Это важный вопрос для всех, кто интересуется медитацией, поскольку медитация на самом деле является процессом преодоления сновидений. Вы постоянно видите сны - и не только ночью, не только во время сна; вы имеете сновидения весь день.
Это главное, что надо понимать. Когда вы бодрствуете, вы все еще во власти сновидений.
Просто закройте глаза в любое время дня. Расслабьте тело и вы почувствуете, что сновидение здесь. Оно никогда не исчезает, оно только подавляется нашей дневной деятельностью. Оно подобно звездам днем. Ночью вы видите звезды. Днем вы не мо-жете их видеть, но они всегда здесь. Они просто подавлены дневным светом.
Если вы заберетесь в глубокий колодец, то вы сможете увидеть звезды на небе даже днем. Чтобы увидеть звезды, нужна определенная темнота. Поэтому отправляйтесь в глу-бокий колодец и посмотрите с его дна - вы будете в состоянии и днем увидеть звезды. Звезды здесь. Дело не в том, что ночью они здесь, а днем их нет, они всегда здесь. Но-чью их легко увидеть. Днем вы их видеть не можете, поскольку дневной свет становится барьером.
То же самое истинно и по отношению к сновидениям. Это означает, что вы имеете сно-видения не только во время сна. Во сне вы их легко ощущаете, поскольку нет дневной дея-тельности; в этой ситуации, возможно увидеть и почувствовать внутреннюю деятель-ность. Когда вы встаете по утрам, сновидения продолжаются внутри, в то время как вы начинаете действовать снаружи.
Этот процесс деятельности, дневной деятельности просто подавляет сновидения. Сновидения здесь. Закройте ваши глаза, расслабьтесь в кресле и внезапно вы сможете почувствовать: звезды здесь, они никуда не уходили. Сновидения всегда здесь. Это не-прерывная деятельность.
Второе... Если сновидения продолжаются, то нельзя сказать, что вы на самом деле проснулись. Ночью вы спите в большей степени, днем вы спите в меньшей степени. Эти отличия относительны, поскольку если сновидения здесь, то вы не можете сказать, что вы действительно пробудились. Сновидения создают фильм поверх ее знания. Этот фильм подобен дыму - вы окружены им. Вы не можете реально пробудиться, пока имеются сновидения - независимо от того, день сейчас или ночь. Поэтому второе: вы сможете ска-зать о том, что пробудились, только тогда, когда сновидений не будет совсем.
Мы называем Будду пробудившимся. Что такое пробудившийся? Это пробуждение представляет собой на самом деле прекращение внутренних сновидений. Внутри нет снови-дений. Ваши движения там есть, а сновидений нет. Это так, как будто на небе нет звезд; оно становится чистым пространством. Когда нет сновидений, вы становитесь чистым простран-ством.
Эта чистота, эта невинность, это сознание без сновидений и есть то, что известно как просветление - пробуждение.
Столетиями одухотворенные лица во всем мире, на Востоке и на Западе, утверждали, что человек спит. Иисус говорил это, Будда говорил это, Упанишады говорили об этом: чело-век спит. Поэтому когда вы спите ночью, вы спите в несколько большей степени; днем вы спите в меньшей степени. Но одухотворенные утверждают, что человек спит. Это следует понять.
Что это означает? Уже в нашем веке Гурджиев утверждал, что человек спит. «Фактиче-ски, - говорил он, - человек является некоторым видом сна. Всё является глубоким сном».
В чем смысл сказанного? Вы не можете знать, вы не можете помнить, кто вы такой. Если вы встретите человека на улице и спросите его, кто он такой, а он не сможет отве-тить, то, что вы будете думать? Вы будете думать, что он или сумасшедший, или пьяный, или просто спит. Если он не сможет ответить на вопрос, кто он такой, что вы сможете поду-мать о нем? На путях божественного все подобны этому человеку. Вы не можете ответить, кто вы такой.
Это первое значение того, что говорил Гурджиев, или Иисус, или кто-либо другой о спя-щем человеке: вы не осознаете самого себя. Вы не знаете самого себя; вы никогда не встре-чали самого себя. Вы знаете много вещей в объективном мире, но вы не знаете субъекта. Со-стояние вашего ума таково, как если бы вы смотрели фильм. На экране идет фильм, а вы так поглощены им, что единственная вещь, которую вы знаете, это фильм, история, что бы там ни появлялось на экране. Если тогда кто-то спросит вас, кто вы такой, вы не сможете ничего ответить.
Сновидения являются всего лишь фильмом - всего лишь фильмом! Это ум, отражаю-щий внешний мир. Мир отражается в зеркале ума; вот что такое сновидения. И вы так глу-боко увлечены ими, так сильно отождествляете себя с ними, что вы полностью забыли, кто вы такой. Вот что означает быть спящим: видящий сны потерян в самих сновидениях. Вы видите все, кроме самих себя, вы чувствуете все, кроме самих себя, вы знаете все, кроме самих себя. Это незнание себя и является сном. Пока сновидения не прекратятся, вы не сможете пробудиться в самом себе.
Вы могли испытывать подобное иногда, когда в течение трех часов смотрели фильм и внезапно фильм кончился и вы вернулись в себя. Вы помните, что прошло три часа, вы помните, что это был просто фильм. Вы чувствуете слезы... вы плакали, потому что фильм был трагедией для вас, или вы смеялись, или делали что-либо еще, а теперь вы смеетесь над собой. Какую ерунду вы делали! Это был всего лишь фильм, всего лишь придуманная ис-тория. На экране ничего не было - просто игра света и тени, просто игра электричества. Те-перь вы смеетесь: вы вернулись в себя. Но где вы были в течение этих трех часов?
Вы были не в своем центре. Вы двигались полностью по периферии. Вы бродили там, где был фильм. Вы были не в своем центре, вы были не с самим собой. Вы были где-то в дру-гом месте.
Это случается в сновидениях; это то, чем является наша жизнь. Фильм длился только три часа, но сновидения продолжаются жизни, жизни и жизни. Даже если сновидения вне-запно прекратятся, вы не будете в состоянии распознать, кто вы такой. Вы вдруг почувст-вуете себя очень слабым, даже испуганным. Вы будете пытаться снова двигаться в фильме, поскольку вам известен только он. Вы знакомы с ним, вы хорошо приспособлены к нему.
Для тех случаев, когда происходит прекращение сновидений, имеется путь, особенно в дзэне, известный как путь внезапного просветления. Среди этих ста двенадцати методов имеются техники, имеется много техник, которые могут дать вам внезапное пробуждение. Но это может оказаться слишком большим испытанием для вас, вы, возможно, будете не в со-стоянии выдержать это. Вы можете просто взорваться. Вы можете даже умереть, посколь-ку вы так долго жили со сновидениями, что у вас в памяти нет сведений о том, кто вы та-кой, если нет сновидений.
Если бы весь этот мир внезапно исчез и вы остались одни, это было бы таким боль-шим шоком, что вы бы умерли. То же самое произошло бы, если бы внезапно все снови-дения исчезли из вашего сознания. Ваш мир исчезнет, потому что ваш мир был вашими сновидениями.
Мы находимся не в реальном мире. Вернее, «мир» состоит не из вещей, внешних для нас, а из наших сновидений. Поэтому каждый живет в мире своих собственных сновиде-ний.
Запомните, это не один мир, о котором мы продолжаем говорить. Географически это так, но психологически имеется столько же миров, сколько и умов. Каждый ум является своим собственным миром. И если ваши сновидения исчезнут, ваш мир исчезнет. Без сновидений вам трудно будет жить. Вот почему в общем случае внезапные методы не используются, используются только постепенные методы.
Хорошо бы запомнить следующее: постепенные методы используются не потому, что есть некоторая потребность в постепенных процессах. Вы можете внезапно совершить прыжок в реализацию сию же минуту. Здесь нет барьеров; здесь никогда не было никаких барьеров. Вы уже есть эта реализация, вы можете совершить прыжок сию же минуту. Но это может оказаться опасным, фатальным. Вы можете оказаться не в состоянии вынести это. Это будет слишком многим для вас.
