Наука Каббала возникла не как плод человеческой мысли, оторванный от подлинной реальности. Человек, исследуя в целом окружающую действительность, достиг состояния, когда ему открылась реальность, находящаяся над уровнем восприятия его пяти органов чувств. Наука, изучающая эту Высшую реальность, называется Каббалой.
Одним из тех, кому открылась Высшая реальность, был Авраам. Он начал спрашивать: "Откуда я взялся, кто я, для чего существую? Зачем вращаются Солнце, Луна, звезды? Что такое этот мир, какая в нем надобность? Кто я в этом мире?" Как рассказывает Мидраш, Авраам стал задавать такие вопросы, вопреки тому, что раньше считал, будто мир - всего-навсего обычная, знакомая нам природа, к которой мы так и относимся.
Второй пример после Авраама - Моше. Он также ничем особенным не отличался. Пишут, что он воспитывался в доме Фараона и, видимо, получил подобающее воспитание. Он был принцем, любимцем дочери Фараона - Батьи и самого Фараона. Мидраши рассказывают о том, как он вел себя в доме Фараона, будучи младенцем, отроком, юношей... Ему дали все, что надлежит получить сыну царя. В какой-то момент Моше раскрылся Творец, и он убежал из дома Фараона. Т.е. ощутил, что не способен более оставаться в прежнем состоянии.
Точно так же Авраам ушел от своего отца Тераха, потому как не мог пребывать в рамках материалистического мировоззрения, ощущая себя, словно в тюрьме. В ответ на его вопросы, порожденные тоской, разочарованием, ему открылась Высшая природа - Высшая сила. Таким образом, Авраам, а затем Моше, обнаружили, что находится над природой. Благодаря этим открытиям, вслед за ними, пользуясь их помощью, их рекомендациями, другие люди так же достигли раскрытия Высшей природы. И об этом они рассказывают нам.
Наука Каббала может раскрыться естественным образом буквально каждому человеку, даже, если он не читает книг, не учится в различных заведениях, не идет в ученики к какому-нибудь мудрецу. В жизни человека наступает такой момент, когда он получает некий толчок и задается вопросом: "В чем смысл моей жизни, зачем я живу?" В результате ему может раскрыться Высшая реальность. Исходя из своего постижения, он начинает понимать, почему и зачем все так устроено, какова его роль в жизни, какое мировоззрение правильное и т.д.
В статье "Суть науки Каббала" Бааль Сулам говорит, что наука Каббала представляет собой причинно-следственный порядок нисхождения корней до уровня человека, что дает ему возможность с помощью этих корней, этих сил - раскрыть Высшую силу, соединиться с ней, достигнув тем самым ступени вечности и совершенства. Иными словами, возвыситься над природой, ощущаемой ныне человеком, и слиться с Высшей природой.
Есть в таком постижении, как говорит Бааль Сулам, общий и индивидуальный аспект. Индивидуальный аспект заключается в том, что отдельные особые души, в которых неожиданно проявляется огромное желание, самостоятельно вырываются за пределы материи, постигая управляющие ею силы и свойства. К таким людям относятся великие каббалисты – духовные предводители народа: Авраам, Моше, Рашби, Ари. Кроме индивидуального, есть общий аспект. Все человечество, говорит Бааль Сулам, неизбежно должно прийти, в итоге, к постижению самого высокого в природе уровня, именуемого миром Бесконечности, и существованию в нем.
Если так, то весьма интересно, почему наша история такая непонятная, сложная, запутанная? Как можно увидеть, что все Высшие корни, как рассказывают каббалисты, постепенно проявляются в этом мире и, в конце концов, приводят каждого человека в частности и все человечество в целом к вопросу о цели жизни и, в итоге, к дальнейшему подъему на ступень высшего, духовного существования? Как в течение всей истории разворачивается этот процесс?
Мне подготовили таблицу, о которой мы попытаемся поговорить, и будем возвращаться к ней. И накопив знания, сможем соединить все вместе, чтобы получилось цельное учение – о развитии в этом мире сверху вниз, и снизу вверх – все это станет нам более понятно. Позже мы выставим на нашем сайте эту таблицу, чтобы все смогли ее увидеть.
Как учит наука Каббала, как выявили каббалисты, существует «рацон лекабэль» - желание получать наслаждение. Весь материал творения в целом – это желание получать наслаждение. В нем имеется пять ступеней авиюта – пять уровней величины желания. Есть маленькие желания, несколько большие, еще большие, и так вплоть до величины желания пятого уровня. Желание изображают в виде кли - сосуда с пятью ступенями авиюта: шореш (корневая или нулевая), алеф (первая), бэт (вторая), гимел (третья) и далет (четвертая).
Эти ступени авиюта должны в конечном счете помочь нам исправить свою природу - изменить природу получающего на природу Дающего. Чтобы это стало возможным, вначале создан механизм исправления, согласно которому кли впоследствии проходит процесс исправления. Кто определяет этот процесс? Он устанавливается изначально самой природой, свойство которой - абсолютная отдача.
Как сообщают нам каббалисты, Высший свет, иными словами Высшая природа или Творец, желает лишь отдавать, Он - Дающий. Поэтому Он создает для себя желание получать наслаждение - получающего, которому может дать наибольшее благо – уровень самого Дающего. Относясь к получающему с любовью, Дающий соответственно обязан привести его к тому же состоянию, в котором находится сам, ибо нет ничего лучшего, нет ничего более совершенного. Ведь только тот, кто дает, кто способен отдавать, находится в совершенстве. В нем нет никаких хесронот (недостатков, потребностей), Он обладает всем.
Итак, первый закон гласит: Дающий, Творец или природа (гематрия слова тэва, природа идентична гематрии слова Элоким, Творец), с одной стороны, обязан создать получающего - нечто противоположное себе, чтобы было кому давать; а с другой, обязан привести этого получающего к тождественности с Дающим по свойствам. Совпадение по свойствам с Дающим, называется сближением, слиянием с Ним.
Аналогичное явление наблюдается в отношениях между людьми в этом мире. Измеряя расстояние между двумя людьми не по пространственному расположению их тел, а по внутреннему содержанию человека, необходимо рассмотреть все качества одного и другого, сравнить их и проанализировать насколько качества одного совпадают с качествами другого, или насколько они отличаются. Соответственно этому можно сказать, насколько эти люди различны, не похожи, далеки друг от друга.
Таким образом, сравнивая людей в нашем мире, мы можем их оценить не только по высоте, цвету кожи и прочим внешним признакам, но и по их сущности. В таком случае говорят: они близки друг другу или далеки друг от друга по своему мировоззрению, по свойствам характера, по привычкам - по всему, что составляет их сущность. Если два человека далеки друг от друга настолько, что мнение одного на 100 процентов противоречит мнению другого, то мы говорим, что они полярно противоположны, и между ними пролегла бесконечная пропасть. Почему бесконечная? Потому что у них нет ни одной точки соприкосновения. Если два человека находятся в таких взаимоотношениях, что, скажем, на 90 процентов похожи друг на друга, то расстояние между ними не столь велико. Их разделяет лишь 10 процентов.
Можно сказать по-другому: если между двумя людьми есть что-то общее, то они уже в этом соприкасаются друг с другом. Например, двое настолько сходны в каком-то одном мнении, что относительно этого мнения они - как один человек. Если у них более, чем одно общее мнение, то они как бы входят друг в друга, у них есть особая общая территория. Такие люди во многом могут быть сообщниками.
