В Коране вы не найдете последовательных упоминаний о жизни после смерти и перевоплощении души. Поэтому большинство исследователей и правоверных мусульман не думают, что пророк Магомет знал что-либо существенное по этому поводу.
В Коране лишь вскользь говорится о моментах жизни и смерти. Но позднее были написаны обширные комментарии теологов, где систематизируются скрытые значения канонических рассказов о пророке (хадисов) и откровения Корана. Таким образом ислам разделяет судьбу породивших его вероисповеданий – иудаизма и христианства, которые также основываются на более поздних толкованиях.
Правоверные мусульмане, как ортодоксальные иудеи и христиане, придерживаются традиционных представлений о смерти и загробной жизни, и мало кто из них стремится прочесть труды мистиков, чтобы открыть тайное значение тех строк Корана, что посвящены этому вопросу. В итоге складывается такая же картина, как в иудаизме и христианстве.
Путь души в исламе
Ислам учит тому, что Аллах создал человека не для того, чтобы он прожил одну единственную жизнь. Он обещает, что после смерти душа вновь оживет и соединится с богом. И те места Корана, где говорится об этом, чаще склонны расценивать как учение о Воскресении нежели о реинкарнации. Хотя их можно понимать двояко. А у некоторых радикальных шиитских течений, таких как исмаилиты и кармаиты также существует вера в реинкарнацию души человека.
Считается, что, душа умершего помещается за «преграду» (барзах), а тело, преданное земле, разлагается и в конечном итоге превращается в пыль. Лишь в Судный день (киямат), по воле Аллаха будут созданы новые тела, в которые и устремятся души.
В Коране говорится:
Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему.
Воскрешенные таким образом люди предстанут перед своим Творцом и будут нести ответ за дела, которые совершали в течение своей жизни. Тех, кто верил в Аллаха и пророка его, ангелы препровождают в Рай. А неверующие попадают в Джаханнам, место вечных посмертных мучений, подобное Геенне или Аду в христианстве. Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены. сура Анбия, аят 35
И каждая душа ответственна исключительно за свои поступки. Так Аллах говорит в Священном Коране:
Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника. сура аль-Исра, аят 15
И есть еще одна особенность представления мусульман о смерти — уподобление ее сну. Считается, что душа спит от момента физической смерти до Суда и окончательного Воскресения. Возможно, изначальные исламские представления о смерти были неразрывно связаны с идеей реинкарнации: тот, кто спит, неминуемо должен проснуться!
Танасух и его последователи
Британский востоковед Э. Г. Браун в своем труде «Литературная история Персии», рассказывая о мистических направлениях ислама, упоминает три вида реинкарнации:
Хулул — повторяющееся воплощение святого или пророка
Риджат — возвращение имама или другого религиозного деятеля сразу же после его смерти
Танасух — обычное перевоплощение любой души.
Вера в переселение душ свойственно прежде всего «крайним шиитам», сторонникам фатимидского халифа аль-Хакима, кайсанитам, друзам, исмаилитам, алавитам, кадаритам и др. Вера в танасух больше распространена среди мусульман, живущих в Индии, что объясняется влиянием индуизма, хотя она встречается и в трудах арабских и восточных мыслителей. Исламские приверженцы реинкарнации утверждают, что Коран поддерживает учение о переселении душ, приводя в подтверждение своих слов следующие примеры:
Тому, кто нарушил субботу, Мы сказали: будь обезьяной, мерзкой и презренной. (2:65)
Тот худший из всех, кто прогневил Аллаха и навлек на себя Его проклятье. Того Аллах обратит в обезьяну или свинью. (5:60)
Аллах дает вам жизнь от земли, затем вновь обращает вас в землю, и Он же вновь даст вам жизнь.
Тайное значение стихов Корана исследовали такие знаменитые персидские поэты-суфии, как Халал ульдин Руми, Саади и Хафиз. Живший в X веке Мансур аль-Халлай, один из наиболее известных суфийских мыслителей, известен также своей глубоко духовной лирикой, темой которой часто являлось переселение души:
Я сотни раз прорастал травой
по берегам стремительных рек.
Сотни тысяч лет я рождался и жил
во всех телах, что есть на Земле.
Среди исламских философов было распространено представление о том, что переселение душ происходит в этом мире. Души меняют свою телесную оболочку (калиб), подобно тому как человек меняет обветшалую одежду на новую. Состояние новой оболочки зависит от того, как действовала душа в прежней оболочке. Безгрешные же дети могут страдать (например, от болезни), если в их телесную оболочку переселилась «согрешившая» душа.
