Введение в Книгу Зоар часть 3

16

И после того, как были четко разъяснены эти 4 категории: материя, форма материи, абстрактная форма и суть, - на наглядных примерах, было выяснено, что:

в отношении четвертой категории, которой является суть, у нас в принципе нет возможности её постижения;
Введение в Книгу Зоар часть 3
изучение третьей категории может привести к заблуждению;

и только первая категория – материя, и вторая – форма, воплощенная в материи, даны нам для ясного и достаточного постижения Высшим управлением. Ведь с их помощью можно понять и реальность духовных сущностей Высших миров АБЕА. И нет в них ни малейшей детали, которая не включала бы в себя эти четыре категории.

Если, например, взять какую-то часть мира Брия, то в ней есть келим красного цвета, через которые свет мира Брия передается находящимся в мире Брия. И кли мира Брия, имеющее красный цвет, представляет собой форму, «надетую» на суть, то есть относится к первой категории. И, несмотря на то, что это только цвет, он является проявлением и воздействием сути. И мы уже говорили, что никогда не сможем постичь саму суть – лишь проявление ее действий. Проявление такого действия мы и называем сущность, или материя, или тело, или кли.

А свет Творца «одевающийся» в красный цвет и проходящий через него представляет собой форму, «одевающуюся» на сущность, то есть относится ко второй категории. И поэтому он видится красным светом, что указывает на его «одеяние» и на то, что он светит через сущность, представляющую собой тело и материю, то есть красный цвет.

Но если все-таки возникнет желание отделить Высший свет от сущности, которой является красный цвет, и начать изучать его сам по себе, не облаченный в сущность, то поскольку это относится уже к третьей категории, абстрактной форме, то приведет к ошибкам.

В соответствии с этим существует строжайший запрет на изучение Высших миров, и ни один из настоящих каббалистов не станет этим заниматься, а тем более постигнувшие «Зоар». И нечего говорить о «сути» даже частички творения, так как нет у нас возможности постигнуть ее. Мы не постигаем даже сути предметов материального мира, не говоря уже о сущностях духовных.

Таким образом, у нас имеются четыре категории:
кли мира Брия, которое представляет собой красный цвет и определяется как сущность или материал мира Брия;

наполнение кли мира Брия Высшим светом, что является формой материала;

Высший свет как таковой, отделенный от материала мира Брия;

суть.
Таким образом, подробно разъяснено первое ограничение, гласящее, что о двух категориях в познании – третьей и четвертой в книге «Зоар» не говорится ни единого слова, и речь в ней идет исключительно о первой и второй категориях.

17

Разъясним второе ограничение. Знай, что как мы объяснили четыре категории в одной частичке мира Брия, как правило, то же самое справедливо и в отношении четырех миров АБЕА в общем, где красный, зеленый и черный цвета в трех мирах БЕА представляют собой материю или сущность. А белый цвет мира Ацилут – это форма, воплощенная в материю, то есть в три цвета, называемых БЕА. А мир Бесконечности как таковой является сутью.

И как мы говорили в первом ограничении, не дано нам постичь суть, являющуюся четвертой категорией, и скрытую в каждой сущности, даже в сущностях нашего мира. А белый цвет сам по себе, не «одетый» в три цвета в мирах БЕА, то есть свет хохма, не «одетый» в бину, тиферет и малхут, является абстрактной формой, которую мы не исследуем.

И о нем в «Зоар» ничего не говорится. Речь в ней идет только о первой категории, то есть о трех цветах БЕА, считающихся материалом, и представляющих собой три сфиры: бина, тиферет и малхут; а также о второй категории, представляющей собой свечение мира Ацилут, «одетое» в три цвета БЕА, то есть свет хохма, «одетый» в бину, тиферет и малхут, - форму, когда она воплощается в материю. Только эти две категории и рассматриваются в книге «Зоар».

В соответствии с этим, если изучающий не будет предельно внимательным в том, чтобы его мысли и понимание в изучении книги «Зоар» всегда находились в пределах этих двух категорий, он сразу же запутается во всех вопросах, так как лишит сказанное истинного смысла.

