Жизненную направленность и судьбу каждого ребенка во многом определяют его родители и педагоги, но далеко не все из них способны развить в нем стремление к красоте, воспитать внутреннюю культуру и облагородить душу. Здесь как раз тот случай, когда одного искреннего желания воспитать человека явно недостаточно.
В целом родители заняты материальным обустройством жизни. Их благие и высокие побуждения относительно воспитания, как правило, не наполнены делами, не опираются на постоянный, умелый и систематический труд. Родители, в сущности, мало сведущи в вопросах воспитания и детской психологии, воспитывают не целенаправленно и планомерно, а спонтанно, от случая к случаю, по своему разумению и настроению. При недостаточной работе с детьми воспитание постепенно обретает насильственно-принудительный характер. При этом, как правило, плохо используется профилактический потенциал воспитания, когда комплекс знаний, своевременно вложенных в сознание ребенка упреждает, тормозит и нейтрализует большинство негативных желаний и устремлений. Взрослыми не редко забывается, что только качественная передача взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно-нравственных знаний, дает им впоследствии моральное право требовать и ожидать от ребенка обдуманного поведения, а также красоты и разумности в мыслях и чувствах.
Здесь стоит отметить удивительную недальновидность некоторых родителей. В каждодневной жизни они способны трезво рассчитать свои финансовые и материальные выгоды, выискать пути к большим доходам и экономии средств. И при этом, из их поля зрения зачастую ускользают гигантские выгоды и дивиденды от личных сердечных вложений в грамотное, поэтапное, системное воспитание ребенка. Сколько тысяч долларов стоят тысячи дней, проведенных в теплой семейной атмосфере, наполненной гармонией, радостью, взаимопониманием, токами прекрасных чувств и мыслей? Во сколько оценить десятилетия уютной старости, обласканной искренней любовью, вниманием и заботой умело воспитанных детей? Может быть, сотворение прекрасного в человеке – это своеобразный процесс высокого искусства, создание родителем бесценного, радующего душу произведения для себя, для близких, для потомков?
Хорошо, если волею судьбы или по стечению обстоятельств ребенку повезет и наставники, выводящие его в жизнь, окажутся ответственными воспитателями и культурными людьми, на которых можно равняться и с кого можно брать пример. А если нет? Что тогда? От кого ребенку получать возвышенные знания и науку о человечности? Кто с ранних лет подведет его к прекрасному, поможет утонченно чувствовать и воспринимать окружающее, научит ценить добро, глубоко понимать людей и свой внутренний мир? Кто сможет умелым воспитанием сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни? Как помочь ребенку восполнить нехватку извечных и крайне необходимых общечеловеческих знаний?
Немало родителей, решивших взяться за воспитание детей всерьез и надолго, часто сталкиваются с рядом существенных затруднений. Многомесячное, планомерное и целенаправленное воспитание без серьезной подготовительной работы и затрат времени – задача трудноосуществимая. Необходимо составить программу, набросать тезисы к каждой воспитательной беседе, найти и подобрать к ней малые литературные произведения, примеры из жизни, суметь широко раскрыть затрагиваемую тему, объясняя порой сложные категории доходчиво, лаконично, увлекательно. Но многие ли родители, будучи занятыми людьми, готовы и способны справиться с такой задачей? Готовы ли они пожертвовать свободным временем и каждодневно прилагать усилия в этом направлении?..
Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. Это не трудно увидеть по чувству вины, сочувствию и прочим проявлениям. Не воспользоваться врожденным чувством красоты и не развить его – является недопустимой халатностью со стороны воспитателя. Ведь именно это чувство, будучи развитым, дает стойкое неприятие и отторжение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает нас к человечности и культурным проявлениям.
И все же для постоянства и упорства в воплощении идей блага в жизнь, чувства красоты было бы недостаточно. Требуется еще устремляющая сила веры, убежденности, правоты, которая возникает благодаря осознанию, когда знания, будучи прочувствованными, проникают до глубины души и тем самым привносят в нее новые элементы и возможности. Для развития воли устремляющей к добру, для формирования прочного нравственного стержня и иммунитета от всего негативного требуется не только осмысление и принятие знаний к сердцу, но и их закрепление путем практического применения в каждодневной жизни. Теоретические достижения без закалки, через практику и жизненный труд, всегда оказываются недолговечными и неэффективными.