Некоторые друзы утверждают, что являются потомками преследуемых мистиков, нашедших прибежище в Персии. Другие указывают на свое родство с Хамзой, дядей пророка Мухаммеда, который, якобы, посетил Тибет в 625 году в поисках «тайной мудрости». Они полагают, что впоследствии он явился как мессия Хамза и основал их орден подобно тому, как Будды воплощаются в тибетских лам.
Друзы, известные также как сирийские суфии, считали реинкарнацию основополагающим принципом, на котором было выстроено их учение, сложившееся в XI веке. Основоположником его является Фатимид, халиф аль-Хакима. Оно распространено главным образом среди жителей Ливана, Иордании и Сирии, но в последнее время оно все большее влияет на ортодоксальных мусульман.
Мухаммиситы (пятиричники) считали всю природу одушевленной и полагали, что души «неверных» после смерти помещаются в минералы, железо и глину, а души «правоверных» помещаются последовательно в семь тел, после чего душа познает Аллаха как свет. Общим для всех сторонников переселения душ в исламе были признание смены телесной оболочки, состояние которой напрямую зависит от поступков человека в прошлой жизни.
Асхаб ат-танасух верили, что существует четыре цикла смены оболочек до полного очищения. Этот подход отрицает Воскресение и наличие Ада и Рая, так как они непосредственно переживаются в процессе переселения душ.
Суннитские богословы считают, что вера в переселение души является проявлением язычества и выводит человека из лона ислама, так как танасухиты принижают всемогущество Аллаха и отвергают свидетельства Корана.
Коран о реинкарнации
Рассмотрим несколько важных аспектов, освященных в Священном Коране. Всемогущий Аллах сказал:
Он сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах. Он — Всемогущ и Всепрощающ. сура аль-Мульк, аят 2
То есть и смерть, и жизнь есть милость Творца, данная человеку для испытания и определения наилучших его рабов. В других аятах Всемогущий Творец описывает смерть и воскрешение из мертвых:
Сказали вы «Муса, мы никогда не поверим тебе, пока не увидим Аллаха воочию!» Вас уничтожила молния, и вы видели это своими глазами. Но через какое-то время Мы воскресили вас после того, как умертвили, надеясь, что вы проявите благодарность. сура аль-Бакра, аяты 55-56
То есть, показывая неверующим пример того, что человек смертен, и в силах Аллах воскресить мертвого, сделав его вновь живым. Коран 40.11-12:
Они скажут:
«Господь наш, ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали свои грехи; нет ли пути к выходу? – Это для вас за то, что, когда призывали Аллаха единого, вы не верили, а если придавали Ему сотоварищей, то верили. Решение же у Аллаха высокого, великого.По видимому, реинкарнации подвержены души, которым необходимо получить определённый опыт, а также те, которые еще не определились на чьей они стороне: света или мрака.
Возможно, именно о них говорится, что "если Аллах пожелает, он ведёт их по прямому пути, если захочет сбить – то нет у них другого заступника". Печати в сердцах и покровы на глазах – это не что иное, как негативный опыт предыдущих жизней: Коран 17.74:
А кто был слеп в этой жизни, тот и в будущей – слеп и ещё больше сбившийся с пути. Коран 5.54:
И если они отвратятся, то знай, что Аллах хочет поразить их за некоторые их грехи. Важно отметить, что человек забывает о своей предыдущей жизни, накопленный опыт переносится в генетику и, как следствие, в те или иные качества характера и способности. Об этой забывчивости и генетической памяти говорится в следующих аятах:
Коран 22.51:
…и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего
Коран 7.181-182:
А тех, которые считали Наши знамения ложью, Мы низведен так, что они не узнают. И Я даю им отсрочку: ведь Моя хитрость прочна
Коран 36.11:
Ведь Мы оживляем мертвых и записываем, что они уготовали раньше, и их следы, и всякую вещь мы сочли в ясном оригинале
Из этих отрывков можно сложить картину о том, что человек отвечает за свои деяния во всех воплощениях и проявлениях. А приверженцам остальных религий, возможно стоит прислушаться к этому, так как только в Исламе идея реинкарнации не противоречит Воскресению, а доходит до него как до логического завершения пути души.
