"Ваше бессознательное знает все — может быть, даже больше, чем сознательный ум, и оно скрывает от вас, от вашего сознательного ума все, что вам не следовало бы, как оно считает, осознавать.".
Эта цитата, как нельзя лучше, описывает бессознательное таким, каким его представлял Милтон Эриксон.
Эта цитата, как нельзя лучше, описывает бессознательное таким, каким его представлял Милтон Эриксон.
Милтон Эриксон получил классическое психиатрическое образование. Он думал, что фрейдистская теория бессознательного гораздо шире, чем считалось на тот момент. Милтон Эриксон первый подал такую мысль, что бессознательное - это дружественная и вспомогательная часть. И если Вы можете добиться какого-то общения со своим бессознательным, тогда терапия идет легче и быстрее...
Люди не всегда говорили, используя конкретные лингвистические формы. И не всегда при помощи слов можно точно выразить идею. Первобытные люди общались с помощью жестов и мимики, других невербальных приемов. Они точно понимали друг друга. Даже современный человек при общении получает большое количество информации из невербального поведения собеседника. Можно сказать, что много информации мы обрабатываем бессознательно. Сознание является ограниченным феноменом.
Психодинамика человека имеет тройственную природу.
Интеллект
Эмоции
Моторика
У нас есть чувствительная (эмоциональная) и познавательная (интеллектуальная) сторона жизни и мы движемся (моторная функция). Хотя родители, а затем система образования учат нас развивать интеллект, следует понимать, что самое главное - это личность на всех уровнях ее существования.
У нас есть сознание и бессознательное. В эриксоновской терапии бессознательное четко отделено от сознательной части разума и конгруэнтно поддерживает ее деятельность. Проблемы возникают тогда, когда бессознательное не вступает в конгруэнтные взаимоотношения с сознанием.
Если взять бессознательное, то это огромная библиотека, где хранятся наши воспоминания и накопленные нами знания. Без такой библиотеки не обойтись, потому что мы не в состоянии сознательно удержать в памяти все, что узнаем. Это как океанский айсберг. Мы видим только надводную, меньшую его часть. Из накопленных в течение жизни знаний большая часть используется автоматически, чтобы обеспечить жизнедеятельность человека. Бессознательное реагирует на объективные качества действительности. Этим он отличается от сознания, которое смотрит на мир субъективно, через призму своих убеждений и ограничений.
В распоряжении бессознательного опыт многих лет обучения. У каждого человека были в жизни события, показывающие его способность к творчеству, раскрывающие лучшие стороны его личности. Каждый может вспомнить хотя бы один случай своего триумфа (первая пятерка, победа в соревнованиях, радость успеха). На самом деле этого достаточно, чтобы применить это чувство триумфа ко многим сторонам Вашей жизни. Вы обучаетесь навыку побеждать в самом раннем детстве. Это необходимо для выживания. Теперь надо только не забыть вовремя об этом вспомнить. Вы уже обладаете всеми необходимыми для жизни навыками и знаниями. Все это - Ваши внутренние ресурсы.
Доступ к бессознательному дает возможность воспользоваться своими забытыми ресурсами. Основа эриксоновской терапии состоит в том, что каждый человек имеет возможность работать со своими проблемами и решить их, и задача терапевта — помочь добраться до этих ресурсов.
Люди не всегда говорили, используя конкретные лингвистические формы. И не всегда при помощи слов можно точно выразить идею. Первобытные люди общались с помощью жестов и мимики, других невербальных приемов. Они точно понимали друг друга. Даже современный человек при общении получает большое количество информации из невербального поведения собеседника. Можно сказать, что много информации мы обрабатываем бессознательно. Сознание является ограниченным феноменом.
Психодинамика человека имеет тройственную природу.
Интеллект
Эмоции
Моторика
У нас есть чувствительная (эмоциональная) и познавательная (интеллектуальная) сторона жизни и мы движемся (моторная функция). Хотя родители, а затем система образования учат нас развивать интеллект, следует понимать, что самое главное - это личность на всех уровнях ее существования.
У нас есть сознание и бессознательное. В эриксоновской терапии бессознательное четко отделено от сознательной части разума и конгруэнтно поддерживает ее деятельность. Проблемы возникают тогда, когда бессознательное не вступает в конгруэнтные взаимоотношения с сознанием.
Если взять бессознательное, то это огромная библиотека, где хранятся наши воспоминания и накопленные нами знания. Без такой библиотеки не обойтись, потому что мы не в состоянии сознательно удержать в памяти все, что узнаем. Это как океанский айсберг. Мы видим только надводную, меньшую его часть. Из накопленных в течение жизни знаний большая часть используется автоматически, чтобы обеспечить жизнедеятельность человека. Бессознательное реагирует на объективные качества действительности. Этим он отличается от сознания, которое смотрит на мир субъективно, через призму своих убеждений и ограничений.
В распоряжении бессознательного опыт многих лет обучения. У каждого человека были в жизни события, показывающие его способность к творчеству, раскрывающие лучшие стороны его личности. Каждый может вспомнить хотя бы один случай своего триумфа (первая пятерка, победа в соревнованиях, радость успеха). На самом деле этого достаточно, чтобы применить это чувство триумфа ко многим сторонам Вашей жизни. Вы обучаетесь навыку побеждать в самом раннем детстве. Это необходимо для выживания. Теперь надо только не забыть вовремя об этом вспомнить. Вы уже обладаете всеми необходимыми для жизни навыками и знаниями. Все это - Ваши внутренние ресурсы.
Доступ к бессознательному дает возможность воспользоваться своими забытыми ресурсами. Основа эриксоновской терапии состоит в том, что каждый человек имеет возможность работать со своими проблемами и решить их, и задача терапевта — помочь добраться до этих ресурсов.
Обсуждения Бессознательное Милтона Эриксона