36
И на первый взгляд найдем в сказанном противоречие, ведь ранее было сказано, что только от сфиры малхут исходят формы к получающим, а здесь говорится, что от Брия и ниже, то есть формы нисходят к получающим от бины и ниже.
И на первый взгляд найдем в сказанном противоречие, ведь ранее было сказано, что только от сфиры малхут исходят формы к получающим, а здесь говорится, что от Брия и ниже, то есть формы нисходят к получающим от бины и ниже.
А дело в том, что в действительности форма или образ исходят ни от чего другого, кроме как от бхины далет, которой является малхут. От нее нисходят келим к получающим, а не от первых девяти сфирот: кетер, хохма, бина, тиферет. Но в мире исправления произошло взаимодействие свойств милосердия и ограничения. Это означает, что сфира малхут, определяемая как свойство ограничения, поднялась и проникла внутрь сфиры бина, определяемой как свойство милосердия.
И в соответствии с этим, с этого момента и далее, укоренились, как здесь сказано, келим малхут в сфире бина. Таким образом, «Зоар» начинает говорить от истинного корня образов, которыми являются келим. И говорит, что они находятся в малхут, а после этого говорит, что они находятся в мире Брия, то есть исходит это из этого взаимодействия, произведенного для исправления мира.
И также сказано мудрецами: «Изначально создал Творец мир на основании ограничения, но увидел, что мир не может существовать, и тогда произвел его взаимодействие с милосердием». И знай, что у десяти сфирот КАХАБ, ТУМ есть множество названий в книге «Зоар», соответствующих их многочисленным функциями.
Когда они называются Кетер-Ацилут-Брия-Ецира-Асия, их задача - различить между келим «дэ-паним» (лицевой стороны), называемыми Кетер-Ацилут, то есть кетер-хохма, и келим «дэ-ахораим» (обратной стороны), называемыми Брия-Ецира-Асия, то есть бина-тиферет-малхут. И такое разделение вытекает из взаимодействия свойств ограничения и милосердия.
И так как «Зоар» хочет намекнуть на взаимодействие малхут и бины, сфиру бина он называет Брия. Ведь до то как произошло это взаимодействие, не было в бине ни формы, ни образа, даже по отношению к получающим, а только в одной малхут.
37
И продолжает там: «...но после того, как придал эту форму строению «Адам элион» (Высший человек), спустился и «оделся» в нее. И он называется в ней по форме 4 букв АВАЯ, то есть десять сфирот КАХАБ, ТУМ, поскольку начало буквы йуд – это кетер, йуд – хохма, хей – бина, вав – тиферет и последняя буква хей – малхут, чтобы постигли Творца через свойства Его, то есть через сфирот, в каждом Его свойстве.
38
Разъяснение сказанного. От мира Брия и далее, то есть от бины, после взаимодействия ее со свойством ограничения, которым является малхут, нисходят образы и формы к получающим, т.е. к душам. Но ни в коем случае не на ее месте, а только на месте получающих.
И говорит, что «придал тогда форму строению «Адам элион», и спустился и «оделся» в форму этого человека». То есть, вся форма тела человека представляет собой 613 келим, исходящих из келим души, так как есть у души 613 духовных келим, называемые «248 органов и 365 жил», подразделяющиеся на пять частей, в соответствии с 4 буквами АВАЯ:
начало буквы йуд, ее рош – это кетер;
от пэ до хазе – хохма;
от хазе до табура – бина;
от табура до сиюм раглин – две сфиры: тиферет и малхут.
И так вся Тора является тайной парцуфа Адам, который представляет собой 248 исполнительных указаний, соответствующих 248-и органам, и 365 запретительных указаний, соответствующих 365-и жилам. И есть в ней пять частей - пять книг Торы. И это называется образом Адам элион, то есть Адам в мире Брия, являющимся биной, от которой начинаются келим, продолжающиеся до мест, где находятся душ. И назван Адам элион, поскольку в сфирот есть три категории Адам:
Адам дэ-Брия;
Адам дэ-Ецира;
Адам дэ-Асия.
