Еще в древности наши предки собирались в группы для того, чтобы обеспечить свое выживание и развитие. В племенах существовали так называемые ритуальные действия: пляски, различного рода обряды, танцы. Древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, собирал вокруг себя людей и вел с ними диалоги для того, чтобы проверить свои идеи и знания о природе и о том, как устроен этот мир. Можно говорить о том, что уже те, более ранние формы проявления, содержали в себе зачатки групповой работы, которые имеются в нашем современном психологическом мире.
Однако целенаправленное воздействие на личность в целях получения терапевтического эффекта наблюдается лишь с недавнего времени. Основоположником первого метода групповой психотерапии был специалист по внутренним болезням из Массачусетского госпиталя в Бостоне терапевт Джозеф Пратт.
В 1905 году он собрал группу больных туберкулезом и проводил с ними различные дискуссионные беседы. Встречи, как правило, проходили в форме лекций. Пратт собирал клиентов в группу и говорил с ними о гигиене поведения, о лечебном воздействии свежего воздуха и хорошего питания. В свою очередь клиенты рассказывали о своих жизненных ситуациях, переживаниях, обсуждали проблемы и поведение отдельных участников своей группы.
Вначале такого группового подхода идея Пратта имела чисто экономический эффект. Но постепенно он обратил внимание на то, что воздействие одного члена группы на другого обладает достаточно сильным терапевтическим эффектом. То есть на лицо были видны явные тенденции выздоровления, причем более быстрого, нежели в группе больных, с которыми не проводилась подобная работа.
Можно и дальше перечислять тех последователей, которые оказали влияние на становление групповой психотерапии. Это были и последователи Фрейда. К числу ранних попыток работать с группами в рамках психоаналитической традиции можно отнести деятельность Луиса Вендера в 1929 году и Пауля Шилдера в 1934 году. Широко известный в научных кругах приверженец психоанализа Трайджент Барроу предложил термин "групповой анализ" еще в 1925 году. Но мы остановимся на более видных из них, чье имя непосредственно связано с основателями групповой терапии как отдельной отрасли психологического направления, а именно Карле Роджерсе.
Карл Роджерс был основателем гуманистического направления в психотерапии. Он в достаточно жесткой форме выступал против догматического психоанализа, ставя в центр своей терапии уникальность и неповторимость личности клиента с ее установкой на самовыражение и самораскрытие. Роджерс впервые применил свой клиенто-центрированный подход для работы с группами во время экспериментаторского периода, который последовал за Второй мировой войной.
Роджерс говорил о том, что в работе гуманистического терапевта должна прослеживается менее директивная и более либеральная политика, нежели в работе специалиста, работающего в русле другого направления. В отличие от психоанализа, основное внимание терапевт обращает на взаимоотношения членов группы, а не на внутренние психические процессы.
Роджерс видел в руководителе группы не столько специалиста, который лечит клиента, сколько равноправного партнера, формирующего спонтанные взаимоотношения "я – ты", не обремененные традиционными правилами и ограничениями, налагаемыми на поведение собственно терапевта. Предоставление терапевту права действовать в соответствии со своей интуицией и делиться "своим личным" с клиентом способствовало развитию новых подходов к групповой работе.
Согласно Роджерсу, задача терапевта - создать в группе такой климат психологической безопасности, чтобы поощрять участников группы к проявлению чувств и реакции остальных на эти чувства. Лидер группы несет ответственность за установление и поддержание в группе общего настроения и сосредоточенности. Терапевт, выступающий в роли лидера, может создать атмосферу, меняющуюся от очень деловой до эмоциональной, от сексуальной до страшной, провоцирует всплески гнева и даже жестокости.
Несмотря на периоды неудовлетворенности, неясности и тревоги, возникающие в процессе работы группы, каждый из этих периодов приводит к более открытой, менее скованной обстановке, создает атмосферу открытости и доверия. Эмоциональная напряженность и способность ее переносить, по-видимому, возрастают в соответствии с увеличением времени совместной работы членов группы.
«Группа встреч... является одним из самых успешных изобретений современности, она помогает справиться с ощущением нереальности, обезличенности, дистанции и изолированности существования, встречающемся у большого количества людей».
