Два главных праздника этой недели (Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня и Преображение) соседствуют с днями памяти двух ярких, уникальных людей Православной церкви - московского Христа ради юродивого Василия Блаженного.
По месту погребения которого зовется один из главных соборов города на Красной площади, и преподобного Антония Римлянина, чудесным образом оказавшегося в Новгороде и ставшего новгородским чудотворцем.
А в воскресенье, в день памяти двух Пименов - Многоболезненного Печерского и постника Печерского, вспоминает наша церковь и о сравнительно недавно умершем патриархе Пимене, ведшем в продолжении почти двадцати лет церковный корабль. Это были годы застоя, когда Православная жизнь вроде бы и не преследовалась открыто, но и не поощрялась особенно. Нужно было быть очень тонким политиком, чтобы в той ситуации не посадить церковный корабль на мель.
14 августа, понедельник. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Память семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елазара; мучеников в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея.
С понедельника начинается Успенский пост, длящийся 2 недели. Установлен он был в качестве приготовления к двунадесятому празднику Успения Богородицы. Питание полагается подобно Великому посту. Первый Спас (празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице) установлено было по случаю чудесного Знамения от Чудотворных икон и Честного Креста Господня во время битвы святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. В этот день вспоминали и о Крешении Руси, потому-то Медовый Спас зовется еще Мокрым и Спасом на воде.
Пришел Медовый Спас - провожай лето. В храм принято было приносить для освещения мед, а также семена и первые овощи. После Медового Спаса лето навстречу осени в припрыжку бежит. Со Спаса ласточки и стрижи улетают в теплые края. Они встречают весну и провожают лето. Начинаются холодные росы. "У Спаса всего в запасе: и дождя, и ветра, и ведра, и распогодья". Частые и сильные туманы
- к продолжительной теплой погоде.
Другое название дня Маккавеи: собирали мак, ныне, кажется, запрещенный к посеву.
15 августа, вторник. Перенесение из Иерусалима в Константинополь святых мощей первомученика архидиакона Стефана, обретение мощей праведных Никодима, Гамжалиила и сына его Авива. Память блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, скончавшегося в 1557 году, блаженного Василия Спасо- Кубенского, священномученика Стефана, папы Римского и с ним пострадавших.
Степан-сеновал. Косили отаву, теперь это явление редкое. Каков Степан - таков сентябрь. Если в ясную погоду вода в реке потемнела и по ней пошла рябь - жди ненастья. Стефан (в просторечье - Степан) был прежде покровителем лошадей. Хозяева посвящали угоднику овес и сено, а лошадей для красоты и силы поили через серебро, что также помогало от нападений и наездов нечистого.
16 августа, среда. Память преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, мученика Раждена перса, преподобного Космы отшельника.
Преподобного Исаакия называли в народе малинником - срок поспевания лучшей малины. Антон-вихревей. Вихри предвещали снежную зиму. Каков Антон - таков и октябрь. Ветры - жди крутую зиму.
17 августа, четверг. Память семи отроков Ефесских: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антониана, преподобномученицы Евдокии, мученика Елевферия. Семь отроков Ефесских по воле Господа доказали всю ложность ересей и лжеучений, в которые впала некоторая часть церковных деятелей в V веке нашей эры. Молитва к ним сегодня, увы, становится все более актуальной.
Авдотья-сеногнойка, семь отроков-сеногноев сено гноят. Пришла Авдотья - убирай чеснок и лук, срывай огурцы. Какова Авдотья - таков и ноябрь.
18 августа, пятница. Предпразднество Преображения Господня. Память мученика Евстигнея, преподобного Иова Ушельского, священномучеников Анфира и Фавия, пап Римских, мучеников Понтия Римлянина, Кантидия, Кантжидиана и Сивела Египетских, праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова.
Евстигней-житник. Принято было заклинать жнивье, дабы нечистая сила не выгоняла с него скот; обращаются на все четыре стороны света, призывают мать сыру землю. По Евстигнею определяется погода декабря.
19 августа, суббота. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Непереходящий церковный праздник. Разрешается рыба.
О Преображении Господнем, который совершилось с Христом на горе Фавор при учениках Его, святитель Иоанн Златоуст сказал, что "Господь преобразился не без причины, а чтобы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами". Тайна будущего века, тайна "восьмого дня" - будущей жизни, была показана Господом не только ближайшим ученикам Его, но и всем тем, кто последует за ним.
Второй, яблочный Спас. Кроме огурцов, до этого дня почиталось грехом употребление овощей и фруктов - они не были освящены церковью. Во храме полагалось освящать яблоки, иные фрукты. По традиции часть собранного раздавалась бедным людям, особенно старикам. "Второй Спас - всему час", "шубу припас". Осенины, встреча осени во время заката солнца, обыкновенно сопровождаемая песнями. Каково Преображение, таков и январь. Сухой день - к сухой осени, мокрый - к сырой, а ясный - к суровой зиме. Каков Яблочный Спас, таков и Покров.
20 августа, воскресенье. Празднество Преображения. Память преподобномученика Дометия персиянина и двух учеников его, обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского, преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, преподобных Пимена постника Печерского, Меркурия, епископа Смоленского, мучеников Марина и Астерия, преподобного Ора, преподобномученицы Потамии чудотворицы.
