Человек - это маленький мир
"Человек – это маленький мир", - сказано в Книге Зоар.
Сказано это нам, но не для того, чтобы мы умилялись, глядя на отдельно взятого двуногого: такой маленький, а загляни внутрь него, - так там же целый мир!
"Человек – это маленький мир", - сказано в Книге Зоар.
Сказано это нам, но не для того, чтобы мы умилялись, глядя на отдельно взятого двуногого: такой маленький, а загляни внутрь него, - так там же целый мир!
Давая это определение, Зоар говорит человеку буквально следующее: ты живешь в мире своих внутренних сил, свойств и желаний, какими бы скромными они тебе не казались. Мир этот - настоящий. Выведенный на плоттер наших органов ощущений, он представляется нам тем "огромным и прекрасным" миром, в который, как нам кажется, всех нас, не спрося, погрузили.
Поэтому все, о чем ты читаешь на моих страницах, говорит Зоар человеку, - это те свойства, внутренние движения и силы, которые работают в тебе, знаешь ты о них или нет. Ведь незнание, как известно, не освобождает…
Звучит, может быть, и непривычно, но в логике не откажешь. Мы не чувствуем мира внутри? Но знакомясь с анатомией, мы много кое-чего узнаем о себе такого, чего, даже сдав ее на "отлично", никогда в себе не почувствуем.
Поэтому основное, что нужно помнить при чтении этой книги: в ней ни слова не сказано о так называемом "внешнем мире".
Если это забыть, ничего хорошего чтение Зоар не даст. Ведь добро бы, в нем фигурировали только ослы, фараоны, левиты да мудрецы. Но, кроме них, там - ангелы и чудовища, левиафаны и львино-бычье-орлиноликие существа, и многое другое.
И если не знать, что это терминология, что так в Зоар называются детали и функциональные части нашего внутреннего мира, ничего хорошего из чтения не произрастет. Разве только чертополох мистики или сорняки слепого религиозного восторга.
Авторы Зоар дают нам ключ к правильному пониманию прочитанного: "Человек - это маленький мир".
Да, но что получается? Если "все внутри", значит, можно забыть о реальности, назвав ее воображаемой, оставить руль и педали своей жизни со всеми ее проблемами? Прямо на трассе?
То есть, сам собой напрашивается вопрос: что значит "реальный" и что значит "воображаемый"?
Матрица
У каждого из нас (у кого в детстве, у кого позже) возникало ощущение, что все вокруг играют для него его жизнь и все ее обстоятельства.
И пусть по жизни мы все крепкие, хваткие и цепкие, тем не менее, фантазии, подобные "Матрице", изредка неприятно будоражат воображение: мы, будто бы, спим, энергией наших тел питая чью-то чуждую деятельность, а жизнь, в которой якобы участвуем, - не более, чем игровое, или управляемое, возбуждение нейронов.
Тем более что тот факт, что нами пользуются, - энергией наших тел, мыслей, - для нас совсем даже не секрет, а что-то вроде неизбежного зла. Миллионы людей, спешащих по утрам в свои офисы или идущих нестройной толпой к проходной родного завода, знают, что нужно ведь дать кому-то, кто хочет многого, попользоваться твоим телом и поуправлять твоими нейронами, чтобы тебе выдали из этого многого твою небольшую часть. Которую можно потом свободно потратить на свою, реальную жизнь, смутно осознавая при этом, что и в ней все уровни и варианты "свободы" запрограммированы заранее, и не тобой.
Поэтому понятно, что ни сражения, перестрелки и ни оригинальные перипетии сюжета, а именно актуальность для наших современников дилеммы - в каком мире мы находимся, в настоящем или иллюзорном? - сделала в свое время "Матрицу" событием культурной жизни. Мы все больше недовольны нашей реальностью, подозревая ее в том, что она, - пусть по разным причинам, но - ненастоящая.
