Пять видов страданий (клеши) являются мотивирующими факторами в жизни человека. Каждое жизненное обстоятельство наше зго наделяет ценностью в рамках пяти клеш. Далее ум характеризует их (жизненные обстоятельства) с предыдущими опытами, их в память.
В результате этого создаются подсознательные матрицы, которые на санскрите называются самскарами. Эти самскары затрагивают отношение личности к соответствующим опытам в будущем. Самскара - это соотносительное понятие с подсознательными физическими напряжениями. Когда наш непосредственный опыт реальности активизирует самскару, ум (манас) использует воображение для создания имиджа возможностей, которые желательны или нежелательны. Далее возникает желание, посредством которого жизненная энергия (прана) направляется через чувства (действующие и получающие знание) К или ОТ существующего объекта непосредственного опыта, который может привести к воображаемому результату. Такое движение праны описывается словом , или желание. Это желание является непосредственным опытом энергетического дисбаланса в рамках тела и ума, которое побуждает нас к совершению действий, использующих внешние объекты для установления равновесия. Это является главным принципом, стоящим в основе всех волевых действий. Этот принцип цикличный, поскольку ложное эго (аханкара) продолжает характеризовать опыт удовлетворения в большее количество самскар. Хоть внешние объекты приносят временное чувство равновесия, одновременно сеется семя будущего энергетического дисбаланса.
Два подхода к йоге
Некоторые знатоки йоги определяют два подхода к практике:
1.
волевой подход
2.
подход через преданность Богу
Нередко, из-за недопонимания этих двух подходов, возникает множество противоречий. Следует хорошо понимать эти две методологии.
Волевой подход осуществляется посредством желания. Йог (садхак или садхака) посредством волевого усилия концентрирует своё внимание на дыхании, чакре или позе. В результате этого к соответствующему району тела приходит ток праны, осуществляющий очищение, расширение сознания и другие эффекты. В подходе к йоге через предание нет волевого усилия. Всё осуществляется спонтанно в результате процесса праннотханы, т.е. деятельность на всех уровнях контролируется праной, а не умом.
Ум обычного человека контролируется тремя гунами материальной природы (саттвой - добродетелью, раджасом - страстью и тамасом - невежеством). Воздействуя на ум, каждая из гун (или их комбинации) побуждают человека поступать соответствующим образом. Чем больше влияния саттвы, тем более точные и правильные действия выполняются йогом. Усиленное влияние на ум качеств раджаса и тамаса отрицательным образом сказывается на точности совершения действия (в частности, прогресса в йоге). В процессе праннотханы деятельность человека управляется и контролируется праной. В результате, с одной стороны деятельность осуществляется, с другой стороны такая деятельность не влечёт за собой никаких последствий. Совершаемые действия йога в таком положении являются наиболее оптимальными и точными, так как происходят под непосредственным управлением Бога (т.е. праной).
Интересно отметить, что источником йоговских упражнений (асан), ограничения дыхания (пранайамы) и других составляющих йоги являются спонтанные действия посвящённых в шактипатадикшу. Иначе говоря, волевые формы йоги вышли из высшей формы йоги, и по своей природе являются подготовительными ступенями к высшей йоге.
Иногда путь предания, когда действия тела находятся непосредственно под управлением праны, называют высшим (пара). Путь йоги с вовлечением желания (в любых его формах) называют низшим (апара). Однако такое описание форм йоги относительно. Каждый человек, решивший серьёзно заниматься йогой, захочет иметь лучшую систему, лучшего учителя и быть уверенным в том, что он необыкновенная личность с прошлых жизней. Столкнувшись с описанием двух форм йоги, каждый захочет практиковать высшую. Однако высшая форма йоги доступна единицам в буквальном смысле слова. Говориться, что к высшей форме йоги готовы люди, имеющие весьма специфичный набор самскар в подсознании. Отсутствие такого набора даёт мало шансов на успех в высшей йоге. Поэтому, в какой-то мере, будет ошибкой одну из систем назвать низшей. Для большинства людей волевая форма йоги является единственной альтернативой.
