Во всём мире к индуизму принято относить несколько философских школ. Однако это неверный подход, так как в Индии очень много различный религиозный практик и философских школ. К наиболее известным философским школам в Индии относятся: двайта, адвайта и ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вада.
Причем последнее философское направление появилось сравнительно недавно, около 500 лет назад и было сформулировано известным ученым и философом Шри Чайтаньей Махапрабху, который таким образом объединил направления двайты и адвайты в единое учение, которое стало основной традицией в гаудиа-вайшнавизме.
Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вада переводится с санскрита, как учение о непостижимо-единораздельном сущем. Ачинтья означает «непостижимый», бхеда переводится как «различие», абхеда как «единство», таттва – «форма». Появление учения было вызвано необходимостью объединить ведическое знание о Боге и душе вновь в единое целое.
В свое время Шанкарачарья – основоположник философии адвайты отверг одну часть Вед, признав верным только учение о том, что индивидуальная душа и Бог едины и неотличимы. Правда, в конце своей жизни он отказался от своего учения, признав Богом Кришну.
Мадхавачарья – основатель школы двайты взял за основу своего учения ту часть Вед, в которой утверждалось, что индивидуальная душа всегда отлична от Бога.
Философия ачинтьи-бхеды-абхеды объединяет в себе элементы обеих точек зрения. В ней говорится, что душе изначально присуща божественная природа и поэтому она качественно едина с Богом, является частью Бога, но в то же самое время в количественном отношении душа отлична от Бога, она не тождественна Ему — непостижимая для человеческого ума природа взаимоотношений.
По сути, она отражает непостижимость одновременного присутствия различий в единстве и единства в различиях, не смешивая между собой данные понятия. Именно с помощью данной философской концепции человек получает полный ответ на вопрос о том, кто есть он, кто есть Бог и как выстраивать отношения с Богом.
Последователи Шри Чайтаньи Махапрабху, который считался самим Господом Кришной, Рупа Госвами, Санатана Госвами и Джива Госвами развили далее данную философскую концепцию. Однако отсутствие комментариев к ней делало её неавторитетной перед остальными школами философии того времени. Тогда Баладева Видьябхушана написал «Говинда-бхашью» — подробный комментарий к «Веданта-сутрам», а также комментарии к «Бхагавад-гите» и главным Упанишадам, благодаря чему школа последователей Чайтаньи была окончательно признана ведантической. Так завершилось формирование богословской доктрины гаудия-вайшнавизма.
Основной акцент Баладева Видьябхушана в своих комментариях делал на полемике школа адвайты Шанкары и его последователей. Он опроверг учение Шанкарачарьи об иллюзорности мира и тождественности индивидуального «Я» с безличным брахманом. Проанализировав Упанишады и «Веданта-сутры», он доказал, что в них нет однозначного утверждения о недвойственности атмы (души) с Богом. Более того, в них есть утверждения и о различии живых существ от Всевышнего. Таким образом, он доказал, что все живые существа едины и одновременно отличны от Бога.
Философия ачинтья-бхеда-абхеда-таттва даёт ответ на вопрос о том, как Бог может быть единым со Своим творением, но в то же самое время быть отличным от него.
Бхактиведанта Свами Прабхупада, который распространил учение Чайтаньи Махапрабху на Западе, писал:
«В сущности, философии персонализма и имперсонализма не противоречат друг другу. Тот, кто постиг Бога, знает, что Его личностный и безличный аспекты одновременно присутствуют во всём сущем, и что в этом нет никакого противоречия. Основываясь на этом понимании, Господь Чайтанья дал людям возвышенную философию ачинтья-бхеда- и абхеда-таттвы, одновременного единства и различия.».
В качестве сравнения Шрила Прабхупада приводил несколько примеров. Одним из них был пример отца и сына. Отец является первопричиной, а сын следствием. Сын является частью своего отца, он един с ним, но в то же время отличен от него.
Также при сравнении Бога с дживой (живым существом) приводится пример с отражением деревьев в воде. Они подобны своему отражению, но искажены. Так и живые существа являются лишь подобием Всевышнего. У них присутствует все те же качества, что и у него, но в меньшем количестве, и они искажены под влиянием природы материального мира, в котором пребывают.
Очень интересный пример приводится с Солнцем для понимания природы Всевышнего. Есть само Солнце, есть солнечные лучи и солнечный свет. Здесь ярко отображено единство и одновременное отличие этих элементов друг от друга, так же , как и есть отличия между безличным брахманом (сияние), Параматмой (Сверхдуша) и Верховным Бхагаваном (Личность Бога). В данном случае Личность Бога является Солнцем и вмещает в себе Брахман и Параматму. В этом заключается непостижимое отличие и единство Личности Бога.
