Послание после возвращения из Казани-5.
Вот Моё желание припомнить вам, Моим друзьям и не друзьям о жизни и любви человеческого достоинства и личности, для чего именно создан человек, и по оболочке имеет, в природе естественной, одно подобие весь род человеческий на поверхности шара земного, нет различия между мужчинами и женщинами, но одинаковую имеют оболочку человечества, как мужчина так и женщина, одинаково имеют в жизни недостаток Разума, одинаково все немощны без пищи, питья и одежды, и всего необходимого в жизни.
Вот Я желаю вам напомнить об этом, почему мы неодинаково живём духовно-нравственно, быть покорным одному светлому Разуму, который для нас Отец и Мать вечности.
И вот седьмой десяток лет Моей жизни, как Я имею борьбу с человечеством, чтобы найти Мне друга по духу и жить с ним как одно сердце и одна душа, но не нахожу!
Если и есть уже много, что знают Меня и называют Меня своим Спасителем, но не знают Отца своего и Матери своей, которая их произвела на поверхности всей земли.
И Я часто вхожу в заботу борьбы души Моей, почему так долго длится Моё духовное страдание, а люди узнают Меня только в наружной оболочке телесной жизни, а Моей внутренности не познали.
Тут то и есть запятая ихнего преткновения, они наткнулись на камень и упали, не для того чтобы встать и всё дело поправить светлым Разумом своего Отца и Матери, который назван ими самими- Дух Святой, и как понять Его для любви человечества и вечного достоинства, о котором говорится в Священном Писании.
Начиная с Рима и до нас, русского народа, понятие идёт о гражданстве, что значит гражданин? И само Спасительное слово и Дух Святой называют Себя гражданином и оно на земле принято.
Одни приняли его для царства, жить помазанниками в роскошных дворцах, на самых лучших предместьях, занимают лучшие удобства для своего наслаждения и роскошей. Другие приняли, что будто бы они подчинённые помазанниками и их служители, тоже заботятся о роскошах, дворцах, и удобства не ниже помазанников, а почти на равне.
И так идёт сие гражданство до маленького дипломата, который принял его для себя, только ходить в роскошной одежде, обуви, цилиндрах, в дворцах и путешествиях и прочих роскошах, за которые льётся кровь на земле.
Последние приняли религиозное нравство, быть духовною властью над всем человечеством и подчинять всех под своё тяжкое иго, которое так тяжело, что лучше пойти добровольно в каторгу; и переполнились чрез них все больницы, тюрьмы, Сибири каторги и прочие все тёмные помещения, где уже для остальных нет места.
Последние слова народного творчества приняли тёмный вид библейской и евангельской борьбы, и все поднялись в 47 лет народной свободы, религиозными бунтами, которые превысили древность, ибо в древности насчитывалось 77 религий, а в настоящее время насчитывается религиозною проверкою около 2000 сект, а внутри людей без счёту; и в одном доме бывает 5 человек и 5 религий, семь- тоже, восемь- тоже, и так далее. И все идут в рассыпную, как воины в дни штурма на грудь друг друга, против друга, так и здесь разгорелась внутри человечества стихийная сила, и доселе она держится своей древностью, и повторяют одобрять, каждый свою кучку народную, силой Божьей; и где собраны миллионы религиозные там и силы больше; где сотни тысяч, тоже называют себя сильными; где и один в семействе, тот говорит:- останусь как Лот или Ной, праведники, и как Христос наш искупитель на Голгофу пошёл и распялся за нас, а не дался живым в руки миру, так о себе свидетельствую, хоть и убьют меня за любовь Христа, не сдамся.
Вот здесь, Я бы желал вам, чтобы вы подумали хоть об этом, как говорится в немногих словах Священного Писания, что они не хотели иметь Бога в разуме, то и предал их блюсти мраку в вечность.
Вспомните и вы, все люди на поверхности земли, что над этим мраком носится Дух Светлый вечного Разума, и хочет войти к вам и с вами жить, и рассеять вашу отуманенную жизнь лучами Своего света вечной правды, которая дороже всего, что есть на поверхности земли, и светлее всего, что есть на голубом небе, и быстрее всего, что в молнии, циклонах, ураганах и направлении всех ветров и бурь!
