Первой отличительной характеристикой даосской алхимии нэйдань является отсутствие активного включения сознания, интеллекта и воображения. «Как же так?» – спросите вы. Вот именно, ваше удивление показывает, что современная жизнь человека практически полностью протекает под беспрерывной деятельностью мышления.
Мы работаем в-основном умственно; мы думаем что нам делать завтра; с друзьями часто увлечены рассуждениями о морали, политике, возможно о здоровом образе жизни; на досуге мы читаем стихи или романы, играем в карты, шахматы… И даже путешествия с посещением различных достопремичательностей также является интересом нашего ума – 識神 (识神) познающего духа шишэнь в даосской терминологии.
Одной же из основных целей даосской алхимии является пробуждение 元神 изначального духа юаньшэнь – души, если говорить понятными нам словами. Познающий дух непостоянен, нестабилен, – вспомните себя десять лет назад: чем вы интересовались тогда, чего хотели от жизни. Да что десять леть, о чем вы думали год назад – все это хаотично меняется и не имеет опоры. Именно поэтому во всех древних традициях говориться о пробуждении души. Но почему ее надо будить? – Вследствие нашего образа жизни, когда все удовольствия находятся практически под рукой,
когда, казалось бы, вокруг нет никаких опасностей – в таких условиях душа склонна ко сну и не желает совершенствоваться.
На самом начальном этапе практики даосской алхимии (в нашей Школе – это метод Цзюяншэньгун) человек изменяет свой характер, меняется отношение к себе, улучшается понимание других людей. И это, скорее, чувствование, чем понимание, т.к. уходит доминанта размышления, а появляется возможность непосредственного восприятия. Происходит это за счет работы с изначальной энергией человека. Вот, что говорит по этому поводу Учитель Единого Ян:
Цзюяншэньгун способен изменять характер человека и улучшить качество его энергии. Замкнутые люди становятся более открытыми, люди с дурным характером становятся мягче и добрее, гибче и живее. (прим. перев. В данном случае речь идет о Цзюяншэньгуне, на других стадиях алхимии характер изменяется вслед за продвижением и в некоторые моменты становится весьма специфичным).*
Ему созвучны слова другого великого мастера – правда, уже внутреннего стиля боевых искусств синьициюань – Чэ Ичжая:
Установленные методы – это правила для тех, кто впервые вступает в Школу, с помощью них возможно изменить человеческий характер, раскрыть интеллект, постичь человеческую природу, это есть удаление качеств Последующего Неба с помощью восстановления своей ци Предшествующего Неба.*
В его словах затрагивается уже и более продвинутый этап практики, когда идет восполнение утраченной изначальной энергии ци, но направление мысли совпадает – изменение характера, улучшение внутренних качеств человека в ходе исользования методов работы с изначальной ци.
В продолжение темы стоит сказать, что жизнь современного человека в подавляющем большинстве направлена на внешние по отношению к нему вещи: работа и каръера, стильная и модная одежда, престижный или не очень автомобиль, дорогой ремонт в квартире и т. д. Все это с точки зрения древни традиций – грязь и пыль, мешающая человеку раскрыть свой потенциал. «Столетие, [проведенное] в праздности, подобно искре, высеченной [из кремня]», – писал Чжан Бодуань. Мы уже приводили развернутые мысли знаменитого даоса в материале Чжан Бодуань о жизни человека.
С самого начала практикуя Цзюяншэньгун, человеку не нужно напрягать мышление, воображение, не нужно учить сложные теоретические термины. Хотя на словах, все согласны с тем, что «Все гениальное – просто!», – но на деле мы привыкли, что гениальные произведения искусства, великие научные открытия и т.д. очень трудны для восприятия и изучения, поэтому мало кто их понимает. Практика Цзюяншэньгун полностью противоположна этому – что бы запустить механихм циркуляции изначальной энергии не нужно заучивать длинные комплексы упражнений, не надо напрягать и изнурять тело, также не нужно много времени. Достаточно постоянства в практкике – от этого уже никак не отвертеться.