Реинкарнация как еретическая доктрина
Реинкарнация в исламе
В серии статей «Реинкарнация. Исламские представления» М.Х. Абди, ученый-исламист, описал события, результатом которых стало отторжение доктрины реинкарнации от ортодоксального мусульманского вероучения:
“На протяжении нескольких веков выдающиеся последователи Магомета принимали учение о реинкарнации, но утаивали его от широкого круга верующих. Эта позиция была обоснована определенными психологическими факторами.
Исламское вероучение всегда в первую очередь призывало к праведным поступкам. Но оборонительные сражения и священные войны (Джихад), а также более поздние захватнические (не священные) войны, значительно повлияли на судьбу ислама.
Сперва философские, мистические и этические течения получили мощный толчок к развитию, но после ослабели и зачахли. Со временем арабские республики превратились в монархические государства; философы и святые утратили прежнее влияние.
Такие сокровенные темы, как переселение души, требуют особого подхода. Для того, чтобы судить о них, необходимо иметь представление о высших уровнях сознания, причинно-следственных законах и действии законов эволюции. Монархов не интересовали столь далекие от политики предметы.
Тайное значение многих текстов включало в себя теорию реинкарнации, но, к сожалению, со временем об этом позабыли.
Подобно множеству других учений, доктрина реинкарнации доступна лишь суфиям и специалистам по истории суфизма. Однако многие ортодоксальные теологи уверены в том, что без веры в перерождение души трудно примирить проповедуемую исламом мораль и религиозное учение. Г.Ф. Мур в своей Ингерсоллской лекции на тему переселения душ отмечает, что «невозможность совместить страдания невинных детей с идеей Господней милости или, на худой конец, справедливости заставляет некоторых вполне либеральных мусульманских теологов (мутазилитов) искать причины мучений в грехах, совершенных в прошлой жизни…
Учение о реинкарнации — неотъемлемая часть культа имама, исповедуемого шиитами. Это учение в специфической форме бытует также среди исмаилитов и является важнейшей частью доктрины бабизма».
Многие современные мусульмане признают, что готовы, хотя бы в теории, допустить существование тех форм реинкарнации, о которых упоминают мистики. Подобно другим мировым религиям, ислам оттесняет теорию перерождения души на задний план, считая веру в реинкарнацию в худшем случае ересью, а в лучшем — прерогативой мистиков и прочих оригиналов.
Тем не менее, тщательное изучение различных направлений ислама и священных писаний показывает, что доктрина реинкарнации является неотъемлемой частью религиозной традиции данного вероучения.
Правоверные мусульмане, как ортодоксальные иудеи и христиане, придерживаются традиционных представлений о смерти и загробной жизни, и мало кто из них стремится прочесть труды мистиков, чтобы открыть тайное значение тех строк Корана, что посвящены этому вопросу. В итоге складывается такая же картина, как в иудаизме и христианстве.
Путь души в исламе
Ислам учит тому, что Аллах создал человека не для того, чтобы он прожил одну единственную жизнь. Он обещает, что после смерти душа вновь оживет и соединится с богом. И те места Корана, где говорится об этом, чаще склонны расценивать как учение о Воскресении нежели о реинкарнации. Хотя их можно понимать двояко. А у некоторых радикальных шиитских течений, таких как исмаилиты и кармаиты также существует вера в реинкарнацию души человека.
Считается, что, душа умершего помещается за «преграду» (барзах), а тело, преданное земле, разлагается и в конечном итоге превращается в пыль. Лишь в Судный день (киямат), по воле Аллаха будут созданы новые тела, в которые и устремятся души.
В Коране говорится:
Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему.
Воскрешенные таким образом люди предстанут перед своим Творцом и будут нести ответ за дела, которые совершали в течение своей жизни. Тех, кто верил в Аллаха и пророка его, ангелы препровождают в Рай. А неверующие попадают в Джаханнам, место вечных посмертных мучений, подобное Геенне или Аду в христианстве. Каждая душа вкусит смерть. Мы испытываем вас добром и злом ради искушения, и к Нам вы будете возвращены. сура Анбия, аят 35
И каждая душа ответственна исключительно за свои поступки. Так Аллах говорит в Священном Коране:
Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе. А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника. сура аль-Исра, аят 15
И есть еще одна особенность представления мусульман о смерти — уподобление ее сну. Считается, что душа спит от момента физической смерти до Суда и окончательного Воскресения. Возможно, изначальные исламские представления о смерти были неразрывно связаны с идеей реинкарнации: тот, кто спит, неминуемо должен проснуться!
