Шри Ауробиндо говорил, что миром правят необходимости. И это действительно так. Но если не рассматривать эту идею глубже, то может возникнуть мысль, что необходимости внешнего мира являются инструментом насилия, которым пользуется низшая природа, чтобы управлять человеком в своих интересах.
Но в действительности так происходит не всегда, что зависит от предназначения человека. В зависимости от уровня сознания человека и его предназначения судьба человека всецело может быть отдана в руки сил низшей природы. В других случаях в судьбу человека может вмешаться Божественный, используя для этого более высокие планы сознания, а судьбу некоторых людей Бог полностью берёт в свои руки и тогда невозможное становится возможным, а трудное лёгким. И кажутся удивительными зигзаги человеческой судьбы, которыми Бог ведёт человека к реализации его предназначения.
Силы каждого из планов сознания являются средствами Божественного в Его бесконечной работе. Бог использует при необходимости все планы сознания Мироздания и все формы жизни – имеющие плотные тела или же тела бесплотные, и не воспринимаемые человеческими внешними органами восприятия, для формирования человеческой судьбы. И мы должны понимать, что у низшей природы своя мораль и свои способы реализации человеческой судьбы, которые могут быть очень далеки от способов, присущих более высоким планам сознания. Поэтому, Бог не только вездесущ, но и тайно присутствует позади активности всех сил, всех планов сознания и использует при необходимости их в своей работе.
И когда человек говорит, пытаясь оправдаться за какой-то свой поступок: бес попутал или что-либо ещё подобное, то в действительности, бог давал ему шанс осознать влияния низших сил, которые стремятся управлять человеком по своему усмотрению. Действительно, если человек осознал, хотя и задним числом, что поступок совершённый им был не правильным, то для него ещё не всё потеряно, и он, хотя и с опозданием, уже осознаёт, что был неадекватен в каком-то своём поступке. Люди, которые абсолютно глухи к зову их истинного «Я», всегда стремятся оправдать свои действия внешними обстоятельствами.
Эго полностью владеет их сознанием, а, как мы знаем, эго в своих реакциях заботиться только о собственной значимости и, в соответствии с этим, подстраивается к любым обстоятельствам. В действительности, эго, как и всё живое в Мироздании, стремится к выживанию и сохранению власти над человеком в любых условиях. Но оно может и убить человека, если не сможет через него проявлять желанную значимость.
И тогда можно подумать, что человек находится между Сциллой и Харибдой. С одной стороны на нём паразитирует эго и делает это так, что человек этого паразита принимает за самого себя, а с другой стороны – различные внешние необходимости определяют направление любых видов внешней активности. И тогда у человека может возникнуть вопрос: так ли необходимым является паразит-эго, которое использует его для своих эгоистических целей?
На самом деле, бытие любой формы жизни возможно только в тех случаях, когда внутренние и внешние необходимости постоянно побуждают их к определённой направленной деятельности. Необходимо питание и освобождение от отходов. Необходимы условия, благоприятные для жизни. Необходимо продление рода, без чего невозможно сохранение этой формы жизни. Это внутренние генетически обусловленные необходимости, проявляющиеся в человеке через определённые эмоциональные состояния, желания и побуждения. Человек – социальное существо и социальная среда содержит в себе внешние необходимости. И если человек начнёт мысленно комментировать все свои действия во внешнем мире, говоря: «сейчас мне необходимо сделать…», и называет эту необходимость.
И, в дальнейшем, пусть комментирует каждое изменение направление своей деятельности. И человек осознает, что любая его внешняя деятельность состоит из цепочки последовательных необходимостей. И каждое звено этой цепочки будет требовать от человека осознанного изменения направления деятельности и затраты определённого количества энергии. Если у человека энергии достаточно, то он, следуя вдоль цепочки необходимостей, не будет иметь никаких проблем. Если же энергии недостаточно, то его намерение, направленное на достижение какой-либо цели, может распасться на отдельные звенья и человек или будет забывать, что ему необходимо делать дальше или же, при более глубоком расстройстве намерения, потеряет ориентацию в направлении своей деятельности и даже в пространстве.