Заэкранье
И все же правильнее будет назвать нашу реальность не иллюзорной, а производной. Давайте разберем на примере. Вот компьютер, а вот экран - наше окно в мир. Мы часами просиживаем у этого окошка, как провинциальные барышни в старину, и у нас даже вопроса не возникает, что реальнее: картинка на экране или комбинация электрических импульсов, ее создающая.
Ведь это - для кого как. Реально то, что соответствует моим интересам. Если я простой юзер, для меня существует только изображение на экране, и только если окошко мое перестанет мне светить, я вспомню, что есть "заэкранье", и побегу к тому, кто разбирается в той реальности, от которой зависит моя, экранная.
Это если я "юзер разумный", то есть знающий, что есть две реальности: основная и производная. Иначе я буду, как дите малое, сердиться на экран и пытаться на нем что-то стереть, а что-то пририсовать.
Кто на пульте?
Как же производится наша производная реальность, в которой мы живем? Делается это так. За пультом управления человеком сидит его повелитель, называемый в каббале "желание получать наслаждение", и, вертя массой ручек и тумблерков желаний человека, его физических и ментальных свойств, приводит в действие его тело и нейроны и создает по-живому, в реале, действо, которое тот называет жизнью. Вся прибыль - удовольствие - достается повелителю, а иначе он ни пальцем, ни извилиной человека не пошевелит.
То есть, человек и движется, и даже решения принимает, но в состоянии, когда сознание его, - то есть осознание того, кто им движет и зачем, - отключено. Сон. Матрица.
Ясно, что если каждым из нас движет его "мастер", наши частные производные реальности по определению должны противоречить друг другу. Ведь каждый из них желает получить для себя.
Так оно и есть, даже в мелочах: для меня всегда соседская трава зеленее некуда, а для него моя, пожухлая и вытоптанная, - предмет зависти.
Или возьмем масштаб покрупнее: наше милое государство вместе со всеми нами, в общем-то, вполне приличными людьми, очень многие в мире видят, и вполне реально, как заразную опухоль и средоточие зла. Которое если вырезать, то мир быстро выздоровеет и задышит полной грудью, забыв свои проблемы. Это их реальность. И мы, и они при этом знаем, что никакие диспуты с применением научных выкладок и ракет различной степени дальности полета никогда нас к единой реальности не приведут.
Диагноз
Да, но если у каждого своя реальность, - пусть это будет личный мир, пусть сон, - возникает вопрос: почему мы снимся друг другу? Или, допустим, можно понять, что если мы уважаем друг друга, то мы друг у друга в мире. Но что делает в нашем мире тот, кого мы не любим?
Ответ напрашивается сам собой: значит мы - это не сборище свободных марионеток, а части единого целого. Как его ни назови, "род человеческий" или "единая душа", ясно только, что он, этот организм, болен, и проблемы носят явно душевный характер, что-то вроде расщепления личности. И второе: он развивается, - мы же видим, как меняется не только антураж и сюжеты в миллионах "снов", но и общее наше самосознание.
Но главное, что нам раскрывается, когда мы отдаем себе отчет в том, что все мы - одна душа, - что это и есть та самая основная, "заэкранная" реальность. Человеку еще трудно ее увидеть, экран пока еще сияет, в его свете проблемы экологии, наркомания, депрессия, развал семейных и общественных устоев, кризис личности кажутся отдельными недостатками, с которыми жить неприятно, но можно.
Таким образом, у человека есть два типа восприятия мира: болезненное, на которое, отключив его сознание, настраивает человека эгоизм, и здоровое, которое медленно, но уверенно растет в нашем общечеловеческом сознании.
Что волшебного в Книге Зоар
Что действительно волшебного есть в Книге Зоар, - это не вводящая новичков в заблуждение терминология, а то, что Зоар описывает здоровое состояние нашей общей души (ту самую, основную, "заэкранную" реальность, о существовании которой мы, дотошные юзеры жизни, уже начинаем догадываться), описывает силы, которые развивают нашу общую душу, и законы ее развития.
