Шанти-мантра (магический Призыв):
Ом. Мы поклоняемся Высшему Богу
и молим Его, чтобы Он даровал благо всем живым существам.
Пусть все горести и неудачи покинут нас навсегда
с тем, чтобы мы могли без помех воспевать славу Божью
Ом. Мы поклоняемся Высшему Богу
и молим Его, чтобы Он даровал благо всем живым существам.
Пусть все горести и неудачи покинут нас навсегда
с тем, чтобы мы могли без помех воспевать славу Божью
во время священных (огненных) церемоний.
Пусть все целебные травы возрастают и набирают силу
с тем, чтобы все болезни были излечены.
Пусть Боги прольют на нас мир и спокойствие.
Пусть все двуногие и четвероногие существа будут счастливы.
Пусть умиротворение царит в сердцах всех существ во всей Вселенной! Ом.
Предисловие Свами Кришнананды:
Широко известный Ведический гимн Пуруша-сукта - это могущественный гимн, отражающий прозрение великого Провидца Риши Нараяны. Риши Нараяна увидел, что все творение, вся Вселенная - это проявление (махакайя) некоего Единого Космического Божественного Существа. Пуруша-сукта - это духовный инструмент, позволяющий тому человеку, который стремится познать истинную Реальность, войти в состояние Сверх-сознания. Пуруша-сукта заряжена пятикратной силой, способной пробудить в искателе ощущение Божественного. Во-первых, Провидец/Риши Пуруша-сукты - это Риши Нараяна, величайший из мудрецов, которого называли (в Бхагавате) единственным существом, чей ум не поколеблен желанием, и чью силу/могущество не могут представить себе даже боги. Таков тот Риши, которому был открыт этот гимн. Во-вторых, мантры этого гимна написаны в определенном размере (чхандас), который способствует порождению духовной энергии во время произнесения (на санскрите) этого гимна. Затем, интонация (свара), с которой гимн рецитируется, также помогает лучшему уяснению сути гимна, и поэтому гимн - чтобы произвести нужный эффект - должен произноситься правильно, а не иначе. В-четвертых, Божество (Девата), которому адресуется гимн, это не какой-то внешний или спроецированный в рамках пространства и времени объект, но Вселенский Дух, превосходящий и пространство и время, и являющийся неделимой Сверх-естественной Сущностью всего мира. И в-пятых, Пуруша-сукта предполагает в основном внутреннее переживание, глубокое осознание смысла этого гимна, - несмотря на то, что он повествует якобы о чем-то внешнем (т.е. творении Космоса).
Пуруша-сукта начинается с того утверждения, что все головы, все глаза и все ноги во Вселенной принадлежат одному лишь Пуруше. Здесь нам напрямую передается изумительная истина о том, что мы видим не множество разных тел, объектов, людей, личностей, форм, цветов, а просто разные члены тела одного-единственного Пуруши - Все-человека, - и поэтому смотреть на них надо так, как мы смотрим на разные части тела одного и того же человека. Это указывает на то, что и отношение ко всем людям и прочим объектам должно быть совершенно одинаковое и ровное, поскольку все они являются членами тела одного-единственного Пуруши. Один Бог проявлен во всей Вселенной; только Он глядит на нас через все глаза, только Он кивает через все головы, только Он смеется через все губы и только Он говорит через все языки. И это не Бог какой-то отдельно взятой религии, или какой-то один среди многих; но это тот Единственный Бог (Тад Экам), который пребывает везде и всегда. Что же человек может тогда вообще желать, коль скоро он в любом месте и в любое время видит только этого одного Пурушу, а не множественность разделенных объектов? Имеет ли смысл питать какие-либо пристрастия к одному объекту, и ненавидеть другой?
Далее, разумный человек после знакомства с Пуруша-суктой очень скоро начинает понимать, что он сам - также является одной из голов этого Пуруши, то есть что он - это полновесная часть самого Пуруши. Поэтому все, что он думает - это думает сам Пуруша; любая человеческая мысль - это мысль самого Пуруши. По-другому мыслить невозможно. И поскольку Пуруша - это Бог, а Бог - это центр везде, и у Бога нет конца, края и периферии, то мыслительный процесс одного человека - это есть размышления всего человечества. Ведь мы же думаем не просто одной отдельно взятой клеткой мозга, а всем мозгом в целом! Это и есть Божественная Медитация, Сверх-разумное постижение.
