древности йогическое знание передавалось устно, от учителя к ученику. Понятно, что фигура учителя в индийской традиции имела особое значение. «Изучение йоги не похоже на занятия в учебном заведении, где аттестат или диплом получают в определенный, заранее назначенный срок, - пишет Б.К.С. Айенгар в первой части своей знаменитой книги «Прояснение йоги» («Йога Дипика»). - На долгом пути йоги встречаются препятствия, трудности и огорчения, преодолеть которые помогает гуру. Слог "гу" значит тьма, а слог "ру" - свет. Только тот может называться гуру, кто удаляет тьму и несет просветление. Понятие «гуру» глубоко и многозначно.
Это не просто учитель или руководитель, это духовный наставник, который учит жизненному пути». Если вспомнить, что книга писалась в начале 60-х годов ХХ века, во вполне продвинутые времена рок-н-ролла, можно понять, насколько глубоко укоренилось в сознании индийцев древнее, первоначальное представление о том, каким же должен быть учитель.
Конечно, мы живем совсем в другом мире, но главные вещи остались неизменными: потому-то они и называются вечными ценностями. И отношения между учителем и учеником - как раз из числа. «Эти отношения совершенно особенные, их не сравнить с отношениями между друзьями, родителями и ребенком, мужем и женой, - продолжает Б.К.С.Айенгар. - Гуру не знает эгоизма; не думая о славе или выгоде, он преданно ведет своего ученика к цели, следит за его успехами, верит в него, и напряженно трудится, дабы ученик усвоил учение. Гуру побуждает ученика задавать вопросы, думать, анализировать и познавать истину».
Возможно, эти слова кому-то покажутся слегка патетическими. Но их наверняка поймут те, кому посчастливилось хоть раз в жизни встретить настоящего учителя: математики, литературы, языка или живописи; или же просто мудрого человека, советам которого можно доверять на все сто процентов. Ну а если такая встреча пока не состоялась, значит, самое интересное впереди.
Практические советы
Во-первых, надо узнать, сколько времени ваш потенциальный преподаватель практикует йогу - в идеале, это как минимум пять лет. Во-вторых, выяснить, какие у него есть сертификаты, проходил ли он обучение у опытных наставников. И третье: надо понять, какая школа за ним стоит. Елена Ульмасбаева, президент федерации «Йога-Практика», советует выбирать традиционные направления, которые пришли к нам из Индии, родины йоги.
«Очень важно, чтобы ваши цели и цели преподавателя совпадали, - говорит она. - Поэтому сразу спросите себя, чего именно вы хотите от занятий йогой. В самой Индии есть множество школ, преследующих самые разные цели, но в странах Запада основной акцент все-таки делается на физическое и психическое здоровье. Если йога для вас - способ обретения телесного совершенства и эмоционального равновесия, лучше всего подойдет метод Айенгара».
А вот к модным неоиндуисткими течениями, к тем школам и учителям, которые активно внедряют в ум ученика мистические идеи, не имеющие ничего общего с классической йогой, относитесь с осторожностью. Подлинный учитель не будет «вещать», сходу загромождая ваше сознание философией или метафизикой: идея йоги - освободить, «опустошить» ум. Тогда мыслям будет там просторно, и среди них обязательно появятся какие-нибудь прекрасные.
В том, чтобы на начальном этапе уделять внимание только очевидному - построению асан, технике дыхания - есть глубокий смысл: как некогда говорил Кришнамачарья, внешнее положение тела легко поправить, если что-то пошло не так, а вот ум может завести куда угодно.
Вопрос доверия
Принципиально важно, чтобы учитель внушал уважение и доверие - в йоге это не просто дань традиции, в этом есть некий функциональный смысл. Дело в том, что во время практики ваше тело должно слушать учителя, а разум - полностью доверять ему. Если персона преподавателя вызывает какие-нибудь негативные чувства или даже просто ассоциации и воспоминания, значительная часть энергии во время занятий будет уходить на преодоление внутреннего сопротивления. Поэтому постарайтесь найти человека, к которому вы действительно испытываете доверие и симпатию.
Что же касается манеры преподавания, то тут все зависит от личных предпочтений. Одним больше нравятся требовательные учителя, которые дают достаточно большую нагрузку, другим - те, у кого подход более мягкий. И хотя универсальных законов не существует, кое-какие советы все-таки можно дать. Например, очевидно, что женщине, если у нее есть специфически женские проблемы, лучше заниматься у женщины-преподавателя. Большой плюс, если у вас и у вашего учителя схожи темперамент и структура тела: в этом случае преподаватель сразу видит все ваши проблемы, и, выстраивая вашу индивидуальную практику, особенно хорошо понимает, что и как нужно делать именно вам.
Часто, закончив ознакомительный класс, ученики так и продолжают заниматься у своего первого учителя. И все же, мы советуем походить к разным преподавателям - так сказать, для расширения кругозора: каждый дает материал чуть-чуть по-другому, а значит, вы сможете больше узнать о технике выполнения асан и заметить детали, на которые раньше, возможно, вообще не обращали внимания.
Вот так, опытным путем, вы обязательно придете к «своему» учителю. Тем более что это движение навстречу - двустороннее: не только ученик ищет настоящего учителя, но и учитель нуждается в подлинном ученике. Ученике, о котором Б.К.С. Айенгар пишет так: «У искателя высшего типа устойчивый ум, он мужественен, независим, благороден, милосерден, снисходителен, правдив, храбр и почтителен, тверд в занятиях йогой. Таких людей гуру обучает Хатха Йоге».
