Эта беседа – первая из серии бесед о науке Каббала. С чего ее начать? – С состояния человека.
В течение тысячелетнего развития человечества, у человека назревают вопросы. Это вопросы о смысле жизни, которые как нам известно, волновали людей уже много веков назад, подобно тому, как это происходит с каждым из нас.
Вопрос о смысле жизни – он самый тяжелый, приходящий к человеку в детстве. Наверное, каждый из нас помнит себя в возрасте 6, 8, 10, 12 лет, когда он впервые задался вопросом: «Для чего мы живем?» И этот вопрос не просто так пробуждается в человеке. Ведь он – о его существовании и изначально присущ ему.
Если бы человек получал правильное воспитание в среде, осознающей для чего мы живем, как жить, какой цели необходимо достичь и есть ли вообще цель в нашей жизни, есть ли целенаправленность в существовании человечества, – тогда он получал бы этот ответ в раннем возрасте и, возможно, рос бы иначе, по сравнению с тем, что мы видим в мире.
Но как бы то ни было, так и не добившись ответа, мы даже стыдимся задать этот вопрос. Наблюдая за взрослыми, как они живут, с трудом влача существование, мы продолжаем свою жизнь, забывая об этом вопросе, подавляя его, поскольку не находим ответа.
Сегодня все человечество задается этим важным вопросом, все более интенсивно проявляющимся в проблемах с экологией, наркотиками, кризисом в семье, в воспитании – всюду. Оно также не знает ответа и предпочитает об этом забыть. Реклама, телевидение, радио и пр. – чего только нет, чтобы не думать об этом. Даже выдающиеся деятели, по должности обязанные размышлять о будущем человечества, об опасности уничтожения, присутствующей в мире, не способны ничего планировать и мыслить. Ведь они не знают, как исправить, не знают, как говорится, секрета жизни, для чего мы живем.
Этот, кажущийся наивным, вопрос: «Для чего мы живем?», незримо присутствует во всех действиях человека и остается в нашей жизни всегда, в сущности, требуя ответа. Можно сказать, что все, совершаемое человеком в его жизни, все, что он пытается сделать, это – либо раскрыть в себе этот вопрос и, возможно, найти на него ответ, либо замалчивая его, не вспоминать о нем, отключиться от него, как будто он не существует.
В положительной или отрицательной форме мы все выявляем свое отношение к вопросу: «Для чего мы живем?», который формулируется каббалистами немного иначе: «В чем смысл нашей жизни?». Кому-то удается убежать от него, а кому-то – нет. Кому в таком случае больше повезло? – Это зависит от среды и воспитания, в соответствии с которыми действует человек. Устремление и отношение к этому вопросу, в основном, определяется внутренним состоянием души человека и наличием или отсутствием в ней того, что в каббале называется - «точка в сердце» («некуда ше ба лев»).
Соответственно, люди подразделяются на тех, кто не может уйти от этого вопроса и тех, кто находит убежище от него во всевозможных видах деятельности. Отношение к вопросу о смысле жизни подразделяет людей на следующие категории, в зависимости от того, в чем человек находит этот смысл: в деньгах, в телесных наслаждениях, в почете, власти, в науке, образовании. Однако, в любом случае, все они выстраиваются относительно того самого вопроса: «В чем смысл моей жизни?».
Как было сказано ранее, всем, так или иначе, удается подавить в себе этот вопрос в детстве. Но спустя некоторое время он неожиданно возвращается вновь и вновь, а иногда – в особо тяжелые минуты жизни. И тогда мы спрашиваем: «Почему мы страдаем?» И так, через страдания, снова приходим к тому же вопросу о смысле жизни.
Маленький ребенок не страдает. В нем этот вопрос пробуждается естественным путем. Взрослый, несущий бремя семьи, детей, работы, долгов, давления общества, рекламы, обязательств по отношению к обществу - быть как все, старается не углубляться в свои вопросы. Общество обязывает его занимать в нем определенное положение в качестве отца семейства, работника, товарища и гражданина. И у человека не остается на это времени.
Мы сами так устроили свою жизнь, чтобы «убежать» от этого вопроса. Но, когда наступают тяжелые мгновения, все же, человек его задает: «Почему я страдаю?» Это – тот же вопрос: «Зачем я живу?», только задаваемый из состояния, когда человеку плохо. И здесь, также, человек либо «убегает» от этого вопроса, либо пытается прибегнуть ко всевозможным методикам, дающим успокоение, либо – к врачам. Известно, что на сегодняшний день самая распространенная в мире болезнь – это депрессия.
Сегодня волна наркотиков захлестнула молодежь. Зачем же человеку в таком возрасте необходимо употреблять наркотики и отключать себя от жизни? Ведь у него вся жизнь впереди: приключения, земная любовь… Перед ним распахнут весь мир, уготовивший для него столько занятий, игр, возможностей, удачных обстоятельств. Так нет!
Существуют миллионы людей, готовых отключиться от этой жизни и вовсе не потому, что им плохо. Швейцарцы занимают второе место в мире по самоубийствам. Не всем удается лишить себя жизни: лишь одному из четверых намеревавшихся – иначе они были бы на первом месте. Нельзя сказать, что Швейцария относится к странам, не достигшим достаточного развития, не позволяющим человеку совершенствоваться, не дающим шансов реализовать себя. И тем не менее наркотики и самоубийства происходят в среде молодежи.
То есть мы сталкиваемся с явлением, когда человек хочет уйти из жизни прежде, чем открывает ее для себя. Это еще и еще раз подтверждает, что тот самый вопрос: «Для чего мы живем?», который пробуждается в нас, примерно, в возрасте 6-ти лет, необходимо решать, начиная с этого возраста и далее. Иначе молодое поколение погрязнет в наркотиках и самоубийствах.
И не просто так, отвечая на вопрос: «С какого возраста человеку необходимо изучать науку Каббала?», рав Кук сказал: «Тогда, когда захочет». А Агра (Гаон из Вильно): «С 6-ти лет». Ведь он сам уже в 9-ти летнем возрасте был мудрецом в скрытой и открытой части Торы. А начиная с 11-ти лет начал писать книги по Каббале. Несомненно, это – особые люди, но во всяком случае, это означает, что ребенок в состоянии задавать вопросы и найти ответ на основной вопрос своей жизни.
Наблюдая за происходящим в мире, мы обнаруживаем, как на протяжении многих веков человеческое общество развивается, переходя от своих маленьких желаний к большим. Тысячи лет назад люди не испытывали влечение к таким вещам, как в наши дни, удовлетворяясь чем-то незначительным. А сегодня им хочется все большего и большего, пока они не достигают состояния, когда уже не желают ничего, и хотят отключиться, поскольку открывают для себя, что это развитие ничего им не принесло.
Всем известно о кризисе семьи, кризисе воспитания. Ведь мы не имеем понятия, как воспитывать подрастающее поколение. У нас нет ответа на вопрос, для чего мы живем. Так как же мы можем их воспитывать?
Сотни лет назад, даже 50 - 100 лет тому назад, мы воспитывали детей, обучая как устроиться в этой жизни, в сущности, обучая как «убежать» от вопроса о смысле жизни. В этом заключалось все воспитание.
(Вообще, вся наша культура, все, чем мы занимаемся в жизни, зависит от отношения к тому вопросу, о котором я говорил.)
А сегодня мы не можем. Почему? Ведь нам нечего им ответить, и поэтому происходит кризис в воспитании. Если у них возникает вопрос: «Зачем я живу?», то у нас нет на него прямого ответа. И поэтому, чему учат в школе? Временные программы ежегодно сменяют одна другую. Все недовольны, но проблемы не решаются.
Кризис в семье: количество разводов постоянно растет. Кто теперь не разводится и даже не один раз? Человек когда-то заботился о семье, и эта традиция передавалась от отца сыну, от матери к дочери. Сын знал, что если отец его – столяр, то и он будет столяром. Семейное ремесло передавалось от отца к сыну из поколения в поколение. Сохранение семейных и родственных связей было основой существования. Мы знаем об этом из истории, мы читаем в старинных романах, как составлялось генеалогическое древо семьи.