Далее, мы не должны ограничивать Бога, Пурушу, только небольшой сферой видимых нашими глазами, слышимых нашими ушами, и т.д., объектов. Конечно же, и то, что видится, и то, что слышится - это также Пуруша. Все есть Пуруша, и нет ничего отдельного от Него. Но сам Пуруша - это еще и нечто вне всего этого. На самом деле, Пуруша - это не видимое, а ВИДЯЩИЙ. Все якобы объективные объекты также суть ВИДЯЩИЕ субъекты, то есть они - это сам Пуруша. Получается, что Пуруша смотрит на самого себя. Видящий видит Видящего. Объекта или объектов, как оказывается, не существует. Один Субъект, один Видящий, один Пуруша, одно Сознание.
Весь иллюзорный объективный мир растворяется в гигантском потоке Сознания Пуруши. И именно это есть та Яджня (жертва), благодаря совершению которой все мудрецы достигли Само-реализации.
1. Пуруша - тысячеглавый,
Тысячеглазый, тысяченогий.
Со всех сторон покрыв землю,
Он возвышается (над ней еще) на десять пальцев.
(Примечание Свами Кришнананды:)
Такова первая мантра знаменитого Ведического гимна Пуруша-сукта. Здесь трансцендентная совокупность всего сотворенного выражается как Космический Пуруша, Вселенское Сознание, оживляющее все проявленное творение. Слово "земля" значит - "все сотворенное". "Возвышается на десять пальцев" означает длину в десять пальцев, - то есть расстояние от пупка (корень проявления) до сердца (местопребывание Атмана, Духа). Слово "десять" также означает "бесконечность", так как цифр только девять, и все, что больше девятки - считается бесчисленным.
2. В самом деле, Пуруша - это все,
Что было и что будет.
Он также властвует над бессмертием.
Потому что перерастает (все) благодаря пище.
3. Таково его величие,
И еще могущественнее этого (сам) Пуруша.
Четверть его - все существа.
Три четверти его - Бессмертие на Небе.
4. На три четверти взошел Пуруша вверх.
Четверть его возникла снова здесь.
Оттуда он выступил повсюду,
(Распространяясь) над тем, что ест (пищу) и что не ест.
5. От него Вирадж родилась,
От Вираджи - Пуруша.
Родившись, он стал выступать
Над землей сзади и спереди.
6. Когда боги предприняли жертвоприношение
С Пурушей как с жертвенным даром,
Весна была его жертвенным маслом,
Лето - дровами, осень - жертвенным даром.
7. Его как жертву кропили на жертвенной соломе, -
Пурушу, рожденного в начале.
Его принесли себе в жертву боги
И (те,) что садхьи и риши.
8. Из этой жертвы, полностью принесенной
Было собрано жертвенное масло.
Он сделал из него животных, обитающих в воздухе,
В лесу и (тех,) что в деревне.
9. Из этой жертвы, полностью принесенной,
Гимны и напевы родились,
Стихотворные размеры родились из нее,
Ритуальные формулы из нее родилась.
10. Из нее кони родились
И все те (животные), у которых два ряда зубов,
Коровы родились из нее,
Из нее родились козы и овцы.
11. Когда Пурушу расчленяли,
На сколько частей разделили его?
Как его рот, как руки,
Как бедра, как ноги называются?
12. Его рот стал брахманом,
(Его) руки сделались раджаньей (кшатрием),
(То,) что бедра его, - это вайшья,
Из ног родился шудра.
13. Луна из (его) ума рождена,
Из глаза солнце родилось.
Из уст - Индра и Агни.
Из дыхания родился ветер.
14. Из пупа возникло воздушное пространство,
Из головы развилось небо,
Из ног - земля, стороны света - из ушей.
Так они сотворили миры.
15. У него было семь поленьев ограды (костра),
Трижды семь были сделаны как дрова (для костра),
Когда боги, совершая жертвоприношение,
Привязали Пурушу как (жертвенное) животное.
16. Жертвою боги пожертвовали жертве.
Таковы были первые формы (жертвоприношения).
Эти же могущественные (существа) последовали на небо,
Где находятся прежние боги - садхьи.
(Перевод гимна Елизаренковой).
(Необходимо отметить, что, поскольку гимн Пуруши самый популярный не только среди гимнов Риг-Веды, но и во всей индуистской традиции (он ежедневно рецитируется тысячами верующих), то к настоящему дню он увеличился на несколько мантр (взятых из других Ведийских гимнов), и теперь его размер составляет в некоторых редакциях 18 мантр (так наз. Пурва-Нараяна), в некоторых - еще больше, вплоть до 24 мантр (Уттара-Нараяна). Приведем перевод самой характерной из "дополнительных" мантр Пуруша-сукты:
"Я знаю величие этого Пуруши, который сияет словно Солнце, который - за пределами тьмы. Тот, кто осознает этого Пурушу, становится бессмертным (или: достигает бессмертия); нет иного пути для этого (достижения бессмертия)."