Поэтому, когда человек читает Зоар, у него появляются силы изменить тип восприятия и увидеть о какой реальности говорится в этой книге.
Но, что интересно, изменение восприятия реальности - это ключ не только к Зоар, это "формула преобразования" для нашей жизни. Ведь, если мы будем упрямиться и придерживаться восприятия, которое продуцирует для нас эгоизм, мы так в нем никогда и не разберемся.
Поэтому все, о чем ты читаешь на моих страницах, говорит Зоар человеку, - это те свойства, внутренние движения и силы, которые работают в тебе, знаешь ты о них или нет. Ведь незнание, как известно, не освобождает…
Звучит, может быть, и непривычно, но в логике не откажешь. Мы не чувствуем мира внутри? Но знакомясь с анатомией, мы много кое-чего узнаем о себе такого, чего, даже сдав ее на "отлично", никогда в себе не почувствуем.
Поэтому основное, что нужно помнить при чтении этой книги: в ней ни слова не сказано о так называемом "внешнем мире".
Если это забыть, ничего хорошего чтение Зоар не даст. Ведь добро бы, в нем фигурировали только ослы, фараоны, левиты да мудрецы. Но, кроме них, там - ангелы и чудовища, левиафаны и львино-бычье-орлиноликие существа, и многое другое.
И если не знать, что это терминология, что так в Зоар называются детали и функциональные части нашего внутреннего мира, ничего хорошего из чтения не произрастет. Разве только чертополох мистики или сорняки слепого религиозного восторга.
Авторы Зоар дают нам ключ к правильному пониманию прочитанного: "Человек - это маленький мир".
Да, но что получается? Если "все внутри", значит, можно забыть о реальности, назвав ее воображаемой, оставить руль и педали своей жизни со всеми ее проблемами? Прямо на трассе?
То есть, сам собой напрашивается вопрос: что значит "реальный" и что значит "воображаемый"?
Матрица
У каждого из нас (у кого в детстве, у кого позже) возникало ощущение, что все вокруг играют для него его жизнь и все ее обстоятельства.
И пусть по жизни мы все крепкие, хваткие и цепкие, тем не менее, фантазии, подобные "Матрице", изредка неприятно будоражат воображение: мы, будто бы, спим, энергией наших тел питая чью-то чуждую деятельность, а жизнь, в которой якобы участвуем, - не более, чем игровое, или управляемое, возбуждение нейронов.
Тем более что тот факт, что нами пользуются, - энергией наших тел, мыслей, - для нас совсем даже не секрет, а что-то вроде неизбежного зла. Миллионы людей, спешащих по утрам в свои офисы или идущих нестройной толпой к проходной родного завода, знают, что нужно ведь дать кому-то, кто хочет многого, попользоваться твоим телом и поуправлять твоими нейронами, чтобы тебе выдали из этого многого твою небольшую часть. Которую можно потом свободно потратить на свою, реальную жизнь, смутно осознавая при этом, что и в ней все уровни и варианты "свободы" запрограммированы заранее, и не тобой.
Поэтому понятно, что ни сражения, перестрелки и ни оригинальные перипетии сюжета, а именно актуальность для наших современников дилеммы - в каком мире мы находимся, в настоящем или иллюзорном? - сделала в свое время "Матрицу" событием культурной жизни. Мы все больше недовольны нашей реальностью, подозревая ее в том, что она, - пусть по разным причинам, но - ненастоящая.
Заэкранье
И все же правильнее будет назвать нашу реальность не иллюзорной, а производной. Давайте разберем на примере. Вот компьютер, а вот экран - наше окно в мир. Мы часами просиживаем у этого окошка, как провинциальные барышни в старину, и у нас даже вопроса не возникает, что реальнее: картинка на экране или комбинация электрических импульсов, ее создающая.
Ведь это - для кого как. Реально то, что соответствует моим интересам. Если я простой юзер, для меня существует только изображение на экране, и только если окошко мое перестанет мне светить, я вспомню, что есть "заэкранье", и побегу к тому, кто разбирается в той реальности, от которой зависит моя, экранная.