Танасух и его последователи
Британский востоковед Э. Г. Браун в своем труде «Литературная история Персии», рассказывая о мистических направлениях ислама, упоминает три вида реинкарнации:
Хулул — повторяющееся воплощение святого или пророка
Риджат — возвращение имама или другого религиозного деятеля сразу же после его смерти
Танасух — обычное перевоплощение любой души.
Вера в переселение душ свойственно прежде всего «крайним шиитам», сторонникам фатимидского халифа аль-Хакима, кайсанитам, друзам, исмаилитам, алавитам, кадаритам и др. Вера в танасух больше распространена среди мусульман, живущих в Индии, что объясняется влиянием индуизма, хотя она встречается и в трудах арабских и восточных мыслителей. Исламские приверженцы реинкарнации утверждают, что Коран поддерживает учение о переселении душ, приводя в подтверждение своих слов следующие примеры:
Тому, кто нарушил субботу, Мы сказали: будь обезьяной, мерзкой и презренной. (2:65)
Тот худший из всех, кто прогневил Аллаха и навлек на себя Его проклятье. Того Аллах обратит в обезьяну или свинью. (5:60)
Аллах дает вам жизнь от земли, затем вновь обращает вас в землю, и Он же вновь даст вам жизнь.
Тайное значение стихов Корана исследовали такие знаменитые персидские поэты-суфии, как Халал ульдин Руми, Саади и Хафиз. Живший в X веке Мансур аль-Халлай, один из наиболее известных суфийских мыслителей, известен также своей глубоко духовной лирикой, темой которой часто являлось переселение души:
Я сотни раз прорастал травой
по берегам стремительных рек.
Сотни тысяч лет я рождался и жил
во всех телах, что есть на Земле.
Среди исламских философов было распространено представление о том, что переселение душ происходит в этом мире. Души меняют свою телесную оболочку (калиб), подобно тому как человек меняет обветшалую одежду на новую. Состояние новой оболочки зависит от того, как действовала душа в прежней оболочке. Безгрешные же дети могут страдать (например, от болезни), если в их телесную оболочку переселилась «согрешившая» душа.
Некоторые друзы утверждают, что являются потомками преследуемых мистиков, нашедших прибежище в Персии. Другие указывают на свое родство с Хамзой, дядей пророка Мухаммеда, который, якобы, посетил Тибет в 625 году в поисках «тайной мудрости». Они полагают, что впоследствии он явился как мессия Хамза и основал их орден подобно тому, как Будды воплощаются в тибетских лам.
Друзы, известные также как сирийские суфии, считали реинкарнацию основополагающим принципом, на котором было выстроено их учение, сложившееся в XI веке. Основоположником его является Фатимид, халиф аль-Хакима. Оно распространено главным образом среди жителей Ливана, Иордании и Сирии, но в последнее время оно все большее влияет на ортодоксальных мусульман.
Мухаммиситы (пятиричники) считали всю природу одушевленной и полагали, что души «неверных» после смерти помещаются в минералы, железо и глину, а души «правоверных» помещаются последовательно в семь тел, после чего душа познает Аллаха как свет. Общим для всех сторонников переселения душ в исламе были признание смены телесной оболочки, состояние которой напрямую зависит от поступков человека в прошлой жизни.
Асхаб ат-танасух верили, что существует четыре цикла смены оболочек до полного очищения. Этот подход отрицает Воскресение и наличие Ада и Рая, так как они непосредственно переживаются в процессе переселения душ.
Суннитские богословы считают, что вера в переселение души является проявлением язычества и выводит человека из лона ислама, так как танасухиты принижают всемогущество Аллаха и отвергают свидетельства Корана.
Коран о реинкарнации
Рассмотрим несколько важных аспектов, освященных в Священном Коране. Всемогущий Аллах сказал:
Он сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах. Он — Всемогущ и Всепрощающ. сура аль-Мульк, аят 2
То есть и смерть, и жизнь есть милость Творца, данная человеку для испытания и определения наилучших его рабов. В других аятах Всемогущий Творец описывает смерть и воскрешение из мертвых:
Сказали вы «Муса, мы никогда не поверим тебе, пока не увидим Аллаха воочию!» Вас уничтожила молния, и вы видели это своими глазами. Но через какое-то время Мы воскресили вас после того, как умертвили, надеясь, что вы проявите благодарность. сура аль-Бакра, аяты 55-56
То есть, показывая неверующим пример того, что человек смертен, и в силах Аллах воскресить мертвого, сделав его вновь живым. Коран 40.11-12:
Они скажут:
«Господь наш, ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Мы признали свои грехи; нет ли пути к выходу? – Это для вас за то, что, когда призывали Аллаха единого, вы не верили, а если придавали Ему сотоварищей, то верили. Решение же у Аллаха высокого, великого.По видимому, реинкарнации подвержены души, которым необходимо получить определённый опыт, а также те, которые еще не определились на чьей они стороне: света или мрака.
