(48) "Удобно усевшись, йог должен зафиксироваться в этой позе и медленно вдыхать воздух через правую ноздрю".
(49) "Затем должна выполняться задержка дыхания, пока воздух не просочится к корням волос и кончикам ногтей.
(49) "Затем должна выполняться задержка дыхания, пока воздух не просочится к корням волос и кончикам ногтей.
Затем следует медленный выдох через левую ноздрю".
(50) "Сурьябхеда превосходна для очищения черепа и для устранения дисбаланса в доше ветра; она уничтожает также глистов. Она должна выполняться снова и снова".
Сурья означает «солнце»; она относится также к пингала нади. Слово бхеда имеет три значения: «тайна», «различение» и «пронзить, постичь». В этой пранаяме за счет вдыхания воздуха через правую ноздрю активизируется пингала нади. Сурьябхеда проникает в пингалу и активирует в этом нади жизненную энергию праны.
Техника 1
Сядьте в удобную медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану).
Расслабьте тело и практикуйте кайя стхайрьям. Выполните насикагра мудру, закрыв левую ноздрю и оставляя правую ноздрю открытой.
Медленно и глубоко вдыхайте через правую ноздрю. В конце вдоха закройте обе ноздри и опустите вниз голову для выполнения джаландхара бандхи. Удерживая воздух внутри, выполните мула бандху. Выполняйте задержку максимально возможное время. Освободитесь от мула бандхи, затем от джаландхара бандхи, а потом поднимите голову.
Оставляя правую ноздрю закрытой, откройте левую ноздрю и медленно выдыхайте через нее. Если необходимо, то между двумя циклами можно сделать несколько обычных вдохов-выдохов; кисти рук должны оставаться расслабленными на коленях, глаза закрытыми, а вы должны быть сконцентрированными на пространстве непосредственно перед закрытыми глазами. Затем выполняйте следующий цикл. Вдыхайте через правую ноздрю, выполняйте задержку дыхания и выдыхайте через левую ноздрю. Выполните до десяти таких циклов.
Сурьябхеда может выполняться также путем вдыхания и выдыхания только через правую ноздрю. Однако, если вы дышите только через правую ноздрю, это может закрыть ида нади и отключить функции левой ноздри. Выдыхая через левую ноздрю, вы высвобождаете энергию и всевозможные нечистоты, которые остаются в иде. Вдыхая через правую ноздрю, вы втягиваете прану в пингалу, а задерживая дыхание после вдоха, удерживаете прану в пингале.
Конечно же, эта пранаяма должна выполняться на пустой желудок и только в том случае, если вас проинструктировал ваш гуру. Если обычно в течение дня ваша пингала нади доминирует, то практиковать пранаяму не советуют. Если поток в пингале присутствует, то ум и органы чувств направлены наружу, функционирует левое полушарие мозга, активной является симпатическая нервная система, и тело разогревается. Нельзя заставлять пингалу работать избыточно, ее функционирование должно быть уравновешено функционированием иды.
В отличие от шодхана пранаямы, которая уравновешивает дыхание и полушария мозга, сурьябхеда в основном воздействует на часть организма. Она стимулирует симпатическую нервную систему и подавляет функции парасимпатической системы.
Сватмарама утверждает, что сурьябхеда устраняет дисбаланс в доше ветра (газов), но она уравновешивает также и другие доши — слизи и желчи. Стимулирование симпатической нервной системы и пингала нади устраняет вялость тела и ума, а тепло, производимое в результате практики, выжигает нечистоты тела. В книге «Гхеранд Самхита» утверждается, что сурьябхеда «предотвращает старение и смерть, увеличивает тепло тела и пробуждает кундалини».
Если эта пранаяма практикуется противоположным образом — вдыхая через левую ноздрю и выдыхая через правую, — то она активизирует ида нади и известна как чандрабхеда пранаяма. В этом тексте про эту пранаяму ничего не написано, поскольку если пробуждена ида, то ум может быть полностью направленным внутрь и тело может впасть в летаргию. Активизировать пингалу посредством сурьябхеда пранаямы совершенно безопасно, но активизация иды посредством применения чандра бхеда пранаямы может оказаться опасной, если только гуру специально не рекомендует ее.