Вот она самая, и Мать наша и любовь наша, и жизнь наша. Она нас не хочет оставить во век, и не забудет никогда.
Но мы сами Её оставляем и часто за Неё забываем, как Я припоминал о многих народах, а теперь говорю о тех, которые называются в последней секте Малеванцами, и ограничивают себя живым Спасителем, пришедшем во плоти на землю, и говорят, что они знают Его, и живут по Его науке, и исполняют Его заповеди, и имеют Его любовь.
Вот Я и желаю вам припомнить, в чём именно состоят Его заповеди, и в чём Его любовь, когда вам сказано было и заповедано, чтобы вы жили как Я, и поступали как Я поступаю среди всего мира.
Мне приходилось быть не в одной народной секте, и Я опозорен не был, но всегда понимал человеческое достоинство и личность его.
И входил Я между людей, в их собрания, сидят все на своих местах и уступали для Меня место; Я сажусь и смотрю как люди в своей сходке- собрании тихо и безмятежно своё дело ведут, для которого сошлись. Один им читает или устно говорит, а остальные слушают и никто вопреки друг другу не встаёт; и Я вижу, там нет ничего, ни ссор, ни плясок и никаких движений, никакого смятения, и оканчивают своё дело в тишине и в спокойствии, и расходятся каждый и каждая по своим местам, где они находятся, по квартирам и своим домам.
Так Я и вам, названным Малеванцами, заповедовал, или говорил по чистой Моей совести о чувствах человеческих, о достоинстве личности и чести вечного гражданства, за которое я посвятил все годы Моей жизни, чтобы мог обновится ветхий человек от всяких народных смятений, и стать на позицию мира и спокойствия, любви и человечества.
И во многих письмах писал Я вам из города Казани, чтобы вы жили, как сказано и поступали среди всего мира, как знаменуется в воде и растении; ходите ниже травы и живите тише воды, когда она стоит в безветренную погоду, как в маленькой чашечке налитая.
Та вспомните вы, хотя Священное Писание, как говорится в нём, что Спаситель вошёл в темницу к духам непокорным.
И вот Я хочу вам пояснить, что значит темница, и что значит такое, сошёл в неё Спаситель. Она есть тело ваше, мужчины и женщины, а в своём заблуждении народных обычаев оно стало гробницей своего Спасителя и Он в ней погребён, и вы Ему не даёте ходу в вас воскреснуть, и забываете Его своею темнотою, и Он часто болит в вас и скорбит, и притом умирает, и ваше дело оканчивается смертью.
И вы опять думаете, что так и будет, но Я же говорю вам, что в себе Спасителя вы можете умертвить своим невежеством и пороками, но Разума Вечной Премудрости не можете.
Потому Я сказал вам, что разум есть сам Отец ваш, а премудрость Мать ваша и Она часто плачет о вас, и Я вижу на глазах ваших слёзы, но потом оставляет вас, потому что для Неё там места нет.
Подобно плотскому отцу и матери, который на свете заботился и думал улучшить детей своих и не мог с ними ничего сделать и подумал:- удалить их от себя или себя от них; а когда через долгие годы сошлись в одно место, чтоб позвать отца своего и мать, отец пошёл, вспомнил к детям любовь свою, также и мать, думая, что дети уже раскаялись и позвали отца своего, чтобы примириться; и когда отец и мать вошли на порог дома и видят, что всё по старому у детей, тоже самое, что было раньше, со скорбью великою поворотились и пошли назад из дома, и больше уже не возвращались.
Вот помните и вы, названные детьми Божьими, пока Он вас ещё посещает, одумайтесь и оставьте всё то, что было у вас и возьмитесь за одно дело разумное и чистое, и непорочное, которое необходимо для человека; и вы сами тогда увидите, то что вы делали, оно сделается для вас чудовищно или каким не подобным животным.
И вы тогда поправите всё своё состояние Отцовским светлым Разумом, и начнёте вести свою жизнь без скорби и страдания, и всех невзгод ваших, которые вами самими приобретённые.
Пусть из вас каждый и каждая поймёт, что уже нужно быть достойными этого призвания и вежливо обращаться не только с вашими друзьями, но и между вашими врагами.
Помните, враг никогда не может быть в том, в ком есть правда и добродетель, кто смотрит на своего хулителя не как на врага, а как на друга и знает в сердце своём, что он сам себя поносит и свою жизнь, и сам себя срамит, и ему тяжело жить на свете.
