Для того, чтобы научиться сознательно контролировать краткие медитативные переключения личной инвольтации, достаточно осознать положения точки сборки, активизирующие тонкие фигуры. Вообще управление (сознательное и подсознательное) каждым конкретным членом тонкой семерки осуществляется при соответствующем положении точки сборки; можно, таким образом, говорить о положениях, точнее, областях точки сборки, соответствующих дракону, свинье, торопыжке и т.д. На обычном языке это означает, что усиление инвольтации дракона происходит, когда человек смотрит на мир с позиции самоутверждения (мы скажем, что в этот момент точки сборки находится в области самоутверждения, или области дракона). Усиление инвольтации свиньи (и ее медитативный рост) происходит, когда человек настраивается на эгоцентрическое потребление (точка сборки находится в области свиньи) и т.д. Вообще внутренняя культура человека определяется тем, насколько ему известна география его внутреннего мира, что на языке настоящего трактата может быть проинтерпретировано как география возможных положений его точки сборки. Понимание себя это, в первую очередь, умение понять, где находится точка сборки, а владение собой это способность перевести и удержать ее в нужном
положении.
Человек, внутренне бескультурный, вообще практически не дифференцирует положения точки сборки, и он движется в определенных пределах, повинуясь его подсознанию и вне сознательного контроля. По мере того, как повышается понимание себя, пространство положений точки сборки постепенно осознается и разделяется сознанием на крупные области (например, область восприятия внешнего мира и область активного воздействия на внешний мир); параллельно растет и умение удерживать точку сборки в пределах этих областей. При этом развитие идет в двух направлениях: с одной стороны, расширяется пространство возможных положений точки сборки, а с другой - карты уже известных областей становятся все более крупномасштабными, и человек учится устойчивому удержанию точки сборки на небольших фрагментах, что означает высокую концентрацию внимания и способность стабильно удерживать сильные энергетические потоки.
Волевое движение точки сборки осуществляется концентрацией внимания - и только; никакие дополнительные энергетические усилия здесь не нужны. Однако точная фиксация положения точки сборки оказывается возможна только тогда, когда человек в достаточной мере представляет себе карту соответствующей области: чем крупнее масштаб, тем точнее фиксация. Поэтому для того, чтобы научиться дифференцировать тонкие фигуры, достаточно разобраться в состояниях своего внутреннего внимания, эти фигуры активизирующих, что довольно просто: каждый человек способен отличить свое состояние настройки на самоутверждение за счет других (область дракона) от состояния настройки на профанирующее высмеивание мира (область змея). Сложность заключается в том, что эти области пересекаются, но ни одна не содержит другую, и поэтому в принципе возможны четыре варианта положения точки сборки, качественно отличающиеся друг от
друга:
1. Точка сборки находится вне области дракона и вне области змея -
тогда не инвольтируется ни одно животное.
2. Точка сборки находится в области дракона, но вне области змея -
тогда инвольтируется дракон, но не змей.
3. Точка сборки находится в области змея, но вне области дракона -
тогда инвольтируется змей, но не дракон.
3. Точка сборки находится в пересечении области дракона с областью
змея - тогда инвольтируются обе, но, в зависимости от конкретного
положения точки сборки, в разной степени.
А теперь читатель может перейти от абстракции к созерцанию и представить себе свои внутренние состояния при указанных положениях точки сборки, а заодно посмотреть на поведение при этом своего зверинца.
Поскольку всего тонких фигур семь, а не две, то в принципе возможных областей их инвольтации не четыре, а чуть больше (2 в 7 степени = 128), но конечно, не во все реально попадает точка сборки. С другой стороны, каждому сюжету, разыгрываемому тонкой семеркой, соответствует определенная траектория движения точки сборки, т.е. определенная последовательность переключений внутреннего внимания с одной тонкой фигуры на другую, или, точнее, с одного подмножества тонких фигур на другое, и соответствующая последовательность перемен инвольтаций. Научившись отслеживать скачки точки сборки, что совсем не трудно при условии знания географии соответствующей области, можно легко понять ключевые переключения инвольтаций тонких фигур в любом сюжете и перестроить его желаемым человеку образом. При этом нужно только понимать, что каждый устойчивый сюжет имеет свою инерцию, и если его попытаться просто разрушить, то на его месте просто создастся новый, очень похожий на предыдущий, поэтому хороший режиссер постарается сделать минимальные изменения в уже отработанном сюжете, заставив, тем не менее, действующих лиц вести себя в соответствии с его планами.
