«Чудесен твой лик, о суть ваджрного ума всех Победоносных! Ты практикуешь стиль жизни Реп и поёшь песни глубоко осознанной Дхармы, распространяя их в десяти направлениях! Ты, известный как Дордже Драк, к тебе я взываю».
Пауль Вайбль (из пуджи Карма Пакши)
Речунгпа родился в 1083 году, и ему дали имя Дордже Драк ( «Славный Ваджр» или «Славный Алмаз»). Когда мальчику было всего пять лет, у него умер отец, и мать вышла замуж за отцовского брата. Речунгпа был исключительно одарённым и умным ребёнком, и мать и дядя его обожали. Благодаря своей замечательной памяти Речунгпа мог рассказывать наизусть многие истории, а также поучения из сутр. Он получал щедрые подарки за своё искусство и преумножал доход семьи.
Впервые Речунгпа встретил своего учителя Миларепу, когда ему было всего лишь двенадцать лет. Незадолго до этого у Миларепы было видение женского аспекта тантрического буддизма — Алмазной Свиньи (тиб. Дордже Памо), в котором она предсказала, что у него будет один солнцеподобный, один луноподобный и двадцать три звездоподобных ученика. Повстречать своего луноподобного ученика он должен был — на это указывал сон — в верхней части Гунгтханга.
И вот, следуя совету дакини, Миларепа отправился в Гунгтханг, где, устроившись в одной пещере, стал выполнять свои практики.
Речунгпа пас скотину на лугу недалеко от входа в пещеру, когда услышал чьё-то пение. Он оставил своих животных и пошёл на этот мелодичный голос, который привёл его прямо к Миларепе. Как только Речунгпа увидел великого йогина, в нём возникло состояние ясной осознанности и глубокое чувство благословения. Он испытал великую радость, и в нём зародилось особое доверие к Миларепе. Речунгпа предложил Миларепе все подарки, которые получил ранее за декламацию сутр, и решил остаться с ним, чтобы попросить о поучениях и практиковать медитацию.
Когда Речунгпе было пятнадцать лет, он заболел проказой и решил удалиться от мира, чтобы практиковать в одиночестве. Мимо того места, где он медитировал, проходило пять индийских йогов, и он предложил им цампу (ячменно-масляный чай). Ощущая их великое сочувствие, Речунгпа спросил, не знают ли они какого-нибудь способа, чтобы исцелиться. Один из йогов рассказал ему про индийского учителя Балачандру, который, как он думал, мог бы ему помочь.
Миларепа дал своё согласие на путешествие Речунгпы в Индию, и тот отправился с индийскими йогами на встречу с Балачандрой. Побывав у этого известного учителя, Речунгпа получил посвящение в практику Ваджрапани, стал заниматься ею и спустя некоторое время полностью излечился от болезни. Он вернулся в Тибет, к Миларепе, и продолжил практику в уединении.
Чтобы отблагодарить своего индийского учителя Балачандру, Речунгпа обменял своё наследство и всё, что у него было, на золото и, прибыв в Индию, отдал ему это золото в подарок. На этот раз Речунгпа получил поучения о различных аспектах Гаруды. Балачандра отправил Речунгпу познакомиться с Типупой — необычным буддийским учителем, который встретил Речунгпу очень тепло, как старого друга.
Типупа был первым сыном Марпы, Дхармадоде, — он должен был принять отцовскую линию преемственности. «Типу» означает голубь, и имя это связано со следующим происшествием. Марпа дал своему сыну посвящение в особый вид Пховы, позволяющий переправлять сознание в тело недавно умершего другого существа.
Спустя несколько лет Дхармадоде разбился — его выбросила лошадь из седла. Родные пустились на поиски подходящего человеческого тела, но ничего не нашли, и тогда Дхармадоде перевёл своё сознание в тело только что умершего голубя.
Это событие сопровождалось различными чудесами, и все присутствовавшие видели, как Дхармадоде появился в форме своего Йидама, Хеваджры. Тогда Лама Марпа дал инструкции своему сыну, находившемуся в теле голубя, лететь к одному из мест кремации в Индии, где должны были сжечь тело шестнадцатилетнего юноши.
Сделав это, Дхармадоде переправил своё сознание в тело юноши и таким образом вернулся к человеческой жизни. Типупа встретился со своим новым учителем, Наропой, который явился ему танцующим в воздухе.
В это самое время появился также Тилопа в окружении радужного света.
Наропа сказал ему: «Ты — сын Марпы, Типупа, и у тебя есть моё благословение».
Получив от Типупы поучения, Речунгпа вернулся к Балачандре, а от него направился обратно в Тибет. По пути он встретился с ещё одним учителем, Мирти, который дал ему поучения по «быстрому передвижению». Освоив эту практику, он смог добраться из Индии в Тибет всего за шестеро суток.