18

И как было разъяснено в отношении четырех миров АБЕА в общем, так это верно и по отношению к каждому миру в отдельности, и даже по отношению к любой маленькой части каждого из миров, как в рош мира Ацилут, так и в соф мира Асия, так как есть в ней сфирот КАХАБ, ТУМ. И сфира хохма, является формой, а бина, тиферет и малхут материей, в которую воплощается форма. То есть это первая и вторая категории, исследование которых проводится в «Зоар». Но сфира хохма, когда она не облачена в бину, тиферет и малхут, и является формой без материи, в «Зоар» не изучается. И тем более не занимается «Зоар» изучением сути – мира Бесконечности в той маленькой частичке.

Так что мы занимаемся изучением сфирот бина, тиферет и малхут в каждой части, даже в Ацилут, и не занимаемся исследованием абстрактной формы сфирот кетер и хохма, самих по себе, где бы они не находились, даже в малхут в соф мира Асия. Мы изучаем их лишь в той мере, в которой они воплощены в бине, тиферет и малхут.

Таким образом, четко разъяснены первое и второе ограничения: постигающие «Зоар» исследуют лишь материю или формы материи (что является первым ограничением), а также миры БЕА или свечение мира Ацилут в этих мирах (что является вторым ограничением)

19

А сейчас разъясним третье ограничение. Несмотря на то, что «Зоар» рассматривает каждый мир только как сфирот, являющиеся свечением Высшего света в этом мире, но из всех элементов уровней неживой, растительный, животный, говорящий, являющихся творениями соответствующего мира, все же главным предметом изучения «Зоар» является уровень говорящий в каждом мире.

И приведу пример из существующего в нашем мире. Как было сказано в «Предисловии к книге «Зоар» (п.42), четыре уровня: неживой, растительный, животный, говорящий, имеющиеся в каждом из миров, и даже в нашем мире, являются четырьмя частями желания получать. И в каждом из них также есть четыре уровня: неживой, растительный, животный, говорящий.

И человек в этом мире должен питаться от всех четырех уровней этого мира: неживой, растительный, животный, говорящий, - и за счет этого расти. Ведь даже в пище человека есть четыре составляющие этих четырех уровней, которые проистекают из четырех уровней (неживой, растительный, животный, говорящий), в теле человека. И это:

желание получать в мере необходимости для существования;

желание получать сверх меры, необходимой для существования. Стремится к излишествам и способно обуздать только телесные желания;

стремление к общественным наслаждениям, таким как почести и власть;

стремление к наукам.
И они проистекают из четырех частей желания получать в человеке:

желание получать в мере необходимости соответствует неживому уровню желания получать;

желание получать телесные наслаждения – это растительный уровень желания получать. Эти наслаждения даются для того, чтобы увеличилось и получило наслаждение его кли – мясо (басар) тела;

желание общественных наслаждений – это животный уровень желания получать. И эти наслаждения увеличивают дух (руах);

желание знаний соответствует уровню говорящий желания получать.

20

И находим, что, получая от первого уровня – меры необходимого для существования, и от второго - уровня телесных наслаждений, превышающих меру необходимого для существования, человек получает и питается от низших по отношению к нему уровней неживой, растительный, животный. Но от третьего уровня, представляющего собой общественные желания, такие, как почести и власть, он получает и наполняется от равных себе.

А от четвертого уровня – стремления к наукам, он получает наслаждение и наполняет себя от высшего по отношению к нему, то есть от сути мудрости и разума, представляющих собой понятия духовные.

21

Подобно этому существует разделение и в Высших духовных мирах. Ведь все миры являются оттиском одного с другого по направлению сверху вниз. Поэтому все уровни неживой, растительный, животный, говорящий в мире Брия, отпечатываются в мире Ецира. А с уровней неживой, растительный, животный, говорящий мира Ецира отпечатываются уровни неживой, растительный, животный, говорящий мира Асия. И неживой, растительный, животный, говорящий мира Асия отпечатываются как уровни неживой, растительный, животный, говорящий в этом мире.

И разъяснено в «Предисловии к книге «Зоар», что:
неживой уровень в духовных мирах называется «дворцы»;

растительный уровень называется «одеяния»;
животный уровень называется «ангелы»;
уровень говорящий – это души людей соответствующего мира;

а десять сфирот в каждом мире – это Высший свет.
Души людей являются центром каждого из миров. Они получают наполнение от всей духовной реальности соответствующего мира, так же как и человек в материальном мире получает наполнение от всей материальной действительности нашего мира. Это происходит так:

в первой стадии, которая является желанием получать в мере необходимости для существования, он получает свечение от дворцов и одеяний, которые там находятся.

