Хазрат Мирза Тахир Ахмад ( четвертый халифа)
написал:
Вы слышите теперь со всех сторон об Освобождении Женщин, женских правах и так далее. Ислам дает нам всеобъемлющий фундаментальный принцип, покрывающий вес возможные ситуации:
написал:
Вы слышите теперь со всех сторон об Освобождении Женщин, женских правах и так далее. Ислам дает нам всеобъемлющий фундаментальный принцип, покрывающий вес возможные ситуации:
Аллах в Коране говорит
... И в отношении справедливости они(женщины) имеют одинаковые права с ними (мужчинами), но мужчины стоят выше их по достоинству (степени), Аллах Всемогущ и Мудр. (Аль Бакара, 2:229)
В другом месте Священного Корана указывается :
Мужчины - покровители женщин, ибо Аллах сотворил одних превосходнее других, несмотря на то, что они (мужчины) расходуют из богатства своего... (Аль Ниса, 4:35)
Из этого арабского слова КАВВАМУН (покровители, ответственные за то, чтобы опекаемые шли правым путем), некоторые богословы со средневековым мировоззрением выводят заключение о превосходстве мужчин над женщинами, тогда как речь здесь идет только о преимуществе, которым обладает кормилец над теми, кого он кормит. В этом смысле покровитель более способен к даче нравственных увещеваний для того, чтобы домочадцы его следовали правым путем. Насколько же дело касается основных прав вышеприведенный айят вовсе не говорит о неравноправии женщин или мужском превосходстве над ними. Последняя часть этого айята говорит как раз о вышеуказанном преимуществе и делает совершенно ясным, что несмотря на это преимущество фундаментальные права женщин в точности тождественны фундаментальным правам мужчин. Арабские буквы ВА должны быть переводимый здесь как "несмотря на то, что" или "в то время как", что в этом контексте представляется единственно верным переводом.
ПОЛИГАМИЯ
На Западе принято перебивать человека, говорящего в пользу Ислама, одним и тем же вопросом: позволяет ли Ислам четырехкратную женитьбу и разрешает ли Ислам иметь одновременно четырех жен? У меня очень большой опыт обращения к различным аудиториям и собраниям интеллектуалов западного мира. И очень редко случалось так, что этот вопрос не был задан.
Чаще всего поднималась какая-нибудь дама и, конечно же, с должными извинениями невинно спрашивала, позволяет ли Ислам четырехбрачие или нет. Очевидно, что ответ известен каждому. Однако, это, быть может, единственный аспект Ислама, широко известный Западу, Другой широко известный аспект - это терроризм, но терроризм не имеет ничего общего с Исламом. Об этом, в частности, говорится в книге этого же автора "Убийство - Во имя Аллаха?", изданной и на русском языке.
О каком же равенстве может идти речь в Исламе, если Ислам позволяет мужчине иметь четырех жен. а женщина .три этом должна довольствоваться одним мужем? Это - другой вариант того же самого вопроса, который, я убежден, используется только ради того, чтобы стереть всякое доброе впечатление об Исламе, созданное говорящим. В менее формальных собраниях, где не уделяется строгого внимания взаимной вежливости и хорошим манерам, тот же самый вопрос часто приобретает оттенок издевательства...
Много лет назад, когда я посещал занятия в Центре Азиатских и Африканских Исследований при Лондонском Университете, один английский студент постоянно спрашивал своего пакистанского сотоварища об этом и никогда при сом не обходилось без смеха. Однажды, я припоминаю, этот пакистанец почувствовал, что дело зашло слишком далеко, и он сам спросил у этого англичанина: почему вы возражаете против того, чтобы у нас было четыре матери, когда вы сами не имеете возражений против того, чтобы иметь четырех отцов? Это была игра слов: в английском языке слово "предки" учит точно так же, как "четыре отца".