Вернувшись в Тибет, он получил от Миларепы «Шесть поучений Наропы» и начал их практиковать. Миларепа пел для Речунгпы много песен, желая пробудить в нём полное понимание природы ума. Многие из этих песен можно найти в сборнике песен Миларепы. Время от времени Речунгпа чувствовал большую гордость за свои достижения в практике. Однажды, находясь в особенном состоянии погружения, он решил, что уже полностью познал природу ума. Затем он подумал, а не достиг ли он уже большего, чем его учитель, Миларепа, и пошёл рассказать ему о своём опыте.
Миларепа сразу же прочитал его мысли и сказал Речунгпе, что его ощущения не такие исключительные, как ему кажется. И в подтверждение своих слов он ударил кулаком по воздуху, произведя при этом звук, а потом оставил отпечаток ладони в скале. Тогда Речунгпа ввёл себя в глубокое состояние медитации, которое ощущал раньше, и, попытавшись оставить отпечаток ладони в скале, только ушиб руку и осознал разницу между своим достижением и уровнем Миларепы.
Однажды Миларепу вызвали на дебаты, потому что посчитали, что он сбивает людей с толку и получает от них подарки, которых не заслуживает. Миларепа заставил клеветников изменить своё мнение своими песнями, а также демонстрацией различных чудес. Но это не удовлетворило Речунгпу, который полагал, что учёных людей нужно побеждать их же методами. Он хотел отправиться в Индию, чтобы освоить логику и искусство ведения дебатов. Миларепа не хотел об этом слышать, но Речунгпа настаивал на своём, и наконец Миларепа разрешил ему идти. Однако на самом деле он посылал своего ученика в Индию не для изучения логики или искусства ведения дебатов, а для получения особенных поучений — поучений Девяти Бесформенных Дакинь. Четыре из них Марпа получил от Наропы, который предсказал, что остальные пять принесёт в Тибет последователь линии Кагью. Миларепа посылал Речунгпу в Индию с тем, чтобы исполнилось это предсказание.
Вместе с переводчиком и другим ламой по имени Читон, Речунгпа сначала отправился в Непал, где их попросили учить. Там он повстречался с непальским сиддхой Мондрол Чунгпой, учеником Типупы. Затем он продолжил путь в Индию, чтобы встретиться с самим Типупой. Он получил от Типупы много поучений, которым следовал в своей практике, в том числе поучения о Бесформенных Дакинях.
Однажды Речунгпа встретился на рынке с очень высоким худым йогином, который пристально посмотрел на Речунгпу и произнёс:
«Какой симпатичный молодой тибетец! Жаль, что тебе осталось жить всего семь дней».
Речунгпа испугался и вернулся к Типупе за советом. Типупа спросил:
«Ты боишься смерти?» «Нет, я не боюсь смерти, — ответил Речунгпа, — но я хочу принести в Тибет поучения о Бесформенных Дакинях. Если же я сейчас умру, от меня никакой пользы не будет».
Типупа отправил Речунгпу к великой йогине Мачиг Друпа Гьялмо. Он получил от неё посвящение на практику Амитаюса — для долгой жизни. Она наказала ему не спать в течение семи суток и непрерывно выполнять эту практику. После этого Реучнгпе явилось видение Амитаюса. Тот дал ему поучения, и препятствие в его жизни было удалено. Мачиг Друпа Гьялмо дала ему также посвящение и практику Гьялвы Гьямцо. Следующей ночью Речунгпе приснился пандита (буддийский учёный), танцующий в небе. Шёл дождь из цветов, и появилось много дакинь, которые сообщили ему, что он действительно получил посвящение, и спели песню.
По дороге на родину, в Тибет, Речунгпа встретил также йогиню Бхариму, близкую ученицу Тилопы, которая дала ему много поучений. Речунгпа решил также попросить у одного йогина-небуддиста поучения по чёрной магии. Получив их, он весьма возгордился своими способностями. Это начало становиться помехой для его духовного развития. До тех пор Миларепа всегда видел Речунгпу в своём самадхи как хрустальную ступу, излучающую свет, а после того как Речунгпа получил поучения по чёрной магии, свет от ступы превратился в красный вихрь. Миларепа понял, что у его любимого ученика есть проблемы, и приготовился встретить его в Тибете.
Речунгпа, со своей стороны, подумал, что теперь-то он может считаться равным Миларепе, поскольку получил в Индии так много особых поучений и посвящений. Он втайне ожидал, что Миларепа ответит ему поклоном на поклон при их первой встрече. Миларепа был прекрасно осведомлён о гордыне ученика и решил сделать очень хитрый ход для того, чтобы его от этого избавить. Во время прогулки с Речунгпой по открытой долине он вызвал бурю. Речунгпа бросился на землю и стал накрываться шёлковым шарфом, пытаясь защититься от града, как вдруг откуда-то донёсся голос Миларепы. Речунгпа оглянулся на окрик и обнаружил, что учитель сидит внутри рога яка и приглашает его присоединиться. Миларепа говорил, что внутри приятно и сухо и хватит места для них обоих. Конечно, Речунгпа не мог забраться внутрь рога яка и тогда он понял, что нечего даже сравнивать свои возможности с возможностями и силой Миларепы. Таким образом, гордость Речунгпы немного успокоилась, хотя полностью ещё пока не исчезла.