Ибо тот, кто имеет добродетель в себе и говорит в сердце своём:- ах, если бы он понял, как ему жить было бы хорошо на свете, и не было бы у него пристрастия и угрызения совести, никакой, никогда; тот бы чтил себя счастливым и богатым милостью своего Создателя в разуме.
Сколько бы они были дорогие, из всех созданий на земле, и сколько бы друг друга ценили, что нет ничего дороже, чище, светлее, как личность человеческая мужчины и женщины.
И вот, уже, это богатство Я имею и желал бы, чтобы и вы все были награждены им, ибо Я живу с ним уже много лет на земле, и никто его у Меня не уворовал, и никто Меня за него не убивал, и никто Меня за него не хулил, но и среди узников Я жил, которые были осуждены 24 и 12 лет в каторгу, в Сибирь.
И когда Я вступил в их камеру, они встретили Меня, как своего начальника великого и место для Меня подняли вверх, чтобы Мне сесть, и дали Мне постель их лучших матрасов и соломенных подушек, и в одеяле серого сукна весь день выбирали насекомых, вшей, чтобы не причиняли вреда Моему телу; а из утиральников сделали бич, по ихнему называется пущ, и когда принесли в своих лоханочках кушать, туманного, арестантского борща и поставили Мне, они перекрестились, и приказали ново-прибывшим арестантам, что если кто за обедом будет справлять смехотворство, то отдуем его пущом и загоним под нары спать.
И вот когда они стали делать такие советы, то у Меня показались слёзы из глаз и Я подумал о всех храмах, синагогах, кирках, монастырях, церквях и костёлах и о всех сектантах, как они называются в каждом селе своём, церквами и сходками, о которых говорится в Писании, что Сам Спаситель и жалуется Самому Себе, говоря:- птицы имеют гнёзда, а лисицы норы, а Сыну человеческому негде главы преклонить!
Тогда Я вспомнил дисциплину государственную, которая называется- его императорское величество: этап идёт навстречу государю, должен одним колесом своротить он, а другим этап.
Вот так и мне встречалось, когда Я был арестован в городе и водили меня на допрос, то Я шёл вдоль тротуара и один солдат спереди, а другой позади; но когда перешёл в город Умань, то Я шёл рядом с солдатами, и по правой и по левой стороне шли солдаты, и все форменно держали свои винтовки, и посреди большой мостовой от тюрьмы до окружного суда, раздавался голос полицейского солдата, чтобы все Мне сворачивали:- направо и налево! А Я должен был идти посреди.
И Я шёл в серой арестантской куртке и в серых штанах, и плетённых из шворок котах, и серой шанке на голове.
И торжество и радость души Моей, что Я иду, кажется Мне, как Царь природы и Управитель видимого света. И Я, кажется Мне, ногами к земле не касался; так радостно Мне было идти за любовь, в которой Я возлюбил личность человеческую.
И Я вошёл в окружной суд, где нужно Мне было ожидать ещё 3 часа, пока сойдётся судебная комиссия.
А в это время, оба солдата и швейцар, стерегущие Меня, начали скрежетать зубами, и хулить, и поносить Меня, ибо захотели кушать, а ещё нужно было долго ожидать. Да ещё швейцар начал рассказывать солдатам, что было в Тараще:
- вот я был в Тараще, на окружном суде, который бывает целую неделю, каждую треть года; и вот прибегает в полночь полицейский надзиратель, и сказал прокурору в присутствии моём, ибо я там был дежурным, что появился у нас какой-то мнимый спаситель- Кондрат Алексеевич Малеванный, колесник, и к нему идут поклонники и день и ночь, и я не могу ничего сделать со своей маленькой полицией. Тогда прокурор ответил полицейскому надзирателю:- не трогайте его, поставьте двух полицейских на сутки, и пусть по 12 часов занимают пост в его доме, ради народного стечения, и пусть поклонникам его не препятствуют.
И когда швейцар всё рассказал солдатам, тогда они ещё больше рассвирепствовали, ибо уже был второй час дня, и солдаты говорят:- вот если бы нам позволили, мы бы его растерзали, за то, что он нас мучит голодом!
