2. АБСОЛЮТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПОЛНОСТЬЮ ПОДЧИНИТЬСЯ ТВОРЦУ
Мы уже сказали, что природа обязывает человеческий род жить общественной жизнью, и это просто. Однако нам необходимо всмотреться в законы, которые, с этой точки зрения, природа обязала нас исполнять – в том, что касается общественной жизни.
Мы уже сказали, что природа обязывает человеческий род жить общественной жизнью, и это просто. Однако нам необходимо всмотреться в законы, которые, с этой точки зрения, природа обязала нас исполнять – в том, что касается общественной жизни.
И если смотреть в целом, то нам следует выполнять в обществе лишь две заповеди, два закона, которые можно определить как «получение» и «отдача». То есть каждый обязан природой получать необходимое ему от общества, но также обязан отдавать посредством своей работы в пользу общества. Если же преступит один из двух этих законов, то будет безжалостно наказан, как уже говорилось.
Что до закона получения, то нам не требуется подробно его рассматривать, так как наказание приходит незамедлительно, а потому никакого пренебрежения им у нас не будет. Однако по второй заповеди – отдаче обществу, наказание не постигает нас немедленно. Мало того, наказание приходит к нам косвенно, поэтому эта заповедь, этот закон не соблюдается, как положено, и жарится человечество на огне в жутком котле, а меч и голод и порождения их не отступили от него и по сей день. И что удивительно: природа, как компетентный судья, наказывает нас, принимая во внимание наше развитие. Ведь мы видим, что чем больше развивается человечество, тем больше наши муки и страдания в поиске пропитания и средств к существованию.
Итак, перед вами экспериментальное научное обоснование того, что управлением Творца нам заповедано изо всех сил выполнять закон об отдаче другому с абсолютной точностью. Так, чтобы ни один из нас не преминул работать в таком объеме, который обеспечил бы обществу успех и счастье. А до тех пор, пока мы ленимся, не выполняя этого в полном объеме, не прекратит природа наказывать нас и мстить нам. И по ударам, которые претерпеваем в настоящем, должны мы сделать вывод о мече, обнаженном пред нашими глазами на будущее. Следует сделать из них верный вывод, дабы природа наконец-то победила нас, и все мы вместе в едином порыве обязались бы выполнять ее законы во всем требуемом от нас объеме.
Тем не менее, критик может возразить: ведь пока я всего лишь доказал, что нужно работать на людей, но откуда взять практическое доказательство того, что следует выполнять эту заповедь ради Творца? Однако об этом за нас позаботилась сама история, уготовив нашему взору исчерпывающий факт, которого довольно для полной оценки и несомненных выводов. Все видят такое государство, как Россия, с населением в сотни миллионов, в распоряжении которого земли, превышающие по площади всю Европу, и сырьевые ресурсы, которым почти нет равных во всем мире. Граждане его согласились уже жить коллективной жизнью и практически отменили всякую частную собственность, и у каждого нет иной заботы, кроме общественной пользы. Они, казалось бы, целиком приобрели доброе свойство отдачи ближнему в его полном смысле, насколько человеческий разум способен вообразить – но, вместе с тем, посмотрите, что с ними стало! Вместо того чтобы развиваться и возвышаться над буржуазными государствами, они опускались всё ниже и ниже – и теперь не то что неспособны дать работникам жизнь лучшую, чем у рабочих в буржуазных странах, но не могут обеспечить им даже хлеб насущный и прикрыть их наготу.
Этот факт действительно весьма нас удивляет. Ведь судя по богатству этой страны и количеству ее граждан, не должна она была, по человеческому разумению, дойти до такого. Но в одном согрешила эта нация, и Творец не простит ей этого, а именно: вся эта дорогая и возвышенная работа, т.е. отдача ближнему, которой они начали заниматься, должна быть ради Творца, а не ради человечества. А раз совершают они свою работу не ради Него, то нет у них права на существование, с позиции самой природы.