Люди, умеющие познавать мир через ощущения, имеющие развитое интуитивное восприятие окружающего, несомненно, согласятся с тем, что принятые человечеством моральные принципы, нормы и правила, а также нравственные убеждения берут начало в неком скрытом духовном бытии, в сфере незримой реальности, где сосредоточены абсолютные Красота, Истина, Добро. Подсознательное памятование об этих абсолютных прототипах толкает человека к неустанному поиску и воплощению прекрасного на земле, а желание «быть в ладах со своей душой» заставляет его следовать по жизни, стараясь соблюсти писаные и неписаные законы и правила морали.
Без рассмотрения скрытых основ жизни лежащих в области духовного бытия, а также без раскрытия перед ребенком причин, возможных последствий и перспектив, знание о добре и зле окажется неполным, будет казаться отвлеченным и частично лишенным смысла. Убедить ребенка в исключительной практичности и жизненной необходимости любви, добра, и других нравственных категорий, вдохновить его на действенное стремление и служение красоте, можно лишь проведя линию жизни за пределы ограниченного физического существования, туда, где каждого достойного ждет таинственный наполненный чудесами и возможностями сказочный непреходящий мир. Это очень важная предпосылка воспитания. Известно, что старания во имя чего-то краткого и скоротечного, так или иначе, обесцениваются и кажутся малозначимыми и бессмысленными. Самосовершенствование для жизни в сказочной вечности несравненно более привлекательно для любого человека, чем совершенствование ради десятилетий земной жизни, уже к тому же известной своими трудностями и ограничениями.
Желание ребенка когда-нибудь достигнуть красот Высшего мира является, по сути, единственным стимулом для его длительной и кропотливой работы над собой. Этому желанию очень способствует «не закрытое» толщей интеллекта подсознание. Именно «не выключенная» до конца память души помогает ребенку без устали рваться к утерянной сказке и порой искренне верить в самое невероятное. Но стремление к далекой идеальной жизни, способствующее духовно-нравственному росту, легко уязвимо. Оно подавляется и вытесняется взращиванием у ребенка жажды к близким и видимым земным благам, навязыванием небесспорных и весьма условных обывательских формул земного успеха и счастья. Под давлением взрослого рассудка и воли, высокая мечта разменивается на пустяки и превращается в мелкие и будничные мечтания, а понятие о счастье приобретает приземленные житейские очертания.
Могут ли вдохновить ребенка на тяжелый непрекращающийся подвиг самосовершенствования временные земные радости и утехи, которые к тому же добываются огромными трудозатратами? Романтика, мечтателя и идеалиста коим является ребенок, вряд ли может по-настоящему увлечь земной "свет в беспросветности". Скорее всего, попав в сети взрослой ограниченной рассудительности, ребенок просто перестанет летать душой. Нагруженный не по годам взрослым реализмом, он внутренне сломается, смирится и примет чуждое ему взрослое мировосприятие. Потом последует погружение в обыденность, в которой будут выискиваться для себя мелкие радости, и мало-помалу произойдет насыщение абсолютным злом – разрушительным эгоизмом.
Некоторая категория людей, выступая за нравственное воспитание, в то же время упорно пренебрегают духовным образованием. Эти люди предпочитают обойти молчанием область духовных знаний человечества, которые по сути дела легли в основу общечеловеческой морали, обуздали дикие нравы прошлых времен, на тысячелетия сформировали нравственные устои в общественных отношениях. Их не заботит, что изъятие из воспитания духовной составляющей, схоже с беспечным строительством дома на песке. Ведь возведенная таким образом бездуховная нравственность окажется непрочной, шаткой и не выдержит испытания временем. К сожалению, рамки данной книги не позволяют полноценно осветить законы духовного бытия. К тому же эта область требует особо деликатного подхода и рассмотрения. Лишь там, где это необходимо и важно в воспитательных целях, где нравственные требования должны быть укреплены практичностью, приводятся пояснения в виде обобщенных и сжатых духовных знаний.
Следует особо отметить, что разделы бесед тесно взаимосвязаны, и размещены в строго определенной последовательности. Беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия. Беседы о Высшем раскрывают смысл самосовершенствования через общее духовное просвещение. Базовые духовные знания раскрывают перед ребенком красоту неземную, таинственную, манящую сказочными возможностями и исполнением заветных желаний. Эта красота призвана вдохновить ребенка на преображение всего негативного в себе, быть мечтой и путеводной звездой в его жизни. Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви, как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и благое. Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают разобраться ребенку в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и окружающем его мире. Беседы о мышлении предлагают ребенку научиться правильно пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности. Беседы о мудром знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом который пригодится на долгом жизненном пути любому ребенку.