А если один человек точно похож на другого, то они соединяются вместе, и нет ничего в одном, что выходило бы за рамки другого. Такое явление называется слиянием. Буквально каждая частица одного сливается с каждой частицей другого, и они в любой своей частице и оба в целом становятся как один человек. Так говорят о происходящем в Духовном мире, потому что в данном случае речь идет не о телах, а о внутренних свойствах. И не только в том, что касается Духовного мира, но и в том, что относится к нашему миру: в психологии, в отношениях между людьми используют такие понятия, как "близко" и "далеко".
Двое людей, близкие друг другу по духу, по внутренним качествам, которых разделяет расстояние в тысячи километров, не перестают ощущать свою близость. Известны такие явления, когда мать буквально физически ощущает, что происходит с ее ребенком, находящимся вдали от нее.
Таким образом, и в нашем мире, и в Духовном, одним и тем же способом измеряют близость и отдаленность между людьми. Но в Духовном мире соотносятся с желаниями и стремлениями человека, ориентированными на то, что находится над этим миром. Итак, получающий обязан достичь того же состояния, в котором находится Дающий. Изначально получающий на 100 процентов отдален от Дающего. Его свойства настолько далеки от свойств дающего, что отношение между ними называется ненавистью.
Это означает, что в получающем, в творении нет ни одной мысли, ни одного желания, которое как-то походило бы на свойства Творца. Поэтому творению, не достигшему ни малейшего контакта с Творцом, невозможно описать, кто такой Творец, что такое Высшая сила, что такое Высшая природа, что такое свойство отдачи. Творение даже не может себе этого представить, настолько оно отдалено от Творца.
Вопрос: Это означает, что Творец нас ненавидит?
Сказано: "Творец ненавидит тела", т.е. ненавидит нашу внешнюю форму. Что такое ненависть? В духовном понятие "ненависть" означает совсем не то, что у нас в этом мире. Ненависть указывает на то, что между двумя объектами нет никакого соприкосновения, нет никакой близости. Можно вспомнить тысячи изречений по поводу того, что Творец добр и творящий добро для хороших и плохих... Но в духовном ненависть – это противоположность двух объектов, двух состояний. В нашем мире, ненавидя другого человека, желают ему зла. Тут же речь идет о совершенном взаимном непонимании.
Напрашивается вопрос: «Неужели Творец не понимает творение?» Однако ситуация рассматривается не со стороны Творца, а исключительно со стороны творения. Речь идет о том, как мы исследуем мир. "Не обсуждают то, чего не видно глазам", поэтому о Творце говорится только с точки зрения нашего восприятия. Когда ты молишься Творцу, что-то просишь у Него, желая, чтобы тебе стало лучше, тем самым ты якобы говоришь, что Он нехороший, приносит тебе зло, не любит тебя... Ты ведь хочешь, чтобы Творец улучшил свое отношение к тебе, не правда ли? Так мы судим об отношении Высшего к нам. "Каждый судит в мере своего изъяна". Так мы видим, так мы понимаем.
Но вернемся к предмету нашего обсуждения. Итак, мы, изначально созданные природой Дающего в виде желания получать наслаждение, обязаны привести свое желание к тождественности по свойствам с Дающим, к слиянию с Ним. Только тогда мы включаемся в состояние "Добр и Творит добро" в бесконечной неограниченной форме. Такова в целом конечная цель творения.
Почему нам необходимо проходить весь этот процесс? Это необходимо, чтобы в нас сформировались определенные категории, позволяющие из того состояния, когда между нами и Творцом огромная разница, когда мы видим, насколько отличны от Него, изучить всю эту бесконечную противоречивость, понять, что такое духовность, начать постепенно приближаться к ней и самим построить свое наилучшее состояние - состояние Бесконечности.
И тогда человек, кроме того, что самостоятельно создает это совершенное состояние, также осознает его и поэтому наслаждается им буквально в каждом, даже самом маленьком своем желании.
Как это происходит? Такой процесс называется "три линии". Каббалисты открыли и рассказывают нам, что есть Дающий, именуемый Творцом, который, создав кли, обязан был отдалить его от себя и поместить в такое состояние, чтобы оно совершенно не ощущало свет Творца. То есть образуется разрыв между Творцом и творением. Поскольку творение создано состоящим из пяти частей своего желания наслаждаться: шорэш (корневая), алеф, (первая), бэт (вторая), гимел (третья), и далет (четвертая), то на каждую часть должно быть скрытие, дабы творение абсолютно не зависело от света. Поэтому существует пять миров: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия.
После всех сокрытий остается точка, внутри которой создана вся материя, вся наша Вселенная. Это произошло приблизительно 15 миллиардов лет тому назад. Где-то через 12 миллиардов лет образовалось Солнце, вся солнечная система, Земля. 3 миллиарда лет тому назад на земном шаре начала развиваться жизнь.
Как писал Бааль Сулам, силам природы понадобится еще миллионы лет взаимодействовать между собой, пока на поверхности Земли не сформируется почва, на которой смогут произрастать растения, затем размножаться животные и т.д. и не начнет свое существование человек. То есть после многочисленных лет эволюции продолжается геологический процесс, в течение которого на земном шаре возникает человеческая жизнь. Итак, в начале появляется домэм - неживая природа, затем цомэах - растительная, хай - животная, и в итоге - мэдабэр - говорящая, т.е. человеческая.
Вопрос: Что было до того, как 15 миллиардов лет тому назад начал создаваться материальный мир?
До возникновения мира не было материи. Ведь материя нашего мира находится в наших ощущениях, в нашем восприятии. Существует проблема, как выглядит действительность, когда нет постигающего эту действительность. Мы всегда говорим, что нет действительности без того, кто ее постигает. Допустим, ты говоришь, что там, в небе есть какая-то звезда. Откуда ты знаешь? Предположим, кто-то видел. А если бы он не видел, эта звезда существовала бы или нет? Нет, не существовала бы, потому что она существует только относительно того, кто ее открыл.
Проблема в том, что мы никогда не можем исследовать, рассматривать, ощущать то, что выходит за рамки нашего восприятия. Поэтому совершенно безосновательны разговоры о том, чего никто никогда не видел и не чувствовал. Недаром все в науке делится на тайны и открытия, вся реальность делится на постигаемое и пока не постигаемое нами.
Напрашивается вопрос: имеем ли мы право говорить о реальности, которая существовала до того, как появился в этом мире человек? Известно, что мы воспринимаем всю действительность пятью органами чувств. Предстающая перед нами картина именно такая, потому что таковы наши пять органов чувств. Смогу ли я что-то уловить, если перекрою все свои органы чувств? Я ничего не буду воспринимать, я даже себя перестану ощущать. Т.е. если отключить все органы чувств (теоретически, мы не можем это сделать, но предположим – один-два органа ощущений можем отключить) человек не будет ощущать себя и то, что вокруг него. Тогда возникает вопрос: существует ли что-то или нет? Относительно этого человека не существует.
Можно возразить, дескать, мы проводим эксперимент лишь с одним человеком, а остальные тем временем воспринимают окружающую действительность. Но они воспринимают ее так же, как и тот, у кого отключены все ощущения, - только пятью органами чувств. А если им тоже отключить все ощущения, тогда существует реальность или нет? Не известно. Дело в том, что наше ощущение, будто мы находимся в существующей реальности, порождено нашими органами чувств, которые перед нами рисуют такую картину: я и нечто вне меня. Если я изменю свои органы чувств, то стану ощущать другую реальность. Это мы ощущаем, и видим воочию, когда расширяем свое восприятие посредством изучения науки Каббала.