Это если я "юзер разумный", то есть знающий, что есть две реальности: основная и производная. Иначе я буду, как дите малое, сердиться на экран и пытаться на нем что-то стереть, а что-то пририсовать.
Кто на пульте?
Как же производится наша производная реальность, в которой мы живем? Делается это так. За пультом управления человеком сидит его повелитель, называемый в каббале "желание получать наслаждение", и, вертя массой ручек и тумблерков желаний человека, его физических и ментальных свойств, приводит в действие его тело и нейроны и создает по-живому, в реале, действо, которое тот называет жизнью. Вся прибыль - удовольствие - достается повелителю, а иначе он ни пальцем, ни извилиной человека не пошевелит.
То есть, человек и движется, и даже решения принимает, но в состоянии, когда сознание его, - то есть осознание того, кто им движет и зачем, - отключено. Сон. Матрица.
Ясно, что если каждым из нас движет его "мастер", наши частные производные реальности по определению должны противоречить друг другу. Ведь каждый из них желает получить для себя.
Так оно и есть, даже в мелочах: для меня всегда соседская трава зеленее некуда, а для него моя, пожухлая и вытоптанная, - предмет зависти.
Или возьмем масштаб покрупнее: наше милое государство вместе со всеми нами, в общем-то, вполне приличными людьми, очень многие в мире видят, и вполне реально, как заразную опухоль и средоточие зла. Которое если вырезать, то мир быстро выздоровеет и задышит полной грудью, забыв свои проблемы. Это их реальность. И мы, и они при этом знаем, что никакие диспуты с применением научных выкладок и ракет различной степени дальности полета никогда нас к единой реальности не приведут.
Диагноз
Да, но если у каждого своя реальность, - пусть это будет личный мир, пусть сон, - возникает вопрос: почему мы снимся друг другу? Или, допустим, можно понять, что если мы уважаем друг друга, то мы друг у друга в мире. Но что делает в нашем мире тот, кого мы не любим?
Ответ напрашивается сам собой: значит мы - это не сборище свободных марионеток, а части единого целого. Как его ни назови, "род человеческий" или "единая душа", ясно только, что он, этот организм, болен, и проблемы носят явно душевный характер, что-то вроде расщепления личности. И второе: он развивается, - мы же видим, как меняется не только антураж и сюжеты в миллионах "снов", но и общее наше самосознание.
Но главное, что нам раскрывается, когда мы отдаем себе отчет в том, что все мы - одна душа, - что это и есть та самая основная, "заэкранная" реальность. Человеку еще трудно ее увидеть, экран пока еще сияет, в его свете проблемы экологии, наркомания, депрессия, развал семейных и общественных устоев, кризис личности кажутся отдельными недостатками, с которыми жить неприятно, но можно.
Таким образом, у человека есть два типа восприятия мира: болезненное, на которое, отключив его сознание, настраивает человека эгоизм, и здоровое, которое медленно, но уверенно растет в нашем общечеловеческом сознании.
Что волшебного в Книге Зоар
Что действительно волшебного есть в Книге Зоар, - это не вводящая новичков в заблуждение терминология, а то, что Зоар описывает здоровое состояние нашей общей души (ту самую, основную, "заэкранную" реальность, о существовании которой мы, дотошные юзеры жизни, уже начинаем догадываться), описывает силы, которые развивают нашу общую душу, и законы ее развития.
Поэтому, когда человек читает Зоар, у него появляются силы изменить тип восприятия и увидеть о какой реальности говорится в этой книге.
Но, что интересно, изменение восприятия реальности - это ключ не только к Зоар, это "формула преобразования" для нашей жизни. Ведь, если мы будем упрямиться и придерживаться восприятия, которое продуцирует для нас эгоизм, мы так в нем никогда и не разберемся.
Обсуждения Книга Зоар: уход от нереальности