ПРИВЕТСТВИЕ РУССКОМУ НАРОДУ
Предисловие (к отдельно напечатанной брошюре «Приветствия»)
Предлагаемому читателям «Приветствию» я считаю нужным предпослать несколько слов о том человеке, от которого оно исходит и которого многие совсем не знают или имеют о нём смутное и, часто, совершенно ложное представление. Кондрат Алексеевич Малеванный родился от бедной женщины в 1845 г. в городе Тараще Киевской губернии и на четвёртом десятке лет, задумавшись над жизнью людей, полной неправды, стал с необыкновенной ревностью искать всюду правду. Он был и остался до последнего времени безграмотным человеком, но это нисколько не мешало ему путешествовать и отыскивать людей, которые дали бы ему ответы на мучающие его вопросы, вести вместе с ними длинные беседы, выслушивать чтение сочинений многих писателей и разбираться во всём этом. Он родился в православной вере, но под влиянием своего всё испытывающего глубокого ума и доброго сердца, он оставил не только полное обрядов православие, но и принятое им затем евангельско-баптистическое, почивающее на букве Писания, исповедание, и, всё более и более углубляясь в религиозные и общественные вопросы, он пришёл наконец к основанию особенной секты духовных христиан, называемых по его имени малеванцами. В основу этой секты положено им учение, которое очень близко подходит к учению Льва Толстого. Он сам сказал мне: «Толстой учит тому же, что и я, только другими словами». В своём письме к другу своему Андрею Кобылянскому от 26.11.1905г. он пишет, между прочим, следующее: «Толстой есть великий защитник человечества и даже всех верующих, и мы не должны пренебрегать то учение, которое хочет весь мир прославить. Хотя он считается граф по своему титулу, но он им не пользуется, а хочет быть только работником Творца и защитником обездоленных братьев и сестёр». И Малеванный точно так же, как и Толстой, беспощадно и смело обличает строй русской жизни и указывает такой же, как и он, выход из него в чистом христианстве, свободном от всяких обрядов и полном деятельной любви, исключающей насилие. Рождение, страдание, смерть и Воскресение Христа, по учению Малеванного, означает не исторически один только раз совершившееся событие, но то, что постоянно происходит в человеческой душе и во всём человечестве, а именно – пробуждение добра, его рост, испытание и окончательное его торжество над злом. И если по европейски просвещённый Толстой привлекает к себе всеобщее внимание своими гениальными откровениями то, казалось бы, что и этот совершенно не грамотный человек, который пришёл к этому же, к чему пришёл и Толстой, заслуживает такого же, если ещё не большего, внимания и удивления. Но странное дело: в то время как Толстой за свои открытия признан мировым гением, Малеванного же русские учёные люди сочли сумасшедшим человеком и, соединившись представителями церкви и государства, признали его вредным человеком, заперли в дом умалишённых (сначала в Киеве, а потом в Казани), где он и провёл 15 лет по август 1905 года. К счастью, простой народ оказался прозорливее учёных людей и добрее служителей церкви и государства, и не только не признал сумасшедшим и вредным для себя то, чему учит Малеванный, но и напротив, счёл для себя спасением и стал изменять свою личную семейную и общественную жизнь согласно этому учению. И мы уверены, что если бы не только простые люди, но и наши образованные люди усвоили это учение и распространили бы его всему русскому народу, душе которого оно родственно, то царство свободы, равенства и братства, к которому мы все стремимся, незамедлительно наступило бы. Главное, для этого не пришлось бы прибегать к братоубийству междоусобному, в котором погибло уже столько лучших народных сил и которое, если не прекратится, грозит нам ещё большим бедствием. Русский народ в лице своих малеванцев, духоборов и других передовых сект давно уже указал цели средства для обновления своей жизни, но наши образованные люди не хотят их знать и навязывают русскому народу чуждые ему образцы, вследствие чего целые миллионы лучших его людей, каковы сектанты, не идут за ними, и дело освобождения России так медленно подвигается вперёд. Не пора ли взяться за ум хоть теперь и пойти нам поучиться не только у немецких Марксов, Бебелей и Каутских, но и у своих серых мужичков, которые не меньше их гениальные и которые, главное, более их отвечают потребностям нашего народа.
Малеванный очень скорбит и часто плачет о своём бедном и угнетённом народе, но в то же время он не одобряет и тех насильственных средств его освобождения, которые предлагают употреблять некоторые образованные люди, и преподаёт своим посетителям другие советы, которые не мешало бы принять во внимание и этим образованным людям. К разряду таких советов относится и это «Приветствие», которое он продиктовал мне во время одной из моих бесед с ним и которое я записал с целью опубликовать его, на что он охотно согласился. В то же время он подписался рукою своего сына под воззванием, которое исходит от русских христиан разных исповеданий, и которое вскоре появится в печати под заглавием «Долой вражду и насилие!» Прислушавшись же к голосу этого народного пророка и других, подобных ему, народных мыслителей и соединившись с ними и их многочисленными единомышленниками мы скорее устроим так, как он сам этого желает, а не так, как хотят действующие вопреки его лучшим стремлениям, люди.