Ранее перед человеком никогда не стоял вопрос о восприятии реальности. Впервые он возник во времена Ньютона. Исследуя природу, он начал задаваться вопросом, существуют ли ее законы сами по себе, или же только относительно человека. Тогда у всех ученых того периода выработалось такое мировоззрение, что обнаруженные ими законы абсолютны. Независимо от того, живет человек во Вселенной или нет, она все равно существует, и существуют законы Вселенной. Такая концепция называется теорией Ньютона. Это первое сформированное мировоззрение людей, исследующих мир, в котором они живут. Я не касаюсь каббалистов, которые еще со времен Авраама открыли истину, постигая силы, стоящие за материей.
А Ньютон и до него другие исследователи, философы и ученые делали свои открытия внутри материи. Поэтому возникла теория, что мир существует сам по себе, живет в нем человек или нет. В последствии наука развилась и ученые пришли к состоянию, когда у них начали возникать сомнения. Почему?
Известно, что разные виды животных, у которых органы чувств отличаются от наших, воспринимают реальность по-другому. Например, собака видит намного хуже человека, зато намного острее ощущает запахи. У нее вместо зрения, посредством которого человек воспринимает 99 процентов информации об окружающей действительности, сильно развито обоняние, позволяющее ей уловить множество оттенков запахов. Так собака воспринимает мир, причем ничуть не хуже человека. Она постоянно проверяет своим носом всю округу.
Разумеется обоняние – чувство более ограниченное, чем зрение. Зрением можно уловить то, что находится на довольно далеком расстоянии, зрение также можно усилить. Есть представители животного мира, у которых нет такого обоняния как у собаки, но они справляются с помощью других ощущений.
Таким образом, мы, не знаем, как на самом деле выглядит действительность, каждый вид творения воспринимает ее по-своему. Значит, наше восприятие реальности не абсолютно. Если расширить границы восприятия органов чувств, реальность будет выглядеть иначе. Если, к примеру, сдвинуть диапазон зрения с обычной длины световых волн в каком-нибудь направлении: в сторону инфра или ультраизлучения, или в сторону радиоволн, то человек начнет видеть тепловые волны, инфраизлучение и пр. Т.е. мои органы чувств построены таким образом, что передо мной вырисовывается привычно воспринимаемая реальность. Но это не означает, что она сама по себе существует именно в таком виде.
Занимаясь биологией, изучая различных живых существ, расширив диапазон восприятия органов чувств с помощью различных приборов, мы увидели, что наши ощущения весьма относительны. И вот появился Эйнштейн, который сказал, что реальность буквально во всем относительна. Она зависит от того, с какой скоростью мы движемся. С изменением скорости перемещения относительно какого-либо объекта, изменяется то, как я его воспринимаю.
Большое значение имеет сравнение скоростей. Двигаясь с постоянной скоростью, практически невозможно определить, перемещаемся мы или нет. Мы можем только проверить разницу между скоростями передвижения двух предметов, или скорость одного относительно другого. Но тому, кто движется без изменения скорости, кажется, что он находится в покое.
Теперь уже возникает проблема другого рода. Дело не в том, как я воспринимаю реальность, а в том, что мое восприятие - это не просто совокупность ощущений моих пяти органов чувств, а оно также зависит от того, какова взаимосвязь между мной и тем, что находится вне меня, насколько мы равны или насколько разнимся.
Итак, первая теория утверждает: все воспринимаемое мной находится снаружи и существует независимо от того, ощущаю я что-то или нет. Согласно второй теории находящееся вне меня изменяется в соответствии с моими свойствами. Изменяются мои свойства – соответственно меняется мое восприятие, и то, что я вижу, обретает иную форму.
Скажем, я вижу в ультра, инфра или рентгеновских лучах или в любом другом виде нашу Вселенную, наш мир. Передо мной, действительно, предстают совершенно иные картины. Т.е. все зависит от происходящих во мне изменений.
Есть еще одна теория, согласно которой все находящееся снаружи я ощущаю в соответствии с тем, как воздействую на него. Т.е. я вижу не что-то абсолютно оторванное от меня, а воспринимаю своими чувствами реальность, которая изменяется, согласно изменениям во мне. Исследуя объект, я волей-неволей вношу в него изменения. Поэтому невозможно сказать, каким был этот объект до того, как я начал его исследовать. Т.е. я воспринимаю некое сопряжение между мной и наблюдаемым объектом. Я ощущаю не мир, который существует сам по себе, а то, каким он мне видится. Предстающая предо мной картина - результат моих свойств и свойств окружающего меня мира. Есть и такая концепция. Все упомянутые теории имеют всевозможные вариации, и о них можно еще много говорить.
Существует и другое мировоззрение – мировоззрение каббалистов. Оно на протяжении истории развивалось не внутри материи, как это происходило с учеными, которые увидели и осознали, насколько они ограничены. Каббалисты развивали свое мировоззрение, исследуя Высшую природу. Им раскрылось, что Высшая природа - это свет, простой и неизменный, без каких-либо форм и образов, в общем, единая сила, названная ими Творцом или Дающим, ибо из Него исходит все. Он находится в полном покое и совершенно не изменяется относительно нас. Это некий абсолют. А я ощущаю его в соответствии с тем, насколько совпадаю с Ним по свойствам.
Ученые тоже пришли к выводу, что мы воспринимаем нашу реальность согласно тому, насколько совпадаем с ней по свойствам. Мое ухо может услышать лишь внешние звуки, соответствующие тем частотам, на которые настроен его внутренний механизм. Допустим, механизм моего уха настроен так, что оно улавливает диапазон частот от 20 до 200 тысяч герц, значит я слышу только звуки, частота которых от 20 до 200 тысяч герц, не более и не менее.
Если старый человек, у которого падает слух, слышит в диапазоне от 50 до 10 тысяч герц, то ему кажется, будто снаружи нет звуков более низких или более высоких частот. То же самое касается зрения и так далее. Т.е. все, что мы улавливаем извне, соответствует тем параметрам, которые способен воспроизвести тот или иной орган чувств.
На том же принципе основано духовное постижение. Я нахожусь, как говорят каббалисты, в море Высшего света – абсолютного, альтруистического, дающего. А мои качества прямо противоположны: я - получающий, а Он - Дающий. Поэтому мы не равны по свойствам. У меня внутри все направлено на получение, а у Него снаружи все направлено на отдачу, вот я и не могу воспринять Его, увидеть. Именно поэтому Он и скрыт от меня.
Что же мне делать? Если я хочу воспринимать Высшую реальность, то мне необходимо исправить себя внутри так, чтобы стать подобным Дающему. И тогда в мере подобия Ему я начну ощущать Высшую реальность. Если я совершенно отдален от Него по свойствам, то не ощущаю Его. Если я в чем-то соприкасаюсь с Ним, то одним касанием дотрагиваюсь до Него, так как исправил одно свое качество, и хоть в чем-то начинаю ощущать Дающего. Итак, исправляя свои свойства, я постепенно Его ощущаю все больше и больше, пока не дохожу до такого состояния, когда мы оказываемся вместе. Т.е. преодолевая разницу между Творцом и творением, получающий должен привести себя в соответствие со свойствами Света, чтобы включиться в Него, ощутить Его. Открыть Свет - означает, ощутить Его.