Сегодня отсутствует взаимопонимание не только в кругу родственников, но и между мужем и женой. В последнее время наблюдается явление, когда перестают заботиться даже о детях. Люди считают так: "Мы как-то приспосабливаемся, и они тоже как-нибудь устроятся. Весь мир открыт – пусть добиваются всего сами!»
И, действительно, во все более раннем возрасте дети отрываются от родителей, и обе стороны чувствуют себя при этом комфортно. Как будто нет обязательств одних по отношению к другим.
Соответственно общество строит системы поддержки для пожилых людей. Ведь мир принадлежит молодым, с раннего возраста получающим свободу.
Все эти явления указывают на два аспекта. «Эго», желание человека получать наслаждения все возрастает, но самостоятельно не находит ответа: для чего оно и зачем развивается.
Мы наблюдаем, как кризис распространяется на все занятия человека в этом мире. Скажем, 100 лет назад работники культуры были в большом почете. Хорошие музыканты и художники были очень уважаемы. Цари, главы правительств оказывали им почести, устраивали в честь них приемы... А сегодня – кому они нужны? Потому что наше желание получать, наслаждаться, наполнять себя – оно намного сильнее, чем красивая картина или прекрасная музыка, намного агрессивнее. И мы уже не в такой степени отдаем должное этим вещам. Я говорю о человечестве в общем.
Но есть люди, которые делают совсем наоборот. Они говорят, что в противовес нашему «эго», разрушающему все: семьи, наших детей, приводя их к наркотикам, доводящему страны до массового уничтожения, мы должны заняться релаксацией. Будем пользоваться методиками, подавляющими наше эгоистическое желание, займемся все трансцидентальной медитацией, обычной медитацией, чтобы самыми разнообразными способами успокоить себя. Существуют такие, кто преуспевает в этом деле.
Мода – она переменчива. На смену индустрии индийской культуры, возможно, скоро придет китайская. Но в любом случае человек ищет покой. Когда же нет выхода и невозможно решить вопрос: «Для чего я живу?», то я, как-нибудь, но без страданий, успокою себя. И, если, все же мое небольшое желание потребует ответа на этот вопрос: «Для чего я живу?», так я буду жить скромнее, каким-либо способом приду к состоянию, чтобы мне было приятно.
Ничего не поделаешь, так я умалю себя, буду, как ребенок, как младенец. У меня есть, слава Богу, здоровье и что-то еще – удовлетворюсь этим.
Существует все еще множество людей, которым этот метод помогает. И таким образом, они сбегают в эту нишу. Однако не надолго, потому что сама природа ведет к росту нашего «эго», нашего желания наслаждаться до таких размеров, что мы не сможем заглушить, обуздать и ограничить его, удержать даже различными уловками. В любом случае, вопрос: «В чем смысл нашей жизни?» - прорывается наружу и приводит к кризису. Кризис наступает из-за того, что мы обнаруживаем, что человек – это сосредоточение зла в мироздании.
Когда-то, в течение тысячелетий, мы считали, что человек хорош, он – венец природы, являющийся вершиной всего развития. Человек обладает умом и способен изменять природу. В нем – оправдание всего существующего, так как он берет данное ему, обрабатывает и использует в правильной форме. Он раскрывает законы природы, применяя их для развития общества. В течение веков существовала уверенность, что человечество достигнет благоденствия и научится правильно использовать свои желания, при всей их отрицательной сути.
Наука и культура, воспитание и медицина, вся деятельность человека на Земле – все это должно было привести человека к состоянию, когда он смог бы насладиться их плодами. Тысячелетия человечество вкладывало силы в это развитие и вдруг обнаружило, что плод гнилой, горький, противоположный, и в результате развития, вместо наслаждения, от него приходят смерть, бездна и темнота.
Мы разрушаем природу: происходят такие экологические катастрофы, что неизвестно, что случится через месяц. Речь идет не о ураганах и цунами, а об уничтожении человечества посредством природных катаклизмов – холодом или зноем, неизвестно, как именно, но прогнозы ученых ужасающие и пугающие. И дело не в том, что это может когда-нибудь произойти. Ведь, безусловно, как-то закончится существование человека на Земле, поскольку все развивается. Однако, речь идет о считанных годах, или даже месяцах: никто не знает, что и когда.
Изменения, которые претерпевает течение Гольфстрим, могут привести к обледенению всей Европы, а ожидаемые извержения вулканов, могут произойти главным образом внутри мирового океана и привести к последствиям гораздо более разрушительным, нежели где-то в Африке или Гималаях, так как происходящее в океане вызовет опасность сдвига земной коры.
Короче говоря, мы находимся в состояниях, подобных которым никогда не было, и все более и более становится ясно, что весь мир – маленькая деревня, и мы влияем друг на друга не только тем, что пришли к общемировой экономике или глобальному террору, а мы буквально зависим друг от друга во всем нашем производстве, в распределении занятости, в добыче нефти, в энергии, и т. д.
И эта связь до такой степени всеобъемлюща, что любое изменение в какой-то точке тотчас может вызвать огромное потрясение во всем мире. И как же уберечься от этих маленьких потрясений, чтобы не вызвать всеобщую реакцию? Это нам непонятно. Мы также не знаем, что на что влияет и согласно какой формуле весь мир друг с другом связан. Но то, что связан – очевидно.
Мы также пришли к раскрытию – и не со стороны природы, когда одно относится к другому, – что если где-то сжигаются леса, то в другом месте возникают другие природные катаклизмы: ураганы, или холод, или жара. Раньше этого не знали, хотя в какой-то мере это существовало и прежде. Но теперь, когда мы связали все человечество в один узел посредством развития экономики, нефти, потребления, – каждая мелочь влияет на всех. Достаточно экономического краха одного государства, как это чувствуется всеми, поскольку от поставок каждой страны зависят все.
Мы становимся единым живым организмом, который живет, охватывая всю планету. Эта картина день ото дня становится все очевидней и суровей, и этот организм зависит от всех своих частей.
А мировой террор? Говорят, это не просто нечто преходящее, что можно каким-то образом обуздать или, как минимум, в какой-то мере уменьшить. Это явление, в сущности, – бунт человека относительно того же вопроса: «Для чего мы живем?» Люди, которые не знают ответа, пока ставят сами перед собой какие-то цели и внутренне уверены, что достижение этих целей отвечает на этот вопрос о смысле их жизни.
Поэтому они готовы покончить с собой, жить в тяжелых условиях, посвятить всю свою жизнь достижению какой-то цели, поскольку поставили ее как ответ на вопрос: «Для чего я живу». Однако ясно, что этот ответ – не выход, а если бы нашли правильный ответ, то, безусловно, волна террора бы снизилась, а иначе она не успокоится.
Мы видим, что на всех этапах развития человечества были люди, задающие вопрос о смысле существования: древние философы, различные мыслители. В сущности и религии возникли для того, чтобы каким-то образом ответить на этот вопрос. Все основатели религий задавались вопросом: для чего мы живем, и каждая религия пытается на это ответить. Однако ясно, насколько это также не удается.
Какого бы уровня прогресса мы не достигли, невзирая на нашу принадлежность к современной культуре, мы все же хотим преподнести себя относящимися к определенной религии, верящими в Высшую Силу. Но это больше относится к культуре, а не к религии, это подобно клубу – не более. Ведь если бы человек почувствовал, что с помощью религии он может получить ответ, он вел бы себя по-другому и организовывал свою жизнь в другой форме.
Но исходя из того, что его поведение жестоко – кризис в семье, наркотики, кризис в воспитании (и это результат того, что происходит в религии), мы делаем вывод, что сегодня религии не могут повлиять на человека. Человек уже не религиозен, это просто часть культуры человечества.