Но попробуйте вообразить себе, что каждый из этого общества трепетно выполнял бы заповедь Творца в той мере, в какой написано: «И возлюби Творца своего всем сердцем своим, всей душой, и всей силой» – и в этой же мере заботился бы о нуждах своего товарища и его желаниях – настолько, насколько заложено в человеке стремление выполнять собственные желания, как сказано: «Возлюби ближнего своего, как себя». При этом сам Творец был бы целью каждого работника во время его работы на счастье общества, т.е. работник ожидал бы, что посредством своей работы на общество он удостоится слиться с Творцом – с источником всей истины и блага, и всей прелести и нежности. Тогда, вне всякого сомнения, за считанные годы они превзошли бы по богатству все страны мира, ибо были бы способны использовать сырьевые ресурсы, находящиеся в их богатой земле, и действительно стали бы примером всем странам и назвались бы «благословленные Творцом».
Однако если вся работа по отдаче другому совершается лишь именем общества, то это непрочная основа. Ибо что и кто обяжет личность беспокоиться и трудиться во имя общества? Ведь никогда нельзя надеяться, что один сухой, безжизненный принцип, будет давать движущую силу – даже развитым людям, не говоря уж о не развитых.
Таким образом, возникает вопрос: откуда возьмет рабочий или крестьянин мотивацию, движущую силу, достаточную, чтобы подвигнуть его к работе (мотивация – целенаправленная сила, воздействующая и движущая всякое тело, отмеряя ему силу для работы, подобно топливу в машине)? Ведь размер насущного хлеба не изменит распределение сил, а никакой цели и награды перед ним не стоит. Ученым известно, что ни малейшего движения человек не совершит без движущей силы, т.е. не улучшив что-либо для самого себя. Например, если человек перекладывает руку со стула на стол, то это потому, что ему кажется, будто, положив руку на стол, он получит большее удовольствие. А если бы ему так не казалось, то оставил бы руку на стуле на всю жизнь, не сдвинув ее с места. Что уж говорить о б ольших хлопотах!
Если же вы скажете, что можно поставить над ними надсмотрщиков, чтобы наказывали каждого ленящегося и отбирали у него за это хлеб насущный, на это я спрошу: скажите, а сами надсмотрщики откуда возьмут мотивацию для своей работы? Ведь нахождение в специальном месте и наблюдение за людьми, с тем, чтобы заставлять их двигаться и трудиться, это тоже большие хлопоты – быть может, еще б ольшие, чем сама работа! Итак, это подобно желанию завести машину, не заправив ее топливом.
Поэтому установления их обречены на исчезновение самой природой, ибо закон природы накажет их, поскольку не приноравливают себя к выполнению ее веления: совершению действия отдачи ближнему как работы на Творца. Только выполняя ее, возможно прийти к конечной цели творения – слиянию с Ним, которое приходит к работнику в виде приятного, сладостного изобилия, усиливающегося настолько, чтобы возвысился, осознавая истинность Творца и развиваясь, – пока не удостоится того великого возвышения, на которое намекает фраза: «Око не увидит Всесильного, кроме Тебя».
Вообразите себе, что крестьянин и рабочий воочию ощутили бы эту цель во время работы на благо общества – тогда, конечно, не нуждались бы даже в надсмотрщиках, ведь у них уже была бы мотивация, которой полностью хватало бы для большого усилия – такого, что вознесло бы общество на вершину счастья. Конечно, такое понимание вещей требуется взрастить, причем правильным путем, однако очевидно, что иначе у них нет права на существование из-за упрямой природы, не знающей компромиссов. Вот что я хотел здесь доказать.
Итак, исходя из разумного осмысления опыта, на основании практической истории, слагающейся на наших глазах, я отчетливо доказал, что нет человечеству излечения никоим образом, кроме принятия на себя закона высшего управления, называемого «отдача ближнему для доставления радости Творцу», в размере, означенном двумя фразами.
Первая: «Возлюби ближнего своего, как себя» – представляет собой свойство самой работы, а именно: усилие для отдачи ближнему на благо общества должно быть не менее той величины, что заложена в человеке для заботы о собственных нуждах; и более того: необходимо заботиться о нуждах другого прежде, чем о своих.
Вторая фраза: «Возлюби Творца своего всем своим сердцем, всей душой, и всей силой» – формулирует цель, которая обязана находиться у каждого перед глазами, когда он работает на нужды своего товарища. Она предписывает ему действовать и трудиться только для того, чтобы снискать милость в глазах Творца – который повелел, а мы выполняем Его волю.
«Если захотите и послушаетесь – будете вкушать блага земли» – ибо не будет более на земле ни нищего, ни страдающего, ни эксплуатируемого, а счастье каждого неизмеримо возрастет. Но до тех пор, пока вы отказываетесь, не желая заключить союз о работе на Творца во всем вышеописанном размере, готова природа со своими законами мстить нам и не оставит нас в покое, пока не победит нас и мы не примем ее власти во всем, что она прикажет. И это то, что мы наглядно доказали.