И вдруг колокольчик электрический раздался и Меня требуют на суд.
И вот швейцар впереди идёт, а два солдата, в большом коридоре, по правую и по левую сторону от Меня. И мы вошли в комиссию окружного суда и солдаты стали форменно около Меня, опустили руки и поставили ружья, как должно по военной дисциплине.
Вся комиссия состояла из 12 членов, 10 сидели вокруг большого круглого стола, на возвышенном месте, а два члена стояли ниже на полу, именно прокурор и надзиратель. И первый вопрос был от прокурора:
- Что исполнилось то время,- спросил Меня прокурор,- что в священном Писании сказано, о котором говорит Давид?
Тогда Я перебил ему речь и сказал:- не Давид а пророк Иойль. – Да, да, я ошибся, пророк Иойль, что на всякую плоть изолью от Духа Моего.- спросил он Меня.
Я ему сказал:- это сбылось, вы люди образованные и должны заметить эти времена и сроки истории рода человеческого.
И дальше больше продолжалась наша беседа с ним из священного Писания.
И это заметили солдатики и швейцар, бывшие со Мною, и от этой беседы у всех трёх, Я заметил, что слёзы в глазах их стали блестеть, на лице их, и они не могли утереть их ибо им воспрещается.
Когда же Я окончил Мою беседу, то мы пошли своею формою назад и оба солдатика стали со слезами просить Меня, чтобы Я простил за их хуление, говорят:- мы не знали за что вас обвиняют, а теперь мы видим, что вы есть Божий человек !
В свою очередь и швейцар говорит, что надо нам ожидать пол часа до предписания, пока мы отправимся в замок и Мне говорит:- господин Малеванный, я пойду и буду просить прокурора, и председателя, чтобы вас пустили мне на поруку.
Я же ему ответил, что не пустят, но он настоятельно говорит, что пустят:- ибо я знаю форму и инструкцию, что вы невиновный человек и мне вас жалко, сердце моё горит любовью, я пойду и буду просить, ибо начальство доброе, оно отпустит вас!
Тогда Я сказал:- иди!
И он побежал большим коридором прямо в залу судебную и через 5 минут бежит назад, с весёлым лицом и глазами, говоря:- сказал прокурор пусть идёт в замок, там будет резолюция.
А это был тот самый замок, о котором Я раньше говорил; об этих узниках с которыми Я жил 12 дней, и все они около Меня сделались, как будто то бы монастырь, до тех пор пока не явился прокурор в замок и пришёл в Мою камеру, и сказал начальнику тюрьмы:
- Малеванному не полагается здесь, дайте ему номер отдельный!
Тогда начали Меня переводить в номер, на одиночество.
Дело было на Пасху, второго дня Я был переведён, а они все прощались со Мной и плакали.
Я жил около двух месяцев в городе Умани, в тюрьме, и все окружающие Меня, тюремная прислуга и узники, не пропускали Моего окошка, чтобы не остановится у дверей Моей камеры, день и ночь, и все говорили:- за что вас здесь мучат, уже мы достойны по своим делам, а вы без вины!
Так, как многие знали Меня раньше, бывшие из Моего уезда, 8 или 10 лет тому назад, они знали какая была Моя жизнь в городе Моём и как Я обращался с людьми.
Вот Мне кажется, что если бы люди Меня приняли хоть так, как эти узники с которыми Я был и беседовал с ними о любви и о достоинстве человеческом.
Они говорили, что если бы такое учение было нам от отца или от матери или хоть от соседа, мы вечно не знали какая тюрьма, и кандалы, и ружья, но мы не слыхали такого учения никогда.
Вот каждый человек, при беседе чистого и светлого учения, воскресает, но то час отходит в отуманенную жизнь, и опять свет его омрачается, и делается он тем же, что был раньше.
Но Я просил бы вас всех, тех, которые уже знают Жизнь и о ней свидетельствуют всем, чтобы не забывали Её, ибо Она относится к вам, и прежде всего хочет вас пробудить от сна, чтобы вы отрезвились, и показали Жизнь всему созданию на поверхности земной природы, дали бы свободу жизни во всех уголках света, не только в России.
И вот тогда вы и увидите над собой восходящее Солнце, и снопами лучей, Своего света, всех вас согреет. Аминь. 1907 год.