Говоря всё это, я разумею нравственно-общественную сторону учения Малеванного и других наших сектантов. Что касается чисто религиозной, мистической стороны их учения, то я должен предупредить читателей, что здесь они встретят много такого, что покажется им непонятным и даже странным, но они не должны этим смущаться помня, что сущность нашего передового сектантства не в этом, а в нравственности и общественном его значении. Сам Малеванный говорил при мне одним из своих многочисленных посетителей, что следует оставить споры о Боге и Христе и заняться более всего делом «нашей матери Земли», мира и свободы. К сожалению этот совет не всегда помнят даже и его последователи, которые много говорят о Боге, Христе и разных чудесах, и готовы, бывает, осудить того, кто не так как они думают об этом. К счастью, сам Малеванный не таков, и он не только не осуждает, но даже называет своим сотрудником того, кто думает о Боге, Христе иначе, чем его последователи, лишь бы только такой человек признавал Христа, как Духа Любви, живущего в людях, и служил бы этой любви.
Это «Приветствие» было написано ещё в ноябре 1905 года и тогда же было пущено мною в обращение среди «малеванцев» в рукописном виде, но до сих пор не было напечатано вследствие, главным образом, слишком революционного настроения нашей передовой печати, которое мешало ей обращать внимание на подобные призывы к мирной борьбе с неправдой и давать им место на своих страницах. В настоящее время, когда, после горького опыта, такая мирная постановка борьбы с неправдой признана многими более целесообразной, чем борьба насилием, мы находимся в более благоприятных условиях для опубликования этого «Приветствия», чем немного месяцев раньше, почему и печатаем с полной надеждой, что оно, как голос одного из народных Вождей, будет теперь принято с должным вниманием теми, которые ищут верного, самим народом указываемого пути к царству свободы, равенства и братства.
Иван Трегубов.
Пишу моё приветствие всем, по родству моей родины России, братьям и сёстрам во Иисусе Христе, которые веруют во единого Бога и Христа, которого называют Спасителем, чтобы иметь всякое терпение против наших врагов и ненавидящих нас.
Очень грустно видеть, что такая высокая вера, как христианская, находится только в устах наших так называемых «православных христиан», а на деле оказывается, что они не мыслили и не мыслят о Христе Спасителе. И так продолжалось около двух тысяч лет. (Исаия; 45, 23/к Филист.; 2, 10-11) А между тем название «православные христиане» должно бы говорить им, что они стоят на стороне светлого учения своего Спасителя и не должны не только посягать на чужую жизнь дерзкою рукою или оружием каким-нибудь, но и в уме не должны иметь тёмной мысли, которая направляет на братоубийство, потому что Христос за сию то Любовь посвятил жизнь свою и отдал её на страдание, чтобы искупить всю вину людей. И моих братьев и сестёр русских, называемых «православными».
И я жил среди них более тридцати лет и не хотел никогда их оставлять, судьба моя заставила оставить их. Ибо я увидел, что все они не живут так, как гласит Евангельское Слово, а только носят в устах, и за него убивают неверующих людей, называемых евреями. И даже во время этого погрома свой своего убивает. И это душе моей унизительный камень на груди моей лежит. Я вышел из своих уз, в которых был заточён около полтора десятка лет, и хотел было радоваться с моими братьями и сёстрами, называемыми «православными», но и теперь не вижу моими глазами, чтобы имел от чего порадоваться.
И доходит до моих ушей, и слышу: во всех уголках моего отечества кровопролитие и насильство, и грабежи, и все неподобные пороки, которых никакое животное не совершает. И слёзы мои льются из очей моих и орошают часто мою постель. И я скорблю смертельно оттого, что они так поступают, чтоб вместо христианства навлекли на себя братоубийство и предательство своих братьев по духу и по плоти.
Поэтому я прошу вас именем моего Создателя, который возлюбил и омыл меня и моих братьев от всех страстей и пороков людских, чтобы сделать из нас образ и подобие Божее не по оболочке нашего тела, а по духу светлого Разума и Любви христианской, которая дороже всех благ и видимой славы человеческой. И Она сделала нас своими наследниками и поставила нас верными стражами нашего Отечества, которое я возлюбил и отдал всю жизнь за него потому, что увидел, что оно опустошено. Все на нём стали для того, чтобы только истреблять и опустошать: леса, сады, поля, реки, источники, и все озёра, и все удобства, необходимые для нас и всех животных, которые даны нам Богом в помощь и наследство нашей Жизни. И когда сего стало мало для них, они стали строго воспрещать всё, земные удобства расхищать, и пошли вместо леса рубить своих братьев и сестёр, которые, каковы бы они ни были, созданы Богом!
И я прошу вас, любезные мои друзья, оставьте это, ибо в этом нет конца. Оно уже было во все века наши, когда истребляли своих братьев и сестёр, как леса, сады и животных, и что же вышло – они все находятся в живых! За мою бытность в России раньше было 70 миллионов жителей, а теперь прибавилось вдвое. Значит, выходит, что вы никого не убили. Они все живые, вопиют и из подземной глубины о невинной крови и молят Творца своего, чтобы отменил Он над ними всё это, что лежит до сего дня покрывалом на глазах их и занавесой на сердце.