Вы приспособлены только к ложным сновидениям. Вы не можете видеть реальность, вы не умеете встречать ее. Вы как тепличное растение - вы живете в своих сновидениях. Они помогают вам многими способами. Они не просто сновидения, для вас они являются реальностью.
Постепенные методы используются не потому, что для реализации требуется время. Реализация не нуждается во времени! Для реализации совсем не требуется время. Реали-зация не есть нечто, что должно быть достигнуто в будущем, но при использовании посте-пенных методов вы достигнете ее в будущем. Так что же делают постепенные методы? Они, на самом деле, помогают вам не «реализовать реализацию», но помогают вам выдер-жать ее. Они делают вас способными, сильными, так что когда реализация случится, вы сможете ее вынести.
Имеется семь методов, при помощи которых вы можете немедленно преодолеть свой путь к просветлению. Но вы не в состоянии будете вынести это. Вы можете ослепнуть - слишком много света. Или вы можете внезапно умереть - слишком много блаженства.
Как можно преодолеть эти сновидения, этот глубокий сон, в котором вы находитесь? Этот вопрос важен с точки зрения такого преодоления: Расскажите нам, пожалуйста, какие еще факторы могут помочь оставаться осознанными во время сновидений? Я расскажу еще о двух методах. Один мы обсуждали вчера. Сегодня - еще два, которые даже легче.
Один из них заключается в том, чтобы действовать, вести себя так, как будто бы весь мир был просто сновидением. Что бы вы ни делали, помните, что это сновидение. Во вре-мя еды помните, что это сновидение. Во время ходьбы помните, что это сновидение. Пусть во время бодрствования ваш ум непрерывно помнит, что все является сновидением. В этом причина того, что мир называется майей, иллюзией, сновидением.
Это не философский аргумент. К сожалению, когда Шанкару переводили на англий-ский, немецкий, французский, на любые западные языки, то он воспринимался просто как философ. Это создало много недоразумений. На Западе имеются философы, например, Беркли, которые утверждают, что мир - это только сновидение, проекция ума. Но это фи-лософская теория. Беркли выдвигает это как гипотезу.
Когда Шанкара утверждает, что мир является сновидением, это не философия, не тео-рия. Шанкара выдвигает это утверждение как помощь, как поддержку для определенной медитации. И вот эта медитация: если во время сновидения вы хотите помнить, что это сновидение, вы должны будете начать, когда вы еще бодрствуете. Обычно, когда вы ви-дите сон, вы не можете помнить, что это сон; вы думаете, что это реальность.
Почему вы думаете, что это реальность? Потому что весь день вы думали, что все явля-ется реальностью. Это превратилось в отношение, в фиксированную позицию. Во время бодрствования вы принимали ванну - это было реальным. Во время бодрствования вы ели - это было реальным. Во время бодрствования вы говорили с другом - это было ре-альным. В течение всего дня, в течение всей жизни, что бы вы ни думали, вы относи-лись к этому как к реальности. Это зафиксировалось. Это стало фиксированной пози-цией в вашем уме.
Поэтому когда вы видите сон ночью, срабатывает та же самая позиция, и вы думаете, что это реальность. Поэтому давайте сначала порассуждаем. Должно быть некоторое сход-ство между сновидением и реальностью; в противном случае подобная позиция испыты-вала бы определенные трудности.
Я вижу вас. Затем я закрываю глаза, вхожу в сновидение и вижу вас в своем сне. Между обоими типами видения нет никакой разницы. Что я делаю, когда я действительно вижу вас? Ваше изображение отражается в моих глазах. Я не вижу вас. В моих глазах отражается лишь ваше изображение, а затем это изображение трансформируется посредством некото-рого таинственного процесса - и наука до сих пор не в состоянии понять, как это происхо-дит. Это происходит не в глазах, глаза являются только окнами. Я вижу вас не глазами, я вижу вас через глаза.
В глазах вы только отражаетесь. Вы можете быть только картинкой; вы можете быть реальностью, вы можете быть сновидением. Помните, сновидения являются трехмер-ными. Я могу распознать картинку, потому что картинка является двумерной. Сновиде-ния являются трехмерными, поэтому они выглядят в точности так же, как и вы. И глаза не могут различить, является ли то, что они видят, реальным или нереальным. Нет никако-го способа для такого суждения; глаза не являются судьей.
Затем изображение трансформируется в химическое сообщение. Это химическое со-общение подобно электрическим сигналам; они поступают куда-то в голову. Пока неиз-вестно, где расположена та точка, с которой глаз вступает в контакт, чтобы передать ви-димую поверхность. Меня достигают только сигналы, и затем они расшифровываются. Я декодирую их и таким образом я узнаю, что происходит.
Я всегда внутри, а вы всегда снаружи, и мы с вами не встречаемся. Поэтому, являетесь вы реальным или сновидением - это проблема. Даже сию минуту нет способа судить о том, вижу ли я сон или вы действительно здесь. Слушая меня, как можете вы сказать, что вы слушаете меня, что вы не видите сон? Нет такого способа. Вот почему позиция, кото-рую вы поддерживаете весь день, переносится и в ночь. И когда вы видите сны, вы прини-маете их за реальность.
Испытайте противоположное; это то, что имеет в виду Шанкара. Он говорит, что весь мир является иллюзией; он говорит, что весь мир является сновидением - помните это. Но мы тупые люди. Если Шанкара говорит: «Это сновидение», то мы говорим: «Зачем де-лать что-нибудь? Если все это только сновидение, то нет необходимости есть. Зачем продолжать есть и в то же время думать, что это сновидение? Не ешьте!» Но тогда помните - когда вы чувствует голод, это сон. Или ешьте, и когда вы почувствуете, что съели слиш-ком много, вспомните, что это только сон.
Шанкара не призывает вас изменить сновидение, помните это, поскольку усилия по изменению сновидения тоже являются ложными, основанными на вере в то, что они яв-ляются реальностью; в противном случае не было бы нужды в каком-либо изменении. Шанкара просто утверждает, что все, что нас окружает, это просто сновидение.
Помните это: не делайте ничего, чтобы изменить это, просто постоянно помните об этом. Попытайтесь непрерывно в течение трех недель помнить: все, что бы вы ни делали, является просто сновидением. Сначала это очень трудно. Вы будете снова и снова впа-дать в старую структуру вашего ума, вы будете начинать думать, что это реальность. Вы должны будете постоянно будить себя, чтобы напоминать себе, что это сновидение. Ес-ли это отношение вы будете непрерывно поддерживать в течение трех недель, то на чет-вертой или пятой неделе каждую ночь во время сновидений вы будете вдруг вспоми-нать, что это сновидение.
Имеется один способ проникновения в сновидение с полным сознанием, с осознани-ем. Если вы сможете помнить ночью во время сновидения, что это сновидение, то и днем вам не нужны будут никакие усилия, чтобы помнить, что все кругом тоже является сновидением. Тогда вы будете это знать.
В самом начале, когда вы будете практиковать это, это будет всего лишь притвор-ство. Вы начнете всего лишь с веры в то, что это сновидение. Но когда вы сможете помнить во время сновидения, что это сновидение, это станет реальностью. Тогда и днем, когда вы встанете, вы не будете ощущать, что вы пробудились ото сна, вы будете чувствовать, что вы просто пробудились от одного сновидения, чтобы попасть в другое. Тогда это станет реальностью. И если все двадцать четыре часа превратятся в снови-дение, и вы сможете чувствовать и помнить это, то вы будете оставаться в своем цен-тре. Тогда ваша осознанность будет направлена в обе стороны.
Вы ощущаете сновидения, а если вы ощущаете их как сновидения, то вы начинаете ощущать видящего эти сны - субъекта. Если вы воспринимаете сновидения как реаль-ность, то вы не можете ощущать субъекта. Если фильм становится реальностью, вы за-бываете самого себя. Когда фильм прекращается и вы знаете, что он не был реально-стью, ваша реальность прорывается, взрывается; вы можете почувствовать самого себя. Это один путь.