И последний фактор, добавляющийся ко всем этим разочарованиям в деятельности человека на Земле в течение тысяч лет, – это кризис в науке. Человечество всегда верило в науку. Это была область, не относящаяся к человеку: мы раскрываем мир, и чем больше откроем, тем больше сможем использовать его в правильном виде в свою пользу.
В прошлом наука принадлежала только особенным личностям и закрытым обществам, а все ее фундаментальные открытия – такие как способ изготовления зеркала, пороха или бумаги – хранились в тайне. Законы математики, медицина – эти вещи были очень важными для человечества, но они в течение тысячелетий охранялись. Постоянно также существовало соперничество между наукой и религией, которые не могли ужиться друг с другом. И мы всегда думали, что именно с помощью науки придем к добру.
Но с момента, как пишет Бааль Сулам, когда ученые начали продавать науку за деньги, то есть принимать любого в качестве ученика, – тем самым они как бы открыли двери для всех. Наука вышла в массы, и каждый начал использовать ее в своих целях: одни – для обогащения, другие – для достижения власти, почета, третьи – для военных целей и т.д.
И тогда наука перестала помогать человеку в его жизни, а превратилась ему во зло. А помогала ли она вообще когда-либо человеку в его жизни? Возьмем, например, биологию – там мы изобретаем яды! Даже в медицине – мы видим, что чем больше мы познаем тело человека, тем все более и более отдаляемся от здоровья. Это значит, что развитие, даже научное, – не показатель того, что мы с его помощью продвигаемся к хорошей жизни.
В сущности, этот кризис находится в совокупности со всеми остальными проблемами, которые человечество обнаруживает во всех видах своей деятельности на Земле. Однако, в науке существует еще одна проблема: мы подходим к ее концу. За последние 50 лет мы видим, насколько нет больше прогресса. Наоборот, углубляясь в то, что до сих пор было известно, мы обнаруживаем, до какой степени мы это не знаем.
Скажем, мы больше раскрываем Вселенную, и вдруг обнаруживается, что мы постигаем в ней только 2-3 % видимого ее строения – большие скопления газов, различные тела. Но кроме этого, есть в ней энергия, которую мы не понимаем и не знаем, существует исчезающая материя, которую мы не можем постигнуть. То есть каждый раз мы все больше раскрываем, насколько мало мы ориентируемся в этом мире.
И особенно, приходя к квантовой физике, мы раскрываем, насколько ограниченным является наше восприятие реальности. Оно ограничено настолько, что, в конце-концов, мы начинаем обнаруживать, что воспринимаем ее только внутри наших органов чувств, и так, очевидно, построены все наши сосуды: мы не постигаем нечто, находящееся вне нас, мы не видим действительность в объективной форме. Все, что раскрывается нам, – раскрывается внутри наших чувств, то есть в субъективной форме: лишь то, что мы способны усвоить. И даже то, что, как нам кажется, мы не можем воспринять, также и это раскрывается в наших внутренних сосудах и субъективных чувствах.
Все это также приводит человечество к еще более глубокому ощущению бессилия, пустоте, отчаянию, существующим сегодня в мире. Раньше мы могли создавать программы, в частности государственные. Каждое развивающееся государство создавало программу на 50, 20, 10, 5 лет своего развития и на год, ведь иначе невозможно продвигаться вперед. Например, через 50 лет нам понадобится столько-то энергии, значит уже сейчас необходимо построить энергетические станции, которые начнут эксплуатироваться через 10 лет. Или через 30 лет потребуются ученые в таких-то областях, значит уже сейчас необходимо открыть места их подготовки, так как период подготовки ученого - 30 лет. И так далее.
Сегодня этого нет. Человек, заканчивающий сегодня университет, вынужден немедленно вновь и вновь совершенствовать свой профессиональный уровень, так как область его деятельности все время развивается, что требует постоянной работы над собой. Если раньше выпускник университета мог 20, 30, даже 50 лет работать с теми знаниями, которые получил в университете (с добавлениями каких-то новшеств раз в несколько лет, что тоже не обязательно) и этого было достаточно. Сегодня такого нет. В особенности это видно в компьютерных специальностях: люди, кроме того, что они работают, должны все время учиться, и без этого невозможно. Поэтому ясно, насколько все это также приводит человека к ощущению бессилия.
А государства, которые раньше создавали программы на 50 лет вперед – без чего невозможно их развитие, сегодня не могут ничего сделать. Сегодня с большим трудом можно спланировать что-то на несколько лет, да и это меняется. Таким образом мы приходим к состоянию полного отсутствия управления в нашем мире и в нашей жизни, хотя всегда считалось, что у нас будет полная власть над жизнью, над миром и над всей нашей деятельностью в этом мире.
Сегодня вопрос – для чего мы живем, в чем суть нашей жизни – является вопросом не отдельного человека, а всего человечества. Перенимая его от всего человечества, человек чувствует, что он – один из многих . С одной стороны, если страдают все, то это уже наполовину облегчение: если все, то и я , что поделаешь – как-то протянем. С другой стороны, именно всеобщее отчаяние, охватившее мир, бессилие, – это то, что должно заставить нас повернуться лицом к этому вечному вопросу.
И, очевидно, мы сможем обнаружить ответ. Как и откуда мы вообще его получим? Существует ли он? Возможно, человек живет и умирает и нет ничего, что должно быть ответом на его жизнь? Живем, потому что живем...
Ответ должен исходить именно из этих двух условий: с одной стороны, мы разочарованы от его отсутствия и обязаны его найти. А с другой стороны, исходя из всей нашей деятельности в этом мире, благодаря ей и с ее помощью, мы пришли к состоянию некоторого понимания природы и видим, что из всей природы, по настоящему развивается только человек. Если это так, то, исходя из исследований природы, находим, что тот, кто развивается, он развивается согласно причине. А эта причина определяется целью, окончательным состоянием, которое находится в ней изначально. И поэтому он развивается.
Как нам сегодня раскрывается и из квантовой физики, и из наших генов, и из производимых нами исследований природы, наше развитие, в сущности, всегда целенаправленно. В природе уже изначально известно, в какое состояние следует привести каждую часть творения, и поэтому путем его поступенчатого развития достигается желательное состояние.
Возьмем, к примеру, яблоко. Мы видим, насколько оно кислое, твердое и непривлекательное во время своего роста. И как оно прекрасно и пригодно к употреблению после того, как созрело. То же происходит и с каждым творением, с каждой развивающейся клеткой. Почему? Потому что прежде, еще до начала развития, внутрь растущих клеток, объектов была заложена программа, в которой имеется завершенная картина, окончательное состояние – Замысел, которого они должны достичь. Это мы видим и исследуем в природе.
Поэтому, если мы сделаем правильные открытия, то обнаружим в природе ответ. Ведь развиваясь мы проходим очень и очень тяжелые состояния, подобно тому горькому яблоку. И может случиться так, что в конце-концов, созрев и достигнув того, что возможно, мы окажемся в противоположном состоянии.
Вопрос лишь в том, происходит ли наше развитие вынужденно, когда нас к этому обязывает природа. Неожиданно человечество начинает проявлять интерес к научным исследованиям, и вдруг – к образованию, к культуре, и пр. Одних влечет к власти, других – к насилию, третьих – к богатству. И так мы развиваемся на протяжении 2000 лет.
Либо – мы каким-то образом сами принимаем участие в этом процессе.
И тогда выбор таков: или ты сидишь, сложа руки, выжидая, что все само собой раскроется. И может случиться так, что если мы не будем участвовать в этом процессе, познавать его, то на нас обрушатся огромные страдания в тех состояниях, которые мы будем проходить. И приведут ли нас эти состояния к желательному завершению развития, т.е. чтобы в его конце мы увидели, достигли благоденствия?
Либо это развитие на последней своей стадии все же потребует участия человека, чтобы развиваясь в разуме и чувствах, он стал зрелым, свободным, осознающим действительность. Ведь не просто так природа снабдила нас такими огромными келим. Очевидно, мы также обязаны участвовать в собственном развитии в неизбежной и явной форме. Все это нам еще предстоит обсудить.