Это понятно, была шутка, однако если присмотреться поближе, вы увидите, что это больше, чем просто шутка, потому что относится она к той трагической ситуации, которая господствует в западном мире и которая предоставляет удобную возможность для сравнения Исламского и не-Исламского отношения к определенным вопросам. Не только легкомысленные студенты, но и респектабельные члены общества считают жестоким и невежливым обращаться к этой проблеме в тоне непристойной шутки.
Не так давно я получил письмо от одного уважаемого судьи из Франкфурта, которого я лично знал как очень мудрого, открытого, вежливого и доброжелательного человека. Он также возражал в этом письме против обсуждаемого Исламского увещевания об ограниченном многоженстве и не смог удержаться от соблазна подчеркнуть свою точку зрения грубой шуткой, во всяком случае, так мне показалось. Мне одно мгновение хотелось ответить на его шутку вышеприведенной шуткой о предках, но благоразумие одержало верх.
Краткий ответ, посланный мной ему, состоял в том, что во-первых, разрешение Ислама иметь больше одной жены является указание, обязательным для всех. Оно касается с определенных ситуаций, когда это становится необходимым для сохранения здорового общества и для защиты прав женщин.
Священный Коран - это логичная Книга. Как таковая, она не могла бы настаивать на том, чтобы мусульмане вершили невозможное. Аллах сотворил мужчин и женщин в приблизительно равных количествах, с небольшими переборами в ту или другую сторону. Как могла бы рациональная религия подобная Исламу, которая постоянно подчеркивает тот факт,что между Словом Бога и Деянием Бога нет расхождений. проповедовать что-то настолько неестественное, что, будучи применяемым, создало бы грубое не равновесие, неразрешимые неразрешимые трудности и бессильное возмущение.' Представьте небольшую страну, в которой жил бы один миллион мужчин и приблизительно такое же число женщин. Если бы Исламское позволение было обязательным указанием, тогда четверть всех мужчин взяла бы в жены весь миллион женщин, а остальные три четверти вынуждены были бы оставаться холостяками.
При этом среди всех мировых религий Ислам выделяется также и тем, что подчеркивает необходимость женитьбы и замужества для всех мужчин и женщин. Священный Коран описывает взаимоотношения между мужем и женой как построенные на природной любви и обеспечивающие взаимный мир и покой:
Й законные для вас целомудренные верующие женщины и целомудренные женщины из Среды получивших Книгу прежде вас, если вы даете им приданое их и заключаете законный брак, и не прелюбодействуете, и не берете тайных любовниц... (Аль Майда, 5:6)
В то же самое время Коран отвергает безбрачие как институт, изобретенный людьми (Сура 57:28). Человек ничего не приобретает, затворяясь от мира или карая себя запретом на естественные желания. Институт семьи хорошо обоснован в Исламе, однако недостаток времени не позволяет мне сделать отступление и обсудить все указания касательно выбора
партнеров, исцеления взаимных обид, установления о разводе и так далее.
Возвращаясь к полигамии, мы видим со всей очевидностью, что при этом Священный Коран имеет в виду особую, а именно, послевоенную ситуацию. Имеется в виду время, когда в обществе появляется огромное число сирот и молодых вдов, и когда нанесен серьезный ущерб равновесию между мужским и женским населением. Такая ситуация сложилась в Германии после Второй Мировой Войны. Поскольку Ислам не был господствующей в Германии религией, страна не могла отыскать решения этой проблемы. Строгое единобрачие Христианства никак не могло облегчить сложившуюся ситуацию. Немцы вынуждены были продолжать страдать от послевоенного, не равновесия. Полнилось огромное число девственниц, старых дев и молодых вдов, для которых замужество было невозможным.
Германия была не единственной страной в Европе, которой пришлось испытать социальные проблемы подобных гигантских и опасных пропорций. Для послевоенного Запада было слишком большим вызовом попытаться ограничить рост нравственной деградации и распущенности, которые так естественно и буйно процвели на создавшемся в обществе неравенстве.
