Рабатка, клумба и Кo
Начнем с того, какими бывают цветники. Низкую узкую плотную кайму, как правило, из одинаковых растений, называют бордюром. В Европе бордюры чаще всего делают из низкого стриженого самшита. Рабатка - шире и “пестрее”, цветы в ней образуют рисунок, чаще всего орнамент.
Начнем с того, какими бывают цветники. Низкую узкую плотную кайму, как правило, из одинаковых растений, называют бордюром. В Европе бордюры чаще всего делают из низкого стриженого самшита. Рабатка - шире и “пестрее”, цветы в ней образуют рисунок, чаще всего орнамент.
Растения в таких цветниках обычно низкие, компактные, их так и называют “бордюрными”.
Другой излюбленный прием цветочного оформления - клумба. Она имеет симметричную геометрическую форму - круг, овал, квадрат, прямоугольник, иногда многогранник. Клумбы сопутствуют садам регулярной планировки. Они бывали и миниатюрными, и грандиозными, с надписями и портретами из цветов, со сложным затейливым орнаментом, порой даже часами или календарем из растений. Из Германии пошла мода на клумбы со скульптурой или вазой в центре.
Многодельные клумбы отошли в прошлое. Тем не менее симметричные цветники устраивают и теперь, но не в виде резко приподнятых в центре холмиков, а делают их почти плоскими, на 15-20 сантиметров выше газона или дорожек, и размещают там, где требуется “цветовой удар”, - на пересечении дорожек, в качестве завершения пути, при входе в сад или в дом.
Наиболее трудная в исполнении композиция из цветов - бордер. Это сложный многоярусный цветник, ведущий свое происхождение из викторианской Англии. Он составлен, как правило, из разнообразных растений - и летников, и двулетников, и многолетних цветов. Добавьте в него кустарники - и получите миксбордер. К сожалению, этот пышный великолепный цветник не для маленьких участков. Ширина такой композиции - от 1,5 до 4 метров, а длина - десятки метров. Бордер призван оформить дорожку либо полосу газона, которая тоже служит для прохода. Фоном ему служит стена, ограждение сада, живая изгородь из стриженого кустарника или трельяж для вьющихся растений.
Цветы в бордеро располагают по высоте: от самых низких, стелющихся - ближе к дорожке - к средним и высоким на заднем плане. Это помогает осуществить плавный переход от горизонтальной поверхности к вертикальной и одновременно показать во всей красе каждое растение. Такая компоновка не исключает введения высоких групп цветов среди более низких ближе к переднему плану - для придания остроты силуэту бордера.
Замощенный участок перед домом может украсить так называемый “модульный” цветник. Несколько плит вынимают и заменяют цветами, чаще всего летниками, или контейнерами тех же очертаний. Плитка имеет разную форму - квадратную, шестигранную, даже круглую, и, соответственно, таким же получается цветник.
Один из популярных цветников - рокарий - композиция из камня с цветами, нередко включающая небольшой водоем. В зависимости от окружения, рокарий может иметь свободные очертания, а может быть вписан в террасы, ограниченные четкими линиями подпорных стен. Цветы, размещенные в карманах и нишах, оставленных в таких стенах, составят эффектный “вертикальный” цветник из ампельных растений.
Цветы в вазах или подвесных кашпо нередко заменяют трудоемкий цветник, так же как миниатюрные композиции в плошках или в кусках туфа при входе в дом или на веранде. К примеру, засохшее дерево, можно спилить на небольшую высоту и выдолбить в пне углубление для ампельных цветов. Оригинальные цветочницы создают из ивовых прутьев или длинных полос упругой фанеры, переплетая ими забитые в грунт колышки. Стенки таких корзин без дна выстилают полиэтиленовой пленкой. Даже дырявые бочки и колеса старой телеги можно приспособить вместо дорогих вазонов.
В начале был замысел
Нет двух совершенно одинаковых участков земли. Каждый имеет свою собственную “физиономию”, свои сильные и слабые стороны. В старом саду с высокими деревьями и на вновь осваиваемом участке, открытом солнцу, болотистом или изрезанном оврагами, условия для цветника окажутся далеко не равными.
Хотелось бы предостеречь сразу от некоторых ошибок. И первая из них - это желание как можно больше места занять цветами. Для малого сада как нельзя точно подходит выражение - “лучше меньше, да лучше”: безудержное изобилие даже самых красивых растений может только повредить общему впечатлению.
Цветы - сильнейшее средство, помогающее организовать участок, подчеркнуть главное, замаскировать неудачи, направить движение в нужную сторону, наконец, разнообразить и украсить весь сад. Плохо, когда они равномерно рассеяны повсюду или высаже-ны в случайных местах и так, что не могут полностью проявить себя. Поэтому в первую очередь досконально изучите свой участок: достаточно ли он освещен, хорошо ли проветривается, каковы почва и уровень грунтовых вод, рельеф поверхности и возможность регулярного полива, - подходит ли все это цветнику вашей мечты.
Во-вторых (а может быть, и “в-главных”), тщательно изучите сами растения - решительно все, что относится к ним, и как к “материалу” в палитре цветовода, и как к живым организмам с их возможностями и слабостями, с их требованиями и “характером” . И только тогда выбирайте единственно подходящие для ваших условий.
В-третьих, познакомьтесь с законами восприятия цветовых сочетаний и с приемами составления гармоничных композиций. Это поможет вначале создать эскиз-идею цветника, потом - более детальный его план и, наконец, осуществить его в натуре.