Итак, я представил вам научное, практическое исследование, на основе логического анализа накопленного опыта, об абсолютной обязанности всех людей принять на себя работу Творца «всем своим сердцем, всей душой, и всей силой».
Что до закона получения, то нам не требуется подробно его рассматривать, так как наказание приходит незамедлительно, а потому никакого пренебрежения им у нас не будет. Однако по второй заповеди – отдаче обществу, наказание не постигает нас немедленно. Мало того, наказание приходит к нам косвенно, поэтому эта заповедь, этот закон не соблюдается, как положено, и жарится человечество на огне в жутком котле, а меч и голод и порождения их не отступили от него и по сей день. И что удивительно: природа, как компетентный судья, наказывает нас, принимая во внимание наше развитие. Ведь мы видим, что чем больше развивается человечество, тем больше наши муки и страдания в поиске пропитания и средств к существованию.
Итак, перед вами экспериментальное научное обоснование того, что управлением Творца нам заповедано изо всех сил выполнять закон об отдаче другому с абсолютной точностью. Так, чтобы ни один из нас не преминул работать в таком объеме, который обеспечил бы обществу успех и счастье. А до тех пор, пока мы ленимся, не выполняя этого в полном объеме, не прекратит природа наказывать нас и мстить нам. И по ударам, которые претерпеваем в настоящем, должны мы сделать вывод о мече, обнаженном пред нашими глазами на будущее. Следует сделать из них верный вывод, дабы природа наконец-то победила нас, и все мы вместе в едином порыве обязались бы выполнять ее законы во всем требуемом от нас объеме.
Тем не менее, критик может возразить: ведь пока я всего лишь доказал, что нужно работать на людей, но откуда взять практическое доказательство того, что следует выполнять эту заповедь ради Творца? Однако об этом за нас позаботилась сама история, уготовив нашему взору исчерпывающий факт, которого довольно для полной оценки и несомненных выводов. Все видят такое государство, как Россия, с населением в сотни миллионов, в распоряжении которого земли, превышающие по площади всю Европу, и сырьевые ресурсы, которым почти нет равных во всем мире. Граждане его согласились уже жить коллективной жизнью и практически отменили всякую частную собственность, и у каждого нет иной заботы, кроме общественной пользы. Они, казалось бы, целиком приобрели доброе свойство отдачи ближнему в его полном смысле, насколько человеческий разум способен вообразить – но, вместе с тем, посмотрите, что с ними стало! Вместо того чтобы развиваться и возвышаться над буржуазными государствами, они опускались всё ниже и ниже – и теперь не то что неспособны дать работникам жизнь лучшую, чем у рабочих в буржуазных странах, но не могут обеспечить им даже хлеб насущный и прикрыть их наготу.
Этот факт действительно весьма нас удивляет. Ведь судя по богатству этой страны и количеству ее граждан, не должна она была, по человеческому разумению, дойти до такого. Но в одном согрешила эта нация, и Творец не простит ей этого, а именно: вся эта дорогая и возвышенная работа, т.е. отдача ближнему, которой они начали заниматься, должна быть ради Творца, а не ради человечества. А раз совершают они свою работу не ради Него, то нет у них права на существование, с позиции самой природы.
Но попробуйте вообразить себе, что каждый из этого общества трепетно выполнял бы заповедь Творца в той мере, в какой написано: «И возлюби Творца своего всем сердцем своим, всей душой, и всей силой» – и в этой же мере заботился бы о нуждах своего товарища и его желаниях – настолько, насколько заложено в человеке стремление выполнять собственные желания, как сказано: «Возлюби ближнего своего, как себя». При этом сам Творец был бы целью каждого работника во время его работы на счастье общества, т.е. работник ожидал бы, что посредством своей работы на общество он удостоится слиться с Творцом – с источником всей истины и блага, и всей прелести и нежности. Тогда, вне всякого сомнения, за считанные годы они превзошли бы по богатству все страны мира, ибо были бы способны использовать сырьевые ресурсы, находящиеся в их богатой земле, и действительно стали бы примером всем странам и назвались бы «благословленные Творцом».