Всякий беспристрастный человек способен увидеть, что единственным ответом на подобные проблемы является позволение для мужчины иметь более одной жены. Это не имеет и виду поощрение их сексуального аппетита, но только - удовлетворение природных потребностей огромного числа женщин,
Если отвергнуть это вполне разумное и реалистичное решение, единственной альтернативой для общества будет быстрое нисхождение в бездны распущенности и нравственной деградации. Увы! Кажется, что именно эту альтернативу и избрало для себя западное общество.
Когда вы более реалистично и непредубежденно изучите обе возможности, вы обязательно заметите, что здесь речь идет не о равных правах мужчин и женщин, но исключительно о вопросе ответственности и безответственности.
Ислам позволяет многоженство в том и только в том случае, если мужчина отдает себе полный отчет в той ответственности, которую он принимает па себя в подобных трудных и необычных обстоятельствах, и когда он готов с полной мерой справедливости относиться ко всем своим женам, второй, третьей и четвертой.
И если вы боитесь, что не будете честны в своем обхождении с сиротами, то возьмите в жены себе из женщин, сколько вам желательно, двух, трех или четырех, а если вы боитесь, что не будете поступать по справедливости, то возьмите в жены только одну или же из принадлежащих правым рукам вашим. Это - ближайший путь для вас к избежанию несправедливости. (Аль Ниса, 4:4)
Альтернатива этому положению вещей гораздо более уродлива. Большое число женщин, для которых замужество не является возможным, не может быть осуждено за то, что старается соблазнить и увлечь женатых мужчин в обществах, которые не особенно религиозны по своей сути. В копне концов, это же так по-человечески. В то время, как психологические травмы войны увеличивают потребность просто прислониться к кому-то, сама жизнь вне прибежища, которым являются дом и семья, жизнь без друга и без надежды иметь детей является пустой жизнью. Будущее в такой жизни столь же пусто и невзрачно, как и настоящее.
Ясли незамужние женщины не имеют законной возможности быть устроенными по закону я таким образом исполнять свою роль в обществе законным образом, то имеет место хаос. Ведь в противном случае они будут так или иначе делить с другими женщинами их законных мужей. Результат подобной ситуации сомнителен. В обществе исчезает понятие верности. Подозрения не перестают расти. Отсутствие взаимного доверия между женщинами и мужьями потрясает множество семейных домов до основания. Мужчины, неверные своим женам, будут обречены жить с сознанием вины, которое, в свою очередь, будет производить психологические комплексы, требующие для своего удовлетворения новых неверностей. Благородное понятие о любви и верности окажется среди самых nервых жертв такой ситуации. Любовь начнет утрачивать возвышенность и низвергнется в пучину будничного утоления возникающих страстей.
Те, кто говорит о равенстве в любой сфере, забывают, что сам вопрос о равенстве звучит по-иному в тех сферах, где проявляется различие в физическом и психологическом строении мужчины и женщины.
Только женщины способны рождать детей. Только они наделены даром носить я себе в течение девяти месяцев плод, в котором - будущее человеческих поколений. И вновь, только женщины способны по-настоящему заботиться о своих чадах, во всяком случае в продолжение раннего периода младенчества и детства, на что в этот период неспособен ни один мужчина. Это происходит благодаря чрезвычайно долгому, сокровенно-кровному родству с детьми, которое чувствуют только женщины, имеющие намного более глубокую, по сравнению с мужчинами, психологическую связь со своим потомством.
Если общественная и экономическая система пренебрегает этими принципиальными различиями между полами и смотрит поверх вытекающей из этих различий разницы в роли мужчин и женщин в обществе, тогда подобное общество будет наверняка лишено необходимого равновесия. Именно благодаря этим фундаментальным различиям в строении мужчин и женщин и предлагает для них Ислам различные общественные роли.
Женщина должна быть свободна, насколько это возможно, от необходимости заботиться о пропитании семьи. В принципе, эта ответственность должна целиком ложиться на плечи мужчин, Однако нет никакой причины, по которой женщины не должны играть своей роли в экономике, если при этом они не пренебрегают своими главными обязанностями рождать и выкармливать детей, заботиться о семье и поддерживать в ней мир и покой. Именно это и предлагает Ислам.