Это был один из старейших индийских методов. Вот почему мы настаиваем на том, что мир является нереальным. Мы не имеем это в виду в философском смысле; мы не гово-рим, что этот дом является нереальным, и поэтому вы можете пройти через его стены. Мы не это имеем в виду! Когда мы говорим, что этот дом является нереальным, это некоторый прием. Это не аргумент против дома.
Итак, Беркли предположил, что весь мир является просто сновидением. Однажды ут-ром он прогуливался с доктором Джонсоном. Доктор Джонсон был закоренелый реа-лист, поэтому Беркли сказал: «Вы слышали о моей теории? Я работаю над ней. Я чувствую, что весь мир является нереальным, и невозможно доказать, что он реален. И тяжесть до-казательства этого лежит на тех, кто утверждает, что он реален. Я говорю, что он нереа-лен - он просто как сновидение».
Джонсон не был философом, но у него был очень проницательный логический ум. Они были на улице, они просто гуляли утром по безлюдной улице. Джонсон взял в руку ка-мень и ударил Беркли по ноге. Показалась кровь и Беркли вскрикнул. Джонсон сказал: «Почему вы кричите, если камень является всего лишь сновидением. Что бы вы ни го-ворили, вы верите в реальность этого камня. То, что вы говорите, это одно, а то, что вы делаете, это совершенно другое и противоположное. Если ваш дом всего лишь сновиде-ние, то куда же вы возвращаетесь? Куда вы возвращаетесь после утренней прогулки? Если ваша жена всего лишь сновидение, то вы никогда больше ее не встретите».
Реалисты всегда аргументируют таким образом, но они не смогут спорить таким об-разом с Шанкарой, поскольку его слова не являются философской теорией. Он ничего не говорит о реальности; он ничего не предполагает относительно Вселенной. Это скорее прием, предназначенный для того, чтобы изменить ваш ум, чтобы изменить вашу основную зафиксированную позицию таким образом, чтобы вы могли смотреть на мир другим, совершенно другим образом.
Это проблема, это постоянно является проблемой для индийской мысли - поскольку для индийской мысли все является лишь приемом для медитации. Мы не думаем об этом как об истинном или неистинном. Мы относимся к этому как к вспомогательному средству для трансформации человека.
Этот подход принципиально отличается от западного. Когда они предлагают теорию, они связывают ее с тем, истинна она или неистинна, можно ли ее доказать логически или нельзя. Когда мы предлагаем что-нибудь, мы не связываем это с его истинностью; мы думаем о его полезности, мы думаем о его возможностях, о его способности транс-формировать человеческий ум. Это может быть истинным, а может быть и не истинным. На самом деле это не то и не другое - это просто прием.
Снаружи я видел цветы. Утром встает солнце, и все становится таким прекрасным. Вы никогда не были за пределами дома, и вы никогда не видели цветов, вы никогда не ви-дели утреннего солнца. Вы никогда не видели открытого неба; вы не знаете, что такое кра-сота. Вы жили в запертой тюрьме. Я хочу вывести вас наружу. Я хочу, чтобы вы вышли под открытое небо, чтобы увидеть эти цветы. Как я должен сделать это?
Вы ничего не знаете о цветах. Если я расскажу о цветах, вы подумаете: «Он сошел с ума. Цветов не существует». Если я расскажу об утреннем солнце, вы подумаете: «Он фантазер. Он видит видения и сны. Он поэт». Если я расскажу об открытом небе, вы будете смеяться. Вы начнете смеяться: «Где это открытое небо. Здесь только стены, стены и стены».
Так что же я должен делать? Я должен что-то изобрести, что вы могли бы понять и что помогло бы вам выйти наружу, поэтому я говорю, что дом в огне и начинаю бежать. Это становится заразительным: вы бросаетесь за мной и выбегаете наружу. Потом вы пой-мете, что то, что я говорил, было ни истиной, ни ложью. Это был просто прием. Тогда вы узнаете цветы и тогда вы сможете простить меня.
Будда делал это, Махавира делал это, Шива делал это, Шанкара делал это. Мы можем простить их позже. Мы всегда прощаем их, поскольку раз мы вышли наружу, мы пони-маем, что они сделали. И затем мы понимаем, что бесполезно было спорить с ними, по-тому что это не является предметом спора. Огня не было, но мы могли понять только этот язык. Цветы были, но мы не могли понимать язык цветов, их символика была для нас бессмысленна.
Итак, это один путь. Кроме того, на другом полюсе имеется и второй путь. Этот метод составляет один полюс; другой метод составляет другой полюс того же самого. Один ме-тод заключается в том, чтобы начать чувствовать, помнить, что все является сновиде-нием. Другой не связан с какими-либо мыслями о мире, а с тем, чтобы продолжать пом-нить, что вы есть.
Гурджиев использовал этот второй метод. Этот второй метод пришел из суфийской традиции, из ислама. Они разработали его очень глубоко. Помните о том, что вы есть, что бы вы ни делали. Вы пьете воду, вы едите свою пищу - помните: «Я есть». Продолжайте есть и продолжайте помнить: «Я есть, я есть». Не забывайте этого! Это трудно, потому что вы уже думаете, что вы знаете, что вы есть, поэтому какая нужда в непрерывном на-поминании об этом? Вы никогда не вспоминаете об этом, а ведь это очень, очень много-обещающая техника.
Когда вы идете, вспоминайте: «Я есть». Пусть ходьба будет здесь, продолжайте идти, но постоянно фиксируйте себя на напоминании себе, что «я есть, я есть, я есть». Не забы-вайте этого. Вы слушаете меня и делайте это прямо здесь. Вы слушаете меня. Не будьте настолько уж слиты со мной, вовлечены, отождествлены. Что бы я ни говорил, вспоми-найте, продолжайте вспоминать. Слушанье здесь, слова здесь, кто-то говорит, а вы: «Я есть, я есть, я есть». Пусть это «я есть» будет постоянным фактором вашей осознанности.
Это очень трудно. Вы не можете непрерывно вспоминать даже в течение одной минуты. Попытайтесь. Положите часы перед глазами и следите, как движутся стрелки. Одна се-кунда, две секунды, три секунды... продолжайте смотреть на них. Делайте две вещи: смотрите на движение секундной стрелки и непрерывно вспоминайте: «Я есть, я есть». Каждую секунду вспоминайте: «Я есть». Через пять или шесть секунд вы почувствуете, что вы забыли. Вы вдруг вспомните, что прошло много секунд, а вы не вспоминали, что вы есть.
Такое вспоминание даже в течение одной минуты является чудом. И если вы можете вспоминать в течение одной минуты, то эта техника для вас. Тогда делайте ее. Благодаря ней вы станете способным выйти за пределы сновидений и узнаете, что сновидения являются сновидениями.
Как работает эта техника? Если весь день вы сможете вспоминать, что вы есть, то это также проникнет в ваш сон. И когда вы будете видеть сны, вы непрерывно будете пом-нить, что вы есть. Если в сновидениях вы сможете вспоминать, что вы есть, то внезапно сновидение станет просто сновидением. Тогда сновидение не сможет обмануть вас, то-гда сновидение невозможно будет принять за реальность. Это определенный механизм: сновидение воспринимается как реальность, потому что вы не вспоминаете о себе; вы опускаете «я есть». Если нет напоминаний о самом себе, то сновидение становится ре-альностью. Если напоминание о себе имеется, то реальность, так называемая реаль-ность становится просто сновидением.
Имеется различие между сновидением и реальностью. Для медитативного ума или для науки о медитации это единственное различие. Если вы есть, то вся реальность становит-ся просто сновидением. Если вас нет, то сновидения становятся реальностью, Нагарьяна говорит: «Сейчас я есть, следовательно, мира нет. Когда меня не было, мир был. Может су-ществовать только один из нас». Это не означает, что мир исчез. Нагарьяна не говорит об этом мире, он говорит о мире сновидений. Или вы можете быть, или мир может быть - оба быть не могут.
