Чань, с исторической точки зрения - это форма буддизма, происходящая из Китая. Он был передан в Японию, где стал известен как дзен - слово, более знакомое на Западе. Конечная цель чань - осознание истинной природы человека и выражение этого осознания в наших взаимодействиях с другими.
Эта цель - это не менее чем раскрытие нашего полного потенциала как Будд - воплощений мудрости и сострадания.
Практика чаньской медитации также приносит пользу людям физически, психологически и духовно.
В книге "Барабан Дхармы" чаньский Мастер Шен Янь пишет:
Вы могли слышать, что чань-буддизм напоминает религию, но на самом деле не религия. В действительности, чань-буддизм - это религия. Религия требует веры, и практику чань без веры не завершить. Хотя надо понимать, что вера, о которой мы говорим в чаньской традиции, отличается от веры, как её понимают в других религиях, которые подчёркивают веру в сверхъестественных существ или богов, отличающихся от нас. Чань делает упор на важности верить в Дхарму, то есть учения Будды. Эти учения говорят нам, что у всех есть природа Будды, и что все могут достичь буддовости. Каждый человек, действительно имеющий веру в учения Будды, и следующий принципам и методам практики, может стать Буддой.
Когда мы говорим о развитии чань в Китае, то сталкиваемся с трудностями по отделению особых понятий, сформировавших чань, от понятий буддизма в целом. Дело в том, что невозможно обрести высшее достижение в буддизме без опыта практики, соответствующей той, что есть в чаньской традиции. Буддизм подчёркивает взращивание и осуществление мудрости, которая приносит разрешение от внутренних битв и страданий. Но как мы взращиваем мудрость? Мы полагаемся на руководство буддийских методов, подобных тем, что есть в чаньской практике.
Буддизм впервые был принесён в Китай примерно через тысячу лет после того, как Будда Шакьямуни достиг просветления и познакомил мир с Дхармой. В ранний период буддизма, взращивание дхьяны излагалось как главный метод практики. Взращивание дхьяны систематически успокаивает ум, который, в свою очередь, ускоряет понимание себя, которое порождает мудрость. Знакомство с этим методом как входом на путь мудрости было важно для передачи буддизма в Китай.
В чаньской традиции есть много историй об учениках, спрашивавших своих мастеров: "Что Бодхидхарма принёс из Индии в Китай?" Ответы разных мастеров кажутся разными, но их основная идея одна и та же: Бодхидхарма не принёс в Китай ничего, кроме себя самого. Он пришёл в Китай сказать людям, что у каждого есть природа Будды, и каждый может достичь буддовости...
...Шестой Патриарх, Хуэй Нэн (638-713), вероятно, внёс наибольший вклад в развитие чань. Его учения можно подытожить высказыванием:
Ни пребывания, ни мысли, не формы.
Вы должны пережить состояние ума, к которому относятся эти слова, чтобы осознать природу Будды в себе, и осознать также, что, хотя мы говорим о природе Будды, мы не можем указать ни на какую конкретную форму, которая придавала бы её облик. Природа Будды - это сущность пустоты, шуньята...
...Чань охватывает четыре основных понятия: веру, понимание, практику и осуществление. Вера относится к миру религии; понимание - философское; практика - это вера, воплощённая в действие; и осуществление - это просветление. Без веры мы не можем понять; без понимания мы не можем практиковать; и без практики мы не можем осуществить просветление. Вместе эти четыре понятия создают дверь, через которую мы входим к достижению мудрости...
...Чаньская практика включает медитацию, которая может быть неудобным, физически болезненным процессом. Возможно, поэтому некоторые ранние чаньские мастера не побуждали к сидячей медитации. Даже старые рукописи и документы не дают свидетельств того, что Шестой Патриарх сидел в медитации, будь то до или после своего просветления...
...До Шестого Патриарха, Третий, Четвёртый и Пятый подчёркивали практику медитации... Мы можем сказать, что просветление не приходит из медитации, но медитировать, тем не менее - необходимый шаг к освобождению. И учения чань должны работать в соединении с практикой. С руководством хорошего учителя, крепкой практикой и чаньскими учениями - просветление недалеко.
Мы можем успокоить ум, только используя метод медитации. Когда ум спокоен, мы можем уменьшить субъективные и привычные шаблоны понятий, основанных на "я", которые причиняют столько омрачений. Когда мы достигаем спокойного или объединённого состояния осознания, становится возможно увидеть, что же такое "я".
В основном есть две главные школы чаньской медитации: Линьцзи (яп. Риндзай), которая использует методы гунъаня или хуатоу, и Цаодун (яп. Сото), которая использует метод безмолвного озарения. Используя методы любой из этих школ, можно прийти к просветлению, и, независимо от того, какой вы применяете, сначала вы должны быть способны расслабить и тело, и ум, а затем привести себя в сосредоточенное, объединённое состояние ума. Только тогда вы можете использовать методы гунъаня или хуатоу, или безмолвного озарения.