И вновь, женщины, как правило, обладают более хрупким и утонченным строением, нежели мужчины. Однако, как это ни удивительно, физически они гораздо выносливее мужчин. Эти свойства обязаны своим появлением, в основном, дополнительной половине хромосомы в их клетках, которая и определяет разницу между мужчиной и женщиной. Очевидно, это дополнение обеспечивает необходимость большой выносливости во время беременности, родов и периода кормления. При всем том, этот скрытый потенциал не делает женщин внешне сильнее и грубее. Им не следует поручать тяжелого физического труда из дурно понятого равенства между мужчинами и женщинами. Благодаря вышесказанному, женщины также заслуживают более бережного и заботливого обращения. Женщины в будничной жизни должны нести меньшую ношу, и их не следует заставлять нести одинаковую с мужчинами ношу в жизни общества.
Из вышесказанного следует, что если задача ведения домашнего хозяйства - это особая сфера ответственности, налагаемой на мужчину или женщину, то, очевидно, женщина гораздо более достойна этой ответственности, чем мужчина. В дополнение к этому, женщина от природы наделена долгом заботиться о своих детях. Этот долг может быть только в некоторой мере разделен мужчиной.
Женщинам следует предоставить право находиться дома гораздо больше времени, чем мужчинам. Если, при всем том, они свободны от тягот зарабатывать хлеб насущный, тогда их свободное время должно употребляться к их собственной пользе или к пользе всего общества в целом. Именно таков был изначальный смысл понятия: "место женщины - в доме".
Здесь нет вопроса о том, что они должны быть привязаны к своим прялкам или заключены в четырех стенах. Ислам пи в коей мере не запрещает женщинам использовать свободное время па какую угодно здоровую цель, если, опять-таки, они при этом не подрывают интересов и прав будущего поколения человечества, врученного их заботам. Среди всего прочего, Ислам еще и поэтому не одобряет свободного смешения полов и проведения чересчур длительного времени в общественных заботах. Со стороны Ислама, предложить, что дом должен являться центром женской активности, - это чрезвычайно мудрое и практичное решение в свете многих недугов современности. Когда интересы женщины лежат вне дома, эти интересы обыкновенно преследуются за счет семенной жизни и пренебрежения детьми. Для того, чтобы строить семейную жизнь вокруг священной фигуры матери, необходимо укреплять и другие кровные связи и усиливать привязанность к остальной родне.
Даже если каждая семья живет по отдельности, такое более широкое понятие о семье поддерживается и поощряется Исламом по многим причинам, в частности:
1) этим предотвращается неравновесие в обществе,
2) если любовь и привязанность укрепляется между
братьями и сестрами, отцами и дочерьми, матерями и сыновьями и так далее, это естественным образом ведет к консолидации и сохранению здоровой семьи. Эти природные связи далее укрепляются системой окружающих эту семью взаимоотношений, состоящей из истинной привязанности и
взаимоуважения между племянниками и племянницами, тетями и дядями, внуками и старшим поколением родителей,
двоюродными братьями и сестрами. В этой большой системе
семьи открываются новые возможности для обретения тепла
и здоровых удовольствий, проистекающих из осознания родственной близости.
3) институт семьи в подобных условиях менее поддастся
фрагментации и распаду. Жизнь под одной крышей во имя
семьи перестает быть столь бессмысленной какой считается
сегодня. Члены семьи будут продолжать тянуться к центру,
определяемому старшими и главная часть семейной активности будет происходить вокруг этого центра. В таком случае не будет больше одиноких людей, - забытых, отвергнутых
и низвергнутых в низы общественного устройства или выброшенных из семьи подобно ненужным вещам.
