверждает известную мысль о том, что в странах, где успешно развивается наука, царит дружба и согласие, наблюдается рост благосостояния народа, культура и искусство достигает невиданных высот.
Известный астроном Яхья ибн Абу Мансура, который в свое время возглавлял обсерваторию у ворот Шаммасия в Багдаде работал под руководством ал-Хорезми в «Доме мудрости». Нашим соотечественникам небезынтересно будет узнать, что образование он получил в Мерве, служил визирю ал-Мамуна - известному астроному ал-Фадлу ибн Сахлу ас-Серахси (из имени видно, что он был уроженцем Серахса), который и стал наставником Яхьи. Он составил гороскоп халифа Харуна ар-Рашида, который хранится в Британской библиотеке в Лондоне и библиотеке Айа София в Стамбуле. Ас-Серахси был убит в 818 году во время поездки в родной город Серахс.
После гибели ал-Фадла ас-Серахси халиф ал-Мамун во время своего пребывания в Мерве берет к себе его ученика Яхью и обращает его в ислам (до этого Яхья исповедовал религию зороастрийцев). После переезда халифа ал-Мамуна в Багдад Яхья ибн Абу Мансур становится одним из ведущих багдадских астрономов. О его наблюдениях сообщает великий ученый-энциклопедист ал-Бируни: «Не дошли до нас сведения о чьих-нибудь измерениях после Птолемея вплоть до времени повелителя правоверных ал-Мамуна. Он приказал Яхье ибн Абу Мансуру возобновить расчеты, и тот выполнил это в Шаммасии». Яхья ибн Абу Мансур умер в Сирии во время похода ал-Мамуна против византийцев и был похоронен в Алеппо.
Еще одним ученым родом из Серахса был Абу-л-Аббас Ахмед ибн Мухаммед ибн Марван ас-Серахси, известный также под именем Ахмед ибн ат-Таййиб, живший во второй половине IX века. Он - ученик знаменитого философа Якуба ал-Кинди и учитель багдадского халифа ал-Мутадида, правившего в 892-902 гг. Ахмед ас-Серахси был астрономом, математиком, философом и врачом. Его основной астрономический труд - «Введение в искусство звезд». Рукопись этой книги хранится в Государственном рукописном фонде г.Баку. На это сочинение Ахмеда ас-Серахси ссылается ал-Бируни в «Памятниках минувших поколений».
Еще один уроженец Серахса - хорошо известный астроном и математик Мухаммед ибн Исхак ибн Устаз Бундад ас-Серахси - также, проводя крупные исследования, оставил нам богатое научное наследие. Он жил в IX-X веках. Его основное сочинение «Зидж» (так назывались астрономические труды, состоящие из краткого теоретического введения и астрономических таблиц), на которое многократно ссылался ал-Бируни в своих трудах «Геодезия» и «Канон Масуда». В частности, ал-Бируни пишет: «В книгах, которые оставили после себя обладающие усердием, рассказывается о том, что были некоторые затмения, при которых полностью затмевалось тело Солнца, как, например, то, которое произошло в двести сорок пятом году Йездигерда (т.е. 22 апреля 877 года - А.Г.). Его наблюдал Мухаммед ибн Исхак ас-Серахси в своем городе - он отчетливо видел полное затмение. Это совпадает с тем, что упоминал Птолемей, вполне согласуясь с ним».
Еще один знаменитый наш земляк Абу Али ал-Хасан ибн Ахмед ибн Мухаммед ал Куттан ал-Мервези был также уроженцем Мерва, на что указывает и его имя. Он родился в 1073 году и был известен современникам также под именем Айн аз-Заман (что значит «глаз времени»). Он автор популярной в свое время книги «Познание мира».
Там же - в Мерве - при дворце султана Санджара работали два туркмена. Один из них - Баха ад-Дин Абу Бакр Мухаммед ибн Ахмед ибн Абу Бишр ал-Хусайни ал-Хараки. Известно, что Мухаммад ал-Хараки является автором двух математических сочинений «Охватывающий трактат» и «Западный трактат», однако эти сочинения пока не найдены. Но об этих работах упоминают другие ученые, например, хаджи Халифа в своем труде «Раскрытие тайн о названиях книг и наук».
В XII веке в Мерве, в то время столице империи Сельджуков, при дворе султана Санджара (правившего с 1097 по 1157гг.) работал астроном и историк туркмен Абу Мухаммед Абд ал-Джаббар ибн Абд ал Джаббар ибн Мухаммед ал-Хараки ас-Собити (умер в 1158 году). Имя «ал-Хараки» указывает на то, что он был уроженцем села Харак, расположенного близ Мерва. Абд ал-Джаббар ал-Хараки - автор исторического трактата «История Мерва» и двух астрономических исследований: «Предел постижения подразделения небесных сфер» и «Введение в науку астрономию». Их рукописи хранятся в крупнейших библиотеках мира.