Я бы очень желал, чтобы очи ваши увидели Свет своего Спасителя и с сердца вашего спала занавеса и вы в нём увидели воскресшего Христа и подняли знамя. Не ружейное и кинжальное, и другого насильства, а знамя Любви и Мира вечного Бога, как сказано: «Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божьими!» (Матф.; 5, 9) Ощутите в себе этот мир, о котором говорится:
Христос в душу мир мне вдохновляет,
Какой непонятный людским умам,
И мир тот мне душу в Христе соблюдает.
Ах, если б тот мир был дарован и вам!
За вас я молюся, молюсь я за вас!
Коль Христос вам простил, вы другим извещайте,
Что Он теперь вашим Спасителем стал.
Молясь за других, вы к Нему прибегайте,
Чтобы ихней мольбе, как и вашей Он внял.
За вас я молюся, молюсь я за вас!
Прошу вас, любезные мне по духу и по вере братья и сёстры, бросьте дубинки и железные оружья и примите сие оружие, о котором я сказал в этих стихах. И тогда мы победим всё оружие неправды, беззакония, убийства, пьянства и все пристрастные пороки, которые отравляют душу нашу, и сделаемся воинами Христа, Спасителя нашего, как и сказано:
О, поднимите знамя, воины Христа,
И выше поднимите воскресшего Христа!
Победу за победой дарует Бог войскам,
Врагов Христос низложит усех к Его ногам!
Христос венец готовит тому, кто верен был,
И хочет, чтоб навеки он с Ним во славе жил.
Меч Слова обнажите, им побеждайте страх
И бодрствуйте, в молитвах вы стойте на часах!
И я желал бы, мои дорогие братья, чтобы вы были все такие воины над неправдою, как и я. Я двадцать два года служу моему Отечеству день и ночь на моём посту и не хочу оставить его вовеки, ибо оно для меня неоцененное сокровище и я ничем не хочу заменить его, как одной только Любовью, о которой сказано:
Превыше разума Любовь Твоя,
Господь Спаситель мой, но жажду я
Любви Твоей всю полноту познать
И в ней всю силу, высоту, блаженство созерцать.
И я желал бы вам, чтобы и вы увидели то Новое Небо и Новую Землю в самих себе, на которых будет обитать одна Правда и в ней мы будем счастливы и богаты, потому что нет ничего на свете дороже, как жизнь святая, ибо сказано – «При Жизни всё, а без Жизни – ничего».
Так было и со мной. Я родился в 1845 году от бедной вдовы, был круглой сиротой и обездоленный на земле, но явилась мне другая мать – Вечная Судьба, которая наградила меня своим богатством, лучшим и непроходимым. И с ним руки мои приобрели всё справедливостью. И я уверен, что если бы все люди стали жить как и я, то были бы все счастливы и не было бы между нами ни раздоров, ни сопротивления, как сказано: «Ничего нет лучшего, как жить братьями вместе и в любви». (Псалт.; 132, 1)
Вот мы называемся россияне старой России, а я бы хотел, чтобы в Новой России мы сделались бы воедино, как сказано – «И будет единый Пастырь и едино стадо». И тогда мы, чтобы не убивать своих братьев, перекуём все орудия, мечи, ружья и пушки на косы и серпы (Михей; 4, 3) и необходимые для хозяйства орудия и будем жить и радоваться возвращённым нашим Раем. Оставим развращающие людей цирки, театры, трактиры и все прочие притоны, которые нас ограбили, и мы сделались как нищие, а их хозяева – миллионерами. Почему и говориться: «Вся тварь стенает и мучится до сего дня». (к Римлянам; 8, 22) Сбросим с себя это, любезные братья и сёстры, как сказано:
Сбрось, душа, свой страх греховный,
И возвысь твой дух к Христу.
Нет нужды, что грех твой вольный,
Вверг тебя в нечистоту.
Не страшися, веруй только,
И мужайся во Христе,
Ибо Он был мучим горько,
Лишь за грешных на кресте.
Он с тебя снял прегрешенья,
И на плоть свою принял.
Чтоб грехов дать отпущенье,
Он себя на жертву дал!
На Голгофу возведённый,
Всем в позор на высоту,
Там Он, ими вознесённый,
Пригвождён был ко кресту!
Он принёсся Отцу в жертву,
За людей творивших грех,
И приняв кончину смертну,
умолил Отца за всех!
Кто б так мог, как твой Спаситель,
Грешных с Богом примирить,
Открыть путь в Его обитель,
Чтоб Творца могли хвалить.
Он проливший кровь Завета,
Удовлетворил Отца,
И открыл для всех путь Света,
Чтоб был доступ до Творца!
И вот, любезные читатели сего моего письма, которое я вам пишу из глубины моей души откровенной, которая не желает никому ничего, кроме жизни и счастья, и богатства духовного и естественного, что необходимо для нас и наших потомков, прошу каждого по прочтении моего письма войти в комнату внутренности своей, осмотреть её, что в ней есть нехорошего – убрать и подготовить её для белоснежной одежды, т.е. праведности, которую душа приготовила себе искуплением для вечной славы, как сказано: «Я послал к вам многих, и вы отвергли их и выбросили из виноградника моего. И вот последний пришёл, и сказали: «Вот наследник», - выбросили Его и хотели было овладеть виноградником. Вот и Хозяин идёт сзади. Что же тогда скажете, что вы не знали?!» Вот кажется мне, что Хозяин уже идёт, а вы всё гуляете. Но я желал бы, чтобы вы это оставили и чтоб застал вас Хозяин в своём виде, как бросил вас, и поставил бы вас своими лучшими наследниками.
В молитве «Отче наш» мы называем своим Отцом Бога, значит, мы все должны жить на Земле как братья и сёстры дорогие. Из той же молитвы мы видим, что мы ожидаем Царства Божия, то есть царства любви и мира на Земле, а между тем нигде нет такой борьбы, как у нас в христианстве. Но теперь отрезвим себя от всего земного хмеля и пробудимся, как сказано:
Пробудись от сна, друг бедный –
Вот к тебе Жених грядёт.
Его любовью освятися –
Он тебя навек спасёт!
Ибо всё земное произведение есть как невеста для своего жениха. Ибо Земля поливается свыше дождями и ночными росами и даёт нам благие изобилия для нас и наших животных, и мы едим и пьём и радуемся, что так премудро сотворено всё. И наша душа в нас есть как семечко, упавшее в землю. И пусть от рос благодатных появится в нас обилие любви и милосердия к ближним своим, братьям и сёстрам тем, которые ищут спасения у царей земных, и начальников, и священников, и прочих и прочих, но там ничего этого нет.
Поэтому мы должны найти всё это прежде всего в самих себе и тогда мы растворим сердце для наших бедных братьев и сестёр, которые страдают на Земле голодом и холодом и всякой нищетой телесной и духовной, и не находят себе наставника и покровителя, и мы напитаем их и согреем духовной и плотской пищей. Именем моего Создателя я прошу вас об этом, как сказано:
Кто жаждет – приди
И воду Жизни ней бесстрашно,
Лишь с верою ко Мне гряди.
Здесь радость, мир,
Здесь вечного блаженства пир!
И я зову вас, друзья мои, не на тот пир кровавый, в который вы уже вступили, а на пир мирный, святой, полный любви и благодати – здесь для всех место есть. И хлеба хватит и воды, ибо сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, а и всяким словом, исходящим из уст Божиих или наших». (Второзаконие; 8, 3)
И вот, воззрите на свет светильника, который вам много светит со всех людей, называемых инославными, а праздным словом – сектантами. И вот с них пример возьмите: как они среди вас обращаются и живут, так и вы живите, ибо сказано в стихах:
Поправляй светильник, брат мой,
Не то гибнущий пловец
На скалу волной гонимый,
Встретит гибель и конец!
Так светильник пусть вам светит,
Чтобы сбившийся с пути
Мог при этом ясном свете
Путь свой истинный найти.
Так светильник пусть вам светит,
Чтобы в чувствах и делах
Ваш Отец всегда был виден
На Земле, как на Небесах!
И вот, все мои сотрудники, желающие жить в любви, все истинные поклонники и духовно-нравственные христиане, имеющие понятие Светлого Разума своего Творца, в котором слагается весь наш дом в его архитектуре, всех вас прошу, не ошибайтесь вместо кирпича нести песок, и вместо железа бревно, и вместо камня уголь, а несите все свои материалы, которые не бракуются, и тогда мы будем не чужие и дальние друг другу, а, куда бы мы ни поехали и не пошли, будем свои и ближние по родству единою любовью соединённого семейства нашего дорогого. Станьте же как один человек за своё Отечество и пусть голос Правды из уст ваших пройдёт от востока до запада и от севера до юга, ибо как сказано: «Голос Человека – голос Бога, а голос Бога – голос всего человечества!»
И ещё желаю, чтобы и вы не отлагали на дальше этого великого дела, но тотчас вступили бы все, как дорогие работники нивы, и вот тогда то наступит для нас великая Весна после этой Зимы! Так и не отлагайте уже на дальше, а внемлите же этому призванию, как сказано в стихах:
Слышите ли Божий глас,
Поющего у саду?
Новым гласом Он поёт
«Весна вечна настаёт!»
День Господен уж настал.
Сион Сына днесь послал,
Чтобы всех нас возродить,
Вечны блага нам явить!
И с тем остаюсь, ваш друг и друг всего Человечества отныне и вовеки веков. Аминь.
1905 год, 26 ноября.