В настоящее время среди групп людей, занимающихся йогой, бытует справедливое мнение о том, что гораздо выше быть в обществе и служить людям, делать хорошие дела и нести миру добро, нежели уйти в горы и заниматься личной практикой. Для таких людей волевая форма йоги более приемлема. Они могут находиться в обществе и нести добро, хорошо поступать и проповедовать возвышенный образ жизни. Более того, такая деятельность позволяет человеку возвысится до уровня гуны благости, утвердившись на котором человек созревает для более высокой формы йоги.
Два подхода к йоге
Некоторые знатоки йоги определяют два подхода к практике:
1.
волевой подход
2.
подход через преданность Богу
Нередко, из-за недопонимания этих двух подходов, возникает множество противоречий. Следует хорошо понимать эти две методологии.
Волевой подход осуществляется посредством желания. Йог (садхак или садхака) посредством волевого усилия концентрирует своё внимание на дыхании, чакре или позе. В результате этого к соответствующему району тела приходит ток праны, осуществляющий очищение, расширение сознания и другие эффекты. В подходе к йоге через предание нет волевого усилия. Всё осуществляется спонтанно в результате процесса праннотханы, т.е. деятельность на всех уровнях контролируется праной, а не умом.
Ум обычного человека контролируется тремя гунами материальной природы (саттвой - добродетелью, раджасом - страстью и тамасом - невежеством). Воздействуя на ум, каждая из гун (или их комбинации) побуждают человека поступать соответствующим образом. Чем больше влияния саттвы, тем более точные и правильные действия выполняются йогом. Усиленное влияние на ум качеств раджаса и тамаса отрицательным образом сказывается на точности совершения действия (в частности, прогресса в йоге). В процессе праннотханы деятельность человека управляется и контролируется праной. В результате, с одной стороны деятельность осуществляется, с другой стороны такая деятельность не влечёт за собой никаких последствий. Совершаемые действия йога в таком положении являются наиболее оптимальными и точными, так как происходят под непосредственным управлением Бога (т.е. праной).
Интересно отметить, что источником йоговских упражнений (асан), ограничения дыхания (пранайамы) и других составляющих йоги являются спонтанные действия посвящённых в шактипатадикшу. Иначе говоря, волевые формы йоги вышли из высшей формы йоги, и по своей природе являются подготовительными ступенями к высшей йоге.
Иногда путь предания, когда действия тела находятся непосредственно под управлением праны, называют высшим (пара). Путь йоги с вовлечением желания (в любых его формах) называют низшим (апара). Однако такое описание форм йоги относительно. Каждый человек, решивший серьёзно заниматься йогой, захочет иметь лучшую систему, лучшего учителя и быть уверенным в том, что он необыкновенная личность с прошлых жизней. Столкнувшись с описанием двух форм йоги, каждый захочет практиковать высшую. Однако высшая форма йоги доступна единицам в буквальном смысле слова. Говориться, что к высшей форме йоги готовы люди, имеющие весьма специфичный набор самскар в подсознании. Отсутствие такого набора даёт мало шансов на успех в высшей йоге. Поэтому, в какой-то мере, будет ошибкой одну из систем назвать низшей. Для большинства людей волевая форма йоги является единственной альтернативой.
В настоящее время среди групп людей, занимающихся йогой, бытует справедливое мнение о том, что гораздо выше быть в обществе и служить людям, делать хорошие дела и нести миру добро, нежели уйти в горы и заниматься личной практикой. Для таких людей волевая форма йоги более приемлема. Они могут находиться в обществе и нести добро, хорошо поступать и проповедовать возвышенный образ жизни. Более того, такая деятельность позволяет человеку возвысится до уровня гуны благости, утвердившись на котором человек созревает для более высокой формы йоги.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-1424.
Обсуждения Йога для начинающих