Вот Моё желание припомнить вам, Моим друзьям и не друзьям о жизни и любви человеческого достоинства и личности, для чего именно создан человек, и по оболочке имеет, в природе естественной, одно подобие весь род человеческий на поверхности шара земного, нет различия между мужчинами и женщинами, но одинаковую имеют оболочку человечества, как мужчина так и женщина, одинаково имеют в жизни недостаток Разума, одинаково все немощны без пищи, питья и одежды, и всего необходимого в жизни.
Вот Я желаю вам напомнить об этом, почему мы неодинаково живём духовно-нравственно, быть покорным одному светлому Разуму, который для нас Отец и Мать вечности.
И вот седьмой десяток лет Моей жизни, как Я имею борьбу с человечеством, чтобы найти Мне друга по духу и жить с ним как одно сердце и одна душа, но не нахожу!
Если и есть уже много, что знают Меня и называют Меня своим Спасителем, но не знают Отца своего и Матери своей, которая их произвела на поверхности всей земли.
И Я часто вхожу в заботу борьбы души Моей, почему так долго длится Моё духовное страдание, а люди узнают Меня только в наружной оболочке телесной жизни, а Моей внутренности не познали.
Тут то и есть запятая ихнего преткновения, они наткнулись на камень и упали, не для того чтобы встать и всё дело поправить светлым Разумом своего Отца и Матери, который назван ими самими- Дух Святой, и как понять Его для любви человечества и вечного достоинства, о котором говорится в Священном Писании.
Начиная с Рима и до нас, русского народа, понятие идёт о гражданстве, что значит гражданин? И само Спасительное слово и Дух Святой называют Себя гражданином и оно на земле принято.
Одни приняли его для царства, жить помазанниками в роскошных дворцах, на самых лучших предместьях, занимают лучшие удобства для своего наслаждения и роскошей. Другие приняли, что будто бы они подчинённые помазанниками и их служители, тоже заботятся о роскошах, дворцах, и удобства не ниже помазанников, а почти на равне.
И так идёт сие гражданство до маленького дипломата, который принял его для себя, только ходить в роскошной одежде, обуви, цилиндрах, в дворцах и путешествиях и прочих роскошах, за которые льётся кровь на земле.
Последние приняли религиозное нравство, быть духовною властью над всем человечеством и подчинять всех под своё тяжкое иго, которое так тяжело, что лучше пойти добровольно в каторгу; и переполнились чрез них все больницы, тюрьмы, Сибири каторги и прочие все тёмные помещения, где уже для остальных нет места.
Последние слова народного творчества приняли тёмный вид библейской и евангельской борьбы, и все поднялись в 47 лет народной свободы, религиозными бунтами, которые превысили древность, ибо в древности насчитывалось 77 религий, а в настоящее время насчитывается религиозною проверкою около 2000 сект, а внутри людей без счёту; и в одном доме бывает 5 человек и 5 религий, семь- тоже, восемь- тоже, и так далее. И все идут в рассыпную, как воины в дни штурма на грудь друг друга, против друга, так и здесь разгорелась внутри человечества стихийная сила, и доселе она держится своей древностью, и повторяют одобрять, каждый свою кучку народную, силой Божьей; и где собраны миллионы религиозные там и силы больше; где сотни тысяч, тоже называют себя сильными; где и один в семействе, тот говорит:- останусь как Лот или Ной, праведники, и как Христос наш искупитель на Голгофу пошёл и распялся за нас, а не дался живым в руки миру, так о себе свидетельствую, хоть и убьют меня за любовь Христа, не сдамся.
Вот здесь, Я бы желал вам, чтобы вы подумали хоть об этом, как говорится в немногих словах Священного Писания, что они не хотели иметь Бога в разуме, то и предал их блюсти мраку в вечность.
Вспомните и вы, все люди на поверхности земли, что над этим мраком носится Дух Светлый вечного Разума, и хочет войти к вам и с вами жить, и рассеять вашу отуманенную жизнь лучами Своего света вечной правды, которая дороже всего, что есть на поверхности земли, и светлее всего, что есть на голубом небе, и быстрее всего, что в молнии, циклонах, ураганах и направлении всех ветров и бурь!
Вот она самая, и Мать наша и любовь наша, и жизнь наша. Она нас не хочет оставить во век, и не забудет никогда.