Предисловие (к отдельно напечатанной брошюре «Приветствия»)
Предлагаемому читателям «Приветствию» я считаю нужным предпослать несколько слов о том человеке, от которого оно исходит и которого многие совсем не знают или имеют о нём смутное и, часто, совершенно ложное представление. Кондрат Алексеевич Малеванный родился от бедной женщины в 1845 г. в городе Тараще Киевской губернии и на четвёртом десятке лет, задумавшись над жизнью людей, полной неправды, стал с необыкновенной ревностью искать всюду правду. Он был и остался до последнего времени безграмотным человеком, но это нисколько не мешало ему путешествовать и отыскивать людей, которые дали бы ему ответы на мучающие его вопросы, вести вместе с ними длинные беседы, выслушивать чтение сочинений многих писателей и разбираться во всём этом. Он родился в православной вере, но под влиянием своего всё испытывающего глубокого ума и доброго сердца, он оставил не только полное обрядов православие, но и принятое им затем евангельско-баптистическое, почивающее на букве Писания, исповедание, и, всё более и более углубляясь в религиозные и общественные вопросы, он пришёл наконец к основанию особенной секты духовных христиан, называемых по его имени малеванцами. В основу этой секты положено им учение, которое очень близко подходит к учению Льва Толстого. Он сам сказал мне: «Толстой учит тому же, что и я, только другими словами». В своём письме к другу своему Андрею Кобылянскому от 26.11.1905г. он пишет, между прочим, следующее: «Толстой есть великий защитник человечества и даже всех верующих, и мы не должны пренебрегать то учение, которое хочет весь мир прославить. Хотя он считается граф по своему титулу, но он им не пользуется, а хочет быть только работником Творца и защитником обездоленных братьев и сестёр». И Малеванный точно так же, как и Толстой, беспощадно и смело обличает строй русской жизни и указывает такой же, как и он, выход из него в чистом христианстве, свободном от всяких обрядов и полном деятельной любви, исключающей насилие. Рождение, страдание, смерть и Воскресение Христа, по учению Малеванного, означает не исторически один только раз совершившееся событие, но то, что постоянно происходит в человеческой душе и во всём человечестве, а именно – пробуждение добра, его рост, испытание и окончательное его торжество над злом. И если по европейски просвещённый Толстой привлекает к себе всеобщее внимание своими гениальными откровениями то, казалось бы, что и этот совершенно не грамотный человек, который пришёл к этому же, к чему пришёл и Толстой, заслуживает такого же, если ещё не большего, внимания и удивления. Но странное дело: в то время как Толстой за свои открытия признан мировым гением, Малеванного же русские учёные люди сочли сумасшедшим человеком и, соединившись представителями церкви и государства, признали его вредным человеком, заперли в дом умалишённых (сначала в Киеве, а потом в Казани), где он и провёл 15 лет по август 1905 года. К счастью, простой народ оказался прозорливее учёных людей и добрее служителей церкви и государства, и не только не признал сумасшедшим и вредным для себя то, чему учит Малеванный, но и напротив, счёл для себя спасением и стал изменять свою личную семейную и общественную жизнь согласно этому учению. И мы уверены, что если бы не только простые люди, но и наши образованные люди усвоили это учение и распространили бы его всему русскому народу, душе которого оно родственно, то царство свободы, равенства и братства, к которому мы все стремимся, незамедлительно наступило бы. Главное, для этого не пришлось бы прибегать к братоубийству междоусобному, в котором погибло уже столько лучших народных сил и которое, если не прекратится, грозит нам ещё большим бедствием. Русский народ в лице своих малеванцев, духоборов и других передовых сект давно уже указал цели средства для обновления своей жизни, но наши образованные люди не хотят их знать и навязывают русскому народу чуждые ему образцы, вследствие чего целые миллионы лучших его людей, каковы сектанты, не идут за ними, и дело освобождения России так медленно подвигается вперёд. Не пора ли взяться за ум хоть теперь и пойти нам поучиться не только у немецких Марксов, Бебелей и Каутских, но и у своих серых мужичков, которые не меньше их гениальные и которые, главное, более их отвечают потребностям нашего народа.
Малеванный очень скорбит и часто плачет о своём бедном и угнетённом народе, но в то же время он не одобряет и тех насильственных средств его освобождения, которые предлагают употреблять некоторые образованные люди, и преподаёт своим посетителям другие советы, которые не мешало бы принять во внимание и этим образованным людям. К разряду таких советов относится и это «Приветствие», которое он продиктовал мне во время одной из моих бесед с ним и которое я записал с целью опубликовать его, на что он охотно согласился. В то же время он подписался рукою своего сына под воззванием, которое исходит от русских христиан разных исповеданий, и которое вскоре появится в печати под заглавием «Долой вражду и насилие!» Прислушавшись же к голосу этого народного пророка и других, подобных ему, народных мыслителей и соединившись с ними и их многочисленными единомышленниками мы скорее устроим так, как он сам этого желает, а не так, как хотят действующие вопреки его лучшим стремлениям, люди.
Говоря всё это, я разумею нравственно-общественную сторону учения Малеванного и других наших сектантов. Что касается чисто религиозной, мистической стороны их учения, то я должен предупредить читателей, что здесь они встретят много такого, что покажется им непонятным и даже странным, но они не должны этим смущаться помня, что сущность нашего передового сектантства не в этом, а в нравственности и общественном его значении. Сам Малеванный говорил при мне одним из своих многочисленных посетителей, что следует оставить споры о Боге и Христе и заняться более всего делом «нашей матери Земли», мира и свободы. К сожалению этот совет не всегда помнят даже и его последователи, которые много говорят о Боге, Христе и разных чудесах, и готовы, бывает, осудить того, кто не так как они думают об этом. К счастью, сам Малеванный не таков, и он не только не осуждает, но даже называет своим сотрудником того, кто думает о Боге, Христе иначе, чем его последователи, лишь бы только такой человек признавал Христа, как Духа Любви, живущего в людях, и служил бы этой любви.
Это «Приветствие» было написано ещё в ноябре 1905 года и тогда же было пущено мною в обращение среди «малеванцев» в рукописном виде, но до сих пор не было напечатано вследствие, главным образом, слишком революционного настроения нашей передовой печати, которое мешало ей обращать внимание на подобные призывы к мирной борьбе с неправдой и давать им место на своих страницах. В настоящее время, когда, после горького опыта, такая мирная постановка борьбы с неправдой признана многими более целесообразной, чем борьба насилием, мы находимся в более благоприятных условиях для опубликования этого «Приветствия», чем немного месяцев раньше, почему и печатаем с полной надеждой, что оно, как голос одного из народных Вождей, будет теперь принято с должным вниманием теми, которые ищут верного, самим народом указываемого пути к царству свободы, равенства и братства.