Это одна из стержневых идей всей Веданты, которая в ярких и красочных формулах находит себе логическое продолжение и воплощение во многих Упанишадах.)
Пусть все целебные травы возрастают и набирают силу
с тем, чтобы все болезни были излечены.
Пусть Боги прольют на нас мир и спокойствие.
Пусть все двуногие и четвероногие существа будут счастливы.
Пусть умиротворение царит в сердцах всех существ во всей Вселенной! Ом.
Предисловие Свами Кришнананды:
Широко известный Ведический гимн Пуруша-сукта - это могущественный гимн, отражающий прозрение великого Провидца Риши Нараяны. Риши Нараяна увидел, что все творение, вся Вселенная - это проявление (махакайя) некоего Единого Космического Божественного Существа. Пуруша-сукта - это духовный инструмент, позволяющий тому человеку, который стремится познать истинную Реальность, войти в состояние Сверх-сознания. Пуруша-сукта заряжена пятикратной силой, способной пробудить в искателе ощущение Божественного. Во-первых, Провидец/Риши Пуруша-сукты - это Риши Нараяна, величайший из мудрецов, которого называли (в Бхагавате) единственным существом, чей ум не поколеблен желанием, и чью силу/могущество не могут представить себе даже боги. Таков тот Риши, которому был открыт этот гимн. Во-вторых, мантры этого гимна написаны в определенном размере (чхандас), который способствует порождению духовной энергии во время произнесения (на санскрите) этого гимна. Затем, интонация (свара), с которой гимн рецитируется, также помогает лучшему уяснению сути гимна, и поэтому гимн - чтобы произвести нужный эффект - должен произноситься правильно, а не иначе. В-четвертых, Божество (Девата), которому адресуется гимн, это не какой-то внешний или спроецированный в рамках пространства и времени объект, но Вселенский Дух, превосходящий и пространство и время, и являющийся неделимой Сверх-естественной Сущностью всего мира. И в-пятых, Пуруша-сукта предполагает в основном внутреннее переживание, глубокое осознание смысла этого гимна, - несмотря на то, что он повествует якобы о чем-то внешнем (т.е. творении Космоса).
Пуруша-сукта начинается с того утверждения, что все головы, все глаза и все ноги во Вселенной принадлежат одному лишь Пуруше. Здесь нам напрямую передается изумительная истина о том, что мы видим не множество разных тел, объектов, людей, личностей, форм, цветов, а просто разные члены тела одного-единственного Пуруши - Все-человека, - и поэтому смотреть на них надо так, как мы смотрим на разные части тела одного и того же человека. Это указывает на то, что и отношение ко всем людям и прочим объектам должно быть совершенно одинаковое и ровное, поскольку все они являются членами тела одного-единственного Пуруши. Один Бог проявлен во всей Вселенной; только Он глядит на нас через все глаза, только Он кивает через все головы, только Он смеется через все губы и только Он говорит через все языки. И это не Бог какой-то отдельно взятой религии, или какой-то один среди многих; но это тот Единственный Бог (Тад Экам), который пребывает везде и всегда. Что же человек может тогда вообще желать, коль скоро он в любом месте и в любое время видит только этого одного Пурушу, а не множественность разделенных объектов? Имеет ли смысл питать какие-либо пристрастия к одному объекту, и ненавидеть другой?
Далее, разумный человек после знакомства с Пуруша-суктой очень скоро начинает понимать, что он сам - также является одной из голов этого Пуруши, то есть что он - это полновесная часть самого Пуруши. Поэтому все, что он думает - это думает сам Пуруша; любая человеческая мысль - это мысль самого Пуруши. По-другому мыслить невозможно. И поскольку Пуруша - это Бог, а Бог - это центр везде, и у Бога нет конца, края и периферии, то мыслительный процесс одного человека - это есть размышления всего человечества. Ведь мы же думаем не просто одной отдельно взятой клеткой мозга, а всем мозгом в целом! Это и есть Божественная Медитация, Сверх-разумное постижение.
Далее, мы не должны ограничивать Бога, Пурушу, только небольшой сферой видимых нашими глазами, слышимых нашими ушами, и т.д., объектов. Конечно же, и то, что видится, и то, что слышится - это также Пуруша. Все есть Пуруша, и нет ничего отдельного от Него. Но сам Пуруша - это еще и нечто вне всего этого. На самом деле, Пуруша - это не видимое, а ВИДЯЩИЙ. Все якобы объективные объекты также суть ВИДЯЩИЕ субъекты, то есть они - это сам Пуруша. Получается, что Пуруша смотрит на самого себя. Видящий видит Видящего. Объекта или объектов, как оказывается, не существует. Один Субъект, один Видящий, один Пуруша, одно Сознание.