К. Роджерс в результате многолетней практики в области групповой психотерапии пришел к выводу, что каждая группа проходит несколько стадий своего развития:
1. Замешательство. На данной стадии ведущий говорит о том, что группе представляется полная свобода действий, что вызывает некоторое недоумение у большинства из участников данной группы.
2. Нежелание раскрыться или высказаться. Первоначально участникам группы бывает достаточно сложно раскрыться или показать свое истинное Я. Поэтому первоначальный процесс общения происходит за так называемой маской персоны, по Юнгу, или той социальной ролью, в которой участники групповой работы чувствуют себя достаточно комфортно.
3. Описание того, что участникам пришлось пережить. На данном этапе члены группы начинают делиться с другими участниками своими переживаниями.
4. Выражение негативных эмоций. В этот момент характерно выражение отрицательных эмоций по отношению к другим участником группы или психотерапевту, на выражение которых раньше был наложен запрет.
5. Выражение себя. Участник становиться как бы частью целостного организма, а именно частью группы, и на данном этапе он понимает, что может поспособствовать развитию группы. Отрицательные эмоции были выражены и приняты, или не совсем приняты, в любом случае без катастрофических последствий. А значит здесь есть, хотя и рискованная, но свобода. Затем в группе устанавливается атмосфера доверия, и участник решает рискнуть - раскрыть хоть немного для других свое «я».
6. Выражение спонтанных чувств между участниками группы. Включение члена в жизнь группы отмечено открытым выражением его непосредственных чувств и переживаний по отношению к окружающим.
7. Развитие в группе способности исцелять. Одна из наиболее удивительных сторон жизни любой группы психотерапии – проявляющаяся естественная и спонтанная способность многих участников облегчать и исцелять боль и страдание окружающих.
Преимущества групповой работы.
Хотя очевидно, что любая отдельная личность, находясь в группе, получает меньше внимания, чем при индивидуальном лечении, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Группа оказывается микрокосмом или обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям. В семье, на работе или в группах, которые формируются по интересам, на людей ежедневно действуют такие факторы, как давление партнеров, социальные влияния, конформизм.
Эти факторы и выявляются в психокоррекционных группах, что оказывает соответствующее влияние на взгляды и поведение личности. В конечном результате опыт, приобретаемый в специально созданной среде, обычно переносится на внешний мир.
Второе потенциальное преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь. В процессе происходящих в группе взаимодействий осознается ценность других людей и потребность в них. В группе отдельная личность чувствует себя принимающей других и принимаемой другими, доверяющей им и внушающей доверие, заботящейся и окруженной заботой, оказывающей помощь и получающей ее. Реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в разрешении межличностных конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми стилями поведения и получать опыт "проверки реалий" на специально подобранной группе партнеров. Присутствие равноправных партнеров, а не только одного терапевта, создает ощущение комфорта. У недостаточно уверенных в себе членов группы не возникает чувства, что на них оказывают давление, с тем чтобы они немедленно себя проявили. А когда они начинают заявлять о себе, то чувствуют себя спокойней, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть и у других.
В-третьих, в группе можно быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, можно отождествлять себя с активными участниками и использовать результаты этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков. Множество обратных связей создает отражение личности сразу во многих ракурсах, позволяющее ей оценить собственное поведение и установки. При добавлении к терапевтической диаде еще одного или нескольких человек возникает напряжение, которое не всегда имеет место в отношениях двух людей. Это напряжение может способствовать выявлению психологических проблем каждого члена группы.
В-четвертых, группа может способствовать личностному росту. В группе личность неизбежно ставится в положение, вынуждающее ее к самоисследованию и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но, чтобы заявить об этом во всеуслышание, им требуется участие и поддержка. Каждая попытка самораскрытия или самоизменения члена группы вызывает одобрительную реакцию со стороны других ее членов, и, соответственно, повышается самооценка личности.
Наконец, групповая форма работы имеет и экономические преимущества. Обычно и для терапевта/руководителя, и для пациента/члена группы менее накладно встречаться одновременно с шестью, десятью или более людьми, чем с каждым из них поодиночке.