Пять советов родителям по занятиям с детьми
Ребенок – это личность, во многом превосходящая взрослого.
Процесс взросления – это, скорее, раскрытие имеющегося потенциала,
нежели его накапливание путем опыта и знаний.
1. Проводить занятие с детьми лучше перед сном, так как:
а) дети активны, ибо хотят оттянуть время сна;
б) они знают о предстоящем сне и не думают об играх и других развлечениях;
в) перед сном у них есть время поразмыслить о беседе;
г) при засыпании с мыслями о беседе, полученный опыт закладывается в подсознание.
2. Подытожить беседу и дать определение ее сути в виде краткой, яркой и емкой фразы-формулы из нескольких слов, к которой можно было бы возвращаться и впредь, так как:
а) "свертывание" или "сжатие" объема полученных знаний способствует синтетичности мышления;
б) самостоятельно придуманная ребенком формула особо близка его сердцу личными ассоциациями, а потому запоминаема и доходчива;
в) сжатую формулу легко надолго запомнить и развернуть знания в случае необходимости;
Желательно, чтобы ребенок придумывал формулу сам, лишь при незначительной лексической и смысловой помощи родителей.
3. Придумать несложный символ беседы, то есть обобщить и сжать информацию в ассоциативный образ. Предложить ребенку зарисовать его. Рисунок можно подписать фразой-формулой и вывесить на видное место, так как благодаря этому:
а) совершенствуется образное творчество;
б) задействуются возможности и резервы зрительной памяти;
в) активизируется ассоциативное восприятие, мышление и память;
г) полученные знания лучше припоминаются.
4. Продумать и спланировать в течение дня несколько ситуаций, дающих ребенку возможность использовать знания беседы в деле и закрепить их на практике, так как:
а) закрепление на практике – наиважнейший способ закрепления знаний, во время которого происходит сжатие и кристаллизация энергий;
б) напряженный благодетельный труд, нагнетая энергии, способствует долговременному и устойчивому отложению полученного опыта в духовном начале человека;
в) гармоничное сочетание мысли, слов и дела – самый мощный сплав, формирующий нравственный стержень личности.
5. Не пользоваться искренностью ребенка для критики. Искренне и уважительно относиться к мнению ребенка.
Отрицательные примеры показывать предпочтительно на постороннем, положительные желательно припоминать из жизни ребенка. Во время беседы лишь делиться своим мнением Навязанное родительское мнение чаще всего деформирует и травмирует внутренний мир ребенка. Внутреннее напряжение ребенка, сформированное активным и беспринципным родительским вмешательством, прорывается почти всегда и, как правило, через годы. За всяким напряжением следует разрядка.
Здесь стоит отметить удивительную недальновидность некоторых родителей. В каждодневной жизни они способны трезво рассчитать свои финансовые и материальные выгоды, выискать пути к большим доходам и экономии средств. И при этом, из их поля зрения зачастую ускользают гигантские выгоды и дивиденды от личных сердечных вложений в грамотное, поэтапное, системное воспитание ребенка. Сколько тысяч долларов стоят тысячи дней, проведенных в теплой семейной атмосфере, наполненной гармонией, радостью, взаимопониманием, токами прекрасных чувств и мыслей? Во сколько оценить десятилетия уютной старости, обласканной искренней любовью, вниманием и заботой умело воспитанных детей? Может быть, сотворение прекрасного в человеке – это своеобразный процесс высокого искусства, создание родителем бесценного, радующего душу произведения для себя, для близких, для потомков?
Хорошо, если волею судьбы или по стечению обстоятельств ребенку повезет и наставники, выводящие его в жизнь, окажутся ответственными воспитателями и культурными людьми, на которых можно равняться и с кого можно брать пример. А если нет? Что тогда? От кого ребенку получать возвышенные знания и науку о человечности? Кто с ранних лет подведет его к прекрасному, поможет утонченно чувствовать и воспринимать окружающее, научит ценить добро, глубоко понимать людей и свой внутренний мир? Кто сможет умелым воспитанием сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни? Как помочь ребенку восполнить нехватку извечных и крайне необходимых общечеловеческих знаний?
Немало родителей, решивших взяться за воспитание детей всерьез и надолго, часто сталкиваются с рядом существенных затруднений. Многомесячное, планомерное и целенаправленное воспитание без серьезной подготовительной работы и затрат времени – задача трудноосуществимая. Необходимо составить программу, набросать тезисы к каждой воспитательной беседе, найти и подобрать к ней малые литературные произведения, примеры из жизни, суметь широко раскрыть затрагиваемую тему, объясняя порой сложные категории доходчиво, лаконично, увлекательно. Но многие ли родители, будучи занятыми людьми, готовы и способны справиться с такой задачей? Готовы ли они пожертвовать свободным временем и каждодневно прилагать усилия в этом направлении?..
Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. Это не трудно увидеть по чувству вины, сочувствию и прочим проявлениям. Не воспользоваться врожденным чувством красоты и не развить его – является недопустимой халатностью со стороны воспитателя. Ведь именно это чувство, будучи развитым, дает стойкое неприятие и отторжение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает нас к человечности и культурным проявлениям.
И все же для постоянства и упорства в воплощении идей блага в жизнь, чувства красоты было бы недостаточно. Требуется еще устремляющая сила веры, убежденности, правоты, которая возникает благодаря осознанию, когда знания, будучи прочувствованными, проникают до глубины души и тем самым привносят в нее новые элементы и возможности. Для развития воли устремляющей к добру, для формирования прочного нравственного стержня и иммунитета от всего негативного требуется не только осмысление и принятие знаний к сердцу, но и их закрепление путем практического применения в каждодневной жизни. Теоретические достижения без закалки, через практику и жизненный труд, всегда оказываются недолговечными и неэффективными.
Люди, умеющие познавать мир через ощущения, имеющие развитое интуитивное восприятие окружающего, несомненно, согласятся с тем, что принятые человечеством моральные принципы, нормы и правила, а также нравственные убеждения берут начало в неком скрытом духовном бытии, в сфере незримой реальности, где сосредоточены абсолютные Красота, Истина, Добро. Подсознательное памятование об этих абсолютных прототипах толкает человека к неустанному поиску и воплощению прекрасного на земле, а желание «быть в ладах со своей душой» заставляет его следовать по жизни, стараясь соблюсти писаные и неписаные законы и правила морали.
Без рассмотрения скрытых основ жизни лежащих в области духовного бытия, а также без раскрытия перед ребенком причин, возможных последствий и перспектив, знание о добре и зле окажется неполным, будет казаться отвлеченным и частично лишенным смысла. Убедить ребенка в исключительной практичности и жизненной необходимости любви, добра, и других нравственных категорий, вдохновить его на действенное стремление и служение красоте, можно лишь проведя линию жизни за пределы ограниченного физического существования, туда, где каждого достойного ждет таинственный наполненный чудесами и возможностями сказочный непреходящий мир. Это очень важная предпосылка воспитания. Известно, что старания во имя чего-то краткого и скоротечного, так или иначе, обесцениваются и кажутся малозначимыми и бессмысленными. Самосовершенствование для жизни в сказочной вечности несравненно более привлекательно для любого человека, чем совершенствование ради десятилетий земной жизни, уже к тому же известной своими трудностями и ограничениями.
Желание ребенка когда-нибудь достигнуть красот Высшего мира является, по сути, единственным стимулом для его длительной и кропотливой работы над собой. Этому желанию очень способствует «не закрытое» толщей интеллекта подсознание. Именно «не выключенная» до конца память души помогает ребенку без устали рваться к утерянной сказке и порой искренне верить в самое невероятное. Но стремление к далекой идеальной жизни, способствующее духовно-нравственному росту, легко уязвимо. Оно подавляется и вытесняется взращиванием у ребенка жажды к близким и видимым земным благам, навязыванием небесспорных и весьма условных обывательских формул земного успеха и счастья. Под давлением взрослого рассудка и воли, высокая мечта разменивается на пустяки и превращается в мелкие и будничные мечтания, а понятие о счастье приобретает приземленные житейские очертания.
Могут ли вдохновить ребенка на тяжелый непрекращающийся подвиг самосовершенствования временные земные радости и утехи, которые к тому же добываются огромными трудозатратами? Романтика, мечтателя и идеалиста коим является ребенок, вряд ли может по-настоящему увлечь земной "свет в беспросветности". Скорее всего, попав в сети взрослой ограниченной рассудительности, ребенок просто перестанет летать душой. Нагруженный не по годам взрослым реализмом, он внутренне сломается, смирится и примет чуждое ему взрослое мировосприятие. Потом последует погружение в обыденность, в которой будут выискиваться для себя мелкие радости, и мало-помалу произойдет насыщение абсолютным злом – разрушительным эгоизмом.