Но в кетер и хохма нет совершенно никакого образа, который можно было бы соотнести с какой-нибудь буквой с точкой, или с четырьмя буквами АВАЯ. И поскольку здесь говорится о мире Брия, то уточнено – Адам элион.
И помни всегда сказанное в «Зоар» – все эти образы находятся не на месте сфирот бина, тиферет и малхут, а только на месте получающих. Но поскольку эти сфирот дают келим и одеяния, чтобы души постигли его с помощью света, нисходящего к ним в определенном объеме и границах, в соответствии с их 613 органами, то и дающих мы также называем «Адам». Однако там они – только белый цвет.
39
И это не должно стать затруднением, ведь четыре буквы АВАЯ и начало буквы йуд – это пять келим, всегда называемые «буквами», что является смыслом пяти сфирот КАХАБ, ТУМ. И разъяснено, что существуют келим и в кетер-хохма, на что намекают начало буквы йуд и буква йуд в имени АВАЯ.
А дело в том, что там, где сказано: «образы» и «формы», - представляющие собой келим, начинающиеся от мира Брия и ниже, речь идет только о трех сфирот: бине, тиферет и малхут, а не о кетер-хохма, то есть сути сфирот.
Однако следует знать, что сфирот включены друг в друга. И есть десять сфирот КАХАБ, ТУМ в кетере, и КАХАБ, ТУМ в хохме, и КАХАБ, ТУМ в бине, и КАХАБ, ТУМ в тиферет, и КАХАБ, ТУМ в малхут. И в соответствии с этим находим, что в каждой из пяти сфирот КАХАБ, ТУМ есть три сфиры: бина, тиферет и малхут, - из которых исходят келим.
И из этого пойми, что начало буквы йуд, являющийся тайной келим кетера, указывает на бину, тиферет и малхут, включенные в кетер. А буква хей имени АВАЯ, представляющая собой кли хохма, указывает на бину, тиферет и малхут, включенные в хохму. Таким образом, в кетере и в хохме, включенных даже в бину и в ЗОН, нет келим, а в бине, тиферет и малхут, включенных даже в кетер-хохма, келим есть.
И с этой точки зрения действительно есть пять уровней Адам, так как бина, тиферет и малхут в каждой из пяти сфирот совершают действие отдачи, что скрыто в названии «Меркава дэ-Адам». И в соответствии с этим существуют:
Адам уровня кетер, называемый «Адам кадмон»;
Адам уровня хохма, называемый «Адам дэ-Ацилут»;
Адам уровня бина, называемый «Адам дэ-Брия»;
Адам уровня тиферет, называемый «Адам дэ-Ецира»;
Адам уровня малхут, называемый «Адам дэ-Асия».
40
И назвал Себя именами «Эль», «Элоким», Шадай», «Цваот», «Экье», чтобы познали Его в каждом Его свойстве. И десять нестираемых имен в Торе являются тайной десяти сфирот, как сказано в «Зоар»:
сфира кетер называется Экье;
сфира хохма называется Йуд-хей;
сфира бина называется АВАЯ с огласовками Элоким;
сфира хесед называется Эль;
сфира гвура называется Элоким;
сфира тиферет называется АВАЯ;
две сфиры - нецах и ход называются Цваот;
сфира есод называется Хай;
сфира малхут называется АДНИ.
41
И если бы не распространился свет Творца на все творения посредством, якобы, облачения в эти сфирот, как творения смогли бы удостоиться познания Творца? И как осуществилось бы сказанное: «И наполнилась земля знанием Творца»?
Разъяснение таково, что Творец прибегает к уловкам, чтобы увидели Его души так, как будто в Нем самом были все эти изменения в сфирот. И это для того, чтобы дать душам возможность познать и постичь Его в достаточной мере, так как тогда осуществится сказанное: «И наполнилась земля знанием Творца».
42
И вместе с тем, горе тому, кто сравнит Творца с какой-нибудь мерой, то есть скажет, что мера эта находится в самом Творце, даже если это мера духовного, в которой Он предстает перед душами, а тем более мера материального, от природы людей, основа которых из праха, и они бренны и негодны.