(50) "Сурьябхеда превосходна для очищения черепа и для устранения дисбаланса в доше ветра; она уничтожает также глистов. Она должна выполняться снова и снова".
Сурья означает «солнце»; она относится также к пингала нади. Слово бхеда имеет три значения: «тайна», «различение» и «пронзить, постичь». В этой пранаяме за счет вдыхания воздуха через правую ноздрю активизируется пингала нади. Сурьябхеда проникает в пингалу и активирует в этом нади жизненную энергию праны.
Техника 1
Сядьте в удобную медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану).
Расслабьте тело и практикуйте кайя стхайрьям. Выполните насикагра мудру, закрыв левую ноздрю и оставляя правую ноздрю открытой.
Медленно и глубоко вдыхайте через правую ноздрю. В конце вдоха закройте обе ноздри и опустите вниз голову для выполнения джаландхара бандхи. Удерживая воздух внутри, выполните мула бандху. Выполняйте задержку максимально возможное время. Освободитесь от мула бандхи, затем от джаландхара бандхи, а потом поднимите голову.
Оставляя правую ноздрю закрытой, откройте левую ноздрю и медленно выдыхайте через нее. Если необходимо, то между двумя циклами можно сделать несколько обычных вдохов-выдохов; кисти рук должны оставаться расслабленными на коленях, глаза закрытыми, а вы должны быть сконцентрированными на пространстве непосредственно перед закрытыми глазами. Затем выполняйте следующий цикл. Вдыхайте через правую ноздрю, выполняйте задержку дыхания и выдыхайте через левую ноздрю. Выполните до десяти таких циклов.
Сурьябхеда может выполняться также путем вдыхания и выдыхания только через правую ноздрю. Однако, если вы дышите только через правую ноздрю, это может закрыть ида нади и отключить функции левой ноздри. Выдыхая через левую ноздрю, вы высвобождаете энергию и всевозможные нечистоты, которые остаются в иде. Вдыхая через правую ноздрю, вы втягиваете прану в пингалу, а задерживая дыхание после вдоха, удерживаете прану в пингале.
Конечно же, эта пранаяма должна выполняться на пустой желудок и только в том случае, если вас проинструктировал ваш гуру. Если обычно в течение дня ваша пингала нади доминирует, то практиковать пранаяму не советуют. Если поток в пингале присутствует, то ум и органы чувств направлены наружу, функционирует левое полушарие мозга, активной является симпатическая нервная система, и тело разогревается. Нельзя заставлять пингалу работать избыточно, ее функционирование должно быть уравновешено функционированием иды.
В отличие от шодхана пранаямы, которая уравновешивает дыхание и полушария мозга, сурьябхеда в основном воздействует на часть организма. Она стимулирует симпатическую нервную систему и подавляет функции парасимпатической системы.
Сватмарама утверждает, что сурьябхеда устраняет дисбаланс в доше ветра (газов), но она уравновешивает также и другие доши — слизи и желчи. Стимулирование симпатической нервной системы и пингала нади устраняет вялость тела и ума, а тепло, производимое в результате практики, выжигает нечистоты тела. В книге «Гхеранд Самхита» утверждается, что сурьябхеда «предотвращает старение и смерть, увеличивает тепло тела и пробуждает кундалини».
Если эта пранаяма практикуется противоположным образом — вдыхая через левую ноздрю и выдыхая через правую, — то она активизирует ида нади и известна как чандрабхеда пранаяма. В этом тексте про эту пранаяму ничего не написано, поскольку если пробуждена ида, то ум может быть полностью направленным внутрь и тело может впасть в летаргию. Активизировать пингалу посредством сурьябхеда пранаямы совершенно безопасно, но активизация иды посредством применения чандра бхеда пранаямы может оказаться опасной, если только гуру специально не рекомендует ее.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Сурья бхедана пранаяма