В основе гармоничных композиций лежит контраст. В цветнике создать его можно разными приемами. Сочетанием формы и размера листвы соцветий, сочетанием окраски цветков или плодов и создаются колористические контрасты. Сменяя друг друга, растения в цветнике должны обеспечивать продолжительный цветовой эффект - желательно “от снега до снега”.
Глубокая тень подчеркивает форму растений; легкая, прозрачная - придает им воздушность; падающая тень служит выявлению пространственной характеристики цветника. Продуманным размещением света и тени можно достичь большей выразительности и целостности композиции и одновременно выявить цвет.
Магическая сила цвета
Мы должны помнить, что в природе ни один цвет не выступает изолированно - всегда рядом с другими и во взаимодействии с ними и со средой. Порой это настолько сильно влияет на восприятие, что может исказить впечатление от цвета. Всем знакома последовательность цветов в спектре (красный- оранжевый- желтый- зеленый- голубой- синий- фиолетовый) и, соответственно, деление на “теплые” и “холодные” тона. Их воздействие на человека отвечает ощущению тепла и холода. Активные, возбуждающие цвета “теплой” гаммы (первая половина спектра) создают бодрое, радостное настроение. Все оттенки “холодной” гаммы - от зеленого до фиолетового - это пассивные, успокаивающие тона. На особом месте стоит белый цвет, вбирающий в себя всю радугу красок. Глухой черный и серый вызывают подавленность и неуверенность.
При сопоставлении в цветнике “теплых” и “холодных” тонов и возникает цветовой контраст, так же как при размещении рядом противоположных цветов спектра: красного и зеленого, желтого и синего. Но слишком резкий контраст, чересчур яркий блеск вызовет утомление зрения, слишком слабый - заставит глаз напрягаться, отличая один от другого. Существуют поэтому определенные пропорции в соотношении цветовых пятен: насыщенные, яркие составляют пятую-шестую часть от общей массы, остальное приходится на спокойные, малонасыщенные, благодаря чему достигается общая уравновешенность.
Универсального рецепта сочетания попросту не существует. Тем не менее цветник можно строить на преобладании одного цвета - доминанты композиции, либо на контрастном сопоставлении разных цветов, но при этом их размещение рядом должно смягчаться переходом одного к другому через промежуточные тона. Например, при классическом сопоставлении синего и желтого рядом с желтыми следует посадить цветы кремовых, золотистых, розоватых оттенков, около синего - ряд фиолетовьгх оттенков, постепенно приближая их к синему. В месте соприкосновения контрастных тонов на их границе с той же целью вводят белые цветы.
Важно учитывать и взаимоотношения растений с фоном. Чаще всего в качестве фона выступает зелень травы и листьев, зеленый цвет успокаивает, уравновешивает любую яркую композицию. Совсем другое дело - стена дома: на фоне красного кирпича эффектнее будет выглядеть холодный сине-голубой цветник. На темном фоне синие тона как бы отступают, на светлом - зрительно приближаются. На фоне белой оштукатуренной стены уместнее растения с темно-зеленой листвой и с цветами оранжевой теплой гаммы.
При размещении цветника необходимо учитывать основные точки его обозрения - из окон дома, с веранды, со скамьи в саду, при движении по садовой дорожке. Нередко цветник замыкает собой наиболее эффектную перспективу в саду. Нужно помнить, что в отдалении цвет изменяется, предметы словно обволакиваются легкой прозрачной дымкой. Чтобы усилить этот эффект, на заднем плане размещают цветы сине-голубых оттенков, на переднем - теплых, золотисто-желтых, красно-оранжевых.
Темные, насыщенные по тону растения создают ощущение устойчивости, если их разместить ближе к основанию цветника; и наоборот - композиция утратит свою стабильность, если темные растения высадить сзади, а светлые - на переднем плане. Самый яркий цвет - оранжевый, смесь желтого и красного зрительно приближает цветник и делает его объемным, в то время как фиолетовые и сине-голубые оттенки создают иллюзию его удаления.
Желтые цветы кажутся больше и ближе, чем на самом деле. Желтая группа является фокусной точкой сада, остальные его части играют подчиненную роль. Но непродуманные, хаотично расположенные посадки этого цвета могут разрушить баланс, внося ощущение беспокойства.
Горячие сочетания возникают на основе насыщенных оттенков. Здесь нет места пастельным тонам и возможны лишь несколько мазков серебристо-серой листвы. Желтый, оранжевый и красный плавятся на фоне зелени.
Холодные колористические схемы включают голубые, лавандовые, розовые, бледно-пурпурные, лимонные и кремовые окраски. Серебристые тона листвы стахиса и полыни будут как нельзя более полезны.
“Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах...”
(из восточной поэзии.)
Замечательные примеры цветовых сочетаний находим мы в книге английской художницы-садовода Гертруды Джекилл “Колористические схемы цветочного сада”. Впервые она была издана еще в 1914 году и до сих пор является своеобразной библией цветоводов по обе стороны Атлантики. Причем она затронула проблему коло-ристики не только в смешанных посадках, но и в одноколерных цветниках, достаточно популярных уже в те времена. “Помимо разнообразия форм кустов, очертаний листьев,оттенков зелени, форм и размеров соцветий, что само по себе уже придает выразительность композиции, - пишет Джекилл, - синий цвет в синем цветнике выиграет от контрастного соседства с желтым, белым, абрикосовым, оранжевым и серебристым, добавленными ровно в той мере, сколько требуется для наилучшего воплощения первоначального замысла - продемонстрировать великолепие синего во всем разнообразии его проявлений в растительном мире”. Джекилл считала, что контраст интересен не сам по себе, а как средство усилить выразительность. И в ее синем цветнике дельфиниумы, шалфей, голубая хоста, синеголовник и котовник соседствуют с лимонно-желтым и снежно-белым львиным зевом, с темно-желтыми и молочно-белыми лилиями, арункусом и наперстянками. При этом художница не рассматривала растения лишь как краски в своей палитре, она прекрасно знала биологию и строение растений и изучала эффекты цвета во взаимодействии с прочими декоративными особенностями растений, прекрасно понимая, как важно чувствовать их душу.
