Жизнь как медитация или Меч, висящий на волоске

Когда я привожу здесь слова всех великих гуру о том, что ум человека должен находиться «в состоянии здесь и сейчас» я, разумеется немножко утрирую.

Обычному человеку невозможно добиться постоянного пребывания ума в моменте настоящего.
Жизнь как медитация или Меч, висящий на волоске
Ум, мышление вообще, только тогда и возможны, когда отправляются в далёкое путешествие — по направлению вектора прошлого или же в вектор будущего. Это называется абстрактным мышлением. Останови мы свой ум, и тут же станем вообще непригодны к этой жизни.

Это понятно, и этого никто от нас не требует. От обычного человека «требуется» (если здесь уместно говорить о каком-либо требовании вообще) только развить в себе умение останавливать ум... на время медитации. Вот и тренируйтесь всё время, чтобы в момент медитации «не подкачать».

Но что же нам делать с другим аспектом понимания термина «медитация»? Конкретно, как понимать рекомендацию превратить в медитацию всю жизнь? Разумеется, понимать следует не буквально.

«Быть в том, что ты делаешь, каждый миг» называют «жизнью-медитацией», но это нужно понимать исключительно как метафору. И чтобы не возникало ненужной злости и справедливой критики, что «так не бывает», я сейчас постараюсь объяснить смысл этой метафоры.

Ум-путешественник должен покидать момент настоящего, чтобы вообще что-то создавать — проекты, эскизы, стихи, отчёты и наставления. Но ум — лёгок, и его слишком далеко уносит ветром. Работа ума напоминает работу обывателя в Интернете. Интернет — полезная штука, когда нам нужно занырнуть в него на время и выудить оттуда то, что необходимо. А потом — назад, в реальность, в момент СЕЙЧАС. Но трудно остановить человека, попавшего в Интернет, ибо он начинает в нём СЕРФИНГОВАТЬ — от сайта к сайту, от ссылке к ссылке.

И вот что интересно, удовольствие от серфингования быстро скатывается в усталость, тоску, деперессию, раздражение... Начав с «интересной ссылочки», мы всегда почему-то переходим на какие-то дикие и мрачные ресурсы. Вчитываемся в шизофреническую ругань комментариев на ненужные нам статьи.

Наконец, когда мы отваливаемся, как пиявки, насосавшиеся дурной крови, от Интернета — можем ли мы ответить на вопрос: где мы были и что делали?

Нет, не можем. Дело в том, что Интернет — подражательное изобретение. Наше блуждание в нём подобно блужданию человеческого ума в пучинах прошлого и настоящего. Посмотрите на себя в интернете и Вы увидете картину своего ума, сомнамбулически плавающего по ментальным помойкам несуществующей виртуальности.

Вот поэтому великие мистики и учителя-гуру постоянно пытались вернуть человека к стопроцентному переживанию жизни. Это всё равно, что вернуть ученика на урок, когда он отвлёк себя созерцанием ворон, сидящих на дереве. Урок закончится, прозвенит звонок. А где ты был всё это время, неуч? Слышал ли ты вообще Учителя? И какой это был предмет?

Но как же нам это сделать?!

Мне в который раз надоели разговоры в пользу бедных и я перехожу прямо к сути дела. Собственно говоря, есть только один действенный способ, и его признавали не только на Востоке, сконцентрированным на медитации, но и в Средневековой Европе, сконцентрированной на идее Спасения Души. Этот способ назывался у нас, западных людей, МЕМЕНТО МОРИ. Выражение известное. Смысл же европейцам остался не ясен. Для чего «мементо мори» («помни о смерти»)? Зачем людей пугать? Ах, отстаньте!

И только Восток может внятно объяснить европейцу, зачем, в чём польза и как грамотно применять инструмент под названием «мементо мори». Это единственный способ прожить жизнь в постоянном осознании, прожить жизнь как медитацию.

В индуизме есть одна прекрасная притча, которая самым изящным и доходчивым образом проясняет этот момент.

Из неё можно извлечь сразу три урока. Расположим их в порядке возрастания значимости.

Урок первый.

Запомни, что каста кшатриев (воинов и правителей) на самом деле выше, чем каста браминов (жрецов и священников). Хотя в официальной системе каст — всё наоборот. Там выше брамина (блюстителя духовности) нет никого, и все касты (особенно воины-убийцы кшатрии) должны склонять перед ним голову. Но помни, что суетливый, живущий в миру и грехе воин — куда выше благостного брамина в белых одеждах.