Но мы сами Её оставляем и часто за Неё забываем, как Я припоминал о многих народах, а теперь говорю о тех, которые называются в последней секте Малеванцами, и ограничивают себя живым Спасителем, пришедшем во плоти на землю, и говорят, что они знают Его, и живут по Его науке, и исполняют Его заповеди, и имеют Его любовь.
Вот Я и желаю вам припомнить, в чём именно состоят Его заповеди, и в чём Его любовь, когда вам сказано было и заповедано, чтобы вы жили как Я, и поступали как Я поступаю среди всего мира.
Мне приходилось быть не в одной народной секте, и Я опозорен не был, но всегда понимал человеческое достоинство и личность его.
И входил Я между людей, в их собрания, сидят все на своих местах и уступали для Меня место; Я сажусь и смотрю как люди в своей сходке- собрании тихо и безмятежно своё дело ведут, для которого сошлись. Один им читает или устно говорит, а остальные слушают и никто вопреки друг другу не встаёт; и Я вижу, там нет ничего, ни ссор, ни плясок и никаких движений, никакого смятения, и оканчивают своё дело в тишине и в спокойствии, и расходятся каждый и каждая по своим местам, где они находятся, по квартирам и своим домам.
Так Я и вам, названным Малеванцами, заповедовал, или говорил по чистой Моей совести о чувствах человеческих, о достоинстве личности и чести вечного гражданства, за которое я посвятил все годы Моей жизни, чтобы мог обновится ветхий человек от всяких народных смятений, и стать на позицию мира и спокойствия, любви и человечества.
И во многих письмах писал Я вам из города Казани, чтобы вы жили, как сказано и поступали среди всего мира, как знаменуется в воде и растении; ходите ниже травы и живите тише воды, когда она стоит в безветренную погоду, как в маленькой чашечке налитая.
Та вспомните вы, хотя Священное Писание, как говорится в нём, что Спаситель вошёл в темницу к духам непокорным.
И вот Я хочу вам пояснить, что значит темница, и что значит такое, сошёл в неё Спаситель. Она есть тело ваше, мужчины и женщины, а в своём заблуждении народных обычаев оно стало гробницей своего Спасителя и Он в ней погребён, и вы Ему не даёте ходу в вас воскреснуть, и забываете Его своею темнотою, и Он часто болит в вас и скорбит, и притом умирает, и ваше дело оканчивается смертью.
И вы опять думаете, что так и будет, но Я же говорю вам, что в себе Спасителя вы можете умертвить своим невежеством и пороками, но Разума Вечной Премудрости не можете.
Потому Я сказал вам, что разум есть сам Отец ваш, а премудрость Мать ваша и Она часто плачет о вас, и Я вижу на глазах ваших слёзы, но потом оставляет вас, потому что для Неё там места нет.
Подобно плотскому отцу и матери, который на свете заботился и думал улучшить детей своих и не мог с ними ничего сделать и подумал:- удалить их от себя или себя от них; а когда через долгие годы сошлись в одно место, чтоб позвать отца своего и мать, отец пошёл, вспомнил к детям любовь свою, также и мать, думая, что дети уже раскаялись и позвали отца своего, чтобы примириться; и когда отец и мать вошли на порог дома и видят, что всё по старому у детей, тоже самое, что было раньше, со скорбью великою поворотились и пошли назад из дома, и больше уже не возвращались.
Вот помните и вы, названные детьми Божьими, пока Он вас ещё посещает, одумайтесь и оставьте всё то, что было у вас и возьмитесь за одно дело разумное и чистое, и непорочное, которое необходимо для человека; и вы сами тогда увидите, то что вы делали, оно сделается для вас чудовищно или каким не подобным животным.
И вы тогда поправите всё своё состояние Отцовским светлым Разумом, и начнёте вести свою жизнь без скорби и страдания, и всех невзгод ваших, которые вами самими приобретённые.
Пусть из вас каждый и каждая поймёт, что уже нужно быть достойными этого призвания и вежливо обращаться не только с вашими друзьями, но и между вашими врагами.
Помните, враг никогда не может быть в том, в ком есть правда и добродетель, кто смотрит на своего хулителя не как на врага, а как на друга и знает в сердце своём, что он сам себя поносит и свою жизнь, и сам себя срамит, и ему тяжело жить на свете.