Одни цветы ласковы, поэтичны, даже трогательны; другие - жестки, прозаичны, но при этом не менее красивы. Сравните, например, ландыш с тагетесом или колокольчик с циннией. В мире цветов есть бесспорные индивидуалисты, упивающиеся собственной красотой. Таковы розы, рядом с которыми может “ удержаться” разве только бордюр из серебристого стахиса или прозрачное облачко гипсофилы. Иные хороши только в массе, они общественны и пропадают в одиночку - это флоксы, ромашки, виола,барвинок.
Одни цветы держат компактный небольшой куст, надолго сохраняющий свою форму, например многолетние астры думозус. Другие чаще образуют куртины и разрастаются медленно - таковы флокс метельчатый, поповник. Наконец,есть быстро распространяющиеся растения. Они оккупируют большую территорию неопределенных очертаний, формируя своего рода заросли. Большей частью это почвопокров-ные: ландыш, чабрец, седумы, маргаритки, настурция, фиалки, их нередко приходится разреживать и пересаживать. Лучше сразу учесть эти особенности в проекте.
“ Любовь к садоводству есть семя, которое, будучи посажено, никогда не умирает, но составляет постоянно растущий источник счастья”.
Гертруда Джекилл
В малом саду особое очарование приобретают композиции из цветов с кустарниками. Например, барбарисы с пурпурной листвой, сохраняющей свой цвет все сезоны, великолепно оттеняют бузульник Вича и очиток видный. Под пологом деревьев великолепно чувствуют себя не только папоротники, но и астильбы, влаголюбивый бадан и хоста, к которым можно добавить традесканцию виргинскую. Взаимно дополняют друг друга василек горный, фиолетовый люпин и живучка ползучая. Сменяют друг друга в цветении лилейник, рудбекия шершавая и золотарник.
Передний план бордера может образовать чистец шерстистый в сочетании с энотерой и золотистым бурачком скальным. Эта группа низких цветов может быть дополнена лиловым флоксом растопыренным. В миксбор-дер включают и кустарники (помимо живой изгороди - фона). Форзиция, например, будет прекрасно соседствовать с нарциссами, которые поддержат ее золотистое цветение ранней весной, Желтолистный чубушник создает эффектный фон для синих люпинов и голубых дельфиниумов. Когда саду мало места для цветов, приходится совмещать в одном цветнике все сезоны и тщательно продумывать маскировку отцветших растений либо их замену на летники.
Гертруда Джекилл советовала посвятить каждому сезону года свой цветник - так чтобы сегда в саду был уголок, “играющий” в течение одного-двух [есяцев. В ее саду были уголки, . посвященные ренней весне и ее разгару, началу лета - на перепутье конца мая - начала июня, и лету зрелому, поре листопада, бабьего лета, поздней осени...
Раньше (а многие и теперь) высаживали растения в группу в виде округлых куртин. Джекилл пришла к заключению, что лучше придавать им форму длинных узких полос:
“Дело даже не столько в большей или меньшей декоративности такого способа посадки, - утверждала она, - сколько в том, что длинные узкие ленты после отцветания растений и, возможно, отмирания листвы не оставляют бросающихся в глаза пустых участков в цветнике. Отцветшие растения исчезают с картины цветника, а рядом расцветают следующие, прикрывая оголившуюся почву своей листвой”.
Такой способ позволяет долго сохранить декоративность композиции. Посмотрим, как осуществлялся он в одном из ее цветников. Основную его часть занимают папоротники -щитовник женский и кочедыжник мужской. Между ними узкими диагональными “мазками” высажены нарциссы, мускари, белые гиацинты, анемоны, сциллы, хионодок-сы, крокусы и хохлатки.
Уже в апреле цветник радует глаз нежными сочетаниями голубых, сиреневых, белых и желтых красок, а папоротники только еще разворачивают мохнатые “улитки” своих листьев. Зато к середине мая, когда луковичные отцветут, ажурные вайи папоротников вырастут настолько, что закроют почву вместе с желтеющей листвой крокусов и сцилл. В прохладной тени папоротников они наберутся сил до следующей весны.
Ранневесенние цветы нуждаются в поддержке бадана и морозников, прошлогодняя листва которых выходит из-под снега зеленой. В цветнике мы видим также несколько групп многолетников, цветущих позже. Это лилейник и хоста, “работающие” в этом цветнике в основном формой своей листвы. Они контрастны и друг другу (у лилейника длинные узкие листья; у хосты - низкие розетки широких сочных листьев и сиреневые колокольчики соцветий, сочетающиеся с крупными оранжевыми цветками лилейника), и сильно отличаются от вай папоротника по фактуре и цвету. В результате этот преимущественно “весенний” цветник будет декоративен все лето.
Сады, созданные под влиянием творчества Гертруды Джекилл, скомпонованы в мягкой свободной манере, в самых разнообразных сочетаниях, соответствующих природе растений, возможностям их использования в саду,гармонии цвета и формы.
На заданную тему
Среди цветоводов есть немало энтузиастов-“безумцев”, как назвал их Карел Чапек в книге “Год садовода”. Сам он тоже относился к таким любителям, долгие годы посвятив возделыванию собственного сада на окраине Праги. “Садик у вашего дома, - писал Чапек, - это такое же свидетельство вашей культуры, как ваша квартира или ваша библиотека... По вашему саду можно узнать, умеете ли вы думать и пытаетесь ли разгадать тайны мастерской природы...”
