Времена «дикого эзотеризма» уходят в прошлое. Уже, практически, не встретишь «фанатичных» медитаторов или «аскетичных» хатхов, напрочь отвергающих комплексный подход к духовному развитию. Последние несколько лет в работах эзотериков наметились тенденции к переосмыслению древних практик, попыткам их реструктурирования под современного человека, синтезу физического и психического.
Меняется и йога. Современные мастера корректируют свои взгляды, цели и методы, адаптируя их к требованиям времени. Уже не для кого не секрет, что йога это не просто система физических упражнений. И каждый занимающийся старается вплетать какие-либо медитативные техники в контекст своих занятий хатхой.
Необходимо отметить и негативные тенденции популяризации йоги. Мода на йогу диктует свои правила, она должна быть простой и понятной, вписываться в точный шаблон, алгоритм, матрицу. Ведь люди любят, когда у них легко получается. И йога упрощается. Простейшие психотехники становятся целями, а не средством, даже без особого теоретически состоятельного объяснения. Метафизическое самадхи, заменяется на вполне достижимое состояние «безмыслия». Достижение же такого состояния трактуется как огромный успех и возводит практика в ранг чуть ли не мессии, или, как это сейчас модно – мастера, того или иного направления. И если физическими упражнениями или модной «физухой» уже никого не удивишь, то психотехники для широкой общественности – темный лес. Упрощенчество и дилетантизм в отношении эзотерических психопрактик не выдерживает никакой критики, однако широко используется для неискушенной аудитории. Появляются новые подходы, статьи и книги, подкрепляемые разрозненными выдержками из средневековых трактатов по йоге, тантре, буддизму и другим эзотерическим традициям, профанирующие древнее искусство.
Примеры такого примитивизма можно встретить на каждом шагу. Гипернагрузки «хатхов», в результате чего достигается синдром «безмыслия» или как они наивно называют «чита вритти ниродха», а по-сути банальная усталость. Практики новомодных «тантриков», которые призваны просто «взорвать сознание», путем психофизического контакта сексуально-озабоченных людей. Методы «мантра-мастеров», распевающих священные тексты, достигающие «просветления» за счет усиления седативных процессов с помощью вибрационного массажа ЦНС. На этом же поле растут «эзотерические гибриды»: «йоги с маятником» и «воины силы», равняющие «точку сборки» или «кокон восприятия», «завязыватели кундалини» и «цигунистые йоги», «тантрические дайвингисты» и др. И все это в придачу с шаманскими камланиями, буддийскими ритритами, ритуалами вуду, грибными трипами и еще всякого рода посвящениями. Новомодные мастера, нахватавшись техник из разных традиций, творят свои «уникальные» системы.
Действительно, многие используемые ими техники, с точки зрения воздействия на психику, являются вполне рабочими. Однако вне контекста традиции их породившей они лишаются духовного смысла. Например, отсутствие «внутреннего диалога» является исходным пунктом для более сложных психотехник, а не конечной целью. Вопрос: «что делать дальше?» - наверняка задавал себе практически каждый, кто хоть немного серьезно начинал заниматься йогой. От «безмыслия» и «трансового безумия» духовней не станешь!
Йога, как и другие эзотерические системы, заканчивается там, где начинается шаблонность и упрощенчество. Непонимание целей и механизмов психотехник, а также отсутствие системного подхода к данному вопросу поставит в тупик даже самого упорного практика. Освоение методов, предназначенных для осознанного самоизменения, таких как: дхарана, дхьяна и самадхи в аштанга-йоге, различных техник слияния в тибетской традиции, буддистской випассаны, «обожения» в исихазме и т.д., требует индивидуального подхода не совместимого с омассовлением йоги и модными тенденциями.
Выбор за вами!
Необходимо отметить и негативные тенденции популяризации йоги. Мода на йогу диктует свои правила, она должна быть простой и понятной, вписываться в точный шаблон, алгоритм, матрицу. Ведь люди любят, когда у них легко получается. И йога упрощается. Простейшие психотехники становятся целями, а не средством, даже без особого теоретически состоятельного объяснения. Метафизическое самадхи, заменяется на вполне достижимое состояние «безмыслия». Достижение же такого состояния трактуется как огромный успех и возводит практика в ранг чуть ли не мессии, или, как это сейчас модно – мастера, того или иного направления. И если физическими упражнениями или модной «физухой» уже никого не удивишь, то психотехники для широкой общественности – темный лес. Упрощенчество и дилетантизм в отношении эзотерических психопрактик не выдерживает никакой критики, однако широко используется для неискушенной аудитории. Появляются новые подходы, статьи и книги, подкрепляемые разрозненными выдержками из средневековых трактатов по йоге, тантре, буддизму и другим эзотерическим традициям, профанирующие древнее искусство.
Примеры такого примитивизма можно встретить на каждом шагу. Гипернагрузки «хатхов», в результате чего достигается синдром «безмыслия» или как они наивно называют «чита вритти ниродха», а по-сути банальная усталость. Практики новомодных «тантриков», которые призваны просто «взорвать сознание», путем психофизического контакта сексуально-озабоченных людей. Методы «мантра-мастеров», распевающих священные тексты, достигающие «просветления» за счет усиления седативных процессов с помощью вибрационного массажа ЦНС. На этом же поле растут «эзотерические гибриды»: «йоги с маятником» и «воины силы», равняющие «точку сборки» или «кокон восприятия», «завязыватели кундалини» и «цигунистые йоги», «тантрические дайвингисты» и др. И все это в придачу с шаманскими камланиями, буддийскими ритритами, ритуалами вуду, грибными трипами и еще всякого рода посвящениями. Новомодные мастера, нахватавшись техник из разных традиций, творят свои «уникальные» системы.
Действительно, многие используемые ими техники, с точки зрения воздействия на психику, являются вполне рабочими. Однако вне контекста традиции их породившей они лишаются духовного смысла. Например, отсутствие «внутреннего диалога» является исходным пунктом для более сложных психотехник, а не конечной целью. Вопрос: «что делать дальше?» - наверняка задавал себе практически каждый, кто хоть немного серьезно начинал заниматься йогой. От «безмыслия» и «трансового безумия» духовней не станешь!
Йога, как и другие эзотерические системы, заканчивается там, где начинается шаблонность и упрощенчество. Непонимание целей и механизмов психотехник, а также отсутствие системного подхода к данному вопросу поставит в тупик даже самого упорного практика. Освоение методов, предназначенных для осознанного самоизменения, таких как: дхарана, дхьяна и самадхи в аштанга-йоге, различных техник слияния в тибетской традиции, буддистской випассаны, «обожения» в исихазме и т.д., требует индивидуального подхода не совместимого с омассовлением йоги и модными тенденциями.
Выбор за вами!
Обсуждения Дикий эзотеризм или модные тенденции в йоге