Благодаря научным исследованиям мы видим, что каждая самая маленькая клеточка развивается поступенчато по цепочке: причина – следствие. То есть невозможно просто так перейти из некого состояния номер «1» в следующее существующее состояние – номер «2». Частичка, находящаяся в развитии, будь то клетка, человек, или какой-то другой объект, должна раскрыть, что в состоянии номер «1» она уже себя реализовала, что ей в нем некомфортно, что она обязана прийти к состоянию номер «2».
И вот это ее желание достичь состояния номер «2», в сущности, и выталкивает ее на более высокий уровень, где она начинает развиваться. То же самое происходит и при переходе из состояния номер «2» к состоянию номер «3».
Таким образом развитие происходит поступенчато, и причина и следствие выражаются в том, что всегда нынешнее состояние раскрывается как плохое, а следующее состояние – как лучшее по отношению к предыдущему.
Подобно этому произошло и развитие человечества на Земле. В его процессе людей постоянно что-то не устраивало, что-то могло бы быть лучше. И тогда они стали перестраивать общество, изменять в нем отношения между людьми, между народами, внося в жизнь различные новшества, явившиеся плодом развития технологии, науки, культуры, и.т.д.
То есть человек совершает последовательные действия в соответствии с возникающими в нем потребностями, когда ему раскрывается, что стоит сделать следующий шаг. К примеру, человеку надоедает мебель, находящаяся в доме, и он хочет ее заменить. Иными словами, его нынешнее состояние оценивается им как плохое, а существует другое – лучшее. В такой форме и происходит развитие, т.е. всегда постепенно, к лучшим состояниям.
Когда мы анализируем все происходящее с нами, рост живых клеток, – это заставляет нас задуматься об общих законах природы. В какой-то степени мы еще можем их исследовать на неживом, растительном и животном уровнях. Что же касается говорящего уровня, человека и всего к нему относящегося (кроме его тела): его психологии, образа мышления, целей – т.е. вещей высоких по своему внутреннему содержанию, то мы их не понимаем, не знаем, и у нас не существует никакой возможности их раскрыть.
И здесь возникает вопрос: действительно ли мы не способны это увидеть, потому что сами находимся на этом уровне?
Когда я со ступени «говорящий» исследую природу неживого, растительного или животного уровней, то рассматриваю их сверху, исходя из своего разума, ощущений, восприятия, понимания, научных знаний, из того, что мое развитие произошло на уровне «говорящий».
При этом я способен изучить и понять более низкие по отношению ко мне формы существования и управлять ими. Понять – означает управлять. Я могу производить их исследование, каким-то образом на них воздействовать и оценивать их реакцию – изучать их. Ведь, в сущности, все, что я исследую, это – «черный ящик», т.е. до того, как я его изучил, я не знаю, что это. Я произвожу некое воздействие и получаю какую-то реакцию. С помощью многих воздействий я вызываю большое количество реакций, и, в соответствии с этим, вывожу формулу того объекта, который я исследую.
Если я в такой форме рассматриваю неживой, растительный и живой уровень, то могу понять его, т.е. в конце концов разобраться, в чем заключается причина и цель его существования, сделав это настолько досконально, что все становится мне ясным. Я только не умею исследовать себя, не свои – неживой, растительный, животный уровни, а «говорящий», заключенный во мне.
И спрашивается: «Возможно, мне это недоступно?» А если так, то, значит, в природе не существует никакого замысла. Ведь все развивается от неживого, к растительному, к животному, к говорящему, и очевидно процесс развития может продолжаться и дальше, приводя к какому-то результату. Но мы совершенно не видим причину этого развития, поскольку нам неведома его конечная цель. Мы не понимаем, для чего все это.
Очевидно, чтобы исследовать «говорящий» уровень, нам нужно подняться еще на ступень. Она называется духовной. Впрочем, неважно как ее назвать, пусть это будет высшая ступень по отношению к нам. И если такая ступень существует, то, по всей видимости, с нее я могу исследовать себя. Все же, очевидно, она существует. Почему?
С помощью современной науки установлено, что не только мы, как человечество, относимся к единому организму на земле, но и все законы природы, в сущности, связаны вместе в один закон, который охватывает все мироздание. А мы находимся внутри.
Мы – это все существующее: наша вселенная, земной шар с находящимися на нем неживым, растительным, животным и говорящими уровнями. Все это управляется одним законом, только он воздействует на нас с помощью множества своих частных законов. Эти законы мы изучаем в физике, биологии, медицине, психологии – в различных наших науках, которые мы сами таким образом распределили, поскольку это дает более удобную возможность для исследований. Но в сущности все они имеют одну природу.
Изучая природу с помощью всех этих наук, мы обнаруживаем впоследствии, что это – не физика, и не биология, и не химия, и не медицина в отдельности, а все они соединены вместе. Не существует различия в их законах. Это мы их в таком виде исследовали и, завершив изучение, поняли, что все они взаимосвязаны и подчиняются единому закону, который воздействует на нас.
А мы, как будто, ощущаем на себе воздействие со всех сторон. Поскольку мы состоим из неживого, растительного, животного и говорящего уровней, то нам кажется, что это отдельные воздействия. Но это только мы так чувствуем, потому что сами включаем в себя множество уровней. А закон – он един.
И если так, то возникает другой вопрос. Как мы узнаем этот единый закон, который действует во всем мироздании, продвигая его, и в особенности нас, подобно созревающему плоду, с неживого уровня к растительному, животному и говорящему. Каким образом он приводит нас к состоянию, когда все мы начинаем задавать вопрос о смысле жизни? В сущности, это та ступень, на которой находится человечество.
Как мы уже говорили, человек переходит из одного состояния в другое, только при условии, если в предыдущем состоянии ему было плохо. Поэтому, возможно, что сейчас, когда мы обнаруживаем, что наше нынешнее состояние нас не устраивает и некуда дальше развиваться, то этот вопрос о смысле жизни может привести нас к еще болей высокой ступени развития. Только нужно не уходить от него, а, наоборот – прояснить и потребовать ответ.
До сих пор человечество только тем и занималось, что «убегало» от вопроса о смысле жизни. А сегодня уже наметились два направления: либо мы, насколько возможно, подавляем этот вопрос с помощью наркотиков, вплоть до самоубийств на фоне всеобщего отчаяния, кризиса и проч. Либо надеемся найти лекарство.
Сегодня мы, все человечество, как один человек, стоим перед этим сложным вопросом: «Для чего мы живем?». Если найдем на него ответ, то продолжим свое существование, и оно будет благополучным. Мы будем развиваться в соответствии с законами природы, узнаем, как их правильно использовать. А если не будем знать, то и отдельный человек, и все человечество будут вынуждены прибегнуть к различным средствам, чтобы вновь и вновь предать этот вопрос забвению. И это приведет нас к еще более тяжелым ударам.
Поэтому наше сегодняшнее состояние, в котором перед нами стоит этот вопрос, – оно очень и очень особенное. Его можно рассматривать, как состояние, которое приведет нас к благоприятному развитию, подняв над неживым, растительным и животным уровнями на более высокую ступень.
А если мы заупрямимся и не захотим раскрыть глаза и найти ответ на этот вопрос, то произойдет обратное. Некоторые из нас опустятся на животный или растительный или неживой уровень. Другие обнаружат, что подавляют себя всевозможными средствами, либо вообще закончат жизнь самоубийством.
И так мы будем страдать, пока этот всеобщий закон не вынудит нас разрешить вопрос: «В чем смысл нашей жизни».
В течение тысячелетнего развития человечества, у человека назревают вопросы. Это вопросы о смысле жизни, которые как нам известно, волновали людей уже много веков назад, подобно тому, как это происходит с каждым из нас.
Вопрос о смысле жизни – он самый тяжелый, приходящий к человеку в детстве. Наверное, каждый из нас помнит себя в возрасте 6, 8, 10, 12 лет, когда он впервые задался вопросом: «Для чего мы живем?» И этот вопрос не просто так пробуждается в человеке. Ведь он – о его существовании и изначально присущ ему.