Возможно, именно о них говорится, что "если Аллах пожелает, он ведёт их по прямому пути, если захочет сбить – то нет у них другого заступника". Печати в сердцах и покровы на глазах – это не что иное, как негативный опыт предыдущих жизней: Коран 17.74:
А кто был слеп в этой жизни, тот и в будущей – слеп и ещё больше сбившийся с пути. Коран 5.54:
И если они отвратятся, то знай, что Аллах хочет поразить их за некоторые их грехи. Важно отметить, что человек забывает о своей предыдущей жизни, накопленный опыт переносится в генетику и, как следствие, в те или иные качества характера и способности. Об этой забывчивости и генетической памяти говорится в следующих аятах:
Коран 22.51:
…и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего
Коран 7.181-182:
А тех, которые считали Наши знамения ложью, Мы низведен так, что они не узнают. И Я даю им отсрочку: ведь Моя хитрость прочна
Коран 36.11:
Ведь Мы оживляем мертвых и записываем, что они уготовали раньше, и их следы, и всякую вещь мы сочли в ясном оригинале
Из этих отрывков можно сложить картину о том, что человек отвечает за свои деяния во всех воплощениях и проявлениях. А приверженцам остальных религий, возможно стоит прислушаться к этому, так как только в Исламе идея реинкарнации не противоречит Воскресению, а доходит до него как до логического завершения пути души.
Реинкарнация как еретическая доктрина
Реинкарнация в исламе
В серии статей «Реинкарнация. Исламские представления» М.Х. Абди, ученый-исламист, описал события, результатом которых стало отторжение доктрины реинкарнации от ортодоксального мусульманского вероучения:
“На протяжении нескольких веков выдающиеся последователи Магомета принимали учение о реинкарнации, но утаивали его от широкого круга верующих. Эта позиция была обоснована определенными психологическими факторами.
Исламское вероучение всегда в первую очередь призывало к праведным поступкам. Но оборонительные сражения и священные войны (Джихад), а также более поздние захватнические (не священные) войны, значительно повлияли на судьбу ислама.
Сперва философские, мистические и этические течения получили мощный толчок к развитию, но после ослабели и зачахли. Со временем арабские республики превратились в монархические государства; философы и святые утратили прежнее влияние.
Такие сокровенные темы, как переселение души, требуют особого подхода. Для того, чтобы судить о них, необходимо иметь представление о высших уровнях сознания, причинно-следственных законах и действии законов эволюции. Монархов не интересовали столь далекие от политики предметы.
Тайное значение многих текстов включало в себя теорию реинкарнации, но, к сожалению, со временем об этом позабыли.
Подобно множеству других учений, доктрина реинкарнации доступна лишь суфиям и специалистам по истории суфизма. Однако многие ортодоксальные теологи уверены в том, что без веры в перерождение души трудно примирить проповедуемую исламом мораль и религиозное учение. Г.Ф. Мур в своей Ингерсоллской лекции на тему переселения душ отмечает, что «невозможность совместить страдания невинных детей с идеей Господней милости или, на худой конец, справедливости заставляет некоторых вполне либеральных мусульманских теологов (мутазилитов) искать причины мучений в грехах, совершенных в прошлой жизни…
Учение о реинкарнации — неотъемлемая часть культа имама, исповедуемого шиитами. Это учение в специфической форме бытует также среди исмаилитов и является важнейшей частью доктрины бабизма».
Многие современные мусульмане признают, что готовы, хотя бы в теории, допустить существование тех форм реинкарнации, о которых упоминают мистики. Подобно другим мировым религиям, ислам оттесняет теорию перерождения души на задний план, считая веру в реинкарнацию в худшем случае ересью, а в лучшем — прерогативой мистиков и прочих оригиналов.
Тем не менее, тщательное изучение различных направлений ислама и священных писаний показывает, что доктрина реинкарнации является неотъемлемой частью религиозной традиции данного вероучения.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Реинкарнация. Что говорится об этом в исламе