Введение к этим исследованиям были опубликованы в немецком переводе. При описании движения Солнца, Луны и планет ал-Хараки следует системе Птолемея, но не в той форме, в которой она изложена в его «Планетных гипотезах». Сочинения ал-Хараки оказали исключительное влияние на труды последующих астрономов средневекового Востока. Так, идеи, содержащиеся во «Введении в науку астрономии», в значительной степени развиваются в трактате хорезмского ученого Махмуда ал-Чагмини «Избранное по астрономии» и в многочисленных комментариях к нему. Нашим современным ученым М.Атагаррыевым подробно исследованы комментарии туркменского астронома Кемал ад-Дина ат-Туркумани, работавшего в XIV веке в столице Золотой Орды Сарае при дворе хана Джанибека ал-Джурджани и выдающегося ученого школы Улугбека Кази-заде ар-Руми, а также «Трактат о науке астрономии» ученика Улугбека и Кази-заде ар-Руми Али ал-Кушчи. Ал-Чагмини и ат-Туркумани, в частности, излагают в своих трактатах метод определения азимута Кыблы, разработанного ал-Хараки. (О нем более подробно расскажем в нашей следующей статье).
С Мервом связан последний период жизни и творчества великого математика, астронома, философа и поэта Омара Хайяма (1043-1131гг.). Свой первый крупный математический труд «Трактат о доказательствах задач алгебры и ал-мукабалы» он написал около 1069 г.
В 1074 году Хайям был приглашен знаменитым визирем сельджукского султана Малик-шаха Низам ал-Мульком в Исфахан ко двору Малик-шаха, где он организовал астрономическую обсерваторию. Здесь Хайям пишет «Комментарии к трудностям во введениях к книге Евклида» и «Маликисахский зидж». Омар Хайям работал в Мерве при сельджукском султане Санджаре, когда столица государства была перенесена из Исфахана в Мерв. Здесь Хайям воспитал своего лучшего ученика Абд ар-Рахмана ал-Хазини, написавшего трактаты «Весы мудростей» и «О прямом кустасе».
Некоторые открытия Хайяма после нескольких столетий были «повторно» открыты учеными Европы. Так, например, формула, известная как бином Ньютона, встречается в трудах Хайяма значительно раньше, чем жил знаменитый англичанин, считающийся основателем классической физики.
Ученик Омара Хайяма Абу Мансур Абд ар-Рахман ал-Хазини также работал в Мерве при дворе султана Санджара. Наиболее знаменитое сочинение ал-Хазини - упомянутая книга «Весы мудростей», посвященная статике и теории весов. Основной астрономический труд - «Продуманный зидж султана Санджара». Зидж начинается хронологической частью, в которой излагаются мусульманский лунный календарь по эре хиджры, персидский и сирийский солнечные календари (эры Йездигерда и Селевкидов), лунно-солнечный еврейский календарь и календари согдийцев и индийцев. Далее приводятся хронологические таблицы вавилонских, Ахеменидских и Сасанидских царей Ирана, Птолемеев, римских и византийских императоров, халифов, буидских и сельджукских султанов. «Продуманный зидж султана Санджара» в настоящее время исследуется туркменским историком М.Атагаррыевым.
В конце XII века в Мерве работал Захир ад-Дин Абу-л- Хасан Али ибн Абу-л-Касим ал-Байхаки (1106-1169 гг.), известный под именем Ибн Фундук Ал-Бейхани, он был уроженцем Нишапура и работал в Нишапуре и Мерве. Основные астрономические сочинения «Сборник приговоров звезд», «Краткое изложение его зиджа», «Познание армиллярной сферы (небесного) глобуса и астролябии» и «Книга об арифметике». Для истории весьма важны биографические сведения об ученых, изложенные в его «Дополнении к «Хранителям мудрости».
В работах ученых Мерва, как и в работах многих ученых средневековья, комментируются результаты авторов, работавших до них и дополняются своими результатами, идеями и методами. Поэтому о некоторых не дошедших до нас (или пока еще не найденных) работах мы получаем определенные сведения по известным нам трудам.
Таковы краткие сведения о наших знаменитых земляках, ученых средневекового Мерва и Серахса. В следующей публикации мы продолжим эту тему и расскажем об ученых, работавших в средневековом Куняургенче.