Иван Трегубов.
Пишу моё приветствие всем, по родству моей родины России, братьям и сёстрам во Иисусе Христе, которые веруют во единого Бога и Христа, которого называют Спасителем, чтобы иметь всякое терпение против наших врагов и ненавидящих нас.
Очень грустно видеть, что такая высокая вера, как христианская, находится только в устах наших так называемых «православных христиан», а на деле оказывается, что они не мыслили и не мыслят о Христе Спасителе. И так продолжалось около двух тысяч лет. (Исаия; 45, 23/к Филист.; 2, 10-11) А между тем название «православные христиане» должно бы говорить им, что они стоят на стороне светлого учения своего Спасителя и не должны не только посягать на чужую жизнь дерзкою рукою или оружием каким-нибудь, но и в уме не должны иметь тёмной мысли, которая направляет на братоубийство, потому что Христос за сию то Любовь посвятил жизнь свою и отдал её на страдание, чтобы искупить всю вину людей. И моих братьев и сестёр русских, называемых «православными».
И я жил среди них более тридцати лет и не хотел никогда их оставлять, судьба моя заставила оставить их. Ибо я увидел, что все они не живут так, как гласит Евангельское Слово, а только носят в устах, и за него убивают неверующих людей, называемых евреями. И даже во время этого погрома свой своего убивает. И это душе моей унизительный камень на груди моей лежит. Я вышел из своих уз, в которых был заточён около полтора десятка лет, и хотел было радоваться с моими братьями и сёстрами, называемыми «православными», но и теперь не вижу моими глазами, чтобы имел от чего порадоваться.
И доходит до моих ушей, и слышу: во всех уголках моего отечества кровопролитие и насильство, и грабежи, и все неподобные пороки, которых никакое животное не совершает. И слёзы мои льются из очей моих и орошают часто мою постель. И я скорблю смертельно оттого, что они так поступают, чтоб вместо христианства навлекли на себя братоубийство и предательство своих братьев по духу и по плоти.
Поэтому я прошу вас именем моего Создателя, который возлюбил и омыл меня и моих братьев от всех страстей и пороков людских, чтобы сделать из нас образ и подобие Божее не по оболочке нашего тела, а по духу светлого Разума и Любви христианской, которая дороже всех благ и видимой славы человеческой. И Она сделала нас своими наследниками и поставила нас верными стражами нашего Отечества, которое я возлюбил и отдал всю жизнь за него потому, что увидел, что оно опустошено. Все на нём стали для того, чтобы только истреблять и опустошать: леса, сады, поля, реки, источники, и все озёра, и все удобства, необходимые для нас и всех животных, которые даны нам Богом в помощь и наследство нашей Жизни. И когда сего стало мало для них, они стали строго воспрещать всё, земные удобства расхищать, и пошли вместо леса рубить своих братьев и сестёр, которые, каковы бы они ни были, созданы Богом!
И я прошу вас, любезные мои друзья, оставьте это, ибо в этом нет конца. Оно уже было во все века наши, когда истребляли своих братьев и сестёр, как леса, сады и животных, и что же вышло – они все находятся в живых! За мою бытность в России раньше было 70 миллионов жителей, а теперь прибавилось вдвое. Значит, выходит, что вы никого не убили. Они все живые, вопиют и из подземной глубины о невинной крови и молят Творца своего, чтобы отменил Он над ними всё это, что лежит до сего дня покрывалом на глазах их и занавесой на сердце.
Я бы очень желал, чтобы очи ваши увидели Свет своего Спасителя и с сердца вашего спала занавеса и вы в нём увидели воскресшего Христа и подняли знамя. Не ружейное и кинжальное, и другого насильства, а знамя Любви и Мира вечного Бога, как сказано: «Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божьими!» (Матф.; 5, 9) Ощутите в себе этот мир, о котором говорится:
Христос в душу мир мне вдохновляет,
Какой непонятный людским умам,
И мир тот мне душу в Христе соблюдает.
Ах, если б тот мир был дарован и вам!
За вас я молюся, молюсь я за вас!
Коль Христос вам простил, вы другим извещайте,
Что Он теперь вашим Спасителем стал.
Молясь за других, вы к Нему прибегайте,
Чтобы ихней мольбе, как и вашей Он внял.
За вас я молюся, молюсь я за вас!
Прошу вас, любезные мне по духу и по вере братья и сёстры, бросьте дубинки и железные оружья и примите сие оружие, о котором я сказал в этих стихах. И тогда мы победим всё оружие неправды, беззакония, убийства, пьянства и все пристрастные пороки, которые отравляют душу нашу, и сделаемся воинами Христа, Спасителя нашего, как и сказано:
О, поднимите знамя, воины Христа,
И выше поднимите воскресшего Христа!
Победу за победой дарует Бог войскам,
Врагов Христос низложит усех к Его ногам!
Христос венец готовит тому, кто верен был,
И хочет, чтоб навеки он с Ним во славе жил.