Если бы человек получал правильное воспитание в среде, осознающей для чего мы живем, как жить, какой цели необходимо достичь и есть ли вообще цель в нашей жизни, есть ли целенаправленность в существовании человечества, – тогда он получал бы этот ответ в раннем возрасте и, возможно, рос бы иначе, по сравнению с тем, что мы видим в мире.
Но как бы то ни было, так и не добившись ответа, мы даже стыдимся задать этот вопрос. Наблюдая за взрослыми, как они живут, с трудом влача существование, мы продолжаем свою жизнь, забывая об этом вопросе, подавляя его, поскольку не находим ответа.
Сегодня все человечество задается этим важным вопросом, все более интенсивно проявляющимся в проблемах с экологией, наркотиками, кризисом в семье, в воспитании – всюду. Оно также не знает ответа и предпочитает об этом забыть. Реклама, телевидение, радио и пр. – чего только нет, чтобы не думать об этом. Даже выдающиеся деятели, по должности обязанные размышлять о будущем человечества, об опасности уничтожения, присутствующей в мире, не способны ничего планировать и мыслить. Ведь они не знают, как исправить, не знают, как говорится, секрета жизни, для чего мы живем.
Этот, кажущийся наивным, вопрос: «Для чего мы живем?», незримо присутствует во всех действиях человека и остается в нашей жизни всегда, в сущности, требуя ответа. Можно сказать, что все, совершаемое человеком в его жизни, все, что он пытается сделать, это – либо раскрыть в себе этот вопрос и, возможно, найти на него ответ, либо замалчивая его, не вспоминать о нем, отключиться от него, как будто он не существует.
В положительной или отрицательной форме мы все выявляем свое отношение к вопросу: «Для чего мы живем?», который формулируется каббалистами немного иначе: «В чем смысл нашей жизни?». Кому-то удается убежать от него, а кому-то – нет. Кому в таком случае больше повезло? – Это зависит от среды и воспитания, в соответствии с которыми действует человек. Устремление и отношение к этому вопросу, в основном, определяется внутренним состоянием души человека и наличием или отсутствием в ней того, что в каббале называется - «точка в сердце» («некуда ше ба лев»).
Соответственно, люди подразделяются на тех, кто не может уйти от этого вопроса и тех, кто находит убежище от него во всевозможных видах деятельности. Отношение к вопросу о смысле жизни подразделяет людей на следующие категории, в зависимости от того, в чем человек находит этот смысл: в деньгах, в телесных наслаждениях, в почете, власти, в науке, образовании. Однако, в любом случае, все они выстраиваются относительно того самого вопроса: «В чем смысл моей жизни?».
Как было сказано ранее, всем, так или иначе, удается подавить в себе этот вопрос в детстве. Но спустя некоторое время он неожиданно возвращается вновь и вновь, а иногда – в особо тяжелые минуты жизни. И тогда мы спрашиваем: «Почему мы страдаем?» И так, через страдания, снова приходим к тому же вопросу о смысле жизни.
Маленький ребенок не страдает. В нем этот вопрос пробуждается естественным путем. Взрослый, несущий бремя семьи, детей, работы, долгов, давления общества, рекламы, обязательств по отношению к обществу - быть как все, старается не углубляться в свои вопросы. Общество обязывает его занимать в нем определенное положение в качестве отца семейства, работника, товарища и гражданина. И у человека не остается на это времени.
Мы сами так устроили свою жизнь, чтобы «убежать» от этого вопроса. Но, когда наступают тяжелые мгновения, все же, человек его задает: «Почему я страдаю?» Это – тот же вопрос: «Зачем я живу?», только задаваемый из состояния, когда человеку плохо. И здесь, также, человек либо «убегает» от этого вопроса, либо пытается прибегнуть ко всевозможным методикам, дающим успокоение, либо – к врачам. Известно, что на сегодняшний день самая распространенная в мире болезнь – это депрессия.
Сегодня волна наркотиков захлестнула молодежь. Зачем же человеку в таком возрасте необходимо употреблять наркотики и отключать себя от жизни? Ведь у него вся жизнь впереди: приключения, земная любовь… Перед ним распахнут весь мир, уготовивший для него столько занятий, игр, возможностей, удачных обстоятельств. Так нет!
Существуют миллионы людей, готовых отключиться от этой жизни и вовсе не потому, что им плохо. Швейцарцы занимают второе место в мире по самоубийствам. Не всем удается лишить себя жизни: лишь одному из четверых намеревавшихся – иначе они были бы на первом месте. Нельзя сказать, что Швейцария относится к странам, не достигшим достаточного развития, не позволяющим человеку совершенствоваться, не дающим шансов реализовать себя. И тем не менее наркотики и самоубийства происходят в среде молодежи.
То есть мы сталкиваемся с явлением, когда человек хочет уйти из жизни прежде, чем открывает ее для себя. Это еще и еще раз подтверждает, что тот самый вопрос: «Для чего мы живем?», который пробуждается в нас, примерно, в возрасте 6-ти лет, необходимо решать, начиная с этого возраста и далее. Иначе молодое поколение погрязнет в наркотиках и самоубийствах.
И не просто так, отвечая на вопрос: «С какого возраста человеку необходимо изучать науку Каббала?», рав Кук сказал: «Тогда, когда захочет». А Агра (Гаон из Вильно): «С 6-ти лет». Ведь он сам уже в 9-ти летнем возрасте был мудрецом в скрытой и открытой части Торы. А начиная с 11-ти лет начал писать книги по Каббале. Несомненно, это – особые люди, но во всяком случае, это означает, что ребенок в состоянии задавать вопросы и найти ответ на основной вопрос своей жизни.
Наблюдая за происходящим в мире, мы обнаруживаем, как на протяжении многих веков человеческое общество развивается, переходя от своих маленьких желаний к большим. Тысячи лет назад люди не испытывали влечение к таким вещам, как в наши дни, удовлетворяясь чем-то незначительным. А сегодня им хочется все большего и большего, пока они не достигают состояния, когда уже не желают ничего, и хотят отключиться, поскольку открывают для себя, что это развитие ничего им не принесло.
Всем известно о кризисе семьи, кризисе воспитания. Ведь мы не имеем понятия, как воспитывать подрастающее поколение. У нас нет ответа на вопрос, для чего мы живем. Так как же мы можем их воспитывать?
Сотни лет назад, даже 50 - 100 лет тому назад, мы воспитывали детей, обучая как устроиться в этой жизни, в сущности, обучая как «убежать» от вопроса о смысле жизни. В этом заключалось все воспитание.
(Вообще, вся наша культура, все, чем мы занимаемся в жизни, зависит от отношения к тому вопросу, о котором я говорил.)
А сегодня мы не можем. Почему? Ведь нам нечего им ответить, и поэтому происходит кризис в воспитании. Если у них возникает вопрос: «Зачем я живу?», то у нас нет на него прямого ответа. И поэтому, чему учат в школе? Временные программы ежегодно сменяют одна другую. Все недовольны, но проблемы не решаются.
Кризис в семье: количество разводов постоянно растет. Кто теперь не разводится и даже не один раз? Человек когда-то заботился о семье, и эта традиция передавалась от отца сыну, от матери к дочери. Сын знал, что если отец его – столяр, то и он будет столяром. Семейное ремесло передавалось от отца к сыну из поколения в поколение. Сохранение семейных и родственных связей было основой существования. Мы знаем об этом из истории, мы читаем в старинных романах, как составлялось генеалогическое древо семьи.
Сегодня отсутствует взаимопонимание не только в кругу родственников, но и между мужем и женой. В последнее время наблюдается явление, когда перестают заботиться даже о детях. Люди считают так: "Мы как-то приспосабливаемся, и они тоже как-нибудь устроятся. Весь мир открыт – пусть добиваются всего сами!»