Произошло это лишь спустя некоторое время. Миларепа послал Речунгпу раздобыть дров, чтобы того подольше не было рядом. Так Миларепа улучил возможность просмотреть тексты, принесённые Речунгпой из Индии, среди которых нашёл поучения по чёрной магии и прочую бесполезную для принесения помощи другим информацию. Миларепа попросил дакинь сохранить все тексты глубокого содержания, могущие принести пользу существам, а всё остальное сжёг.
Когда Речунгпа вернулся и обнаружил, что Миларепа сжёг его книги, он очень обиделся и чуть не потерял доверие к учителю. Он даже стал подумывать о том, чтобы уйти от Миларепы и вернуться в Индию — к Типупе. Миларепа объяснил ему, что от этих книг нет никакой пользы и что на самом деле имеют значение только практика и постижение природы ума. Но убедить Речунгпу было нелегко.
Чтобы вернуть доверие ученика, Миларепа показал ему много чудес. Он делал своё тело прозрачным и излучал из своих энергетических центров различные Будда-аспекты, летал по воздуху, сотрясал скалы голыми кулаками и делал многое другое. Однако Речунгпу всё это не впечатляло. В конце концов, Миларепа взмыл вверх и улетел, и когда он уже почти скрылся из виду, Речунгпа вдруг понял, какую серьёзную ошибку допустил.
У него возникло безграничное доверие к Миларепе и, в отчаянии, он стал просить учителя простить ему его гордыню. Миларепа посоветовал Речунгпе обратиться к дакиням с просьбой вернуть полезные тексты, которые он потерял. Когда Речунгпа это сделал, тексты чудесным образом снова появились у него в руке.
Речунгпа был преисполнен радости, и у него не осталось ни единого сомнения в том, что Миларепа действительно Будда. Речунгпа остался со своим учителем, служил ему и практиковал с ним в уединении в горах. Вскоре появился солнцеподобный ученик Миларепы, Гампопа. Чтобы определить, кто будет преемником линии передачи его учения, Миларепа попросил своих главных учеников запомнить свои сны. На следующее утро один из его учеников, Шива О, был вне себя от радости. Он увидел солнце, восходящее и растворяющееся в его сердце. Речунгпе приснилось, что он побывал в трёх долинах, громко крича. Гампопа же, наоборот, был расстроен. Ему всю ночь снилось, что он жестоко убивает животных. Тем не менее сон Гампопы говорил о том, что он сможет привести много людей к Освобождению, а также удержать силу линии передачи. Сон Речунгпы означал, что он переродится в трёх разных долинах, так как три раза ослушался Учителя. Он станет великим ламой, который поможет многим существам. Из сна Шивы О Миларепа понял, что, хотя этот ученик и отправится в Чистую Страну, он будет не так много делать для блага других.
Некоторое время спустя Речунгпе приснился сон, что он в Чистой Стране дакинь и Будда Акшобья даёт поучения о жизни Тилопы, Наропы и Марпы. Будда пообещал, что позднее он расскажет о жизни Миларепы, и эта история затмит все остальные, потому что Миларепа достиг полного Просветления всего за одну жизнь. Речунгпа понял этот сон как указание на то, что он должен расспросить Миларепу о его жизни. Во втором сне дакини снова воодушевляли его на это. На следующее утро Речунгпа пошёл к Миларепе и попросил его рассказать полную историю своей жизни так, чтобы можно было её записать.
Поскольку Речунгпа три раза побывал в Индии и получал там глубокие поучения, некоторые из людей, поддерживавших практику Миларепы, подумали, что Речунгпа, должно быть, знает больше. И они стали делать ему больше подарков, чем Миларепе. Это смущало Речунгпу, потому что он понял, что люди не имеют представления о глубине мудрости Миларепы. Не желая становиться соперником Учителю, он всё больше склонялся к тому, чтобы оставить Миларепу и перебраться в Центральный Тибет. Когда Речунгпа спросил у Миларепы на это разрешения, тот сказал своему ученику, что гораздо большего развития он достигнет, если останется рядом с ним. Но Речунгпа упорно придерживался своего решения отправиться в путь: у него ещё было желание посетить места паломничества в Самье и Лхасе, а также места, где жил Марпа.
Речунгпа не оставлял своих планов отправиться в путешествие, и Миларепа в конце концов его отпустил. Тем не менее он предсказал, что Речунгпу укусит сука. Перед отбытием Миларепа дал своему ученику посвящения в различные аспекты Дордже Памо и попросил его практиковать их в течение сорока дней. Миларепа также посоветовал Речунгпе совершить обхождение вокруг пещеры, где он занимался практикой, и перед уходом сделать сто простираний и дарение ста Мандал. Безмерно радуясь предстоящему новому путешествию, Речунгпа позабыл про эти указания Учителя.
Источник: Истина
Обсуждения Великий Йогин Тибета и сын сердца Миларепы Речунгпа