Меч Слова обнажите, им побеждайте страх
И бодрствуйте, в молитвах вы стойте на часах!
И я желал бы, мои дорогие братья, чтобы вы были все такие воины над неправдою, как и я. Я двадцать два года служу моему Отечеству день и ночь на моём посту и не хочу оставить его вовеки, ибо оно для меня неоцененное сокровище и я ничем не хочу заменить его, как одной только Любовью, о которой сказано:
Превыше разума Любовь Твоя,
Господь Спаситель мой, но жажду я
Любви Твоей всю полноту познать
И в ней всю силу, высоту, блаженство созерцать.
И я желал бы вам, чтобы и вы увидели то Новое Небо и Новую Землю в самих себе, на которых будет обитать одна Правда и в ней мы будем счастливы и богаты, потому что нет ничего на свете дороже, как жизнь святая, ибо сказано – «При Жизни всё, а без Жизни – ничего».
Так было и со мной. Я родился в 1845 году от бедной вдовы, был круглой сиротой и обездоленный на земле, но явилась мне другая мать – Вечная Судьба, которая наградила меня своим богатством, лучшим и непроходимым. И с ним руки мои приобрели всё справедливостью. И я уверен, что если бы все люди стали жить как и я, то были бы все счастливы и не было бы между нами ни раздоров, ни сопротивления, как сказано: «Ничего нет лучшего, как жить братьями вместе и в любви». (Псалт.; 132, 1)
Вот мы называемся россияне старой России, а я бы хотел, чтобы в Новой России мы сделались бы воедино, как сказано – «И будет единый Пастырь и едино стадо». И тогда мы, чтобы не убивать своих братьев, перекуём все орудия, мечи, ружья и пушки на косы и серпы (Михей; 4, 3) и необходимые для хозяйства орудия и будем жить и радоваться возвращённым нашим Раем. Оставим развращающие людей цирки, театры, трактиры и все прочие притоны, которые нас ограбили, и мы сделались как нищие, а их хозяева – миллионерами. Почему и говориться: «Вся тварь стенает и мучится до сего дня». (к Римлянам; 8, 22) Сбросим с себя это, любезные братья и сёстры, как сказано:
Сбрось, душа, свой страх греховный,
И возвысь твой дух к Христу.
Нет нужды, что грех твой вольный,
Вверг тебя в нечистоту.
Не страшися, веруй только,
И мужайся во Христе,
Ибо Он был мучим горько,
Лишь за грешных на кресте.
Он с тебя снял прегрешенья,
И на плоть свою принял.
Чтоб грехов дать отпущенье,
Он себя на жертву дал!
На Голгофу возведённый,
Всем в позор на высоту,
Там Он, ими вознесённый,
Пригвождён был ко кресту!
Он принёсся Отцу в жертву,
За людей творивших грех,
И приняв кончину смертну,
умолил Отца за всех!
Кто б так мог, как твой Спаситель,
Грешных с Богом примирить,
Открыть путь в Его обитель,
Чтоб Творца могли хвалить.
Он проливший кровь Завета,
Удовлетворил Отца,
И открыл для всех путь Света,
Чтоб был доступ до Творца!
И вот, любезные читатели сего моего письма, которое я вам пишу из глубины моей души откровенной, которая не желает никому ничего, кроме жизни и счастья, и богатства духовного и естественного, что необходимо для нас и наших потомков, прошу каждого по прочтении моего письма войти в комнату внутренности своей, осмотреть её, что в ней есть нехорошего – убрать и подготовить её для белоснежной одежды, т.е. праведности, которую душа приготовила себе искуплением для вечной славы, как сказано: «Я послал к вам многих, и вы отвергли их и выбросили из виноградника моего. И вот последний пришёл, и сказали: «Вот наследник», - выбросили Его и хотели было овладеть виноградником. Вот и Хозяин идёт сзади. Что же тогда скажете, что вы не знали?!» Вот кажется мне, что Хозяин уже идёт, а вы всё гуляете. Но я желал бы, чтобы вы это оставили и чтоб застал вас Хозяин в своём виде, как бросил вас, и поставил бы вас своими лучшими наследниками.
В молитве «Отче наш» мы называем своим Отцом Бога, значит, мы все должны жить на Земле как братья и сёстры дорогие. Из той же молитвы мы видим, что мы ожидаем Царства Божия, то есть царства любви и мира на Земле, а между тем нигде нет такой борьбы, как у нас в христианстве. Но теперь отрезвим себя от всего земного хмеля и пробудимся, как сказано:
Пробудись от сна, друг бедный –
Вот к тебе Жених грядёт.
Его любовью освятися –
Он тебя навек спасёт!
Ибо всё земное произведение есть как невеста для своего жениха. Ибо Земля поливается свыше дождями и ночными росами и даёт нам благие изобилия для нас и наших животных, и мы едим и пьём и радуемся, что так премудро сотворено всё. И наша душа в нас есть как семечко, упавшее в землю. И пусть от рос благодатных появится в нас обилие любви и милосердия к ближним своим, братьям и сёстрам тем, которые ищут спасения у царей земных, и начальников, и священников, и прочих и прочих, но там ничего этого нет.