Именно таково Исламское понятие о доме и семье, которая считается наиболее важной общественной единицей во всем обществе. Благодаря, главным образом, именно этой разнице
в отношении к семье мы видим сегодня все больше брошенных и забытых престарелых родителей в современных, европейского типа обществах, где старики считаются бременем для семьи, а не ее основой.
... И в отношении справедливости они(женщины) имеют одинаковые права с ними (мужчинами), но мужчины стоят выше их по достоинству (степени), Аллах Всемогущ и Мудр. (Аль Бакара, 2:229)
В другом месте Священного Корана указывается :
Мужчины - покровители женщин, ибо Аллах сотворил одних превосходнее других, несмотря на то, что они (мужчины) расходуют из богатства своего... (Аль Ниса, 4:35)
Из этого арабского слова КАВВАМУН (покровители, ответственные за то, чтобы опекаемые шли правым путем), некоторые богословы со средневековым мировоззрением выводят заключение о превосходстве мужчин над женщинами, тогда как речь здесь идет только о преимуществе, которым обладает кормилец над теми, кого он кормит. В этом смысле покровитель более способен к даче нравственных увещеваний для того, чтобы домочадцы его следовали правым путем. Насколько же дело касается основных прав вышеприведенный айят вовсе не говорит о неравноправии женщин или мужском превосходстве над ними. Последняя часть этого айята говорит как раз о вышеуказанном преимуществе и делает совершенно ясным, что несмотря на это преимущество фундаментальные права женщин в точности тождественны фундаментальным правам мужчин. Арабские буквы ВА должны быть переводимый здесь как "несмотря на то, что" или "в то время как", что в этом контексте представляется единственно верным переводом.
ПОЛИГАМИЯ
На Западе принято перебивать человека, говорящего в пользу Ислама, одним и тем же вопросом: позволяет ли Ислам четырехкратную женитьбу и разрешает ли Ислам иметь одновременно четырех жен? У меня очень большой опыт обращения к различным аудиториям и собраниям интеллектуалов западного мира. И очень редко случалось так, что этот вопрос не был задан.
Чаще всего поднималась какая-нибудь дама и, конечно же, с должными извинениями невинно спрашивала, позволяет ли Ислам четырехбрачие или нет. Очевидно, что ответ известен каждому. Однако, это, быть может, единственный аспект Ислама, широко известный Западу, Другой широко известный аспект - это терроризм, но терроризм не имеет ничего общего с Исламом. Об этом, в частности, говорится в книге этого же автора "Убийство - Во имя Аллаха?", изданной и на русском языке.
О каком же равенстве может идти речь в Исламе, если Ислам позволяет мужчине иметь четырех жен. а женщина .три этом должна довольствоваться одним мужем? Это - другой вариант того же самого вопроса, который, я убежден, используется только ради того, чтобы стереть всякое доброе впечатление об Исламе, созданное говорящим. В менее формальных собраниях, где не уделяется строгого внимания взаимной вежливости и хорошим манерам, тот же самый вопрос часто приобретает оттенок издевательства...
Много лет назад, когда я посещал занятия в Центре Азиатских и Африканских Исследований при Лондонском Университете, один английский студент постоянно спрашивал своего пакистанского сотоварища об этом и никогда при сом не обходилось без смеха. Однажды, я припоминаю, этот пакистанец почувствовал, что дело зашло слишком далеко, и он сам спросил у этого англичанина: почему вы возражаете против того, чтобы у нас было четыре матери, когда вы сами не имеете возражений против того, чтобы иметь четырех отцов? Это была игра слов: в английском языке слово "предки" учит точно так же, как "четыре отца".
Это понятно, была шутка, однако если присмотреться поближе, вы увидите, что это больше, чем просто шутка, потому что относится она к той трагической ситуации, которая господствует в западном мире и которая предоставляет удобную возможность для сравнения Исламского и не-Исламского отношения к определенным вопросам. Не только легкомысленные студенты, но и респектабельные члены общества считают жестоким и невежливым обращаться к этой проблеме в тоне непристойной шутки.