Вопрос: Хочу возвратиться к примеру с пожилым человеком, у которого падает слух. У него есть память, благодаря которой он может вспомнить звуки, улавливаемые им раньше. Он как бы слышит их. Чем это объяснить?
У старика понизился слух. Но у него от пережитого опыта остались впечатления о том, как он когда-то слышал, когда-то видел. Все это находится в его памяти. Наша память - как память в компьютере, где ничего не исчезает. Проблема лишь в том, чтобы вытащить из нее необходимое и обновить. Все, как в кинокамере, снимающей на пленку, проходит через наши органы чувств, фиксируется в памяти и остается там, пока она вновь не оживет. Мы иногда неожиданно вспоминаем о том, что было 30 лет тому назад. Я могу уловить какой-то запах, и он мне напомнит события 20-летней давности. И сегодня, вдруг ощутив какой-то аромат или что-то увидев, я вспоминаю о том, как был ребенком в доме матери и там происходило то-то и то-то...
Все чувства вместе с эпизодом, связанным с ними, записываются в памяти. И тогда, как в поисковой машине, всего лишь по одному из многочисленных параметров какой-нибудь зафиксированной в памяти картинки: запаху, цвету, маленькому фрагменту, - находящемуся снаружи, который напоминает тебе об эпизоде из прошлого, ты можешь извлечь из памяти целую картину. Есть много условий, при которых возможно или невозможно извлечь что-либо из памяти. Существуют различные техники, обучающие этому. (Но мы занимаемся другим, нам этого не нужно.) Итак, через органы чувств все данные переводятся в память, поэтому она в таких случаях является определяющей.
Поскольку старость ослабляет память, то человек перестает узнавать действительность, находящуюся перед ним. Он не может извлечь из памяти эпизоды вчерашнего дня. Сегодня та же картинка для него совсем новая. Он может даже не вспомнить, что было мгновение тому назад. Так человек теряет память. В сущности не теряет, он ничего не способен из нее извлечь.
Вопрос: Как при духовном продвижении используют память?
В духовном пути мы изучаем на себе свое строение, и наши чувства все больше и больше обостряются. Мы начинаем использовать все свои качества и, кроме того, на их основе обретаем новые свойства более высокой ступени. Качества, связанные с телом, умирают вместе с ним. Но если мы обретаем новые свойства, что над телом - свойства Дающего, с этими качествами Дающего мы остаемся навечно. Об этом сказано в статье Бааль Сулама "Как более не перевоплощаться".
Вопрос: Может ли сегодня ученый, изучающий природу научным способом, прийти к каббалистическим исследованиям?
Ученый исследует природу посредством пяти органов чувств, различных приборов и своего разума, не задействуя "точку в сердце", которая связана с силами, что над природой - силами отдачи. Мы уже разбирали строение Адама Ришон. Творец создал кли, именуемое Адам Ришон. Все мы находимся в нем как элементы общей конструкции. Каждая частица - желание или душа.
В таком состоянии желание по своей природе идентично Дающему. Затем частные души спускаются, т.е. теряют подобие по свойствам с Дающим. Попросту говоря, они становятся эгоистическими. У этих эгоистических желаний есть пять органов чувств. Итак, учеными проводятся исследования посредством пяти органов чувств, которыми воспринимается реальность, и полученная информация обрабатывается эгоистическим разумом.
Если в человеке возникает вопрос, в чем смысл жизни, и для чего я живу, в нем раскрывается то желание, которое внутри эго остается в виде крохотной точки, называемой "божественная частица свыше". В каждом из нас есть такая точка, дающая смутное ощущение, что мы откуда-то свыше, из другого мира. Поэтому, когда раскрывается такое желание в человеке, который не знает, откуда оно, но чувствует, что не из этого мира, он начинает стремиться к чему-то, находящемуся вне нас.
Приступив к исследованиям, исходя из этой точки, человек становится каббалистом. Если исследования проводятся посредством пяти органов чувств исходя из эго, то он будет просто ученым. Поэтому путь науки ведет в конце концов к краху, к чему, в принципе, и пришли сегодня ученые. Развитие человека во всех областях его деятельности приводит к состоянию опустошенности, он чувствует, что все его занятия ничего ему не дают, не делают мир лучше, и человек остается пустым. И тут раскрывается точка, называемая частицей Творца свыше - "точка в сердце", и человек начинает после всех научных изысканий стремиться к своему корню.
Вопрос: Постигает ли каббалист точку начала?
Когда говорят, что мы должны достичь уровня Дающего, имеется в виду, что постигают Его целиком и полностью. Т.е. не только точку нашего зарождения, но и мысль, желание, программу, существовавшую до нашего рождения, до нашего сотворения. Это называется сравняться с Дающим. Тождественность по свойствам с Дающим означает, постичь Его разум, быть как Он.
Человек, изменяя себя, приходит к этому собственными силами, по своему свободному выбору. Поднимаясь самостоятельно, он шаг за шагом изучает свою природу в сравнении с природой Дающего, монтирует в себе природу Дающего, то есть исправляет свою природу, тем самым приобретая разум Творца, постигая Замысел творения. Он не просто поднимается на лучший уровень, лучший уровень – это значит он становится неограниченным, как Высшая сила абсолютно во всем.
Вопрос: Если каббалисты говорят: все, что вне меня - это свет, а то, что во мне - сенсор, воспринимающий действительность, то почему, когда я хочу мгновенно очутиться, скажем, в Испании, или изменить окружающую картину, ничего не меняется?
Ты говоришь так. Вокруг меня - свет, в котором заключено много возможностей и вариаций - все картины мира. Эти фрагменты зависят от меня. Как только я меняю свои внутренние келим, сочетаю их особым образом, ставлю в особое соотношение друг с другом, тут же оказываюсь в любой, какой захочу, реальности. Верно. Но в чем же тогда проблема? Знать, как это делается? Прежде всего, о каких ощущениях ты говоришь? О пяти земных чувствах и эгоистическом разуме? Или речь идет о пяти духовных келим: Кетер, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Малхут с альтруистическим желанием или масахом (экраном)? Куда ты хочешь переместиться?
В наших земных чувствах мы не можем передвигаться и ничего не можем с ними сделать. Я не способен соединить свои желания так, чтобы увидеть другую картину, потому что эти чувства неживые, они не подлежат исправлению. Став самым большим каббалистом, я все равно останусь в своем теле с его органами восприятия. Состарившись, я стану хуже слышать и видеть, даже если в духовных келим буду созерцать мир от края и до края. Пять земных чувств в нас постоянны, они неживые, и мы не способны их изменить. Невозможно по желанию увидеть своими глазами мир в рентгеновском излучении, каким бы мудрецом я ни был.
Вопрос: Откуда это проистекает, если мы говорим, что человек может изменить себя?
Ты можешь изменить лишь то, что способен изменить. Свойства тела - пять органов чувств и сопровождающие их эгоистические свойства не подлежат исправлению, изменению. То, что ты можешь изменить - это над "точкой в сердце", над "частицей Творца свыше" надстроить духовное кли, подобное Дающему.
Такое кли уже существует. Я в этом кли получил маленькую частицу и постепенно восстанавливаю ее до целостного кли, свойство которого равно свойству Дающего. Это кли специально спустилось вниз в этот мир. Сейчас оно находится во мне в виде точки устремления к чему-то, а к чему, я не знаю. И тогда я постепенно поднимаюсь обратно и сравниваюсь по свойствам с Творцом. Именно это и подлежит изменению. А в своих пяти земных чувствах я не меняюсь.
