Тибетские поющие чаши сегодня очень популярны. От них веет мистикой, эзотерикой, древними тайнами и загадочным Тибетом. Вот только в Тибете они… не встречаются. Нет их также в буддистских монастырях и индуистских храмах. Ни в каких ритуальных практиках они не используются. Откуда же они появились?
Тибетская поющая чаша – поистине чарующая вещь. Они красивы, их приятно держать в руках, а при умелом обращении они издают мелодичный, почти гипнотический, звук. Сегодня популярны медитации с поющими чашами и целые музыкальные представления. Их используют для «открытия чакр», создания «связи с космосом», «лечения звуком». Встречаются и более экзотические примеры их применения, типа «отпугивания злых духов», изготовления «живой» и «исцеляющей» воды, а также ее «структурирования».
Сегодня популярны медитации с поющими чашами и целые музыкальные представления. Их используют для «открытия чакр», создания «связи с космосом», «лечения звуком».
Наливают в чашку воду, раскручивают, как обычно, а потом эту воду пьют в терапевтических целях. Однако же это не очень хорошая идея, поскольку вода из такой чаши вполне может оказаться лекарством от… здоровья. При изготовлении этих чаш используется сплав из нескольких металлов, в том числе и свинца. Поэтому пить воду из такой чаши нельзя.
Чаши в огромных количествах и широком ассортименте продаются в Индии и в Непале по сходной цене от 10 долларов, где их с удовольствием покупают туристы. А вот в Тибете их практически нет, разве что в столице – Лхасе – в некоторых (далеко не во всех) сувенирных лавках. В маленьких тибетских городках их нет даже среди сувениров.
Происхождение этих чаш – настоящая загадка. Кто-то утверждает, что такие чаши изготавливались еще 3000 лет назад, а кто-то – что это просто удачный коммерческий проект, и никакой древней истории у них нет. Похоже, что доля истины есть в обоих утверждениях.
Патры часто встречаются в тибетской религиозной живописи и на скульптурных изображениях Будды Шакьямуни (на изображении слева. Справа изображены Архаты Канака-ватса, Канака-бхара-дваджа, Ваджри-путра, Бхадра изображены с их отличительными атрибутами и жертвенными подношениями).
Скорее всего, прототипом современной поющей чаши могла стать монашеская чаша для подаяния – патра. Такие чаши были распространены в Индии еще в добуддистский период среди странствующих монахов, аскетов и отшельников. Чаще они изготавливались из дерева, глины, а то и просто из скорлупы кокосового ореха. Эти материалы более доступны, и чаши из них легче, что немаловажно, т.к. монахи носили их постоянно с собой. Но патры изготавливались и из металла. В таких можно было готовить еду на огне, да и служили они дольше. Со временем, вероятно, вместе с буддизмом патры перекочевали в Тибет и в другие регионы. Но в те времена чаши еще не пели.
Патры часто встречаются в тибетской религиозной живописи и на скульптурных изображениях Будды Шакьямуни, и они очень похожи на современные.
Во второй половине XX века в связи с массовой эмиграцией на Запад тибетских монахов вместе с их чашами, а также с развитием течений нью-эйдж чаши обрели новое применение: они «запели», превратившись в своеобразный музыкальный инструмент.
Чаши применялись для выведения монахов из состояния глубокой медитации – самадхи.
Эта практика, кстати, показана в самом начале фильма «Самсара».
Чаши применялись для выведения монахов из состояния глубокой медитации – самадхи. Эта практика, кстати, показана в самом начале фильма «Самсара».
Не так давно представился случай спросить о предназначении этих чаш настоящего тибетского ламу. Он рассказал, что чаши действительно имеют древнюю историю и применялись для выведения монахов из состояния глубокой медитации – самадхи. Эта практика, кстати, показана в самом начале фильма «Самсара». Тут нет противоречия: количество вещей, которыми может владеть монах, строго ограничено, поэтому нет ничего удивительного в том, что один и тот же предмет использовался в разных целях. Может быть и правда, их звук обладает мистической силой?
Как изготавливают поющие чаши
Заготовку раскаляют в огне и начинают бить по ней специальными молотками
Заготовку раскаляют в огне и начинают бить по ней специальными молотками
Сначала отливается заготовка – толстая круглая «лепешка». «Лепешку» раскаляют в огне и начинают бить по ней специальными молотками, в результате чего она становится тоньше и увеличивается в диаметре. Затем ее снова раскаляют и процесс повторяется, но теперь заготовку подставляют под удары молотков под другим углом, в результате чего ее края постепенно загибаются, и она обретает форму чаши.
Готовую чашу шлифуют вручную или на простых станках, иногда декорируют гравировкой мантр или священных знаков. Это традиционная техника изготовления чаш. В создании каждой чаши одновременно участвуют 3 – 4 человека. Такое производство сохранилось в Непале.
Источник: Монах
Обсуждения О чем поют тибетские чаши?