Вообще перед тем, как начинать работу над собой, следует тщательно изучить наиболее типичные имеющиеся у себя сюжеты поведения тонкой семерки и иметь в виду большую ее адаптивность к давлению извне и умение нейтрализовать любое прямое вмешательство максимум в два хода. Вот два типичных примера.
Человек говорит себе: "Я слишком привязан к удобствам. Надо расти над собой, истребляя чрезмерный эгоизм. Отныне встаю каждый день на час раньше, в 6 утра, и вечером час занимаюсь самообразованием, учу иностранный язык". Ровно в 6 часов утра следующего дня яростный звонок будильника инвольтирует черного, который здоровенной суковатой дубиной прогоняет сладко нежащуюся в кровати свинью, и она, визжа, убегает прочь, а человек, проклиная все на свете, начинает трудовой день. Вечером свинья инвольтируется обратно, черный человек убывает до обычных размеров, и под легкий желтоватый свет торшера донельзя усталый (и сонный) человек разрешает себе, так и быть, посмотреть телевизор. Торжествующая (хотя и слегка исхудавшая) свинья ставит будильник на обычные 7 часов, и следующий день ничем не отличается от вчерашнего. А вот другой случай: человек говорит себе: я с собой нечестен, слишком много лгу себе и другим. Отныне буду говорить себе и миру только правду. Желтый убывает ниже колена, однако тут же поднимает голову змей, одетый в академическую мантию и с "Пролегоменами" И. Канта подмышкой, и спрашивает: "А как же с вежливостью и прочими социальными манерами? А кому можно верить, что такое правда и где критерии, которым можно полностью доверять? А? За свое ли дело ты взялся, дружок, если лучшие философы и святые (истово крестится и бьет поклон) до сих пор не могут разобраться, что правда, а что нет; а впрочем, давай, полный вперед, Бог в помощь, если Он, конечно, существует". За время этой речи змея желтый подрастает до исходной величины и даже становится чуть больше обычного, а человек принимает (как ему кажется) очень мудрое решение: "Что мне, больше всех надо? Все врут, и я буду".
положении.
Человек, внутренне бескультурный, вообще практически не дифференцирует положения точки сборки, и он движется в определенных пределах, повинуясь его подсознанию и вне сознательного контроля. По мере того, как повышается понимание себя, пространство положений точки сборки постепенно осознается и разделяется сознанием на крупные области (например, область восприятия внешнего мира и область активного воздействия на внешний мир); параллельно растет и умение удерживать точку сборки в пределах этих областей. При этом развитие идет в двух направлениях: с одной стороны, расширяется пространство возможных положений точки сборки, а с другой - карты уже известных областей становятся все более крупномасштабными, и человек учится устойчивому удержанию точки сборки на небольших фрагментах, что означает высокую концентрацию внимания и способность стабильно удерживать сильные энергетические потоки.
Волевое движение точки сборки осуществляется концентрацией внимания - и только; никакие дополнительные энергетические усилия здесь не нужны. Однако точная фиксация положения точки сборки оказывается возможна только тогда, когда человек в достаточной мере представляет себе карту соответствующей области: чем крупнее масштаб, тем точнее фиксация. Поэтому для того, чтобы научиться дифференцировать тонкие фигуры, достаточно разобраться в состояниях своего внутреннего внимания, эти фигуры активизирующих, что довольно просто: каждый человек способен отличить свое состояние настройки на самоутверждение за счет других (область дракона) от состояния настройки на профанирующее высмеивание мира (область змея). Сложность заключается в том, что эти области пересекаются, но ни одна не содержит другую, и поэтому в принципе возможны четыре варианта положения точки сборки, качественно отличающиеся друг от
друга:
1. Точка сборки находится вне области дракона и вне области змея -
тогда не инвольтируется ни одно животное.