Так что, когда вы рано ли поздно встретите «своего» учителя, задумайтесь: а кто же кого нашел? Вы - вашего гуру? Или все-таки он - вас?
Это не просто учитель или руководитель, это духовный наставник, который учит жизненному пути». Если вспомнить, что книга писалась в начале 60-х годов ХХ века, во вполне продвинутые времена рок-н-ролла, можно понять, насколько глубоко укоренилось в сознании индийцев древнее, первоначальное представление о том, каким же должен быть учитель.
Конечно, мы живем совсем в другом мире, но главные вещи остались неизменными: потому-то они и называются вечными ценностями. И отношения между учителем и учеником - как раз из числа. «Эти отношения совершенно особенные, их не сравнить с отношениями между друзьями, родителями и ребенком, мужем и женой, - продолжает Б.К.С.Айенгар. - Гуру не знает эгоизма; не думая о славе или выгоде, он преданно ведет своего ученика к цели, следит за его успехами, верит в него, и напряженно трудится, дабы ученик усвоил учение. Гуру побуждает ученика задавать вопросы, думать, анализировать и познавать истину».
Возможно, эти слова кому-то покажутся слегка патетическими. Но их наверняка поймут те, кому посчастливилось хоть раз в жизни встретить настоящего учителя: математики, литературы, языка или живописи; или же просто мудрого человека, советам которого можно доверять на все сто процентов. Ну а если такая встреча пока не состоялась, значит, самое интересное впереди.
Практические советы
Во-первых, надо узнать, сколько времени ваш потенциальный преподаватель практикует йогу - в идеале, это как минимум пять лет. Во-вторых, выяснить, какие у него есть сертификаты, проходил ли он обучение у опытных наставников. И третье: надо понять, какая школа за ним стоит. Елена Ульмасбаева, президент федерации «Йога-Практика», советует выбирать традиционные направления, которые пришли к нам из Индии, родины йоги.
«Очень важно, чтобы ваши цели и цели преподавателя совпадали, - говорит она. - Поэтому сразу спросите себя, чего именно вы хотите от занятий йогой. В самой Индии есть множество школ, преследующих самые разные цели, но в странах Запада основной акцент все-таки делается на физическое и психическое здоровье. Если йога для вас - способ обретения телесного совершенства и эмоционального равновесия, лучше всего подойдет метод Айенгара».
А вот к модным неоиндуисткими течениями, к тем школам и учителям, которые активно внедряют в ум ученика мистические идеи, не имеющие ничего общего с классической йогой, относитесь с осторожностью. Подлинный учитель не будет «вещать», сходу загромождая ваше сознание философией или метафизикой: идея йоги - освободить, «опустошить» ум. Тогда мыслям будет там просторно, и среди них обязательно появятся какие-нибудь прекрасные.
В том, чтобы на начальном этапе уделять внимание только очевидному - построению асан, технике дыхания - есть глубокий смысл: как некогда говорил Кришнамачарья, внешнее положение тела легко поправить, если что-то пошло не так, а вот ум может завести куда угодно.
Вопрос доверия
Принципиально важно, чтобы учитель внушал уважение и доверие - в йоге это не просто дань традиции, в этом есть некий функциональный смысл. Дело в том, что во время практики ваше тело должно слушать учителя, а разум - полностью доверять ему. Если персона преподавателя вызывает какие-нибудь негативные чувства или даже просто ассоциации и воспоминания, значительная часть энергии во время занятий будет уходить на преодоление внутреннего сопротивления. Поэтому постарайтесь найти человека, к которому вы действительно испытываете доверие и симпатию.
Что же касается манеры преподавания, то тут все зависит от личных предпочтений. Одним больше нравятся требовательные учителя, которые дают достаточно большую нагрузку, другим - те, у кого подход более мягкий. И хотя универсальных законов не существует, кое-какие советы все-таки можно дать. Например, очевидно, что женщине, если у нее есть специфически женские проблемы, лучше заниматься у женщины-преподавателя. Большой плюс, если у вас и у вашего учителя схожи темперамент и структура тела: в этом случае преподаватель сразу видит все ваши проблемы, и, выстраивая вашу индивидуальную практику, особенно хорошо понимает, что и как нужно делать именно вам.
Часто, закончив ознакомительный класс, ученики так и продолжают заниматься у своего первого учителя. И все же, мы советуем походить к разным преподавателям - так сказать, для расширения кругозора: каждый дает материал чуть-чуть по-другому, а значит, вы сможете больше узнать о технике выполнения асан и заметить детали, на которые раньше, возможно, вообще не обращали внимания.
Вот так, опытным путем, вы обязательно придете к «своему» учителю. Тем более что это движение навстречу - двустороннее: не только ученик ищет настоящего учителя, но и учитель нуждается в подлинном ученике. Ученике, о котором Б.К.С. Айенгар пишет так: «У искателя высшего типа устойчивый ум, он мужественен, независим, благороден, милосерден, снисходителен, правдив, храбр и почтителен, тверд в занятиях йогой. Таких людей гуру обучает Хатха Йоге».
Так что, когда вы рано ли поздно встретите «своего» учителя, задумайтесь: а кто же кого нашел? Вы - вашего гуру? Или все-таки он - вас?
Обсуждения Изучение йоги