Поэтому мы должны найти всё это прежде всего в самих себе и тогда мы растворим сердце для наших бедных братьев и сестёр, которые страдают на Земле голодом и холодом и всякой нищетой телесной и духовной, и не находят себе наставника и покровителя, и мы напитаем их и согреем духовной и плотской пищей. Именем моего Создателя я прошу вас об этом, как сказано:
Кто жаждет – приди
И воду Жизни ней бесстрашно,
Лишь с верою ко Мне гряди.
Здесь радость, мир,
Здесь вечного блаженства пир!
И я зову вас, друзья мои, не на тот пир кровавый, в который вы уже вступили, а на пир мирный, святой, полный любви и благодати – здесь для всех место есть. И хлеба хватит и воды, ибо сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, а и всяким словом, исходящим из уст Божиих или наших». (Второзаконие; 8, 3)
И вот, воззрите на свет светильника, который вам много светит со всех людей, называемых инославными, а праздным словом – сектантами. И вот с них пример возьмите: как они среди вас обращаются и живут, так и вы живите, ибо сказано в стихах:
Поправляй светильник, брат мой,
Не то гибнущий пловец
На скалу волной гонимый,
Встретит гибель и конец!
Так светильник пусть вам светит,
Чтобы сбившийся с пути
Мог при этом ясном свете
Путь свой истинный найти.
Так светильник пусть вам светит,
Чтобы в чувствах и делах
Ваш Отец всегда был виден
На Земле, как на Небесах!
И вот, все мои сотрудники, желающие жить в любви, все истинные поклонники и духовно-нравственные христиане, имеющие понятие Светлого Разума своего Творца, в котором слагается весь наш дом в его архитектуре, всех вас прошу, не ошибайтесь вместо кирпича нести песок, и вместо железа бревно, и вместо камня уголь, а несите все свои материалы, которые не бракуются, и тогда мы будем не чужие и дальние друг другу, а, куда бы мы ни поехали и не пошли, будем свои и ближние по родству единою любовью соединённого семейства нашего дорогого. Станьте же как один человек за своё Отечество и пусть голос Правды из уст ваших пройдёт от востока до запада и от севера до юга, ибо как сказано: «Голос Человека – голос Бога, а голос Бога – голос всего человечества!»
И ещё желаю, чтобы и вы не отлагали на дальше этого великого дела, но тотчас вступили бы все, как дорогие работники нивы, и вот тогда то наступит для нас великая Весна после этой Зимы! Так и не отлагайте уже на дальше, а внемлите же этому призванию, как сказано в стихах:
Слышите ли Божий глас,
Поющего у саду?
Новым гласом Он поёт
«Весна вечна настаёт!»
День Господен уж настал.
Сион Сына днесь послал,
Чтобы всех нас возродить,
Вечны блага нам явить!
И с тем остаюсь, ваш друг и друг всего Человечества отныне и вовеки веков. Аминь.
1905 год, 26 ноября.
Обсуждения Приветствие русскому народу от К.А.Малеванного
Я очень хорошо понимаю, что вы прекрасный поэт, большой любитель поэзии и духовных произведений. Это чудесно, тем более, что приведенный вами духовный псалом мы поем в своих воскресных собраниях. Но, к сожалению, вы так и не ответили по существу на поставленный мной вопрос.
Христова Церковь - есть собрание
Христом искупленных людей.
Об этих людях я вас и спрашиваю: о преданных и верных последователях Малеванного, горящих светильниках, которые не устами, а своей жизнью несут свет христианского учения миру и в своих еженедельных собраниях открывают свом братьям и сестрам правду и истину оставленного Великим Учителем драгоценного учения.
С Божьими благословениями к Вам, Кристина.
Не храм, не золотое здание,
Не круг отобранных друзей.
Христова церковь - есть собрание
Христом искупленных людей.
Собрание душ теперь нашедших
Прощенье пагубных грехов.
Собрание душ времен прошедших
И ожидаемых веков.
Собрание душ с пустыни юга,
От западных, восточных стран,
От севера, где вечна вьюга,
Где страшный снежный ураган.
Собрание душ из всех народов,
Из всей земли и всяких царств.
Из тюрем, и с под царских сводов,
Из общин и со всяких паств.
Собрание душ, кто в царстве рая
Слились в молитвенной хвале,
Молитвы слезны во ссылая
О братьях скорбных на земле.
Христова церковь - есть мир воскресший
И обновленный род людской.
Его на деле крест понесший
Над новым небом и землей.
Не для покоя в мире этом
Христова церковь избрана.
Здесь с Богом и Его заветом
Ей только битва суждена.
Ее борцы теперь в страданье,
Облиты кровью боевой.
Она в слезах, она в рыдание
За мир, объятый суетой.
Но день уж близок тот великий.
Глава- Жених ее идет.
Уж слышны радостные крики
Сквозь шум морей и ураган невзгод.
Идет Он взять ее от мира
Из тесной , из тюрьмы земной.
Там ждут ее Венец – порфира
И вечный рай, и пир святой.
Скажите, а живут ли в наше время где-то на земле его верные последователи, не верующие, а именно верные последователи, которые также ревностно ищут правду, много путешествуют, отыскивают своих единомышленников и ведут вместе с ними длинные духовные беседы?
Жаль, что таких посвященных мало кто слышит, а более тех кто желают слушать лжецов (Сикорских и т.п).