Любители цветов собирают в своем саду целые коллекции, чаще всего какого-нибудь излюбленного вида растений. Одни отдают все свои силы “царице цветов” - розе; другие предпочитают луковичные. “Существуют фанатики-“флоксисты” (я снова цитирую Чапека), которые в августе, когда цветут флоксы, не скрывают своего презрения к “хри-зантемоманам”, а последние платят им тем же в октябре, когда цветут хризантемы”.
Но есть и такие цветоводы, которые хотят иметь в своем саду чуть ли не все виды и сорта. К сожалению, эта ошибка достаточно распространена. “Я совершенно уверена, - писала Гертруда Джекилл, - что обладание большим количеством растений, как бы хороши они ни были, и как бы ни было велико их число, не создает сада, они составляют только коллекцию”.
Но как же быть коллекционерам? Проще, если вся их страсть посвящена какой-то одной культуре. Каким может стать, например, сад любителя тюльпанов? Срок их массового цветения недолог. Знаменитый голландский парк тюльпанов Кейкенхоф обычно закрывают к концу их цветения. Но такой вариант навряд ли подойдет садоводу, даже если весь участок его отведен под цветы. Поэтому одно из условий продолжения цветения в саду - разнообразные приемы посадки тюльпанов и обязательное сочетание их в цветниках с другими растениями - гортензией, чубушником, спиреей.
“Цветы прекраснее всего, что нам дает
Природа на земле; то дар ее бесценный,
Их яркость нежная всем возрастам мила,
В гирлянде, в вазе ли - они везде прелестны,
А в зелени садов - тем более уместиы”.
Жак Делаль. “Сады”.
В коллекционном саду существуют, как правило, грядки для под-ращивания деток - своего рода промышленно-хозяйственная часть сада, и небольшой демонстрационный участок - “шоу-гарден ”, где собраны самые лучшие сорта. Их стоит отделить друг от друга, и часто применяют для этого вьющиеся растения на трельяжах или других опорах. В демонстрационном цветнике могут быть показаны все приемы сочетания тюльпанов разных видов и сортов, в том числе дикорастущих, не требующих ежегодной выкопки. Они распускаются первыми, вскоре после таяния снега. Лучшие компаньоны в таком цветнике - нарциссы, но можно использовать и другие луковичные. Ярко-синие муска-ри и голубые хионодоксы подчеркнут нежность розовых сортов тюльпанов и создадут классический контраст с желтыми. Особенно же хороши обильно цветущие примулы, ароматный снежно-белый арабис и двулетники - виола и незабудка. “Шоу-гарден” - предмет особой заботы коллекционера, но одновременно и экспериментальный участок, где можно испытать новые сочетания тюльпанов, высаживая другие сорта осенью на месте выкопанных.
Только среди тюльпанов можно встретить очень темные, почти черные, и их нередко высаживают в контрастные группы с белыми. Дополнит же такое сочетание темно-фиолетовая виола. Остальной коллекционный участок используют для других приемов посадки тюльпанов. Их размещают среди стелющихся многолетников, образующих цветущий ковер, - вероники, чабреца, шиловидного флокса. Иногда цветоводы высаживают луковицы в горшки или пакеты из-под молока, которые легко удалить, - небольшие оголенные участки быстро затянет листва стелющихся растений.
Для совместной посадки с тюльпанами выбирают многолетники, не требующие большого ухода, относительно медленно разрастающиеся подземной частью, но, однако, способные прикрыть большую площадь. Помимо примул можно рекомендовать колокольчики, многолетние астры, астильбу, хосту. На заднем плане цветника удачны пионы, высокие сорта ирисов, флоксов, лилейни-ков и, конечно, кустарники.
Те же цветоводы, которые собирают “всё”, находятся в худшем положении. Для гармоничного цветника у них, как это ни странно, не будет хватать растений. Это притом, что окажется масса “лишних”.
Прежде чем "отрезать"
1. Изобразите на бумаге размеры и форму плана цветника, для которого вы определили место в плане сада, в масштабе, который вам удобен. Сделайте эскиз цветового сочетания, причем несколько вариантов с тем, чтобы было из чего выбирать. Необходимо ориентироваться на реально существующие оттенки. В получившейся композиции можно наметить цветовую доминанту и приближенно определить удельный вес всех колеров.
2. Обведите границы цветовых пятен и перенумеруйте их. Представьте теперь высоту растений и нанесите их на пятна так, чтобы при восприятии композиции цветы не мешали друг другу. В клумбе высота растений обычно возрастает к центру, в миксбор-дере- к фону.
3. Составьте список растений, из которых вы хотите создать цветник. Не увлекайтесь количеством видов и сортов! Номер растения в списке должен соответствовать номеру цветового пятна на плане. Проверьте экологическую совместимость растений, так чтобы не оказались рядом, скажем, вереск, предпочитающий кислые почвы, и гипсофила, требующая известь.
4. Выполните на кальке три эскиза одной и той же композиции для разных времен года: лета, весны и осени, чтобы представить, как будет выглядеть цветник в разные сезоны.
5. Теперь наложите кальки одну на другую. Часть цветовых пятен заменится либо коричневым тоном (земля), либо зеленым - цвет листвы. Продумайте, чем вы сможете заменить отцветшие растения или закрыть обнажившиеся стебли.