И, действительно, во все более раннем возрасте дети отрываются от родителей, и обе стороны чувствуют себя при этом комфортно. Как будто нет обязательств одних по отношению к другим.
Соответственно общество строит системы поддержки для пожилых людей. Ведь мир принадлежит молодым, с раннего возраста получающим свободу.
Все эти явления указывают на два аспекта. «Эго», желание человека получать наслаждения все возрастает, но самостоятельно не находит ответа: для чего оно и зачем развивается.
Мы наблюдаем, как кризис распространяется на все занятия человека в этом мире. Скажем, 100 лет назад работники культуры были в большом почете. Хорошие музыканты и художники были очень уважаемы. Цари, главы правительств оказывали им почести, устраивали в честь них приемы... А сегодня – кому они нужны? Потому что наше желание получать, наслаждаться, наполнять себя – оно намного сильнее, чем красивая картина или прекрасная музыка, намного агрессивнее. И мы уже не в такой степени отдаем должное этим вещам. Я говорю о человечестве в общем.
Но есть люди, которые делают совсем наоборот. Они говорят, что в противовес нашему «эго», разрушающему все: семьи, наших детей, приводя их к наркотикам, доводящему страны до массового уничтожения, мы должны заняться релаксацией. Будем пользоваться методиками, подавляющими наше эгоистическое желание, займемся все трансцидентальной медитацией, обычной медитацией, чтобы самыми разнообразными способами успокоить себя. Существуют такие, кто преуспевает в этом деле.
Мода – она переменчива. На смену индустрии индийской культуры, возможно, скоро придет китайская. Но в любом случае человек ищет покой. Когда же нет выхода и невозможно решить вопрос: «Для чего я живу?», то я, как-нибудь, но без страданий, успокою себя. И, если, все же мое небольшое желание потребует ответа на этот вопрос: «Для чего я живу?», так я буду жить скромнее, каким-либо способом приду к состоянию, чтобы мне было приятно.
Ничего не поделаешь, так я умалю себя, буду, как ребенок, как младенец. У меня есть, слава Богу, здоровье и что-то еще – удовлетворюсь этим.
Существует все еще множество людей, которым этот метод помогает. И таким образом, они сбегают в эту нишу. Однако не надолго, потому что сама природа ведет к росту нашего «эго», нашего желания наслаждаться до таких размеров, что мы не сможем заглушить, обуздать и ограничить его, удержать даже различными уловками. В любом случае, вопрос: «В чем смысл нашей жизни?» - прорывается наружу и приводит к кризису. Кризис наступает из-за того, что мы обнаруживаем, что человек – это сосредоточение зла в мироздании.
Когда-то, в течение тысячелетий, мы считали, что человек хорош, он – венец природы, являющийся вершиной всего развития. Человек обладает умом и способен изменять природу. В нем – оправдание всего существующего, так как он берет данное ему, обрабатывает и использует в правильной форме. Он раскрывает законы природы, применяя их для развития общества. В течение веков существовала уверенность, что человечество достигнет благоденствия и научится правильно использовать свои желания, при всей их отрицательной сути.
Наука и культура, воспитание и медицина, вся деятельность человека на Земле – все это должно было привести человека к состоянию, когда он смог бы насладиться их плодами. Тысячелетия человечество вкладывало силы в это развитие и вдруг обнаружило, что плод гнилой, горький, противоположный, и в результате развития, вместо наслаждения, от него приходят смерть, бездна и темнота.
Мы разрушаем природу: происходят такие экологические катастрофы, что неизвестно, что случится через месяц. Речь идет не о ураганах и цунами, а об уничтожении человечества посредством природных катаклизмов – холодом или зноем, неизвестно, как именно, но прогнозы ученых ужасающие и пугающие. И дело не в том, что это может когда-нибудь произойти. Ведь, безусловно, как-то закончится существование человека на Земле, поскольку все развивается. Однако, речь идет о считанных годах, или даже месяцах: никто не знает, что и когда.
Изменения, которые претерпевает течение Гольфстрим, могут привести к обледенению всей Европы, а ожидаемые извержения вулканов, могут произойти главным образом внутри мирового океана и привести к последствиям гораздо более разрушительным, нежели где-то в Африке или Гималаях, так как происходящее в океане вызовет опасность сдвига земной коры.
Короче говоря, мы находимся в состояниях, подобных которым никогда не было, и все более и более становится ясно, что весь мир – маленькая деревня, и мы влияем друг на друга не только тем, что пришли к общемировой экономике или глобальному террору, а мы буквально зависим друг от друга во всем нашем производстве, в распределении занятости, в добыче нефти, в энергии, и т. д.
И эта связь до такой степени всеобъемлюща, что любое изменение в какой-то точке тотчас может вызвать огромное потрясение во всем мире. И как же уберечься от этих маленьких потрясений, чтобы не вызвать всеобщую реакцию? Это нам непонятно. Мы также не знаем, что на что влияет и согласно какой формуле весь мир друг с другом связан. Но то, что связан – очевидно.
Мы также пришли к раскрытию – и не со стороны природы, когда одно относится к другому, – что если где-то сжигаются леса, то в другом месте возникают другие природные катаклизмы: ураганы, или холод, или жара. Раньше этого не знали, хотя в какой-то мере это существовало и прежде. Но теперь, когда мы связали все человечество в один узел посредством развития экономики, нефти, потребления, – каждая мелочь влияет на всех. Достаточно экономического краха одного государства, как это чувствуется всеми, поскольку от поставок каждой страны зависят все.
Мы становимся единым живым организмом, который живет, охватывая всю планету. Эта картина день ото дня становится все очевидней и суровей, и этот организм зависит от всех своих частей.
А мировой террор? Говорят, это не просто нечто преходящее, что можно каким-то образом обуздать или, как минимум, в какой-то мере уменьшить. Это явление, в сущности, – бунт человека относительно того же вопроса: «Для чего мы живем?» Люди, которые не знают ответа, пока ставят сами перед собой какие-то цели и внутренне уверены, что достижение этих целей отвечает на этот вопрос о смысле их жизни.
Поэтому они готовы покончить с собой, жить в тяжелых условиях, посвятить всю свою жизнь достижению какой-то цели, поскольку поставили ее как ответ на вопрос: «Для чего я живу». Однако ясно, что этот ответ – не выход, а если бы нашли правильный ответ, то, безусловно, волна террора бы снизилась, а иначе она не успокоится.
Мы видим, что на всех этапах развития человечества были люди, задающие вопрос о смысле существования: древние философы, различные мыслители. В сущности и религии возникли для того, чтобы каким-то образом ответить на этот вопрос. Все основатели религий задавались вопросом: для чего мы живем, и каждая религия пытается на это ответить. Однако ясно, насколько это также не удается.
Какого бы уровня прогресса мы не достигли, невзирая на нашу принадлежность к современной культуре, мы все же хотим преподнести себя относящимися к определенной религии, верящими в Высшую Силу. Но это больше относится к культуре, а не к религии, это подобно клубу – не более. Ведь если бы человек почувствовал, что с помощью религии он может получить ответ, он вел бы себя по-другому и организовывал свою жизнь в другой форме.
Но исходя из того, что его поведение жестоко – кризис в семье, наркотики, кризис в воспитании (и это результат того, что происходит в религии), мы делаем вывод, что сегодня религии не могут повлиять на человека. Человек уже не религиозен, это просто часть культуры человечества.
И последний фактор, добавляющийся ко всем этим разочарованиям в деятельности человека на Земле в течение тысяч лет, – это кризис в науке. Человечество всегда верило в науку. Это была область, не относящаяся к человеку: мы раскрываем мир, и чем больше откроем, тем больше сможем использовать его в правильном виде в свою пользу.
В прошлом наука принадлежала только особенным личностям и закрытым обществам, а все ее фундаментальные открытия – такие как способ изготовления зеркала, пороха или бумаги – хранились в тайне. Законы математики, медицина – эти вещи были очень важными для человечества, но они в течение тысячелетий охранялись. Постоянно также существовало соперничество между наукой и религией, которые не могли ужиться друг с другом. И мы всегда думали, что именно с помощью науки придем к добру.