Весь иллюзорный объективный мир растворяется в гигантском потоке Сознания Пуруши. И именно это есть та Яджня (жертва), благодаря совершению которой все мудрецы достигли Само-реализации.
1. Пуруша - тысячеглавый,
Тысячеглазый, тысяченогий.
Со всех сторон покрыв землю,
Он возвышается (над ней еще) на десять пальцев.
(Примечание Свами Кришнананды:)
Такова первая мантра знаменитого Ведического гимна Пуруша-сукта. Здесь трансцендентная совокупность всего сотворенного выражается как Космический Пуруша, Вселенское Сознание, оживляющее все проявленное творение. Слово "земля" значит - "все сотворенное". "Возвышается на десять пальцев" означает длину в десять пальцев, - то есть расстояние от пупка (корень проявления) до сердца (местопребывание Атмана, Духа). Слово "десять" также означает "бесконечность", так как цифр только девять, и все, что больше девятки - считается бесчисленным.
2. В самом деле, Пуруша - это все,
Что было и что будет.
Он также властвует над бессмертием.
Потому что перерастает (все) благодаря пище.
3. Таково его величие,
И еще могущественнее этого (сам) Пуруша.
Четверть его - все существа.
Три четверти его - Бессмертие на Небе.
4. На три четверти взошел Пуруша вверх.
Четверть его возникла снова здесь.
Оттуда он выступил повсюду,
(Распространяясь) над тем, что ест (пищу) и что не ест.
5. От него Вирадж родилась,
От Вираджи - Пуруша.
Родившись, он стал выступать
Над землей сзади и спереди.
6. Когда боги предприняли жертвоприношение
С Пурушей как с жертвенным даром,
Весна была его жертвенным маслом,
Лето - дровами, осень - жертвенным даром.
7. Его как жертву кропили на жертвенной соломе, -
Пурушу, рожденного в начале.
Его принесли себе в жертву боги
И (те,) что садхьи и риши.
8. Из этой жертвы, полностью принесенной
Было собрано жертвенное масло.
Он сделал из него животных, обитающих в воздухе,
В лесу и (тех,) что в деревне.
9. Из этой жертвы, полностью принесенной,
Гимны и напевы родились,
Стихотворные размеры родились из нее,
Ритуальные формулы из нее родилась.
10. Из нее кони родились
И все те (животные), у которых два ряда зубов,
Коровы родились из нее,
Из нее родились козы и овцы.
11. Когда Пурушу расчленяли,
На сколько частей разделили его?
Как его рот, как руки,
Как бедра, как ноги называются?
12. Его рот стал брахманом,
(Его) руки сделались раджаньей (кшатрием),
(То,) что бедра его, - это вайшья,
Из ног родился шудра.
13. Луна из (его) ума рождена,
Из глаза солнце родилось.
Из уст - Индра и Агни.
Из дыхания родился ветер.
14. Из пупа возникло воздушное пространство,
Из головы развилось небо,
Из ног - земля, стороны света - из ушей.
Так они сотворили миры.
15. У него было семь поленьев ограды (костра),
Трижды семь были сделаны как дрова (для костра),
Когда боги, совершая жертвоприношение,
Привязали Пурушу как (жертвенное) животное.
16. Жертвою боги пожертвовали жертве.
Таковы были первые формы (жертвоприношения).
Эти же могущественные (существа) последовали на небо,
Где находятся прежние боги - садхьи.
(Перевод гимна Елизаренковой).
(Необходимо отметить, что, поскольку гимн Пуруши самый популярный не только среди гимнов Риг-Веды, но и во всей индуистской традиции (он ежедневно рецитируется тысячами верующих), то к настоящему дню он увеличился на несколько мантр (взятых из других Ведийских гимнов), и теперь его размер составляет в некоторых редакциях 18 мантр (так наз. Пурва-Нараяна), в некоторых - еще больше, вплоть до 24 мантр (Уттара-Нараяна). Приведем перевод самой характерной из "дополнительных" мантр Пуруша-сукты:
"Я знаю величие этого Пуруши, который сияет словно Солнце, который - за пределами тьмы. Тот, кто осознает этого Пурушу, становится бессмертным (или: достигает бессмертия); нет иного пути для этого (достижения бессмертия)."
Это одна из стержневых идей всей Веданты, которая в ярких и красочных формулах находит себе логическое продолжение и воплощение во многих Упанишадах.)
Обсуждения Риг-Веда 10.90. - Пуруша-Сукта, - Гимн Вселенскому Духу