Итак, первым шагом будет непрерывное вспоминание: «я есть»; просто «я есть». Не го-ворите «Рама», не говорите «Шиам». Не используйте никаких имен, потому что вы не это. Просто используйте: «Я есть».
Пытайтесь делать это при любой деятельности, а затем чувствуйте это. Чем более реаль-ным вы становитесь внутри, тем более нереальным становится окружающий мир. Реаль-ность превращается в «я», а мир становится нереальным. Или мир реален, или «я» реален - оба не могут быть реальными. Вы чувствуете, что вы теперь просто сновидение; тогда мир является реальным. Смените акценты. Станьте реальным, и мир станет нереальным.
Гурджиев непрерывно продолжал работать над своим методом. Его главный ученик, П.Д.Успенский рассказывает, что когда Гурджиев применял к нему этот метод, и он практи-ковал его, непрерывно три месяца вспоминая: «Я есть, я есть, я есть», то после трех месяцев все прекратилось. Мысли, сновидения, все остановилось. Внутри осталась только одна но-та, подобная вечной музыке: «Я есть, я есть, я есть, я есть». Но тогда это было уже без уси-лий. Это была непроизвольная деятельность, продолжающая это «я есть». Затем Гурджиев вызвал Успенского из дома. В течение трех месяцев он содержался в доме и ему не позво-лено было выходить.
Тогда Гурджиев сказал: «Пойдем со мной». Они жили тогда в российском городе Тифлисе. Гурджиев вызвал его из дома и они пошли по улице. Успенский пишет в своем дневнике: «В первый раз я смог понять, что имел в виду Иисус, когда говорил о том, что человек спит. Весь город казался мне спящим. Люди двигались во сне, владельцы мага-зинов продавали во сне, их клиенты покупали во сне. Весь город спал. Они сердились, они дрались, они любили, покупали, продавали, делали все.
Успенский говорит: «Теперь я мог видеть их лица, их глаза: они спали. Они были не здесь. Внутренний центр был потерян, он был не здесь». Успенский сказал Гурджиеву: «Мне не хочется больше гулять. Что случилось с городом? Все кажутся спящими, наркоманами».
Гурджиев сказал: «С городом ничего не случилось, нечто случилось с вами. Вы не прини-мали наркотики, город тоже. Это то же самое место, по которому вы гуляли три месяца назад, но вы не видели, что другие люди спят, потому что вы сами спали. Теперь вы можете видеть, потому что в вас появилось некоторое количество осознанности. Через три ме-сяца непрерывного практикования этого «я есть», вы в очень небольшой степени стали осознающим. Вы стали осознающим! Часть вашего сознания вышла за пределы снови-дений. Вот почему вы можете видеть, что все спят, мертвы, движутся, как загипнотизированные или принявшие наркотик».
Успенский сказал: «Я не могу вынести это явление - все спят! Что бы они ни делали, они не отвечают за это. Они не отвечают за это. Как они могут быть ответственными?» Он вернулся и спросил Гурджиева: «Что это? Обманут ли я каким-то образом? Сделали ли вы со мной что-то такое, что для меня весь мир кажется спящим? Я не могу поверить своим собственным глазам».
Но это случится с любым. Если вы сможете вспоминать о себе, то вы узнаете, что никто не вспоминает о себе, и таким образом каждый продолжает двигаться. Весь мир спит. Но начните, пока вы не проснетесь. В любой момент, когда вы вспомните, начи-найте «я есть».
Я не имею в виду, что вы должны повторять слова «я есть», скорее вы должны ощу-щать это. Принимая ванну, ощущайте это «я есть». Пусть будет прикосновение холодно-го душа, и пусть вы сами будете где-то позади, ощущая его и вспоминая: «Я есть». Вспо-минайте, я не говорю, что вы словесно должны повторять «я есть». Вы можете повто-рять эти слова, но их повторение не даст вам осознанности. Повторение может даже еще больше усыпить вас. Многие люди повторяют некоторые слова. Они продолжают повторять: «Рама, Рама, Рама», и если они просто повторяют без осознанности, то эти «Рама, Рама, Рама» становятся наркотиком. При их помощи они могут крепко спать.
Вот почему на Западе так привлекателен Махеш Йоги - он дает людям для повторе-ния мантры. А на Западе сон стал одной из наиболее серьезных проблем. Сон полно-стью расстроен. Естественный сон исчез. Вы можете спать только при помощи тран-квилизаторов и наркотиков; в противном случае сон стал невозможным. Вот в чем при-чина привлекательности Махеш Йоги. Потому что если вы постоянно повторяете что-нибудь, то это повторение дает вам глубокий сон; в этом все дело.
Таким образом, так называемая трансцендентальная медитация есть ни что иное, как психологический транквилизатор. Это ни что иное - просто транквилизатор. Он по-могает, но он хорош для сна, а не для медитации. Вы можете хорошо спать, ваш сон будет более спокойным. Это хорошо, но это совсем не медитация. Если вы постоянно повторяете некоторое слово, то это порождает скуку, а скука способствует сну.
Итак, что-нибудь монотонное, повторяющееся может помочь заснуть. Ребенок в ут-робе матери спит непрерывно девять месяцев, и вы можете не знать причину этого. При-чиной этого является «тук-тук, тук-тук», произносимое сердцем матери. Непрерывно слышны эти удары, удары сердца. Это одна из наиболее монотонных вещей на свете. Не-прерывным повторением одних и тех же ударов ребенок наркотизируется. Он продол-жает спать.
Вот почему, когда ребенок плачет, кричит, создает какие-либо проблемы, мать при-кладывает его головку к своему сердцу. Тогда он сразу же чувствует себя хорошо и засыпа-ет. И в этом случае причиной этого является сердцебиение. Он снова становится частью матери. Вот почему, даже если вы не ребенок, но ваша жена или ваша любимая кладет вашу голову себе на грудь, вы почувствуете себя засыпающим от монотонных ударов.
Психологи предлагают, чтобы в случае, когда вы не можете заснуть, вы концентриро-вали свое внимание на часах. Просто концентрируйтесь на тиканьи часов. Оно повторяет биение сердца и вы можете заснуть. Помочь может любое повторение.
Итак, это «я есть», постоянное напоминание «я есть» не является словесной мантрой. Это не должно повторяться словесно - чувствуйте это! Будьте чувствительны к своему существованию. Когда вы прикасаетесь к чьей-либо руке, то не только прикасайтесь к ней, почувствуйте также и свое прикосновение, почувствуйте также и самого себя - что в этом прикосновении присутствуете вы, присутствуете тотально. Когда вы едите, то не только ешьте, но ощутите также себя, принимающего пищу. Это ощущение, эта чувстви-тельность должна проникать все глубже и глубже в ваш ум.
Однажды, внезапно, вы пробудитесь в своем центре, функционирующем в первый раз. И тогда весь мир станет сновидением, тогда вы сможете узнать, что ваши сновидения являются сновидениями. И когда вы узнаете, что ваши сновидения являются сновиде-ниями, сновидения прекратятся. Они могут продолжаться только в том случае, если вы ощущаете их как реальность. Если вы будете воспринимать их как нереальные, они пре-кратятся.
А когда сновидения прекращаются, вы становитесь другим человеком. Старый чело-век умер; спящий человек умер. Того человека, которым вы были, больше нет. В пер-вый раз вы стали осознающим; в первый раз в мире, который спит, вы пробудились. Вы стали буддой, вы стали пробужденным.
При этом пробуждении больше нет страдания, после этого пробуждения больше нет смерти, после этого пробуждения больше нет страха. В первый раз вы становитесь свобод-ным от всего. Быть свободным ото сна, быть свободным от сновидений, означает быть свободным от всего. Вы достигли освобождения. Ненависть, гнев, алчность исчезли. Вы стали просто любовью. Вы не стали любящим, вы стали самой любовью!