6. Дальше вам предстоит длительная корректировка, “подгонка” вашей композиции, Для опытного цветовода, хоро шо знающего растения, это не представит большой трудно сти. Он может и вообще не пользоваться такой методикой полностью, сразу прикидывая сочетания растений и представляя их в цветнике.
Но окочательный чертеж цветника лучше иметь всем, особенно если у вас много составляющих. К тому же вычерченная в масштабе схема даст возможность подсчитать количество посадочного материала.
Другой излюбленный прием цветочного оформления - клумба. Она имеет симметричную геометрическую форму - круг, овал, квадрат, прямоугольник, иногда многогранник. Клумбы сопутствуют садам регулярной планировки. Они бывали и миниатюрными, и грандиозными, с надписями и портретами из цветов, со сложным затейливым орнаментом, порой даже часами или календарем из растений. Из Германии пошла мода на клумбы со скульптурой или вазой в центре.
Многодельные клумбы отошли в прошлое. Тем не менее симметричные цветники устраивают и теперь, но не в виде резко приподнятых в центре холмиков, а делают их почти плоскими, на 15-20 сантиметров выше газона или дорожек, и размещают там, где требуется “цветовой удар”, - на пересечении дорожек, в качестве завершения пути, при входе в сад или в дом.
Наиболее трудная в исполнении композиция из цветов - бордер. Это сложный многоярусный цветник, ведущий свое происхождение из викторианской Англии. Он составлен, как правило, из разнообразных растений - и летников, и двулетников, и многолетних цветов. Добавьте в него кустарники - и получите миксбордер. К сожалению, этот пышный великолепный цветник не для маленьких участков. Ширина такой композиции - от 1,5 до 4 метров, а длина - десятки метров. Бордер призван оформить дорожку либо полосу газона, которая тоже служит для прохода. Фоном ему служит стена, ограждение сада, живая изгородь из стриженого кустарника или трельяж для вьющихся растений.
Цветы в бордеро располагают по высоте: от самых низких, стелющихся - ближе к дорожке - к средним и высоким на заднем плане. Это помогает осуществить плавный переход от горизонтальной поверхности к вертикальной и одновременно показать во всей красе каждое растение. Такая компоновка не исключает введения высоких групп цветов среди более низких ближе к переднему плану - для придания остроты силуэту бордера.
Замощенный участок перед домом может украсить так называемый “модульный” цветник. Несколько плит вынимают и заменяют цветами, чаще всего летниками, или контейнерами тех же очертаний. Плитка имеет разную форму - квадратную, шестигранную, даже круглую, и, соответственно, таким же получается цветник.
Один из популярных цветников - рокарий - композиция из камня с цветами, нередко включающая небольшой водоем. В зависимости от окружения, рокарий может иметь свободные очертания, а может быть вписан в террасы, ограниченные четкими линиями подпорных стен. Цветы, размещенные в карманах и нишах, оставленных в таких стенах, составят эффектный “вертикальный” цветник из ампельных растений.
Цветы в вазах или подвесных кашпо нередко заменяют трудоемкий цветник, так же как миниатюрные композиции в плошках или в кусках туфа при входе в дом или на веранде. К примеру, засохшее дерево, можно спилить на небольшую высоту и выдолбить в пне углубление для ампельных цветов. Оригинальные цветочницы создают из ивовых прутьев или длинных полос упругой фанеры, переплетая ими забитые в грунт колышки. Стенки таких корзин без дна выстилают полиэтиленовой пленкой. Даже дырявые бочки и колеса старой телеги можно приспособить вместо дорогих вазонов.
В начале был замысел
Нет двух совершенно одинаковых участков земли. Каждый имеет свою собственную “физиономию”, свои сильные и слабые стороны. В старом саду с высокими деревьями и на вновь осваиваемом участке, открытом солнцу, болотистом или изрезанном оврагами, условия для цветника окажутся далеко не равными.
Хотелось бы предостеречь сразу от некоторых ошибок. И первая из них - это желание как можно больше места занять цветами. Для малого сада как нельзя точно подходит выражение - “лучше меньше, да лучше”: безудержное изобилие даже самых красивых растений может только повредить общему впечатлению.
Цветы - сильнейшее средство, помогающее организовать участок, подчеркнуть главное, замаскировать неудачи, направить движение в нужную сторону, наконец, разнообразить и украсить весь сад. Плохо, когда они равномерно рассеяны повсюду или высаже-ны в случайных местах и так, что не могут полностью проявить себя. Поэтому в первую очередь досконально изучите свой участок: достаточно ли он освещен, хорошо ли проветривается, каковы почва и уровень грунтовых вод, рельеф поверхности и возможность регулярного полива, - подходит ли все это цветнику вашей мечты.
Во-вторых (а может быть, и “в-главных”), тщательно изучите сами растения - решительно все, что относится к ним, и как к “материалу” в палитре цветовода, и как к живым организмам с их возможностями и слабостями, с их требованиями и “характером” . И только тогда выбирайте единственно подходящие для ваших условий.
В-третьих, познакомьтесь с законами восприятия цветовых сочетаний и с приемами составления гармоничных композиций. Это поможет вначале создать эскиз-идею цветника, потом - более детальный его план и, наконец, осуществить его в натуре.
В основе гармоничных композиций лежит контраст. В цветнике создать его можно разными приемами. Сочетанием формы и размера листвы соцветий, сочетанием окраски цветков или плодов и создаются колористические контрасты. Сменяя друг друга, растения в цветнике должны обеспечивать продолжительный цветовой эффект - желательно “от снега до снега”.
Глубокая тень подчеркивает форму растений; легкая, прозрачная - придает им воздушность; падающая тень служит выявлению пространственной характеристики цветника. Продуманным размещением света и тени можно достичь большей выразительности и целостности композиции и одновременно выявить цвет.
