Вопрос о связи йоги и религии в целом и индуизма в частности, а также о том, не противоречат ли занятия йогой христианской традиции, задается довольно часто, а в последнее время не реже становится и предметом спекуляций со стороны разнообразных религиозных фанатиков. Для того, чтобы на этот вопрос ответить, нужно, прежде всего, определиться, что мы будем подразумевать под словом «йога» и что – под словом «религия».
Если понятие «йога» ограничивается комплексом физических упражнений, фитнесс-программой, пусть даже расширенной за счет дыхательных упражнений, очистительных процедур и простейших медитаций, родственных аутотренингу, то вопрос религиозности такой «йоги» отпадает сам собой, также как вопрос религиозности пилатеса, например, или каланетики.
Асаны йоги можно практиковать как обычную (или пусть даже не очень обычную) гимнастику, совершенно не интересуясь мировоззренческими аспектами. Однако не могу удержаться от того, чтобы не отметить, что такое представление о йоге – верхний предел, «апофегей» профанации древнего знания. Впрочем, даже такая «йога», как и другие фитнесс-программы, способна принести некоторую пользу организму.
Йога как часть индуизма
Йога – одна из философских систем индуизма, основным текстом которой являются «Йога-сутры» Патанджали. Индуизм в настоящее время является третьей по численности приверженцев религией в мире и претендует на звание мировой. При этом индуизм не является однородной доктриной, а включает шесть различных философских систем, общими для которых является признание авторитета Вед и некоторые понятия: карма, дхарма, сансара, мокша и т.д. Шесть систем индуизма – это: санхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса и веданта. Иногда к числу индуистских традиций причисляют также буддизм, джайнизм и сикхизм, не признающие авторитета Вед.
Не все эти традиции полностью соответствуют нашему пониманию слова «религия» как доктрины о Боге. Некоторые можно рассматривать как религиозные только в качестве учения о сверхъестественном, выходящем за рамки восприятия нашими органами чувств и постижения сознанием.
Йога базируется на теоретических и метафизических положениях другой индуистской традиции – санкхья. Санкхья же атеистична, понятие Бога в ней отсутствует. Йога, так же как и санкхья, ни по своей метафизике, ни по средствам достижения цели – мокши или кайвальи – не нуждается в понятии Бога, тем не менее, это понятие в ней присутствует.
Ишвара
Бога Патанджали зовут Ишвара. Однако это не совсем Бог в нашем понимании этого слова. Ишвара – не творец, не хранитель вселенной, и не «менеджер, присматривающий за порядком на земле». Он не награждает и не наказывает людей. Упрощенно говоря, Ишвара – это сознательная сущность, находящаяся на значительно более высоком уровня развития и организации, чем человек, но это не бог в нашем традиционном понимании этого слова (высший Пуруша в терминологии Патанджали). Будучи свободным от всяких затруднений земного существования, Ишвара живет в вечном блаженстве без заслуг и недостатков, не затронутый влиянием страданий и кармы и является всеведущим, учителем древних риши (мудрецов).
Ишвара Патанджали служит практическим целям: он оказывает содействие и помогает йогину, устраняя препятствия на его духовном пути, облегчает достижение освобождения, но не дарит его непосредственно.
Практика йоги призвана привести йогина к такому же уровню развития, как у Ишвары. Отличия между реализовавшимся йогином и Ишварой в том, что Ишвара изначально был безграничным и не нуждался в специальных практиках, чтобы таковым стать. В отличие от освобожденных душ, которые утрачивают связь с миром, Ишвара находится в вечной связи с ним.
Но, поскольку йогин может обойтись в своей практике и без Ишвары, многие исследователи высказывают мысль, что Патанджали ввел это понятие под влиянием господствовавшего в то время общественного мнения, в стремлении избежать обвинений в непопулярном атеизме. То есть, со стороны Патанджали это была своего рода теологическая дипломатия, популизм.
Тем не менее, в «Йога сутрах» неоднократно упоминается такой способ достижения освобождения от мирских уз как преданность Господу. Под этим понимается смирение, доверие и покорность своей судьбе и отказ от желания наград в виде мирских наслаждений. Это также одно из средств достижения постоянства мышления, успокоения ума, предмет для концентрации и медитации. Однако это всего лишь одно из вспомогательных средств и при том не самое действенное для достижения конечного освобождения.