Просто закройте глаза в любое время дня. Расслабьте тело и вы почувствуете, что сновидение здесь. Оно никогда не исчезает, оно только подавляется нашей дневной деятельностью. Оно подобно звездам днем. Ночью вы видите звезды. Днем вы не мо-жете их видеть, но они всегда здесь. Они просто подавлены дневным светом.
Если вы заберетесь в глубокий колодец, то вы сможете увидеть звезды на небе даже днем. Чтобы увидеть звезды, нужна определенная темнота. Поэтому отправляйтесь в глу-бокий колодец и посмотрите с его дна - вы будете в состоянии и днем увидеть звезды. Звезды здесь. Дело не в том, что ночью они здесь, а днем их нет, они всегда здесь. Но-чью их легко увидеть. Днем вы их видеть не можете, поскольку дневной свет становится барьером.
То же самое истинно и по отношению к сновидениям. Это означает, что вы имеете сно-видения не только во время сна. Во сне вы их легко ощущаете, поскольку нет дневной дея-тельности; в этой ситуации, возможно увидеть и почувствовать внутреннюю деятель-ность. Когда вы встаете по утрам, сновидения продолжаются внутри, в то время как вы начинаете действовать снаружи.
Этот процесс деятельности, дневной деятельности просто подавляет сновидения. Сновидения здесь. Закройте ваши глаза, расслабьтесь в кресле и внезапно вы сможете почувствовать: звезды здесь, они никуда не уходили. Сновидения всегда здесь. Это не-прерывная деятельность.
Второе... Если сновидения продолжаются, то нельзя сказать, что вы на самом деле проснулись. Ночью вы спите в большей степени, днем вы спите в меньшей степени. Эти отличия относительны, поскольку если сновидения здесь, то вы не можете сказать, что вы действительно пробудились. Сновидения создают фильм поверх ее знания. Этот фильм подобен дыму - вы окружены им. Вы не можете реально пробудиться, пока имеются сновидения - независимо от того, день сейчас или ночь. Поэтому второе: вы сможете ска-зать о том, что пробудились, только тогда, когда сновидений не будет совсем.
Мы называем Будду пробудившимся. Что такое пробудившийся? Это пробуждение представляет собой на самом деле прекращение внутренних сновидений. Внутри нет снови-дений. Ваши движения там есть, а сновидений нет. Это так, как будто на небе нет звезд; оно становится чистым пространством. Когда нет сновидений, вы становитесь чистым простран-ством.
Эта чистота, эта невинность, это сознание без сновидений и есть то, что известно как просветление - пробуждение.
Столетиями одухотворенные лица во всем мире, на Востоке и на Западе, утверждали, что человек спит. Иисус говорил это, Будда говорил это, Упанишады говорили об этом: чело-век спит. Поэтому когда вы спите ночью, вы спите в несколько большей степени; днем вы спите в меньшей степени. Но одухотворенные утверждают, что человек спит. Это следует понять.
Что это означает? Уже в нашем веке Гурджиев утверждал, что человек спит. «Фактиче-ски, - говорил он, - человек является некоторым видом сна. Всё является глубоким сном».
В чем смысл сказанного? Вы не можете знать, вы не можете помнить, кто вы такой. Если вы встретите человека на улице и спросите его, кто он такой, а он не сможет отве-тить, то, что вы будете думать? Вы будете думать, что он или сумасшедший, или пьяный, или просто спит. Если он не сможет ответить на вопрос, кто он такой, что вы сможете поду-мать о нем? На путях божественного все подобны этому человеку. Вы не можете ответить, кто вы такой.
Это первое значение того, что говорил Гурджиев, или Иисус, или кто-либо другой о спя-щем человеке: вы не осознаете самого себя. Вы не знаете самого себя; вы никогда не встре-чали самого себя. Вы знаете много вещей в объективном мире, но вы не знаете субъекта. Со-стояние вашего ума таково, как если бы вы смотрели фильм. На экране идет фильм, а вы так поглощены им, что единственная вещь, которую вы знаете, это фильм, история, что бы там ни появлялось на экране. Если тогда кто-то спросит вас, кто вы такой, вы не сможете ничего ответить.
Сновидения являются всего лишь фильмом - всего лишь фильмом! Это ум, отражаю-щий внешний мир. Мир отражается в зеркале ума; вот что такое сновидения. И вы так глу-боко увлечены ими, так сильно отождествляете себя с ними, что вы полностью забыли, кто вы такой. Вот что означает быть спящим: видящий сны потерян в самих сновидениях. Вы видите все, кроме самих себя, вы чувствуете все, кроме самих себя, вы знаете все, кроме самих себя. Это незнание себя и является сном. Пока сновидения не прекратятся, вы не сможете пробудиться в самом себе.
Вы могли испытывать подобное иногда, когда в течение трех часов смотрели фильм и внезапно фильм кончился и вы вернулись в себя. Вы помните, что прошло три часа, вы помните, что это был просто фильм. Вы чувствуете слезы... вы плакали, потому что фильм был трагедией для вас, или вы смеялись, или делали что-либо еще, а теперь вы смеетесь над собой. Какую ерунду вы делали! Это был всего лишь фильм, всего лишь придуманная ис-тория. На экране ничего не было - просто игра света и тени, просто игра электричества. Те-перь вы смеетесь: вы вернулись в себя. Но где вы были в течение этих трех часов?
Вы были не в своем центре. Вы двигались полностью по периферии. Вы бродили там, где был фильм. Вы были не в своем центре, вы были не с самим собой. Вы были где-то в дру-гом месте.
Это случается в сновидениях; это то, чем является наша жизнь. Фильм длился только три часа, но сновидения продолжаются жизни, жизни и жизни. Даже если сновидения вне-запно прекратятся, вы не будете в состоянии распознать, кто вы такой. Вы вдруг почувст-вуете себя очень слабым, даже испуганным. Вы будете пытаться снова двигаться в фильме, поскольку вам известен только он. Вы знакомы с ним, вы хорошо приспособлены к нему.
Для тех случаев, когда происходит прекращение сновидений, имеется путь, особенно в дзэне, известный как путь внезапного просветления. Среди этих ста двенадцати методов имеются техники, имеется много техник, которые могут дать вам внезапное пробуждение. Но это может оказаться слишком большим испытанием для вас, вы, возможно, будете не в со-стоянии выдержать это. Вы можете просто взорваться. Вы можете даже умереть, посколь-ку вы так долго жили со сновидениями, что у вас в памяти нет сведений о том, кто вы та-кой, если нет сновидений.
Если бы весь этот мир внезапно исчез и вы остались одни, это было бы таким боль-шим шоком, что вы бы умерли. То же самое произошло бы, если бы внезапно все снови-дения исчезли из вашего сознания. Ваш мир исчезнет, потому что ваш мир был вашими сновидениями.
Мы находимся не в реальном мире. Вернее, «мир» состоит не из вещей, внешних для нас, а из наших сновидений. Поэтому каждый живет в мире своих собственных сновиде-ний.
Запомните, это не один мир, о котором мы продолжаем говорить. Географически это так, но психологически имеется столько же миров, сколько и умов. Каждый ум является своим собственным миром. И если ваши сновидения исчезнут, ваш мир исчезнет. Без сновидений вам трудно будет жить. Вот почему в общем случае внезапные методы не используются, используются только постепенные методы.
Хорошо бы запомнить следующее: постепенные методы используются не потому, что есть некоторая потребность в постепенных процессах. Вы можете внезапно совершить прыжок в реализацию сию же минуту. Здесь нет барьеров; здесь никогда не было никаких барьеров. Вы уже есть эта реализация, вы можете совершить прыжок сию же минуту. Но это может оказаться опасным, фатальным. Вы можете оказаться не в состоянии вынести это. Это будет слишком многим для вас.