во второй стадии, которая является излишествами телесных желаний, призванных взрастить тело человека, он получает от ангелов, находящихся там, то есть духовный свет, в количестве большем, чем необходимо для существования, для того чтобы развить духовные келим, в которые одета его душа.

В первой и второй стадиях человек получает от низших по отношению к нему уровней, которыми являются дворцы, одеяния и ангелы, находящиеся там. Их уровень ниже уровня душ людей.

в третьей стадии, представляющей собой общественные желания, которые развивают дух (руах) человека, он получает в этом мире от таких же как он. Таким образом, получающий там получает также и от равных себе, то есть от всех душ, находящихся в данном мире. И с их помощью увеличивает свет руах, наполняющий его душу;

в четвертой стадии желания, то есть в стремлении к наукам, он получает от сфирот соответствующего мира, от которых получает ХАБАД своей души.

Ведь душа человека, находящаяся в каждом из миров, должна развиваться и совершенствоваться от всего, что находится в этом мире. И это третье ограничение, о котором мы говорили. Но изучающий должен знать, что, несмотря на то, что в книге «Зоар» все элементы Высших миров изучаются как таковые, будь то сфирот, души, ангелы, одеяния или дворцы, но о них всегда говорится только по отношению к душе человека, получающей и питающейся от них. И все они направлены на обеспечение потребностей души. Поэтому, если в изучении будешь следовать этой линии, то поймешь все и достигнешь успеха на своем пути.

22

И после всего сказанного, осталось нам с помощью десяти сфирот описать все материальные образы, встречающиеся в книге «Зоар», такие как: выше и ниже, подъем и падение, уменьшение и распространение, малое состояние и большое, разделение и соединение, числа и тому подобное, - все, что низшие своими действиями, хорошими или плохими, вызывают в десяти сфирот. И на первый взгляд это кажется странным: возможно ли, что в высших мирах могут происходить изменения вследствие действий низших?

И даже если скажешь так, то этого не может произойти в высшем свете, который «одевается» в десять сфирот и светит в них. Изменения происходят только в келим сфирот, т.е. в сотворенном. Ведь они и были созданы как ранее не существовавшие лишь с сотворением душ, для того чтобы скрывать или раскрывать ступени постижения, в мере и темпе необходимом для душ, чтобы привести их к желаемому Окончательному исправлению. И действие их подобно действию оптического прибора, состоящего из четырех цветных стеклышек – белого, красного, зеленого и черного.

Так и белый цвет в книге, ее материал и буквы – все это существует в трех мирах БЕА, где находятся новосозданные келим сфирот, а не сам свет. Но совершенно неоправданным будет считать, что существует это в мире Ацилут, где и келим десяти сфирот представляют собой полное подобие по своим свойствам свету. Они едины с Высшим светом, наполняющем их, как сказано в «Тикуней Зоар»: «Он, свет и действия Его едины», то есть:

«Он» означает суть сфирот, что является тайной Бесконечности Творца;

«свет Его» - это свет, заполняющий сфирот, называемый свет хая. Ведь поскольку мир Ацилут - это уровень хохма, а свет этого уровня называется светом хая, то и сказано – «свет Его».

«действия Его» означают келим сфирот.
И все это представляет собой абсолютное единство. Но если так, то как же можно понять, что низшие вызывают там изменения? И в дополнение к этому нужно понять: если в том мире все является Высшим светом, и нет никаких новосозданных творений, то каким образом различаются в нем эти три составляющие, о которых говорится в «Тикуней Зоар»: «Он, свет и действия Его едины»? Разве не являются они просто абсолютным единством?

23

Для того чтобы понять это, следует вспомнить, сказанное в п.17, где разъяснено, что:

сущность, обязывающая действительность к существованию, является сутью, которую не дано нам постичь ни в сущностях материального мира, ни в сущности нас самих, ни тем более в Обязывающем действительность к существованию;

мир Ацилут – это форма;
три мира БЕА – материя;
а свечение Ацилут в БЕА – это форма, «одетая» на материю.

