Событие, положенное в основу Праздника.
Рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным. Этому событию была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.
Рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным. Этому событию была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.
Многие ветхозаветные пророчества и прообразы указывали на рождение Пресвятой Богородицы: Лестница Иакова (Быт.28:10-17); Пророчество Иезекииля (Иез.43:27, Иез.44:1-4); Слова Книги Притчей Соломоновых (Прит.9:1-11).
В Новом Завете ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. Об этих событиях известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Родители Девы Марии были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.
Бесплодие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю».
Тогда Святой Иоаким в глубоком горе удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. Во время молитвы им обоим было видение ангела. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». Весть о том, что у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
Рождество Богородицы. Зачатие праведной Анны, икона XV века. Получив это благовестие, Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима: "И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме." (Протоевангелие Иакова 4:7-8)
Рождество Богородицы. Фреска Джотто. После этого Анна зачала и, как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.
Место Рождества.
Рождество Богородицы. Вход в монастырь святой Анны, находящийся, по православному преданию, на месте дома святых Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима. Согласно общепринятому преданию, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Однако, точное место православные и католики указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м. На православном месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Рождество Богородицы. Святая Анна с Девой Марией. Статуя в базилике святой Анны, построенной, по католическому преданию, на месте дома Иоакима и Анны. Старый город Иерусалима. Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды и построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.
Празднование Рождества Богородицы в Православной Церкви.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Православной Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, Матерь Спасителя мира, Господа нашего Исуса Христа.
Дата празднования и история установления Праздника.
Дата Рождества Богородицы (8 сентября) отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия (9 декабря). Как и прочие Богородичные праздники, установление празднества относится к сравнительно позднему времени. Праздник возник, первоначально, в греческой церкви и вскоре после этого появился в Риме и распространился на дочерние церкви. На Востоке первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439—446). Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию. О праздновании упоминают св. Иоанн Златоуст, св. Августин Блаженный. Предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Праздничная Служба в Православии.
В современной православной службе праздника не сохранились песнопения самого раннего периода. Известно, что в VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, но он не сохранился.
Произведения песнописцев Льва VI, византийского императора, и Георгия, епископа Никомидийского, были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты. Из ныне используемых православной церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним V—VII векам.
В современную службу праздника входят следующие древние творения:
- святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон ;
- преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон ;
- Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихиры на стиховне;
- Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии;
- Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихиры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне;
- Иосифа Песнописца (IX век) — канон на предпразднство.
Тропарь, Кондак, Задостойник, Величание, Стихиры на "Господи Воззвах" Праздника Рождества Богородицы.
Тропарь праздника.
Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак праздника.
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
Задостойник.
Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери. Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.
Величание.
Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё.
Стихиры на "господи Воззвах". Праздник Рождества Богородицы.
Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеющихся Надежда, Господи, слава Тебе.
Сей день Господень, радуйтеся, людие: се бо Света чертог, и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И иже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великаго, Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших.
Днесь неплодная врата отверзаются, и Дверь девическая Божественная предгрядет. Днесь Плод раждати благодать начинает, являющи миру Божию Матерь, Еюже земная с небесными совокупляются, во спасение душ наших.
Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство: неплоды бо мати показуется, Девствующия и по Рождестве Зиждителеве, из Неяже чуждее присвояет иже естеством Бог, и заблуждшым плотию спасение содевает, Христос Человеколюбец, и Избавитель душ наших.
Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеющихся Надежда, Господи, слава Тебе..
В Новом Завете ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. Об этих событиях известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Родители Девы Марии были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.
Бесплодие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю».
Тогда Святой Иоаким в глубоком горе удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. Во время молитвы им обоим было видение ангела. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». Весть о том, что у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
Рождество Богородицы. Зачатие праведной Анны, икона XV века. Получив это благовестие, Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима: "И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрёл покой в своём доме." (Протоевангелие Иакова 4:7-8)
Рождество Богородицы. Фреска Джотто. После этого Анна зачала и, как сказано в Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.
Место Рождества.
Рождество Богородицы. Вход в монастырь святой Анны, находящийся, по православному преданию, на месте дома святых Иоакима и Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима. Согласно общепринятому преданию, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Однако, точное место православные и католики указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м. На православном месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Рождество Богородицы. Святая Анна с Девой Марией. Статуя в базилике святой Анны, построенной, по католическому преданию, на месте дома Иоакима и Анны. Старый город Иерусалима. Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды и построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.
Празднование Рождества Богородицы в Православной Церкви.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Православной Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, Матерь Спасителя мира, Господа нашего Исуса Христа.
Дата празднования и история установления Праздника.
Дата Рождества Богородицы (8 сентября) отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия (9 декабря). Как и прочие Богородичные праздники, установление празднества относится к сравнительно позднему времени. Праздник возник, первоначально, в греческой церкви и вскоре после этого появился в Риме и распространился на дочерние церкви. На Востоке первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439—446). Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию. О праздновании упоминают св. Иоанн Златоуст, св. Августин Блаженный. Предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Праздничная Служба в Православии.
В современной православной службе праздника не сохранились песнопения самого раннего периода. Известно, что в VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, но он не сохранился.
Произведения песнописцев Льва VI, византийского императора, и Георгия, епископа Никомидийского, были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты. Из ныне используемых православной церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним V—VII векам.
В современную службу праздника входят следующие древние творения:
- святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон ;
- преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон ;
- Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихиры на стиховне;
- Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии;
- Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихиры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне;
- Иосифа Песнописца (IX век) — канон на предпразднство.
Тропарь, Кондак, Задостойник, Величание, Стихиры на "Господи Воззвах" Праздника Рождества Богородицы.
Тропарь праздника.
Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак праздника.
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.
Задостойник.
Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери. Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.
Величание.
Славим Тебя, Пресвятая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё.
Стихиры на "господи Воззвах". Праздник Рождества Богородицы.
Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеющихся Надежда, Господи, слава Тебе.
Сей день Господень, радуйтеся, людие: се бо Света чертог, и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И иже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великаго, Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших.
Днесь неплодная врата отверзаются, и Дверь девическая Божественная предгрядет. Днесь Плод раждати благодать начинает, являющи миру Божию Матерь, Еюже земная с небесными совокупляются, во спасение душ наших.
Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство: неплоды бо мати показуется, Девствующия и по Рождестве Зиждителеве, из Неяже чуждее присвояет иже естеством Бог, и заблуждшым плотию спасение содевает, Христос Человеколюбец, и Избавитель душ наших.
Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеющихся Надежда, Господи, слава Тебе..
Обсуждения Рожество Пресвятой Богородицы нашея и Приснодевы Марии