Ибо тот, кто имеет добродетель в себе и говорит в сердце своём:- ах, если бы он понял, как ему жить было бы хорошо на свете, и не было бы у него пристрастия и угрызения совести, никакой, никогда; тот бы чтил себя счастливым и богатым милостью своего Создателя в разуме.
Сколько бы они были дорогие, из всех созданий на земле, и сколько бы друг друга ценили, что нет ничего дороже, чище, светлее, как личность человеческая мужчины и женщины.
И вот, уже, это богатство Я имею и желал бы, чтобы и вы все были награждены им, ибо Я живу с ним уже много лет на земле, и никто его у Меня не уворовал, и никто Меня за него не убивал, и никто Меня за него не хулил, но и среди узников Я жил, которые были осуждены 24 и 12 лет в каторгу, в Сибирь.
И когда Я вступил в их камеру, они встретили Меня, как своего начальника великого и место для Меня подняли вверх, чтобы Мне сесть, и дали Мне постель их лучших матрасов и соломенных подушек, и в одеяле серого сукна весь день выбирали насекомых, вшей, чтобы не причиняли вреда Моему телу; а из утиральников сделали бич, по ихнему называется пущ, и когда принесли в своих лоханочках кушать, туманного, арестантского борща и поставили Мне, они перекрестились, и приказали ново-прибывшим арестантам, что если кто за обедом будет справлять смехотворство, то отдуем его пущом и загоним под нары спать.
И вот когда они стали делать такие советы, то у Меня показались слёзы из глаз и Я подумал о всех храмах, синагогах, кирках, монастырях, церквях и костёлах и о всех сектантах, как они называются в каждом селе своём, церквами и сходками, о которых говорится в Писании, что Сам Спаситель и жалуется Самому Себе, говоря:- птицы имеют гнёзда, а лисицы норы, а Сыну человеческому негде главы преклонить!
Тогда Я вспомнил дисциплину государственную, которая называется- его императорское величество: этап идёт навстречу государю, должен одним колесом своротить он, а другим этап.
Вот так и мне встречалось, когда Я был арестован в городе и водили меня на допрос, то Я шёл вдоль тротуара и один солдат спереди, а другой позади; но когда перешёл в город Умань, то Я шёл рядом с солдатами, и по правой и по левой стороне шли солдаты, и все форменно держали свои винтовки, и посреди большой мостовой от тюрьмы до окружного суда, раздавался голос полицейского солдата, чтобы все Мне сворачивали:- направо и налево! А Я должен был идти посреди.
И Я шёл в серой арестантской куртке и в серых штанах, и плетённых из шворок котах, и серой шанке на голове.
И торжество и радость души Моей, что Я иду, кажется Мне, как Царь природы и Управитель видимого света. И Я, кажется Мне, ногами к земле не касался; так радостно Мне было идти за любовь, в которой Я возлюбил личность человеческую.
И Я вошёл в окружной суд, где нужно Мне было ожидать ещё 3 часа, пока сойдётся судебная комиссия.
А в это время, оба солдата и швейцар, стерегущие Меня, начали скрежетать зубами, и хулить, и поносить Меня, ибо захотели кушать, а ещё нужно было долго ожидать. Да ещё швейцар начал рассказывать солдатам, что было в Тараще:
- вот я был в Тараще, на окружном суде, который бывает целую неделю, каждую треть года; и вот прибегает в полночь полицейский надзиратель, и сказал прокурору в присутствии моём, ибо я там был дежурным, что появился у нас какой-то мнимый спаситель- Кондрат Алексеевич Малеванный, колесник, и к нему идут поклонники и день и ночь, и я не могу ничего сделать со своей маленькой полицией. Тогда прокурор ответил полицейскому надзирателю:- не трогайте его, поставьте двух полицейских на сутки, и пусть по 12 часов занимают пост в его доме, ради народного стечения, и пусть поклонникам его не препятствуют.
И когда швейцар всё рассказал солдатам, тогда они ещё больше рассвирепствовали, ибо уже был второй час дня, и солдаты говорят:- вот если бы нам позволили, мы бы его растерзали, за то, что он нас мучит голодом!
И вдруг колокольчик электрический раздался и Меня требуют на суд.
