Йога Сиддхара Тирумулара
"Тирумандирам" – хранилище духовных сокровищ тамильской классики.
Все религиозные тексты тамильских шиваитов относятся к одному из двух типов: тоттирамы и чаттирамы (стотры и шастры). Тоттирамы – это сочинения, прославляющие господа, которые составляют в тамильском шиваизме корпус источников бхакти. Чаттирамы – это труды по философии, которые содержат разумное основание тамильского шиваизма. Обычно тоттирамы и чаттирамы взаимно исключают друг друга. Но "Тирумандирам", хотя традиционно он относится к тоттирамам в силу выражения преданности, заслуживает также и статус чаттирама, или источника по философии. Подобного привелигированного положения не занимает больше ни один текст в тамильской литературе.
Введение в Тирумандирам
Автором Тирумандирама является Тирумулар. Основной источник, содержащий биографические сведения о Тирумаларе – это тамильский трактат под названием перия-пурана, написанный чеккиларом. В перия-пуране имеются жизнеописания шестидесяти трех шиваитских святых. Тирумулар относится к сиддхам, но он широко известен как шиваитский святой в традиции сиддханты, поэтому его житие было включено в перия-пурану. Биографический очерк содержит следующие сведения.
Получив посвящение от милостивого нанди (Шивы) на горе Кайлаш и обретя восемь сверхъестественных сил, йогин, сундаранатх направился в южные горы подигаи, желая встретиться со своим старым другом агастьей и провести несколько дней в его обществе. По пути он посетил кедарнатх и пашупатинатх (ныне в непале), совершил омовение в ганге и богослужение в каши, миновал горы виндхья и парвата. В дальнейшем его путь пролегал через шрикалахасти, тирувалангаду, канчипурам, тирувадигай и чидамбарам. После поклонения господу натарадже в чидамбараме он прибыл в тирувавадутураи, воздал дань почтения этому святому месту и начал продвигаться в сторону подигаи.
На берегу реки кавери он увидел на своем пути мертвого пастуха по имени мулан, которого оплакивало стадо коров. Мулан проживал в соседней деревне чаттанур. Из сострадания к коровам йогин, обладавший способностью перемещаться в другое тело, которая относится к восьми сиддхам, спрятал свое собственное тело в укромном месте и вселился в мертвое тело пастуха мулана. Коровы были безмерно рады воскрешению своего господина. Йогин собрал стадо и пригнал его в деревню, а сам остался за оградой, не вступив в селение.
Жена мулана беспокоилась за своего мужа, который не вернулся домой после захода солнца, чего никогда ранее не случалось. Она направилась на поиски любимого супруга и нашла его за околицей, неподвижно стоящим в странном состоянии. Жена бросилась к нему и стала обнимать, но при ее прикосновении мулан отстранился и произнес безучастно, что между ними нет никакой близости, после чего сел медитировать в ближайшем храме. Бедная женщина испугалась, что муж повредился в рассудке. Наутро она рассказала о случившемся односельчанам, и все они собрались вокруг того места, где сидел мулан. Увидев, что он погружен в медитацию, а его тело излучает сияние, жители деревни поняли, что странность поведения мулана вызвана вовсе не безумием, а шива-йогой. Они успокоили его жену и велели ей оставить йогина в одиночестве, чтобы отныне он мог спокойно продвигаться по духовному пути.
Проведя некоторое время в медитации, йогин пришел на берег реки в поисках собственного тела. Но на том месте, где он его спрятал, тела не оказалось. Решив, что все это игры господа Шивы, и теперь он вынужден жить в новообретенном теле, йогин отправился в тирувавадутураи. Это название храма в вышеупомянутой деревне чаттанур, а впоследствии оно стало названием самой деревни. С тех пор его стали называть Тирумуларом (приставка тиру- в тамильском языке означает «святой»). Следует заметить, что имя и мирское имущество значимы лишь для смертного тела, но не для бессмертной самости. Когда меняется тело, вместе с тем меняется и имя. Так произошло и в случае йогина с горы кайлаш, которого стали называть муланом. Суть истории заключается в том, что нужно избавиться от всех привязанностей к мирским вещам, включая тело и его имя, ибо все они невечны. Какой смысл добиваться славы, когда само имя непостоянно?
Тирумулар уселся практиковать Шива-йогу под пипалом, растущим в западном углу храма Тирувавадутураи. Тирумулар уселся практиковать Шива-йогу под пипалом, растущим в западном углу храма Тирувавадутураи. Раз в год он выходил из медитации и записывал один стих. Так он написал три тысячи стихов, а значит, провел в Шива-йоге не менее трех тысяч лет. Написанные им три тысячи стихов вместе составили Тирумандирам. Затем он вернулся на гору Кайлаш и достиг маха-самадхи.
Отдельные данные, полученные из Перия-пураны, повторно встречаются в Тирумандираме. Так, Тирумулар заявляет, что учился у самого бога Нанди, а также называет имена других учеников в соответствии с Перия-пураной. В одном месте Тирумулар заявляет, что жил семь кроров (семьдесят миллионов) юг (эпох). Конечно, не следует воспринимать это буквально. Имеется в виду, что он прожил достаточно долгую жизнь для выполнения своей миссии. Тирумулар восславил Бога на дивном тамильском языке, привел толпы народа к стопам Господним и наставил людей, как стяжать высшее блаженство, которого он сам достиг в результате завершения своей миссии. Существует также множество трудов, приписываемых Тирумулару, но его авторство в отношении других трактатов недоказуемо.
Источник: Sivan
Обсуждения Йога Тирумулара