Но с момента, как пишет Бааль Сулам, когда ученые начали продавать науку за деньги, то есть принимать любого в качестве ученика, – тем самым они как бы открыли двери для всех. Наука вышла в массы, и каждый начал использовать ее в своих целях: одни – для обогащения, другие – для достижения власти, почета, третьи – для военных целей и т.д.
И тогда наука перестала помогать человеку в его жизни, а превратилась ему во зло. А помогала ли она вообще когда-либо человеку в его жизни? Возьмем, например, биологию – там мы изобретаем яды! Даже в медицине – мы видим, что чем больше мы познаем тело человека, тем все более и более отдаляемся от здоровья. Это значит, что развитие, даже научное, – не показатель того, что мы с его помощью продвигаемся к хорошей жизни.
В сущности, этот кризис находится в совокупности со всеми остальными проблемами, которые человечество обнаруживает во всех видах своей деятельности на Земле. Однако, в науке существует еще одна проблема: мы подходим к ее концу. За последние 50 лет мы видим, насколько нет больше прогресса. Наоборот, углубляясь в то, что до сих пор было известно, мы обнаруживаем, до какой степени мы это не знаем.
Скажем, мы больше раскрываем Вселенную, и вдруг обнаруживается, что мы постигаем в ней только 2-3 % видимого ее строения – большие скопления газов, различные тела. Но кроме этого, есть в ней энергия, которую мы не понимаем и не знаем, существует исчезающая материя, которую мы не можем постигнуть. То есть каждый раз мы все больше раскрываем, насколько мало мы ориентируемся в этом мире.
И особенно, приходя к квантовой физике, мы раскрываем, насколько ограниченным является наше восприятие реальности. Оно ограничено настолько, что, в конце-концов, мы начинаем обнаруживать, что воспринимаем ее только внутри наших органов чувств, и так, очевидно, построены все наши сосуды: мы не постигаем нечто, находящееся вне нас, мы не видим действительность в объективной форме. Все, что раскрывается нам, – раскрывается внутри наших чувств, то есть в субъективной форме: лишь то, что мы способны усвоить. И даже то, что, как нам кажется, мы не можем воспринять, также и это раскрывается в наших внутренних сосудах и субъективных чувствах.
Все это также приводит человечество к еще более глубокому ощущению бессилия, пустоте, отчаянию, существующим сегодня в мире. Раньше мы могли создавать программы, в частности государственные. Каждое развивающееся государство создавало программу на 50, 20, 10, 5 лет своего развития и на год, ведь иначе невозможно продвигаться вперед. Например, через 50 лет нам понадобится столько-то энергии, значит уже сейчас необходимо построить энергетические станции, которые начнут эксплуатироваться через 10 лет. Или через 30 лет потребуются ученые в таких-то областях, значит уже сейчас необходимо открыть места их подготовки, так как период подготовки ученого - 30 лет. И так далее.
Сегодня этого нет. Человек, заканчивающий сегодня университет, вынужден немедленно вновь и вновь совершенствовать свой профессиональный уровень, так как область его деятельности все время развивается, что требует постоянной работы над собой. Если раньше выпускник университета мог 20, 30, даже 50 лет работать с теми знаниями, которые получил в университете (с добавлениями каких-то новшеств раз в несколько лет, что тоже не обязательно) и этого было достаточно. Сегодня такого нет. В особенности это видно в компьютерных специальностях: люди, кроме того, что они работают, должны все время учиться, и без этого невозможно. Поэтому ясно, насколько все это также приводит человека к ощущению бессилия.
А государства, которые раньше создавали программы на 50 лет вперед – без чего невозможно их развитие, сегодня не могут ничего сделать. Сегодня с большим трудом можно спланировать что-то на несколько лет, да и это меняется. Таким образом мы приходим к состоянию полного отсутствия управления в нашем мире и в нашей жизни, хотя всегда считалось, что у нас будет полная власть над жизнью, над миром и над всей нашей деятельностью в этом мире.
Сегодня вопрос – для чего мы живем, в чем суть нашей жизни – является вопросом не отдельного человека, а всего человечества. Перенимая его от всего человечества, человек чувствует, что он – один из многих . С одной стороны, если страдают все, то это уже наполовину облегчение: если все, то и я , что поделаешь – как-то протянем. С другой стороны, именно всеобщее отчаяние, охватившее мир, бессилие, – это то, что должно заставить нас повернуться лицом к этому вечному вопросу.
И, очевидно, мы сможем обнаружить ответ. Как и откуда мы вообще его получим? Существует ли он? Возможно, человек живет и умирает и нет ничего, что должно быть ответом на его жизнь? Живем, потому что живем...
Ответ должен исходить именно из этих двух условий: с одной стороны, мы разочарованы от его отсутствия и обязаны его найти. А с другой стороны, исходя из всей нашей деятельности в этом мире, благодаря ей и с ее помощью, мы пришли к состоянию некоторого понимания природы и видим, что из всей природы, по настоящему развивается только человек. Если это так, то, исходя из исследований природы, находим, что тот, кто развивается, он развивается согласно причине. А эта причина определяется целью, окончательным состоянием, которое находится в ней изначально. И поэтому он развивается.
Как нам сегодня раскрывается и из квантовой физики, и из наших генов, и из производимых нами исследований природы, наше развитие, в сущности, всегда целенаправленно. В природе уже изначально известно, в какое состояние следует привести каждую часть творения, и поэтому путем его поступенчатого развития достигается желательное состояние.
Возьмем, к примеру, яблоко. Мы видим, насколько оно кислое, твердое и непривлекательное во время своего роста. И как оно прекрасно и пригодно к употреблению после того, как созрело. То же происходит и с каждым творением, с каждой развивающейся клеткой. Почему? Потому что прежде, еще до начала развития, внутрь растущих клеток, объектов была заложена программа, в которой имеется завершенная картина, окончательное состояние – Замысел, которого они должны достичь. Это мы видим и исследуем в природе.
Поэтому, если мы сделаем правильные открытия, то обнаружим в природе ответ. Ведь развиваясь мы проходим очень и очень тяжелые состояния, подобно тому горькому яблоку. И может случиться так, что в конце-концов, созрев и достигнув того, что возможно, мы окажемся в противоположном состоянии.
Вопрос лишь в том, происходит ли наше развитие вынужденно, когда нас к этому обязывает природа. Неожиданно человечество начинает проявлять интерес к научным исследованиям, и вдруг – к образованию, к культуре, и пр. Одних влечет к власти, других – к насилию, третьих – к богатству. И так мы развиваемся на протяжении 2000 лет.
Либо – мы каким-то образом сами принимаем участие в этом процессе.
И тогда выбор таков: или ты сидишь, сложа руки, выжидая, что все само собой раскроется. И может случиться так, что если мы не будем участвовать в этом процессе, познавать его, то на нас обрушатся огромные страдания в тех состояниях, которые мы будем проходить. И приведут ли нас эти состояния к желательному завершению развития, т.е. чтобы в его конце мы увидели, достигли благоденствия?
Либо это развитие на последней своей стадии все же потребует участия человека, чтобы развиваясь в разуме и чувствах, он стал зрелым, свободным, осознающим действительность. Ведь не просто так природа снабдила нас такими огромными келим. Очевидно, мы также обязаны участвовать в собственном развитии в неизбежной и явной форме. Все это нам еще предстоит обсудить.
Благодаря научным исследованиям мы видим, что каждая самая маленькая клеточка развивается поступенчато по цепочке: причина – следствие. То есть невозможно просто так перейти из некого состояния номер «1» в следующее существующее состояние – номер «2». Частичка, находящаяся в развитии, будь то клетка, человек, или какой-то другой объект, должна раскрыть, что в состоянии номер «1» она уже себя реализовала, что ей в нем некомфортно, что она обязана прийти к состоянию номер «2».
