АДВАЙТА-ВЕДАНТА (санскрит; иначе майявада — буквально: не-дуализм») — индийская религиозно-философская система, древнейшая из существующих школ веданты.
Основной тезис: «Брахман реален, МИР нереален» джива (индивидуальная душа) и Брахман - одно и то же».
Основной тезис: «Брахман реален, МИР нереален» джива (индивидуальная душа) и Брахман - одно и то же».
К сакральным текстам относятся Упанишады, Брахма-сутра и Бхагавадгита. Появление АДВАЙТА-ВЕДАНТЫ связывается с именем мудреца Гаудапады (V в.), а основные принципы учения были определены в комментариях Шри Шанкарачарьи (Шанкара) (VIII-IX вв.), которого признают наиболее почитаемым учителем.
Традиционный способ обучить адвайте — сесть к ногам учителя-гуру, поскольку одного чтения текстов для обучения недостаточно. Посредством собственного опыта достигается осознание идентичности буквального и интеллектуального понимания мира и предметов, что составляет мокшу (освобождение). Будучи идентичной, Брахману, мокша существует всегда. АДВАЙТА-ВЕДАНТА объявляет Брахман объективно существующей высшей реальностью, которая изначальна и является причиной всех причин. Смыслом бытия живой души становится не освобождение от страданий, а достижение Брахмана.
При этом АДВАЙТА-ВЕДАНТА пытается найти пути этого достижения. В традиционной АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ, разработанной Шанкарой, выделяют две духовные практики, ведущие адепта к постижению Атмана, самадхи. Одна из них — медитация в виде размышления над махавакьей (изречением) «Я есть Брахман». Другая — практика «нэти-нэти», отвержение того, что не является Атманом (истинным Я), т.е. всех «не-Я». Помогают на пути к такому осознанию йогические практики. Согласно АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ, человек может понять, что Бог, которого он постиг через действительный мир, является единственной реальностью, а мир — только видимостью.
АДВАЙТА-ВЕДАНТА и буддизм, имея одну и ту же цель и сходные средства, в ходе исторического развития шли параллельными путями.
В XX веке эти учения стали выходить за пределы национально-культурных традиций в поисках наиболее действенных методов освобождения индивидуального сознания из-под власти эгоистического «Я».
В настоящее время АДВАЙТА-ВЕДАНТА, обращаясь к психологическим проблемам и привязанностям современного человека, приобретает новых адептов.
Согласно АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ, человеческая жизнь и поведение объясняются на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Все действия, «хорошие и плохие» создают свои кармические осадки. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется «прарабдха карма». Она ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется «санчита карма». Поскольку цикл перерождений продолжается, карма будет создаваться и в будущем; и называется она «агамин карма». Мокша видится как выход из этого бесконечного цикла.
Учение АДВАЙТА-ВЕДАНТА говорит о том, что человек, имеющий действительное стремление, может реально ощутить Брахман очищенным умом. Тот, кто в действительности осознал Брахман, может достичь освобождения от цепей перерождения в то время, пока ещё живёт. И хотя человек продолжает жить в материальном теле, его карма совершенствуется и исчерпывается, а тело прекращает свое существование, цикл перевоплощений заканчивается, достигая мокши.
Традиционный способ обучить адвайте — сесть к ногам учителя-гуру, поскольку одного чтения текстов для обучения недостаточно. Посредством собственного опыта достигается осознание идентичности буквального и интеллектуального понимания мира и предметов, что составляет мокшу (освобождение). Будучи идентичной, Брахману, мокша существует всегда. АДВАЙТА-ВЕДАНТА объявляет Брахман объективно существующей высшей реальностью, которая изначальна и является причиной всех причин. Смыслом бытия живой души становится не освобождение от страданий, а достижение Брахмана.
При этом АДВАЙТА-ВЕДАНТА пытается найти пути этого достижения. В традиционной АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ, разработанной Шанкарой, выделяют две духовные практики, ведущие адепта к постижению Атмана, самадхи. Одна из них — медитация в виде размышления над махавакьей (изречением) «Я есть Брахман». Другая — практика «нэти-нэти», отвержение того, что не является Атманом (истинным Я), т.е. всех «не-Я». Помогают на пути к такому осознанию йогические практики. Согласно АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ, человек может понять, что Бог, которого он постиг через действительный мир, является единственной реальностью, а мир — только видимостью.
АДВАЙТА-ВЕДАНТА и буддизм, имея одну и ту же цель и сходные средства, в ходе исторического развития шли параллельными путями.
В XX веке эти учения стали выходить за пределы национально-культурных традиций в поисках наиболее действенных методов освобождения индивидуального сознания из-под власти эгоистического «Я».
В настоящее время АДВАЙТА-ВЕДАНТА, обращаясь к психологическим проблемам и привязанностям современного человека, приобретает новых адептов.
Согласно АДВАЙТА-ВЕДАНТЕ, человеческая жизнь и поведение объясняются на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Все действия, «хорошие и плохие» создают свои кармические осадки. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется «прарабдха карма». Она ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется «санчита карма». Поскольку цикл перерождений продолжается, карма будет создаваться и в будущем; и называется она «агамин карма». Мокша видится как выход из этого бесконечного цикла.
Учение АДВАЙТА-ВЕДАНТА говорит о том, что человек, имеющий действительное стремление, может реально ощутить Брахман очищенным умом. Тот, кто в действительности осознал Брахман, может достичь освобождения от цепей перерождения в то время, пока ещё живёт. И хотя человек продолжает жить в материальном теле, его карма совершенствуется и исчерпывается, а тело прекращает свое существование, цикл перевоплощений заканчивается, достигая мокши.
Обсуждения Адвайта. Адвайта Веданта