Марины-Пимены. "Пимены-Марины - не ищи в лесу малины", ибо - после лета по малину в лес не ходят.
А в воскресенье, в день памяти двух Пименов - Многоболезненного Печерского и постника Печерского, вспоминает наша церковь и о сравнительно недавно умершем патриархе Пимене, ведшем в продолжении почти двадцати лет церковный корабль. Это были годы застоя, когда Православная жизнь вроде бы и не преследовалась открыто, но и не поощрялась особенно. Нужно было быть очень тонким политиком, чтобы в той ситуации не посадить церковный корабль на мель.
14 августа, понедельник. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Память семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елазара; мучеников в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея.
С понедельника начинается Успенский пост, длящийся 2 недели. Установлен он был в качестве приготовления к двунадесятому празднику Успения Богородицы. Питание полагается подобно Великому посту. Первый Спас (празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице) установлено было по случаю чудесного Знамения от Чудотворных икон и Честного Креста Господня во время битвы святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. В этот день вспоминали и о Крешении Руси, потому-то Медовый Спас зовется еще Мокрым и Спасом на воде.
Пришел Медовый Спас - провожай лето. В храм принято было приносить для освещения мед, а также семена и первые овощи. После Медового Спаса лето навстречу осени в припрыжку бежит. Со Спаса ласточки и стрижи улетают в теплые края. Они встречают весну и провожают лето. Начинаются холодные росы. "У Спаса всего в запасе: и дождя, и ветра, и ведра, и распогодья". Частые и сильные туманы
- к продолжительной теплой погоде.
Другое название дня Маккавеи: собирали мак, ныне, кажется, запрещенный к посеву.
15 августа, вторник. Перенесение из Иерусалима в Константинополь святых мощей первомученика архидиакона Стефана, обретение мощей праведных Никодима, Гамжалиила и сына его Авива. Память блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, скончавшегося в 1557 году, блаженного Василия Спасо- Кубенского, священномученика Стефана, папы Римского и с ним пострадавших.
Степан-сеновал. Косили отаву, теперь это явление редкое. Каков Степан - таков сентябрь. Если в ясную погоду вода в реке потемнела и по ней пошла рябь - жди ненастья. Стефан (в просторечье - Степан) был прежде покровителем лошадей. Хозяева посвящали угоднику овес и сено, а лошадей для красоты и силы поили через серебро, что также помогало от нападений и наездов нечистого.
16 августа, среда. Память преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, мученика Раждена перса, преподобного Космы отшельника.
Преподобного Исаакия называли в народе малинником - срок поспевания лучшей малины. Антон-вихревей. Вихри предвещали снежную зиму. Каков Антон - таков и октябрь. Ветры - жди крутую зиму.
17 августа, четверг. Память семи отроков Ефесских: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антониана, преподобномученицы Евдокии, мученика Елевферия. Семь отроков Ефесских по воле Господа доказали всю ложность ересей и лжеучений, в которые впала некоторая часть церковных деятелей в V веке нашей эры. Молитва к ним сегодня, увы, становится все более актуальной.
Авдотья-сеногнойка, семь отроков-сеногноев сено гноят. Пришла Авдотья - убирай чеснок и лук, срывай огурцы. Какова Авдотья - таков и ноябрь.
18 августа, пятница. Предпразднество Преображения Господня. Память мученика Евстигнея, преподобного Иова Ушельского, священномучеников Анфира и Фавия, пап Римских, мучеников Понтия Римлянина, Кантидия, Кантжидиана и Сивела Египетских, праведной Нонны, матери святителя Григория Богослова.
Евстигней-житник. Принято было заклинать жнивье, дабы нечистая сила не выгоняла с него скот; обращаются на все четыре стороны света, призывают мать сыру землю. По Евстигнею определяется погода декабря.
19 августа, суббота. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Непереходящий церковный праздник. Разрешается рыба.
О Преображении Господнем, который совершилось с Христом на горе Фавор при учениках Его, святитель Иоанн Златоуст сказал, что "Господь преобразился не без причины, а чтобы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами". Тайна будущего века, тайна "восьмого дня" - будущей жизни, была показана Господом не только ближайшим ученикам Его, но и всем тем, кто последует за ним.
Второй, яблочный Спас. Кроме огурцов, до этого дня почиталось грехом употребление овощей и фруктов - они не были освящены церковью. Во храме полагалось освящать яблоки, иные фрукты. По традиции часть собранного раздавалась бедным людям, особенно старикам. "Второй Спас - всему час", "шубу припас". Осенины, встреча осени во время заката солнца, обыкновенно сопровождаемая песнями. Каково Преображение, таков и январь. Сухой день - к сухой осени, мокрый - к сырой, а ясный - к суровой зиме. Каков Яблочный Спас, таков и Покров.
20 августа, воскресенье. Празднество Преображения. Память преподобномученика Дометия персиянина и двух учеников его, обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского, преподобного Пимена Многоболезненного, Печерского, преподобных Пимена постника Печерского, Меркурия, епископа Смоленского, мучеников Марина и Астерия, преподобного Ора, преподобномученицы Потамии чудотворицы.
Марины-Пимены. "Пимены-Марины - не ищи в лесу малины", ибо - после лета по малину в лес не ходят.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-1613.
Обсуждения Церковные праздники