Не так давно я получил письмо от одного уважаемого судьи из Франкфурта, которого я лично знал как очень мудрого, открытого, вежливого и доброжелательного человека. Он также возражал в этом письме против обсуждаемого Исламского увещевания об ограниченном многоженстве и не смог удержаться от соблазна подчеркнуть свою точку зрения грубой шуткой, во всяком случае, так мне показалось. Мне одно мгновение хотелось ответить на его шутку вышеприведенной шуткой о предках, но благоразумие одержало верх.
Краткий ответ, посланный мной ему, состоял в том, что во-первых, разрешение Ислама иметь больше одной жены является указание, обязательным для всех. Оно касается с определенных ситуаций, когда это становится необходимым для сохранения здорового общества и для защиты прав женщин.
Священный Коран - это логичная Книга. Как таковая, она не могла бы настаивать на том, чтобы мусульмане вершили невозможное. Аллах сотворил мужчин и женщин в приблизительно равных количествах, с небольшими переборами в ту или другую сторону. Как могла бы рациональная религия подобная Исламу, которая постоянно подчеркивает тот факт,что между Словом Бога и Деянием Бога нет расхождений. проповедовать что-то настолько неестественное, что, будучи применяемым, создало бы грубое не равновесие, неразрешимые неразрешимые трудности и бессильное возмущение.' Представьте небольшую страну, в которой жил бы один миллион мужчин и приблизительно такое же число женщин. Если бы Исламское позволение было обязательным указанием, тогда четверть всех мужчин взяла бы в жены весь миллион женщин, а остальные три четверти вынуждены были бы оставаться холостяками.
При этом среди всех мировых религий Ислам выделяется также и тем, что подчеркивает необходимость женитьбы и замужества для всех мужчин и женщин. Священный Коран описывает взаимоотношения между мужем и женой как построенные на природной любви и обеспечивающие взаимный мир и покой:
Й законные для вас целомудренные верующие женщины и целомудренные женщины из Среды получивших Книгу прежде вас, если вы даете им приданое их и заключаете законный брак, и не прелюбодействуете, и не берете тайных любовниц... (Аль Майда, 5:6)
В то же самое время Коран отвергает безбрачие как институт, изобретенный людьми (Сура 57:28). Человек ничего не приобретает, затворяясь от мира или карая себя запретом на естественные желания. Институт семьи хорошо обоснован в Исламе, однако недостаток времени не позволяет мне сделать отступление и обсудить все указания касательно выбора
партнеров, исцеления взаимных обид, установления о разводе и так далее.
Возвращаясь к полигамии, мы видим со всей очевидностью, что при этом Священный Коран имеет в виду особую, а именно, послевоенную ситуацию. Имеется в виду время, когда в обществе появляется огромное число сирот и молодых вдов, и когда нанесен серьезный ущерб равновесию между мужским и женским населением. Такая ситуация сложилась в Германии после Второй Мировой Войны. Поскольку Ислам не был господствующей в Германии религией, страна не могла отыскать решения этой проблемы. Строгое единобрачие Христианства никак не могло облегчить сложившуюся ситуацию. Немцы вынуждены были продолжать страдать от послевоенного, не равновесия. Полнилось огромное число девственниц, старых дев и молодых вдов, для которых замужество было невозможным.
Германия была не единственной страной в Европе, которой пришлось испытать социальные проблемы подобных гигантских и опасных пропорций. Для послевоенного Запада было слишком большим вызовом попытаться ограничить рост нравственной деградации и распущенности, которые так естественно и буйно процвели на создавшемся в обществе неравенстве.
Всякий беспристрастный человек способен увидеть, что единственным ответом на подобные проблемы является позволение для мужчины иметь более одной жены. Это не имеет и виду поощрение их сексуального аппетита, но только - удовлетворение природных потребностей огромного числа женщин,
Если отвергнуть это вполне разумное и реалистичное решение, единственной альтернативой для общества будет быстрое нисхождение в бездны распущенности и нравственной деградации. Увы! Кажется, что именно эту альтернативу и избрало для себя западное общество.