Отголосок этого урока мы можем встретить в христианской притче о мытаре и фарисее. Там Иисус тоже ставит обычного сборщика налогов выше верховного жреца, служителя Храма. Почему — увидим из нашей притчи.

Урок Второй.

Это моя любимая идея. Нет на земле такого места, которое сделало бы тебя более чистым, более святым, более близким к Богу. Тот, кто стремится в Тибет, Гималаи, в прославленный ашрам, рискует так и не найти никакой святости. Каждое место, вот даже то, на котором мы сейчас стоим, может превратиться в наш личный «Тибет», надо только знать — как.

Урок Третий.

Настоящий отшельник живёт в миру.

Ну а теперь, сама притча.

Один молодой брамин очень кичился своим статусом. Примерно так юный Драко Малфой кичился тем, что в их древнем роду волшебников не было ни одного маггла. Брамин был хорошим учеником и придраться вообще-то было не к чему. Он чётко понимал свою задачу в этом мире — быть ближе всех к Богу и знать наизусть все Веды.

Но истинного понимания сути Вед у него всё-таки не было. И вот старый учитель отправил молодого брамина за пониманием. А отправил он его во дворец воина из касты кшатриев. Юноша был оскорблён. Для Индии — это шок. Чему может научить брамина, живущего при Храме чуть ли не с рождения и вкушающего неземную пищу прямо из рук ангелов какой-то грубый вояка?

Однако брамин принял послушание и тронулся в путь. Но пересилить себя не мог. Тот самый воин, к которому его послали, сидел у себя в роскошном дворце и принимал гостей. Вокруг было много вкусной еды, гремела музыка, танцевали соблазнительные девы. И молодой брамин смотрел на всё это с великим презрением и очень постной рожей. А воин тем временем смеялся в усы. Наконец, он отправил юношу спать. Комната и постель, где нужно было провести ночь молодому священнослужителю, были гораздо роскошней того, к чему он привык. Это была мирская роскошь. Не приличествующая касте браминов. И юноша даже обрадовался тому, как здесь всё красиво и сверхкомфортно. Но как только он посмотрел на потолок над ложем ... счастье его тут же улетучилось. Под потолком висел на тонком волосе тяжёлый острый меч...

Утром знатный кшатрий спросил юношу: «Удобна ли была кровать?»

Юноша естественно разозлился: «Что это за шутка: подвесить меч на нити, чтобы я дрожал от страха всю ночь?»

Это и есть моё учение, отвечал ему воин. То, за чем послал тебя в мир твой учитель.

Ты ведь был очень уставшим вчера, однако заснуть не смог. Всю ночь ты оставался бдительным, осознанным. Ты провёл так всего одну ночь, а я живу так всю мою жизнь.

Вчера ты видел меня, смотрящим на танцующих дев и пьющим дорогие напитки. Но точно так же, как и ты, я не забывался сном, будучи окружён этой роскошью. Ибо я осознавал смерть, которая может прийти в любое мгновение.

Я постоянно осознаю смерть. Поэтому я живу во дворце, и в то же время я — отшельник.

Дышать полной грудью, жить жизнью, впитывая тысячи её красок, можно только тогда, когда ты осознаёшь каждый проитый тобой миг как возможно предпоследний. Это сложно. Но другого способа быть по настоящему живыми у нас нет.
×

По теме Жизнь как медитация или Меч, висящий на волоске

Обоюдоострый меч ума

Часто, психологу приходится слышать от различных людей о желании что-то изменить...
Психология

Медитация сатипаттхана

4. УМ В ТУПИКЕ Утренний распорядок начинался с трех сорока пяти. Никто не...
Психология

Медитация Заземление

Это очень простое упражнение визуализации, его полезно делать в начале каждой...
Психология

Медитация

Сядьте или лягте поудобнее, дышите глубоко, медленно и естественно. Постепенно...
Психология

Религиозная медитация

Люди, занимающиеся религиозной медитацией, способны лучше расслабляться и...
Психология

Медитация от переедания Бумажный кораблик

Возможно, что в детстве, вы любили наблюдать за бумажным ко-рабликом, который...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека