Недавно я слышала от одного коуча такое яркое высказывание о своей работе. Свою работу он сравнивает с работой кукловода, но "задача коуча, в отличие от кукловода научить своего подопечного ходить самостоятельно, добиться того, что когда будут перерезаны ниточки, подопечный не упал, а обрел независимость".
Но даже с таким подходом мы не можем согласиться, так как мы изначально воспринимаем клиента как равного партнера, обладающего внутренним знанием в виде потенциала. Коуч создает условия, побуждает клиента к расширению сознания и их совместную деятельность можно назвать сотворчеством. Потенциал - это зерно, которому предстоит раскрыться!
В своей работе коуч руководствуется следующими принципами:
Принцип осознанности и ответственности
Осознанность включает в себя ответственность. Важно перейти от мотивации "избегания неудач" к мотивации "достижения успеха", изменение движения "от" на движение "к". Главное - человек должен взять ответственность на себя за все, что происходит с ним в жизни и перестать быть жертвой обстоятельств в своих представлениях и ощущениях действительности. А в профессиональной деятельности взять ответственность за результат своей деятельности на себя, не перекладывать ответственность на другого и не обвинять в своих ошибках других.
Принцип единства и взаимосвязи
Здесь применим "закон единого поля". Позитивные результаты в одной сфере деятельности приводят к достижениям в других. Проработка личностных проблем во взаимоотношениях, например, с персоналом влияет на другие виды деятельности. Позитивное отношение к жизни и к себе можно сравнить с парусом корабля, которое приводить к гармонизации внутреннего и внешнего мира.
Принцип маятника
Формирование гибкости мышления, осознание стереотипов и алгоритмов своего поведения. Практика показывает, что почти каждый испытывает большие затруднения при попытке сделать что-то новое, изменить себя. Совместно с коучем разрабатывается поэтапное формирование новой стратегии и тактики. Осознание собственной стратегии успеха.
Принцип равенства
Коммуникативное сотрудничество, так называемые - субъект-субъектные отношения. Метод коучинга направлен на формирование партнерских отношений между коучем и руководителем, также внутри фирмы и с клиентами.
Принцип иерархичности развития
Развитие каждой личности происходит поэтапно и соответствует определенному уровню. Эгоцентрический уровень, основной смысл действий человека - личная выгода, окружающие воспринимаются как помогающие, либо враги. Другой человек не воспринимается как самоценность, а как объект, это субъект-объектные отношения. Это первый уровень. Стиль поведения - манипулирование.
На втором уровне человек отождествляет себя с группой, и в его действиях проявляются интересы группы. Делит людей на своих и чужих. Стиль поведения - конкуренция с другими, но возможно сотрудничество со своими коллегами по работе, например. Это группоцентрический уровень.
Третий уровень - общечеловеческий. Деятельность личности направлена на благо другим людям, даже лично не знакомым, обществу, человечеству. Стиль взаимоотношений - Сотрудничество, в высшем проявлении - сотворчество. Коуч внимательно изучает смысловую сферу личности, помогает осознать главные цели, но трудно представить себе возможную эффективную работу, если коуч находится на уровне развития собственной личности ниже, чем уровень развития клиента.
Каковы психологические и профессиональные характеристики коуча?
Существует мнение, что коуч должен быть профессионалом, экспертом в той области, в которой он осуществляет коучинг. Мое мнение противоположное: гарантией высокой результативности являются его свежий незашоренный взгляд и его личностные качества, а главное - умение провести грамотный коучинг.
Коуч должен помочь своему клиенту стать самодостаточной личностью, конечно же, он сам должен являться таковым. По А.Маслоу такая личность называется самоактуализирующейся. Хотелось бы напомнить психологические характеристики самоактуализирующейся личности:
активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
принятие себя и других людей такими, какие они есть;
непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, а не на внутреннем мире, собственных чувствах и переживаниях;
обладание чувством юмора;
развитые творческие способности;
непринятие условностей, но без показного их игнорирования;
способность к глубокому пониманию жизни;
установление с окружающими людьми, хотя не со всеми, доброжелательных личных взаимоотношений;
способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее с объективной точки зрения, беспристрастно.
К особенностям социального поведения самоактуализирующейся личности относятся:
- предпочтение тому, чтобы брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
- непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;
- предпочтение в жизни новых, непроторенных путей;
- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение большинства, традиции или условности, позицию авторитетных людей;
- открытое, честное поведение во всех ситуациях;
- готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей, если собственные взгляды не согласуются с их мнением;
- приложение максимума усилий для достижения поставленной цели;
- умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.
Мы называем все вышеперечисленные качества и особенности поведения психологической компетентностью и осознанностью. Чтобы быть успешным в бизнесе нужно быть уверенным в себе, уверенным в выбранном направлении деятельности, жизненном пути.
Под осознанностью мы понимаем осознание личной миссии, главной жизненной цели, смысла жизни и своей деятельности. Личность выходит на новый уровень развития после осознания своей миссии, обретает гармонию, высокая цель направленная на общечеловеческое благо как бы освещает жизненный путь и всю деятельность человека, а во внешнем проявлении уходит суетливость, проявляется уверенность и он осознает свободу своего выбора. Самоосознающий человек - человек свободный. И поэтому наш подход мы называем экзистенциальным. Но важно отметить, что с развитием личности цель, личная миссия может меняться, то есть она не является жесткой и постоянной.