Вы не можете осуществить процесс медитации, просто читая пару фраз в книжке. Медитация включает долгую, устойчивую практику.
Практика чаньской медитации также приносит пользу людям физически, психологически и духовно.
В книге "Барабан Дхармы" чаньский Мастер Шен Янь пишет:
Вы могли слышать, что чань-буддизм напоминает религию, но на самом деле не религия. В действительности, чань-буддизм - это религия. Религия требует веры, и практику чань без веры не завершить. Хотя надо понимать, что вера, о которой мы говорим в чаньской традиции, отличается от веры, как её понимают в других религиях, которые подчёркивают веру в сверхъестественных существ или богов, отличающихся от нас. Чань делает упор на важности верить в Дхарму, то есть учения Будды. Эти учения говорят нам, что у всех есть природа Будды, и что все могут достичь буддовости. Каждый человек, действительно имеющий веру в учения Будды, и следующий принципам и методам практики, может стать Буддой.
Когда мы говорим о развитии чань в Китае, то сталкиваемся с трудностями по отделению особых понятий, сформировавших чань, от понятий буддизма в целом. Дело в том, что невозможно обрести высшее достижение в буддизме без опыта практики, соответствующей той, что есть в чаньской традиции. Буддизм подчёркивает взращивание и осуществление мудрости, которая приносит разрешение от внутренних битв и страданий. Но как мы взращиваем мудрость? Мы полагаемся на руководство буддийских методов, подобных тем, что есть в чаньской практике.
Буддизм впервые был принесён в Китай примерно через тысячу лет после того, как Будда Шакьямуни достиг просветления и познакомил мир с Дхармой. В ранний период буддизма, взращивание дхьяны излагалось как главный метод практики. Взращивание дхьяны систематически успокаивает ум, который, в свою очередь, ускоряет понимание себя, которое порождает мудрость. Знакомство с этим методом как входом на путь мудрости было важно для передачи буддизма в Китай.
В чаньской традиции есть много историй об учениках, спрашивавших своих мастеров: "Что Бодхидхарма принёс из Индии в Китай?" Ответы разных мастеров кажутся разными, но их основная идея одна и та же: Бодхидхарма не принёс в Китай ничего, кроме себя самого. Он пришёл в Китай сказать людям, что у каждого есть природа Будды, и каждый может достичь буддовости...
...Шестой Патриарх, Хуэй Нэн (638-713), вероятно, внёс наибольший вклад в развитие чань. Его учения можно подытожить высказыванием:
Ни пребывания, ни мысли, не формы.
Вы должны пережить состояние ума, к которому относятся эти слова, чтобы осознать природу Будды в себе, и осознать также, что, хотя мы говорим о природе Будды, мы не можем указать ни на какую конкретную форму, которая придавала бы её облик. Природа Будды - это сущность пустоты, шуньята...
...Чань охватывает четыре основных понятия: веру, понимание, практику и осуществление. Вера относится к миру религии; понимание - философское; практика - это вера, воплощённая в действие; и осуществление - это просветление. Без веры мы не можем понять; без понимания мы не можем практиковать; и без практики мы не можем осуществить просветление. Вместе эти четыре понятия создают дверь, через которую мы входим к достижению мудрости...
...Чаньская практика включает медитацию, которая может быть неудобным, физически болезненным процессом. Возможно, поэтому некоторые ранние чаньские мастера не побуждали к сидячей медитации. Даже старые рукописи и документы не дают свидетельств того, что Шестой Патриарх сидел в медитации, будь то до или после своего просветления...
...До Шестого Патриарха, Третий, Четвёртый и Пятый подчёркивали практику медитации... Мы можем сказать, что просветление не приходит из медитации, но медитировать, тем не менее - необходимый шаг к освобождению. И учения чань должны работать в соединении с практикой. С руководством хорошего учителя, крепкой практикой и чаньскими учениями - просветление недалеко.
Мы можем успокоить ум, только используя метод медитации. Когда ум спокоен, мы можем уменьшить субъективные и привычные шаблоны понятий, основанных на "я", которые причиняют столько омрачений. Когда мы достигаем спокойного или объединённого состояния осознания, становится возможно увидеть, что же такое "я".
В основном есть две главные школы чаньской медитации: Линьцзи (яп. Риндзай), которая использует методы гунъаня или хуатоу, и Цаодун (яп. Сото), которая использует метод безмолвного озарения. Используя методы любой из этих школ, можно прийти к просветлению, и, независимо от того, какой вы применяете, сначала вы должны быть способны расслабить и тело, и ум, а затем привести себя в сосредоточенное, объединённое состояние ума. Только тогда вы можете использовать методы гунъаня или хуатоу, или безмолвного озарения.
Вы не можете осуществить процесс медитации, просто читая пару фраз в книжке. Медитация включает долгую, устойчивую практику.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-2915.
Обсуждения История Чань