В настоящее время данная философская концепция получила большое распространение, благодаря деятельности ИСККОН (Международное общество сознания Кришны), основателем которого является Шрила Прабхупада. За 45 лет существования ИСККОН она обрела миллионы последователей по всему миру.
Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вада переводится с санскрита, как учение о непостижимо-единораздельном сущем. Ачинтья означает «непостижимый», бхеда переводится как «различие», абхеда как «единство», таттва – «форма». Появление учения было вызвано необходимостью объединить ведическое знание о Боге и душе вновь в единое целое.
В свое время Шанкарачарья – основоположник философии адвайты отверг одну часть Вед, признав верным только учение о том, что индивидуальная душа и Бог едины и неотличимы. Правда, в конце своей жизни он отказался от своего учения, признав Богом Кришну.
Мадхавачарья – основатель школы двайты взял за основу своего учения ту часть Вед, в которой утверждалось, что индивидуальная душа всегда отлична от Бога.
Философия ачинтьи-бхеды-абхеды объединяет в себе элементы обеих точек зрения. В ней говорится, что душе изначально присуща божественная природа и поэтому она качественно едина с Богом, является частью Бога, но в то же самое время в количественном отношении душа отлична от Бога, она не тождественна Ему — непостижимая для человеческого ума природа взаимоотношений.
По сути, она отражает непостижимость одновременного присутствия различий в единстве и единства в различиях, не смешивая между собой данные понятия. Именно с помощью данной философской концепции человек получает полный ответ на вопрос о том, кто есть он, кто есть Бог и как выстраивать отношения с Богом.
Последователи Шри Чайтаньи Махапрабху, который считался самим Господом Кришной, Рупа Госвами, Санатана Госвами и Джива Госвами развили далее данную философскую концепцию. Однако отсутствие комментариев к ней делало её неавторитетной перед остальными школами философии того времени. Тогда Баладева Видьябхушана написал «Говинда-бхашью» — подробный комментарий к «Веданта-сутрам», а также комментарии к «Бхагавад-гите» и главным Упанишадам, благодаря чему школа последователей Чайтаньи была окончательно признана ведантической. Так завершилось формирование богословской доктрины гаудия-вайшнавизма.
Основной акцент Баладева Видьябхушана в своих комментариях делал на полемике школа адвайты Шанкары и его последователей. Он опроверг учение Шанкарачарьи об иллюзорности мира и тождественности индивидуального «Я» с безличным брахманом. Проанализировав Упанишады и «Веданта-сутры», он доказал, что в них нет однозначного утверждения о недвойственности атмы (души) с Богом. Более того, в них есть утверждения и о различии живых существ от Всевышнего. Таким образом, он доказал, что все живые существа едины и одновременно отличны от Бога.
Философия ачинтья-бхеда-абхеда-таттва даёт ответ на вопрос о том, как Бог может быть единым со Своим творением, но в то же самое время быть отличным от него.
Бхактиведанта Свами Прабхупада, который распространил учение Чайтаньи Махапрабху на Западе, писал:
«В сущности, философии персонализма и имперсонализма не противоречат друг другу. Тот, кто постиг Бога, знает, что Его личностный и безличный аспекты одновременно присутствуют во всём сущем, и что в этом нет никакого противоречия. Основываясь на этом понимании, Господь Чайтанья дал людям возвышенную философию ачинтья-бхеда- и абхеда-таттвы, одновременного единства и различия.».
В качестве сравнения Шрила Прабхупада приводил несколько примеров. Одним из них был пример отца и сына. Отец является первопричиной, а сын следствием. Сын является частью своего отца, он един с ним, но в то же время отличен от него.
Также при сравнении Бога с дживой (живым существом) приводится пример с отражением деревьев в воде. Они подобны своему отражению, но искажены. Так и живые существа являются лишь подобием Всевышнего. У них присутствует все те же качества, что и у него, но в меньшем количестве, и они искажены под влиянием природы материального мира, в котором пребывают.
Очень интересный пример приводится с Солнцем для понимания природы Всевышнего. Есть само Солнце, есть солнечные лучи и солнечный свет. Здесь ярко отображено единство и одновременное отличие этих элементов друг от друга, так же , как и есть отличия между безличным брахманом (сияние), Параматмой (Сверхдуша) и Верховным Бхагаваном (Личность Бога). В данном случае Личность Бога является Солнцем и вмещает в себе Брахман и Параматму. В этом заключается непостижимое отличие и единство Личности Бога.
В настоящее время данная философская концепция получила большое распространение, благодаря деятельности ИСККОН (Международное общество сознания Кришны), основателем которого является Шрила Прабхупада. За 45 лет существования ИСККОН она обрела миллионы последователей по всему миру.
Обсуждения Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вада