Вы приспособлены только к ложным сновидениям. Вы не можете видеть реальность, вы не умеете встречать ее. Вы как тепличное растение - вы живете в своих сновидениях. Они помогают вам многими способами. Они не просто сновидения, для вас они являются реальностью.
Постепенные методы используются не потому, что для реализации требуется время. Реализация не нуждается во времени! Для реализации совсем не требуется время. Реали-зация не есть нечто, что должно быть достигнуто в будущем, но при использовании посте-пенных методов вы достигнете ее в будущем. Так что же делают постепенные методы? Они, на самом деле, помогают вам не «реализовать реализацию», но помогают вам выдер-жать ее. Они делают вас способными, сильными, так что когда реализация случится, вы сможете ее вынести.
Имеется семь методов, при помощи которых вы можете немедленно преодолеть свой путь к просветлению. Но вы не в состоянии будете вынести это. Вы можете ослепнуть - слишком много света. Или вы можете внезапно умереть - слишком много блаженства.
Как можно преодолеть эти сновидения, этот глубокий сон, в котором вы находитесь? Этот вопрос важен с точки зрения такого преодоления: Расскажите нам, пожалуйста, какие еще факторы могут помочь оставаться осознанными во время сновидений? Я расскажу еще о двух методах. Один мы обсуждали вчера. Сегодня - еще два, которые даже легче.
Один из них заключается в том, чтобы действовать, вести себя так, как будто бы весь мир был просто сновидением. Что бы вы ни делали, помните, что это сновидение. Во вре-мя еды помните, что это сновидение. Во время ходьбы помните, что это сновидение. Пусть во время бодрствования ваш ум непрерывно помнит, что все является сновидением. В этом причина того, что мир называется майей, иллюзией, сновидением.
Это не философский аргумент. К сожалению, когда Шанкару переводили на англий-ский, немецкий, французский, на любые западные языки, то он воспринимался просто как философ. Это создало много недоразумений. На Западе имеются философы, например, Беркли, которые утверждают, что мир - это только сновидение, проекция ума. Но это фи-лософская теория. Беркли выдвигает это как гипотезу.
Когда Шанкара утверждает, что мир является сновидением, это не философия, не тео-рия. Шанкара выдвигает это утверждение как помощь, как поддержку для определенной медитации. И вот эта медитация: если во время сновидения вы хотите помнить, что это сновидение, вы должны будете начать, когда вы еще бодрствуете. Обычно, когда вы ви-дите сон, вы не можете помнить, что это сон; вы думаете, что это реальность.
Почему вы думаете, что это реальность? Потому что весь день вы думали, что все явля-ется реальностью. Это превратилось в отношение, в фиксированную позицию. Во время бодрствования вы принимали ванну - это было реальным. Во время бодрствования вы ели - это было реальным. Во время бодрствования вы говорили с другом - это было ре-альным. В течение всего дня, в течение всей жизни, что бы вы ни думали, вы относи-лись к этому как к реальности. Это зафиксировалось. Это стало фиксированной пози-цией в вашем уме.
Поэтому когда вы видите сон ночью, срабатывает та же самая позиция, и вы думаете, что это реальность. Поэтому давайте сначала порассуждаем. Должно быть некоторое сход-ство между сновидением и реальностью; в противном случае подобная позиция испыты-вала бы определенные трудности.
Я вижу вас. Затем я закрываю глаза, вхожу в сновидение и вижу вас в своем сне. Между обоими типами видения нет никакой разницы. Что я делаю, когда я действительно вижу вас? Ваше изображение отражается в моих глазах. Я не вижу вас. В моих глазах отражается лишь ваше изображение, а затем это изображение трансформируется посредством некото-рого таинственного процесса - и наука до сих пор не в состоянии понять, как это происхо-дит. Это происходит не в глазах, глаза являются только окнами. Я вижу вас не глазами, я вижу вас через глаза.
В глазах вы только отражаетесь. Вы можете быть только картинкой; вы можете быть реальностью, вы можете быть сновидением. Помните, сновидения являются трехмер-ными. Я могу распознать картинку, потому что картинка является двумерной. Сновиде-ния являются трехмерными, поэтому они выглядят в точности так же, как и вы. И глаза не могут различить, является ли то, что они видят, реальным или нереальным. Нет никако-го способа для такого суждения; глаза не являются судьей.
Затем изображение трансформируется в химическое сообщение. Это химическое со-общение подобно электрическим сигналам; они поступают куда-то в голову. Пока неиз-вестно, где расположена та точка, с которой глаз вступает в контакт, чтобы передать ви-димую поверхность. Меня достигают только сигналы, и затем они расшифровываются. Я декодирую их и таким образом я узнаю, что происходит.
Я всегда внутри, а вы всегда снаружи, и мы с вами не встречаемся. Поэтому, являетесь вы реальным или сновидением - это проблема. Даже сию минуту нет способа судить о том, вижу ли я сон или вы действительно здесь. Слушая меня, как можете вы сказать, что вы слушаете меня, что вы не видите сон? Нет такого способа. Вот почему позиция, кото-рую вы поддерживаете весь день, переносится и в ночь. И когда вы видите сны, вы прини-маете их за реальность.
Испытайте противоположное; это то, что имеет в виду Шанкара. Он говорит, что весь мир является иллюзией; он говорит, что весь мир является сновидением - помните это. Но мы тупые люди. Если Шанкара говорит: «Это сновидение», то мы говорим: «Зачем де-лать что-нибудь? Если все это только сновидение, то нет необходимости есть. Зачем продолжать есть и в то же время думать, что это сновидение? Не ешьте!» Но тогда помните - когда вы чувствует голод, это сон. Или ешьте, и когда вы почувствуете, что съели слиш-ком много, вспомните, что это только сон.
Шанкара не призывает вас изменить сновидение, помните это, поскольку усилия по изменению сновидения тоже являются ложными, основанными на вере в то, что они яв-ляются реальностью; в противном случае не было бы нужды в каком-либо изменении. Шанкара просто утверждает, что все, что нас окружает, это просто сновидение.
Помните это: не делайте ничего, чтобы изменить это, просто постоянно помните об этом. Попытайтесь непрерывно в течение трех недель помнить: все, что бы вы ни делали, является просто сновидением. Сначала это очень трудно. Вы будете снова и снова впа-дать в старую структуру вашего ума, вы будете начинать думать, что это реальность. Вы должны будете постоянно будить себя, чтобы напоминать себе, что это сновидение. Ес-ли это отношение вы будете непрерывно поддерживать в течение трех недель, то на чет-вертой или пятой неделе каждую ночь во время сновидений вы будете вдруг вспоми-нать, что это сновидение.
Имеется один способ проникновения в сновидение с полным сознанием, с осознани-ем. Если вы сможете помнить ночью во время сновидения, что это сновидение, то и днем вам не нужны будут никакие усилия, чтобы помнить, что все кругом тоже является сновидением. Тогда вы будете это знать.
В самом начале, когда вы будете практиковать это, это будет всего лишь притвор-ство. Вы начнете всего лишь с веры в то, что это сновидение. Но когда вы сможете помнить во время сновидения, что это сновидение, это станет реальностью. Тогда и днем, когда вы встанете, вы не будете ощущать, что вы пробудились ото сна, вы будете чувствовать, что вы просто пробудились от одного сновидения, чтобы попасть в другое. Тогда это станет реальностью. И если все двадцать четыре часа превратятся в снови-дение, и вы сможете чувствовать и помнить это, то вы будете оставаться в своем цен-тре. Тогда ваша осознанность будет направлена в обе стороны.
Вы ощущаете сновидения, а если вы ощущаете их как сновидения, то вы начинаете ощущать видящего эти сны - субъекта. Если вы воспринимаете сновидения как реаль-ность, то вы не можете ощущать субъекта. Если фильм становится реальностью, вы за-бываете самого себя. Когда фильм прекращается и вы знаете, что он не был реально-стью, ваша реальность прорывается, взрывается; вы можете почувствовать самого себя. Это один путь.