И вот это ее желание достичь состояния номер «2», в сущности, и выталкивает ее на более высокий уровень, где она начинает развиваться. То же самое происходит и при переходе из состояния номер «2» к состоянию номер «3».
Таким образом развитие происходит поступенчато, и причина и следствие выражаются в том, что всегда нынешнее состояние раскрывается как плохое, а следующее состояние – как лучшее по отношению к предыдущему.
Подобно этому произошло и развитие человечества на Земле. В его процессе людей постоянно что-то не устраивало, что-то могло бы быть лучше. И тогда они стали перестраивать общество, изменять в нем отношения между людьми, между народами, внося в жизнь различные новшества, явившиеся плодом развития технологии, науки, культуры, и.т.д.
То есть человек совершает последовательные действия в соответствии с возникающими в нем потребностями, когда ему раскрывается, что стоит сделать следующий шаг. К примеру, человеку надоедает мебель, находящаяся в доме, и он хочет ее заменить. Иными словами, его нынешнее состояние оценивается им как плохое, а существует другое – лучшее. В такой форме и происходит развитие, т.е. всегда постепенно, к лучшим состояниям.
Когда мы анализируем все происходящее с нами, рост живых клеток, – это заставляет нас задуматься об общих законах природы. В какой-то степени мы еще можем их исследовать на неживом, растительном и животном уровнях. Что же касается говорящего уровня, человека и всего к нему относящегося (кроме его тела): его психологии, образа мышления, целей – т.е. вещей высоких по своему внутреннему содержанию, то мы их не понимаем, не знаем, и у нас не существует никакой возможности их раскрыть.
И здесь возникает вопрос: действительно ли мы не способны это увидеть, потому что сами находимся на этом уровне?
Когда я со ступени «говорящий» исследую природу неживого, растительного или животного уровней, то рассматриваю их сверху, исходя из своего разума, ощущений, восприятия, понимания, научных знаний, из того, что мое развитие произошло на уровне «говорящий».
При этом я способен изучить и понять более низкие по отношению ко мне формы существования и управлять ими. Понять – означает управлять. Я могу производить их исследование, каким-то образом на них воздействовать и оценивать их реакцию – изучать их. Ведь, в сущности, все, что я исследую, это – «черный ящик», т.е. до того, как я его изучил, я не знаю, что это. Я произвожу некое воздействие и получаю какую-то реакцию. С помощью многих воздействий я вызываю большое количество реакций, и, в соответствии с этим, вывожу формулу того объекта, который я исследую.
Если я в такой форме рассматриваю неживой, растительный и живой уровень, то могу понять его, т.е. в конце концов разобраться, в чем заключается причина и цель его существования, сделав это настолько досконально, что все становится мне ясным. Я только не умею исследовать себя, не свои – неживой, растительный, животный уровни, а «говорящий», заключенный во мне.
И спрашивается: «Возможно, мне это недоступно?» А если так, то, значит, в природе не существует никакого замысла. Ведь все развивается от неживого, к растительному, к животному, к говорящему, и очевидно процесс развития может продолжаться и дальше, приводя к какому-то результату. Но мы совершенно не видим причину этого развития, поскольку нам неведома его конечная цель. Мы не понимаем, для чего все это.
Очевидно, чтобы исследовать «говорящий» уровень, нам нужно подняться еще на ступень. Она называется духовной. Впрочем, неважно как ее назвать, пусть это будет высшая ступень по отношению к нам. И если такая ступень существует, то, по всей видимости, с нее я могу исследовать себя. Все же, очевидно, она существует. Почему?
С помощью современной науки установлено, что не только мы, как человечество, относимся к единому организму на земле, но и все законы природы, в сущности, связаны вместе в один закон, который охватывает все мироздание. А мы находимся внутри.
Мы – это все существующее: наша вселенная, земной шар с находящимися на нем неживым, растительным, животным и говорящими уровнями. Все это управляется одним законом, только он воздействует на нас с помощью множества своих частных законов. Эти законы мы изучаем в физике, биологии, медицине, психологии – в различных наших науках, которые мы сами таким образом распределили, поскольку это дает более удобную возможность для исследований. Но в сущности все они имеют одну природу.
Изучая природу с помощью всех этих наук, мы обнаруживаем впоследствии, что это – не физика, и не биология, и не химия, и не медицина в отдельности, а все они соединены вместе. Не существует различия в их законах. Это мы их в таком виде исследовали и, завершив изучение, поняли, что все они взаимосвязаны и подчиняются единому закону, который воздействует на нас.
А мы, как будто, ощущаем на себе воздействие со всех сторон. Поскольку мы состоим из неживого, растительного, животного и говорящего уровней, то нам кажется, что это отдельные воздействия. Но это только мы так чувствуем, потому что сами включаем в себя множество уровней. А закон – он един.
И если так, то возникает другой вопрос. Как мы узнаем этот единый закон, который действует во всем мироздании, продвигая его, и в особенности нас, подобно созревающему плоду, с неживого уровня к растительному, животному и говорящему. Каким образом он приводит нас к состоянию, когда все мы начинаем задавать вопрос о смысле жизни? В сущности, это та ступень, на которой находится человечество.
Как мы уже говорили, человек переходит из одного состояния в другое, только при условии, если в предыдущем состоянии ему было плохо. Поэтому, возможно, что сейчас, когда мы обнаруживаем, что наше нынешнее состояние нас не устраивает и некуда дальше развиваться, то этот вопрос о смысле жизни может привести нас к еще болей высокой ступени развития. Только нужно не уходить от него, а, наоборот – прояснить и потребовать ответ.
До сих пор человечество только тем и занималось, что «убегало» от вопроса о смысле жизни. А сегодня уже наметились два направления: либо мы, насколько возможно, подавляем этот вопрос с помощью наркотиков, вплоть до самоубийств на фоне всеобщего отчаяния, кризиса и проч. Либо надеемся найти лекарство.
Сегодня мы, все человечество, как один человек, стоим перед этим сложным вопросом: «Для чего мы живем?». Если найдем на него ответ, то продолжим свое существование, и оно будет благополучным. Мы будем развиваться в соответствии с законами природы, узнаем, как их правильно использовать. А если не будем знать, то и отдельный человек, и все человечество будут вынуждены прибегнуть к различным средствам, чтобы вновь и вновь предать этот вопрос забвению. И это приведет нас к еще более тяжелым ударам.
Поэтому наше сегодняшнее состояние, в котором перед нами стоит этот вопрос, – оно очень и очень особенное. Его можно рассматривать, как состояние, которое приведет нас к благоприятному развитию, подняв над неживым, растительным и животным уровнями на более высокую ступень.
А если мы заупрямимся и не захотим раскрыть глаза и найти ответ на этот вопрос, то произойдет обратное. Некоторые из нас опустятся на животный или растительный или неживой уровень. Другие обнаружат, что подавляют себя всевозможными средствами, либо вообще закончат жизнь самоубийством.
И так мы будем страдать, пока этот всеобщий закон не вынудит нас разрешить вопрос: «В чем смысл нашей жизни».
Обсуждения Краткий, заочный курс основ Науки Каббала, беседа 1
1. Каждый знает, что абсолютной температуры Т=0К достичь нельзя.
Мы можем только бесконечно приближаться к ней.
2. Каждый знает, что никто не может достичь.
абсолютной скорости движения кванта света с=1 .
Мы можем только бесконечно приближаться к ней.
3. Но каждый также знает, что только квант света движется с
независимой абсолютной скоростью с=1.
Это факт, это реальность.
Вопрос:
Разве может это абсолютное движение с=1 происходить в
относительной системе отсчета?
Ответ:
Нет.
Абсолютное движение может происходить только в абсолютной системе отсчета.
Но нам известна только одна абсолютная система отсчета,
которую достичь нельзя Т=0К. И только в ней квант света может двигаться с
независимой абсолютной скоростью с=1.
И это тоже реальность.
Но что может рассказать квант света о своем путешествии в параллельном мире?