Одним из тех, кому открылась Высшая реальность, был Авраам. Он начал спрашивать: "Откуда я взялся, кто я, для чего существую? Зачем вращаются Солнце, Луна, звезды? Что такое этот мир, какая в нем надобность? Кто я в этом мире?" Как рассказывает Мидраш, Авраам стал задавать такие вопросы, вопреки тому, что раньше считал, будто мир - всего-навсего обычная, знакомая нам природа, к которой мы так и относимся.
Второй пример после Авраама - Моше. Он также ничем особенным не отличался. Пишут, что он воспитывался в доме Фараона и, видимо, получил подобающее воспитание. Он был принцем, любимцем дочери Фараона - Батьи и самого Фараона. Мидраши рассказывают о том, как он вел себя в доме Фараона, будучи младенцем, отроком, юношей... Ему дали все, что надлежит получить сыну царя. В какой-то момент Моше раскрылся Творец, и он убежал из дома Фараона. Т.е. ощутил, что не способен более оставаться в прежнем состоянии.
Точно так же Авраам ушел от своего отца Тераха, потому как не мог пребывать в рамках материалистического мировоззрения, ощущая себя, словно в тюрьме. В ответ на его вопросы, порожденные тоской, разочарованием, ему открылась Высшая природа - Высшая сила. Таким образом, Авраам, а затем Моше, обнаружили, что находится над природой. Благодаря этим открытиям, вслед за ними, пользуясь их помощью, их рекомендациями, другие люди так же достигли раскрытия Высшей природы. И об этом они рассказывают нам.
Наука Каббала может раскрыться естественным образом буквально каждому человеку, даже, если он не читает книг, не учится в различных заведениях, не идет в ученики к какому-нибудь мудрецу. В жизни человека наступает такой момент, когда он получает некий толчок и задается вопросом: "В чем смысл моей жизни, зачем я живу?" В результате ему может раскрыться Высшая реальность. Исходя из своего постижения, он начинает понимать, почему и зачем все так устроено, какова его роль в жизни, какое мировоззрение правильное и т.д.
В статье "Суть науки Каббала" Бааль Сулам говорит, что наука Каббала представляет собой причинно-следственный порядок нисхождения корней до уровня человека, что дает ему возможность с помощью этих корней, этих сил - раскрыть Высшую силу, соединиться с ней, достигнув тем самым ступени вечности и совершенства. Иными словами, возвыситься над природой, ощущаемой ныне человеком, и слиться с Высшей природой.
Есть в таком постижении, как говорит Бааль Сулам, общий и индивидуальный аспект. Индивидуальный аспект заключается в том, что отдельные особые души, в которых неожиданно проявляется огромное желание, самостоятельно вырываются за пределы материи, постигая управляющие ею силы и свойства. К таким людям относятся великие каббалисты – духовные предводители народа: Авраам, Моше, Рашби, Ари. Кроме индивидуального, есть общий аспект. Все человечество, говорит Бааль Сулам, неизбежно должно прийти, в итоге, к постижению самого высокого в природе уровня, именуемого миром Бесконечности, и существованию в нем.
Если так, то весьма интересно, почему наша история такая непонятная, сложная, запутанная? Как можно увидеть, что все Высшие корни, как рассказывают каббалисты, постепенно проявляются в этом мире и, в конце концов, приводят каждого человека в частности и все человечество в целом к вопросу о цели жизни и, в итоге, к дальнейшему подъему на ступень высшего, духовного существования? Как в течение всей истории разворачивается этот процесс?
Мне подготовили таблицу, о которой мы попытаемся поговорить, и будем возвращаться к ней. И накопив знания, сможем соединить все вместе, чтобы получилось цельное учение – о развитии в этом мире сверху вниз, и снизу вверх – все это станет нам более понятно. Позже мы выставим на нашем сайте эту таблицу, чтобы все смогли ее увидеть.
Как учит наука Каббала, как выявили каббалисты, существует «рацон лекабэль» - желание получать наслаждение. Весь материал творения в целом – это желание получать наслаждение. В нем имеется пять ступеней авиюта – пять уровней величины желания. Есть маленькие желания, несколько большие, еще большие, и так вплоть до величины желания пятого уровня. Желание изображают в виде кли - сосуда с пятью ступенями авиюта: шореш (корневая или нулевая), алеф (первая), бэт (вторая), гимел (третья) и далет (четвертая).
Эти ступени авиюта должны в конечном счете помочь нам исправить свою природу - изменить природу получающего на природу Дающего. Чтобы это стало возможным, вначале создан механизм исправления, согласно которому кли впоследствии проходит процесс исправления. Кто определяет этот процесс? Он устанавливается изначально самой природой, свойство которой - абсолютная отдача.
Как сообщают нам каббалисты, Высший свет, иными словами Высшая природа или Творец, желает лишь отдавать, Он - Дающий. Поэтому Он создает для себя желание получать наслаждение - получающего, которому может дать наибольшее благо – уровень самого Дающего. Относясь к получающему с любовью, Дающий соответственно обязан привести его к тому же состоянию, в котором находится сам, ибо нет ничего лучшего, нет ничего более совершенного. Ведь только тот, кто дает, кто способен отдавать, находится в совершенстве. В нем нет никаких хесронот (недостатков, потребностей), Он обладает всем.
Итак, первый закон гласит: Дающий, Творец или природа (гематрия слова тэва, природа идентична гематрии слова Элоким, Творец), с одной стороны, обязан создать получающего - нечто противоположное себе, чтобы было кому давать; а с другой, обязан привести этого получающего к тождественности с Дающим по свойствам. Совпадение по свойствам с Дающим, называется сближением, слиянием с Ним.
Аналогичное явление наблюдается в отношениях между людьми в этом мире. Измеряя расстояние между двумя людьми не по пространственному расположению их тел, а по внутреннему содержанию человека, необходимо рассмотреть все качества одного и другого, сравнить их и проанализировать насколько качества одного совпадают с качествами другого, или насколько они отличаются. Соответственно этому можно сказать, насколько эти люди различны, не похожи, далеки друг от друга.
Таким образом, сравнивая людей в нашем мире, мы можем их оценить не только по высоте, цвету кожи и прочим внешним признакам, но и по их сущности. В таком случае говорят: они близки друг другу или далеки друг от друга по своему мировоззрению, по свойствам характера, по привычкам - по всему, что составляет их сущность. Если два человека далеки друг от друга настолько, что мнение одного на 100 процентов противоречит мнению другого, то мы говорим, что они полярно противоположны, и между ними пролегла бесконечная пропасть. Почему бесконечная? Потому что у них нет ни одной точки соприкосновения. Если два человека находятся в таких взаимоотношениях, что, скажем, на 90 процентов похожи друг на друга, то расстояние между ними не столь велико. Их разделяет лишь 10 процентов.
Можно сказать по-другому: если между двумя людьми есть что-то общее, то они уже в этом соприкасаются друг с другом. Например, двое настолько сходны в каком-то одном мнении, что относительно этого мнения они - как один человек. Если у них более, чем одно общее мнение, то они как бы входят друг в друга, у них есть особая общая территория. Такие люди во многом могут быть сообщниками.