Это был один из старейших индийских методов. Вот почему мы настаиваем на том, что мир является нереальным. Мы не имеем это в виду в философском смысле; мы не гово-рим, что этот дом является нереальным, и поэтому вы можете пройти через его стены. Мы не это имеем в виду! Когда мы говорим, что этот дом является нереальным, это некоторый прием. Это не аргумент против дома.
Итак, Беркли предположил, что весь мир является просто сновидением. Однажды ут-ром он прогуливался с доктором Джонсоном. Доктор Джонсон был закоренелый реа-лист, поэтому Беркли сказал: «Вы слышали о моей теории? Я работаю над ней. Я чувствую, что весь мир является нереальным, и невозможно доказать, что он реален. И тяжесть до-казательства этого лежит на тех, кто утверждает, что он реален. Я говорю, что он нереа-лен - он просто как сновидение».
Джонсон не был философом, но у него был очень проницательный логический ум. Они были на улице, они просто гуляли утром по безлюдной улице. Джонсон взял в руку ка-мень и ударил Беркли по ноге. Показалась кровь и Беркли вскрикнул. Джонсон сказал: «Почему вы кричите, если камень является всего лишь сновидением. Что бы вы ни го-ворили, вы верите в реальность этого камня. То, что вы говорите, это одно, а то, что вы делаете, это совершенно другое и противоположное. Если ваш дом всего лишь сновиде-ние, то куда же вы возвращаетесь? Куда вы возвращаетесь после утренней прогулки? Если ваша жена всего лишь сновидение, то вы никогда больше ее не встретите».
Реалисты всегда аргументируют таким образом, но они не смогут спорить таким об-разом с Шанкарой, поскольку его слова не являются философской теорией. Он ничего не говорит о реальности; он ничего не предполагает относительно Вселенной. Это скорее прием, предназначенный для того, чтобы изменить ваш ум, чтобы изменить вашу основную зафиксированную позицию таким образом, чтобы вы могли смотреть на мир другим, совершенно другим образом.
Это проблема, это постоянно является проблемой для индийской мысли - поскольку для индийской мысли все является лишь приемом для медитации. Мы не думаем об этом как об истинном или неистинном. Мы относимся к этому как к вспомогательному средству для трансформации человека.
Этот подход принципиально отличается от западного. Когда они предлагают теорию, они связывают ее с тем, истинна она или неистинна, можно ли ее доказать логически или нельзя. Когда мы предлагаем что-нибудь, мы не связываем это с его истинностью; мы думаем о его полезности, мы думаем о его возможностях, о его способности транс-формировать человеческий ум. Это может быть истинным, а может быть и не истинным. На самом деле это не то и не другое - это просто прием.
Снаружи я видел цветы. Утром встает солнце, и все становится таким прекрасным. Вы никогда не были за пределами дома, и вы никогда не видели цветов, вы никогда не ви-дели утреннего солнца. Вы никогда не видели открытого неба; вы не знаете, что такое кра-сота. Вы жили в запертой тюрьме. Я хочу вывести вас наружу. Я хочу, чтобы вы вышли под открытое небо, чтобы увидеть эти цветы. Как я должен сделать это?
Вы ничего не знаете о цветах. Если я расскажу о цветах, вы подумаете: «Он сошел с ума. Цветов не существует». Если я расскажу об утреннем солнце, вы подумаете: «Он фантазер. Он видит видения и сны. Он поэт». Если я расскажу об открытом небе, вы будете смеяться. Вы начнете смеяться: «Где это открытое небо. Здесь только стены, стены и стены».
Так что же я должен делать? Я должен что-то изобрести, что вы могли бы понять и что помогло бы вам выйти наружу, поэтому я говорю, что дом в огне и начинаю бежать. Это становится заразительным: вы бросаетесь за мной и выбегаете наружу. Потом вы пой-мете, что то, что я говорил, было ни истиной, ни ложью. Это был просто прием. Тогда вы узнаете цветы и тогда вы сможете простить меня.
Будда делал это, Махавира делал это, Шива делал это, Шанкара делал это. Мы можем простить их позже. Мы всегда прощаем их, поскольку раз мы вышли наружу, мы пони-маем, что они сделали. И затем мы понимаем, что бесполезно было спорить с ними, по-тому что это не является предметом спора. Огня не было, но мы могли понять только этот язык. Цветы были, но мы не могли понимать язык цветов, их символика была для нас бессмысленна.
Итак, это один путь. Кроме того, на другом полюсе имеется и второй путь. Этот метод составляет один полюс; другой метод составляет другой полюс того же самого. Один ме-тод заключается в том, чтобы начать чувствовать, помнить, что все является сновиде-нием. Другой не связан с какими-либо мыслями о мире, а с тем, чтобы продолжать пом-нить, что вы есть.
Гурджиев использовал этот второй метод. Этот второй метод пришел из суфийской традиции, из ислама. Они разработали его очень глубоко. Помните о том, что вы есть, что бы вы ни делали. Вы пьете воду, вы едите свою пищу - помните: «Я есть». Продолжайте есть и продолжайте помнить: «Я есть, я есть». Не забывайте этого! Это трудно, потому что вы уже думаете, что вы знаете, что вы есть, поэтому какая нужда в непрерывном на-поминании об этом? Вы никогда не вспоминаете об этом, а ведь это очень, очень много-обещающая техника.
Когда вы идете, вспоминайте: «Я есть». Пусть ходьба будет здесь, продолжайте идти, но постоянно фиксируйте себя на напоминании себе, что «я есть, я есть, я есть». Не забы-вайте этого. Вы слушаете меня и делайте это прямо здесь. Вы слушаете меня. Не будьте настолько уж слиты со мной, вовлечены, отождествлены. Что бы я ни говорил, вспоми-найте, продолжайте вспоминать. Слушанье здесь, слова здесь, кто-то говорит, а вы: «Я есть, я есть, я есть». Пусть это «я есть» будет постоянным фактором вашей осознанности.
Это очень трудно. Вы не можете непрерывно вспоминать даже в течение одной минуты. Попытайтесь. Положите часы перед глазами и следите, как движутся стрелки. Одна се-кунда, две секунды, три секунды... продолжайте смотреть на них. Делайте две вещи: смотрите на движение секундной стрелки и непрерывно вспоминайте: «Я есть, я есть». Каждую секунду вспоминайте: «Я есть». Через пять или шесть секунд вы почувствуете, что вы забыли. Вы вдруг вспомните, что прошло много секунд, а вы не вспоминали, что вы есть.
Такое вспоминание даже в течение одной минуты является чудом. И если вы можете вспоминать в течение одной минуты, то эта техника для вас. Тогда делайте ее. Благодаря ней вы станете способным выйти за пределы сновидений и узнаете, что сновидения являются сновидениями.
Как работает эта техника? Если весь день вы сможете вспоминать, что вы есть, то это также проникнет в ваш сон. И когда вы будете видеть сны, вы непрерывно будете пом-нить, что вы есть. Если в сновидениях вы сможете вспоминать, что вы есть, то внезапно сновидение станет просто сновидением. Тогда сновидение не сможет обмануть вас, то-гда сновидение невозможно будет принять за реальность. Это определенный механизм: сновидение воспринимается как реальность, потому что вы не вспоминаете о себе; вы опускаете «я есть». Если нет напоминаний о самом себе, то сновидение становится ре-альностью. Если напоминание о себе имеется, то реальность, так называемая реаль-ность становится просто сновидением.
Имеется различие между сновидением и реальностью. Для медитативного ума или для науки о медитации это единственное различие. Если вы есть, то вся реальность становит-ся просто сновидением. Если вас нет, то сновидения становятся реальностью, Нагарьяна говорит: «Сейчас я есть, следовательно, мира нет. Когда меня не было, мир был. Может су-ществовать только один из нас». Это не означает, что мир исчез. Нагарьяна не говорит об этом мире, он говорит о мире сновидений. Или вы можете быть, или мир может быть - оба быть не могут.