Хорошо известно, что в средние века город Мерв был центром культуры и научной мысли. Правители того времени всячески поддерживали развитие наук и искусства. Именно поэтому труды ученых, работавших в Мерве, оказали большое влияние на последующее формирование научных школ Востока и Запада, поскольку в Мерве работали не только туркмены, но и греки, арабы, евреи и представители других национальностей. Таким образом, большая наука того времени объединяла талантливых людей, независимо от их национальности. Это подтверждает известную мысль о том, что в странах, где успешно развивается наука, царит дружба и согласие, наблюдается рост благосостояния народа, культура и искусство достигает невиданных высот.
Известный астроном Яхья ибн Абу Мансура, который в свое время возглавлял обсерваторию у ворот Шаммасия в Багдаде работал под руководством ал-Хорезми в «Доме мудрости». Нашим соотечественникам небезынтересно будет узнать, что образование он получил в Мерве, служил визирю ал-Мамуна - известному астроному ал-Фадлу ибн Сахлу ас-Серахси (из имени видно, что он был уроженцем Серахса), который и стал наставником Яхьи. Он составил гороскоп халифа Харуна ар-Рашида, который хранится в Британской библиотеке в Лондоне и библиотеке Айа София в Стамбуле. Ас-Серахси был убит в 818 году во время поездки в родной город Серахс.
После гибели ал-Фадла ас-Серахси халиф ал-Мамун во время своего пребывания в Мерве берет к себе его ученика Яхью и обращает его в ислам (до этого Яхья исповедовал религию зороастрийцев). После переезда халифа ал-Мамуна в Багдад Яхья ибн Абу Мансур становится одним из ведущих багдадских астрономов. О его наблюдениях сообщает великий ученый-энциклопедист ал-Бируни: «Не дошли до нас сведения о чьих-нибудь измерениях после Птолемея вплоть до времени повелителя правоверных ал-Мамуна. Он приказал Яхье ибн Абу Мансуру возобновить расчеты, и тот выполнил это в Шаммасии». Яхья ибн Абу Мансур умер в Сирии во время похода ал-Мамуна против византийцев и был похоронен в Алеппо.
Еще одним ученым родом из Серахса был Абу-л-Аббас Ахмед ибн Мухаммед ибн Марван ас-Серахси, известный также под именем Ахмед ибн ат-Таййиб, живший во второй половине IX века. Он - ученик знаменитого философа Якуба ал-Кинди и учитель багдадского халифа ал-Мутадида, правившего в 892-902 гг. Ахмед ас-Серахси был астрономом, математиком, философом и врачом. Его основной астрономический труд - «Введение в искусство звезд». Рукопись этой книги хранится в Государственном рукописном фонде г.Баку. На это сочинение Ахмеда ас-Серахси ссылается ал-Бируни в «Памятниках минувших поколений».
Еще один уроженец Серахса - хорошо известный астроном и математик Мухаммед ибн Исхак ибн Устаз Бундад ас-Серахси - также, проводя крупные исследования, оставил нам богатое научное наследие. Он жил в IX-X веках. Его основное сочинение «Зидж» (так назывались астрономические труды, состоящие из краткого теоретического введения и астрономических таблиц), на которое многократно ссылался ал-Бируни в своих трудах «Геодезия» и «Канон Масуда». В частности, ал-Бируни пишет: «В книгах, которые оставили после себя обладающие усердием, рассказывается о том, что были некоторые затмения, при которых полностью затмевалось тело Солнца, как, например, то, которое произошло в двести сорок пятом году Йездигерда (т.е. 22 апреля 877 года - А.Г.). Его наблюдал Мухаммед ибн Исхак ас-Серахси в своем городе - он отчетливо видел полное затмение. Это совпадает с тем, что упоминал Птолемей, вполне согласуясь с ним».
Еще один знаменитый наш земляк Абу Али ал-Хасан ибн Ахмед ибн Мухаммед ал Куттан ал-Мервези был также уроженцем Мерва, на что указывает и его имя. Он родился в 1073 году и был известен современникам также под именем Айн аз-Заман (что значит «глаз времени»). Он автор популярной в свое время книги «Познание мира».
Там же - в Мерве - при дворце султана Санджара работали два туркмена. Один из них - Баха ад-Дин Абу Бакр Мухаммед ибн Ахмед ибн Абу Бишр ал-Хусайни ал-Хараки. Известно, что Мухаммад ал-Хараки является автором двух математических сочинений «Охватывающий трактат» и «Западный трактат», однако эти сочинения пока не найдены. Но об этих работах упоминают другие ученые, например, хаджи Халифа в своем труде «Раскрытие тайн о названиях книг и наук».
В XII веке в Мерве, в то время столице империи Сельджуков, при дворе султана Санджара (правившего с 1097 по 1157гг.) работал астроном и историк туркмен Абу Мухаммед Абд ал-Джаббар ибн Абд ал Джаббар ибн Мухаммед ал-Хараки ас-Собити (умер в 1158 году). Имя «ал-Хараки» указывает на то, что он был уроженцем села Харак, расположенного близ Мерва. Абд ал-Джаббар ал-Хараки - автор исторического трактата «История Мерва» и двух астрономических исследований: «Предел постижения подразделения небесных сфер» и «Введение в науку астрономию». Их рукописи хранятся в крупнейших библиотеках мира.
Введение к этим исследованиям были опубликованы в немецком переводе. При описании движения Солнца, Луны и планет ал-Хараки следует системе Птолемея, но не в той форме, в которой она изложена в его «Планетных гипотезах». Сочинения ал-Хараки оказали исключительное влияние на труды последующих астрономов средневекового Востока. Так, идеи, содержащиеся во «Введении в науку астрономии», в значительной степени развиваются в трактате хорезмского ученого Махмуда ал-Чагмини «Избранное по астрономии» и в многочисленных комментариях к нему. Нашим современным ученым М.Атагаррыевым подробно исследованы комментарии туркменского астронома Кемал ад-Дина ат-Туркумани, работавшего в XIV веке в столице Золотой Орды Сарае при дворе хана Джанибека ал-Джурджани и выдающегося ученого школы Улугбека Кази-заде ар-Руми, а также «Трактат о науке астрономии» ученика Улугбека и Кази-заде ар-Руми Али ал-Кушчи. Ал-Чагмини и ат-Туркумани, в частности, излагают в своих трактатах метод определения азимута Кыблы, разработанного ал-Хараки. (О нем более подробно расскажем в нашей следующей статье).
С Мервом связан последний период жизни и творчества великого математика, астронома, философа и поэта Омара Хайяма (1043-1131гг.). Свой первый крупный математический труд «Трактат о доказательствах задач алгебры и ал-мукабалы» он написал около 1069 г.
В 1074 году Хайям был приглашен знаменитым визирем сельджукского султана Малик-шаха Низам ал-Мульком в Исфахан ко двору Малик-шаха, где он организовал астрономическую обсерваторию. Здесь Хайям пишет «Комментарии к трудностям во введениях к книге Евклида» и «Маликисахский зидж». Омар Хайям работал в Мерве при сельджукском султане Санджаре, когда столица государства была перенесена из Исфахана в Мерв. Здесь Хайям воспитал своего лучшего ученика Абд ар-Рахмана ал-Хазини, написавшего трактаты «Весы мудростей» и «О прямом кустасе».
Некоторые открытия Хайяма после нескольких столетий были «повторно» открыты учеными Европы. Так, например, формула, известная как бином Ньютона, встречается в трудах Хайяма значительно раньше, чем жил знаменитый англичанин, считающийся основателем классической физики.
Ученик Омара Хайяма Абу Мансур Абд ар-Рахман ал-Хазини также работал в Мерве при дворе султана Санджара. Наиболее знаменитое сочинение ал-Хазини - упомянутая книга «Весы мудростей», посвященная статике и теории весов. Основной астрономический труд - «Продуманный зидж султана Санджара». Зидж начинается хронологической частью, в которой излагаются мусульманский лунный календарь по эре хиджры, персидский и сирийский солнечные календари (эры Йездигерда и Селевкидов), лунно-солнечный еврейский календарь и календари согдийцев и индийцев. Далее приводятся хронологические таблицы вавилонских, Ахеменидских и Сасанидских царей Ирана, Птолемеев, римских и византийских императоров, халифов, буидских и сельджукских султанов. «Продуманный зидж султана Санджара» в настоящее время исследуется туркменским историком М.Атагаррыевым.
В конце XII века в Мерве работал Захир ад-Дин Абу-л- Хасан Али ибн Абу-л-Касим ал-Байхаки (1106-1169 гг.), известный под именем Ибн Фундук Ал-Бейхани, он был уроженцем Нишапура и работал в Нишапуре и Мерве. Основные астрономические сочинения «Сборник приговоров звезд», «Краткое изложение его зиджа», «Познание армиллярной сферы (небесного) глобуса и астролябии» и «Книга об арифметике». Для истории весьма важны биографические сведения об ученых, изложенные в его «Дополнении к «Хранителям мудрости».
В работах ученых Мерва, как и в работах многих ученых средневековья, комментируются результаты авторов, работавших до них и дополняются своими результатами, идеями и методами. Поэтому о некоторых не дошедших до нас (или пока еще не найденных) работах мы получаем определенные сведения по известным нам трудам.
Таковы краткие сведения о наших знаменитых земляках, ученых средневекового Мерва и Серахса. В следующей публикации мы продолжим эту тему и расскажем об ученых, работавших в средневековом Куняургенче.
Обсуждения История науки