Большинство людей в погоне за счастьем стремятся улучшить свое финансовое состояние и заботятся только о физическом теле, не думая о развитии ума. При этом важно знать, что материальные блага временны и лишь чистый ум способен сделать человека гармоничным и счастливым.
В буддизме для его обретения есть специальный путь – медитация Сатипаттхана. В современном языке практикой Сатипаттханы называют одну из методик Випассаны, но чаще – саму Випассану, хотя между этими направлениями есть некоторые различия.
Суть и значение
Сатипаттхана – медитация направленности внимания, которая становится все более популярной во всем мире. Ее суть отражена в названии, состоящем из трех частей:
- «сати» – «память»;
- «па» – «вернуться» или «сила»;
- «ттхана» – «находиться», «состояние».
Такое сочетание означает пребывание в сильном состоянии памятования (осознанности), которое очищает, гармонизирует и тренирует ум. Об этом состоянии упоминает Будда в своем учении «Маха Сатипаттхана сутта», рекомендуя практиковать его для духовного роста.
Основу этой практики составляет созерцание четырех составляющих:
- собственного тела;
- чувств;
- ума;
- объектов ума.
Сосредотачиваясь во время медитации, необходимо концентрировать внимание на каждом из этих пунктов.
Сатипаттхана при регулярном выполнении способствует достижению следующих результатов:
- очищение от умственного «мусора», вызывающего страдания;
- устранение депрессии, неврозов, других нервных расстройств;
- возникновение сосредоточенности;
- понимание своей внутренней сути;
- расширение сознания;
- как итог – нирвана.
Медитировать подобным образом полезно каждому человеку, независимо от его принадлежности к буддизму. Такие медитации способствуют раскрытию ума, открывают более широкие возможности и скрытые таланты.
Обучение Сатипаттхане рекомендуется проводить с опытным наставником, поскольку новичку будет сложно самому постигнуть все тонкости этой методики. К тому же одиночные самостоятельные занятия не дают должного результата.
Практические основы
В буддизме принято считать, что между человеком и его умом нет отождествления, поэтому не может быть таких понятий, как «Я» и «эго». Чтобы понять это, нужно практиковать медитацию Сатипаттхана. Сосредоточенно наблюдая за чем-то конкретным, например, за ходом собственных мыслей или движением живота во время дыхания, можно дистанцироваться от этого и минимизировать привязанность.
С данной техникой тесно связано понятие джханы – состояния полной сосредоточенности ума на одном предмете, при котором сохраняется абсолютная осознанность и фокусировка. Такое состояние считается умственной яркостью.
Каждый медитирующий, который смог пережить джхану, познает, каким бывает «чистый ум». Медитируя без достижения джхан, нельзя узнать, какими тончайшими могут быть помехи, и дальше пребывать в уверенности, что ум очистился. Но в действительности этот «мусор» остается невидимым и не позволяет добиться необходимых результатов от медитации. Поэтому в учение о Сатипаттхане обязательно входит практика самадхи, способствующая достижению джханы, и этим оно отличается от классической Випассаны.
В ходе медитации появляется внутреннее умиротворение, обретается мудрость и вещий ум. Но для этого крайне важно избавиться от указанных помех, основными из которых считаются:
- желания, эмоции;
- влечение, жадность;
- сомнения, раскаяния;
- лень, сонливость;
- беспокойство, раздражение.
Не устранив эти препятствия, нельзя добиться успеха в Сатипаттхане.
В буддизме утверждается, что достичь Просветления можно, только следуя по Благородному Восьмеричному пути, в котором должны быть правильными следующие состояния:
- понятие,
- решимость,
- слова,
- действия,
- жизнь,
- усердность,
- осознанность,
- сосредоточенность.
Все эти ступени нужно пройти поочередно, а медитация Сатипаттхана является средством перехода между двумя последними – осознанностью и сосредоточенностью. Без нее нельзя достичь этих двух состояний.
Процесс медитации
Существует две наиболее эффективные техники Сатипаттханы, которые можно выполнять самостоятельно:
- Медленная осознанная ходьба. Главное – фокусировка на каждом движении ног с фиксацией в уме: вверх, вперед, вниз, снова вверх, вперед, вниз. Это будет создавать намерение, а затем установку телу, одновременно охватывая два процесса. Ходить нужно в течение как минимум 4–6 часов с перерывами по 15–20 минут.
- Отслеживание движения живота во время дыхания. Упражнение выполняется сидя, желательно в позе лотоса. Продолжительность – такая же, как при ходьбе.
В ходе медитации Сатипаттхана в каждом случае необходимо:
- избавиться от всех указанных помех;
- удерживать внимание на одной из основ – теле, чувствах, уме и его объектах;
- постараться увидеть в глубине своего сознания понимание того, что «я» – это мое тело, мои негативные и позитивные чувства, что ум – это душа, а его объекты (мысли и решения) – это тоже «я».
В результате Сатипаттханы медитирующий должен понять, что необходимо делать после выхода из джханы для вскрытия глубоко заложенного неведения о своей душе и увидеть «истину безличности», которую видел Будда. Выполнить это непросто, но возможно. При тщательном соблюдении всех рекомендаций такой процесс может занять не более 7 дней.
Во время ежедневной медитации желательно чередовать обе техники. По Махаси Саядо, Сатипаттхану следует практиковать с равными промежутками времени в хождении и в сидячем положении. За счет поочередной смены движения и неподвижности даже при непрерывном выполнении упражнения в течение суток не появится сильная физическая усталость. При этом будут созданы все условия для непосредственной работы с осознанностью.
Важно, чтобы выполнение медитаций было регулярным на протяжении хотя бы двух недель. В период проведения Сатипаттханы необходимо изменить режим жизни:
- просыпаться в 6 утра, засыпать до полуночи;
- принимать пищу только до 12 часов дня, а потом пить лишь воду, при сильном голоде можно съесть яблоко;
- все свободное время нужно медитировать, отказавшись от телевидения, книг, газет, интернета, творческих занятий, любых развлечений и вредных привычек.
Привыкнуть к этому непросто, но те, кто сможет, за указанные 2 недели добиваются весьма выраженных результатов. Хотя начинающим лучше обратиться за помощью к наставнику с опытом.
Источник: youmeditate.ru
Обсуждения Особенности буддийской медитации Сатипаттхана