Итак, первым шагом будет непрерывное вспоминание: «я есть»; просто «я есть». Не го-ворите «Рама», не говорите «Шиам». Не используйте никаких имен, потому что вы не это. Просто используйте: «Я есть».
Пытайтесь делать это при любой деятельности, а затем чувствуйте это. Чем более реаль-ным вы становитесь внутри, тем более нереальным становится окружающий мир. Реаль-ность превращается в «я», а мир становится нереальным. Или мир реален, или «я» реален - оба не могут быть реальными. Вы чувствуете, что вы теперь просто сновидение; тогда мир является реальным. Смените акценты. Станьте реальным, и мир станет нереальным.
Гурджиев непрерывно продолжал работать над своим методом. Его главный ученик, П.Д.Успенский рассказывает, что когда Гурджиев применял к нему этот метод, и он практи-ковал его, непрерывно три месяца вспоминая: «Я есть, я есть, я есть», то после трех месяцев все прекратилось. Мысли, сновидения, все остановилось. Внутри осталась только одна но-та, подобная вечной музыке: «Я есть, я есть, я есть, я есть». Но тогда это было уже без уси-лий. Это была непроизвольная деятельность, продолжающая это «я есть». Затем Гурджиев вызвал Успенского из дома. В течение трех месяцев он содержался в доме и ему не позво-лено было выходить.
Тогда Гурджиев сказал: «Пойдем со мной». Они жили тогда в российском городе Тифлисе. Гурджиев вызвал его из дома и они пошли по улице. Успенский пишет в своем дневнике: «В первый раз я смог понять, что имел в виду Иисус, когда говорил о том, что человек спит. Весь город казался мне спящим. Люди двигались во сне, владельцы мага-зинов продавали во сне, их клиенты покупали во сне. Весь город спал. Они сердились, они дрались, они любили, покупали, продавали, делали все.
Успенский говорит: «Теперь я мог видеть их лица, их глаза: они спали. Они были не здесь. Внутренний центр был потерян, он был не здесь». Успенский сказал Гурджиеву: «Мне не хочется больше гулять. Что случилось с городом? Все кажутся спящими, наркоманами».
Гурджиев сказал: «С городом ничего не случилось, нечто случилось с вами. Вы не прини-мали наркотики, город тоже. Это то же самое место, по которому вы гуляли три месяца назад, но вы не видели, что другие люди спят, потому что вы сами спали. Теперь вы можете видеть, потому что в вас появилось некоторое количество осознанности. Через три ме-сяца непрерывного практикования этого «я есть», вы в очень небольшой степени стали осознающим. Вы стали осознающим! Часть вашего сознания вышла за пределы снови-дений. Вот почему вы можете видеть, что все спят, мертвы, движутся, как загипнотизированные или принявшие наркотик».
Успенский сказал: «Я не могу вынести это явление - все спят! Что бы они ни делали, они не отвечают за это. Они не отвечают за это. Как они могут быть ответственными?» Он вернулся и спросил Гурджиева: «Что это? Обманут ли я каким-то образом? Сделали ли вы со мной что-то такое, что для меня весь мир кажется спящим? Я не могу поверить своим собственным глазам».
Но это случится с любым. Если вы сможете вспоминать о себе, то вы узнаете, что никто не вспоминает о себе, и таким образом каждый продолжает двигаться. Весь мир спит. Но начните, пока вы не проснетесь. В любой момент, когда вы вспомните, начи-найте «я есть».
Я не имею в виду, что вы должны повторять слова «я есть», скорее вы должны ощу-щать это. Принимая ванну, ощущайте это «я есть». Пусть будет прикосновение холодно-го душа, и пусть вы сами будете где-то позади, ощущая его и вспоминая: «Я есть». Вспо-минайте, я не говорю, что вы словесно должны повторять «я есть». Вы можете повто-рять эти слова, но их повторение не даст вам осознанности. Повторение может даже еще больше усыпить вас. Многие люди повторяют некоторые слова. Они продолжают повторять: «Рама, Рама, Рама», и если они просто повторяют без осознанности, то эти «Рама, Рама, Рама» становятся наркотиком. При их помощи они могут крепко спать.
Вот почему на Западе так привлекателен Махеш Йоги - он дает людям для повторе-ния мантры. А на Западе сон стал одной из наиболее серьезных проблем. Сон полно-стью расстроен. Естественный сон исчез. Вы можете спать только при помощи тран-квилизаторов и наркотиков; в противном случае сон стал невозможным. Вот в чем при-чина привлекательности Махеш Йоги. Потому что если вы постоянно повторяете что-нибудь, то это повторение дает вам глубокий сон; в этом все дело.
Таким образом, так называемая трансцендентальная медитация есть ни что иное, как психологический транквилизатор. Это ни что иное - просто транквилизатор. Он по-могает, но он хорош для сна, а не для медитации. Вы можете хорошо спать, ваш сон будет более спокойным. Это хорошо, но это совсем не медитация. Если вы постоянно повторяете некоторое слово, то это порождает скуку, а скука способствует сну.
Итак, что-нибудь монотонное, повторяющееся может помочь заснуть. Ребенок в ут-робе матери спит непрерывно девять месяцев, и вы можете не знать причину этого. При-чиной этого является «тук-тук, тук-тук», произносимое сердцем матери. Непрерывно слышны эти удары, удары сердца. Это одна из наиболее монотонных вещей на свете. Не-прерывным повторением одних и тех же ударов ребенок наркотизируется. Он продол-жает спать.
Вот почему, когда ребенок плачет, кричит, создает какие-либо проблемы, мать при-кладывает его головку к своему сердцу. Тогда он сразу же чувствует себя хорошо и засыпа-ет. И в этом случае причиной этого является сердцебиение. Он снова становится частью матери. Вот почему, даже если вы не ребенок, но ваша жена или ваша любимая кладет вашу голову себе на грудь, вы почувствуете себя засыпающим от монотонных ударов.
Психологи предлагают, чтобы в случае, когда вы не можете заснуть, вы концентриро-вали свое внимание на часах. Просто концентрируйтесь на тиканьи часов. Оно повторяет биение сердца и вы можете заснуть. Помочь может любое повторение.
Итак, это «я есть», постоянное напоминание «я есть» не является словесной мантрой. Это не должно повторяться словесно - чувствуйте это! Будьте чувствительны к своему существованию. Когда вы прикасаетесь к чьей-либо руке, то не только прикасайтесь к ней, почувствуйте также и свое прикосновение, почувствуйте также и самого себя - что в этом прикосновении присутствуете вы, присутствуете тотально. Когда вы едите, то не только ешьте, но ощутите также себя, принимающего пищу. Это ощущение, эта чувстви-тельность должна проникать все глубже и глубже в ваш ум.
Однажды, внезапно, вы пробудитесь в своем центре, функционирующем в первый раз. И тогда весь мир станет сновидением, тогда вы сможете узнать, что ваши сновидения являются сновидениями. И когда вы узнаете, что ваши сновидения являются сновиде-ниями, сновидения прекратятся. Они могут продолжаться только в том случае, если вы ощущаете их как реальность. Если вы будете воспринимать их как нереальные, они пре-кратятся.
А когда сновидения прекращаются, вы становитесь другим человеком. Старый чело-век умер; спящий человек умер. Того человека, которым вы были, больше нет. В пер-вый раз вы стали осознающим; в первый раз в мире, который спит, вы пробудились. Вы стали буддой, вы стали пробужденным.
При этом пробуждении больше нет страдания, после этого пробуждения больше нет смерти, после этого пробуждения больше нет страха. В первый раз вы становитесь свобод-ным от всего. Быть свободным ото сна, быть свободным от сновидений, означает быть свободным от всего. Вы достигли освобождения. Ненависть, гнев, алчность исчезли. Вы стали просто любовью. Вы не стали любящим, вы стали самой любовью!
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-3216.
Обсуждения Осознанные сновидения