Когда вы более реалистично и непредубежденно изучите обе возможности, вы обязательно заметите, что здесь речь идет не о равных правах мужчин и женщин, но исключительно о вопросе ответственности и безответственности.
Ислам позволяет многоженство в том и только в том случае, если мужчина отдает себе полный отчет в той ответственности, которую он принимает па себя в подобных трудных и необычных обстоятельствах, и когда он готов с полной мерой справедливости относиться ко всем своим женам, второй, третьей и четвертой.
И если вы боитесь, что не будете честны в своем обхождении с сиротами, то возьмите в жены себе из женщин, сколько вам желательно, двух, трех или четырех, а если вы боитесь, что не будете поступать по справедливости, то возьмите в жены только одну или же из принадлежащих правым рукам вашим. Это - ближайший путь для вас к избежанию несправедливости. (Аль Ниса, 4:4)
Альтернатива этому положению вещей гораздо более уродлива. Большое число женщин, для которых замужество не является возможным, не может быть осуждено за то, что старается соблазнить и увлечь женатых мужчин в обществах, которые не особенно религиозны по своей сути. В копне концов, это же так по-человечески. В то время, как психологические травмы войны увеличивают потребность просто прислониться к кому-то, сама жизнь вне прибежища, которым являются дом и семья, жизнь без друга и без надежды иметь детей является пустой жизнью. Будущее в такой жизни столь же пусто и невзрачно, как и настоящее.
Ясли незамужние женщины не имеют законной возможности быть устроенными по закону я таким образом исполнять свою роль в обществе законным образом, то имеет место хаос. Ведь в противном случае они будут так или иначе делить с другими женщинами их законных мужей. Результат подобной ситуации сомнителен. В обществе исчезает понятие верности. Подозрения не перестают расти. Отсутствие взаимного доверия между женщинами и мужьями потрясает множество семейных домов до основания. Мужчины, неверные своим женам, будут обречены жить с сознанием вины, которое, в свою очередь, будет производить психологические комплексы, требующие для своего удовлетворения новых неверностей. Благородное понятие о любви и верности окажется среди самых nервых жертв такой ситуации. Любовь начнет утрачивать возвышенность и низвергнется в пучину будничного утоления возникающих страстей.
Те, кто говорит о равенстве в любой сфере, забывают, что сам вопрос о равенстве звучит по-иному в тех сферах, где проявляется различие в физическом и психологическом строении мужчины и женщины.
Только женщины способны рождать детей. Только они наделены даром носить я себе в течение девяти месяцев плод, в котором - будущее человеческих поколений. И вновь, только женщины способны по-настоящему заботиться о своих чадах, во всяком случае в продолжение раннего периода младенчества и детства, на что в этот период неспособен ни один мужчина. Это происходит благодаря чрезвычайно долгому, сокровенно-кровному родству с детьми, которое чувствуют только женщины, имеющие намного более глубокую, по сравнению с мужчинами, психологическую связь со своим потомством.
Если общественная и экономическая система пренебрегает этими принципиальными различиями между полами и смотрит поверх вытекающей из этих различий разницы в роли мужчин и женщин в обществе, тогда подобное общество будет наверняка лишено необходимого равновесия. Именно благодаря этим фундаментальным различиям в строении мужчин и женщин и предлагает для них Ислам различные общественные роли.
Женщина должна быть свободна, насколько это возможно, от необходимости заботиться о пропитании семьи. В принципе, эта ответственность должна целиком ложиться на плечи мужчин, Однако нет никакой причины, по которой женщины не должны играть своей роли в экономике, если при этом они не пренебрегают своими главными обязанностями рождать и выкармливать детей, заботиться о семье и поддерживать в ней мир и покой. Именно это и предлагает Ислам.