Однако если вся работа по отдаче другому совершается лишь именем общества, то это непрочная основа. Ибо что и кто обяжет личность беспокоиться и трудиться во имя общества? Ведь никогда нельзя надеяться, что один сухой, безжизненный принцип, будет давать движущую силу – даже развитым людям, не говоря уж о не развитых.
Таким образом, возникает вопрос: откуда возьмет рабочий или крестьянин мотивацию, движущую силу, достаточную, чтобы подвигнуть его к работе (мотивация – целенаправленная сила, воздействующая и движущая всякое тело, отмеряя ему силу для работы, подобно топливу в машине)? Ведь размер насущного хлеба не изменит распределение сил, а никакой цели и награды перед ним не стоит. Ученым известно, что ни малейшего движения человек не совершит без движущей силы, т.е. не улучшив что-либо для самого себя. Например, если человек перекладывает руку со стула на стол, то это потому, что ему кажется, будто, положив руку на стол, он получит большее удовольствие. А если бы ему так не казалось, то оставил бы руку на стуле на всю жизнь, не сдвинув ее с места. Что уж говорить о б ольших хлопотах!
Если же вы скажете, что можно поставить над ними надсмотрщиков, чтобы наказывали каждого ленящегося и отбирали у него за это хлеб насущный, на это я спрошу: скажите, а сами надсмотрщики откуда возьмут мотивацию для своей работы? Ведь нахождение в специальном месте и наблюдение за людьми, с тем, чтобы заставлять их двигаться и трудиться, это тоже большие хлопоты – быть может, еще б ольшие, чем сама работа! Итак, это подобно желанию завести машину, не заправив ее топливом.
Поэтому установления их обречены на исчезновение самой природой, ибо закон природы накажет их, поскольку не приноравливают себя к выполнению ее веления: совершению действия отдачи ближнему как работы на Творца. Только выполняя ее, возможно прийти к конечной цели творения – слиянию с Ним, которое приходит к работнику в виде приятного, сладостного изобилия, усиливающегося настолько, чтобы возвысился, осознавая истинность Творца и развиваясь, – пока не удостоится того великого возвышения, на которое намекает фраза: «Око не увидит Всесильного, кроме Тебя».
Вообразите себе, что крестьянин и рабочий воочию ощутили бы эту цель во время работы на благо общества – тогда, конечно, не нуждались бы даже в надсмотрщиках, ведь у них уже была бы мотивация, которой полностью хватало бы для большого усилия – такого, что вознесло бы общество на вершину счастья. Конечно, такое понимание вещей требуется взрастить, причем правильным путем, однако очевидно, что иначе у них нет права на существование из-за упрямой природы, не знающей компромиссов. Вот что я хотел здесь доказать.
Итак, исходя из разумного осмысления опыта, на основании практической истории, слагающейся на наших глазах, я отчетливо доказал, что нет человечеству излечения никоим образом, кроме принятия на себя закона высшего управления, называемого «отдача ближнему для доставления радости Творцу», в размере, означенном двумя фразами.
Первая: «Возлюби ближнего своего, как себя» – представляет собой свойство самой работы, а именно: усилие для отдачи ближнему на благо общества должно быть не менее той величины, что заложена в человеке для заботы о собственных нуждах; и более того: необходимо заботиться о нуждах другого прежде, чем о своих.
Вторая фраза: «Возлюби Творца своего всем своим сердцем, всей душой, и всей силой» – формулирует цель, которая обязана находиться у каждого перед глазами, когда он работает на нужды своего товарища. Она предписывает ему действовать и трудиться только для того, чтобы снискать милость в глазах Творца – который повелел, а мы выполняем Его волю.
«Если захотите и послушаетесь – будете вкушать блага земли» – ибо не будет более на земле ни нищего, ни страдающего, ни эксплуатируемого, а счастье каждого неизмеримо возрастет. Но до тех пор, пока вы отказываетесь, не желая заключить союз о работе на Творца во всем вышеописанном размере, готова природа со своими законами мстить нам и не оставит нас в покое, пока не победит нас и мы не примем ее власти во всем, что она прикажет. И это то, что мы наглядно доказали.
Итак, я представил вам научное, практическое исследование, на основе логического анализа накопленного опыта, об абсолютной обязанности всех людей принять на себя работу Творца «всем своим сердцем, всей душой, и всей силой».
Обсуждения Строение общества будущего часть 2