Ведь, несмотря на то, что проявление Творца в душах таково, что изменения, происходящие в них, выглядят происходящими в Дающем, должно быть ясно душам, что им только кажется это. А в Творце никаких изменений и никаких мер, и весь Он – Высший свет. И это является смыслом сказанного: «И подобен Я сказанному пророками». И если ошибутся – горе им, так как немедленно утратят свет Творца. Я уже не говорю о глупцах, которые представляют Его каким-либо воплощением из плоти и крови, бренным и негодным.
И в соответствии с этим, с этого момента и далее, укоренились, как здесь сказано, келим малхут в сфире бина. Таким образом, «Зоар» начинает говорить от истинного корня образов, которыми являются келим. И говорит, что они находятся в малхут, а после этого говорит, что они находятся в мире Брия, то есть исходит это из этого взаимодействия, произведенного для исправления мира.
И также сказано мудрецами: «Изначально создал Творец мир на основании ограничения, но увидел, что мир не может существовать, и тогда произвел его взаимодействие с милосердием». И знай, что у десяти сфирот КАХАБ, ТУМ есть множество названий в книге «Зоар», соответствующих их многочисленным функциями.
Когда они называются Кетер-Ацилут-Брия-Ецира-Асия, их задача - различить между келим «дэ-паним» (лицевой стороны), называемыми Кетер-Ацилут, то есть кетер-хохма, и келим «дэ-ахораим» (обратной стороны), называемыми Брия-Ецира-Асия, то есть бина-тиферет-малхут. И такое разделение вытекает из взаимодействия свойств ограничения и милосердия.
И так как «Зоар» хочет намекнуть на взаимодействие малхут и бины, сфиру бина он называет Брия. Ведь до то как произошло это взаимодействие, не было в бине ни формы, ни образа, даже по отношению к получающим, а только в одной малхут.
37
И продолжает там: «...но после того, как придал эту форму строению «Адам элион» (Высший человек), спустился и «оделся» в нее. И он называется в ней по форме 4 букв АВАЯ, то есть десять сфирот КАХАБ, ТУМ, поскольку начало буквы йуд – это кетер, йуд – хохма, хей – бина, вав – тиферет и последняя буква хей – малхут, чтобы постигли Творца через свойства Его, то есть через сфирот, в каждом Его свойстве.
38
Разъяснение сказанного. От мира Брия и далее, то есть от бины, после взаимодействия ее со свойством ограничения, которым является малхут, нисходят образы и формы к получающим, т.е. к душам. Но ни в коем случае не на ее месте, а только на месте получающих.
И говорит, что «придал тогда форму строению «Адам элион», и спустился и «оделся» в форму этого человека». То есть, вся форма тела человека представляет собой 613 келим, исходящих из келим души, так как есть у души 613 духовных келим, называемые «248 органов и 365 жил», подразделяющиеся на пять частей, в соответствии с 4 буквами АВАЯ:
начало буквы йуд, ее рош – это кетер;
от пэ до хазе – хохма;
от хазе до табура – бина;
от табура до сиюм раглин – две сфиры: тиферет и малхут.
И так вся Тора является тайной парцуфа Адам, который представляет собой 248 исполнительных указаний, соответствующих 248-и органам, и 365 запретительных указаний, соответствующих 365-и жилам. И есть в ней пять частей - пять книг Торы. И это называется образом Адам элион, то есть Адам в мире Брия, являющимся биной, от которой начинаются келим, продолжающиеся до мест, где находятся душ. И назван Адам элион, поскольку в сфирот есть три категории Адам:
Адам дэ-Брия;
Адам дэ-Ецира;
Адам дэ-Асия.
Но в кетер и хохма нет совершенно никакого образа, который можно было бы соотнести с какой-нибудь буквой с точкой, или с четырьмя буквами АВАЯ. И поскольку здесь говорится о мире Брия, то уточнено – Адам элион.
И помни всегда сказанное в «Зоар» – все эти образы находятся не на месте сфирот бина, тиферет и малхут, а только на месте получающих. Но поскольку эти сфирот дают келим и одеяния, чтобы души постигли его с помощью света, нисходящего к ним в определенном объеме и границах, в соответствии с их 613 органами, то и дающих мы также называем «Адам». Однако там они – только белый цвет.
39
И это не должно стать затруднением, ведь четыре буквы АВАЯ и начало буквы йуд – это пять келим, всегда называемые «буквами», что является смыслом пяти сфирот КАХАБ, ТУМ. И разъяснено, что существуют келим и в кетер-хохма, на что намекают начало буквы йуд и буква йуд в имени АВАЯ.
А дело в том, что там, где сказано: «образы» и «формы», - представляющие собой келим, начинающиеся от мира Брия и ниже, речь идет только о трех сфирот: бине, тиферет и малхут, а не о кетер-хохма, то есть сути сфирот.
Однако следует знать, что сфирот включены друг в друга. И есть десять сфирот КАХАБ, ТУМ в кетере, и КАХАБ, ТУМ в хохме, и КАХАБ, ТУМ в бине, и КАХАБ, ТУМ в тиферет, и КАХАБ, ТУМ в малхут. И в соответствии с этим находим, что в каждой из пяти сфирот КАХАБ, ТУМ есть три сфиры: бина, тиферет и малхут, - из которых исходят келим.
И из этого пойми, что начало буквы йуд, являющийся тайной келим кетера, указывает на бину, тиферет и малхут, включенные в кетер. А буква хей имени АВАЯ, представляющая собой кли хохма, указывает на бину, тиферет и малхут, включенные в хохму. Таким образом, в кетере и в хохме, включенных даже в бину и в ЗОН, нет келим, а в бине, тиферет и малхут, включенных даже в кетер-хохма, келим есть.
И с этой точки зрения действительно есть пять уровней Адам, так как бина, тиферет и малхут в каждой из пяти сфирот совершают действие отдачи, что скрыто в названии «Меркава дэ-Адам». И в соответствии с этим существуют:
Адам уровня кетер, называемый «Адам кадмон»;
Адам уровня хохма, называемый «Адам дэ-Ацилут»;
Адам уровня бина, называемый «Адам дэ-Брия»;
Адам уровня тиферет, называемый «Адам дэ-Ецира»;
Адам уровня малхут, называемый «Адам дэ-Асия».
40
И назвал Себя именами «Эль», «Элоким», Шадай», «Цваот», «Экье», чтобы познали Его в каждом Его свойстве. И десять нестираемых имен в Торе являются тайной десяти сфирот, как сказано в «Зоар»:
сфира кетер называется Экье;
сфира хохма называется Йуд-хей;
сфира бина называется АВАЯ с огласовками Элоким;
сфира хесед называется Эль;
сфира гвура называется Элоким;
сфира тиферет называется АВАЯ;
две сфиры - нецах и ход называются Цваот;
сфира есод называется Хай;
сфира малхут называется АДНИ.
41
И если бы не распространился свет Творца на все творения посредством, якобы, облачения в эти сфирот, как творения смогли бы удостоиться познания Творца? И как осуществилось бы сказанное: «И наполнилась земля знанием Творца»?
Разъяснение таково, что Творец прибегает к уловкам, чтобы увидели Его души так, как будто в Нем самом были все эти изменения в сфирот. И это для того, чтобы дать душам возможность познать и постичь Его в достаточной мере, так как тогда осуществится сказанное: «И наполнилась земля знанием Творца».
42
И вместе с тем, горе тому, кто сравнит Творца с какой-нибудь мерой, то есть скажет, что мера эта находится в самом Творце, даже если это мера духовного, в которой Он предстает перед душами, а тем более мера материального, от природы людей, основа которых из праха, и они бренны и негодны.
Ведь, несмотря на то, что проявление Творца в душах таково, что изменения, происходящие в них, выглядят происходящими в Дающем, должно быть ясно душам, что им только кажется это. А в Творце никаких изменений и никаких мер, и весь Он – Высший свет. И это является смыслом сказанного: «И подобен Я сказанному пророками». И если ошибутся – горе им, так как немедленно утратят свет Творца. Я уже не говорю о глупцах, которые представляют Его каким-либо воплощением из плоти и крови, бренным и негодным.
Обсуждения Введение в Книгу Зоар часть 5