В своей работе коуч руководствуется следующими принципами:
Принцип осознанности и ответственности
Осознанность включает в себя ответственность. Важно перейти от мотивации "избегания неудач" к мотивации "достижения успеха", изменение движения "от" на движение "к". Главное - человек должен взять ответственность на себя за все, что происходит с ним в жизни и перестать быть жертвой обстоятельств в своих представлениях и ощущениях действительности. А в профессиональной деятельности взять ответственность за результат своей деятельности на себя, не перекладывать ответственность на другого и не обвинять в своих ошибках других.
Принцип единства и взаимосвязи
Здесь применим "закон единого поля". Позитивные результаты в одной сфере деятельности приводят к достижениям в других. Проработка личностных проблем во взаимоотношениях, например, с персоналом влияет на другие виды деятельности. Позитивное отношение к жизни и к себе можно сравнить с парусом корабля, которое приводить к гармонизации внутреннего и внешнего мира.
Принцип маятника
Формирование гибкости мышления, осознание стереотипов и алгоритмов своего поведения. Практика показывает, что почти каждый испытывает большие затруднения при попытке сделать что-то новое, изменить себя. Совместно с коучем разрабатывается поэтапное формирование новой стратегии и тактики. Осознание собственной стратегии успеха.
Принцип равенства
Коммуникативное сотрудничество, так называемые - субъект-субъектные отношения. Метод коучинга направлен на формирование партнерских отношений между коучем и руководителем, также внутри фирмы и с клиентами.
Принцип иерархичности развития
Развитие каждой личности происходит поэтапно и соответствует определенному уровню. Эгоцентрический уровень, основной смысл действий человека - личная выгода, окружающие воспринимаются как помогающие, либо враги. Другой человек не воспринимается как самоценность, а как объект, это субъект-объектные отношения. Это первый уровень. Стиль поведения - манипулирование.
На втором уровне человек отождествляет себя с группой, и в его действиях проявляются интересы группы. Делит людей на своих и чужих. Стиль поведения - конкуренция с другими, но возможно сотрудничество со своими коллегами по работе, например. Это группоцентрический уровень.
Третий уровень - общечеловеческий. Деятельность личности направлена на благо другим людям, даже лично не знакомым, обществу, человечеству. Стиль взаимоотношений - Сотрудничество, в высшем проявлении - сотворчество. Коуч внимательно изучает смысловую сферу личности, помогает осознать главные цели, но трудно представить себе возможную эффективную работу, если коуч находится на уровне развития собственной личности ниже, чем уровень развития клиента.
Каковы психологические и профессиональные характеристики коуча?
Существует мнение, что коуч должен быть профессионалом, экспертом в той области, в которой он осуществляет коучинг. Мое мнение противоположное: гарантией высокой результативности являются его свежий незашоренный взгляд и его личностные качества, а главное - умение провести грамотный коучинг.
Коуч должен помочь своему клиенту стать самодостаточной личностью, конечно же, он сам должен являться таковым. По А.Маслоу такая личность называется самоактуализирующейся. Хотелось бы напомнить психологические характеристики самоактуализирующейся личности:
активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
принятие себя и других людей такими, какие они есть;
непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, а не на внутреннем мире, собственных чувствах и переживаниях;
обладание чувством юмора;
развитые творческие способности;
непринятие условностей, но без показного их игнорирования;
способность к глубокому пониманию жизни;
установление с окружающими людьми, хотя не со всеми, доброжелательных личных взаимоотношений;
способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее с объективной точки зрения, беспристрастно.
К особенностям социального поведения самоактуализирующейся личности относятся:
- предпочтение тому, чтобы брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
- непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;
- предпочтение в жизни новых, непроторенных путей;
- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение большинства, традиции или условности, позицию авторитетных людей;
- открытое, честное поведение во всех ситуациях;
- готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей, если собственные взгляды не согласуются с их мнением;
- приложение максимума усилий для достижения поставленной цели;
- умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.
Мы называем все вышеперечисленные качества и особенности поведения психологической компетентностью и осознанностью. Чтобы быть успешным в бизнесе нужно быть уверенным в себе, уверенным в выбранном направлении деятельности, жизненном пути.
Под осознанностью мы понимаем осознание личной миссии, главной жизненной цели, смысла жизни и своей деятельности. Личность выходит на новый уровень развития после осознания своей миссии, обретает гармонию, высокая цель направленная на общечеловеческое благо как бы освещает жизненный путь и всю деятельность человека, а во внешнем проявлении уходит суетливость, проявляется уверенность и он осознает свободу своего выбора. Самоосознающий человек - человек свободный. И поэтому наш подход мы называем экзистенциальным. Но важно отметить, что с развитием личности цель, личная миссия может меняться, то есть она не является жесткой и постоянной.
Обсуждения Философия коучинга