2. Точка сборки находится в области дракона, но вне области змея -
тогда инвольтируется дракон, но не змей.
3. Точка сборки находится в области змея, но вне области дракона -
тогда инвольтируется змей, но не дракон.
3. Точка сборки находится в пересечении области дракона с областью
змея - тогда инвольтируются обе, но, в зависимости от конкретного
положения точки сборки, в разной степени.
А теперь читатель может перейти от абстракции к созерцанию и представить себе свои внутренние состояния при указанных положениях точки сборки, а заодно посмотреть на поведение при этом своего зверинца.
Поскольку всего тонких фигур семь, а не две, то в принципе возможных областей их инвольтации не четыре, а чуть больше (2 в 7 степени = 128), но конечно, не во все реально попадает точка сборки. С другой стороны, каждому сюжету, разыгрываемому тонкой семеркой, соответствует определенная траектория движения точки сборки, т.е. определенная последовательность переключений внутреннего внимания с одной тонкой фигуры на другую, или, точнее, с одного подмножества тонких фигур на другое, и соответствующая последовательность перемен инвольтаций. Научившись отслеживать скачки точки сборки, что совсем не трудно при условии знания географии соответствующей области, можно легко понять ключевые переключения инвольтаций тонких фигур в любом сюжете и перестроить его желаемым человеку образом. При этом нужно только понимать, что каждый устойчивый сюжет имеет свою инерцию, и если его попытаться просто разрушить, то на его месте просто создастся новый, очень похожий на предыдущий, поэтому хороший режиссер постарается сделать минимальные изменения в уже отработанном сюжете, заставив, тем не менее, действующих лиц вести себя в соответствии с его планами.
Вообще перед тем, как начинать работу над собой, следует тщательно изучить наиболее типичные имеющиеся у себя сюжеты поведения тонкой семерки и иметь в виду большую ее адаптивность к давлению извне и умение нейтрализовать любое прямое вмешательство максимум в два хода. Вот два типичных примера.
Человек говорит себе: "Я слишком привязан к удобствам. Надо расти над собой, истребляя чрезмерный эгоизм. Отныне встаю каждый день на час раньше, в 6 утра, и вечером час занимаюсь самообразованием, учу иностранный язык". Ровно в 6 часов утра следующего дня яростный звонок будильника инвольтирует черного, который здоровенной суковатой дубиной прогоняет сладко нежащуюся в кровати свинью, и она, визжа, убегает прочь, а человек, проклиная все на свете, начинает трудовой день. Вечером свинья инвольтируется обратно, черный человек убывает до обычных размеров, и под легкий желтоватый свет торшера донельзя усталый (и сонный) человек разрешает себе, так и быть, посмотреть телевизор. Торжествующая (хотя и слегка исхудавшая) свинья ставит будильник на обычные 7 часов, и следующий день ничем не отличается от вчерашнего. А вот другой случай: человек говорит себе: я с собой нечестен, слишком много лгу себе и другим. Отныне буду говорить себе и миру только правду. Желтый убывает ниже колена, однако тут же поднимает голову змей, одетый в академическую мантию и с "Пролегоменами" И. Канта подмышкой, и спрашивает: "А как же с вежливостью и прочими социальными манерами? А кому можно верить, что такое правда и где критерии, которым можно полностью доверять? А? За свое ли дело ты взялся, дружок, если лучшие философы и святые (истово крестится и бьет поклон) до сих пор не могут разобраться, что правда, а что нет; а впрочем, давай, полный вперед, Бог в помощь, если Он, конечно, существует". За время этой речи змея желтый подрастает до исходной величины и даже становится чуть больше обычного, а человек принимает (как ему кажется) очень мудрое решение: "Что мне, больше всех надо? Все врут, и я буду".
Обсуждения Инвольтации. Контроль инвольтаций