Магическая сила цвета
Мы должны помнить, что в природе ни один цвет не выступает изолированно - всегда рядом с другими и во взаимодействии с ними и со средой. Порой это настолько сильно влияет на восприятие, что может исказить впечатление от цвета. Всем знакома последовательность цветов в спектре (красный- оранжевый- желтый- зеленый- голубой- синий- фиолетовый) и, соответственно, деление на “теплые” и “холодные” тона. Их воздействие на человека отвечает ощущению тепла и холода. Активные, возбуждающие цвета “теплой” гаммы (первая половина спектра) создают бодрое, радостное настроение. Все оттенки “холодной” гаммы - от зеленого до фиолетового - это пассивные, успокаивающие тона. На особом месте стоит белый цвет, вбирающий в себя всю радугу красок. Глухой черный и серый вызывают подавленность и неуверенность.
При сопоставлении в цветнике “теплых” и “холодных” тонов и возникает цветовой контраст, так же как при размещении рядом противоположных цветов спектра: красного и зеленого, желтого и синего. Но слишком резкий контраст, чересчур яркий блеск вызовет утомление зрения, слишком слабый - заставит глаз напрягаться, отличая один от другого. Существуют поэтому определенные пропорции в соотношении цветовых пятен: насыщенные, яркие составляют пятую-шестую часть от общей массы, остальное приходится на спокойные, малонасыщенные, благодаря чему достигается общая уравновешенность.
Универсального рецепта сочетания попросту не существует. Тем не менее цветник можно строить на преобладании одного цвета - доминанты композиции, либо на контрастном сопоставлении разных цветов, но при этом их размещение рядом должно смягчаться переходом одного к другому через промежуточные тона. Например, при классическом сопоставлении синего и желтого рядом с желтыми следует посадить цветы кремовых, золотистых, розоватых оттенков, около синего - ряд фиолетовьгх оттенков, постепенно приближая их к синему. В месте соприкосновения контрастных тонов на их границе с той же целью вводят белые цветы.
Важно учитывать и взаимоотношения растений с фоном. Чаще всего в качестве фона выступает зелень травы и листьев, зеленый цвет успокаивает, уравновешивает любую яркую композицию. Совсем другое дело - стена дома: на фоне красного кирпича эффектнее будет выглядеть холодный сине-голубой цветник. На темном фоне синие тона как бы отступают, на светлом - зрительно приближаются. На фоне белой оштукатуренной стены уместнее растения с темно-зеленой листвой и с цветами оранжевой теплой гаммы.
При размещении цветника необходимо учитывать основные точки его обозрения - из окон дома, с веранды, со скамьи в саду, при движении по садовой дорожке. Нередко цветник замыкает собой наиболее эффектную перспективу в саду. Нужно помнить, что в отдалении цвет изменяется, предметы словно обволакиваются легкой прозрачной дымкой. Чтобы усилить этот эффект, на заднем плане размещают цветы сине-голубых оттенков, на переднем - теплых, золотисто-желтых, красно-оранжевых.
Темные, насыщенные по тону растения создают ощущение устойчивости, если их разместить ближе к основанию цветника; и наоборот - композиция утратит свою стабильность, если темные растения высадить сзади, а светлые - на переднем плане. Самый яркий цвет - оранжевый, смесь желтого и красного зрительно приближает цветник и делает его объемным, в то время как фиолетовые и сине-голубые оттенки создают иллюзию его удаления.
Желтые цветы кажутся больше и ближе, чем на самом деле. Желтая группа является фокусной точкой сада, остальные его части играют подчиненную роль. Но непродуманные, хаотично расположенные посадки этого цвета могут разрушить баланс, внося ощущение беспокойства.
Горячие сочетания возникают на основе насыщенных оттенков. Здесь нет места пастельным тонам и возможны лишь несколько мазков серебристо-серой листвы. Желтый, оранжевый и красный плавятся на фоне зелени.
Холодные колористические схемы включают голубые, лавандовые, розовые, бледно-пурпурные, лимонные и кремовые окраски. Серебристые тона листвы стахиса и полыни будут как нельзя более полезны.
“Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах...”
(из восточной поэзии.)
Замечательные примеры цветовых сочетаний находим мы в книге английской художницы-садовода Гертруды Джекилл “Колористические схемы цветочного сада”. Впервые она была издана еще в 1914 году и до сих пор является своеобразной библией цветоводов по обе стороны Атлантики. Причем она затронула проблему коло-ристики не только в смешанных посадках, но и в одноколерных цветниках, достаточно популярных уже в те времена. “Помимо разнообразия форм кустов, очертаний листьев,оттенков зелени, форм и размеров соцветий, что само по себе уже придает выразительность композиции, - пишет Джекилл, - синий цвет в синем цветнике выиграет от контрастного соседства с желтым, белым, абрикосовым, оранжевым и серебристым, добавленными ровно в той мере, сколько требуется для наилучшего воплощения первоначального замысла - продемонстрировать великолепие синего во всем разнообразии его проявлений в растительном мире”. Джекилл считала, что контраст интересен не сам по себе, а как средство усилить выразительность. И в ее синем цветнике дельфиниумы, шалфей, голубая хоста, синеголовник и котовник соседствуют с лимонно-желтым и снежно-белым львиным зевом, с темно-желтыми и молочно-белыми лилиями, арункусом и наперстянками. При этом художница не рассматривала растения лишь как краски в своей палитре, она прекрасно знала биологию и строение растений и изучала эффекты цвета во взаимодействии с прочими декоративными особенностями растений, прекрасно понимая, как важно чувствовать их душу.
