Можно вспомнить гимнастику Гермеса, ушу, жесткий и мягкий цигун, суфийские кружения и зикры, зыонг-шинь – гимнастику вьетнамских монахов, дыхательные упражнения исихастов и т.д. Однако, наиболее развитой и изощренной, а возможно и самой древней, в этом ряду была хатха-йога.
В чем же смысл работы с физическим телом в рамках эзотерических традиций? Желание просто укрепить тело, подготовив его для более сложных психических упражнений? Вероятно, эта цель имелась в виду, но для ее достижения не нужны столь изысканные упражнения. Обычная примитивная гимнастика, придуманная греками (ее аналоги были практически у всех народов) дает прекрасные результаты для укрепления тела. Оздоровление? Да, йоготерапия существует, но не является основной целью йоги. Еще в древности было сказано, что йога предназначена для сильных и здоровых людей. К тому же медикаментозные средства лечения (та же тибетская медицина) дают прекрасные результаты, требующие намного меньших усилий со стороны пациента. Может быть, цель – добиться феноменальных качеств тела: силы, гибкости, выносливости? Абсурд, если, конечно, не готовить себя для выступлений в цирке…. Так в чем же смысл физических тренингов в рамках эзотерических традиций? И что самое главное для нас, в чем смысл хатха-йоги?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что йога – это система, направленная на осознанное изменение человека: изменение самого себя, на осознанное переструктурирование психики, тонких тел. Однако психику человека, а тем более его тонкие тела трудно изучить, тем более с ними трудно работать, т.к. они не видны для обычного человека. И здесь на помощь приходит связь тонких тел и психики с физическим телом человека, которое становиться ключом к тем процессам, которые идут на более тонких телах.
Действительно, физическое тело является отражением наших тонких тел. Внешняя и внутренняя формы связаны. Но в отличие от тонких тел, физическое можно пощупать, его видно. Процессы, происходящие на тонких телах, имеют отражение на физическом теле. Так, всевозможные психологические проблемы, проблемы эфирного и астрального тел отражаются в выстройке физического тела в виде физических зажимов тела – контрактур, искривлений позвоночника, отражающих состояние чакральной системы человека, а в пределе и заболеваний .
Верно и обратное: воздействуя на тело, можно оказывать воздействие на психику. Именно это и составляет основу хатха-йоги, объясняет ее существование и место в системе йоги.
Меняются ли цели йоги? Думаю, можно с убедительностью ответить «ДА» на этот вопрос. Психотип современного европейского человека радикально отличается от психотипа индуса. Мы люди, живущие головой (головастики), тогда как индусы были и есть «чувственниками», людьми, живущими больше чувственно-эмоциональной сферой. Это приводит к отличиям путей, которые ведут к духовной гармонии: для индусов этот путь был связан с «поднятием» энергии (откуда и поднятие кундалини), для нас – с ее опусканием, развитием телесности и чувственности.
Поэтому механическое заимствование индийских практик йоги без их переосмысления для текущих культурно-исторических условий – гибельный путь, который скорее уводит от гармонии, а саму йогу – исключительно рациональную и прагматическую систему – превращает в религию.
В чем же смысл работы с физическим телом в рамках эзотерических традиций? Желание просто укрепить тело, подготовив его для более сложных психических упражнений? Вероятно, эта цель имелась в виду, но для ее достижения не нужны столь изысканные упражнения. Обычная примитивная гимнастика, придуманная греками (ее аналоги были практически у всех народов) дает прекрасные результаты для укрепления тела. Оздоровление? Да, йоготерапия существует, но не является основной целью йоги. Еще в древности было сказано, что йога предназначена для сильных и здоровых людей. К тому же медикаментозные средства лечения (та же тибетская медицина) дают прекрасные результаты, требующие намного меньших усилий со стороны пациента. Может быть, цель – добиться феноменальных качеств тела: силы, гибкости, выносливости? Абсурд, если, конечно, не готовить себя для выступлений в цирке…. Так в чем же смысл физических тренингов в рамках эзотерических традиций? И что самое главное для нас, в чем смысл хатха-йоги?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что йога – это система, направленная на осознанное изменение человека: изменение самого себя, на осознанное переструктурирование психики, тонких тел. Однако психику человека, а тем более его тонкие тела трудно изучить, тем более с ними трудно работать, т.к. они не видны для обычного человека. И здесь на помощь приходит связь тонких тел и психики с физическим телом человека, которое становиться ключом к тем процессам, которые идут на более тонких телах.
Действительно, физическое тело является отражением наших тонких тел. Внешняя и внутренняя формы связаны. Но в отличие от тонких тел, физическое можно пощупать, его видно. Процессы, происходящие на тонких телах, имеют отражение на физическом теле. Так, всевозможные психологические проблемы, проблемы эфирного и астрального тел отражаются в выстройке физического тела в виде физических зажимов тела – контрактур, искривлений позвоночника, отражающих состояние чакральной системы человека, а в пределе и заболеваний .
Верно и обратное: воздействуя на тело, можно оказывать воздействие на психику. Именно это и составляет основу хатха-йоги, объясняет ее существование и место в системе йоги.
Меняются ли цели йоги? Думаю, можно с убедительностью ответить «ДА» на этот вопрос. Психотип современного европейского человека радикально отличается от психотипа индуса. Мы люди, живущие головой (головастики), тогда как индусы были и есть «чувственниками», людьми, живущими больше чувственно-эмоциональной сферой. Это приводит к отличиям путей, которые ведут к духовной гармонии: для индусов этот путь был связан с «поднятием» энергии (откуда и поднятие кундалини), для нас – с ее опусканием, развитием телесности и чувственности.
Поэтому механическое заимствование индийских практик йоги без их переосмысления для текущих культурно-исторических условий – гибельный путь, который скорее уводит от гармонии, а саму йогу – исключительно рациональную и прагматическую систему – превращает в религию.
Обсуждения Хатха-йога в системе йоги