А если один человек точно похож на другого, то они соединяются вместе, и нет ничего в одном, что выходило бы за рамки другого. Такое явление называется слиянием. Буквально каждая частица одного сливается с каждой частицей другого, и они в любой своей частице и оба в целом становятся как один человек. Так говорят о происходящем в Духовном мире, потому что в данном случае речь идет не о телах, а о внутренних свойствах. И не только в том, что касается Духовного мира, но и в том, что относится к нашему миру: в психологии, в отношениях между людьми используют такие понятия, как "близко" и "далеко".
Двое людей, близкие друг другу по духу, по внутренним качествам, которых разделяет расстояние в тысячи километров, не перестают ощущать свою близость. Известны такие явления, когда мать буквально физически ощущает, что происходит с ее ребенком, находящимся вдали от нее.
Таким образом, и в нашем мире, и в Духовном, одним и тем же способом измеряют близость и отдаленность между людьми. Но в Духовном мире соотносятся с желаниями и стремлениями человека, ориентированными на то, что находится над этим миром. Итак, получающий обязан достичь того же состояния, в котором находится Дающий. Изначально получающий на 100 процентов отдален от Дающего. Его свойства настолько далеки от свойств дающего, что отношение между ними называется ненавистью.
Это означает, что в получающем, в творении нет ни одной мысли, ни одного желания, которое как-то походило бы на свойства Творца. Поэтому творению, не достигшему ни малейшего контакта с Творцом, невозможно описать, кто такой Творец, что такое Высшая сила, что такое Высшая природа, что такое свойство отдачи. Творение даже не может себе этого представить, настолько оно отдалено от Творца.
Вопрос: Это означает, что Творец нас ненавидит?
Сказано: "Творец ненавидит тела", т.е. ненавидит нашу внешнюю форму. Что такое ненависть? В духовном понятие "ненависть" означает совсем не то, что у нас в этом мире. Ненависть указывает на то, что между двумя объектами нет никакого соприкосновения, нет никакой близости. Можно вспомнить тысячи изречений по поводу того, что Творец добр и творящий добро для хороших и плохих... Но в духовном ненависть – это противоположность двух объектов, двух состояний. В нашем мире, ненавидя другого человека, желают ему зла. Тут же речь идет о совершенном взаимном непонимании.
Напрашивается вопрос: «Неужели Творец не понимает творение?» Однако ситуация рассматривается не со стороны Творца, а исключительно со стороны творения. Речь идет о том, как мы исследуем мир. "Не обсуждают то, чего не видно глазам", поэтому о Творце говорится только с точки зрения нашего восприятия. Когда ты молишься Творцу, что-то просишь у Него, желая, чтобы тебе стало лучше, тем самым ты якобы говоришь, что Он нехороший, приносит тебе зло, не любит тебя... Ты ведь хочешь, чтобы Творец улучшил свое отношение к тебе, не правда ли? Так мы судим об отношении Высшего к нам. "Каждый судит в мере своего изъяна". Так мы видим, так мы понимаем.
Но вернемся к предмету нашего обсуждения. Итак, мы, изначально созданные природой Дающего в виде желания получать наслаждение, обязаны привести свое желание к тождественности по свойствам с Дающим, к слиянию с Ним. Только тогда мы включаемся в состояние "Добр и Творит добро" в бесконечной неограниченной форме. Такова в целом конечная цель творения.
Почему нам необходимо проходить весь этот процесс? Это необходимо, чтобы в нас сформировались определенные категории, позволяющие из того состояния, когда между нами и Творцом огромная разница, когда мы видим, насколько отличны от Него, изучить всю эту бесконечную противоречивость, понять, что такое духовность, начать постепенно приближаться к ней и самим построить свое наилучшее состояние - состояние Бесконечности.
И тогда человек, кроме того, что самостоятельно создает это совершенное состояние, также осознает его и поэтому наслаждается им буквально в каждом, даже самом маленьком своем желании.
Как это происходит? Такой процесс называется "три линии". Каббалисты открыли и рассказывают нам, что есть Дающий, именуемый Творцом, который, создав кли, обязан был отдалить его от себя и поместить в такое состояние, чтобы оно совершенно не ощущало свет Творца. То есть образуется разрыв между Творцом и творением. Поскольку творение создано состоящим из пяти частей своего желания наслаждаться: шорэш (корневая), алеф, (первая), бэт (вторая), гимел (третья), и далет (четвертая), то на каждую часть должно быть скрытие, дабы творение абсолютно не зависело от света. Поэтому существует пять миров: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия.
После всех сокрытий остается точка, внутри которой создана вся материя, вся наша Вселенная. Это произошло приблизительно 15 миллиардов лет тому назад. Где-то через 12 миллиардов лет образовалось Солнце, вся солнечная система, Земля. 3 миллиарда лет тому назад на земном шаре начала развиваться жизнь.
Как писал Бааль Сулам, силам природы понадобится еще миллионы лет взаимодействовать между собой, пока на поверхности Земли не сформируется почва, на которой смогут произрастать растения, затем размножаться животные и т.д. и не начнет свое существование человек. То есть после многочисленных лет эволюции продолжается геологический процесс, в течение которого на земном шаре возникает человеческая жизнь. Итак, в начале появляется домэм - неживая природа, затем цомэах - растительная, хай - животная, и в итоге - мэдабэр - говорящая, т.е. человеческая.
Вопрос: Что было до того, как 15 миллиардов лет тому назад начал создаваться материальный мир?
До возникновения мира не было материи. Ведь материя нашего мира находится в наших ощущениях, в нашем восприятии. Существует проблема, как выглядит действительность, когда нет постигающего эту действительность. Мы всегда говорим, что нет действительности без того, кто ее постигает. Допустим, ты говоришь, что там, в небе есть какая-то звезда. Откуда ты знаешь? Предположим, кто-то видел. А если бы он не видел, эта звезда существовала бы или нет? Нет, не существовала бы, потому что она существует только относительно того, кто ее открыл.
Проблема в том, что мы никогда не можем исследовать, рассматривать, ощущать то, что выходит за рамки нашего восприятия. Поэтому совершенно безосновательны разговоры о том, чего никто никогда не видел и не чувствовал. Недаром все в науке делится на тайны и открытия, вся реальность делится на постигаемое и пока не постигаемое нами.
Напрашивается вопрос: имеем ли мы право говорить о реальности, которая существовала до того, как появился в этом мире человек? Известно, что мы воспринимаем всю действительность пятью органами чувств. Предстающая перед нами картина именно такая, потому что таковы наши пять органов чувств. Смогу ли я что-то уловить, если перекрою все свои органы чувств? Я ничего не буду воспринимать, я даже себя перестану ощущать. Т.е. если отключить все органы чувств (теоретически, мы не можем это сделать, но предположим – один-два органа ощущений можем отключить) человек не будет ощущать себя и то, что вокруг него. Тогда возникает вопрос: существует ли что-то или нет? Относительно этого человека не существует.
Можно возразить, дескать, мы проводим эксперимент лишь с одним человеком, а остальные тем временем воспринимают окружающую действительность. Но они воспринимают ее так же, как и тот, у кого отключены все ощущения, - только пятью органами чувств. А если им тоже отключить все ощущения, тогда существует реальность или нет? Не известно. Дело в том, что наше ощущение, будто мы находимся в существующей реальности, порождено нашими органами чувств, которые перед нами рисуют такую картину: я и нечто вне меня. Если я изменю свои органы чувств, то стану ощущать другую реальность. Это мы ощущаем, и видим воочию, когда расширяем свое восприятие посредством изучения науки Каббала.