Одни цветы ласковы, поэтичны, даже трогательны; другие - жестки, прозаичны, но при этом не менее красивы. Сравните, например, ландыш с тагетесом или колокольчик с циннией. В мире цветов есть бесспорные индивидуалисты, упивающиеся собственной красотой. Таковы розы, рядом с которыми может “ удержаться” разве только бордюр из серебристого стахиса или прозрачное облачко гипсофилы. Иные хороши только в массе, они общественны и пропадают в одиночку - это флоксы, ромашки, виола,барвинок.
Одни цветы держат компактный небольшой куст, надолго сохраняющий свою форму, например многолетние астры думозус. Другие чаще образуют куртины и разрастаются медленно - таковы флокс метельчатый, поповник. Наконец,есть быстро распространяющиеся растения. Они оккупируют большую территорию неопределенных очертаний, формируя своего рода заросли. Большей частью это почвопокров-ные: ландыш, чабрец, седумы, маргаритки, настурция, фиалки, их нередко приходится разреживать и пересаживать. Лучше сразу учесть эти особенности в проекте.
“ Любовь к садоводству есть семя, которое, будучи посажено, никогда не умирает, но составляет постоянно растущий источник счастья”.
Гертруда Джекилл
В малом саду особое очарование приобретают композиции из цветов с кустарниками. Например, барбарисы с пурпурной листвой, сохраняющей свой цвет все сезоны, великолепно оттеняют бузульник Вича и очиток видный. Под пологом деревьев великолепно чувствуют себя не только папоротники, но и астильбы, влаголюбивый бадан и хоста, к которым можно добавить традесканцию виргинскую. Взаимно дополняют друг друга василек горный, фиолетовый люпин и живучка ползучая. Сменяют друг друга в цветении лилейник, рудбекия шершавая и золотарник.
Передний план бордера может образовать чистец шерстистый в сочетании с энотерой и золотистым бурачком скальным. Эта группа низких цветов может быть дополнена лиловым флоксом растопыренным. В миксбор-дер включают и кустарники (помимо живой изгороди - фона). Форзиция, например, будет прекрасно соседствовать с нарциссами, которые поддержат ее золотистое цветение ранней весной, Желтолистный чубушник создает эффектный фон для синих люпинов и голубых дельфиниумов. Когда саду мало места для цветов, приходится совмещать в одном цветнике все сезоны и тщательно продумывать маскировку отцветших растений либо их замену на летники.
Гертруда Джекилл советовала посвятить каждому сезону года свой цветник - так чтобы сегда в саду был уголок, “играющий” в течение одного-двух [есяцев. В ее саду были уголки, . посвященные ренней весне и ее разгару, началу лета - на перепутье конца мая - начала июня, и лету зрелому, поре листопада, бабьего лета, поздней осени...
Раньше (а многие и теперь) высаживали растения в группу в виде округлых куртин. Джекилл пришла к заключению, что лучше придавать им форму длинных узких полос:
“Дело даже не столько в большей или меньшей декоративности такого способа посадки, - утверждала она, - сколько в том, что длинные узкие ленты после отцветания растений и, возможно, отмирания листвы не оставляют бросающихся в глаза пустых участков в цветнике. Отцветшие растения исчезают с картины цветника, а рядом расцветают следующие, прикрывая оголившуюся почву своей листвой”.
Такой способ позволяет долго сохранить декоративность композиции. Посмотрим, как осуществлялся он в одном из ее цветников. Основную его часть занимают папоротники -щитовник женский и кочедыжник мужской. Между ними узкими диагональными “мазками” высажены нарциссы, мускари, белые гиацинты, анемоны, сциллы, хионодок-сы, крокусы и хохлатки.
Уже в апреле цветник радует глаз нежными сочетаниями голубых, сиреневых, белых и желтых красок, а папоротники только еще разворачивают мохнатые “улитки” своих листьев. Зато к середине мая, когда луковичные отцветут, ажурные вайи папоротников вырастут настолько, что закроют почву вместе с желтеющей листвой крокусов и сцилл. В прохладной тени папоротников они наберутся сил до следующей весны.
Ранневесенние цветы нуждаются в поддержке бадана и морозников, прошлогодняя листва которых выходит из-под снега зеленой. В цветнике мы видим также несколько групп многолетников, цветущих позже. Это лилейник и хоста, “работающие” в этом цветнике в основном формой своей листвы. Они контрастны и друг другу (у лилейника длинные узкие листья; у хосты - низкие розетки широких сочных листьев и сиреневые колокольчики соцветий, сочетающиеся с крупными оранжевыми цветками лилейника), и сильно отличаются от вай папоротника по фактуре и цвету. В результате этот преимущественно “весенний” цветник будет декоративен все лето.
Сады, созданные под влиянием творчества Гертруды Джекилл, скомпонованы в мягкой свободной манере, в самых разнообразных сочетаниях, соответствующих природе растений, возможностям их использования в саду,гармонии цвета и формы.
На заданную тему
Среди цветоводов есть немало энтузиастов-“безумцев”, как назвал их Карел Чапек в книге “Год садовода”. Сам он тоже относился к таким любителям, долгие годы посвятив возделыванию собственного сада на окраине Праги. “Садик у вашего дома, - писал Чапек, - это такое же свидетельство вашей культуры, как ваша квартира или ваша библиотека... По вашему саду можно узнать, умеете ли вы думать и пытаетесь ли разгадать тайны мастерской природы...”
Любители цветов собирают в своем саду целые коллекции, чаще всего какого-нибудь излюбленного вида растений. Одни отдают все свои силы “царице цветов” - розе; другие предпочитают луковичные. “Существуют фанатики-“флоксисты” (я снова цитирую Чапека), которые в августе, когда цветут флоксы, не скрывают своего презрения к “хри-зантемоманам”, а последние платят им тем же в октябре, когда цветут хризантемы”.
Но есть и такие цветоводы, которые хотят иметь в своем саду чуть ли не все виды и сорта. К сожалению, эта ошибка достаточно распространена. “Я совершенно уверена, - писала Гертруда Джекилл, - что обладание большим количеством растений, как бы хороши они ни были, и как бы ни было велико их число, не создает сада, они составляют только коллекцию”.
Но как же быть коллекционерам? Проще, если вся их страсть посвящена какой-то одной культуре. Каким может стать, например, сад любителя тюльпанов? Срок их массового цветения недолог. Знаменитый голландский парк тюльпанов Кейкенхоф обычно закрывают к концу их цветения. Но такой вариант навряд ли подойдет садоводу, даже если весь участок его отведен под цветы. Поэтому одно из условий продолжения цветения в саду - разнообразные приемы посадки тюльпанов и обязательное сочетание их в цветниках с другими растениями - гортензией, чубушником, спиреей.
“Цветы прекраснее всего, что нам дает
Природа на земле; то дар ее бесценный,
Их яркость нежная всем возрастам мила,
В гирлянде, в вазе ли - они везде прелестны,
А в зелени садов - тем более уместиы”.
Жак Делаль. “Сады”.
В коллекционном саду существуют, как правило, грядки для под-ращивания деток - своего рода промышленно-хозяйственная часть сада, и небольшой демонстрационный участок - “шоу-гарден ”, где собраны самые лучшие сорта. Их стоит отделить друг от друга, и часто применяют для этого вьющиеся растения на трельяжах или других опорах. В демонстрационном цветнике могут быть показаны все приемы сочетания тюльпанов разных видов и сортов, в том числе дикорастущих, не требующих ежегодной выкопки. Они распускаются первыми, вскоре после таяния снега. Лучшие компаньоны в таком цветнике - нарциссы, но можно использовать и другие луковичные. Ярко-синие муска-ри и голубые хионодоксы подчеркнут нежность розовых сортов тюльпанов и создадут классический контраст с желтыми. Особенно же хороши обильно цветущие примулы, ароматный снежно-белый арабис и двулетники - виола и незабудка. “Шоу-гарден” - предмет особой заботы коллекционера, но одновременно и экспериментальный участок, где можно испытать новые сочетания тюльпанов, высаживая другие сорта осенью на месте выкопанных.
Только среди тюльпанов можно встретить очень темные, почти черные, и их нередко высаживают в контрастные группы с белыми. Дополнит же такое сочетание темно-фиолетовая виола. Остальной коллекционный участок используют для других приемов посадки тюльпанов. Их размещают среди стелющихся многолетников, образующих цветущий ковер, - вероники, чабреца, шиловидного флокса. Иногда цветоводы высаживают луковицы в горшки или пакеты из-под молока, которые легко удалить, - небольшие оголенные участки быстро затянет листва стелющихся растений.
Для совместной посадки с тюльпанами выбирают многолетники, не требующие большого ухода, относительно медленно разрастающиеся подземной частью, но, однако, способные прикрыть большую площадь. Помимо примул можно рекомендовать колокольчики, многолетние астры, астильбу, хосту. На заднем плане цветника удачны пионы, высокие сорта ирисов, флоксов, лилейни-ков и, конечно, кустарники.
Те же цветоводы, которые собирают “всё”, находятся в худшем положении. Для гармоничного цветника у них, как это ни странно, не будет хватать растений. Это притом, что окажется масса “лишних”.
Прежде чем "отрезать"
1. Изобразите на бумаге размеры и форму плана цветника, для которого вы определили место в плане сада, в масштабе, который вам удобен. Сделайте эскиз цветового сочетания, причем несколько вариантов с тем, чтобы было из чего выбирать. Необходимо ориентироваться на реально существующие оттенки. В получившейся композиции можно наметить цветовую доминанту и приближенно определить удельный вес всех колеров.
2. Обведите границы цветовых пятен и перенумеруйте их. Представьте теперь высоту растений и нанесите их на пятна так, чтобы при восприятии композиции цветы не мешали друг другу. В клумбе высота растений обычно возрастает к центру, в миксбор-дере- к фону.
3. Составьте список растений, из которых вы хотите создать цветник. Не увлекайтесь количеством видов и сортов! Номер растения в списке должен соответствовать номеру цветового пятна на плане. Проверьте экологическую совместимость растений, так чтобы не оказались рядом, скажем, вереск, предпочитающий кислые почвы, и гипсофила, требующая известь.
4. Выполните на кальке три эскиза одной и той же композиции для разных времен года: лета, весны и осени, чтобы представить, как будет выглядеть цветник в разные сезоны.
5. Теперь наложите кальки одну на другую. Часть цветовых пятен заменится либо коричневым тоном (земля), либо зеленым - цвет листвы. Продумайте, чем вы сможете заменить отцветшие растения или закрыть обнажившиеся стебли.
6. Дальше вам предстоит длительная корректировка, “подгонка” вашей композиции, Для опытного цветовода, хоро шо знающего растения, это не представит большой трудно сти. Он может и вообще не пользоваться такой методикой полностью, сразу прикидывая сочетания растений и представляя их в цветнике.
Но окочательный чертеж цветника лучше иметь всем, особенно если у вас много составляющих. К тому же вычерченная в масштабе схема даст возможность подсчитать количество посадочного материала.
Обсуждения Гармония цветника