И вновь, женщины, как правило, обладают более хрупким и утонченным строением, нежели мужчины. Однако, как это ни удивительно, физически они гораздо выносливее мужчин. Эти свойства обязаны своим появлением, в основном, дополнительной половине хромосомы в их клетках, которая и определяет разницу между мужчиной и женщиной. Очевидно, это дополнение обеспечивает необходимость большой выносливости во время беременности, родов и периода кормления. При всем том, этот скрытый потенциал не делает женщин внешне сильнее и грубее. Им не следует поручать тяжелого физического труда из дурно понятого равенства между мужчинами и женщинами. Благодаря вышесказанному, женщины также заслуживают более бережного и заботливого обращения. Женщины в будничной жизни должны нести меньшую ношу, и их не следует заставлять нести одинаковую с мужчинами ношу в жизни общества.
Из вышесказанного следует, что если задача ведения домашнего хозяйства - это особая сфера ответственности, налагаемой на мужчину или женщину, то, очевидно, женщина гораздо более достойна этой ответственности, чем мужчина. В дополнение к этому, женщина от природы наделена долгом заботиться о своих детях. Этот долг может быть только в некоторой мере разделен мужчиной.
Женщинам следует предоставить право находиться дома гораздо больше времени, чем мужчинам. Если, при всем том, они свободны от тягот зарабатывать хлеб насущный, тогда их свободное время должно употребляться к их собственной пользе или к пользе всего общества в целом. Именно таков был изначальный смысл понятия: "место женщины - в доме".
Здесь нет вопроса о том, что они должны быть привязаны к своим прялкам или заключены в четырех стенах. Ислам пи в коей мере не запрещает женщинам использовать свободное время па какую угодно здоровую цель, если, опять-таки, они при этом не подрывают интересов и прав будущего поколения человечества, врученного их заботам. Среди всего прочего, Ислам еще и поэтому не одобряет свободного смешения полов и проведения чересчур длительного времени в общественных заботах. Со стороны Ислама, предложить, что дом должен являться центром женской активности, - это чрезвычайно мудрое и практичное решение в свете многих недугов современности. Когда интересы женщины лежат вне дома, эти интересы обыкновенно преследуются за счет семенной жизни и пренебрежения детьми. Для того, чтобы строить семейную жизнь вокруг священной фигуры матери, необходимо укреплять и другие кровные связи и усиливать привязанность к остальной родне.
Даже если каждая семья живет по отдельности, такое более широкое понятие о семье поддерживается и поощряется Исламом по многим причинам, в частности:
1) этим предотвращается неравновесие в обществе,
2) если любовь и привязанность укрепляется между
братьями и сестрами, отцами и дочерьми, матерями и сыновьями и так далее, это естественным образом ведет к консолидации и сохранению здоровой семьи. Эти природные связи далее укрепляются системой окружающих эту семью взаимоотношений, состоящей из истинной привязанности и
взаимоуважения между племянниками и племянницами, тетями и дядями, внуками и старшим поколением родителей,
двоюродными братьями и сестрами. В этой большой системе
семьи открываются новые возможности для обретения тепла
и здоровых удовольствий, проистекающих из осознания родственной близости.
3) институт семьи в подобных условиях менее поддастся
фрагментации и распаду. Жизнь под одной крышей во имя
семьи перестает быть столь бессмысленной какой считается
сегодня. Члены семьи будут продолжать тянуться к центру,
определяемому старшими и главная часть семейной активности будет происходить вокруг этого центра. В таком случае не будет больше одиноких людей, - забытых, отвергнутых
и низвергнутых в низы общественного устройства или выброшенных из семьи подобно ненужным вещам.
Именно таково Исламское понятие о доме и семье, которая считается наиболее важной общественной единицей во всем обществе. Благодаря, главным образом, именно этой разнице
в отношении к семье мы видим сегодня все больше брошенных и забытых престарелых родителей в современных, европейского типа обществах, где старики считаются бременем для семьи, а не ее основой.
Обсуждения Полигамия в Исламе