Ранее перед человеком никогда не стоял вопрос о восприятии реальности. Впервые он возник во времена Ньютона. Исследуя природу, он начал задаваться вопросом, существуют ли ее законы сами по себе, или же только относительно человека. Тогда у всех ученых того периода выработалось такое мировоззрение, что обнаруженные ими законы абсолютны. Независимо от того, живет человек во Вселенной или нет, она все равно существует, и существуют законы Вселенной. Такая концепция называется теорией Ньютона. Это первое сформированное мировоззрение людей, исследующих мир, в котором они живут. Я не касаюсь каббалистов, которые еще со времен Авраама открыли истину, постигая силы, стоящие за материей.
А Ньютон и до него другие исследователи, философы и ученые делали свои открытия внутри материи. Поэтому возникла теория, что мир существует сам по себе, живет в нем человек или нет. В последствии наука развилась и ученые пришли к состоянию, когда у них начали возникать сомнения. Почему?
Известно, что разные виды животных, у которых органы чувств отличаются от наших, воспринимают реальность по-другому. Например, собака видит намного хуже человека, зато намного острее ощущает запахи. У нее вместо зрения, посредством которого человек воспринимает 99 процентов информации об окружающей действительности, сильно развито обоняние, позволяющее ей уловить множество оттенков запахов. Так собака воспринимает мир, причем ничуть не хуже человека. Она постоянно проверяет своим носом всю округу.
Разумеется обоняние – чувство более ограниченное, чем зрение. Зрением можно уловить то, что находится на довольно далеком расстоянии, зрение также можно усилить. Есть представители животного мира, у которых нет такого обоняния как у собаки, но они справляются с помощью других ощущений.
Таким образом, мы, не знаем, как на самом деле выглядит действительность, каждый вид творения воспринимает ее по-своему. Значит, наше восприятие реальности не абсолютно. Если расширить границы восприятия органов чувств, реальность будет выглядеть иначе. Если, к примеру, сдвинуть диапазон зрения с обычной длины световых волн в каком-нибудь направлении: в сторону инфра или ультраизлучения, или в сторону радиоволн, то человек начнет видеть тепловые волны, инфраизлучение и пр. Т.е. мои органы чувств построены таким образом, что передо мной вырисовывается привычно воспринимаемая реальность. Но это не означает, что она сама по себе существует именно в таком виде.
Занимаясь биологией, изучая различных живых существ, расширив диапазон восприятия органов чувств с помощью различных приборов, мы увидели, что наши ощущения весьма относительны. И вот появился Эйнштейн, который сказал, что реальность буквально во всем относительна. Она зависит от того, с какой скоростью мы движемся. С изменением скорости перемещения относительно какого-либо объекта, изменяется то, как я его воспринимаю.
Большое значение имеет сравнение скоростей. Двигаясь с постоянной скоростью, практически невозможно определить, перемещаемся мы или нет. Мы можем только проверить разницу между скоростями передвижения двух предметов, или скорость одного относительно другого. Но тому, кто движется без изменения скорости, кажется, что он находится в покое.
Теперь уже возникает проблема другого рода. Дело не в том, как я воспринимаю реальность, а в том, что мое восприятие - это не просто совокупность ощущений моих пяти органов чувств, а оно также зависит от того, какова взаимосвязь между мной и тем, что находится вне меня, насколько мы равны или насколько разнимся.
Итак, первая теория утверждает: все воспринимаемое мной находится снаружи и существует независимо от того, ощущаю я что-то или нет. Согласно второй теории находящееся вне меня изменяется в соответствии с моими свойствами. Изменяются мои свойства – соответственно меняется мое восприятие, и то, что я вижу, обретает иную форму.
Скажем, я вижу в ультра, инфра или рентгеновских лучах или в любом другом виде нашу Вселенную, наш мир. Передо мной, действительно, предстают совершенно иные картины. Т.е. все зависит от происходящих во мне изменений.
Есть еще одна теория, согласно которой все находящееся снаружи я ощущаю в соответствии с тем, как воздействую на него. Т.е. я вижу не что-то абсолютно оторванное от меня, а воспринимаю своими чувствами реальность, которая изменяется, согласно изменениям во мне. Исследуя объект, я волей-неволей вношу в него изменения. Поэтому невозможно сказать, каким был этот объект до того, как я начал его исследовать. Т.е. я воспринимаю некое сопряжение между мной и наблюдаемым объектом. Я ощущаю не мир, который существует сам по себе, а то, каким он мне видится. Предстающая предо мной картина - результат моих свойств и свойств окружающего меня мира. Есть и такая концепция. Все упомянутые теории имеют всевозможные вариации, и о них можно еще много говорить.
Существует и другое мировоззрение – мировоззрение каббалистов. Оно на протяжении истории развивалось не внутри материи, как это происходило с учеными, которые увидели и осознали, насколько они ограничены. Каббалисты развивали свое мировоззрение, исследуя Высшую природу. Им раскрылось, что Высшая природа - это свет, простой и неизменный, без каких-либо форм и образов, в общем, единая сила, названная ими Творцом или Дающим, ибо из Него исходит все. Он находится в полном покое и совершенно не изменяется относительно нас. Это некий абсолют. А я ощущаю его в соответствии с тем, насколько совпадаю с Ним по свойствам.
Ученые тоже пришли к выводу, что мы воспринимаем нашу реальность согласно тому, насколько совпадаем с ней по свойствам. Мое ухо может услышать лишь внешние звуки, соответствующие тем частотам, на которые настроен его внутренний механизм. Допустим, механизм моего уха настроен так, что оно улавливает диапазон частот от 20 до 200 тысяч герц, значит я слышу только звуки, частота которых от 20 до 200 тысяч герц, не более и не менее.
Если старый человек, у которого падает слух, слышит в диапазоне от 50 до 10 тысяч герц, то ему кажется, будто снаружи нет звуков более низких или более высоких частот. То же самое касается зрения и так далее. Т.е. все, что мы улавливаем извне, соответствует тем параметрам, которые способен воспроизвести тот или иной орган чувств.
На том же принципе основано духовное постижение. Я нахожусь, как говорят каббалисты, в море Высшего света – абсолютного, альтруистического, дающего. А мои качества прямо противоположны: я - получающий, а Он - Дающий. Поэтому мы не равны по свойствам. У меня внутри все направлено на получение, а у Него снаружи все направлено на отдачу, вот я и не могу воспринять Его, увидеть. Именно поэтому Он и скрыт от меня.
Что же мне делать? Если я хочу воспринимать Высшую реальность, то мне необходимо исправить себя внутри так, чтобы стать подобным Дающему. И тогда в мере подобия Ему я начну ощущать Высшую реальность. Если я совершенно отдален от Него по свойствам, то не ощущаю Его. Если я в чем-то соприкасаюсь с Ним, то одним касанием дотрагиваюсь до Него, так как исправил одно свое качество, и хоть в чем-то начинаю ощущать Дающего. Итак, исправляя свои свойства, я постепенно Его ощущаю все больше и больше, пока не дохожу до такого состояния, когда мы оказываемся вместе. Т.е. преодолевая разницу между Творцом и творением, получающий должен привести себя в соответствие со свойствами Света, чтобы включиться в Него, ощутить Его. Открыть Свет - означает, ощутить Его.
Вопрос: Хочу возвратиться к примеру с пожилым человеком, у которого падает слух. У него есть память, благодаря которой он может вспомнить звуки, улавливаемые им раньше. Он как бы слышит их. Чем это объяснить?