Использованы материалы:
1. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 384 с.
2. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Основы групповой психотерапии. - Тесей 2004.
Однако целенаправленное воздействие на личность в целях получения терапевтического эффекта наблюдается лишь с недавнего времени. Основоположником первого метода групповой психотерапии был специалист по внутренним болезням из Массачусетского госпиталя в Бостоне терапевт Джозеф Пратт.
В 1905 году он собрал группу больных туберкулезом и проводил с ними различные дискуссионные беседы. Встречи, как правило, проходили в форме лекций. Пратт собирал клиентов в группу и говорил с ними о гигиене поведения, о лечебном воздействии свежего воздуха и хорошего питания. В свою очередь клиенты рассказывали о своих жизненных ситуациях, переживаниях, обсуждали проблемы и поведение отдельных участников своей группы.
Вначале такого группового подхода идея Пратта имела чисто экономический эффект. Но постепенно он обратил внимание на то, что воздействие одного члена группы на другого обладает достаточно сильным терапевтическим эффектом. То есть на лицо были видны явные тенденции выздоровления, причем более быстрого, нежели в группе больных, с которыми не проводилась подобная работа.
Можно и дальше перечислять тех последователей, которые оказали влияние на становление групповой психотерапии. Это были и последователи Фрейда. К числу ранних попыток работать с группами в рамках психоаналитической традиции можно отнести деятельность Луиса Вендера в 1929 году и Пауля Шилдера в 1934 году. Широко известный в научных кругах приверженец психоанализа Трайджент Барроу предложил термин "групповой анализ" еще в 1925 году. Но мы остановимся на более видных из них, чье имя непосредственно связано с основателями групповой терапии как отдельной отрасли психологического направления, а именно Карле Роджерсе.
Карл Роджерс был основателем гуманистического направления в психотерапии. Он в достаточно жесткой форме выступал против догматического психоанализа, ставя в центр своей терапии уникальность и неповторимость личности клиента с ее установкой на самовыражение и самораскрытие. Роджерс впервые применил свой клиенто-центрированный подход для работы с группами во время экспериментаторского периода, который последовал за Второй мировой войной.
Роджерс говорил о том, что в работе гуманистического терапевта должна прослеживается менее директивная и более либеральная политика, нежели в работе специалиста, работающего в русле другого направления. В отличие от психоанализа, основное внимание терапевт обращает на взаимоотношения членов группы, а не на внутренние психические процессы.
Роджерс видел в руководителе группы не столько специалиста, который лечит клиента, сколько равноправного партнера, формирующего спонтанные взаимоотношения "я – ты", не обремененные традиционными правилами и ограничениями, налагаемыми на поведение собственно терапевта. Предоставление терапевту права действовать в соответствии со своей интуицией и делиться "своим личным" с клиентом способствовало развитию новых подходов к групповой работе.
Согласно Роджерсу, задача терапевта - создать в группе такой климат психологической безопасности, чтобы поощрять участников группы к проявлению чувств и реакции остальных на эти чувства. Лидер группы несет ответственность за установление и поддержание в группе общего настроения и сосредоточенности. Терапевт, выступающий в роли лидера, может создать атмосферу, меняющуюся от очень деловой до эмоциональной, от сексуальной до страшной, провоцирует всплески гнева и даже жестокости.
Несмотря на периоды неудовлетворенности, неясности и тревоги, возникающие в процессе работы группы, каждый из этих периодов приводит к более открытой, менее скованной обстановке, создает атмосферу открытости и доверия. Эмоциональная напряженность и способность ее переносить, по-видимому, возрастают в соответствии с увеличением времени совместной работы членов группы.
«Группа встреч... является одним из самых успешных изобретений современности, она помогает справиться с ощущением нереальности, обезличенности, дистанции и изолированности существования, встречающемся у большого количества людей».
К. Роджерс в результате многолетней практики в области групповой психотерапии пришел к выводу, что каждая группа проходит несколько стадий своего развития:
1. Замешательство. На данной стадии ведущий говорит о том, что группе представляется полная свобода действий, что вызывает некоторое недоумение у большинства из участников данной группы.
2. Нежелание раскрыться или высказаться. Первоначально участникам группы бывает достаточно сложно раскрыться или показать свое истинное Я. Поэтому первоначальный процесс общения происходит за так называемой маской персоны, по Юнгу, или той социальной ролью, в которой участники групповой работы чувствуют себя достаточно комфортно.
3. Описание того, что участникам пришлось пережить. На данном этапе члены группы начинают делиться с другими участниками своими переживаниями.
4. Выражение негативных эмоций. В этот момент характерно выражение отрицательных эмоций по отношению к другим участником группы или психотерапевту, на выражение которых раньше был наложен запрет.
5. Выражение себя. Участник становиться как бы частью целостного организма, а именно частью группы, и на данном этапе он понимает, что может поспособствовать развитию группы. Отрицательные эмоции были выражены и приняты, или не совсем приняты, в любом случае без катастрофических последствий. А значит здесь есть, хотя и рискованная, но свобода. Затем в группе устанавливается атмосфера доверия, и участник решает рискнуть - раскрыть хоть немного для других свое «я».
6. Выражение спонтанных чувств между участниками группы. Включение члена в жизнь группы отмечено открытым выражением его непосредственных чувств и переживаний по отношению к окружающим.
7. Развитие в группе способности исцелять. Одна из наиболее удивительных сторон жизни любой группы психотерапии – проявляющаяся естественная и спонтанная способность многих участников облегчать и исцелять боль и страдание окружающих.
Преимущества групповой работы.
Хотя очевидно, что любая отдельная личность, находясь в группе, получает меньше внимания, чем при индивидуальном лечении, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Группа оказывается микрокосмом или обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям. В семье, на работе или в группах, которые формируются по интересам, на людей ежедневно действуют такие факторы, как давление партнеров, социальные влияния, конформизм.
Эти факторы и выявляются в психокоррекционных группах, что оказывает соответствующее влияние на взгляды и поведение личности. В конечном результате опыт, приобретаемый в специально созданной среде, обычно переносится на внешний мир.
Второе потенциальное преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь. В процессе происходящих в группе взаимодействий осознается ценность других людей и потребность в них. В группе отдельная личность чувствует себя принимающей других и принимаемой другими, доверяющей им и внушающей доверие, заботящейся и окруженной заботой, оказывающей помощь и получающей ее. Реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в разрешении межличностных конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми стилями поведения и получать опыт "проверки реалий" на специально подобранной группе партнеров. Присутствие равноправных партнеров, а не только одного терапевта, создает ощущение комфорта. У недостаточно уверенных в себе членов группы не возникает чувства, что на них оказывают давление, с тем чтобы они немедленно себя проявили. А когда они начинают заявлять о себе, то чувствуют себя спокойней, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть и у других.
В-третьих, в группе можно быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, можно отождествлять себя с активными участниками и использовать результаты этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков. Множество обратных связей создает отражение личности сразу во многих ракурсах, позволяющее ей оценить собственное поведение и установки. При добавлении к терапевтической диаде еще одного или нескольких человек возникает напряжение, которое не всегда имеет место в отношениях двух людей. Это напряжение может способствовать выявлению психологических проблем каждого члена группы.
В-четвертых, группа может способствовать личностному росту. В группе личность неизбежно ставится в положение, вынуждающее ее к самоисследованию и интроспекции. Часто люди знают, чего они хотят, но, чтобы заявить об этом во всеуслышание, им требуется участие и поддержка. Каждая попытка самораскрытия или самоизменения члена группы вызывает одобрительную реакцию со стороны других ее членов, и, соответственно, повышается самооценка личности.
Наконец, групповая форма работы имеет и экономические преимущества. Обычно и для терапевта/руководителя, и для пациента/члена группы менее накладно встречаться одновременно с шестью, десятью или более людьми, чем с каждым из них поодиночке.
Использованы материалы:
1. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 384 с.
2. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Основы групповой психотерапии. - Тесей 2004.
Обсуждения Групповая психотерапия