Деятельность, на которой мы сосредоточены, естественным образом приносит лучшие или правильные результаты. Но, иногда, у преданных есть такое представление, что, если они совершают служение, которое не соответствует их обусловленной природе, то тогда они более эффективно продвигаются в Сознании Кришны.
Почему это? Аскеза означает исполнение предписанных мне обязанностей. Я понятно говорю? Другими словами, в Ведической системе мы видим, что аскеза брахмана – это обучение и преподавание. Поэтому говорится, что брахман совершает, даже если он носит цветочную гирлянду, он совершает высочайшую аскезу, самую сильную аскезу до кончиков ногтей, когда изучает шастру и преподает её. И при этом, обычно брахманы в этом особенно сильны. Кшатрий, его аскеза – это защита, он защищает граждан как можно лучше, именно в этом хороши кшатрии. Брахманы – это рот, они говорят, вы слушаете, вы читаете, вы говорите. Кшатрии – это руки, руки защищают. Вайшьи, их аскеза – создавать экономическое развитие и распространять его через благотворительность, так что в этом им нет равных. И шудры помогают первым трём, и это их не расстраивает, именно в этом они сильны. Итак, это Ману-самхита. То есть это считается наилучшей аскезой для этих четырёх (варн). Так что, почему вы говорите, что, не выполняя свои предписанные обязанности, о которых Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Выполняй свои предписанные обязанности, думая обо Мне, для Меня…», почему это считается более эффективным для Сознания Кришны, делать то, что у вас плохо получается?
Повар любит готовить, так что он должен чинить машины. А вот механик, он должен заняться кухней. Это вообще разумно? Вопрос в том, что же такое Сознание Кришны: делать то, от чего тебе плохо и думать, что ты прогрессируешь? Или же Сознание Кришны – это делать то, что нравится Кришне, и поэтому прогрессировать? Так или так? Дело в том, что если мы делаем то, что нам не нравится делать, то мы думаем об этом. Это дает определённую сосредоточенность, но, в то же время, насколько это качественно? Потому что если вы думаете только: «Я должен предаться, я должен предаться», то вы не думаете о том, как же делать это наилучшим образом. Правильно? Кому же больше рад Кришна? Повару, который думает: «Хорошо, я могу это так приготовить или лучше вот так, Кришне так больше понравится» или повару, который думает: «Я должен предаться, я ненавижу готовить, но я должен предаться!» Как вы думаете, кто больше нравится Кришне?
Мы читали об играх Кришны или об играх Господа Чайтаньи. Вы встречали там упоминания о том, что преданные там старались и мучились, но хвалились, что они делают это для Кришны? То есть только когда вы несчастны, это можно назвать Сознанием Кришны, так? Кришна говорит: «Выполняй свои обязанности для меня, без привязанности». И это уже аскеза. Почему же это должно быть мучительным? Вот поэтому вы и не видите, что в храме много народу. Вот поэтому у нас нет много серьёзных грихастх. Потому что пока это не больно, то это не духовно. Так как же может помочь такое умонастроение?
Прасад – это Кришна. Кришна, он прекрасен? Ценят ли преданные Кришну? Вы приходите в храм, видите ли вы, как прекрасно одеты Божества? Тогда вы говорите: «О, не могу на это смотреть, потому что это выглядит слишком хорошо, это чувственное удовольствие, я наслаждаюсь Кришной, так что лучше не буду смотреть на Кришну! О, не буду чувствовать аромат благовоний, это чувственное наслаждение!» С каких это пор чувственным удовольствием называют почитание прасада? Или приятное общение с вайшнавами? Тогда откуда взялась концепция, что это духовно? Хорошо, может быть, вы отказываетесь от наслаждения чувств, но как же вы можете отказаться от наслаждения чувств? Занимая их в служении Кришне. Вы это понимаете? Это означает, что всё поле (деятельности), в принципе, всё, что вы делаем весь день, это просто имеем дело со своими чувствами. Это наша связь с этим миром. Так? Нам кажется, что если наша связь с этим миром плоха, то тогда это духовно. Но мы должны помнить: уход от материального мира, означает ли он уход в духовный мир? Если вы уходите от материального мира, автоматически ли вы попадаете в духовный мир? Нет, чтобы попасть в духовный мир, нужно полюбить Кришну? Вы любите Кришну, тогда уходите обратно к Богу. Вы ненавидите материальный мир, вы не уходите обратно к Богу. Это может вывести вас из материального мира, но это не приведет в мир духовный.
Итак, почему же тогда выполнение служения, которое вам не нравится, поможет вам развить любовь к Кришне? То есть Кришна мог бы сказать: «Хорошо, Арджуна, твоя настоящая проблема на этом поле брани в том, что тебе нравится быть кшатрием, потому что ты – кшатрий. Так что, если хочешь меня действительно порадовать, то сойди с колесницы, бери лопату и начинай собирать весь коровий навоз, лошадиный навоз и слоновий навоз, который тут навалили животные на поле битвы, тогда ты меня очень порадуешь!» Так же сказал Кришна? «Или ещё лучше, порадуй меня, предайся Дурьодхане и делай только то, что он тебе прикажет». Нормально? Когда-нибудь он так говорил? Кришна привёл на поле боя Арджуну, сделал Юдхиштхиру царём, сделал так, что Майя Данава построил этот сабха, зал собраний. Всё это кшатрии просто ненавидят. Все кшатрии ненавидят идею стать императором мира, обладать дворцом собраний, чья красота ещё никем не видана в этой вселенной, они ненавидят мысль о том, что у них будет прекрасная жена, такая как Драупади, им неприятно, что их будет учить непревзойдённый учитель, такой как Дроначарья, вот именно поэтому Пандавы были настолько продвинуты? Или нет?
Смотрите, смысл в том, что чувства заняты в служении Кришне, и если это приятно, то в чём проблема? Но эта приятность, она не для вас. Вы в комнате Божеств одеваете Божества. Там неприятный запах, так? Прежде чем начать пуджу туда приносят мусор, чтобы сделать так, чтобы пуджари не наслаждался там. Так? А что касается музыки, то надо включить Айрон Мэйден или что-то подобное. И вот когда атмосфера становится неприятной и деструктивной, то она отлично подойдёт для поклонения Божествам. Так? Это разумно? И вся одежда должна не подойти, так что вы с ней намучаетесь, используя на каждую по 20 булавок. И нужно, чтобы цвета абсолютно не подошли, знаете ли, чтобы вы не чувствовали удовлетворения от украшения. Так хорошо?
Так что смысл в этом, в том, что вы входите в комнату Божеств, там прекрасно, но это не для вас, это для Кришны. Если бы было так, как вы сказали, тогда почему бы вам захотелось отправиться во Вриндаван? Вриндаван – это прекрасное место? Оно красиво, там приятно пахнет, там здорово жить. Так что вам не захочется отправиться назад домой к Богу, потому что это так прекрасно, потому что духовное означает прекрасное, не так ли? Так что смысл в том, что чувства заняты объектами чувств, которые связаны с Кришной. Поэтому вы слышите Святое Имя, вы видите Божества, вы чувствуете аромат благовоний, вы чувствуете вкус прасада. От наслаждения чувств нет толку, его избегают, но занятие чувств, в чём тут проблема? Понятно, о чём мы говорим?
Так откуда это берётся? Так работает имперсонализм: «Я варился в этом мире очень долго, и я был поглощён красотой, богатством, властью, влиянием, славой, у меня было много отношений, семейных, общественных, политических, я всеми способами занимал свои чувства. И, в конце концов, от всего этого не было никакого удовлетворения, была просто какая-то боль. Так что это, очевидно, материальная жизнь. Теперь-то я понял, что настоящее решение материальной жизни – это духовная жизнь. Так что духовная жизнь означает… означает противоположность материальной жизни. Итак, в материальной жизни у меня были отношения, так что в духовной жизни отношений быть не должно. В материальной жизни были чувства, так что духовная жизнь означает: никаких чувств. Материальная жизнь означает разные качества людей и взаимодействия, так что духовная значит: качеств нет» Так? Видите, что мы делаем?
Итак, к чему мы можем прийти на основе концепции, что пока что-то приятно, то это не духовно? Это исходит из философии Гаудия-вайшнавов? Нет. Это просто наша собственная самодельная концепция. В процессе выполнения наших обязанностей может быть так, что нам что-то не нравится, но нужно это сделать, так что мы это делаем. Так? Так что в идеале мы можем быть заняты в служении Кришне в соответствии с тем, что нам нравится делать. Так? Ну это, конечно, верно настолько, насколько вы знаете свою природу и вы к ней приспособлены. Конечно, я не знаю, но у нас нет такого служения, в котором вы можете сидеть на диване целый день и читать комиксы и играть с пультом. Так что может быть трудно найти то, что вам по-настоящему нравится. Но мы могли бы разместить ваше объявление на бесплатном форуме, может быть в каком-нибудь храме есть такая возможность. Речь идет о занятии в соответствии с вашей природой. В аварийной ситуации мы делаем то, что нужно. Но аварийный означает временный. Это понятно?
В принципе именно этого умонастроение не дает нам понять, как связать семейную жизнь или жизнь грихастхи с Сознанием Кришны, потому что вы должны быть грубы с женщинами и всё должно быть не хорошо. Так? Брахмачари называется брахмачари, потому что он нейтрален по отношению к женщинам. Так почему же грихастха не должен хорошо общаться с женщинами? Скажите почему? Понятно о чём речь? Это порождает очень странные концепции человеческого существования.
Итак, аскеза означает правильное исполнение обязанностей, со знанием, без привязанности, это уже довольно аскетично. Когда люди поступают так, помня о Кришне, для Кришны, это бхакти. И так как мы исполняем свои обязанности со знанием без желания результатов для себя, мы делаем это для Кришны, то это также становится огнём Сознания Кришны. Это означает, что наши аскезы становятся Кришна-изированы.
Источник: Бхакти Видья
Обсуждения Ускоряет ли наш прогресс выполнение служения