И здесь нужно понять, что название мир Бесконечности совершенно не является названием сущности, обязывающей действительность к существованию, ведь «как можно дать название тому, что не постигнуто»? И поскольку воображение и пять органов чувств не в состоянии воспроизвести нам ничего из относящегося к сути, даже и в материальном мире, как же возможны мысль или слово о Нем, о котором сказано - Обязывающий действительность к существованию. А понимать название мир Бесконечности следует так, как это определено нам в третьем ограничении, где говорится, что все сказанное в книге «Зоар», сказано только в отношении душ (п. 21)

Так что название мир Бесконечности выражает не суть Обязывающего действительность к существованию, как такового, а указывает на то, что все миры и все души включены в него в замысле творения, о котором сказано: «Завершение действия - в первоначальном замысле». И он является связью всего творения в целом, до Окончательного исправления соединенного в Творце в названии мир Бесконечности.

И это то, что мы называем «первое состояние душ» («Предисловие к книге «Зоар», п. 13), когда все души существуют в Творце, наполненные всеми наслаждениями, окончательную меру которых получат в состоянии Конечного исправления.

24

И можно привести пример из нашего мира. Скажем, человек хочет построить красивый дом. В первой же мысли он рисует себе дом, со всеми его комнатами и деталями, таким, каким он будет по завершении строительства. И после этого он составляет план работ во всех деталях, чтобы объяснить их рабочим, каждую деталь в своё время: и доски, и кирпичи, и металлоконструкции, и прочее. И только после этого он на практике приступает к строительству дома и строит его до завершения, как было у него запланировано в первой же мысли.

И знай, что в мире Бесконечности, представляющем собой тайну первичного замысла, все творение уже создано в своем окончательном совершенстве. Однако аллегория не отражает сути полностью, так как у Творца будущее и настоящее едины, и замысел завершается в Нем, и для действия Ему не требуется никаких инструментов, как нам. И потому это в Нем - настоящая реальность.

И мир Ацилут – он как мысленный, детальный план, который осуществится впоследствии, когда на практике начнут строительство дома. И знай, что оба, и первоначальный замысел, чем является мир Бесконечности, и мысленный, детальный план, который в свое время осуществится на практике, - в них совершенно ничего нет от творений, так как все еще находится в замысле и ничего не воплощено на практике.

Так же и у человека: несмотря на то, что он продумал все детали (кирпичи, металлические конструкции, доски), которые будут ему необходимы во время строительства, нет в еще этом ничего, кроме собственно мысленного материала. Нет в этом ни настоящих досок, ни кирпичей и вообще ничего. И вся разница в том, что мысленный план человека не является настоящей реальностью, в то время как замысел Творца – это реальность подлинная в несравнимо большей степени, чем реальность самих настоящих творений.

Итак, мы разъяснили тайну мира Бесконечности и мира Ацилут. Все о чем говорится в них, говорится только в связи с созданием творений, когда они только находятся в замысле, и ни в чем еще не проявилась их сущность. И это подобно тому, как в плане строительства, разрабатываемом человеком, нет ни досок, ни кирпичей, ни металлоконструкций и вообще ничего.

25

Три мира БЕА и этот мир представляют собой воплощение запланированного в действии, подобно тому, как человек, который на практике строит дом, привозит доски, кирпичи и рабочих, и так до завершения строительства. В соответствии с этим, Высший свет светит в мирах БЕА. И в той степени, в которой души должны получить, чтобы достичь своего завершения, он «одевается» в десять келим КАХАБ, ХАГАТ и НЕХИМ, которые являются реальными келим в отношении Творца, то есть они не относятся к Творцу, а созданы как не существовавшие ранее для потребностей душ.
×

По теме Введение в Книгу Зоар часть 3

Введение в Книгу Зоар часть 2

6 Как известно, десять сфирот называются хохма, бина, тиферет, малхут и их...
Религия

Введение в Книгу Зоар часть 4

26 Из приведенного примера можно понять, как три составляющих в плане...
Религия

Введение в Книгу Зоар часть 5

36 И на первый взгляд найдем в сказанном противоречие, ведь ранее было сказано...
Религия

Введение в Книгу Зоар

1 Глубина мудрости, заключенной в книге «Зоар», заперта на тысячу замков, а язык...
Религия

Читая Книгу Зоар

Книга Зоар была веками скрыта от человечества, и даже сегодня мы не знаем, как...
Религия

Путеводитель в Книгу Зоар. Система высших миров

Отрывки из моей будущей книги "Путеводитель в Книгу Зоар" Чтобы позволить нам...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека