В лексиконе йоги наберется, наверное, не менее десятка слов, которые с той или иной степенью приближения могут трактоваться как различные формы медитации: пратьяхара – отвлечение от органов чувств, растождествление с ощущениями, дхарана – концентрация и удерживание внимание, экаграта – однонаправленность сознания, манана – размышление, тарака, вичара и др.
Однако все эти термины не тождественны слову «дхьяна», которое, по сути, и обозначает медитацию. Все это лишь предварительные практики, упражнения, ступени на пути к достижению дхьяны — «йога ума».
Сегодня медитацию часто пытаются отождествлять с аутогенными тренировками, практикой различных аффирмаций, трансовыми состояниями и т.п. Эти техники тоже не являются медитацией в строгом значении этого слова, но могут стать подготовкой к ней. Или не стать.
Помолчим, давай помолчим
Медитация, дхьяна – это достижение внутренней тишины, остановка внутреннего диалога, молчание ума, «читта вритти ниродха» — остановка колебаний ума, согласно Патанджали. Это состояние непосредственного переживания реальности без «посреднических услуг» со стороны ума и органов чувств. Состояние медитации лежит за границами нашего обыденного сознания, за пределами известных ощущений и понятий. Поэтому объяснить его, описать словами практически невозможно, так же как невозможно объяснить, например, слепому человеку, что такое красный цвет. Медитацию нужно достичь, ее нужно прожить, тогда станет понятен и смысл этого слова.
Медитация должна расцвести внутри нас
Проблема в том, что практически невозможно сделать это по собственной воле. Мы можем задерживать и контролировать дыхание. Можем растождествиться с нашими ощущениями, закрыть глаза, заткнуть уши, не обращать внимания на запахи и звуки. Мы можем, если постараемся, удерживать все наше внимание на одном выбранном объекте, действии или ощущении. Но мы не можем приказать себе медитировать, ни насилие, ни усилие здесь не помогут. Медитация наступает сама, когда в результате практик сознание в нее как бы соскальзывает. Медитацию нужно «вырастить» внутри себя. Она должна расцвести как цветок. Единственный способ к этому прийти – регулярная и добросовестная практика.
Практически в любой духовной традиции медитация – самая главная практика, как бы она при этом не называлась: индуистская джаппа (рецитация мантр), христианская молитва, суфийский зикр, дзенский дзадзен и т.д. – все это, по сути, должно быть медитацией. Об остановке внутреннего диалога – медитации, практиковавшейся в традиции южноамериканских индейцев, пишет и К. Кастанеда. Однако путь, который для этого предлагается, долог и тернист. Почти все духовные традиции требуют аскетизма, отшельничества и ежедневных многочасовых упражнений.
Мы пойдем другим путем
Хатха-йога предлагает другой путь. Она как бы говорит: «Ребята, ваша идея о том, что медитацией можно всего достичь и все постичь, — замечательная! Но проблема в том, что мы не можем медитировать. Потому что мы не можем управлять своими мыслями, своим умом. Ум управляет нами». И хатха-йога предлагает свой путь – воздействие на деятельность ума через тело и его физиологические механизмы. В результате практиками хатха-йоги достигается самопроизвольная задержка дыхания, без изнурительных упражнений, и самопроизвольная остановка внутреннего диалога. Хатха-йога сокращает время, необходимое для достижения медитации и повышает шансы на успех. И при этом она не требует ухода из социума.
Если в границах обычного сознания стало тесно, если душа просит чего-то нового и стремится к полету, к познанию, к творчеству, значит, пора задуматься о медитации …
Давайте посмотрим на «ступени» раджа-йоги Патанджали. Что он рекомендует? Откажись от всего. Практикуй аскетизм. Сядь в неудобную позу. Сиди неподвижно. Не дыши! (один вдох-выдох за 112 секунд!) Тяжело сидеть, скрестив ноги? Не обращай внимания! Сосредоточься! Не отвлекайся! Концентрируйся! Делай так день за днем, год за годом, жизнь за жизнью, и когда-нибудь, может быть, чего-нибудь достигнешь! Не достигнешь в этом воплощении – не беда, достигнешь в следующем; не достигнешь в следующем – ну, вы уже поняли: впереди еще много интересного, торопиться не стоит…
По сравнению с этими крутыми ступенями хатха-йога поднимает практикующего к подножию медитации на комфортабельном лифте с помощью практики, которая сама по себе доставляет удовольствие. Не то, чтобы этот лифт был супер-скоростной, но, тем не менее, шастры – классические трактаты — йоги утверждают, что совершенство в практике достигается за 12 лет. Лет, а не воплощений!
Качественная практика – качественный результат
Осталось только заметить, что хатха-йога – это не асаны. Асаны – лишь малая часть ее. На одних асанах далеко не уедешь, тем более, если практиковать их исключительно как физкультуру. Но целостная, качественная практика обязательно даст качественный результат.
Если в границах обычного сознания стало тесно, если душа просит чего-то нового и стремится к полету, к познанию, к творчеству, значит, пора задуматься о медитации …
Источник: Ольга П.
Обсуждения Хатха-йога как путь к медитации