Соединение или разъединение?
Слово «йога» нередко переводят с санскрита как «соединение», подразумевая, в том числе, и соединение человека с богом. Однако такое толкование, во-первых, спорно и неоднозначно, потому что возможны и другие многочисленные варианты перевода. Во-вторых, с точки зрения йоги, целью человеческого стремления является не единение с богом, а разъединение, отделение духа (души, дживы) от материи. И наконец, учитывая происхождение йоги от атеистической санхьи, трудно понять, с чем или с кем нужно было объединяться.
Даже если смотреть на этот вопрос с позиций адвайта-веданты, то соединение души человека с богом невозможно, поскольку, с этой точки зрения, душа и есть бог, и необходимо лишь устранение неведения, чтобы она это осознала.
Современная йога
Такие понятия как чакры, нади, бинду, кундалини и др. привлечены в йогу из тантризма, да и сами практики, по сути, заимствованы у тантрических школ.
Сегодня под йогой в лучших ее формах понимается все же не философия «Йога сутр», а комплексный психо-физический тренинг, набор практик, целью которого является личностный рост человека, и который захватывает все аспекты личности: как физический, так и психо-эмоциональный и ментальный. В тех случаях, когда практика йоги переступает границы физического тела, расширяется и углубляется, все больше затрагивая сознание, в нее нередко приходят такие элементы, как мантры, янтры, мурти (изображения божеств), визуализации и т.д., которые обладают ярко выраженной религиозной окраской. Однако такая йога не является йогой в чистом виде, а представляет собой компиляцию йоги и тантризма. Именно из тантризма привлечены в йогу такие понятия как чакры, нади, бинду, кундалини и др., да и сами практики, по сути, заимствованы у тантрических школ.
Тантра же религиозна, мистична и эзотерична, она связана с религией и разнообразными аспектами и персонификациями Бога. Богатый и выразительный символизм тантры обогатил йогу такими элементами как янтры, мантры, некоторые упасаны (практики почитания, поклонения тем или иным божествам) и др.
Однако это ни в какой степени не обязывает практикующего, в том числе и серьезного практика, активно вовлекаться в традиции и обряды индуизма или тантризма и почитать многочисленных индуистских богов. Во-первых, потому что они рассматриваются скорее не как боги в привычном нам понимании, а как персонификации определенных сил в природе, таких, например, как время, сознание, энергия. Мантры, янтры, религиозные практики направлены не на умилостивление этих богов, а на гармонизацию сознания практикующего с более высокими уровнями сознания, существующими во вселенной. Во-вторых, большинству индуистских школ и традиций присуще понятие безличностного Абсолюта, который является причиной, источником и вместилищем всего, а персоны индуистского пантеона – это олицетворения различных его аспектов.
Ничто не обязывает практикующего вовлекаться в традиции и обряды индуизма и почитать многочисленных индуистских богов. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев за внешней формой инструментов тантры не просматривается никакого внутреннего содержания. Зачастую отсутствует даже понимание тантрического символизма. То есть искомой гармонизации, сонастройки с какими-то более высокими уровнями сознания не происходит. Для того, чтобы это происходило нужны очень серьезные учителя. И даже приобщение к той или иной духовной традиции, особенно, если оно формальное, не является гарантией, что эти практики удастся реализовать.
Поэтому, на мой взгляд, если нет желания приобщаться к индуистским традициям, то все религиозные аспекты из практики йоги можно смело исключить. Тем не менее, если от йоги ожидаются серьезные результаты – расширение границ сознания, растождествление с ложным эго, духовный прогресс, приобретение сверхъестественных способностей и т.д., – изучение и понимание мировоззренческих и метафизических основ йоги как одной из религиозно-философских систем индуизма все же необходимо. Без этого утрачиваются цели и смысл практики, и в результате она скатится к уровню банальной физкультуры.
Источник: Ольга П.
Обсуждения Йога и религия: в какого бога верит йога?