И вот швейцар впереди идёт, а два солдата, в большом коридоре, по правую и по левую сторону от Меня. И мы вошли в комиссию окружного суда и солдаты стали форменно около Меня, опустили руки и поставили ружья, как должно по военной дисциплине.
Вся комиссия состояла из 12 членов, 10 сидели вокруг большого круглого стола, на возвышенном месте, а два члена стояли ниже на полу, именно прокурор и надзиратель. И первый вопрос был от прокурора:
- Что исполнилось то время,- спросил Меня прокурор,- что в священном Писании сказано, о котором говорит Давид?
Тогда Я перебил ему речь и сказал:- не Давид а пророк Иойль. – Да, да, я ошибся, пророк Иойль, что на всякую плоть изолью от Духа Моего.- спросил он Меня.
Я ему сказал:- это сбылось, вы люди образованные и должны заметить эти времена и сроки истории рода человеческого.
И дальше больше продолжалась наша беседа с ним из священного Писания.
И это заметили солдатики и швейцар, бывшие со Мною, и от этой беседы у всех трёх, Я заметил, что слёзы в глазах их стали блестеть, на лице их, и они не могли утереть их ибо им воспрещается.
Когда же Я окончил Мою беседу, то мы пошли своею формою назад и оба солдатика стали со слезами просить Меня, чтобы Я простил за их хуление, говорят:- мы не знали за что вас обвиняют, а теперь мы видим, что вы есть Божий человек !
В свою очередь и швейцар говорит, что надо нам ожидать пол часа до предписания, пока мы отправимся в замок и Мне говорит:- господин Малеванный, я пойду и буду просить прокурора, и председателя, чтобы вас пустили мне на поруку.
Я же ему ответил, что не пустят, но он настоятельно говорит, что пустят:- ибо я знаю форму и инструкцию, что вы невиновный человек и мне вас жалко, сердце моё горит любовью, я пойду и буду просить, ибо начальство доброе, оно отпустит вас!
Тогда Я сказал:- иди!
И он побежал большим коридором прямо в залу судебную и через 5 минут бежит назад, с весёлым лицом и глазами, говоря:- сказал прокурор пусть идёт в замок, там будет резолюция.
А это был тот самый замок, о котором Я раньше говорил; об этих узниках с которыми Я жил 12 дней, и все они около Меня сделались, как будто то бы монастырь, до тех пор пока не явился прокурор в замок и пришёл в Мою камеру, и сказал начальнику тюрьмы:
- Малеванному не полагается здесь, дайте ему номер отдельный!
Тогда начали Меня переводить в номер, на одиночество.
Дело было на Пасху, второго дня Я был переведён, а они все прощались со Мной и плакали.
Я жил около двух месяцев в городе Умани, в тюрьме, и все окружающие Меня, тюремная прислуга и узники, не пропускали Моего окошка, чтобы не остановится у дверей Моей камеры, день и ночь, и все говорили:- за что вас здесь мучат, уже мы достойны по своим делам, а вы без вины!
Так, как многие знали Меня раньше, бывшие из Моего уезда, 8 или 10 лет тому назад, они знали какая была Моя жизнь в городе Моём и как Я обращался с людьми.
Вот Мне кажется, что если бы люди Меня приняли хоть так, как эти узники с которыми Я был и беседовал с ними о любви и о достоинстве человеческом.
Они говорили, что если бы такое учение было нам от отца или от матери или хоть от соседа, мы вечно не знали какая тюрьма, и кандалы, и ружья, но мы не слыхали такого учения никогда.
Вот каждый человек, при беседе чистого и светлого учения, воскресает, но то час отходит в отуманенную жизнь, и опять свет его омрачается, и делается он тем же, что был раньше.
Но Я просил бы вас всех, тех, которые уже знают Жизнь и о ней свидетельствуют всем, чтобы не забывали Её, ибо Она относится к вам, и прежде всего хочет вас пробудить от сна, чтобы вы отрезвились, и показали Жизнь всему созданию на поверхности земной природы, дали бы свободу жизни во всех уголках света, не только в России.
И вот тогда вы и увидите над собой восходящее Солнце, и снопами лучей, Своего света, всех вас согреет. Аминь. 1907 год.
Обсуждения Послание Малеванного К.А, о достоинстве личности человека