У старика понизился слух. Но у него от пережитого опыта остались впечатления о том, как он когда-то слышал, когда-то видел. Все это находится в его памяти. Наша память - как память в компьютере, где ничего не исчезает. Проблема лишь в том, чтобы вытащить из нее необходимое и обновить. Все, как в кинокамере, снимающей на пленку, проходит через наши органы чувств, фиксируется в памяти и остается там, пока она вновь не оживет. Мы иногда неожиданно вспоминаем о том, что было 30 лет тому назад. Я могу уловить какой-то запах, и он мне напомнит события 20-летней давности. И сегодня, вдруг ощутив какой-то аромат или что-то увидев, я вспоминаю о том, как был ребенком в доме матери и там происходило то-то и то-то...
Все чувства вместе с эпизодом, связанным с ними, записываются в памяти. И тогда, как в поисковой машине, всего лишь по одному из многочисленных параметров какой-нибудь зафиксированной в памяти картинки: запаху, цвету, маленькому фрагменту, - находящемуся снаружи, который напоминает тебе об эпизоде из прошлого, ты можешь извлечь из памяти целую картину. Есть много условий, при которых возможно или невозможно извлечь что-либо из памяти. Существуют различные техники, обучающие этому. (Но мы занимаемся другим, нам этого не нужно.) Итак, через органы чувств все данные переводятся в память, поэтому она в таких случаях является определяющей.
Поскольку старость ослабляет память, то человек перестает узнавать действительность, находящуюся перед ним. Он не может извлечь из памяти эпизоды вчерашнего дня. Сегодня та же картинка для него совсем новая. Он может даже не вспомнить, что было мгновение тому назад. Так человек теряет память. В сущности не теряет, он ничего не способен из нее извлечь.
Вопрос: Как при духовном продвижении используют память?
В духовном пути мы изучаем на себе свое строение, и наши чувства все больше и больше обостряются. Мы начинаем использовать все свои качества и, кроме того, на их основе обретаем новые свойства более высокой ступени. Качества, связанные с телом, умирают вместе с ним. Но если мы обретаем новые свойства, что над телом - свойства Дающего, с этими качествами Дающего мы остаемся навечно. Об этом сказано в статье Бааль Сулама "Как более не перевоплощаться".
Вопрос: Может ли сегодня ученый, изучающий природу научным способом, прийти к каббалистическим исследованиям?
Ученый исследует природу посредством пяти органов чувств, различных приборов и своего разума, не задействуя "точку в сердце", которая связана с силами, что над природой - силами отдачи. Мы уже разбирали строение Адама Ришон. Творец создал кли, именуемое Адам Ришон. Все мы находимся в нем как элементы общей конструкции. Каждая частица - желание или душа.
В таком состоянии желание по своей природе идентично Дающему. Затем частные души спускаются, т.е. теряют подобие по свойствам с Дающим. Попросту говоря, они становятся эгоистическими. У этих эгоистических желаний есть пять органов чувств. Итак, учеными проводятся исследования посредством пяти органов чувств, которыми воспринимается реальность, и полученная информация обрабатывается эгоистическим разумом.
Если в человеке возникает вопрос, в чем смысл жизни, и для чего я живу, в нем раскрывается то желание, которое внутри эго остается в виде крохотной точки, называемой "божественная частица свыше". В каждом из нас есть такая точка, дающая смутное ощущение, что мы откуда-то свыше, из другого мира. Поэтому, когда раскрывается такое желание в человеке, который не знает, откуда оно, но чувствует, что не из этого мира, он начинает стремиться к чему-то, находящемуся вне нас.
Приступив к исследованиям, исходя из этой точки, человек становится каббалистом. Если исследования проводятся посредством пяти органов чувств исходя из эго, то он будет просто ученым. Поэтому путь науки ведет в конце концов к краху, к чему, в принципе, и пришли сегодня ученые. Развитие человека во всех областях его деятельности приводит к состоянию опустошенности, он чувствует, что все его занятия ничего ему не дают, не делают мир лучше, и человек остается пустым. И тут раскрывается точка, называемая частицей Творца свыше - "точка в сердце", и человек начинает после всех научных изысканий стремиться к своему корню.
Вопрос: Постигает ли каббалист точку начала?
Когда говорят, что мы должны достичь уровня Дающего, имеется в виду, что постигают Его целиком и полностью. Т.е. не только точку нашего зарождения, но и мысль, желание, программу, существовавшую до нашего рождения, до нашего сотворения. Это называется сравняться с Дающим. Тождественность по свойствам с Дающим означает, постичь Его разум, быть как Он.
Человек, изменяя себя, приходит к этому собственными силами, по своему свободному выбору. Поднимаясь самостоятельно, он шаг за шагом изучает свою природу в сравнении с природой Дающего, монтирует в себе природу Дающего, то есть исправляет свою природу, тем самым приобретая разум Творца, постигая Замысел творения. Он не просто поднимается на лучший уровень, лучший уровень – это значит он становится неограниченным, как Высшая сила абсолютно во всем.
Вопрос: Если каббалисты говорят: все, что вне меня - это свет, а то, что во мне - сенсор, воспринимающий действительность, то почему, когда я хочу мгновенно очутиться, скажем, в Испании, или изменить окружающую картину, ничего не меняется?
Ты говоришь так. Вокруг меня - свет, в котором заключено много возможностей и вариаций - все картины мира. Эти фрагменты зависят от меня. Как только я меняю свои внутренние келим, сочетаю их особым образом, ставлю в особое соотношение друг с другом, тут же оказываюсь в любой, какой захочу, реальности. Верно. Но в чем же тогда проблема? Знать, как это делается? Прежде всего, о каких ощущениях ты говоришь? О пяти земных чувствах и эгоистическом разуме? Или речь идет о пяти духовных келим: Кетер, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Малхут с альтруистическим желанием или масахом (экраном)? Куда ты хочешь переместиться?
В наших земных чувствах мы не можем передвигаться и ничего не можем с ними сделать. Я не способен соединить свои желания так, чтобы увидеть другую картину, потому что эти чувства неживые, они не подлежат исправлению. Став самым большим каббалистом, я все равно останусь в своем теле с его органами восприятия. Состарившись, я стану хуже слышать и видеть, даже если в духовных келим буду созерцать мир от края и до края. Пять земных чувств в нас постоянны, они неживые, и мы не способны их изменить. Невозможно по желанию увидеть своими глазами мир в рентгеновском излучении, каким бы мудрецом я ни был.
Вопрос: Откуда это проистекает, если мы говорим, что человек может изменить себя?
Ты можешь изменить лишь то, что способен изменить. Свойства тела - пять органов чувств и сопровождающие их эгоистические свойства не подлежат исправлению, изменению. То, что ты можешь изменить - это над "точкой в сердце", над "частицей Творца свыше" надстроить духовное кли, подобное Дающему.
Такое кли уже существует. Я в этом кли получил маленькую частицу и постепенно восстанавливаю ее до целостного кли, свойство которого равно свойству Дающего. Это кли специально спустилось вниз в этот мир. Сейчас оно находится во мне в виде точки устремления к чему-то, а к чему, я не знаю. И тогда я постепенно поднимаюсь обратно и сравниваюсь по свойствам с Творцом. Именно это и подлежит изменению. А в своих пяти земных чувствах я не меняюсь.
Обсуждения Краткий, заочный курс основ Науки Каббала, беседа 7...