Существует распространенное мнение, что йога состоит из ступеней, которые реализуются последовалельно, одна за другой. И такое понимание кочует из одних книг западных авторов по йоге в другие. Хотя, например, слово "анга" дословно переводится как "часть", а не как "ступень".
От разности этих смыслов многое меняется в общем.
Так как, если, например, допустить, что сначала реализуется яма-нияма, то по теории, к практике асан следовало бы приступить только после серьезной проработки этих "ступеней". Однако, несмотря на эту "логику" весь западный мир практикует, в основном, выполнение асан, многие люди часто даже и не слышали ничего, кроме этого слова.
Если отбросить достаточно вольное понимание западными людьми отдельных аспектов йогической практики и йоги в целом, то термин "ступени" не очень отображает суть процессов, происходящих в сознании и теле.
Яма и Нияма, например - это и принципы и аспекты практики одновременно, при условии их включения в осознание окружающей человека жизни. Рассматривая их воздействие достаточно широко, можно сказать, что они помогают не только накапливать энергию, но также позволяют ее не рассеивать, не растрачивать на ложные представления о себе, мире; и на действия, ведущие к омрачениям, уводящим практика с Пути.
Асаны и пранаямы взаимопроникаемы и нерездельны как ступени, так как правильное течение праны формирует состояние асаны как уравновешенное состояние ее (праны) потоков.
Движение праны, формирующей состояние асаны, можно осознать только в достаточно чистом состоянии сознания, которое может реализовываться как при чтении джапы (нияма), так и при правильной практике Гуру-севы. Также состояние асаны может возникать и при наступлении состояния пратьяхары, в которой чистое сознание, сосредотачиваясь на каких-то частях тела (дхарана) начинает расширяться, интегрируя праны в своем пространстве (дхъяна). Но работает это, как правило, только при восприятии всей практики в целом.
Видение этой целостности требует развития цельного восприятия не только энергетики и физической составляющей нашего тела, но и понимания, что в широком смысле "тело" - это все взаимосвязи нашего расширяющегося сознания со всеми аспектами целостного по своей сути Мира.
Большинство людей, даже хорошо осведомленных и начитанных, могут только предполагать, как все теории о целостности реализуются практически.
Где же ответ?
Традиционные системы, например, Натхи, рассматривают существование такого принципа, как Гуру-таттва, как качество, изначально несущее в себе знание природы целости Мира и способности приводить посредством его постижения к реализации изначального состояния Единства Творца и Его творений. Поэтому следование Гуру, который олицетворяет собой Путь, духовное знание всех Учителей в традиции, всю Вселенную для ученика, является тем стержнем, который пронизывает практику и соединяет ее части в единое Целое.
Помимо этого, целостность настоящей духовной практики заключается еще и в том, чтобы не разделять йогу, как практику, и жизнь. Потому что, либо вся наша жизнь является олицетворением нашего развития, либо маленьким украшением того, что не меняется по сути.
От разности этих смыслов многое меняется в общем.
Так как, если, например, допустить, что сначала реализуется яма-нияма, то по теории, к практике асан следовало бы приступить только после серьезной проработки этих "ступеней". Однако, несмотря на эту "логику" весь западный мир практикует, в основном, выполнение асан, многие люди часто даже и не слышали ничего, кроме этого слова.
Если отбросить достаточно вольное понимание западными людьми отдельных аспектов йогической практики и йоги в целом, то термин "ступени" не очень отображает суть процессов, происходящих в сознании и теле.
Яма и Нияма, например - это и принципы и аспекты практики одновременно, при условии их включения в осознание окружающей человека жизни. Рассматривая их воздействие достаточно широко, можно сказать, что они помогают не только накапливать энергию, но также позволяют ее не рассеивать, не растрачивать на ложные представления о себе, мире; и на действия, ведущие к омрачениям, уводящим практика с Пути.
Асаны и пранаямы взаимопроникаемы и нерездельны как ступени, так как правильное течение праны формирует состояние асаны как уравновешенное состояние ее (праны) потоков.
Движение праны, формирующей состояние асаны, можно осознать только в достаточно чистом состоянии сознания, которое может реализовываться как при чтении джапы (нияма), так и при правильной практике Гуру-севы. Также состояние асаны может возникать и при наступлении состояния пратьяхары, в которой чистое сознание, сосредотачиваясь на каких-то частях тела (дхарана) начинает расширяться, интегрируя праны в своем пространстве (дхъяна). Но работает это, как правило, только при восприятии всей практики в целом.
Видение этой целостности требует развития цельного восприятия не только энергетики и физической составляющей нашего тела, но и понимания, что в широком смысле "тело" - это все взаимосвязи нашего расширяющегося сознания со всеми аспектами целостного по своей сути Мира.
Большинство людей, даже хорошо осведомленных и начитанных, могут только предполагать, как все теории о целостности реализуются практически.
Где же ответ?
Традиционные системы, например, Натхи, рассматривают существование такого принципа, как Гуру-таттва, как качество, изначально несущее в себе знание природы целости Мира и способности приводить посредством его постижения к реализации изначального состояния Единства Творца и Его творений. Поэтому следование Гуру, который олицетворяет собой Путь, духовное знание всех Учителей в традиции, всю Вселенную для ученика, является тем стержнем, который пронизывает практику и соединяет ее части в единое Целое.
Помимо этого, целостность настоящей духовной практики заключается еще и в том, чтобы не разделять йогу, как практику, и жизнь. Потому что, либо вся наша жизнь является олицетворением нашего развития, либо маленьким украшением того, что не меняется по сути.
Обсуждения Части йоги и целостность