Бхакти (в переводе с санскрита — «преданность», «преданное служение») — понятие в индуизме, используемое для обозначения взаимовыражения эмоциональной привязанности и любви между преданным (бхактой) и личностной формой Бога.
В Ведах упоминается две категории Абсолюта: Абсолют как трансцендентный Брахман, или Ниргуна-Брахман, и Абсолют как Сагуна, или Пуруша; соответственно этому и появились две основные формы бхакти — одна в форме сагуна-бхакти, другая в форме ниргуна-бхакти. Одной форме больше свойственно воззрение двайты, другой — адвайты. Одной форме бхакти больше свойcтвенны методы карма-канда, другой — джняна-канды.
Сагуна-бхакти условно разделяется на следующие разделы:
Санимитта-бхакти (бхакти, объектом которой является наша социальная личность).
Эта бхакти преследует в большей степени личную цель и связана с осознаванием себя и своих потребностей.
Акаршана-бхакти (акаршана — тяготение, притяжение): здесь в наибольшей степени присутствует направленность на Бхагавана, так как бхакта получает от Бога проявленную, нисходящую милость в процессе своего служения.
Шраддхапараяна-бхакти (бхакти в виде окончательной, утвердившейся веры): здесь бхакти-садхана совершается естественно, без ваджах (причины) или нимитта (безпричинно).
Сах-бхакти (сах – “вместе с”, “бхакти вместе с Бхагаваном”): когда вы постоянно осознаёте себя и Бога, и свою с Ним взаимосвязь.
Самарасата-бхакти (бхакти единого вкуса): эта бхакти подобна океану, она все наполняет собой. Это похоже на морские потоки, их существует разнообразное множество, но все они - море. Таким образом, бхакта, Бхагаван и бхакти становятся одним целым. Бог в вас и вы в Боге, он во всех и все в нём, это «шрештха» - наилучшая бхакти.
Ниргуна-бхакти - направленность на Трансцендентный Абсолют — «Ахам Брахмасми», вернее, полное тождество себя, как Атмана, с Брахманом. Правда, у натхов также и физическое тело — «пинда» — рассматривается как тождественное «брахманде» — вселенной. Стадии ниргуна-бхакти следующие:
Арта-бхакти («артана» - соединённый через речь («мантра») — Со-хам, ШивОхам, Ом Тат Сат и т.д.): название говорит само за себя. Это — сознание Бхагавана через звук в виде джапы.
Джигьясу-бхакти (джигьясу означает «познающий»): посредством воли «иччха» осуществляется направленность на Бога.
Артхатхи-бхакти (достигший): на этой стадии вы утверждаетесь в союзе с Богом.
В трёх вышеперечисленных стадиях присутствует элемент «сакама», или волевой направленности, в отличие от четвёртой, которой свойственно состояние «нишкама» — отсутствие состояния ограниченной личности. Это происходит по той причине, что сверхсознание и индивидуальное сознание полностью становятся одним целым.
Джняни-бхакти: это высшая бхакти, в ней через вас действует Бог, который также проявлен и в вашем сознании. Здесь через мир йогин осознаёт Бога и через Бога — мир, Бог рассматривается как Парасамвит (трансцендентное сознание).
Высшие состояния Бхакти зачастую сложно описывать какими-либо словами, так как любая попытка фиксации Божественного в виде слов может так же оказаться сильным ограничением.
Из лекций Йоги Матсьендранатха Махараджа
В Ведах упоминается две категории Абсолюта: Абсолют как трансцендентный Брахман, или Ниргуна-Брахман, и Абсолют как Сагуна, или Пуруша; соответственно этому и появились две основные формы бхакти — одна в форме сагуна-бхакти, другая в форме ниргуна-бхакти. Одной форме больше свойственно воззрение двайты, другой — адвайты. Одной форме бхакти больше свойcтвенны методы карма-канда, другой — джняна-канды.
Сагуна-бхакти условно разделяется на следующие разделы:
Санимитта-бхакти (бхакти, объектом которой является наша социальная личность).
Эта бхакти преследует в большей степени личную цель и связана с осознаванием себя и своих потребностей.
Акаршана-бхакти (акаршана — тяготение, притяжение): здесь в наибольшей степени присутствует направленность на Бхагавана, так как бхакта получает от Бога проявленную, нисходящую милость в процессе своего служения.
Шраддхапараяна-бхакти (бхакти в виде окончательной, утвердившейся веры): здесь бхакти-садхана совершается естественно, без ваджах (причины) или нимитта (безпричинно).
Сах-бхакти (сах – “вместе с”, “бхакти вместе с Бхагаваном”): когда вы постоянно осознаёте себя и Бога, и свою с Ним взаимосвязь.
Самарасата-бхакти (бхакти единого вкуса): эта бхакти подобна океану, она все наполняет собой. Это похоже на морские потоки, их существует разнообразное множество, но все они - море. Таким образом, бхакта, Бхагаван и бхакти становятся одним целым. Бог в вас и вы в Боге, он во всех и все в нём, это «шрештха» - наилучшая бхакти.
Ниргуна-бхакти - направленность на Трансцендентный Абсолют — «Ахам Брахмасми», вернее, полное тождество себя, как Атмана, с Брахманом. Правда, у натхов также и физическое тело — «пинда» — рассматривается как тождественное «брахманде» — вселенной. Стадии ниргуна-бхакти следующие:
Арта-бхакти («артана» - соединённый через речь («мантра») — Со-хам, ШивОхам, Ом Тат Сат и т.д.): название говорит само за себя. Это — сознание Бхагавана через звук в виде джапы.
Джигьясу-бхакти (джигьясу означает «познающий»): посредством воли «иччха» осуществляется направленность на Бога.
Артхатхи-бхакти (достигший): на этой стадии вы утверждаетесь в союзе с Богом.
В трёх вышеперечисленных стадиях присутствует элемент «сакама», или волевой направленности, в отличие от четвёртой, которой свойственно состояние «нишкама» — отсутствие состояния ограниченной личности. Это происходит по той причине, что сверхсознание и индивидуальное сознание полностью становятся одним целым.
Джняни-бхакти: это высшая бхакти, в ней через вас действует Бог, который также проявлен и в вашем сознании. Здесь через мир йогин осознаёт Бога и через Бога — мир, Бог рассматривается как Парасамвит (трансцендентное сознание).
Высшие состояния Бхакти зачастую сложно описывать какими-либо словами, так как любая попытка фиксации Божественного в виде слов может так же оказаться сильным ограничением.
Из лекций Йоги Матсьендранатха Махараджа
Обсуждения Бхакти у Натхов