И это касается не только отдельных людей, но и государств, так как для управления такими большими системами, человеку требуется, кроме достаточного количества энергии, ещё много других человеческих качеств, среди которых важнейшее – ответственность за состояние всей государственной социальной системы. Но в любом случае, каждый шаг человека во внешнем мире определяется необходимостями, без выполнения которых человеческая жизнь невозможна. Но человек может осознанно упорядочивать свою деятельность во внешнем мире, заранее составляя план деятельности на какой-то отрезок времени. При этом он так же будет соприкасаться с внешними необходимостями, но это будет происходить не автоматически, а осознанно. И это очень важно, так как при этом осознанное намерение человека будет первично, и не внешние обстоятельства будут вынуждать человека действовать определённым образом, а его собственное намерение, используя свою волю, будет действовать во внешнем мире, подчиняя себе намерение низшей природы.
Для низшей природы важно, чтобы человек действовал в этом мире автоматически, подчиняясь ей во всех своих делах. И пусть его осознанные дела незначительные, и внешне всё выглядит так как прежде, когда внешние обстоятельства управляли им, но в таком случае намерение человека определяет направление его активности, а не намерение низшей природы. Это можно сравнить с обучением человека ходить на двух ногах. Вначале его родитель ведёт его, держа за руку, а однажды он сам, отпустив любую внешнюю опору, делает свой первый, самостоятельный шаг. В дальнейшем он постепенно будет всё больше освобождаться от всевозможных поддержек со стороны родителей и незаметно для себя окажется ведомым по жизни низшей природой. Он так и не стал самостоятельным сознательным существом, и его от дня рождения и до смерти постоянно кто-то поддерживает и ведёт. По этой причине его намерение никогда не сможет стать непоколебимым, что в значительной степени затруднит его внутреннюю работу на духовном пути.
Но вернёмся к эго, от которого каждый искатель однажды должен окончательно освободиться. На самом деле в человеке потенциально представлены уровни эго, соответствующие всем планам сознания низшей сферы вплоть до Верховного разума и любые эмоциональные состояния, желания и стремления, и даже побуждения не обходятся без санкции эго. Человек далеко не всегда это осознаёт, потому что эго всегда старается действовать скрыто – из-за кулис, и у человека возникает иллюзия, что это он сам чего-то хочет или что-то отвергает.
Мы уже прежде упоминали, что человек, исследуя свои различные состояния внутри себя, этим самым формирует «Свидетеля», который является не только проводником влияний его Божественной души – Психического существа, но и каналом, связывающим человека с более высокими планами сознания. При исследовании своих внутренних состояний, искатель должен помнить, что все эти состояния поставляет в той или иной форме его собственное эго (хотя, в действительности, в подавляющем большинстве случаев эго является не собственностью человека, а, напротив – человек является его собственностью). И только благодаря тому, что эго содержит в себе проявления всех планов сознания низшей сферы миров, человек, исследуя свои состояния, может восходить, словно по ступеням, по планам сознания, вплоть до планов богов – планов Верховного разума.
Далее сказать, что без эго невозможна эволюция сознания. Человек, используя проявления эго осознаёт их и этим самым формирует свидетеля и – второе, нейтрализует его. обычно нейтрализация касается вначале более грубых частей эго, а в человеке представлены эго всех планов сознания. и человек, исследуя своё эго, таким образом поднимается по планам сознания вплоть до верховного разума и оказывается у врат супраментальных планов сознания. Таким образом, каждому человеку дано всё необходимое, для того, чтобы он мог участвовать в своей собственной эволюции от человека разумного до гностического существа, домом для которого является всё мироздание.
Источник: Петр Зорин
Обсуждения Внешние и внутренние необходимости