Некоторая категория людей, выступая за нравственное воспитание, в то же время упорно пренебрегают духовным образованием. Эти люди предпочитают обойти молчанием область духовных знаний человечества, которые по сути дела легли в основу общечеловеческой морали, обуздали дикие нравы прошлых времен, на тысячелетия сформировали нравственные устои в общественных отношениях. Их не заботит, что изъятие из воспитания духовной составляющей, схоже с беспечным строительством дома на песке. Ведь возведенная таким образом бездуховная нравственность окажется непрочной, шаткой и не выдержит испытания временем. К сожалению, рамки данной книги не позволяют полноценно осветить законы духовного бытия. К тому же эта область требует особо деликатного подхода и рассмотрения. Лишь там, где это необходимо и важно в воспитательных целях, где нравственные требования должны быть укреплены практичностью, приводятся пояснения в виде обобщенных и сжатых духовных знаний.
Следует особо отметить, что разделы бесед тесно взаимосвязаны, и размещены в строго определенной последовательности. Беседы о красоте учат видеть и ценить красоту и избегать безобразия. Беседы о Высшем раскрывают смысл самосовершенствования через общее духовное просвещение. Базовые духовные знания раскрывают перед ребенком красоту неземную, таинственную, манящую сказочными возможностями и исполнением заветных желаний. Эта красота призвана вдохновить ребенка на преображение всего негативного в себе, быть мечтой и путеводной звездой в его жизни. Беседы о сердце и любви раскрывают значение сердечности и любви, как основ человеческой жизни, из которых берет начало все созидательное и благое. Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают разобраться ребенку в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей совершенствования, посредством которой осуществляется созидательное творчество, достигается красота и гармония, как в человеке, так и окружающем его мире. Беседы о мышлении предлагают ребенку научиться правильно пользоваться умом – инструментом познания и строительства жизни, лучше узнать об особенностях и возможностях умственной деятельности. Беседы о мудром знакомят ребенка с жизненным опытом человечества, опытом который пригодится на долгом жизненном пути любому ребенку.
Пять советов родителям по занятиям с детьми
Ребенок – это личность, во многом превосходящая взрослого.
Процесс взросления – это, скорее, раскрытие имеющегося потенциала,
нежели его накапливание путем опыта и знаний.
1. Проводить занятие с детьми лучше перед сном, так как:
а) дети активны, ибо хотят оттянуть время сна;
б) они знают о предстоящем сне и не думают об играх и других развлечениях;
в) перед сном у них есть время поразмыслить о беседе;
г) при засыпании с мыслями о беседе, полученный опыт закладывается в подсознание.
2. Подытожить беседу и дать определение ее сути в виде краткой, яркой и емкой фразы-формулы из нескольких слов, к которой можно было бы возвращаться и впредь, так как:
а) "свертывание" или "сжатие" объема полученных знаний способствует синтетичности мышления;
б) самостоятельно придуманная ребенком формула особо близка его сердцу личными ассоциациями, а потому запоминаема и доходчива;
в) сжатую формулу легко надолго запомнить и развернуть знания в случае необходимости;
Желательно, чтобы ребенок придумывал формулу сам, лишь при незначительной лексической и смысловой помощи родителей.
3. Придумать несложный символ беседы, то есть обобщить и сжать информацию в ассоциативный образ. Предложить ребенку зарисовать его. Рисунок можно подписать фразой-формулой и вывесить на видное место, так как благодаря этому:
а) совершенствуется образное творчество;
б) задействуются возможности и резервы зрительной памяти;
в) активизируется ассоциативное восприятие, мышление и память;
г) полученные знания лучше припоминаются.
4. Продумать и спланировать в течение дня несколько ситуаций, дающих ребенку возможность использовать знания беседы в деле и закрепить их на практике, так как:
а) закрепление на практике – наиважнейший способ закрепления знаний, во время которого происходит сжатие и кристаллизация энергий;
б) напряженный благодетельный труд, нагнетая энергии, способствует долговременному и устойчивому отложению полученного опыта в духовном начале человека;
в) гармоничное сочетание мысли, слов и дела – самый мощный сплав, формирующий нравственный стержень личности.
5. Не пользоваться искренностью ребенка для критики. Искренне и уважительно относиться к мнению ребенка.
Отрицательные примеры показывать предпочтительно на постороннем, положительные желательно припоминать из жизни ребенка. Во время беседы лишь делиться своим мнением Навязанное родительское мнение чаще всего деформирует и травмирует внутренний мир ребенка. Внутреннее напряжение ребенка, сформированное активным и беспринципным родительским вмешательством, прорывается почти всегда и, как правило, через годы. За всяким напряжением следует разрядка.
Обсуждения Философия для детей