Итак мы поняли, что практика даосской алхимии опирается не на внешние объекты или обстоятельства, но на самого человека, его внутренние качества – то, что называется изначальными энергией и духом. Человек является как целью саморазвития так и средством.
Одной же из основных целей даосской алхимии является пробуждение 元神 изначального духа юаньшэнь – души, если говорить понятными нам словами. Познающий дух непостоянен, нестабилен, – вспомните себя десять лет назад: чем вы интересовались тогда, чего хотели от жизни. Да что десять леть, о чем вы думали год назад – все это хаотично меняется и не имеет опоры. Именно поэтому во всех древних традициях говориться о пробуждении души. Но почему ее надо будить? – Вследствие нашего образа жизни, когда все удовольствия находятся практически под рукой,
когда, казалось бы, вокруг нет никаких опасностей – в таких условиях душа склонна ко сну и не желает совершенствоваться.
На самом начальном этапе практики даосской алхимии (в нашей Школе – это метод Цзюяншэньгун) человек изменяет свой характер, меняется отношение к себе, улучшается понимание других людей. И это, скорее, чувствование, чем понимание, т.к. уходит доминанта размышления, а появляется возможность непосредственного восприятия. Происходит это за счет работы с изначальной энергией человека. Вот, что говорит по этому поводу Учитель Единого Ян:
Цзюяншэньгун способен изменять характер человека и улучшить качество его энергии. Замкнутые люди становятся более открытыми, люди с дурным характером становятся мягче и добрее, гибче и живее. (прим. перев. В данном случае речь идет о Цзюяншэньгуне, на других стадиях алхимии характер изменяется вслед за продвижением и в некоторые моменты становится весьма специфичным).*
Ему созвучны слова другого великого мастера – правда, уже внутреннего стиля боевых искусств синьициюань – Чэ Ичжая:
Установленные методы – это правила для тех, кто впервые вступает в Школу, с помощью них возможно изменить человеческий характер, раскрыть интеллект, постичь человеческую природу, это есть удаление качеств Последующего Неба с помощью восстановления своей ци Предшествующего Неба.*
В его словах затрагивается уже и более продвинутый этап практики, когда идет восполнение утраченной изначальной энергии ци, но направление мысли совпадает – изменение характера, улучшение внутренних качеств человека в ходе исользования методов работы с изначальной ци.
В продолжение темы стоит сказать, что жизнь современного человека в подавляющем большинстве направлена на внешние по отношению к нему вещи: работа и каръера, стильная и модная одежда, престижный или не очень автомобиль, дорогой ремонт в квартире и т. д. Все это с точки зрения древни традиций – грязь и пыль, мешающая человеку раскрыть свой потенциал. «Столетие, [проведенное] в праздности, подобно искре, высеченной [из кремня]», – писал Чжан Бодуань. Мы уже приводили развернутые мысли знаменитого даоса в материале Чжан Бодуань о жизни человека.
С самого начала практикуя Цзюяншэньгун, человеку не нужно напрягать мышление, воображение, не нужно учить сложные теоретические термины. Хотя на словах, все согласны с тем, что «Все гениальное – просто!», – но на деле мы привыкли, что гениальные произведения искусства, великие научные открытия и т.д. очень трудны для восприятия и изучения, поэтому мало кто их понимает. Практика Цзюяншэньгун полностью противоположна этому – что бы запустить механихм циркуляции изначальной энергии не нужно заучивать длинные комплексы упражнений, не надо напрягать и изнурять тело, также не нужно много времени. Достаточно постоянства в практкике – от этого уже никак не отвертеться.
Итак мы поняли, что практика даосской алхимии опирается не на внешние объекты или обстоятельства, но на самого человека, его внутренние качества – то, что называется изначальными энергией и духом. Человек является как целью саморазвития так и средством.
Продолжение следует...
Обсуждения Введение в даосскую алхимию